Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЙНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЙНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / государственная поддержка малого и среднего бизнеса / национальная гарантийная система / гарантийная поддержка / small and medium-sized enterprises / government support for small and mediumsized businesses / national guarantee system / guarantee support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Я.О. Фетисов

В статье рассматриваются особенности применения инструментария государственной финансовой поддержки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в форме предоставления гарантий и поручительств по кредитным договорам и договорам займа, анализируется динамика их использования. Проведенное исследование позволяет обосновать значимость и привлекательность финансовых инструментов государственной поддержки для малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях нарастания глобальной геополитической и экономической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM FOR PROVIDING STATE FINANCIAL SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES BY REGIONAL GUARANTEE ORGANIZATIONS

The article examines the features of using the tools of state financial support for the activities of small and medium-sized businesses in the form of guarantees and guarantees under loan agreements and loan agreements, analyzes the dynamics of their use. The conducted research makes it possible to substantiate the importance and attractiveness of financial instruments of state support for small and medium-sized businesses, especially in the context of increasing global geopolitical and economic instability.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЙНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫМИ ГАРАНТИЙНЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Я.О. Фетисов, аспирант

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-208-211

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения инструментария государственной финансовой поддержки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в форме предоставления гарантий и поручительств по кредитным договорам и договорам займа, анализируется динамика их использования. Проведенное исследование позволяет обосновать значимость и привлекательность финансовых инструментов государственной поддержки для малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях нарастания глобальной геополитической и экономической нестабильности.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка малого и среднего бизнеса; национальная гарантийная система; гарантийная поддержка.

Российская система гарантийных организаций создана с применением принципов, заложенных в общепринятых мировых моделях, но вместе с тем учитывает страновые особенности, включая уровень развития сегмента малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), модель государственного управления и прочие экономические и политические факторы.

Актуальность проблемы адаптации инструментов поддержки под потребности сегмента МСП, текущего состояния экономической среды, инвестиционного климата обусловлена существенностью влияния таких инструментов на развитие и конкурентоспособность экономики страны в целом, учитывая, что в современных экономических системах МСП является важнейшим элементом, влияющим на политическое, экономическое, социальное развитие государства, обеспечивающее диверсификацию экономики, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции, формирование новых точек экономического роста и, как выяснилось по итогам пандемии коронавирусной инфекции и геополитической нестабильности, на устойчивость экономики страны в связи с их способностью быстро адаптироваться к об-

стоятельствам социально-экономического и политического характера [1].

Несмотря на относительно короткое время существования сегмента МСП в Российской Федерации количество мер государственной поддержки является значительным, однако экспертами отмечается отсутствие системности и сложность их получения, что требует детального анализа. Также далеко не все инструменты, применяемые для поддержки субъектов МСБ, обеспечивают должную эффективность [2]. Безусловно, одной из наиболее серьезных проблем, сдерживающих развитие МСП, и при этом важным ресурсом для обеспечения устойчивого функционирования его субъектов является обеспечение им доступа к финансированию [3].

Одним из ключевых механизмов повышения доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП является созданная в Российской Федерации Национальная гарантийная система (далее - НГС), в состав которой входят как федеральные институты развития (АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», АО «МСП Банк»), так и региональная инфраструктура поддержки субъектов МСП в виде региональных гарантийных организаций (далее -

РГО) [4]. Действующая в Российской Федерации система гарантийных организаций является динамично изменяющимся инструментом государственной финансовой, в том числе гарантийной, поддержки субъектов МСП. Несмотря на то, что в активную фазу развития гарантийная система в Российской Федерации вступила только в 2016 года с момента образования АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», изменения в параметры регулирования системы осуществляются ежегодно в особенности это касается регионального сегмента.

Основным нормативным документом, определяющим порядок функционирования РГО, является Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 ноября 2016 г. № 763 «Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности» (далее - Приказ). В течении всего периода действия указанного Приказа параметры регулирования неоднократно менялись с ориентацией на принципы повышения эффективности системы, потребности субъектов МСП, национальные цели, определяемые Президентом и Правительством Российской Федерации. Так, например, в соответствии с паспортом федерального проекта «Акселерация», включенного в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», была предусмотрена модернизация системы РГО путем перевода на механизм субсидирования выплат.

Министерством экономического развития Российской Федерации при участии АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в 2021 году реализован перевод отдельных РГО с гарантийным капиталом не менее 700 млн рублей (17 РГО) на механизм субсидирования выплат по предъявленным требованиям (по итогам 2023 года - более 60%, а с 2024 году планируется, что 100% РГО должны быть переведены на указанный механизм). Перевод крупных

РГО на механизм субсидирования выплат реализован по аналогии с механизмом АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», что направлено на унификацию подходов в управлении гарантийным капиталом организаций и увеличение возможных объемов гарантийной и финансовой поддержки, связанной с увеличением потребности в сохранении гарантийного капитала при отсутствии регулярной докапитализации РГО.

