Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / УСЛОВИЯ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробей Елена Константиновна

Сегодня, в условиях новой реальности для России необходимы идеи изменений, которые порождают действия. Меняется, формируется и усиливается новая система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства сферы рекреации и туризма. В статье представлены авторские схемы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе сферы рекреации и туризма) с использованием инструментов кредитования, реализуемые на уровне региона. Автор акцентирует внимание на происходящие изменения роли регионов (региональных администраций), повышение их значимости с точки зрения проводников мер государственной поддержки на территориях и катализаторов региональных инициатив. Описываются формируемая региональная поддержка развития предпринимательских инициатив через сетевые структуры, т. е. социальные сообщества молодежи (для среды малого и среднего предпринимательства - это точки кипения, коворкинг центры, бизнес-инкубаторы и т. д.), успешные региональные практики по кредитованию и микрофинансированию субъектов малых и средних предприятий сферы рекреации и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD OF RECREATION AND TOURISM IN THE NEW REALITY (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNODAR TERRITORY)

Today, in the new reality, Russia needs ideas of change that give rise to action. A new system of state support for small and medium-sized enterprises in the field of recreation and tourism is changing, forming and strengthening. The article presents the author's schemes of state support for small and medium-sized enterprises (including recreation and tourism) using lending tools implemented at the regional level. The author focuses on the ongoing changes in the role of regions (regional administrations), increasing their importance from the point of view of the guides of state support measures in the territories and catalysts of regional initiatives. It describes the formed regional support for the development of entrepreneurial initiatives through network structures, i.e. social communities of youth (for the environment of small and medium-sized enterprises - boiling points, coworking centers, business incubators, etc.), successful regional practices in lending and microfinance of subjects of small and medium-sized enterprises in the recreation and tourism sphere.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №1, Том 13 / 2021, No 1, Vol 13 https://esj.today/issue-1-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/38ECVN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Воробей Е.К. Система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности (на примере Краснодарского края) // Вестник Евразийской науки, 2021 №1, https://esj.today/PDF/38ECVN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vorobey E.K. (2021). The system of state support for small and medium-sized businesses in the field of recreation and tourism in the new reality (on the example of the Krasnodar territory). The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(13). Available at: https://esj.today/PDF/38ECVN121.pdf (in Russian)

Воробей Елена Константиновна

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия Декан факультета «Экономики и процессов управления» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: vorobei.sochi@yandex.ru

Система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности (на примере

Краснодарского края)

Аннотация. Сегодня, в условиях новой реальности для России необходимы идеи изменений, которые порождают действия. Меняется, формируется и усиливается новая система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства сферы рекреации и туризма. В статье представлены авторские схемы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе сферы рекреации и туризма) с использованием инструментов кредитования, реализуемые на уровне региона.

Автор акцентирует внимание на происходящие изменения роли регионов (региональных администраций), повышение их значимости с точки зрения проводников мер государственной поддержки на территориях и катализаторов региональных инициатив. Описываются формируемая региональная поддержка развития предпринимательских инициатив через сетевые структуры, т. е. социальные сообщества молодежи (для среды малого и среднего предпринимательства - это точки кипения, коворкинг центры, бизнес-инкубаторы и т. д.), успешные региональные практики по кредитованию и микрофинансированию субъектов малых и средних предприятий сферы рекреации и туризма.

Ключевые слова: сфера рекреации и туризма; государственная поддержка; малое и среднее предпринимательство; национальный проект; условия новой реальности; Краснодарский край

В последний год система управления туристской сферой в России претерпела значительные изменения. В 2018 г. функции управления в сфере туризма были переданы от Министерства культуры Российской Федерации Министерству экономического развития Российской Федерации. Это, на наш взгляд, послужило причиной системных изменений в управлении туристской сферой как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важным

этапом стало утверждение распоряжением Правительства РФ, в сентябре 2019 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [1].

Точкой бифуркации для сферы рекреации и туризма России стал 2020 год в части передачи Федерального агентства по туризму от Министерства экономического развития РФ в прямое подчинение Правительству РФ.

