Научная статья на тему 'Развитие региональной системы управления отходами: опыт проекта se500'

Развитие региональной системы управления отходами: опыт проекта se500 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ / WASTE MANAGEMENT / ЭКОЛОГИЯ / ENVIRONMENT / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеев Андрей Алексеевич, Карлик Александр Евсеевич, Махатадзе Леван Паатович

Управление отходами — одна из актуальнейших проблем современного мегаполиса. В статье представлены результаты проекта SE500, направленного на повышение эффективности процессов утилизации отходов в Санкт-Петербурге. Исследован потенциал перенесения европейских принципов менеджмента, в частности модели Финляндии, на организационно-экономические механизмы сбора, транспортировки и утилизации отходов в регионе. На основе проведенного анализа авторами предлагается дорожная карта формирования институциональной платформы устойчивого развития индустрии утилизации отходов в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алексеев Андрей Алексеевич, Карлик Александр Евсеевич, Махатадзе Леван Паатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project SE500: Development of a Regional Waste-Management System for St. Petersburg

The article discusses Project SE500, a regional wastemanagement project co-funded by the European Union, Russian Federation and Republic of Finland. Implemented by the St. Petersburg Information and Analytical Centre, SE500 aims, the critique relates, to improve the efficiency of the city-run waste-management processes. As an initial step, the paper says, European management principles — in particular the Finnish model — were investigated. These principles would be used as a springboard for the potential transfer of organizational and economic mechanisms for the collection, transportation and disposal of regional waste. The document has, in conclusion, proposed a road map of institutional platforms, which would contribute to the sustainable development of St. Petersburg's municipal waste-management industry.

Текст научной работы на тему «Развитие региональной системы управления отходами: опыт проекта se500»

ш о.

Развитие региональной системы управления отходами: опыт проекта SE500

Project SE500: Development of a Regional Waste-Management System for St. Petersburg

УДК 332.1:628.4

Алексеев Андрей Алексеевич

директор Центра инновационного развития Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Alekseev Andrey Alekseevich

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, 191023, Russian Federation

Махатадзе Леван Паатович

стажер Центра инновационного развития Санкт-Петербургского государственного экономического университета 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Makhatadze Levan Paatovich

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, 191023, Russian Federation

Управление отходами — одна из актуальнейших проблем современного мегаполиса. В статье представлены результаты проекта SE500, направленного на повышение эффективности процессов утилизации отходов в Санкт-Петербурге. Исследован потенциал перенесения европейских принципов менеджмента, в частности модели Финляндии, на организационно-экономические механизмы сбора, транспортировки и утилизации отходов в регионе. На основе проведенного анализа авторами предлагается дорожная карта формирования институциональной платформы устойчивого развития индустрии утилизации отходов в Санкт-Петербурге.

The article discusses Project SE500, a regional waste-management project co-funded by the European Union, Russian Federation and Republic of Finland. Implemented by the St. Petersburg Information and Analytical Centre, SE500 aims, the critique relates, to improve the efficiency of the city-run waste-management processes. As an initial step, the paper says, European management principles — in particular the Finnish model — were investigated. These principles would be used as a springboard for the potential transfer of organizational and economic mechanisms for the collection, transportation and disposal of regional waste. The document has, in conclusion, proposed a road map of institutional platforms, which would contribute to the sustainable development of St. Petersburg's municipal waste-management industry.

Ключевые слова: экономика, управление отходами, экология, регион

Keywords: economy, waste management, environment, region

Утилизация отходов — одна из ключевых проблем развития современных городов. Эффективная система утилизации — важнейший фактор оптимизации

Карлик Александр Евсеевич

проректор по науке и инновациям Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Karlik Aleksandr Evseevich

St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, 191023, Russian Federation

жилищно-коммунальной инфраструктуры, условие развития территорий, предпосылка роста качества жизни населения. С организационной точки зрения переработка отходов1 — это системная компонента социально-экономического развития города, предусматривающая долгосрочные инвестиции в процессы сбора, транспортировки, переработки и захоронения, формирование инфраструктуры, социальных и этических норм поведения. Экономика WM имеет сложную интегративную структуру с позиции финансирования эксплуатационных расходов, фондирования инвестиций. Она является составляющей экономики города, его инвестиционных процессов, проектов развития территорий, различных федеральных и международных программ, процессов частно-государственного партнерства и т. п. [1; 2].

