ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
К.Л. Арутюнян, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-13-17
Аннотация. В данной статье проведено исследование эффективности применения финансовых инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Рассмотрена структура инструментов стимулирования бизнеса и их динамика в региональном разрезе. Проведен сравнительный анализ мер, оказанных Корпорацией МСП, с реальными показателями по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, государственная поддержка, финансовые инструменты, льготное кредитование, субсидии, гарантийный фонд.
Финансовые инструменты поддержки малого и среднего бизнеса играют значимую роль как для начинающих предпринимателей, так и для уже состоявшихся. Финансовая поддержка бизнеса может быть косвенной и прямой. К первой относятся гарантии и поручительства по кредитам, ко второй различные субсидии, гранты и льготы.
В 2021 году гарантийная поддержка в рамках Национальной гарантийной системы (НГС, координируется Корпорацией МСП) увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 46% и составила 20,2 млрд рублей, при этом консолидированный объем финансовой поддержки в рамках НГС по состоянию на первые шесть месяцев 2021 год увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 36,7% и составил 52,8 млрд рублей. Тем не менее за период с 2018 по 2020 год координируемые Корпорацией
участники Национальной гарантийной системы предоставили поддержку более 34 тыс. субъектов МСП и организаций инфраструктуры на сумму 658,4 млрд рублей. Это обеспечило консолидированный объем финансовой поддержки в размере 1,4 трлн рублей. При этом число субъектов МСП, получивших поддержку в рамках НГС, составило менее 1% от их среднегодового количества за указанный период [1].
По приведенным данным в таблице 1, следует, что объем гарантии на протяжении трех периодов увеличивается и составляет 61%, в то время как поручительства имеют противоположную тенденцию и к концу 2020 года уменьшились на 34%.
Кредитование МСП. Рассмотрим динамику выдачи кредитов по гарантиям и поручительствам субъектам МСП с 2019 по 2020 год в таблице 1.
Таблица 1. Финансовая и гарантийная поддержка субъектов
У1СП в 2018-2020 гг.
Показатель Гарантии, млн. руб. Доля гарантий, % Поручительства, млн. руб. Доля поручительств Всего, млн. ру6.
2018 38 712 27 % 102 747 73 % 141 459
2019 63 501 45 % 77 178 55 % 140 680
2020 92 186 61 % 58 017 39 % 150 203
Несмотря на влияние пандемии и действовавших ограничительных мер, которые нанесли серьезный ущерб малому и среднему бизнесу, за 2020 год банки выда-
ли субъектам МСБ кредитов на общую сумму 7,6 трлн рублей, что всего на 2 % ниже показателей 2019 года. По данным таблицы 2 в 2021 году наблюдается нара-
щивание объемов кредитов, но при этом тилось по сравнению с 2020 годом на количество выдаваемых кредитов сокра- 20% [2].
Таблица 2. К
)едиты, предоставленные субъектам МСП в 2019-2020 гг
Отчетный период Объем кредитов, предоставленных субъектам МСП, млн руб. Количество кредитов, предоставленных субъектам МСП, в рублях и иностранной Средний размер кредита субъектов МСП, млн руб. Количество субъектов МСП, получивших кредит в отчетном месяце, ед.
валюте, ед.
