Научная статья на тему 'Государственная региональная поддержка малого и среднего предпринимательства: кредитный аспект'

Государственная региональная поддержка малого и среднего предпринимательства: кредитный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / предпринимательство / региональная политика / кредитная поддержка / small and medium business / entrepreneurship / regional policy / credit support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльдиева Татьяна Махмутовна, Черствов Александр Александрович

Данная статья раскрывает вопросы государственной поддержки представителей малого и среднего предпринимательства. Авторы рассматривают действующую на территории Новгородской области систему кредитной поддержки, ее применимость и возможности для предпринимательского сообщества региона. На территории Новгородской области такая поддержка осуществляется на основании Областного закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новгородской области». Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках реализуемого с 2018 года национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В рамках исследования были рассмотрены и проанализированы ряд льготных программ кредитования (программы стимулирования кредитования (ПСК): ПСК «Инвестиционная», ПСК «Оборотная», Программа «1764», «ПСК+1764» и другие). Изучен опыт работы по реализации кредитной поддержки Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства. Отмечается положительный эффект проявленных инициатив региональных властей, которые выходят на новый уровень взаимодействия с федеральными органами власти и предпринимательским сообществом, построенные на системном подходе к созданию комплексной и эффективной кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства региона. Показана востребованность и эффективность кредитно-гарантийной поддержки бизнеса как одного из инструментов стимулирования развития предпринимательской активности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эльдиева Татьяна Махмутовна, Черствов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regional Support of Small and Medium-Sized Businesses: Credit Aspect

This article reveals the issues of state support for small and medium-sized enterprises. The authors consider the credit support system operating in the Novgorod region, its applicability and opportunities for the entrepreneurial community of the region. In the Novgorod region such support is provided on the basis of the Regional Law "On the Development of Small and Medium Entrepreneurship in the Novgorod region". State support for small and medium-sized entrepreneurship is provided within the framework of the national project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative" implemented since 2018. As part of the research, a number of preferential lending programmes were considered and analysed (Loan Incentive Programmes (LIP): FCP "Investment", FCP "Revolving", Programme "1764", "FCP+1764" and others). The experience of the Novgorod Small Business Support Fund in the implementation of credit support has been studied. The positive effect of the initiatives of the regional authorities, which reach a new level of interaction with the federal authorities and the business community, based on a systematic approach to the creation of a comprehensive and effective credit support for small and medium-sized businesses in the region, is noted. The article shows the demand for and effectiveness of credit and guarantee support of business as one of the tools to stimulate the development of entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Государственная региональная поддержка малого и среднего предпринимательства: кредитный аспект»

УДК 332.142

DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-4-836-847

Государственная региональная поддержка малого и среднего предпринимательства: кредитный аспект

1 Эльдиева Т.М., 2 Черствов А.А.

'Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Россия, 173003, Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Б.Санкт-Петербургская, 41. 2Департамент развития малого и среднего предпринимательства Министерства инвестиционной политики Новгородской области, Россия, 173005, Новгородская об., Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1 E-mail: Tatiana.Eldieva@novsu.ru, a.a.cherstvov@novreg.ru

Аннотация. Данная статья раскрывает вопросы государственной поддержки представителей малого и среднего предпринимательства. Авторы рассматривают действующую на территории Новгородской области систему кредитной поддержки, ее применимость и возможности для предпринимательского сообщества региона. На территории Новгородской области такая поддержка осуществляется на основании Областного закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новгородской области». Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках реализуемого с 2018 года национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В рамках исследования были рассмотрены и проанализированы ряд льготных программ кредитования (программы стимулирования кредитования (ПСК): ПСК «Инвестиционная», ПСК «Оборотная», Программа «1764», «ПСК+1764» и другие). Изучен опыт работы по реализации кредитной поддержки Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства. Отмечается положительный эффект проявленных инициатив региональных властей, которые выходят на новый уровень взаимодействия с федеральными органами власти и предпринимательским сообществом, построенные на системном подходе к созданию комплексной и эффективной кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства региона. Показана востребованность и эффективность кредитно-гарантийной поддержки бизнеса как одного из инструментов стимулирования развития предпринимательской активности в регионе.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, региональная политика, кредитная поддержка

Для цитирования: Эльдиева Т.М., Черствов А.А. 2023. Государственная региональная поддержка малого и среднего предпринимательства: кредитный аспект. Экономика. Информатика, 50(4): 836847. DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-4-836-847

State Regional Support of Small and Medium-Sized Businesses: Credit Aspect

1 Tatiana M. Eldieva, 2 Alexander A. Cherstov

'Yaroslav the Wise Novgorod State University 41, B.St. St. St. Petersburg St., Veliky Novgorod, Novgorod Region, 173003, Russia 2Department for the Development of Small and Medium Enterprises of the Ministry of Investment Policy of the Novgorod Region 1, pl. Pobedy-Sofiiskaya, Veliky Novgorod, Novgorod Region, 173005, Russia E-mail: Tatiana.Eldieva@novsu.ru, a.a.cherstvov@novreg.ru