На современном этапе научного поиска оптимальных организационно-экономических параметров региональной (Санкт-Петербург) WM сложилось понимание, что эффективная система управления отходами построена на взвешенной комбинации рыночных и административных механизмов управления комплексным процессом предотвращения образования отходов и их утилизацией. Третьей, «мягкой» компонентой WM-системы, определяется самосознание резидентов города, их гражданская сознательность и развитая этическая позиция. Именно к таким выводам пришла исследовательская группа Центра инновационного развития СПбГЭУ (представленная авторами публикации), реализующая комплекс работ в рамках российско-европейского проекта SE5002 (Waste Management).

Данный проект направлен на исследование опыта предотвращение образования и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в Финляндии для переноса успешных решений на WM-индустрию Санкт-Петербурга. В настоящей публикации хотелось бы обсудить

1 Waste management — в англоязычной профессиональной лексике, далее по тексту используется соответствующая аббревиатура — WM.

2 Подробности о проекте представлены на сайте http:// wm.iac.spb.ru.

Компостирование,

15%

Сожжено в энергетических целях, 23%

Захоронено на полигонах, 38%

Переработано (вторичные ресурсы), 24%

Рис. 1. Структура переработки отходов — средняя по странам ЕС величина

Источник: Данные БД Eurostat, предоставляемые Европейской комиссией на условиях открытого доступа // http://epp. eurostat.ec.europa.eu.

отдельные научные выводы и практические рекомендации исследовательской группы, сформированные в процессе анализа общеевропейской практики переработки ТБО и конкретных успехов Финляндии, сложившейся структуры WM-системы Санкт-Петербурга и проблем ее функционирования, возможных направлений совершенствования системы.

В странах Евросоюза интегрированная система управления отходами предполагает влияние на различные аспекты [3; 4]: социальные, экономические, нормативно-правовые, управленческие, технологические. Нормативной базой интегрированной системы определены: рамочная директива 2008/98/ЕС «Об отходах и отмене определенных директив»; 1999/31/ EC — директива по захоронению отходов; 2000/76/ ЕС — о сжигании отходов. Директива 2008/98/ЕС1 устанавливает пять принципов, опираясь на которые странам Евросоюза предлагается выстраивать локальную WM-систему:

• принцип приоритетности выражает иерархию образования и утилизации: «предотвращение, повторное использование, рециклинг, использование энергетического потенциала, захоронение»;

• принцип предостережения: приоритетными определяются экономически эффективные методы, предотвращающие негативное воздействие на окружающую среду;

• принцип близости: отходы должны перерабатываться в логистически оптимальной удаленности от мест их образования;

• принцип «загрязнитель платит»: загрязнитель должен нести все расходы по редуцированию воздействия на окружающую среду2;

• принцип ответственности производителя: экономическая ответственность производителя за весь жизненный цикл товара, включая его утилизацию после выхода из эксплуатации потребителем [5]. Ключевая доктрина, лежащая в основе представленных принципов, — создание экономических выгод специализированным компаниям по переработке мусора, институциональное развитие мусоропере-рабатывающей (WM) индустрии, совершенствование рыночных принципов во взаимодействии участников процесса утилизации.

В построении политики обращения с отходами и разработке нормативно-правовой базы Евросоюз установил четкую иерархию методов обращения с отхо-

1 The Director-General Guidance on the interpretation of key provisions of Directive 2008/98/EC on waste. European commission directorate-general environment, DG Environment, 2012.

2 Расходы включаются в стоимость профильной готовой продукции.

