где - показатель потенциальной выгоды с 1 м2 многоквартирного дома, г - сумма стоимостей видов отходов согласно их морфологическому составу по постановлению Правительства Санкт-Петербурга. В нашем случае:
161 808,42 / 16 529,9 = 9,78 руб./м2
Следовательно, 9,8 - 2,03 = 7,77 руб./м2.
Таким образом, упущенная выгода при нерациональном обращении с ТБО на примере ТСЖ «Пулковский Посад-6», составляет 7,77 руб./м2. Выводы и рекомендации
Результат исследования дает наглядную иллюстрацию неэффективности политики управляющей компании по работе с ТБО, которая выражается в значительной величине упущенной выгоды только для одного многоквартирного дома.
При правильной организации этого процесса статья вывоза мусора может отсутствовать в списке коммунальных платежей.
Могут быть сделаны следующие рекомендации по увеличению эффективности обращения с ТБО:
1. Необходимо установить в каждом дворе раздельные контейнеры для сбора ТБО.
2. Необходимо разработать экономические механизмы, позволяющие стимулировать раздельный сбор ТБО в каждом домохозяйстве. Мотивацией для граждан по осуществлению раздельного сбора
может послужить уменьшенные коммунальные платежи на соответствующую величину упущенной выгоды.
3. Необходимо вовлекать в решение данной проблемы государственные органы управления с целью реализации программ по строительству мусо-роперерабатывающих заводов, - и тем самым снижать антропогенную нагрузку на землю и природу.
4. В теории вопроса необходимо внести понятие «антропогенное сырье» - ресурс, вовлекаемый во вторичное производство новых товаров, образуемый каждым домохозяйством и получаемый в результате сбора, сепарации и первичной переработки ТБО.
Данное понятие может лечь в основу формирования целого экономического кластера, который совершенно не развит в Российской Федерации и при правильной вертикальной интеграции может стать ядром одной из базовой отраслей экономики.
Список литературы
1. Свод правил по проектированию и строительству СП 31-108-2002 п. 5.1.13.
2. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2012 г. N 524.
3. http://пп6.рф/.
4. http://www.zolushka-spb.ru.
5. www.waste.ru.
6. www.recycling.ru.
7. www.garbage.ru.
СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ТОРГОВЛИ НА ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ
ПОВЕДЕНИЕ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ МАГАЗИНЕ
Габидуллина Лилия Хаксеновна
Кандидат экономических наук, доцент Института экономики, управления и права (г. Казань), г. Набережные Челны
THE DEGREE OF INFLUENCE OF MODERN FORMS OF TRADE ON PURCHASING BEHAVIOUR IN GROCERY STORE Gabidullina Lilia Haksenovna, Candidate of economic sciences, assistant professor of Institute of Economics, management and law (Kazan), Naberezhnye Chelny АННОТАЦИЯ
Продуманный и грамотный мерчандайзинг может представлять собой новый вид конкурентного преимущества торгового предприятия, порожденного нуждами рынка. Это элемент модернизации торговой сферы, который повышает качество обслуживания и объемы продаж хозяйствующего субъекта. ABSTRACT
A well-thought-out and competent merchandising can represent a new type of competitive advantage of the trade enterprise generated by needs of the market. It is an element of modernization of the trade sphere, which increases the quality of service and sales volumes of a business entity.
Ключевые слова: поведение потребителя; продовольственная торговля; удовлетворенность потребителя; характеристики мерчандайзинга.
Keywords: customers' behaviour; food retail; customer satisfaction; characteristics of merchandising.
Обострение конкуренции между торговцами влечет появление на свет новых технологий, умелое использование которых образует конкурентное преимущество. Считается, что в условиях жесткой конкуренции, на ряду с требованием тщательного учета потребностей целевого рынка, существует негласное и жизненно необходимое требование к умению предприятия своевременно внедрять и в полной мере грамотно их использовать. Речь идет
о новых методах и современных формах предложения товаров, а именно о мерчандайзинге. По-нашему мнению, мерчандайзинг является новым видом конкурентного преимущества, порожденного нуждами рынка. Его можно назвать элементом модернизации или новым витком развития рыночных отношений, который повышает качество обслуживания и объемы продаж хозяйствующего субъекта.