Туристская отрасль играет важную роль в мировой экономике: на ее долю приходится 10 % мирового ВВП, 7 % совокупного экспорта и 30 % экспорта услуг в мире. Туризм также оказывает значительное влияние на развитие смежных отраслей (от 30 до 80 отраслей, по оценкам экспертов различных стран) и входит в топ-3 отраслей по добавленной стоимости и мультипликативному эффекту. В течение последних 10 лет мировая туристская отрасль демонстрирует ежегодный рост на уровне 4 % [8]. Учитывая функционирование сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности, во второй половине 2020 года в России был успешно применен механизм бесшовной склейки мер государственной поддержки сферы -программа туристического кэшбэка. Механизм стимулирует внутренний туризм, обеспечивая компенсацию стоимости тура по России до 20000 руб.

Сегодня туризм стал особым социокультурным явлением, объединяющим как историю страны, так и самые современные информационные технологии, прежде всего, в сфере коммуникаций и территориального развития [9]. При этом туризм, как показал 2020 год, стал одной из самых пострадавших сфер экономики, восстановиться которой (и продолжать стабильно развиваться) возможно, на наш взгляд, только при помощи эффективных мер государственной поддержки и стимулирования. Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления - федеральном, региональном, межрегиональном и местном. Федеральные органы, прежде всего, должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных экономических связей [10]. Также важно учитывать факторы экзогенного воздействия, способные оказывать пагубное и непрогнозируемое воздействие на сферу рекреации и туризма не только одной страны, но и всего мира, как показала пандемия COVID-19.

С 2020 года ведется работа над формированием национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который станет существенным катализатором в развитии сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) играют важно роль как в экономике в целом, так и в сфере рекреации и туризма в частности. Являясь наиболее мобильным и быстро реагирующим экономическим субъектом на внешние изменения, малый бизнес является и самым уязвимым звеном.

Российская экономика в феврале-марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов - стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. Россия к августу 2020 года потеряла 1 млн 95 тыс. 423 микро-, малых и средних предприятия, или почти каждый пятый бизнес в этом секторе. (по данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza [2]).

За год общее количество МСП сократилось более чем на 240 тыс., или на 4,2 %, до 5,6 млн. Это второе годовое падение подряд - в августе 2019 года количество МСП в годовом выражении уменьшилось на 1,4 %. Таким образом, динамика сокращения числа МСП ускорилась втрое (по данным ТАСС [3]). «Количество регистраций новых ИП в России за первые полгода 2020 года сократилось на 34,4 % по сравнению с тем же периодом 2019 года и

составило 287,5 тысячи. Худшими месяцами стали апрель и май - по данным исследования компании-разработчика информационных систем Seldon [4]. В начале августа вышли данные Росстата, согласно которым доля предпринимательских доходов в структуре всех денежных доходов населения России упала во II квартале 2020 года до 3,5 %. Это самое низкое квартальное значение показателя минимум с 2000 года [5]. Еще в январе-марте текущего года на них приходилось 5,9 % доходов россиян. По итогам II квартала 2020 года экономика России сократилась, по предварительным данным Росстата, на 8,5 % в годовом сопоставлении.

В сложившейся ситуации особую важность приобретают меры государственной поддержки экономики страны, в том числе - поддержка субъектов МСП в особо пострадавшей сфере - сфере рекреации и туризма (СРТ). Последнее имеет особую значимость, т. к. участие МСП в СРТ улучшает ее структуру, способно обеспечить инновационное развитие сферы и рост занятости, повышение качества услуг и т. д.

С учетом социально-экономических и внешнеэкономических условий возникла необходимость определения долгосрочной системы деятельности в сфере развития МСП, и последние годы МСП стало одним из приоритетных направлений деятельности правительства России. На период с 2018 года по 2024 год разработан национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», целями которого являются: расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию; улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; акселерация субъектов МСП; система поддержки фермеров; популяризация предпринимательства.