<

о

дами. Иерархия устанавливает приоритеты использования технологий. Построение WM-систем не может быть основано на управлении потоком образования отходов только на постэксплуатационной стадии утилизации, система движется к вертикально интегрированным цепочкам предотвращения отходов в процессах производства и дистрибуции, разделения, сбора и переработки мусора. Предотвращение или минимизация образования отходов является первоочередной задачей в иерархии методов и согласуется с первыми принципом Директивы.

Данный подход позволяет предотвратить появление отходов и тем самым снизить расходы на утилизацию, стимулирует промышленность к уменьшению материалоемкости производственных технологий. Повторное использование (рис. 1) подразумевает вторичное использование отходов, как альтернативу утилизации. Использование материального и энергетического потенциала отходов подразумевает применение вторичных материалов в качестве сырья или источника энергии.

Захоронение является наименее предпочитаемой технологией и подразумевает размещение на полигонах материалов, которые уже не могут быть использованы в иерархически более высоких методах обращения с отходами. Технологически для захоронения требуется подготовка отходов — снижение их объема и токсичности. Обозначенные принципы ЕС в системе предотвращения и утилизации отходов являются платформой формирования локальных отраслевых и региональных WM-систем.

Финляндия является исторически сложившимся партнером Санкт-Петербурга в социальной, экономической, образовательной и культурной сферах. Большое число совместных инвестиционных проектов, связанные программы инновационного развития, общность транспортной инфраструктуры регионов определяет и тенденцию в сближении деловых принципов, системы организации предпринимательства. Экономическая эффективность WM-индустрии Финляндии позволяет рассматривать ее как системный прототип управленческой модели в отношении процессов сбора и переработки отходов в Санкт-Петербурге [6; 7].

При вступлении в ЕС (1995 г.) законодательство Финляндии в области управления отходами было приведено в соответствие с общеевропейской нормативной базой. Началось создание системы раздельного сбора — сепарации отходов. С 1998 г. запрещено захоронение отходов без сепарации биофракций, что существенно облегчает переработку мусора. Позднее законодательно было закреплен раздельный сбор опасных отходов. Ответственность за раздельный сбор и утилизацию бумаги, стекла и металла бы-

<

о

Ч О

Н

100 90 80 70 60 50 40

28

11

29

12

12

17

18

22

35

30

31

33

36

32

36

33

25

30

20

63

60

59

60

59

53

51

46

45

40

10

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

□ — захоронение на полигонах — сжигание

□ — утилизация

Рис. 2. Структура переработки отходов в Финляндии в 2002-2011 гг. Источник: Данные центра статистики Финляндии // http://www.stat.fi.

2010

2011 Год

ла переложена на производителя согласно принципу «производитель платит».

В дальнейшем к этому перечню добавили автомобили, шины, электрические приборы, аккумуляторы и батарейки. Были закрыты нерегулируемые свалки для мусора. Вместо них началось строительство новых полигонов с хорошо защищенным днищем (экологическая защита), вводилась система сбора свалочного газа на всех полигонах.

Согласно нормам директивы ЕС количество разрешенного для захоронения мусора постоянно снижается (рис. 2), что прямо мотивирует правительство к поощрению переработки или сжиганию мусора. Согласно государственному плану Финляндии по утилизации отходов к 2016 г. должно перерабатываться в качестве сырья 50% ТБО (вторичное использование), подвергаться сжиганию 30%, а на захоронение на полигоны должно поступать не больше 20% мусора. При этом масса отходов на захоронение не должна превышать 0,8 млн т.

Для достижения обозначенных стратегических целей в Финляндии были реализованы следующие инициативы:

• создание системы учета и мониторинга WM (табл. 1);

• ужесточение налогообложения в области захоронения отходов;

• введение государственной поддержки электростанций, генерирующих электричество при сжигании отходов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие нормативной базы сбора и утилизации свалочного газа;

• разработка государственной стратегии по утилизации пищевых отходов;

• введение ответственности производителя (импортера) за сбор и утилизацию продукции;

• повышение налога на захоронение отходов.

