Научная статья на тему 'Анализ использования приемов мерчандайзинга розничными торговыми сетями города Оренбурга'

Анализ использования приемов мерчандайзинга розничными торговыми сетями города Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЧАНДАЙЗИНГ / РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ / НОРМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лужнова Н. В., Афанасьева Е. А.

В статье рассмотрены основные правила и приемы мерчандайзинга, представлены результаты маркетинговых исследований использования разнообразных приемов мерчандайзинга розничными торговыми сетями города Оренбурга, применена методика оценки нормы потребительской стоимости на основе визуально-информационной модели независимого специалиста и потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ использования приемов мерчандайзинга розничными торговыми сетями города Оренбурга»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УДК 658.87:366.1:339.185.4

Н.В. Лужнова, Е.А. Афанасьева

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЕРЧАНДАЙЗИНГА РОЗНИЧНЫМИ ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

В статье рассмотрены основные правила и приемы мерчандайзинга, представлены результаты маркетинговых исследований использования разнообразных приемов мерчандайзинга розничными торговыми сетями города Оренбурга, применена методика оценки нормы потребительской стоимости на основе визуально-информационной модели независимого специалиста и потребителя.

Ключевые слова: мерчандайзинг, розничные торговые сети, норма потребительской стоимости

Главной особенностью системы продвижения предприятий розничных торговых сетей является возможность непосредственного воздействия на поведение потребителя при помощи основных и синтетических инструментов системы маркетинговых коммуникаций в момент принятия окончательного решения о покупке. Поэтому необходимо определить роль процессов, влияющих на поведение потребителя в местах продажи в общей модели поведения потребителей. [1]

По данным статистических исследований около 80% покупателей магазинов принимают решения о совершении покупки товара непосредственно вместе продаж. Это доказывает очевидную истину о том, что комплексная выкладка товаров, стимулирующая торговлю, является одним из важнейших средств приумножения прибыли магазина.

С теоретической точки зрения правила выкладки товара включают в состав мерчандайзинга - комплекса мероприятий по реализации товаров в пункте конечных продаж. Также часто слова «выкладка» и «мерчандайзинг» используют как синонимы. Таким образом, мерчандайзинг можно охарактеризовать как комплекс мер, обращенных на стимулирование продажи с помощью привлечения внимания потребителей к брендам и группам продукции при помощи более выгодного расположения продукции и POS (ротГо^а^-материалов. [2]

Для качественного и регулярного выполнения мерчандайзинговых мероприятий следует придерживаться основных целей мерчандайзинга:

-обеспечить доступность товаров для целевой аудитории;

-ротация по срокам годности;

-обеспечение более выгодного восприятия продукции потребителем;

- наиболее полное применение торговых площадей и зон для размещения товаров;

-выделение отдельных товаров и товарных групп для привлечения наибольшего интереса покупателей.

Данные цели достигаются путем использования следующих инструментов мерчандайзинга:

1) Дизайн магазина (как внешний, так и внутренний: освещение, цветовая палитра, звуковое сопровождение, аромокоммуникации).

2) Предметная семиотика (реализует функцию узнавания и стимулирует ощущение эстетического удовольствия).

3) Выкладка товара (ряд критериев размещения товаров на полках и торговых площадях).

4) Планировка торговой зоны (точнее, планирование потоков движения покупателей).

5) POS-материалы. [3]

© Лужнова Н.В., Афанасьева Е.А., 2013.

67

Новый университет. 2013. № 5 (27).

ISSN 2221-7347

Однако, это не все целевые установки мерчандайзинга и для более эффективной организации продаж необходимо использовать комплексные мероприятия, которые помимо инструментов мерчандайзинга включают еще и правила.

Правила мерчандайзинга:

1) правило перемещений и замен продукции в зависимости от срока годности и других критериев;

2) правило адаптации покупателя. При входе на первых 10 шагах покупатель менее активен, что объясняется привыканием его к обстановке в магазине;

3) правило «золотой полки». Наибольшее интерес покупатель проявляет к товару, находящемуся на уровне глаз и вытянутой руки. Перемещение товара согласно этому правилу увеличивает сбыт на 10-15%;

4) правило местоположения лидера продажи. Чаще и объемней продажи - доминирующее место на прилавке;

5) новинки к лидерам продажи! Для привлечения внимания к новым товарам необходимо располагать их ближе к продукции, которая пользуется большим спросом;

6) правило «золотого треугольника». Покупатель максимально активен на торговой площади в пределах «золотого» (вход, касса и отдел предполагаемых покупок);

7) правило распределений интереса покупателя. При движениях вдоль стеллажей покупатели уделяют около 70% внимания товару на стеллажах справа от себя и лишь 30% - товару слева.