Еще десять-двенадцать лет назад о мерчанда-йзинге в России слышали единицы. Сегодня знать об этом стремится каждый управляющий магазина. С ростом сферы услуг во всем мире и с распространением новой парадигмы бизнеса, центральное место в которой принадлежит потребителю, мерчандайзинг все более развивается как торговая услуга.
Тенденции развития внешней среды составляют основной элемент, влияющий на изменения розничной торговли. Потребности покупателей постоянно находятся в движении, причем как у жителей мегаполиса, так и жителей регионов. В подобной ситуации «продавца-заложника» появляется необходимость удивлять покупателя уровнем сервиса и качеством услуг.
Сегодня мерчандайзинг должен быть одной из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, чей бизнес заключается в реализации товаров и услуг конечным потребителям. Им необходимо знать, как привлечь потребителя в магазин и обратить его внимание на товар; как увеличить время пребывания покупателя в торговом зале и количество совершаемых им покупок; как снизить когнитивный диссонанс и повысить лояльность покупателя к торговой сети [2, с. 58].
В процессе совершения покупок на поведение покупателя оказывает влияние не только его сиюминутное состояние, но и влияние той атмосферы, которое создает всё торговое помещение. Атмосфера торгового зала - понятие комплексное и включает в себя несколько составляющих. Анализ общей атмосферы продовольственного магазина всегда будет являться интегральной оценкой.
В рамках данной статьи нашей целью выступает оценка степени влияния мерчандайзинга, как современной формы торговли, на покупательское поведение.
Объект исследования - универсам г. Набережные Челны.
Предмет исследования - выраженность элементов мерчандайзинга.
Методом исследования послужил опрос, который проводился в местах массового скопления людей. Инструмент сбора информации - анкета.
Размер выборки составил 384 человека. Анализ структуры выборки позволил определить, что большую часть опрошенных составили женщины, возраст которых составлял от 41-50 лет (28,8%). Среди мужского пола большинство - это респонденты в возрасте от 19-23 лет (9,6%).
Проведя перекрестную табуляцию вопросов из пас-портички анкеты, были получены следующие результаты:
- служащими оказались женщины в возрасте 31-50 лет;
- индивидуальными предпринимателями в равной степени оказались как женщины, так и мужчины в возрасте 41-50 лет;
- домохозяйки - девушки в возрасте 24-30 лет;
- студенты были представлены молодыми людьми и девушками в возрасте от 19 до 23 лет.
Проведя анализ анкет, были получены данные относительно частоты посещения респондентами продуктовых магазинов. Для этого в анкету был включен полузакрытый вопрос, итоги по которому представлены в таблице 1.
Таблица 1
Частота посещения продовольственных магазинов респондентами
^^ Возраст Частота ^^^^ посещения До 18 лет 19-23 лет 24-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет 61 лет и более
Ежедневно - - - - 9,9% - -
1 раз в неделю - 6,6°% 6,6% - 12,2% 3,2;% 3,2%
2 раза в неделю - 6,8°% 8,8% 9,1% 6,6; 6,6% 3,2%
1 раз в 2 недели 3,2% - - 3,2% 3,2% - -
1 раз в месяц - - - 3 2- 3,2% - -
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что самой активной частью населения города являются жители в возрасте 41-50 лет. Эта категория людей чаще всего совершает покупки в продовольственном магазине.
Благодаря ряду вопросов, включенных в анкету, была получена возможность выявить рациональность поведения покупателей в магазине в процессе совершения покупок. Результаты представлены на рисунке 1.
участвуют в дегустациях и промо-
предпочитают
проитись по / / \ \ идут сразу к витринам
торгсшсшу залу; [ [ за необходимым;
54,83%
□ идут сразу к витринам за необходимым □ предпочитают проитись по торговому залу
□ участвуют в дегустациях и промо-акциях
Рисунок 1. Покупательское поведение в процессе покупки
Итоги анализа инструмента сбора информации позволили определить, что 54,83% покупателей в магазине предпочитает сразу идти к витринам с необходимыми товарами; 41,93% посетителей предпочитают пройтись между стеллажами и посмотреть ассортимент предлагаемых товаров на витринах магазина; 3,24% проявляют активность и с интересом участвуют в акциях и дегустациях.