В основе процесса утилизации твердых бытовых отходов Финляндии лежит их сортировка по категориям: отходы для сжигания, отходы для захоронения, биоотходы для компостирования — обязательно, а металл, бумага и картон, металлопластик и стекло — по возможности. Для того чтобы жители собирали фракции, которые не подпадают под действие законов, проводятся образовательно-информационные мероприятия, разрабатываются брошюры и интернет-порталы для связи с административными органами, привлекаются социальные сети, ведется разъяснительная работа в детских садах и школах.

Пропаганда работает постоянно и проводится при поддержке как самого правительства Финляндии, так и предприятий WM-индустрии. На уровне домо-хозяйств уровень раздельного сбора мусора по обязательным фракциям достаточно высок и составляет 90-95%. Резиденты Финляндии платят 100-300 евро в год за вывоз содержимого контейнеров и до 10 евро за каждый контейнер — «экосбор». Но контейнеры в экоточках для опасных (токсичных) и электронных (батарейки, аккумуляторы) отходов выставляются бесплатно. В том числе домохозяйства Финляндии платят (включенный в цену продукции) дополнительный утилизационный сбор при покупке товаров, включающих элементы, подлежащие переработке специальными технологиями (например, батарейки).

Но сбор возвращается магазином покупателю, если он (покупатель) вернет по месту продажи оставшуюся после использования тару или вышедшее из экс-

Таблица 1 ^

Сбор и утилизация отходов Финляндии в 2011 г. ^

Показатель Количество, т Способ переработки, % от собранного объема

Утилизация Сжигание Захоронение на полигоне

Неразделенная фракция 1 514 176 3 27 70

Раздельно собранные фракции: 1 204 592 75 22 3

Бумага и картон 363 643 98 2 0

Пищевые и зеленые отходы 362 764 92 7 1

Стекло 61 062 100 0 0

Металл 14 417 100 0 0

Отходы древесины 83 951 8 91 1

Пластик 22 323 28 72 0

Электроприборы 55 830 100 0 0

Другие 240 602 30 58 12

Всего 2 718 768 35 25 40

Источник: Данные центра статистики Финляндии // http://www.stat.fi.

плуатации изделие. Так сбор стеклянной тары осуществляется во всех магазинах, где продается продукция с использованием данного типа тары. В местах сбора бутылки сортируются, расставляются по коробкам и передаются представителям перерабатывающих (использующих) предприятий. Перевозка отходов осуществляется как частными, так и муниципальными транспортными компаниями. Жители дома или управляющая компания могут сами выбрать транспортную компанию в зависимости от конъюнктуры или иных факторов (логистика, тип мусора).

Переходя к анализу экономики и организации процесса утилизации твердых бытовых отходов в Санкт-Петербурге, следует обозначить главную проблему — объем производимых населением и организациями отходов ежегодно увеличивается. Необходима актуальная WM-концепция, отвечающая сложившейся динамике, территориальному распределению и структуре образования мусора. В 2012 г. было образовано около 10 млн м3 ТБО1: 8 млн м3 образовано населением и 2 млн м3 — различными организациями города. По прогнозам, к 2015 г. объем возрастет до 11,9 млн м3 (примерно 1809 000 т), а к 2020 г. — до 13,8 млн м3 (примерно 2084 000 т). В настоящее время жители города при оплате коммунальных услуг отдают 3,56 руб./м2 (2,53 руб./м3 за вывоз ТБО и 1,03 руб./м3 — за утилизацию). При этом в среднем за год один житель Санкт-Петербурга образовывает 1,5 м3 ТБО.

