Научная статья на тему 'Проверка двух основных принципов мерчандайзинга в магазинах Дмитровского района'

Проверка двух основных принципов мерчандайзинга в магазинах Дмитровского района Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЧАНДАЙЗИНГ / ЗОЛОТАЯ ПОЛКА / СЛЕПАЯ ЗОНА / ПРИОРИТЕТНОЕ МЕСТО / ЭКСПЕРИМЕНТ / ВЫКЛАДКА / ПРОДАЖИ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Фадеева Е. В.

В данной статье дается определение мерчандайзинга. Осуществляется проверка двух основных принципов мерчандайзинга в двух супермаркетиах Дмитровского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проверка двух основных принципов мерчандайзинга в магазинах Дмитровского района»

Новый университет. 2011. № 10.

ISSN 2221-7347

УДК 338.51

Е. В. Фадеева

ПРОВЕРКА ДВУХ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕРЧАНДАЙЗИНГА В МАГАЗИНАХ ДМИТРОВСКОГО РАЙОНА

В данной статье дается определение мерчандайзинга. Осуществляется проверка двух основных принципов мерчандайзинга в двух супермаркетиах Дмитровского района.

Ключевые слова: мерчандайзинг, золотая полка, слепая зона, приоритетное место, эксперимент, выкладка, продажи.

Для начала нужно определиться, что такое мерчандайзинг. Это представление товаров в пункте продаж путем организации его внутреннего пространства и наружного оформления, оптимального светового и цветового разрешения, удобство подхода или подъезда к нему.

Один из принципов мерчандайзинга звучит: золотой полкой является полка находящаяся перед глазами покупателя, с нее наиболее быстрее уходит товар. Второй принцип мерчандайзинга звучит: 15 см с конца полки и 15 см с начало полки являются «слепой зоной», а приоритетное место для товара это середина полки.

Был проведен эксперимент в двух супермаркетах Дмитровского района. Эксперимент проходил по двум наименованиям товаров: это водка и стерилизованное молоко. Были взяты два периода времени в которые не попадают праздники с 20.01.2011г. по 20.02.2011г. - это промежуток времени в который магазин работал обычно без нашего вмешательства и второй период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г. - это период, в который проходил эксперимент.

В первом супермаркете имеются две полки с молоком 3,4. Один из принципов мерчандайзинга гласит, что полки расположенные на уровне глаз покупателей, обладают самыми высокими показателями продаж. Для проверки данного принципа поменяли полки местами, товар который стоял на 3 полке переставили на 4. На рисунке 1 изображена выкладка молока в 1 магазине в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

Продажи на 4 полке в период 20.01.2011г. по 20.02.2011г. составили 448 штук.

Продажи на 3 полке в период 20.01.2011г. по 20.02.2011г. составили 1637 штук.

Рис. 1. Выкладка молока в 1-ом магазине в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

После перестановки молока с 4 на 3 полку в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г. продажи составили 570 штук, а после перестановки молока с 3 на 4 полку в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г. продажи составили 1431 штуку.

На рисунке 2 изображена выкладка молока в 1 магазине в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г. На рисунке 3 изображено изменение объема продаж молока в период эксперимента.

Рис. 2. Выкладка молока в 1-ом магазине в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г.

© Фадеева Е. В., 2011.

68

ISSN 2221-7347

Экономика и право

1800

1600

1400

1200

1000

800

600

400

200

0

1637

1431

=u=u

448

январь-февраль март - апрель ■ ^^ январь - февраль март-апрель

3 полка 3-4 полка 4 полка 4-3полка

Рис. 3. Изменение объема продаж молока в заданный период

Вывод: Перестановка молока подтвердила приоритет третьей полки над четвертой.

Был проверен следующий принцип мерчандайзинга, согласно которому товар продается быстрее с середины полки, а 15 см с начало и 15 см с конца являются «слепой зоной». На рис.4.показана выкладка молока в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

Рис. 4. Выкладка молока в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

В таблице 1 приведен объем продаж молока находящихся в «слепой зоне» в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

Объем молока находящихся в «слепой зоне»

Таблица 1

Наименование Объем Процент Объем продаж

Био Мах 0,95 3,2% 3

Био Мах детское 1 3,5% 23

Био Мах легкое 1 1,5% 8

Био Мах 1 2,5% 15

Домик в деревне 0,95 0,5% 178

Домик в деревне 0,95 1,5% 177

Савушкин продукт 1 1,5% 9

Савушкин продукт 1 3,1% 17

Савушкин продукт 1 6% 6

ДМЗ 1 1,5% 21

ДМЗ 1 2,5% 41

ДМЗ 1 3,2% 77

Молоко БиоМах и Домик в деревне мы переставили из слепой зоны начала полки, а молоко Савушкин продукт и ДМЗ из слепой зоны конца полки, так оставили на месяц. На рисунке 5 представлена выкладка товара в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г.

В таблице 2 приведен объем продаж молока в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г.

69

Новый университет. 2011. № 10.

ISSN 2221-7347

Рис. 5. Выкладка товара в период с 20.03.2011г по 20.04.2011г.

Таблица 2

Объем продаж молока в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г.