Absract. This article reveals the issues of state support for small and medium-sized enterprises. The authors consider the credit support system operating in the Novgorod region, its applicability and

opportunities for the entrepreneurial community of the region. In the Novgorod region such support is provided on the basis of the Regional Law "On the Development of Small and Medium Entrepreneurship in the Novgorod region". State support for small and medium-sized entrepreneurship is provided within the framework of the national project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative" implemented since 2018. As part of the research, a number of preferential lending programmes were considered and analysed (Loan Incentive Programmes (LIP): FCP "Investment", FCP "Revolving", Programme "1764", "FCP+1764" and others). The experience of the Novgorod Small Business Support Fund in the implementation of credit support has been studied. The positive effect of the initiatives of the regional authorities, which reach a new level of interaction with the federal authorities and the business community, based on a systematic approach to the creation of a comprehensive and effective credit support for small and medium-sized businesses in the region, is noted. The article shows the demand for and effectiveness of credit and guarantee support of business as one of the tools to stimulate the development of entrepreneurial activity.

Keywords: small and medium business, entrepreneurship, regional policy, credit support

Для цитирования: Eldieva T.M., Cherstov A.A. 2023. State Regional Support of Small and Medium-Sized Businesses: Credit Aspect. Economics. Information technologies, 50(4): 836-847 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-4-836-847

Введение

В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества и разнообразия мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса России, что опережает некоторые зарубежные страны. [Djankov, Miguel, Qian, Roland, Zhuravskaya, 2005]. Сегодня мы видим целенаправленные действия со стороны Правительства РФ, Минэкономразвития России и в каждом российском регионе по созданию всесторонней системной поддержки бизнеса. Такого разнообразия «программ поддержки» не встретишь ни в одной из зарубежных стран [Калмыков, Иванова, Землянская, Мирошников, Исаев, 2019].

Как мы знаем, так было не всегда, при массовом появлении представителей сектора малого и среднего предпринимательства (дале - МСП), а это 90-е, присутствовал высокий уровень неопределенности «в завтрашнем дне». И как отмечают Земцов С. и Царева Ю. лишь в 2000-е годы началось сглаживание территориального различия по уровню развития малого и среднего предпринимательства в относительно стабильные группы [Земцов, Царева, 2023]. При этом мы понимаем, что российские регионы ввиду специфики географического расположения, структуры экономики, инвестиционной привлекательности и многих других факторов существенно отличаются друг от друга. Поэтому уровень их социально-экономического развития имеет прямое влияние на предпринимательскую активность населения.

Последние десятилетия все направления развития предпринимательства носили точечный характер, самой действенной формой стимулирования на тот момент являлось предоставление субсидий. При этом их получение было затруднено высокими требованиями отбора получателей, условия постоянно менялись и не все могли на них рассчитывать [Ферафонтова, 2021]. Однако эти трудности и послужили толчком к созданию системной поддержки предпринимательства - Национальной гарантийной системы, которая сегодня включает в себя три уровня: Корпорация МСП, МСП Банк и сеть из 86 региональных гарантийных организаций (РГО) [Yakovlev, Zhuravskaya, 2013]. В 2006 году по инициативе Минэкономразвития стало возможным открытие учреждений по кредитованию бизнеса во всех регионах России, благодаря масштабированию успешного опыта работы московского Фонда содействия кредитованию [Левшенко, 2020]. Данная инициатива получила широкий отклик предпринимательского сообщества, что привело к созданию в 2014 году Агентства кредитных гарантий - единого центра гарантийной поддержки субъектов МСП, которое послужило фундаментом для построения в 2015 году Корпорации МСП [Плохих, 2020].

Также в этот период происходит настройка государственной политики в области развития МСП, в 2007 году принимается закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», что позволяет вывести на новый уровень взаимодействия все ветви власти, работа приобретает системный и централизованный характер [Скворцова, 2021]. На современном этапе (до 2024) таким «прорывным» документом становится нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который определяет вектор развития, инструменты поддержки и ключевые маркеры эффективности. Сегодня в гонке по наращиванию предпринимательской активности участвуют почти все субъекты Российской Федерации [Zemtsov, 2020]. Как они осуществляют поддержку и какие механизмы финансирования используют рассмотрим на материале Новгородской области.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования является сектор малого и среднего предпринимательства Новгородской области и действующая система государственной поддержки в части кредитования субъектов бизнеса. В основу исследования легли данные открытых реестров налоговых органов, статистические данные, государственные программы поддержки и развития МСП на федеральном и региональном уровне, материалы статей научных конференций и журналов, посвященных вопросам государственной поддержки МСП в России и регионах. Для выстраивания исследования использовались принципы дедукции, индукции и аргументации, что послужило базой для дальнейших исследовательских рассуждений и проверки экономических фактов. При формировании целостного представления темы исследования были использованы методы анализа, синтеза, типизации, группировки и классификации, а также эмпирические методы исследования: экспертная оценка и изучение опыта. Целью работы является обобщение и анализ действующего механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе.