Сбор твердых бытовых отходов, образующихся от жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга, осуществляется в мусороприемные камеры или в контейнеры емкостью 6 м3 и в несменяемые контейнеры емкостью 0,75 м3. На территории Санкт-Петербурга учтено около 25 000 мест временного накопления отходов, на которых установлено 33 500 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. В Санкт-Петербурге среди населения отсутствует норма раздельного сбора отходов, в связи с чем в мусорные контейнеры и другие места сбора мусора попадают ТБО смешанных фракций, в том числе с высокоопасными компонентами. К ним относятся батарейки и аккумуляторы, остатки лакокрасочных веществ, бытовая химия, электроприборы, медицинские препараты, энергосберегающие лампочки и др.

На территории Санкт-Петербурга сбор и вывоз отходов обеспечивают около 300 специализирован-

1 Здесь и далее статистика построена на данных Комитета

по благоустройству Санкт-Петербурга http://gov.spb.ru/gov/

otrasl/blago/statistic/development/.

ных организаций. Более 50 организаций имеют лицензию на вывоз мусора от жилищного фонда. Среди перевозчиков твердых бытовых отходов на рынке Санкт-Петербурга доминируют ОАО «Спецтранс» № 1 и ОАО «Спецтранс» № 6, они консолидируют более двух третей объемов. Это связано с исторической тенденцией — данными компаниями приватизированы активы советского периода.У остальных предприятий значительно меньшие объемы перевозок и, соответственно, потенциал влияния на конъюнктуру.

Транспортные предприятия города при вывозе ТБО применяют двухэтапную технологию. Осуществляется перегрузка вывозимых отходов из контейнеров, используемых для их сбора в домохозяйствах, в контейнеры большей вместимости (главным образом, из 6-кубовых контейнеров в 27-кубовые). Основная цель перегрузки — измельчение крупногабаритных отходов и их уплотнение в контейнеры большой вместимости для большегрузных мусоровозов. Двухэтапная технология позволяет уменьшить плечо перевозок, сократить число используемых автомобилей и, как следствие, повысить производительность транспортировки (снизить расход топлива и себестоимость одного т • км).

По официальным сведениям, на начало 2011 г. в городской WM-системе было задействовано пять му-сороперегрузочных станций (МПС). Реальный объем поступивших на эти станции отходов превысил 5 млн м3 отходов. На некоторых станциях помимо перегруза осуществляется незаконная сортировка отходов. Информация о станциях перегруза отличается нечеткостью и противоречивостью. Так, помимо станций, действующих на официальной основе, в городе имеются так называемые временные полулегальные станции. Станции снижают доходность переработки отходов на мусороперерабатывающих заводах, что в свою очередь вынуждает их (заводы) к повышению цены на услуги.

Неразвитость современной системы мониторинга отходов в Санкт-Петербурге не позволяет объективно оценить объемы сортируемых ТБО. В настоящее время лишь небольшая часть ТБО перерабатывается на двух производственных площадках МПБО-2, основной объем отходов транспортируется сразу на полигоны для дальнейшего захоронения. По данным МПБО-2, доля вторичных ресурсов, извлекаемых из поступающих на завод отходов, составляет 8%. При условии модернизации WM-системы этот показатель должен повыситься до 30-40%.

ш

2 Рис. 3. Состав и структура ТБО Санкт-Петербурга

Источник: Данные Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

Среди вторичного сырья, выделяемого при сортировке ТБО, фигурируют картон и бумага (рис. 3), отходы полимеров, в первую очередь — полиэтилен-терефталата (ПЭТ), полиэтилена высокого и низкого давления (ПЭВД и ПЭНД), а также лом черных металлов, алюминиевая и стеклянная тара, стеклобой, отходы упаковок типа «тетрапак» и др. Все вторичное сырье реализуется в других регионах России — в Санкт-Петербурге отсутствуют предприятия вторичной переработки.

В то же время производительность существующего завода МПБО в последние годы не удовлетворяет растущих потребностей утилизации Санкт-Петербурга. В 2010 г. завод МПБО на Волхонском шоссе переработал 600 тыс. м3 твердых бытовых отходов, что составило 5,8% от их общего количества, а на заводе МПБО-2, расположенном в поселке Янино Всеволожского района Ленинградской области, в том же году было утилизировано 953 000 м3 ТБО (9,2%).