2019 7 824 685 1 205 291 6,5 1 061 557
2020 7 648 652 1 912 226 4,2 1 781 582
2021 8 338 076 1 493 601 4,6 1 333 824
Сдержать сегмент от существенного падения помогли прежде всего масштабные государственные программы льготного кредитования бизнеса. В 2020 году наблюдался существенный рост спроса на кредиты со стороны субъектов МСБ. Согласно данным статистики ЦБ РФ, в 2020 году в месяц в среднем около 148,5 тыс. субъектов МСБ получали кредиты, в то время как в 2019-м - около 88,5 тыс. В результате, если на начало 2020-го около 275,2 тыс. субъектов МСБ имели кредитную задолженность, то к концу года их число достигло 464,8 тыс. в прошлом году по сравнению с 2019-м также отмечался существенный прирост количества заключенных с МСБ кредитных договоров, который составил около 80%. В результате средний размер предоставленного кредита в 2020 году снизился до 4,2 против 6,5 млн рублей в 2019, причем в июле - августе прошлого года средняя величина кредита опускалась до 2,6 млн рублей. Такой эффект был во многом обусловлен льготными программами кредитования бизнеса (известными как ФОТ 0 и ФОТ 2.0) - кредиты по этим программам выдавались на небольшие суммы, поскольку их размер регулировался условиями программы и зависел от количества сотрудников пред-
приятий. В то же время спрос на такие кредиты был очень высоким, поскольку ставки по ним были существенно ниже рыночных, а по программе ФОТ 2.0 при сохранении не менее 90% сотрудников (с момента получения кредита) была предоставлена возможность не возвращать кредит (либо вернуть его частично). Согласно данным Единого реестра субъектов МСБ -получателей поддержки, в мае-июле 2020-го наблюдался резкий рост фактов оказания поддержки в виде предоставления субсидий и грантов - за период 20192020 гг. указанная поддержка была получена субъектами МСБ 2,67 млн раз, в т.ч. 97,6 тыс. раз в 2019-м и 2,57 млн раз в 2020-м, причем на май-июль пришлось около 94% всех случаев оказания поддержки за 2020-й (2,4 млн раз). Несмотря на влияние пандемии и действие ограничительных мер, за период с 2020 г. по 2021 г. банки выдали субъектам МСП кредитов на общую сумму 8,3 трлн руб., что лишь на 1,6% что больше общего объема выдач за аналогичный период годом ранее [3].
В таблице 3 рассмотрим финансовую поддержку малого и среднего бизнеса в регионах.
Таблица 3. Распределение финансовой поддержки Корпорации МСП в 2020 году по регионам РФ
Субъект Российской Федерации Объем гарантий и поручительств, млн рублей Кол-во гарантий и поручительств, шт
2019 2020 2019 2020
1 г. Москва 19 2б4,8 I 9 247,00 285 I 2б3
2 г. Санкт-Петербург 4 045,б t 4 921,30 181 I 178
3 Нижегородская область 2 122,2 t 4 4б8,б0 277 I 272
4 Московская область 8 318,1 I 4 223,40 29б I 217
5 Новосибирская область 1 338,3 t 3 940,90 182 t 258
б Самарская область 1 71б,4 t 3 2б7,б0 б4 t 9б
7 Республика Татарстан 3 939,4 I 3 242,б0 135 I 128
8 Тульская область 308,б t 3 002,40 11 t б1
9 Свердловская область 1 2б4,7 t 2 897,10 79 1183
10 Краснодарский край 1 870,1 t 2 б95,10 113 tl27
11 Республика Башкортостан 815,0 t 2 485,б0 3б t89
12 Приморский край 2 097,3 t 2 27б,50 18 t 99
13 Кемеровская область 30б,1 t 2 033,б0 13 t44
14 Воронежская область 31б,8 t 1 994,50 31 t49
15 Ставропольский край 488,5 t 1 981,90 29 t45
1б прочие 48 211,90 I34 7б7,20 1 750 tl 981
Всего 80 002,5 t87 445,40 3 3б5 t4 08б
Исходя из полученных данных, можно отметить увеличение объема гарантий и поручительств на 7 445 млн руб. (или на 9%), соответственно увеличение также произошло в части количества гарантий на 721 (или на 21%). Данное увеличение происходило за счет увеличения объемов в таких регионах как Тульская область, Республика Башкортостан, Воронежская и Кемеровская область, Нижегородская область, Ставропольский край. Тем не менее наблюдается существенное снижение объемов по г. Москва (-51%), а также Московская область (-49,2). Аналогичная ситуация с количеством выданных гарантий и поручительств, причем в некоторых из регионов наблюдается противоположная ситуация, при росте объемов гарантий и поручительств происходит снижение их количества, что может в свою очередь свидетельствовать о наращивании сумм по гарантиям, но не о действии финансовых инструментов как господдержки [4].