Результаты и их обсуждение

Поддержка предпринимательских инициатив на территории Российской Федерации осуществляется на всех уровнях. Федеральные установки отражены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также в других законодательных актах, постановлениях и указах [Адырхаева, 2021]. Ведущая роль в реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства принадлежит Министерству экономического развития Российской Федерации и акционерному обществу «Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее Корпорация МСП), мажоритарным акционером которой является Правительство Российской Федерации [Костина, 2017].

Предпринимательская активность на региональном уровне поддерживается внутренними нормативными актами. С 2008 года в Новгородской области активно ведется работа по созданию институциональной, финансовой и инфраструктурной поддержки бизнеса. Началом ее построения становится законодательная инициатива Новгородской области от 07.02.2008 № 245-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Новгородской области». Министерство инвестиционной политики Новгородской области как орган исполнительной власти осуществляет координацию, мониторинг и контроль реализации «новой политики роста» среди предпринимательских структур. Вся совокупность мер государственной поддержки и стимулирования среднего и малого бизнеса осуществляется в рамках сформулированных в 2018 году национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт» - для тех, кто планирует или уже вышел на зарубежные рынки.

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на областном уровне были разработаны проекты, направленные на поддержку предпринимательского сообщества. Проекты реализуются для следующих категорий предпринимателей: самозанятые граждане, на стадии бизнес-идеи и действующих предпринимателей:

- «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»;

- «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса»;

- «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

Весь комплекс разработанных мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства региона, нашел свое отражение в Государственной программе Новгородской области «Обеспечение экономического развития Новгородской области на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Новгородской области от 24.06.2019 № 235 в виде двух подпрограмм: «Развитие малого и среднего предпринимательства» и «Развитие экспортной деятельности в Новгородской области». Целевыми показателями данной программы являются:

- формирование комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Новгородской области, обеспечение увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, оборота субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышение экспортного потенциала Новгородской области.

Все меры поддержки можно классифицировать по следующим признакам:

1. Уровень предоставления меры поддержки - федеральный, региональный, муниципальный.

2. Тип предоставленной поддержки - финансовые и нефинансовые меры поддержки.

Рассмотрим один из видов поддержки, который реализуется в настоящее время на

территории Российской Федерации в целом и в Новгородской области в частности - это финансовая поддержка в форме кредитной поддержки.

В условиях социально-экономической волатильности в целях снижения негативных эффектов от санкций, введенных рядом недружественных стран в отношении Российской Федерации, Центральным Банком Российской Федерации принимались решения по повышению ключевой ставки. Из рисунка 1 видно, что максимальное ужесточение денежно-кредитной политики приходилось на время введения санкционных ограничений (2022 год).

24

Рис 1. Динамика изменения ключевой ставки ЦБ РФ Fig. 1. Dynamics of changes in the key rate of the Central Bank of the Russian Federation

Источник: Банк России. Ключевая ставка Банка России URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения 07.07.2023)

Несмотря на эффективность этого инструмента с точки зрения борьбы с проин-фляционными рисками, увеличение ключевой ставки (так, например, 28 февраля 2022 года Совет директоров ЦБ РФ принял решение о повышении ключевой ставки с 9,5 до 20%) повлекло за собой закрытие доступа производственного сектора к кредитованию, отмену всех ранее запланированных инвестиционных программ, реализуемых за счет привлеченных заемных средств. Отсутствие «дешевых» и «длинных» денег негативно сказывается на экономическом развитии, в особенности в секторе малого и среднего предпринимательства [Концибер, 2020].

В целях недопущения возрастания кризисных явлений и недостатка ликвидности для предприятий, в том числе и в секторе малого и среднего бизнеса, объединив усилия, Центральный банк РФ, Минэкономразвития России и АО «Корпорация МСП» разработали целый ряд льготных программ кредитования. Это программы стимулирования кредитования (ПСК) с целевой направленностью на поддержание экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1).

Таблица 1 Table 1

Программы льготного кредитования для субъектов МСП Soft loan programs for small and medium-sized enterprises

Наименование программы Условия Получатель

ПСК «Инвестици- На оборотные и инвестиционные цели: Предприниматели, включен-

онная» - до 10,5% - для среднего бизнеса. - до 11,5% - для малого бизнеса. ные в реестр МСП.