Целевыми показателями национального проекта являются: увеличение количества занятых в сфере МСП с 19 млн чел. в 2019 году до 25 млн к 2024 году, наращивание доли МСП в ВВП страны до 32 %, наращивание доли экспорта субъектов МСП до 10 % от общего объема, рисунок 1. Общий бюджет реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» составит 478,1 млрд рублей, из которых 412,7 направлены из федерального бюджета, еще 11,5 из региональных, а 53,9 будут привлечены из внебюджетных источников.

Национальный проект структурирован таким образом, чтобы предложить необходимые меры поддержки предпринимателю на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее - регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных сферах (например: туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт. С этой целью национальный проект подразделяется на пять федеральных проектов, каждый из которых призван решать соответствующий круг задач:

1. Проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».

2. Проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию».

3. Проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

4. Проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

5. Проект «Популяризация предпринимательства».

Рисунок 1. Показатели реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (источник: [6])

Национальный проект сформирован с точки зрения эффективности мероприятий каждого проекта с позиции их влияния на достижение национальных целей. Прописаны индикаторы и наиболее значимые результаты. По итогам 2019 года есть риски не достижения показателей, в том числе по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», например в части количества субъектов МСП и т. д. В условиях новой реальности считаем важным обеспечение мер по доведению механизма государственной поддержки до адресатов - субъектов МСП сферы рекреации и туризма, что сможет существенно стимулировать развитие сферы и тем самым обеспечит достижение отдельных показателей, заявленных в национальном проекте.

К 2020 году запущен механизм трансформации делового климата для МСП в сфере рекреации и туризма. В первый пакет мероприятий вошло более чем 140 мероприятий по снижению административной нагрузки на бизнес. Система мер государственной поддержки субъектов МСП Краснодарского края являясь проводником федеральных инструментов, разрабатывает собственные механизмы и выстроена следующим образом.

На основе разработанной совместно с Минэкономразвития России и Банком России Программы стимулирования кредитования субъектов МСП деятельность осуществляют АО «Корпорация МСП» и АО «МСП Банк», предлагающие кредитные продукты на льготных условиях и работающие через банки-партнеры, расположенные в крае. АО «МСП Банк» является проводником государственных ресурсов для МСП на территории всей страны, в том числе и на территории Краснодарского края. Принимая на себя часть финансовых рисков предпринимателей, кредитных рисков банков и других финансово-кредитных организаций.

АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк» расширяют возможности субъектов МСП в получении кредитных ресурсов и стимулируют улучшение условий банковского кредитования. В настоящее время предприниматели из любой сферы и на любые цели (инвестиционные, на пополнение оборотных средств, в том числе - для торговых предприятий, рефинансирование) могут получить кредиты в сумме от 3 млн рублей до 1 млрд рублей по ставке 8,5 % годовых на срок до 3 лет в рамках программы Банка России по стимулированию кредитования малого и среднего бизнеса. Для получения такого кредита необходимо обратиться в один из уполномоченных банков программы, перечень которых размещен на сайте

38ECVN121

АО «Корпорация «МСП». Кроме того, АО «Корпорация «МСП» способствует развитию малого и среднего бизнеса, предоставляя прямые гарантии для получения банковских кредитов и позволяя воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

В 2020 году основным драйвером сегмента кредитования малого и среднего бизнеса стала государственная поддержка, рисунок 2.

Рисунок 2. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе сферы рекреации и туризма) с использованием инструментов кредитования, реализуемая в Краснодарском крае (составлено автором)

Региональные структуры также осуществляют финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку субъектов МСП. Финансовая поддержка осуществляется путем выделения субсидий и осуществления софинансирования. Имущественная поддержка реализуется через предоставление помещений в аренду на льготных условиях или в безвозмездное пользование. Информационная государственная поддержка заключается в доведении актуальных сведений нормативно-правового обеспечения бизнеса,

информации по отраслям и сферам. Консультационная поддержка - это консультирование по организации ведения бизнеса, продвижению продукции, обучению персонала и т. д.

