Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ В КОНТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ В КОНТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
направления поддержки / малое предпринимательство / региональная политика / areas of support / small business / regional policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.К. Гонежук

Реализация государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляется при активном участии регионов. Состав перечня предоставляемых мер и услуг, а также выбор направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства определяется регионом с учетом приоритетов и потребностей. В Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года определены основные направления развития институциональной среды: создание в регионе комфортных условий ведения бизнеса, усиление кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, создание экосистемы инноваций, создание дополнительной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В статье приведен анализ реализации федеральной, региональной, муниципальной политики в сфере малого и среднего предпринимательства в Республики Адыгея, а также приведены факторы, сдерживающие практическую реализацию региональной политики развития сектора малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.К. Гонежук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS OF SMALL BUSINESS SUPPORT IN THE REPUBLIC OF ADYGEA IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN FEDERAL, REGIONAL AND LOCAL AUTHORITIES

The implementation of state policy in the field of small and medium-sized businesses is carried out with the active participation of the regions. The composition of the list of measures and services provided, as well as the choice of directions for supporting small and medium-sized businesses, is determined by the region, taking into account priorities and needs. The Strategy for the Socio-Economic Development of the Republic of Adygea until 2030 defines the main directions for the development of the institutional environment: creating comfortable conditions for doing business in the region, strengthening the human resources of small and medium-sized businesses, creating an ecosystem of innovations, creating additional infrastructure to support small and medium-sized businesses. The article provides an analysis of the implementation of the federal, regional, municipal policy in the field of small and mediumsized businesses in the Republic of Adygea, as well as the factors that hinder the practical implementation of the regional policy for the development of the small and medium-sized business sector.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ В КОНТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ»

2. Davidyan O.V., Davidyan K.V. Maternity capital as one of the ways to solve the demographic situation in the Russian Federation. - 2016. - № 12. Vol. 2. - p. 150-151.

3. Danishevsky K.D. Reproductive health: Global Development Goals and the economic potential of Russia. // Medicine. Scientific online journal. 2013. № 2. p. 13-28. URL: http://www.fsmj.ru/015112.html.

4. Dyakova G.P. Demographic crisis in modern Russia: features and solutions-M.: Laboratory Books, 2016-76s.

5. Kulakov V.I. Reproductive health of women, problems and prospects. // Federal Directory ofHealthcare ofRus-sia. 2008. Vol. 8. p. 141-143.

6. Khromova T.V. Services in the field offamily planning: problems and prospects of development // Social development of the region, 2015.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11132

М.К. Гонежук - аспирант кафедры бизнес-аналитики ФГБОУВО «Кубанский государственный технологический университет», marieta2776@mail.ru,

M.K. Gon ezh uk - postgraduate stu den t of th e Departm en t of Busin ess An alytics of th e Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Technological University".

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

В КОНТУРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ PRIORITY AREAS OF SMALL BUSINESS SUPPORT IN THE REPUBLIC OF ADYGEA IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN FEDERAL, REGIONAL AND LOCAL AUTHORITIES

Аннотация. Реализация государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляется при активном участии регионов. Состав перечня предоставляемыхмер и услуг, а также выбор направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства определяется регионом с учетом приоритетов и потребностей. В Стратегии социально -экономического развития Республики Адыгея до 2030 года определены основные направления развития институциональной среды: создание в регионе комфортных условий ведения бизнеса, усиление кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, создание экосистемы инноваций, создание дополнительной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В статье приведен анализ реализации федеральной, региональной, муниципальной политики в сфере малого и среднего предпринимательства в Республики Адыгея, а также приведены факторы, сдерживающие практическую реализацию региональной политики развития сектора малого и среднего предпринимательства.

Abstract. The implementation of state policy in the field of small and medium-sized businesses is carried out with the active participation of the regions. The composition ofthe list of measures and services provided, as well as the choice of directions for supporting small and medium-sized businesses, is determined by the region, taking into account priorities and needs. The Strategy for the Socio-Economic Development ofthe Republic of Adygea until 2030 defines the main directions for the development ofthe institutional environment: creating comfortable conditions for doing business in the region, strengthening the human resources of small and medium-sized businesses, creating an ecosystem of innovations, creating additional infrastructure to support small and medium-sized businesses. The article provides an analysis ofthe implementation ofthe federal, regional, municipal policy in the field of small and medium-sized businesses in the Republic of Adygea, as well as the factors that hinder the practical implementation of the regional policy for the development of the small and medium-sized business sector.