Из рисунка 2 следует, что поведение мужчин и женщин разнообразно, чего и следовало ожидать. Однако, можем отметить что, несмотря на то, что большая часть покупателей, оказавшись в магазине, предпочитает идти сразу к стеллажам с нужным товаром, тем не менее, они все равно совершают импульсивные покупки (80%). Особенно это выражено среди покупателей женского пола.
Одним из обязательных элементов исследования, на который автор обращает внимание и придает ему
Итак, оказывается, что первостепенным для покупателя при выборе продуктового магазина является широкий ассортимент, доступные цены, чистота торгового помещения, качество продукции, обновляемость ассортимента.
С целью получения достоверной и более точной информации от респондента в анкете содержался вопрос-фильтр, который позволил определить степень искренности покупателей в своих ответах. Итоги представлены на рисунке 2.
практическую значимость - это оценка степени выраженности характеристик мерчандайзинга универсама. Проведенный ранее пилотажный опрос позволил выявить те характеристики организации торговли, на которые обращают внимание покупатели при выборе магазина. Общее количество показателей, которые выделили респонденты, составило 12. Важность данных характеристик для покупателей представлена на рисунке 3.
Далее автором представлен более углубленный анализ степени удовлетворенности потребителей системой организации мерчандайзинга в универсаме, представленный в виде карты удовлетворенности. Для этого мы рассчитали среднее значение удовлетворенности по изучаемым показателям и среднеквадратичное отклонение по каждому из них (см. формула 1.).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
У 80
♦-63,63 ч
► 36,36
У ч
15 ч
5
приобретаю только то, что запланировал
периодически совершаю незапланированные покупки
тип поведения
всегда совершаю незапланированные покупки
-муж жен
Рисунок 2. Поведение мужчин и женщин в универсаме
0,14 0,12 И 0,1 2 0,08 I 0,06
§ 0,04
щ '
0,02 0
0,12
-044-
0,096
0 09 0 09
0,086
0078 0,073 0071
0,066
0,061 0,057
а 0) £ ?
|Ё
& в
характеристики
Рисунок 3. Важность характеристик мерчандайзинга в глазах потребителей
кг =
!(А - Агп)2
N
(1)
кг.
где, *" - среднеквадратичное отклонение оценок относительно атрибута ^
А - средняя оценка атрибута г;
Агп - оценка атрибута ^ проставленная респондентом п;
N - число атрибутов.
Среднеквадратичное отклонение свидетельствует о степени совпадения мнений покупателей на предлагаемые атрибуты. Высокое значение среднеквадратического отклонения показывает большое разногласие во взглядах покупателей на один и тот же показатель мерчандай-зинга, чем ближе показатель к нулю, тем больше мнение совпадает. Значения среднеквадратического отклонения приведены на рисунке 4.
характеристики
Рисунок 4. Среднеквадратическое отклонение характеристик мерчандайзинга (Ю) универсама
Анализируя представленный рисунок, напрашивается вывод о том, что персонал, осуществляющий работу в торговом зале, является квалифицированным и в этом клиенты универсама между собой в целом согласны. Этот показатель оказался единственным в своем роде, оценивая который, респонденты сошлись в своих взглядах.
Больше всего разногласия в оценках покупателей были выражены относительно таких характеристик мерчандайзинга как: широкий ассортимент товаров, дизайн торговой зоны, удобные витрины/стеллажи, достаточное количество рекламной информации.
Таким образом, получив баллы удовлетворенности, а также показатели среднеквадратического отклонения есть возможность представить карту удовлетворенности по организации системы мерчандайзинга в анализируемом нами универсаме. Ответы на вопросы по отдельным показателям были распределены по двум осям, одна из которых соответствует средним оценкам уровня удовлетворенности, а вторая — среднеквадратическим отклонениям оценок. Выбор точки пересечения осей осуществляется следующим образом: выбираются средние оценки. Таким образом, получаем карту, приведенную на рисунке 5.