- до 12% - для микробизнеса. И не должны быть связанны с

ПСК «Оборотная» - до 2 млрд рублей. - до 3 лет. представителями крупного бизнеса (доля крупного бизнеса не более 25% в уставном капитале).

Программа «1764» На инвестиционные цели: Предприниматели, занимаю-

- ключевая ставка + 2,75 % годовых. щиеся торговлей, оптом и в

- от 500 тыс. до 2 млрд рублей. розницу; сельским хозяй-

- до 10 лет. ством; осуществляющие дея-

На пополнение оборотных средств: тельность в области внутрен-

- ключевая ставка + 2,75 % годовых. него туризма, науки и техни-

- от 500 тыс. до 500 млн рублей. - до 3 лет. ки, здравоохранения, образования, обрабатывающей про-

На развитие предпринимательской деятельности: - ключевая ставка + 3,5 % годовых. мышленности, ресторанного бизнеса и предоставляющие бытовые услуги.

- до 10 млн рублей.

- до 3 лет.

На рефинансирование:

- ключевая ставка + 2,75 % годовых.

- от 500 тыс. до 2 млн рублей.

- до 10 лет.

«ПСК+1764» - до 2,5% - для среднего бизнеса. - до 4% - для малого бизнеса. - до 4% - для микробизнеса. в первые 3 года, далее по ставке «1764». - до 2 млрд рублей. - до 3 лет. Предприниматели, включенные в реестр МСП

Источник: Министерство экономического развития РФ URL: https://invest.economy.gov.ru/ (дата обращения 17.04.2023).

Для поддержания системообразующих предприятий «на плаву» и не допущения перерывов в работе и сокращения занятости была разработана программа «Льготное кредитование для системообразующих организаций и их дочерних обществ» (рекомендации Минэкономразвития России от 23.03.2020 № 8952-РМ/Д18и), которая дала возможность получать максимальную сумму кредита - 3 млрд рублей. Данный кредит позволит пополнить оборотные средства предприятиям, что снизит риски спада производства [Антонова, Баринова, Громов, Земцов, 2020].

Представленные меры государственной поддержки отражают современные потребности бизнеса в финансовой помощи в приоритетных отраслях (видах деятельности), а также целевой поддержки тех или иных групп как уже действующих, так и потенциальных субъектов малого бизнеса [Баринова, 2018].

Региональные власти, желая расширить возможности кредитной поддержки субъектов МСП внутри региона, сделали возможным открытие региональной микрофинансовой организации (далее - МФО) и региональной гарантийной организации (далее - РГО), которые в Новгородской области осуществляют свою деятельность на базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства (микрокредитная компания) (далее -Фонд). Деятельность МФО регулируется Банком России и Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Реализация данного направления позволила осуществлять кредитование по льготной процентной ставке, а именно:

- 1% - 1 млн рублей. Займ выдается индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, учредители которых получили из Центра занятости Новгородской области субсидию на открытие собственного дела, либо получили социальный контракт.

- 3% - 1 млн рублей. Займ выдается на цели осуществления деятельности в сфере социального предпринимательства.

- 1% - 1 млн рублей. Данная программа предусмотрена для субъектов МСП (ИП и ЮЛ), учредители которых на дату подачи заявки являются студентами образовательных организаций Новгородской области.

Базовая программа Фонда в части льготного кредитования - 7,5% на срок до 36 месяцев на сумму не более 5 млн рублей. Сроки и максимальный размер займа регулируется федеральными нормативными актами.

Во время пандемии новой коронавирусной инфекции Новгородским фондом реали-зовывались специальные программы по кредитованию бизнеса со ставкой от 0,1%.

Кроме того, если у предпринимателя не хватает залога для получения финансирования при получении кредита, займа или лизинговой сделки, то Фонд предоставляет поручительства по всем обязательствам. Сумма поручительства: не более 25 млн руб. по одному договору, или не более 37,5 млн руб. в совокупности на заемщика, но не более 70% от суммы кредита. Вознаграждение, уплачиваемое Заемщиком Фонду: 0,5% годовых от остатка суммы поручительства по кредитам, займам, договорам банковской гарантии, лизингу.

Для более крупных кредитов АО «Корпорация МСП» предоставляет «зонтичный» механизм поручительств. Это один из упрощенных способов получить кредит, поручительство покрывает до 50% от суммы кредита, его размер доходит до 1 млрд. рублей на срок не более 180 месяцев. Само поручительство для предпринимателей бесплатно, комиссию платит банк. Действующим законодательством предусматривается возможность использования совмещенной гарантии Фонда и «зонтичных» поручительств АО «Корпорация МСП» [Lavrinenko, Mikhailova, Romashina, Chistyakov, 2019].