В качестве примера внедрения и использования мерчандайзинга проведен анализ системы мерчандайзинга супермаркетов розничной торговли города Оренбурга «СоседДушка» (улица Терешковой, 49) и «Магнит»(проспект Победы, 113).

Проанализировав данные супермаркеты на предмет эффективности использования правил мерчандайзинга, можно сделать следующие выводы.

Первые шесть правил в каждом из супермаркетов выполняются. Что касается правила «золотого треугольника», то оно более действенно выполняется в супермаркете «СоседДушка», в силу более рационального расположения стеллажей в торговом зале. В зону «золотого треугольника» попадают торговые группы товаров первой необходимости и основные продовольственные товары.

Движение покупателей по торговому залу отражает степень выполнения правила распределения внимания. Так, в супермаркете «СоседДушка» осуществляется движение покупателей против часовой стрелки, это обусловлено расположением единственного входа в торговый зал. Ведь, двигаясь против часовой стрелки, покупатели охватывают стеллажи большей площади с большим ассортиментом. Имеется статистика, что размещенные по внешнему периметру точки продаж обходит около 70% покупателей и лишь половина заходит во внутренние ряды. В супермаркете «Магнит» покупатель имеет возможность пройти в торговую зону, как против часовой стрелки, так и по часовой стрелки, что вероятно уменьшает процент охвата вниманием более широкого ассортимента товаров.

Также мониторинг мерчандайзинговых мероприятий может проводиться на основе нормы потребительской стоимости (НПС). [3]

НПС определяется как отношение двух моделей: визуально-информационной модели независимого специалиста и визуально-информационной модели потребителя. Сущность этого показателя содержится в том, что визуально-информационная модель независимого специалиста, которая состоит из некоторых факторов, в идеале должна быть близка к визуальноинформационной модели покупателя. Только тогда осуществляется покупка товара. Если же разность между числителем и знаменателем велика, то потребитель покидает магазин неудовлетворенным. Другими словами, покупка возможна только в ситуации, когда показатель НПС стремится к единице.

Существует ряд факторов, способных описать визуально-информационную модель, оцененную независимым специалистом:

68

ISSN 2221-7347

Экономика и право

- полная информация о продукции: предполагает достоверную и доступную для покупателя информацию о продукции, ее свойствах и характеристиках (20%);

- быстрота отыскания необходимого продукта, отображает степень успешного расположения товаров в торговой зоне и на стеллажах (24%);

- степень комфорта для потребителя при непосредственном приобретении товара и доступе к нему (11%);

- вероятность скоро найти сопутствующую продукцию (17%);

- дизайн и эстетические элементы сформированного дисплея, характеризует уровень удовлетворенности потребителей общим требованиям(6%);

- период нахождения в магазине (7%);

- отношение к новым товарным группам (3%);

- частота совершения покупок(1%).

Перечисленные выше факторы могут меняться при изменении потребностей и изменениях в конкурентной среде розничной торговли, поэтому при её практическом использовании необходима их постоянная корректировка. Каждый фактор составляет определенную долю в общем весе факторов в зависимости от значимости (веса представлены в процентах).

Следующий шаг методики - оценка значимости отдельных составляющих мерчандайзинговой услуги. Для этого был проведен опрос посетителей супермаркетов. Анкета содержала вопросы в форме факторов, которые потребители оценивали по представленным процентным шкалам.

В результате обработки полученных данных было получено отношение оценок визуально-информационной модели покупателями и стандартным товарным дисплеем. На основе вычисленного отношения был выведен коэффициент необходимости (или приоритетности) корректирования компонента услуги (С), среднее значение которого и есть критерий удовлетворенности (должен стремиться к 1). Среднее значение коэффициента С для супермаркета «Со-седДушка» составило 0,91, для супермаркета «Магнит» - 0,89, что свидетельствует о большей эффективности выполнения мерчандайзинговых мероприятием супермаркетом «СоседДушка».

Соблюдение вышеизложенных правил и верное использование инструментов мерчандайзинга дает возможность осуществить цели маркетинговой деятельности по увеличению объемов сбыта продукции конечным потребителям, скорейшего увеличения прибыли и формирования базы постоянных клиентов-покупателей.

Библиографический список

1. Марченко В.Н. Формирование комплекса маркетинга розничными торговыми сетями // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. Т. 4. № 36-1. С. 176-179.

2. Канаян К. Мерчандайзинг / К. Канаян, Р. Канаян. М.: РИП-холдинг, 2006. 234 с.

3. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. М.: Экономика,2012. 856 с.

Статья поступила в редакцию 07.06.2013.

ЛУЖНОВА Наталья Валерьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и рекламы, Оренбургский государственный университет.

АФАНАСЬЕВА Елизавета Александровна - студент Оренбургский государственный университет.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.