Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КРЕДИТЫ НА ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ЦЕЛИ / КРЕДИТЫ НА ПОПОЛНЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ / БЕЗЗАЛОГОВОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фентти Марина Геннадьевна

В статье рассматривается важный с практической точки зрения вопрос об основных направлениях правового регулирования льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. В контексте настоящей статьи под термином «льготное» кредитование предлагается понимать различные программы кредитования с государственной поддержкой. Автор проводит анализ существующих государственных программ льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и деятельности институтов развития в данной сфере. Автором делается вывод, что в настоящее время в России разрабатываются и реализуются необходимые программы государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса. При дальнейшем реформировании законодательства и разработки новых мер государственной финансовой поддержки акцент должен быть сделан на либерализации установленных Банком России требований к банкам-кредиторам по нормированию и резервированию при выдаче кредитов субъектам малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фентти Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF PREFERENTIAL LENDING TO SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

The article deals with an important question from a practical point of view about the main directions of legal regulation of preferential lending to small and medium-sized enterprises. In the context of the article, the term «preferential» lending is proposed to understand various lending programs with state support. The author analyzes the existing state programs of preferential lending to small and medium-sized enterprises and the activities institutions of development in this area. The author concludes that the necessary state programs to support lending to small and medium-sized businesses are currently being developed and implemented in Russia. In further reforming legislation and developing new measures of state financial support, emphasis should be placed on liberalizing the requirements established by the Bank of Russia for creditor banks on rationing and reserving loans to small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Основные направления правового регулирования льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства

Фентти Марина Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: perun@yandex.ru

В статье рассматривается важный с практической точки зрения вопрос об основных направлениях правового регулирования льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. В контексте настоящей статьи под термином «льготное» кредитование предлагается понимать различные программы кредитования с государственной поддержкой. Автор проводит анализ существующих государственных программ льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и деятельности институтов развития в данной сфере. Автором делается вывод, что в настоящее время в России разрабатываются и реализуются необходимые программы государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса. При дальнейшем реформировании законодательства и разработки новых мер государственной финансовой поддержки акцент должен быть сделан на либерализации установленных Банком России требований к банкам-кредиторам по нормированию и резервированию при выдаче кредитов субъектам малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, кредиты на инвестиционные цели, кредиты на пополнение оборотных средств, беззалоговое кредитование, рефинансирование.

Для экономики любого государства важное значение имеет развитие малого и среднего предпринимательства. Значимым показателем состояния малого и среднего бизнеса, а также оценки эффективности государственной политики в сфере поддержки МСП является доля МСП в ВВП страны.

В России доля малого и среднего предпринимательства в ВВП традиционно остается ниже чем в других развитых государствах. В 2021 году доля МСП в ВВП России составляла 20%, что не соответствует модели МСП развитых стран [1] (табл. 1).

Таблица 1

Доля МСП в ВВП,%

Россия 20,8

ЮАР 42,0

Германия 43,0

Япония 55,0

США 56,0

Китай 60,0

см

СП

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

Одной из очевидных проблем на пути увеличения доли малого и среднего бизнеса в ВВП России является недоступность финансовых ресурсов, и прежде всего банковского кредита, для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для решения данной проблемы государством предпринимается ряд мер, среди которых наибольшее значение, на наш взгляд, имеет субсидирование процентных ставок по кредитам предоставленным предприятиям малого и среднего бизнеса.

В настоящее время в Российской Федерации, в целях исполнения федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» действуют Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям для компенсации недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке» [2].

Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета. В действующей редакции Правила действуют с 2019 года и в них периодически вносятся определенные изменения в соответствии с изменениями текущей социально-экономической и политической ситуацией в России. Последние изменения в Правила внесены Постановлением Пра-

вительства Российской Федерации от 16 августа 2022 года № 1420 и стали реакцией на заметное замедление темпов кредитования в связи с резким ростом ключевой ставки Банка России в феврале 2022 года. Теперь максимальная процентная ставка по кредитам предоставленным субъектам малого и среднего бизнеса по программам государственной поддержки поставлена в зависимость от значений ключевой ставки Банка России.

Субсидии предоставляются при реализации следующих программ кредитования:

1) кредиты самозанятым гражданам и микропредприятиям в сумме до 10 млн рублей на срок до 3 лет;

2) кредиты на рефинансирование ранее предоставленного кредита;

3) инвестиционные кредиты на приобретение и/ или создание (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации) в сумме от 500 тыс. рублей до 2 млрд рублей на срок до 10 лет;

4) оборотные кредиты в сумме от 500 тыс. рублей до 500 млн рублей на срок до 3 лет.