Рассмотрим результаты региональной политики «в действии». На начало 2023 года в Новгородской области насчитывается 20606 субъектов малого и среднего предприни-

мательства, из них 13663 индивидуальных предпринимателя и 6943 юридических лица (табл. 2).

В структуре субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности наибольшую долю занимает оптовая и розничная торговля -32,0 %; производство сельскохозяйственной продукции - 19,0 %; транспортировка и хранение -15,0 %. Доля обрабатывающих производств составляет 8,0 %; строительства - 10,1 %; сферы предоставления персональных услуг - 6,8 %; гостиниц и предприятий общественного питания - 4,1 %; деятельности по операциям с недвижимым имуществом - 3,7 %; прочие - 1,3 %. Количество самозанятых граждан составляет 20934 человека.

Таблица 2 Table 2

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Новгородской области, ед. Number of small and medium-sized businesses in the Novgorod region, units

Субъект МПС Годы

2019 2020 2021 2022 2023*

Всего, в том числе 21693 20913 19876 20339 20606

- индивидуальные предприниматели 13702 13372 12753 13319 13663

- юридические лица 7991 7541 7123 7020 6943

* по состоянию на 01.04.2023

Источник: Федеральная налоговая служба РФ. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 17.04.2023)

Для реализации федеральных программ льготного кредитования, по данным Банка России, в Новгородской области объем кредитов, предоставленных субъектам МСП составляет более 4000 млн рублей, что свидетельствует о росте на 22%, по сравнению с 2022 годом (табл. 3).

Таблица 3 Table 3

Объемы кредитов, выданных субъектам МСП, млн рублей Volumes of loans granted to small and medium-sized enterprises, million rubles

Территория Годы Изменение 2022 г. к 2021 г., % Годы Изменение 2023 г. к 2022 г., %

январь-март 2022 январь-март 2023

СевероЗападный федеральный округ 1338076,0 1401111,0 329829,0 281467,0

Новгородская область 18628,0 13793,0 3516,0 4293,0

Источник: составлено авторами на основе данных Банка России

Рассматривая объемы кредитования в разрезе программ льготного кредитования, можно отметить возросший спрос среди предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сферах розничной и оптовой торговли, внутреннего туризма и ресторанного бизнеса, в рамках программы «1764» (табл. 4).

Таблица 4

Объемы льготного кредитования, млн рублей Volumes of concessional lending, million rubles

Наименование программы Период Результаты

январь-апрель 2022 январь-апрель 2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа «1764» 24,1 684,5 увеличение в 28 раз

Программа стимулирования кредитования (ПСК) 42,8 353,2 увеличение в 8 раз

«ПСК+1764» 0,0 120,0 начало действия -август 2022

Источник: составлено авторами на основе данных Банка России

Как уже было сказано выше, в Новгородской области финансовую поддержку субъектам МСП оказывает Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства (микрокредитная компания). В последние годы Фонд осуществил поддержку более 1200 предпринимателей на сумму более 2900 млн рублей (табл. 5).

Таблица 5

Объемы финансовой поддержки субъектов МСП Новгородским фондом поддержки малого предпринимательства Volumes of financial support for small and medium-sized businesses by the Novgorod Small Business Support Fund

Показатель Годы

2020 2021 2022 I кв. 2023

Количество выданных займов, ед. 531 382 334 75

Общая сумма выданных займов, млн руб. 962,8 774,95 1 192,2 206,3

Источник: составлено авторами на основе данных Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства

С каждым годом растет использование такого финансового инструмента как поручительство региональных гарантийных организаций (табл. 6). Молодым и начинающим предпринимателям за счет совмещения «зонтичного» механизма и поручительства региональной гарантийной организации доступны льготные кредиты, по которым покрывается до 90% риска, тогда как для всех остальных представителей малого и среднего бизнеса покрытие поручительств по кредитным обязательствам составит до 70%.

Таблица 6

Объемы финансовой поддержки субъектов МСП региональной гарантийной организацией (РГО) Новгородской области The volume of financial support for small and medium-sized businesses by the regional guarantee organization of the Novgorod region

Показатель Годы

2020 2021 2022 I кв. 2023

Количество выданных поручительств, ед. 37 54 52 12

Общая сумма выданных поручительств, млн руб. 149,0 309,69 319,13 105,5

Источник: составлено авторами на основе данных региональной гарантийной организации

Конечно, исследуя 2020-2023 годы, нельзя не отметить негативное влияние пандемии новой коронавирусной инфекции и санкций, введенные рядом недружественных стран, которые оказали негативное влияние на сектор малого и среднего предпринимательства, в том числе и на предпринимателей Новгородской области [Яхьяева, 2020]. Однако региональные власти выходят на новый уровень взаимодействия с федеральными органами власти и предпринимательским сообществом, что позволяет выйти на допандемийный уровень развития:

1) благодаря комплексной поддержке со стороны федеральных и региональных властей и несмотря на негативные тенденции в экономике количество субъектов малого и среднего предпринимательства не снизилось. При этом существенно увеличилось количество самозанятых граждан, что позволяет сделать вывод о выходе «из тени» части ранее не легализованных в правовом поле предпринимателей.