Ключевые слова: направления поддержки, малое предпринимательство, региональная политика.

Keywords: areas of support, small business, regional policy.

Приоритеты и цели государства в сфере развития малого и среднего предпринимательства определяются в первую очередь федеральными органами власти в целях реализации общероссийской государственной экономической политики в данной сфере, а также региональными органами власти с учетом особенностей и приоритетов экономики территории.

Производство конкурентоспособной продукции, внедрение высокотехнологического производства, а также повышение уровня занятости в сфере малого и среднего предпринимательства нашли отражение в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российский Федерации на период до 2030 г. (далее - Стратегия) [ 1]

Исходя из основных целей Стратегии инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ориентированы на два основных сегмента бизнеса: для масштабного бизнеса сформированы предложения по льготному кредитованию и микрофинансированию, предоставлению гарантий и поручительств, рефинансированию и секьюритизации, лизингу, факторингу, а также для высокотехнологического производства в форме безвозвратных грантов и субсидий, синдицированного кредитования и проектного финансирования, венчурных инвестиций.

Эффект от реализации Стратегии сведен к достижению показателей по росту доли занятых в данном секторе: с 25 % до 35 % или с 18 млн человек до 25 млн человек; увеличению доли обрабатывающих производств: с 11,8 % до 20 % или с 4,9 трлн рублей до 20,9 трлн рублей; росту оборота малого и среднего предпринимательства: в 2,5 раза или с 41,8 трлн рублей до 104,7 трлн рублей; росту оборота на одного работника: с 2,3 млн рублей до 4,6 млн рублей.

На достижение показателей нацелены мероприятия по стимулированию спроса на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства, в т. ч. путем расширения их доступа к госзакупкам, по формированию новыхрыночных ниш и содействию развития сельскохозяйственной кооперации, созданию условий для технологического развития предприятий и обеспечению доступности их финансирования.

К тому же, в число приоритетных направлений также включены вопросы совершенствования политики в области налогообложения и неналоговых платежей.

Наряду с вышеизложенным на федеральном уровне предусмотрена разработка и утверждение нормативных актов по снижению административного давления на малый и средний бизнес, по упрощению процедур подключения к источникам энергии и повышению доступности для субъектов МСП объектов государственного и муниципального недвижимого имущества.

В соответствии с определенными Стратегией приоритетами и в целях реализации основных направлений развития малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе утверждена государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», реализуемая совместно Минэкономразвития России и Минсельхозом России.

Наряду с мероприятиями вышеуказанной государственной программы государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в отдельных сферах осуществляют иные федеральные профильные министерства и организации.

Минсельхоз России содействует развитию малых форм хозяйствования в рамках своей ведомственной программы [2].

Минпромторг России оказывает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляющим деятельность в сфере инжиниринга, реализует мероприятия по стимулированию роста экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров [ 3].

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно -технической сфере» обеспечивает грантовой поддержкой малое инновационное предпринимательство [ 4].

Федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности) в качестве инфраструктуры поддержки промышленности Минпромторга России предоставляет льготное софинансирование проектов обеспечивающих выпуск высокотехнологичной продукции, импортозамещение, осуществляющих лизинг производственного оборудования, реализацию станкостроительных проектов, цифровизацию действующих производств, производство предприятиями оборонно -промышленного комплекса высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения, производство комплектующих, маркировку лекарств и повышение производительности труда [ 5].

АО «Корпорация «МСП» уполномочено Минэкономразвития России на реализацию мероприятий по оказанию финансовой поддержки (микрофинансирование, гарантийная поддержка), по обеспечению доступа к госзакупкам, предоставления имущественной, инфраструктурной, юридической, методологической поддержки, обеспечению организацию информационного, финансового, юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства (в т.ч. в рамках «Постановления 1764», ранее - «Программа 8,5 %») [6].

Акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «Банк МСП») оказывает финансовую поддержку в форме льготного краткосрочного и долгосрочного кредитования, а также предоставляет гарантийные банковские продукты.

С 2021 г. все вышеперечисленные институты развития (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития промышленности, Корпорация «МСП») перешли под управление государственной корпорации развитии «ВЭБ.РФ», выступающей в качестве единого центра принятия решений и координатора работы всех институтов развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реализация государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляется при активном участии регионов.