Таким образом, переработка отходов в Санкт-Петербурге в 2010 г. суммарно составила 1553 000 м3 ТБО, т. е. 15% от их общего количества. Это означает, что она значительно снизилась по сравнению с предыдущими годами, например, с 2003 г., когда переработка отходов на заводах достигала 1700 000м3, т. е. 26,3%. Данное снижение производительности обусловлено различными факторами. Повлияло не только увеличение количества крупногабаритных отходов при фиксированной производительности завода. Немаловажным фактором является переход Санкт-Петербурга в 2009 г. на 100%-ную оплату населением утилизации ТБО и формирование рыночных принципов взаимодействия хозяйствующих субъектов ЖКХ. При разнице в тарифах (вариации цены) на переработку и захоронение в 3 раза и свободе выбора исполнителей хозяйственных договоров загрузка перерабатывающих предприятий стала невыгодной для региональных субъектов рынка обращения с отходами.

На сегодняшний день Санкт-Петербург обслуживают три крупных полигона захоронения: «Новоселки»1, «Южный» и «Новый Свет». Некоторая часть отходов Санкт-Петербурга поступает на малые полигоны, расположенные в пригородных районах Ленинградской области (у поселков Лепсари, Самарка и др.). В 2012 г. на полигонах, большая часть которых находится на территории Ленинградской области, было размещено около 85% всех ТБО, образовавшихся в городе.

1 Стоит отметить тот факт, что полигон «Новоселки» практически исчерпан и нуждается в рекультивации.

Обобщая проблематику развития WM-системы Санкт-Петербурга, можно сформулировать следующие положения, в том числе подкрепленные данными локального исследования ИАЦ2:

• отсутствие централизованного администрирования процессов утилизации;

• необходимость модернизации мощностей имеющихся предприятий и запуск новых;

• отсутствие современной электронной системы мониторинга потоков отходов;

• рост числа несанкционированных свалок;

• отсутствие спроса на вторичное сырье в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

• наличие незаконных (нелицензированных) станций перегрузки мусора;

• недостаток площадей полигонов для захоронения;

• отсутствие пропаганды раздельного сбора мусора (рис. 4).

В рамках развития WM-системы Правительство Санкт-Петербурга приняло ряд нормативных актов: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2012 г. № 524 «О Программе „Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 20122020 гг."» и Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 октября 2008 г. № 1270 (ред. от 10 декабря 2012 г.) «О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2015 г.». В целевой программе Правительства Санкт-Петербурга предусмотрено строительство двух новых МПЗ, реконструкция и модернизации двух заводов в Янино и на Волхонском шоссе (активы МПБО-2).

Проект строительства нового завода в Левашово уже определен в рамках технико-экономических и организационных характеристик: застройщик — греческая компания Не1есс1ог; мощность — не менее 350 000 т в год; глубина переработки отходов составит 70%; общий бюджет капиталовложений — 300 млн евро.

Согласно программе Правительства Санкт-Петербурга, город будет условно поделен на четыре части (рис. 5): северо-западную, где будет МПЗ-3 мощно-

2 ИАЦ был проведен опрос представителей организа-

ций: Пассажиравтотрас, Комитетет по благоустройству, Greenpeace, Автопарк № 1 Спецтранс, СПб ГУП МПБО-2, Экоинициатива «Раздельный сбор», ЛенНИИГипроХим. На основании полученных данных авторами была составлена диаграмма и сформулированы выводы, приведенные в контексте публикации.