2) почти треть всего бизнеса относится к сфере оптовой и розничной торговли, что говорит о незначительных изменениях в структуре малого и среднего предпринимательства.

3) количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, несмотря на негативные экономические факторы, в течение последних 3 лет показывает устойчивый рост.

Несомненно, действующие инструменты кредитной поддержки показывают свою состоятельность и востребованность среди представителей предпринимательского сообщества. Однако необходимо расширять охват субъектов МСП по направлениям деятельности (ОКВЭД), по размеру бизнеса (микро, малые и средние) и находящихся на стадии становления для возможности использования механизмов льготного кредитования.

Также требуется корректировка действующих программ кредитования, в части увеличения объема и срока выданного кредита. Так, для дальнейшего развития института микрокредитования Правительство Новгородской области инициировало внесение изменений в законодательные акты о необходимости увеличения максимального срока кредита до 7 лет и максимальной суммы до 7 млн рублей в рамках реализации программ Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства.

Для снижения кредитной нагрузки, ложащейся на плечи бизнеса Правительство Новгородской области готово субсидировать процентную ставку за счет средств регионального бюджета. Конечная процентная ставка для предпринимателя может составить всего 3%. С этой целью разрабатывается новая совместная программа кредитования с АО «Корпорация МСП».

Кредитно-гарантийная поддержка субъектов МСП в Новгородской области за исследуемый период показала свою востребованность и эффективность как один из инструментов стимулирования развития бизнеса в регионе.

Заключение

Несомненно, программы кредитной поддержки позволяют создать условия для свободного доступа представителей малого и среднего предпринимательства к финансовой помощи. Выбранный курс расширения системы поддержки малого и среднего бизнеса, введения новых инструментов и механизмов стимулирования развития, альтернативных банковскому кредиту, повышает доступность бизнеса к финансовым услугам. Их использование расширяет возможности предпринимателей по выбору наиболее подходящего и комфортного для себя способа финансирования.

Важно отметить, что необходимо продолжить путь реализации мер государственной поддержки, которые бы включали региональные особенности развития отраслей малого и среднего бизнеса. Так, в Новгородской области стоит уделить внимание малым предпринимателям, занятым в сфере сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и другим, масштабировать лучшие практики разных регионов России.

В условиях меняющейся политической и экономической ситуации форматы, формы и условия ведения бизнеса быстро меняются, предпринимателям приходится менять мышление, формы взаимодействия и финансирования. Государственные программы тоже должны меняться, подстраиваться под новые «реалии», выстраивая новый путь развития, так создается новая экосистема предпринимательства.

Список источников

Центральный банк РФ. Ключевая ставка Банка России URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения 07.07.2023)

Министерство экономического развития РФ URL: https://invest.economy.gov.ru/ (дата обращения 17.04.2023).

Федеральная налоговая служба РФ. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 17.04.2023). Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25971 (дата обращения 17.04.2023).

Oya Pinar Ardic, Nataliya Mylenko, Valentina Saltane. 2011. Small and Medium Enterprises. A CrossCountry Analysis with a New Data Set. Wash.: World Bank. Policy Research Working Paper 5538. January 2011.

Список литературы

Адырхаева Э.А. 2021. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современной России. Актуальные вопросы современной экономики, 1: 469-475. DOI 10.34755/IROK.2021.58.32.066 Антонова М.П., Баринова В.А., Громов В.В., Земцов С.П. 2020. Развитие малого и среднего предпринимательство в России в контексте реализации национального проекта. Издательский дом «Дело». РАНХиГС, 88 с. ISBN 978-5-850006-202-6. Баринова В.П. 2018. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность

его применения в России. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 100 с. Бурханова Р.Р., Исламгулова А.Ф. 2017. Государственная поддержка малого бизнеса в России.

Аллея науки, 16 (1): 411-414. Земцов С.П., Царева Ю.В. 2023. Долгосрочное влияние экстрактивных и инклюзивных институтов на деловую активность в регионах России. Вопросы экономики, 7: 115-141. DOI 10.32609/0042-8736-2023-7-115-141 Земцов С.П., Чепуренко А.Ю., Баринова В.А., Красносельких А.Н. 2020. Новая предпринимательская политика для России после кризиса 2020 года. Вопросы экономики, 10: 44-67.https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-44-67 Калмыков Н.Н., Иванова Т.Б., Землянская И.С., Мирошников Н.И., Исаев А.П. 2019. О совершенствовании механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Российское предпринимательство, 20(3): 789-806. DOI 10.18334/rp.20.3.40476 Концибер М.В. В.М. Гафурова 2020. Малый бизнес в России: меры государственной поддержки и развития. Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Магнитогорск, 27 апр. 2020 г. / под общ. ред. Н.Р. Балынской. Магнитогорск: 119-123.