Наименование Объем Процент Объем продаж

Био Мах 0,95 3,2% 18

Био Мах детское 1 3,5% 49

Био Мах легкое 1 1,5% 1

Био Мах 1 2,5% 17

Домик в деревне 0,95 0,5% 192

Домик в деревне 0,95 1,5% 177

Савушкин продукт 1 1,5% 7

Савушкин продукт 1 3,1% 6

Савушкин продукт 1 6% 5

ДМЗ 1 1,5% 17

ДМЗ 1 2,5% 41

ДМЗ 1 3,2% 71

Вывод: перестановка молока из «слепой зоны» в приоритетный центр полки подтвердила действие хрестоматийного принципа для относительно недорогих брендов и продемонстрировала обратный эффект для продуктов с завышенной ценой (ДМЗ и «Савушкин продукт»). Этот факт следует проверить при проведении дополнительных исследований.

Было решено проверить те же самые принцип на водке: 1 принцип - золотая полка, золотой полкой считается 2 полка. В 1-ом магазине под водку отведен отдельный стеллаж с пятью полками, 5 полку мы оставим без изменений, со 2 полки переставим все на 3, с Зполки на 2 полку, с 4 полки на 1 полку, с 1 полки на 4 полку. На рис.6 показана выкладка водки с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

Рис. 6. Выкладка водки в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

70

ISSN 2221-7347

Экономика и право

На период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г. продажа водки составляла на

■ 1 полка - 281 штуки

■ 2 полка - 546 штуки

■ 3 полка - 198 штуки

■ 4 полка - 76 штуки

После проведения эксперимента с 20.03.2011г. по 20.04.2011г. продажа водки составляла на

■ 1 полки - 34 штуки

■ 2 полки - 76 штуки

■ 3 полки - 501 штуки

■ 4 полки - 337 штуки

На рисунке 7 Изображена выкладка водки в период с 20.03.2011г по 20.04.2011г. На рисунке 8 показано изменение объема продаж в заданный период.

Рис. 7. Выкладка водки в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г.

период, № полки

Рис. 8. Изменение объема продаж водки в заданный период

71

Новый университет. 2011. № 10.

ISSN 2221-7347

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод: По результатам эксперимента «золотой полкой» является 3-я, а не первичная 2-я. Перемещение с 1-й полки на 4-ю и обратно не должны были бы вызвать изменения в объемах продаж. Однако, эксперимент показал, что 4-я полка является значительнее «приоритетней», чем 1-я.

2-ой магазин Дмитровского района

Проведем проверку первого принципа мерчендайзинга, во 2-ом магазине всего две полки под водку вторая и третья, поэтому поменяем их местами. Товар с третьей полке переставим на четвертую, а товар с четвертой полки переставим на третью. На рисунке 9 показана выкладка водки в период с 20.01.2011г по 20.02.2011г.

В период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г. продажи составляли на

3 полке - 242 штуки

4 полке - 590 штуки

Рис. 9. Выкладка водки в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

В период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г. продажи составляли на

3 полке - 2126 штуки

4 полке - 830 штуки

Выкладка водки в период с 20.03.2011г по 20.04.2011г показана на рисунке 10. Изменение объема продаж водки в заданный период показана на рисунке 11.

Вывод: По водке в магазине во 2-ом магазине слишком велика разница в объеме продаж между периодами для того, чтобы делать обоснованные выводы по влиянию мерчандайзинга.

Проверим первый принцип мерчандайзинга на молоке во 2-ом супермаркете. В данном супермаркете молоко занимает с 4 по 7 полку, переставим товар с 5 полки на 6 полку, с 6 полки на 5 полку, с 4 полки на 7 полку, с 7 полки на 4 полку.

Рис. 10. Выкладка водки в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г.

72

ISSN 2221-7347

Экономика и право

а

период, № полки

Рис. 11. Изменение объема продаж водки в заданный период

В период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г. продажи молока во 2-ом супермаркете составили на

4 полке - 581 штуки

5 полке - 190 штук

6 полке - 11 штук

7 полке - 59 штук

Выкладка молока в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г. изображена на рисунке 12. Выкладка молока во 2-ом супермаркете в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г. показана на рисунке 13.

Рис. 12 . Выкладка молока в период с 20.01.2011г. по 20.02.2011г.

В период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г. продажи составили на

4 полке - 57 штук

5 полке - 5 штук

6 полке - 173 штуки

7 полке - 508 штуки

73

Новый университет. 2011. № 10.

ISSN 2221-7347

На рисунке 14 показано изменение объема продаж молока во 2-ом супермаркете в заданный период.

Рис. 13. Выкладка молока в период с 20.03.2011г. по 20.04.2011г.

№полки, период

Рис. 14. Изменение объема продаж молока в заданный период

Вывод: исследования в области проверки принципов мерчандайзинга необходимо продолжать, поскольку несовпадение типов поведения немецкой (на которой выявлялись основные принципы мерчандайзинга) и российской значительно.

Статья поступила в редакцию 20.11.2011.

ФАДЕЕВА Екатерина Валерьевна - аспирант ГБОУ ВПО МО Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.