В этой связи в 2021 году Министерством экономического развития Российской Федерации были внесены изменения в упомянутый выше Приказ от 28 ноября 2016 г. № 763, предусматривающие обязанность РГО увеличить размер мультипликатора со значения - не менее 1,5 следующим образом:

- размер действующих поручительств и (или) независимых гарантий РГО должен превышать ее гарантийный капитал не менее чем в 3 (три) раза для РГО, являющихся получателями денежных средств на исполнение обязательств;

- не менее чем в 1,5 (полтора) раза для иных РГО.

С учетом принятых изменений совокупный размер гарантийного капитала РГО по состоянию на 01.01.2024 достиг порядка 80 млрд. рублей. При этом устойчивость гарантийного капитала достигается как за счет применения новых требований к инвестиционной политике (актуализации требований к инвестиционной декларации), так и во многом за счет внедрения механизма компенсации понесенных по выплатам РГО затрат (порядка 5 млрд. рублей ежегодно направляется на субсидирование выплат). При отсутствии прямой докапитализации постепенный переход эффективных РГО на такой механизм позволяет более эффективно обеспечивать распределение бюджетных средств в условиях их ограниченности и обеспечивать сохранение капитала в более длительной перспективе. На приведенном ниже рисунке представлена информация о динамике объемов поддержки с применением гарантийного механизма РГО, выданных субъектам МСП.

700,00 600,00 500,00 400,00 300,00 200,00 100,00 0,00

222,94

136,97 162,85

2019

202 0 2 021

■ Гарантии ■ Финансирование

2022

2023

Рис. Объем кредитно-гарантийной поддержки субъектам МСП с привлечением РГО, млрд.

руб.

Таким образом, регулярная настройка системы финансовой поддержки субъектов МСП со стороны отраслевых государственных регуляторов и институтов развития позволяет добиться повышения ее эффективности в целом, а также обеспечивает баланс между востребованностью применяемых инструментов и рациональным использованием объективно ограниченных бюджетных средств. Растущая динамика использования гарантийных механизмов указывает на их привлекательность, в особенности в периоды повышенной политической и экономической волатильности, что подтверждает необходимость сохранения и дальнейшего совершенствования данных механизмов со стороны государства.

В соответствии с результатами деятельности РГО реализованные АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» при участии Министерства экономического развития Российской Федерации мероприятия привели к следующим положительным результатам [5]:

- объем выданных поручительств увеличился в 8 раз - с 24,9 млрд. рублей в

2015 году до 190,3 млрд. рублей в 2023 году;

- объем финансовой поддержки под поручительства РГО вырос в 7 раз - с 64,3 млрд рублей в 2015 году до 430,14 млрд рублей в 2023 году;

- обеспечен рост в 6 раз портфеля поручительств (обязательств) РГО в 2023 году по отношению к 2015 году (300 млрд. и 49,4 млрд. рублей соответственно).

Библиографический список

1. Механизм повышения эффективности управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретические и прикладные аспекты: монография / Н.В. Артемьев, Г.З. Ахметова, А.Л. Баранников [и др.]; под ред. М.Ю. Маковецкого, Е.В. Рибокене; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. Менеджмента [Электронное издание]. -М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2022.

2. Маковецкая Е.Н., Остряков Д.Н. Современные проблемы функционирования субъектов малого и среднего бизнеса // Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона: Материалы IV Международной научно-практической конференции в 2-х томах, Донецк, 10-11 ноября 2022 года / под общ. ред. Е.Г. Кошелевой. Т. 1. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2022. - С. 232-234.

3. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты: монография / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]; под ред. Н.В. Артемьева, М.Ю. Маковецкого; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. Менеджмента [Электронное издание]. - Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2023. - 3,5 Мб.

4. Фетисов Я.О. Роль региональных гарантийных организаций Национальной гарантийной системы как механизма финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 4-3(110). -С. 110-113.

5. Стратегия развития акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» до 2025 года, утвержденная решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» 17 июня 2021 г., протокол № 116 (с изменениями, утвержденными решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» 06 марта 2023 г., протокол № 146).

IMPROVING THE MECHANISM FOR PROVIDING STATE FINANCIAL SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES BY REGIONAL GUARANTEE

ORGANIZATIONS

Y.O. Fetisov, Graduate Student

Moscow Information and Technological University - Moscow Architecture and Construction Institute (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines the features of using the tools of state financial support for the activities of small and medium-sized businesses in the form of guarantees and guarantees under loan agreements and loan agreements, analyzes the dynamics of their use. The conducted research makes it possible to substantiate the importance and attractiveness of financial instruments of state support for small and medium-sized businesses, especially in the context of increasing global geopolitical and economic instability

Keywords: small and medium-sized enterprises; government support for small and medium-sized businesses; national guarantee system; guarantee support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.