Из представленной информации наглядно видно, что субсидирование предполагается для большинства видов известных на российском банковском рынке кредитных продуктов. Данное обстоятельство свидетельствует о заинтересованности государства в развитии малого и среднего бизнес в нашей стране, обеспечению доступности заемного финансирования для малых и средних предприятий, большему вовлечению населения в предпринимательство.

В 2021 году темпы кредитования малого и среднего бизнеса показали рекордный рост, кредитный портфель малого и среднего бизнеса вырос более чем на четверть до 7,4 трлн рублей. Рекордное число малых и средних предприятий, взявших кредит в декабре 2021 года - начале 2022 года поддерживало удовлетворенный спрос на заемное финансирование на высоком уровне. В то же время продолжала расти концентрация кредитования крупнейшими банками: к концу 2021 года на долю 30 крупнейших банков приходилось 83,9% всех выданных кредитов - 8,9 трлн рублей, что на 70% превышает результаты 2020 года, когда в программах поддержки бизнеса также участвовали небольшие региональные банки.

К началу 2022 года в России было зарегистрировано порядка 5,8 млн субъектов малого и среднего бизнеса, из которых только 420 тыс. (7,2%) имели действующие кредиты к концу 2021 года. За последние 3 года число малых и средних предприятий, имеющих кредиты, увеличилось в 1,5 раза, но по-прежнему остается невелико [3].

Будущее кредитования малого и среднего бизнеса в 2022-2023 годах в России зависит от эко-

номической ситуации, стоимости фондирования и мер государственной поддержки по стабилизации ситуации на финансовом рынке в условиях санкций.

В марте 2022 года Банком России было объявлено о запуске антикризисной программы льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса совместно с Правительством Российской Федерации [4]. Программа будет действовать до конца 2022 года, а объем кредитования по ней составит 340 млрд рублей.

Новая Программа стимулирования кредитования предприятий малого и среднего бизнеса Корпорации «МСП» была утверждена в марте 2022 г. [5].

Указанная Программа была разработана с целью создания механизма поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, предусматривающего предоставление на льготных условиях следующих кредитных продуктов:

1) кредиты на цели приобретения основных средств;

2) кредиты на цели пополнения оборотных средств;

3) кредиты на цели рефинансирования ранее предоставленных кредитов.

По мнению Н.С. Ермолова, Программа льготного кредитования как финансовая мера поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства показывает свою эффективность, о чем свидетельствует длительный срок ее применения Корпорацией МСП [6].

Таким образом и высший орган исполнительной власти, и орган банковского контроля и надзора и институт развития в сфере малого и среднего предпринимательства совместно разрабатывают меры по повышению доступности финансовых ресурсов малому и среднему бизнесу.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время в России разрабатываются и реализуются необходимые программы государственной поддержки кредитования малого и среднего бизнеса. Это подтверждается динамичным увеличением темпов кредитования малых и средних предприятий в конце 2021 - начале 2022 года. Рост кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в декабре 2021 года привел к увеличению продаж и насыщению спроса на кредиты в начале 2022 года. В январе 2022 года компонента «кредиты» индекса RSBI достигла исторического максимума в 59,1 пункта из-за двукратного превышения числа бизнесменов, которые удовлетворены доступностью кредитов, по сравнению с теми, кто не удовлетворен доступностью кредитования [7].

В марте 2022 года все компоненты индекса RS- р В1 показали снижение, но только «продажи» нахо- Д дились в зоне спада. Микробизнес, обладающий Ч

т

наименьшей финансовой устойчивость в подобных К условиях, наиболее резко отреагировал на санк- ё ции. Индекс RSBI в марте 2022 года составил 47,7 у пункта [8]. А

Как следует из информации опубликованной Министерством экономического развития Российской Федерации, в 2022 году по льготным кредитным программам было заключено 18 тыс. кредитных соглашений на сумму 170 млрд рублей, что свидетельствует о востребованности данной программы у представителей бизнеса [9].

Согласно статистическим данным Банка России по состоянию на 01.06.2022 действующие кредиты имеют 440 526 субъектов малого и среднего предпринимательства [10].

В августе 2022 года было объявлено о новой программе льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Планируется, что льготное кредитование будет объединено с программой субсидирования процентной ставки. Субъекты малого и среднего бизнеса смогут получить инвестиционный кредит на запуск или модернизацию производственных мощностей на срок до 10 лет, а льготный период составит до 5 лет. В течение льготного периода процентная ставка для среднего бизнеса составит 3%, для малого и микробизнеса - 4,5%. Общий объем программы до конца 2022 года составит 50 млрд рублей. Оператором новой кредитной программы выступит Корпорация «МСП».