Как мы можем наблюдать на рисунке 1 представлена динамика по доле кредитов
субъектам МСП в общем кредитном портфелем. Из нее мы можем видеть, что фактический показатели не соответствуют плановым нормативам на протяжении с 2018 года, наблюдается сокращение доли кредитов малому и среднему бизнесу на 5%, что значительнее меньше заявленных 20% к 2020 году. На фоне ежегодного сокращения числа субъектов МСП прогнозировать увеличение доли крайне затруднено. Из позитивных изменений в деятельности Корпорации Счетная палата отметила рост отношения портфеля гарантий и поручительств к гарантийному капиталу Корпорации (с 2018 года более чем в полтора раза) и увеличение доли гарантий в структуре ее портфеля (с 27% в 2018 году до 61% по итогам трех кварталов 2020 года). При этом с учетом установленных законодательством нормативов.
Всего за 2020 год субъекты МСП получили кредитов на 7,6 трлн рублей. При этом в декабре объем выданных кредитов был максимальным за последние два года и составил 942 млрд рублей.
Рис. 1. Доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле
Средневзвешенные процентные ставки по кредитам в рублях в декабре 2020 года снизились по сравнению с декабрем 2019 года: по кредитам сроком до 1 года - до 8,10% годовых, по долгосрочным кредитам - до 7,62% годовых. По данным МСП Банка за 2020 год объем кредитной поддержки, предоставленной банком субъектам МСП, вырос на 15% по сравнению с 2019 годом и составил более 95,5 млрд рублей, а клиентами банка стали более 5,5 тысяч субъектов МСП [5].
По данным годового отчета Корпорации МСП общий консолидированный объем финансовой поддержки (включает финансовую поддержку в рамках НГС и кредиты по Программе субсидирования), доведенной до 26 997 субъектов МСП в 2020 году в размере 1 636,6 млрд рублей.
Тем не менее представленная помощь охватила не более 1% всех зарегистриро-
неса, что является свидетельством недостаточного эффективного плана привлечения бизнеса к предложенным финансовым инструментам поддержки.
Динамика результативности сектора неутешительна: темпы роста доходов организаций, включенных в реестр МСП, за докризисный период 2017-2019 годов не превысили уровень инфляции. Согласно опубликованным в начале 2021 года данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике в 2019 году (20,6% ВВП) осталась ниже уровня 2017 года (22% ВВП). План по достижению 32,5% вклада малого и среднего бизнеса в ВВП к 2024 году, как это было предусмотрено в предыдущей версии паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», сегодня выглядит недостижимым.
ванных субъектов малого и среднего биз-
Библиографический список
1. Годовой отчет Корпорации МСП за 2020 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://corpmsp.ru/upload/iblock/3e4/Godovoy-otchet-za-2020-god-Kr-blank.pdf
2. Оценка эффективности мер поддержки субъектов МСП. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/124805/dfs_04082021.pdf
3. Портфель кредитов малому и среднему бизнесу за 2020 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://cbr.ru/press/event/?id=9619
4. Прогноз кредитования малого и среднего бизнеса в России на 2021 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2021/#part4
5. Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://corpmsp.ru/upload/iblock/5f5/Programma-stimulirovaniya-kreditovaniya-_red.10.11.2021_.pdf
STUDY OF THE EFFICIENCY OF THE APPLICATION OF FINANCIAL INSTRUMENTS TO STIMULATE SMALL AND MEDIUM BUSINESSES
K.L. Arutyunyan, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. In this article, a study was made of the effectiveness of the use of financial instruments of state support for small and medium-sized businesses. The structure of business incentive tools and their dynamics in the regional context is considered. A comparative analysis of the measures provided by the SME Corporation with real indicators of financial support for small and medium-sized businesses was carried out.
Keywords: small and medium business, government support, financial instruments, concessional lending, subsidies, guarantee fund.