Костина Н.К. 2017. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России. Результаты современных научных исследований : материалы междунар. (заоч.) науч.-практ. конф., Астана, Казахстан, 21 дек. 2017 г. / под общ. ред. А.И. Вострецова. Астана: 98-102. Левшенко А.Е., Шикина В.Р. 2020. Государственная поддержка развития малого бизнеса в России. Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности : сб. науч. ст. IV Всерос. науч.-практ. конф., Курск, 23 окт. 2020 г. Курск, Т. 1: 229-233.

Плохих Е.Д. 2020. Государственная поддержка малого бизнеса в 2020 году. Формирование и развитие новой парадигмы науки в условиях постиндустриального общества : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 20 дек. 2020 г. Саратов: 106-111. Скворцова Т.А., Куринова Я.И. 2021. Тенденции развития государственной политики России в области поддержки малого и среднего бизнеса. Высокие технологии и инновации в науке :

сб. избран. ст. междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 28 марта 2021 г. Санкт-Петербург: 136-139.

Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: коллективная монография / под общ. ред. В.В. Алещенко, В.В. Карпова. Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 188 с. ISBN 978-5-91306-063-1 Ферафонтова М.В. 2021. Актуальные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в РФ. Заметки ученого : науч.-практ. журн., 5-1: 478-483. Яхьяева Б.Н., Омариева К.А. 2020. Анализ действующей системы государственной поддержки малого бизнеса в России. Эпоха науки, 22: 217-222. DOI 10.24411/2409-3203-2020-12248 Djankov S., Miguel E., Qian Y., Roland G., Zhuravskaya E. 2005. Who Are Russia's Entrepreneurs?

Journal of the European Economic Association, Vol. 3, 2-3: 587-597. Zemtsov S. 2020. New technologies, potential unemployment and 'nescience economy' during and after

the 2020 economic crisis. Regional Science Policy & Practice, 12(4): 723-743. Lavrinenko P. A., Mikhailova T. N., Romashina A. A., Chistyakov P. A. 2019. Agglomeration effect as a

tool of regional development. Studies on Russian Economic Development, 30(3): 268-274. Yakovlev E., Zhuravskaya E. 2013. The unequal enforcement of liberalization: evidence from Russia's reform of business regulation. Journal of the European Economic Association, 11(4): 808-838.

References

Adyrhaeva E.A. 2021. Ocenka effektivnosti gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego biznesa v sovremennoj Rossii [Assessment of the effectiveness of state support for small and medium-sized businesses in modern Russia]. Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki, 1: 469-475. DOI 10.34755/IR0K.2021.58.32.066 (in Russian) Antonova M.P., Barinova V.A., Gromov V.V., Zemcov S.P. 2020. Razvitie malogo i srednego predprin-imatel'stvo v Rossii v kontekste realizacii nacional'nogo proekta [Development of small and medium-sized enterprises in Russia in the context of the implementation of the national project]. Iz-datel'skij dom «Delo». RANHiGS, 88 s. ISBN 978-5-850006-202-6. (in Russian) Barinova V.P. 2018. Zarubezhnyj opyt razvitiya social'nogo predprinimatel'stva i vozmozhnost' ego primeneniya v Rossii [Foreign experience in the development of social entrepreneurship and the possibility of its application in Russia]. M.: Izd-vo In-ta Gajdara, 100 s. (in Russian) Burhanova R.R., Islamgulova A.F. 2017. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii [Government support for small businesses in Russia]. Alleya nauki, 16 (1): 411-414. (in Russian) Zemcov S.P., Careva YU.V. 2023. Dolgosrochnoe vliyanie ekstraktivnyh i inklyuzivnyh institutov na delovuyu aktivnost' v regionah Rossii [The long-term impact of extractive and inclusive institutions on business activity in Russian regions]. Voprosy ekonomiki, 7: 115-141. DOI 10.32609/00428736-2023-7-115-141 (in Russian) Zemcov S.P., CHepurenko A.YU., Barinova V.A., Krasnosel'kih A.N. 2020. Novaya predprini-matel'skaya politika dlya Rossii posle krizisa 2020 goda [A new business policy for Russia after the crisis of 2020]. Voprosy ekonomiki, 10: 44-67.https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-10-44-67 (in Russian)