С 2019 года это реализовано в форме Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - НП «МСП»), обеспечивающего достижение национальных целей и стратегических задачах в данной сфере [7].

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также отдельные мероприятия по федеральной финансовой программе поддержки малого и среднего предпринимательства, по развитию национальной гарантийной системы, по содействию развития молодежного предпринимательства, а также по совершенствованию нормативно -правового регулирования малого и среднего предпринимательства включены в подпрограмму «Развитие малого и сред-

него предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика. Участие регионов в НП «МСП» обеспечивается за счет средств федерального бюджета на условиях со-финансирования, где уровень средств федерального бюджета зависит от самодостаточности региона.

Для большинства субъектов Российской Федерации объем привлекаемых средств федерального бюджета составляет от 75 % до 99 % (78 субъектов). И только для семи субъектов (Ямало -Ненецкий автономный округ, Московская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область и др.) доля составляет от 14 % до 67 %.

На региональном уровне состав перечня предоставляемых мер и услуг, а также выбор направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках предлагаемой Минэкономразвития России государственной поддержки определяется регионом с учетом приоритетов и потребностей.

На повышение конкурентоспособности региона и его диверсификации отраслей специализации нацелена разработанная в 2018 году Стратегия социально -экономического развития Республики Адыгея до 2030 года (далее - Стратегия региона) [8].

Следует признать, что по итогам анализа, проведенного в рамках подготовки Стратегии региона, отмечена низкая предпринимательская активность, отсутствие опережающей динамики показателей предпринимательской деятельности.

В этой связи определены основные направления развития институциональной среды: создание в регионе комфортныхусловий ведения бизнеса, усиление кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, создание экосистемы инноваций, создание дополнительной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: в рамках НП «МСП» в 2019 году центра «Мой бизнес» и центра поддержки экспорта, к 2023 году инновационной инфраструктуры.

Вместе с тем в качестве перспективных направлений межрегионального развития Республики Адыгея и Краснодарского края Стратегией региона предусмотрено развитие Южного плюса роста и определены концепции 10 флагманских проектов в сфере безопасного проживания и движения, логистики и торговли, образования, здравоохранения, культуры, «зеленой» энергетики, «Умная Адыгея», туризма, промышленного и агропромышленного комплексов.

На региональном уровне предоставление поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, условия, формы, виды, а также приоритетные сферы деятельности, инфраструктура поддержки, источники ресурсов и ресурсы поддержки определяются законами субъектов Российской Федерации « О развитии малого и среднего предпринимательства».

Закон Республики Адыгея «О развития малого и среднего предпринимательства» определяет лишь круг полномочий законодательного органа и органов государственной исполнительной власти, а также порядок формирования перечня государственного имущества Республики Адыгея, свободного от прав третьих лиц для его опубликования с целью повышения доступности объектов государственного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства [ 9].

К примеру, аналогичный нормативно правовой акт Республики Татарстан содержит порядок предоставления поддержки, приоритетные сферы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым детализирован характер поддержки [ 10].

Планом мероприятий по реализации Стратегии Республики Адыгея в части развития малого и среднего предпринимательства основной уклон сделан на участие региона в НП «МСП» и расширение инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет создания в рамках него центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес» и центра поддержки экспорта [11].

Расширение инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея по основным направлениям федеральной программы поддержки приведено в таблице 3.1.

Вся инфраструктура поддержки сконцентрирована в столице Республике Адыгея - в МО «Город Майкоп», за исключением «МФЦ для бизнеса» - в МО «Тахтамукайский район» и бизнес-инкубатор - в МО «Ги-агинский район».

Таблица 1 - Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея в 2014-2021 гг.

Направления поддержки 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Микрофинансовая организация 2 2 2 2 2 2 2 2

Региональная гарантийная организация 1 1 1 1 1 1 1 1

Бизнес -инку батор 1 1 1 1 1 1 1 1

МФЦ для бизнеса 1 1 1 1

Центр поддержки предпринимательства 1 1 1

Центр поддержки экспорта 1 1 1

Всего направлений поддержки 3 3 3 3 4 6 6 6

Как видно из таблицы 1 на начало реализации НП «МСП» (2019 г.) инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства была недостаточно развита и ограничена четырьмя направлениями поддержки: финансово -гарантийной, имущественной и информационно -консультационной.