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что Правительством Российской Федерации совместно с Банком России успешно осуществляются мероприятия по обеспечению доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные национальным и федеральным проектами.

Однако, одной из важнейших проблем кредитования малого и среднего бизнеса остается практическая невозможность для предприятий получить кредит без обеспечения, либо под залог товаров в обороте, оборудования, долей в уставном капитале компании. Как справедливо отмечает К.И Бабина, привлечение капитала с помощью такого финансового инструмента, как банковский кредит является проблемой для субъектов малого и среднего предпринимательства [11].

Действительно, предприятиям малого и среднего бизнеса, чтобы получить какой-либо кредит на льготных условиях необходимо сначала провести работу для соответствия собственной кредитной заявки требованиям банка-кредитора. Каждым банком разрабатываются собственные требования заемщикам, по срокам ведения бизнеса, его рентабельности, возможности предоставить залог или поручительство в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору. Иными словами, чтобы воспользоваться льготными программами заемщики в первую очередь должны отвечать предъявляемым банками требованиям. В свою очередь банки разрабатывают различные — требования к заемщикам для снижения собствен-2 ных кредитных рисков и управления риском невоз-й врата предоставленного кредита. ° Для банков кредитование субъектов малого 1 и среднего предпринимательства является од-

ним из интересных и приоритетных направлений бизнеса, но одновременно с этим остается одним из наиболее рискованных сегментов кредитования. Риск кредитования предприятий малого и среднего бизнеса состоит в том, что данные предприятия не всего могут предоставить ликвидное обеспечение по запрашиваемому кредиту. Наиболее ликвидным видом обеспечения для банков является залог нежилой недвижимости (офисов, складов, торговых помещений), но малые предприятия не всегда имеют в собственности такое имущество, стоимость которого покрывала бы сумму кредита с банковским дисконтом. Выходом для таких малых и средних предприятий может стать поручительство региональных гарантийных организаций, предоставляемое в рамках мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Однако здесь возникает следующая проблема, вызванная положениями действующего законодательства. Положением Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» предусмотрена обязанность банков формировать резервы на возможные потери по кредитам предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства в размере в зависимости от категории качества предоставленного ими обеспечения.

Следовательно, одной из задач государственной политики в сфере финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, разработке программ льготного кредитования должно стать разумное соотношение запросов бизнеса на снижение требований банков к заемщикам, прежде всего в части предоставления залога, с рисками банков по невозврату кредитов и росту задолженности безнадежной к взысканию.

При этом, на наш взгляд, при реформировании законодательства и разработки новых мер государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства акцент должен быть сделан на либерализации установленных требований к банкам-кредиторам. Центральная роль в данном процессе должна принадлежать Банку России.

В целях предоставления банкам возможности формировать резервы на возможные потери по ссудам предоставленным предприятиям малого и среднего бизнеса в пониженном размере, такой вид обеспечения исполнения обязательств заемщиков по кредитным договорам как поручительство региональных гарантийных организаций, было бы целесообразно отнести к I категории качества обеспечения по ссуде и внести соответствующие изменения в Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». Данная мера положительно скажется на дальнейшем обеспечении доступа

субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам.

Смягчение требований Центрального банка Российской Федерации в части формирования банками резервов на возможные потери, позволит сократить издержки кредитных организаций при выдаче кредитов и, как следствие, увеличить количество одобренных кредитных заявок.

Снижение требований Банка России по нормированию и резервированию при выдаче кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и как результат снижение требований банков к заемщикам в секторе МСП, приведет к уменьшению сроков рассмотрения кредитных заявок и упрощению процедуры выдачи кредита. Данная мера сделает заемный капитал более доступным для субъектов малого и среднего предпринимательства, что в нужном ключе повлияет на развитие малого и среднего бизнеса в нашей стране, увеличение его доли в ВВП.

Литература

1. Официальный Интернет-ресурс Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. URL: http://doklad.ombuds-manbiz.ru/2022/3-22.pdf (дата обращения: 05.09.2022).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»», по льготной ставке» // Собрание законодательства РФ, 07.01.2019, № 1, ст. 58.

3. Официальный Интернет-ресурс Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. URL: https://fskmb.ru/upload/iblock/bfa/v8p-s6qdyom95dmmu416xmcpyf0i0f0wi/analyst_re-view_sme_lending_2022.pdf (дата обращения: 05.09.2022).

4. Информационное сообщение Банка России от 05.03.2022 // Вестник Банка России, № 17, 17.03.2022.

5. Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» от 15.03.2022, протокол № 131) (в ред. от 18.07.2022) // СПС Консультант Плюс.