Региональную поддержку субъектов МСП в Краснодарском крае осуществляют УНКО «Фонд развития бизнеса Краснодарского края» и «Фонд развития промышленности Краснодарского края». Структура Фонда развития бизнеса Краснодарского края и функции представлены на рисунке 3.

Фонд развития бизнеса Краснодарского края

Фонд предоставляет поручительства субъектам МСП Краснодарского края по банковским кредитам и банковским гарантиям при недостаточности собственного залогового обеспечения

Инжиниринговый центр

Функции: оказание услуг, направленных на

повышение технологической готовности субъектов МСП: разработка проектов; решение

инженерных, технологических и организационно-внедренческих задач

Ж

Центр сопровождения инвестиционных проектов

Функции: консультационно-информационное и организационное сопровождение инвестиционных проектов с объемом

капитальных вложений до 5 млрд рублей

~пОд

Центр поддержки предпринимательства

Функции: оказание на безвозмездной основе всесторонней информационно-консультационной помощи субъектам МСП

Инновационный центр

Функции: осуществление коммуникаций между предпринимателями-

инноваторами, крупным бизнесом, властью, фондами,

инвесторами и другими партнерами

Рисунок 3. Инфраструктура государственной поддержки МСП Краснодарского края: Фонд развития бизнеса (составлено автором)

Например, Инжиниринговый центр также софинансирует до 95 % стоимости услуг, которые инжиниринговые компании оказывают предпринимателям Краснодарского края.

Направления деятельности Фонда развития промышленности Краснодарского края представлена на рисунке 4.

Фонд развития промышленности Краснодарского края предлагает льготные условия финансирования субъектам деятельности в сфере промышленности путем предоставления целевых займов по ставкам от 1 % до 6 % годовых сроком от 3 до 7 лет в объеме от 3 до 100 млн рублей, тем самым стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

Кроме того, в Фонде по приоритетной программе «Повышение производительности труда и поддержки занятости в Краснодарском крае» создан Центр компетенций в сфере производительности труда. Региональный центр компетенций осуществляет деятельность с целью организационного и методического обеспечения разработки программ повышения производительности труда на предприятиях-участниках приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Краснодарском крае» на 2018-2025 гг.

Рисунок 4. Направления поддержки МСП Краснодарского края через Фонд развития промышленности Краснодарского края (составлено автором)

Для получения государственной поддержки предприятия малого и среднего бизнеса могут обратиться в: администрацию субъекта России, торгово-промышленную палату, фонд поддержки предпринимательства региона, региональные бизнес-инкубаторы.

Результаты деятельности описанных выше механизмов следующие: на 01.07.2020 г. общий объем финансирования субъектов МСП Краснодарского края с привлечением гарантий и поручительств МСП Банка, за 2020 год составил 3,5 млрд рублей, что в почти в 1,4 раза превышает соответствующий показатель прошлого года (первые 6 мес. 2019 г. - 2,28 млрд рублей), в том числе: объем гарантий составил 627 млн рублей, объем финансирования составил 2,7 млрд рублей; в рамках прямого кредитования сумма кредитов, предоставленных МСП Банк субъектам МСП, составила 812,5 млрд рублей.

На 01.07.2020 Фондом развития бизнеса Краснодарского края с начала года получены следующие показатели:

• общая сумма поручительств, составила 491,8 млн рублей, в сравнении с соответствующим периодом прошлого года наблюдается рост данного показателя на 34,8 % (01.07.2019 - 364,8 млн рублей);

• общая сумма выданных кредитов, выданных под поручительства Фонда развития бизнеса Краснодарского края - более 1,2 млрд рублей, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдается рост данного показателя на 68,1 % (01.07.2019 - 713,7 млрд рублей).

Всего суммарный объем кредитов в Краснодарском крае, выданных субъектам МСП с привлечением гарантий и поручительств АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» и региональных гарантийных организаций (в рублях), с 01.01.2020 по 01.07.2020 составил 6,6 млрд рублей [7].