На аналогичном уровне развития инфраструктуры поддержки находились лишь 10 регионов Российской Федерации, таких как: Амурская область, Город Севастополь, Еврейская АО, Республика Хакасия, Сахалинская область, Чукотский автономный округ, Ямало -Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Ненецкий автономный округ).

В то время как в 48 регионах Российской Федерации действовала базовая инфраструктура из 8 направлений поддержки.

К базовым направлениям деятельности центров компетенций (организация инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) можно отнести: центр поддержки предпринимательства, центр поддержки экспорта, микрокредитная компания, гарантийная организация, окна МФЦ для бизнес, центр молодежного инновационного творчества, центр инноваций социальной сферы, центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, центр народно -художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма и др.

Однако первичным, генерирующим комплексное предоставление услуг и мер поддержки, является центр «Мой бизнес».

В Республике Адыгея центр «Мой бизнес», а также центр поддержки экспорта были созданы в 2019 году в рамках НП «МСП».

Таким образом, можно сделать предположение о том, что федеральная государственная поддержка в Республике Адыгея ограничивается минимальным набором представленных центров компетенций и не обеспечивает поддержку наиболее значимых сфер предпринимательской деятельности: инновация, социальное и молодежное предпринимательство.

Помимо центров компетенций, специализирующихся на поддержке отдельных категорий малого и среднего предпринимательства, Минэкономразвития России выделил в отдельное понятие приоритетные проекты, применяемое при оказании финансовой поддержки в виде микрозаймов.

Данные приоритеты в обязательном порядке применяются регионами при реализации федеральных мер поддержки финансового характера.

Поддержка приоритетных проектов заключается в предоставлении субъекту малого и среднего предпринимательства на платной, возвратной, срочной основе микрозайма до 5 млн рублей на более льготных условия по уровню процентной ставки.

Заемные средства в таком случае привлекаются по ставке не более ключевой ставки Банка России (при наличии залогового имущества) или 1,5- кратной ключевой ставки (при отсутствии залогового обеспечения).

За последние 2 года в Республике Адыгея предоставлено в поддержку приоритетных проектов 231 льготный микрозайм на сумму 574 млн. рублей, что составило 77 % от общего объема выданный микрозаймов [ 12].

Как видно из таблицы 2 в бюджет Республики Адыгея на цели предоставления микрозаймов было привлечено из федерального бюджета 525 млн рублей, при этом, все эти средства послужили финансовым обеспечением реализации приоритетных проектов федерального уровня в виде выданных льготных микрозаймов на 574 млн рублей (в т.ч. за счет средств прошлых периодов).

Региональные приоритеты и потребности в вышеперечисленных мероприятиях, реализуемыхв рамках федеральных программ поддержки, на региональном уровне не учитываются.

Рассмотрим роль муниципальных органов власти в содействии развития малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея.

Следует отметить, что характер участия муниципальных органов власти в региональной политике поддержки малого и среднего предпринимательства не закреплен ни одним нормативно -правовым актом и определяется муниципальным образованием самостоятельно.

Таблица 2 - Объемы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках НП «МСП» в форме микрозаймов в Республике Адыгея

Показатели 2019 г. 2020 г. 1 кв. 2021 г.

единиц млн рублей единиц млн рублей единиц млн рублей

1 2 3 4 5 6 7

Предоставлено всего микрозаймов, в т.ч.: 97 142,0 210 549,0 22 56,0

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7

предоставлено льготных микрозаймов по приоритетным проектам 20 35,0 190 484,0 21 55,0

Справочно: объем привлеченных Республикой Адыгея субсидий из федерального бюджета на микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства - 382,0 - 144,0 - 0

Таким образом, муниципальные органы власти самостоятельны в выборе приоритетов, форм и характера поддержки, а также целевых показателей, руководствуясь собственными стратегическими целями.

Развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне осуществляется в рамках утверждаемых отдельных муниципальных программах.

С целью проведения объективной оценки уровня участия муниципальных образований Республики Адыгея в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства определены два из девяти муниципальных образования обеспечивающих локализацию на своих территориях более 52 % субъектов малого и среднего предпринимательства, включая столицу Республики Адыгея, а также формирующих более 46 % доходов консолидированного бюджета Республики Адыгея.