Kalmykov N.N., Ivanova T.B., Zemlyanskaya I.S., Miroshnikov N.I., Isaev A.P. 2019. O sovershenstvo-vanii mekhanizmov podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [On improving support mechanisms for small and medium-sized businesses]. Rossijskoe predprinimatel'stvo, 20(3): 789-806. DOI 10.18334/rp.20.3.40476 (in Russian) Konciber M.V. V.M. Gafurova 2020. Malyj biznes v Rossii: mery gosudarstvennoj podderzhki i razvitiya [Small business in Russia: government support and development measures]. Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravleniya: materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Magnitogorsk, 27 apr. 2020 g. / pod obshch. red. N.R. Balynskoj. Magnitogorsk: 119-123. (in Russian) Kostina N.K. 2017. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego biznesa v Rossii [Government support for small and medium-sized businesses in Russia]. Rezul'taty sovremennyh nauchnyh issledo-vanij : materialy mezhdunar. (zaoch.) nauch.-prakt. konf., Astana, Kazahstan, 21 dek. 2017 g. / pod obshch. red. A.I. Vostrecova. Astana: 98-102. (in Russian) Levshenko A.E., SHikina V.R. 2020. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya malogo biznesa v Rossii [State support for the development of small businesses in Russia]. Aktual'nye voprosy nalogoob-lozheniya, nalogovogo administrirovaniya i ekonomicheskoj bezopasnosti : sb. nauch. st. IV Vse-ros. nauch.-prakt. konf., Kursk, 23 okt. 2020 g. Kursk, T. 1: 229-233. (in Russian)

Plohih E.D. 2020. Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v 2020 godu [Government support for small businesses in 2020]. Formirovanie i razvitie novoj paradigmy nauki v usloviyah postindus-trial'nogo obshchestva : sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Saratov, 20 dek. 2020 g. Saratov: 106-111. (in Russian)

Skvorcova T.A., Kurinova YA.I. 2021. Tendencii razvitiya gosudarstvennoj politiki Rossii v oblasti pod-derzhki malogo i srednego biznesa [Trends in the development of Russian state policy in the field of support for small and medium-sized businesses]. Vysokie tekhnologii i innovacii v nauke : sb. izbran. st. mezhdunar. nauch. konf., Sankt-Peterburg, 28 marta 2021 g. Sankt-Peterburg: 136-139. (in Russian)

Sovershenstvovanie mekhanizma gosudarstvennoj podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprini-matel'stva [Improving the mechanism of state support for small and medium-sized businesses]: kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. V.V. Aleshchenko, V.V. Karpova. Omsk: IC «Omskij nauchnyj vestnik», 188 s. ISBN 978-5-91306-063-1 (in Russian)

Ferafontova M.V. 2021. Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya malogo i srednego predprini-matel'stva v RF [Current problems and prospects for the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation]. Zametki uchenogo : nauch.-prakt. zhurn., 5-1: 478-483. (in Russian)

Yah'yaeva B.N., Omarieva K.A. 2020. Analiz dejstvuyushchej sistemy gosudarstvennoj podderzhki malogo biznesa v Rossii [Analysis of the current system of state support for small businesses in Russia]. Epoha nauki, 22: 217-222. DOI 10.24411/2409-3203-2020-12248 (in Russian)

Djankov S., Miguel E., Qian Y., Roland G., Zhuravskaya E. 2005. Who Are Russia's Entrepreneurs? Journal of the European Economic Association, Vol. 3, 2-3: 587-597.

Zemtsov S. 2020. New technologies, potential unemployment and 'nescience economy' during and after the 2020 economic crisis. Regional Science Policy & Practice, 12(4): 723-743.

Lavrinenko P.A., Mikhailova T.N., Romashina A. A., Chistyakov P.A. 2019. Agglomeration effect as a tool of regional development. Studies on Russian Economic Development, 30(3): 268-274.

Yakovlev E., Zhuravskaya E. 2013. The unequal enforcement of liberalization: evidence from Russia's reform of business regulation. Journal of the European Economic Association, 11(4): 808-838.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 27.07.2023 Received July 27, 2023

Поступила после рецензирования 01.11.2023 Revised November 01, 2023 Принята к публикации 07.11.2023 Accepted November 07, 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРAХ

Эльдиева Татьяна Махмутовна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры цифровой экономики и управления, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Черствов Александр Александрович, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства, Министерство инвестиционной политики Новгородской области, г. Великий Новгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tatiana M. Eldieva, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Digital Economics and Management, Ya-roslav the Wise Novgorod State University, Veliky Novgorod, Russia

Alexander A. Cherstov, Director of the Department for the Development of Small and Medium-sized Enterprises of the Ministry of Investment Policy of the Novgorod Region, Veliky Novgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.