Доля кредитов, выданных субъектам МСП Краснодарского края с привлечением гарантий и поручительств АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк» и региональной гарантийной организации в общем объеме выданных субъектам МСП края за 6 месяцев 2020 года составила 5,37 % (целевое значение не менее 3, в соответствии с целевой моделью

«Поддержка малого и среднего предпринимательства», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 №147-р).

Всего суммарный объем кредитов в Краснодарском крае, выданных субъектам МСП с привлечением гарантий и поручительств АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» и региональных гарантийных организаций (в рублях), с 01.01.2020 по 01.07.2020 составил 6,6 млрд рублей.

Описанные в статье механизмы реализации мер государственной поддержки субъектов МСП, в том числе сферы рекреации и туризма дают положительный результат по сравнению с аналогичным рассматриваемым периодом. При этом необходимо учитывать, что текущий период - 2020 год, это период функционирования в условиях новой реальности, отвечая на масштабные экзогенные вызовы. Считаем возможным использование описанной практики эффективной реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы рекреации и туризма Краснодарского края на других территориях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Туристская сфера Краснодарского края: проблемы, точки роста и направления государственной поддержки / Воробей Е.К., Гагаринская Г.П. // Финансовая экономика. Некоммерческий фонд содействия развитию экономической науки и образования «Экономика» (г. Москва). - №12 (часть 7). - 2019. - С. 648-652.

2. Электронный ресурс:

https://yandex.ru/news/story/EHksport rossijskoj voennoj tekhniki sokratilsya na f one pandemii--

0fe2233bc3b986f8c295a969200be5?lang=ru&persistent id=100158033&stid=aAFTu chU.

3. Электронный ресурс: https://hr-tv.ru/hrnews/za-god-v-rossii-zakrylos-kazhdoe-pj atoe-iz-malyh-i-srednih-predprij atij .html.

4. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/amp/4451235.

5. Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/.

6. Электронный ресурс: https://futurerussia.gov.ru/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo.

7. Электронный ресурс: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1131/show/520029.

8. Конкурентоспособность российской туриндустрии: государственная поддержка и направления развития / Воробей Е.К. Баранова А.Ю. // Естественно-гуманитарные исследования. Академия знаний. Международный журнал (г. Краснодар). - №26(4). - 2019 г. - C. 57-62.

9. Development of the sphere of recreation and tourism - direction of digital transformation "Smart City" / Vorobey E., Baranova A. // E3S Web of conferences, Topical problems of agriculture, civil and environmental engineering, TRACEE 2020. - Volume 224 - P. 03009.

10. Mechanism of state regulation of competitiveness of tourist territory Krasnodar territory, Russian Federation / Vorobey E., Barisova T. // MATEC WEB OF CONFERENCES. "International Science Conference SPbWOSCE-2017 "Business Technologies for Sustainable Urban Development". EDP Sciences 2018. - P. 01023.

Vorobey Elena Konstantinovna

Sochi state university, Sochi, Russia E-mail: vorobei.sochi@yandex.ru

The system of state support for small and medium-sized businesses in the field of recreation and tourism in the new reality (on the example of the Krasnodar territory)

Abstract. Today, in the new reality, Russia needs ideas of change that give rise to action. A new system of state support for small and medium-sized enterprises in the field of recreation and tourism is changing, forming and strengthening. The article presents the author's schemes of state support for small and medium-sized enterprises (including recreation and tourism) using lending tools implemented at the regional level.

The author focuses on the ongoing changes in the role of regions (regional administrations), increasing their importance from the point of view of the guides of state support measures in the territories and catalysts of regional initiatives. It describes the formed regional support for the development of entrepreneurial initiatives through network structures, i.e. social communities of youth (for the environment of small and medium-sized enterprises - boiling points, coworking centers, business incubators, etc.), successful regional practices in lending and microfinance of subjects of small and medium-sized enterprises in the recreation and tourism sphere.

Keywords: sphere of recreation and tourism; state support; small and medium-sized entrepreneurship; national project; conditions of new reality; Krasnodar Territory

38ECVN121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.