Основные показатели - критерии приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели двух муниципальных образований Республики Адыгея за 2020 год

Наименование показателя Муниципальное образование «Город Майкоп» Муниципальное образование «Майкопский район»

Численность населения муниципального образования, тыс. человек, % от общего числа жителей Адыгеи 144,0 61,0

31,0 13,0

Количество субъектов МСП, ед., 7 502 2 034

% от общего числа субъектов МСП Адыгеи, в т.ч.: 41 11

средние малые микропредприятия ИП самозанятых 11 161 1 620 4 998 712 3 34 292 1 508 197

Доходы (поступления) муниципального образования в консолидированный бюджет Республики Адыгея за 2020, млрд. рублей, 5,5 1,4

% от доходов консолидированного бюджета Адыгеи 37 9

Рассмотрим муниципальные программы приведенных в таблице 3 муниципальных образований.

Муниципальное образование «Город Майкоп» (далее МО «Город Майкоп») - столица Республики Адыгея с наибольшим числом проживающих граждан: 31% или 144,0 тыс. человек, а также локализацией бизнеса: 41,7 % или 7 502 единиц, и как следствие, обеспечивающее более 37 % доходов в консолидированный бюджет Республики Адыгея.

Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Город Майкоп» на 2018-2024 годы преследует цель развития сферы малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования за счет обеспечения стимулирования и поддержки предпринимательской активности населения, обеспечения деятельности организаций инфраструктуры поддержки субъектов СМП, формирования положительного образа предпринимательства среди населения [ 13].

Перечень целевых показателей и их фактическое достижение за 2020 год приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Выполнение целевых показателей муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Город Майкоп» за 2020 год

Наименование целевого показателя План на 2020 г. Факт за 2020 г. % выполнения

1 2 3 4

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. населения, ед. 578,8 434,9 75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Количество самозанятых, ед. 1171 932 80

Вновь созданныхсубъектов малого и среднего предпринимательства, ед. 19 78 411

Количество проведенных для субъектов малого и среднего предпринимательства мероприятий (в год), ед. 4 4 100

Количество получателей имущественной поддержки, ед. 62 36 58

Количество физическихлиц, которым обеспечено участие в региональном проекте «Популяризация предпринимательства» НП «МСП», занятыхв сфере малого и среднего предпринимательства на площадке центра «Мой бизнес», ед. 53 242 456

Количество обученных основам ведения бизнеса и др. навыкам в рамках регионального проекта НП «МСП» на площадке центра «Мой бизнес», ед. 178 1126 633

Количество физических лиц - участников регионального проекта «Популяризация предпринимательства» НП «МСП» на площадке центра «Мой бизнес», ед. 1080 1 640 152

Количество получателей информационной поддержки в рамках регионального проекта НП «МСП» на площадке центра «Мой бизнес», ед. 313 712 228

Вновь создано рабочих мест, ед. 0 0 0

Оборот малых и средних предприятий, млрд рублей 0 0 0

Как видно в таблице 4 фактический уровень достижения целевых показателей по данным за 2020 год свидетельствует о высокой степени деловой активности в городе Майкопе: рост числа вновь созданных малого и среднего предпринимательства в 4 раза, при этом, на уровне муниципального образования организовано и проведено в 2020 году лишь 4 мероприятия.

Все перечисленные в таблице 4 показатели, за исключением показателя «количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. населения», относятся к показателям федерального уровня, включенным в условия предоставления региону субсидии из федерального бюджета на цели государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В тоже время, в рамках федеральной поддержки (НП «МСП») на площадке центра «Мой бизнес» аккумулировано участие 4 661 получателей поддержки (физических лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства города Майкопа).

В качестве основных мероприятий определено предоставление субсидии некоммерческой организации на цели повышения доступности финансовых ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, а также на цели обеспечения затрат на оказание услуг по реализации мероприятий в сфере малого и среднего предпринимательства.

При этом финансовое обеспечение реализации вышеперечисленных мероприятий, реализуемых с 2018 г., предусмотрено в незначительных объемах: лишь с 2021 года в объеме 540,0 тыс. рублей, на 2022 г. и 2023 г. предусмотрено 220,0 тыс. рублей ежегодно, в 2024 г. финансирование не запланировано.

Можно сделать вывод, что характер приведенных в муниципальной программе на 7 летний период (2018-2024 гг.) мероприятий следует признать инертным с низким уровнем вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на территории муниципального образования.

Приоритеты в части направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (сфера деятельности, социальная направленность, экспортный потенциал) как для малочисленных средних предприятий, так и для масштабного сегмента - микробизнеса отсутствуют.