Другое, 25%

Отсутствие предприятий использующих вторсырье, 12%

Необходимо строительство и модернизация полигонов и заводов, 19%

Отсутствие раздельного сбора отходов, ™ 25% I

Несовершенство законодательства, 19%

Рис. 4. Основные проблемы WM в Санкт-Петербурге

стью 700 000 т/год; северо-восточную, где будет МПЗ-2 мощностью 400 000 т/год; юго-западную, где будет располагаться МПЗ-1 с мощностью 600 000 т/ год; юго-восточную часть, где будет МПЗ-4 с мощностью 400 тыс. т/год. Итого в перспективе 8 лет будет перерабатываться 2,1 млн т/год. На рис. 5 данное деление наглядно показано: кругами обозначены мусороперерабатывающие заводы и их мощность, ромбами обозначены полигоны ТБО. Новые полиго-

ны также будут строиться на территории Ленинградской области. Точное количество и местоположение будущих полигонов в настоящее время определяются профильными комитетами области.

Вместе с тем опыт исследования организации WM-системы Финляндии (в рамках проекта БЕ500) выводит нас на ряд системных принципов приоритети-зации технологий переработки, взаимодействия субъектов, администрирования контрактинга, построения

<

о

Рис. 5. Перспектива развития WM-системы Санкт-Петербурга Источник: карта районирования Санкт-Петербурга основана на данных презентации МПБО-2.

^ нормативно-законодательной базы. В этом контексте х авторами формулируются шесть решений, образую-х щих дорожную карту создания институциональной ш платформы стратегического развития ШМ-системы х Санкт-Петербурга:

^ • разработать принципы развития интегрированной ^ ШМ-системы региона, выражающие целеполагание х системы и нормы взаимодействия субъектов. В ка-^ честве прототипов могут быть приняты пять рас-к крытых выше принципов директивы ЕС;

• предложить экономическую модель процесса, учи-< тывающую роль как крупных (отраслеобразующих) ^ компаний, так и малого/среднего бизнеса, балан-^ сирующего контрактную, конъюнктурную модель ^ утилизации ТБО, т. е. необходимо задать инсти-^ туциональные рыночные границы формирования

ШМ-индустрии: субъекты, контрактные цепи, направления и задачи административного влияния;

• оценить экономический, инвестиционный потенциал формирования регионального (Санкт-Петербург) рынка вторичной переработки ТБО. Провести оценку альтернативы размещения вторичных отходов на перерабатывающих производствах на трансграничных территориях, в том числе в Финляндии;

• сформировать региональную электронную биржу отходов, стимулирующую и активизирующую региональный рынок вторичной переработки;

• создать геоинформационную (электронную) мониторинговую систему региональной ШМ. Система должна отражать карту образования отходов, логистику их перемещения, сортировки в реальном масштабе времени. современные информа-

ционные системы позволяют обеспечить высокий уровень прозрачности процесса, создают предпосылки его эффективного администрирования; • создать тестовые точки раздельного сбора мусора на базе единичных домохозяйств. Сформировать логистику раздельной транспортировки, оценить потенциал их (точек) тиражирования. Разработать эффективную экономическую модель раздельного сбора для мусорообразователей. Реализация предложенной дорожной карты позволит создать организационно-экономическую платформу устойчивого развития субъектов WM-индустрии Санкт-Петербурга в соответствии с заявленными стратегическими планами.

References

1. OECD Science, Technology and Industry Outlook. OECD, 2012.

2. IMF World Economic Outlook (WEO), 2011.

3. International Yearbook of Industrial Statistics, 2012. Vienna: UNIDO, 2012.

4. Global and Regional FDI Trends in 2010, Global Investment Trends Monitor, UNCTAD, 2011.

5. The Director-General Guidance on the interpretation of key provisions of Directive 2008/98/EC on waste. European commission directorate-general environment, DG Environment, 2012.

6. Berninger K., Heikkila L., Kolev Z., Orjala M., Teravainen T. Waste management and recycling in Finland. Conference Presentation, 2010.

7. Study of modern high performance processing technologies and their industrial application possibilities in the waste management of Saint-Petersburg, Research report, Poyry, 2012.

Издания СПбУУиЭ

Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.

С 2013 года журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.

Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.

Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.

С 2011 года публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интеренет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: [email protected]. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.