7
♦ ♦ 1
5
Л * 4 ♦ 3
12
8 11 10* ♦ 1Ч » 2
6 ♦ 9
£ 2
4 5 6
удовлетворенность
9 10
7
6
5
4
3
1
0
0
1
2
3
7
8
Рисунок 5. Матрица удовлетворенности/неудовлетворенности показателями мечандайзинга универсама
На рисунке 5 нумерация атрибутов соответствует их последовательности, представленной на рисунке 4. Анализируя итоги рисунка 5, можем подытожить, что в правом нижнем квадранте свойства исследуемого универсама имеют более высокую усредненную оценку, чем в среднем по сектору, а их разброс также меньше среднего. Это означает, что потребители в один голос заявляют о своем удовлетворении. В данном случае получаем однородную удовлетворенность относительно такого атрибута как доступность цен.
В правом верхнем квадранте свойства компании тоже имеют оценки выше средних, но среднеквадратиче-ское отклонение на этот раз велико, т.е. потребители высказали разные мнения. Мы имеем дело с распределенной удовлетворенностью, которая может быть вызвана разными причинами. В данной ситуации крайне важно выявить неудовлетворенных потребителей и причины их недовольства, а также предпринять индивидуальные меры, прежде чем потребители переключатся на продукцию конкурентов. В нашем случае в этот квадрант вошли такие атрибуты как: широкий ассортимент товаров, удобные витрины/стеллажи, чистота торгового помещения, обновляемость ассортимента и дизайн торговой зоны, достаточное количество рекламной информации.
В левом верхнем квадранте свойства получают оценки ниже средних при высоком среднеквадратичном
отклонении. Это случай распределенной неудовлетворенности, то есть большинство потребителей не довольны, но одни в большей степени, другие - в меньшей. Среди опрошенных таких клиентов не оказалось.
Левый нижний квадрант означает, что клиенты не удовлетворены и согласны в этом, в данный квадрант попали такие характеристики мерчандайзинга, как качество продукции, достаточное количество работающих касс, квалифицированный персонал, видные/чёткие ценники, просторные проходы между витринами.
Необходимо отметить, что выделенные 12 компонентов, являются для потребителей показателями визуально-информационной модели дисплея. Ранжирование данных параметров является расчетной операцией, здесь все оценки покупателей являются субъективными.
Литература
1. Габидуллина Л.Х. Управление конкурентоспособностью крупных торговых сетей на региональном рынке продовольственных товаров: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05/ Л.Х. Габидуллина. - Казань, 2012. - 175 с.
2. Снегирева В.В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям/ В. Снегирева. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Гогушева Таужан Мухамедовна
кандидат экон. наук, доцент, СевероКавказская Государственная, Гуманитарно-Технологическая Академия,
г.Черкесск
Аджиева Айшат Азрет-Алиевна
старший преподаватель, СевероКавказская Государственная, Гуманитарно-Технологическая Академия, г.Черкесск
Хутова Людмила Алиевна
кандидат экон. наук, доцент, СевероКавказская Государственная, Гуманитарно-Технологическая Академия,
г.Черкесск
PROBLEMS OF FINANCIAL AND ECONOMIC BASIS OF LOCAL GOVERNMENT
Gogusheva Tauzhan Muhamedovna, candidate ehkon. Sciences, Associate Professor of the North-Caucasian State Technological Academy of Humanities and Cherkessk,
Adzhieva Ajshat Azret-Alievna, Senior Lecturer North Caucasus State Technological Academy of Humanities, and Cherkessk Hutova Lyudmila Alievna, candidate ehkon. Sciences, Associate Professor of the North-Caucasian State Technological Academy of Humanities and Cherkessk АННОТАЦИЯ
В работе исследованы проблемы развития финансово-экономических основ местного самоуправления. Выделены факторы природно-ресурсного обеспечения, экономического, в первую очередь имущественного финансового обеспечения. Сформулированы предложения по решению проблем развития финансово-экономических основ местного самоуправления. ABSTRACT
We studied the problem of financial and economic bases of local self-government. The factors of natural resource security, economic, primarily property financial security. Proposals to address the problems of financial and economic bases of local self-government.
Ключевые слова: местное самоуправление; местные финансы; муниципальное образование; налоги; бюджет.
Key words: local government; local finance; municipal; education; taxes, the budget.
Практика современного развития местного самоуправления свидетельствует о том, что успешное решение вопросов местного значения напрямую зависит от ряда факторов. Среди них можно выделить факторы природно-
ресурсного обеспечения; экономического, в первую очередь имущественного финансового обеспечения. При этом финансовая составляющая повсеместно, и у нас в