Стратегия муниципального образования «Город Майкоп» утверждена лишь в 2021 году и в сфере предпринимательства опирается на вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в ре гиональные проекты НП «МСП», а также реализацию региональных мероприятий государственной программы Республики Адыгея «Развитие экономики» [14].

Следует отметить, что вышеуказанной стратегией муниципального образования МО «Город Майкоп» опреде ле ны объемные по казате ли ре ализации страте гии в части р азвития малого и сре дне го пр е дпринимате ль-ства, такие как оборот на малых, средних и микропредприятиях, а также индекс физического объема, которые не коррелируются с целевыми показателями муниципальной программы МО « Город Майкоп».

Не прослеживается выстраивание взаимодействия с региональными органами власти по участию МО «Город Майкоп» в формировании дополнительной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства из числа отсутствующих в регионе, например: центра инноваций социальной сферы, инжинирингового центра, центра молодежного инновационного творчества и др.

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в другом муниципальном образовании Республики Адыгея - Майкопский район осуществляется в соответствии с подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Экономическое развитие» на 2020-2024 гг. [15].

Подпрограмма отражает направления развития предпринимательства определенные в Стратегии социально-экономического развития МО «Майкопский район» до 2030 г., а также приоритетные сферы деятельности предпринимателей района [ 16].

В целях увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в Майкопском районе, определены два основных мероприятия: оказание мер поддержки и формирование благоприятного образа предпринимателя, легализация занятости.

Таблица 5 - Выполнение основных целевых показателей подпрограмм «Развитие малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Экономическое развитие» за 2020 г.

Наименование целевого показателя План на 2020 г. Факт за 2020 г. % выполнения

Количество самозанятых, ед. 411 227 55

Вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. 8 27 338

Количество объектов муниципального имущества, включенных в перечень имущества для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, ед. 60 38 63

Количество физических лиц - участников регионального проекта «Популяризация предпринимательства» НП «МСП» реализуемого на площадке центра «Мой бизнес» 190 349 184

Количество обученных основам ведения бизнеса и др. навыкам в рамках регионального проекта «Популяризация предпринимательства» НП «МСП» реализуемого на площадке центра «Мой бизнес» 41 114 278

Количество субъектов МСП, принявшихучастие в мероприятиях регионального проекта «Популяризация предпринимательства» реализуемого на площадке центра «Мой бизнес» 7 27 386

Количество субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамкахрегионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Адыгея», реализуемого на площадке центра «Мой бизнес» 84 154 183

Уровень среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий, тыс. рублей 30,6 31,08 101,6

Уровень среднемесячной заработной платы работников малых предприятий, тыс. рублей 16,3 Нет данных -

Все перечисленные в таблице 5 показатели, за исключением показателя «уровень среднемесячной заработной платы работников», из перечня показателей результативности предоставления региону субсидии из федерального бюджета на цели государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий на весь период действия подпрограммы не предполагается.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, о том что, у органов местного самоуправления МО «Майкопский район» есть ясное понимание основных направлений развития экономики территории (подпрограммы «Развитие туризма», «Развитие сельского хозяйства», Развитие промышленности, торговли и транспорта» муниципальной программы «Экономическое развитие»), при этом, в качестве приоритетного определен туризм, как источник роста объема налоговых поступлений с установленным целевым показателем по его росту с 5 % до 50 % к 2024 г.

Следует отметить, что характер мероприятий (пропаганда легальной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращение доли теневого сектора в туристической сфере и др.) и целевых показателей в большей степени нацелен на рост налоговых и неналоговых поступлений в первую очередь в муниципальный бюджет.

При этом субъектов предпринимательства нацеливают (информируют) на получение государственной поддержки, реализуемой на федеральном и региональном уровнях.

В качестве рекомендации можно предложить развитие государственной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет создания в Майкопском районе центра народно -

художественных промыслов, ремесленной деятельности (в целях развитие производства сувенирной продукции), а также сельского и экологического туризма, финансирование которыхвозможно за счет средств федерального бюджета в объеме до 99 %.

Все вышеуказанное позволяет сделать следующие выводы.

1. Достижение национальных целей по развитию малого и среднего предпринимательства, а также реализация мероприятий осуществляется при содействии субъектов Российской Федерации, привлекающих на эти цели средства федерального бюджета, объемы которых для большинства регионов можно признать существенными.