6. Ермолов Н.С. Льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства как мера финансовой поддержки в условиях международных санкций // Банковское право. 2022. № 3. С. 7-13.

7. Индекс RSBI: (Russia Small Business Index) -совместное исследование ПАО «Промсвязьбанк» и общественной организации «ОПОРА РОССИИ», показывающее состояние деловой активности малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Цель Индекса RSBI - представить обществу, государственным институтам и предпринимателям актуальную информацию о фактических результатах деятельности малого и среднего бизнеса и о прогнозах предпринимателей о дальнейшем развитии бизнеса.

8. Официальный Интернет-ресурс Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Опора России. URL: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/? (дата обращения: 05.09.2022).

9. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: economy.gov.ru (дата обращения: 05.09.2022).

10. Официальный Интернет-ресурс Банка России. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/ (дата обращения: 05.09.2022).

11. Бабина К.И. Проблемы финансово-правового регулирования кредитного рынка в России // Финансовое право. 2021. № 11. С. 38-41.

THE MAIN DIRECTIONS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF PREFERENTIAL LENDING TO SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES

Fentti M.G.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article deals with an important question from a practical point of view about the main directions of legal regulation of preferential lending to small and medium-sized enterprises. In the context of the article, the term «preferential» lending is proposed to understand various lending programs with state support. The author analyzes the existing state programs of preferential lending to small and medium-sized enterprises and the activities institutions of development in this area. The author concludes that the necessary state programs to support lending to small and medium-sized businesses are currently being developed and implemented in Russia. In further reforming legislation and developing new measures of state financial support, emphasis should be placed on liberalizing the requirements established by the Bank of Russia for creditor banks on rationing and reserving loans to small and medium-sized businesses.

Keywords: small and medium-sized enterprises, loans for investment purposes, working capital loans, unsecured lending, refinancing.

References

1. The official Internet resource of the Commissioner under the President of the Russian Federation for the Protection of the Rights of Entrepreneurs. URL: http://doklad.ombudsmanbiz. ru/2022/3-22.pdf (date of application: 05.09.2022).

2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1764 dated December 30, 2018 "On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget to Russian Credit Organizations and Specialized Financial Companies in Order to Compensate for the Lost Income on Loans Issued in 2019-2024 to Small and Medium-sized Businesses, as well as Individuals Applying the special Tax regime "Tax on Professional income"", at a preferential rate" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 07.01.2019, No. 1, Article 58.

5 -a

C3

<

3. The official Internet resource of the Moscow Small Business Lending Assistance Fund. URL: https://fskmb.ru/upload/iblock/ bfa/v8ps6qdyom95dmmu416xmcpyf0i0f0wi/analyst_review_ sme_lending_2022.pdf (accessed: 05.09.2022).

4. Information message of the Bank of Russia dated 05.03.2022 // Bulletin of the Bank of Russia, No. 17, 17.03.2022.

5. The program of stimulating lending to small and medium-sized businesses (approved by the decision of the Board of Directors of JSC "Corporation "SME" dated 03/15/2022, Protocol No. 131) (as amended. from 18.07.2022) // SPS Consultant Plus.

6. Ermolov N.S. Reduced-Rate Loans to Small and Medium-Sized Enterprises as a Measure of Financial Support in Conditions of International Sanctions // Banking Law. 2022. № 3. C. 7-13.

7. The RSBI Index: (Russia Small Business Index) is a joint study of PJSC Promsvyazbank and the public organization "SUPPORT of RUSSIA", showing the state of business activity of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The RSBI index reflects the opinion of Russian entrepreneurs, including in the context of industries (trade, services and manufacturing); in the context of business size (micro, small and medium); in the context of 85 subjects of the Russian Federation. The purpose

of the RSBI Index is to provide the society, state institutions and entrepreneurs with up-to-date information on the actual results of small and medium-sized businesses and on the forecasts of entrepreneurs about further business development. Periodicity of the study: from 2014 to 2019 it was calculated quarterly, from 2020 it is calculated monthly. The value of the RSBI index above 50.0 points means an increase in business activity, below 50.0 points - a decrease. Values of about 50 p. mean a neutral zone.

8. The official Internet resource of the All-Russian public organization of small and medium-sized businesses Support of Russia. URL: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/? (accessed: 05.09.2022).

9. Official Internet resource of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: economy.gov.ru (date of application: 05.09.2022).

10. The official Internet resource of the Bank of Russia. URL: https:// cbr.ru/statistics/bank_sector/sors / (accessed: 05.09.2022).

11. Babina K.I. Problems of financial and legal regulation of the credit market in Russia // Financial law. 2021. No. 11. pp. 3841.

OJ O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.