Региональная политика в сфере малого и среднего предпринимательства в значительной степени зависит от приоритетов и особенностей развития малого и среднего предпринимательства региона, а также проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства.

2. В Республике Адыгея региональная политика в сфере малого и среднего предпринимательства на протяжении последних 5 лет сфокусирована на финансовой поддержке, информационно -консультационной и имущественной.

И лишь в рамках НП «МСП» с конца 2019 года данная инфраструктура по инициативе Минэкономразвития России была дополнена центром «Мой бизнес», обеспечивающем в качестве единой площадки предоставления комплекса федеральных услуг и мер поддержки.

В целях организации поддержки экспортно -ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства региона также был создан в 2019 году центр поддержки экспорта.

3. На протяжении последних 5 лет в качестве региональных приоритетов, целевых показателей, а также реализуемых мероприятий приняты приоритеты и показатели, установленные Республике Адыгея в рамках федеральной государственной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства при привлечении на эти цели регионом субсидий.

Определенные на региональном уровне стратегические цели и задачи до 2030 года также сконцентрированы на федеральной программе поддержки, реализуемые действующей инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства, при этом, перспективы расширения центров компетенций, т.е. специализированной поддержки отдельных сфер деятельности малого и среднего предпринимательства, не рассматриваются.

Таким образом, можно предположить, что до 2030 года существенные изменения в процессах оказания поддержки малого и среднего предпринимательства региона не предполагаются.

4. Достижение показателей результативности привлекаемых из федерального бюджета субсидий в рамках НП «МСП» обеспечивают организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в разрезе своих основных направлений деятельности.

Участие муниципальных органов власти в этом не предполагается, за исключением оказания имущественной поддержки в форме расширения перечня имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Хотя в целях «создания условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства» и «содействия развитию малого и среднего предпринимательства», определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве полномочий органов местного самоуправления, во всех муниципальных образованиях региона утверждены муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.

5. Анализ действующей на муниципальном уровне поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства выявил ряд не согласованных проблем.

В дополнение к сложившейся практике формирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства логично, исходя из Стратегии региона, необходимо провести декомпозицию основных показателей в сфере малого и среднего предпринимательства на муниципальный уровень с учетом приоритетов и особенностей данных территорий, и включении их в качестве целевых показателей в муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.

6. Следует отметить отсутствие единых подходов к формированию целевых показателей муниципальных программ.

Целесообразно рекомендовать определение такого перечня обязательных количественных, качественных и динамических показателей, а также дополнительных, специализированных для муниципальной территории показателей на региональном уровне.

Анализ установленныхв муниципальных программах целевых показателей свидетельствует о том, что большинство таких показателей фактически достигается организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства региона.

В этой связи роль органов местного самоуправления Республики Адыгея сводится к информированию субъектов малого и среднего предпринимательства, действующих на территории муниципального образования, о предлагаемых федеральных услугах и мерахподдержки, оказываемыхорганизациями инфраструктуры поддержки региона.

Немаловажным фактором для «закрепления» такой роли является низкая зависимость от налоговых поступлений субъектов МСП, формирующих в большей степени региональный и федеральный бюджеты.

По нашему мнению в вопросах развития малого и среднего предпринимательства регион активно придерживается федеральной государственной политики.

Сдерживающими факторами практической реализации региональной политики развития сектора малого и среднего предпринимательства можно назвать отсутствие собственных источников финансирования региональных программ (дотационность бюджета); отсутствие фокуса на поддержку масштабного бизнеса (микропредприятий и индивидуальных предпринимателей); не выстроенная региональными органами исполнительной власти во взаимодействии с местными органами самоуправления цепочка единых региональных целей, задач и показателей в сфере малого и среднего предпринимательства; локализация всей инфраструктуры поддержки в одном муниципальном образовании - столице Республики Адыгея; непосильные для региона критерии для создания специализированных центров компетенций по поддержке инноваций, молодежного предпринимательства, социального предпринимательства и др. направлений деятельности, установленные Минэкономразвития России; отсутствие единообразного состава центров компетенций, присутствующих в регионах Российской Федерации, выработка решений по сокращению этого регионального неравенства.

Источники

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083 -р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru/71418202/ (дата обращения 17.05.2021).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru/70210644/ (дата обращения 01.05.2021).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения 01.05.2021).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2021 г. № 456 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на грантовую поддержку малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://pravo.gov.ru/novye-postupleniya/postanovlenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-27-03-2021-456-ob-utverzhdenii-pravil-predostavl/ (дата обращения 29.04.2021).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения 01.05.2021).

6. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru/12154854/ (дата обращения 03.05.2021).

7. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru/72185938/ (дата обращения 01.05.2021).

8. Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 декабря 2018 г. № 286 «О Стратегии социально -экономического развития Республики Адыгея до 2030 года» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550299565 (дата обращения 30.04.2021).

9. Закон Республики Адыгея от 30 апреля 2009 г. № 258 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/895203841 (дата обращения 30.04.2021).

10. Закон Республики Татарстан от 21 января 2010 г. №7-ЗРТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/917036416 (дата обращения 30.04.2021).

11. Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 декабря 2019 года № 364-р «О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/570910411 (дата обращения 30.04.2021).

12. Данные внутриведомственного учета Минэкономразвития РФ.

13. Постановление Администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 15 ноября 2017 г. № 1362 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Город Майкоп» на 2018 - 2024 годы» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/446588589 (дата обращения 30.04.2 021).

14. Решение Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 28 января 2021 г. № 153-рс «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Майкоп» до 2030 года» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/574621409 (дата обращения 30.04.2021).

15. Постановление Администрации муниципального образования «Майкопский район» Республики Адыгея от 31 октября 2019 г. № 85-н «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования «Майкопский район» «Экономическое развитие» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://майкопский-район.рф/?cat_id=6965&os=20 (дата обращения 18.05.2021).

16. Решение Совета народных депутатов № 53-РС от 28.11.2018 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Майкопский район» до 2030 года» [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/574621409 (дата обращения 18.05.2021). References

1. Order ofthe Government of the Russian Federation of June 2, 2016 No. 1083-r "On the Strategy for the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation for the Period until 2030 and the Action Plan (" Road Map ") for its Implementation" [Electronic resource]: Access mode: https://base.garant.ru/71418202/ (date of access 05/17/2021);.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717 "On the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets" [Electronic resource]: Access mode: https://base.garant.ru/70210644 / (date of treatment 05/01/2021).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 328 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of industry and increasing its competitiveness "[Electronic resource]: Access mode: https://base.garant.ru/70643464/ ( date of treatment 05/01/2021).

4. Decree of the Government of the Russian Federation of March 27, 2021 No. 456 "On approval of the Rules for granting subsidies from the federal budget to the federal state budgetary institution" Fund for Assistance to the Development of Small Forms of Enterprises in the Scientific and Technical Sphere "for grant support of small enterprises for the development, application and commercialization of products, services and (or) solutions using artificial intelligence technologies, developers of open libraries in the field of artificial intelligence, acceleration of projects using artificial intelligence "[Electronic resource]: Access mode: http://pravo.gov.ru/novye- postupleniya / postanovlenie-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-ot-27-03-2021-456-ob-utverzhdenii-pravil-predostavl / (date of access 04/29/2021).

5. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 328 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of industry and increasing its competitiveness "[Electronic resource]: Access mode: https://base.garant.ru/70643464/ ( date of treatment 05/01/2021).

6. Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation" [Electronic resource]: Access mode: https://base.garant.ru/12154854/ (access date 03.05. 2021).

7. Passport of the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives", approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects No. 16 dated December 24, 2018 [Electronic resource]: Access mode: https //base.garant.ru/72185938/ (date of access 05/01/2021).

8. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea dated December 26, 2018 No. 286 "On the Strategy of Social and Economic Development of the Republic of Adygea until 2030" [Electronic resource]: Access mode: https://docs.cntd.ru/document/550299565 ( date of treatment 04/30/2021).

9. Law of the Republic of Adygea dated April 30, 2009 No. 258 "On the development of small and medium-sized businesses in the Republic ofAdygea" [Electronic resource]: Access mode: https://docs.cntd.ru/document/895203841 (date of access 30.04. 2021).

10. Law of the Republic of Tatarstan dated January 21, 2010 No. 7-ZRT "On the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan" [Electronic resource]: Access mode: https://docs.cntd.ru/document/917036416 (date of access 04/30/2021).

11. Order ofthe Cabinet of Ministers of the Republic ofAdygea dated December 26, 2019 No. 364-r "On the Action Plan for the Implementation of the Strategy of Social and Economic Development of the Republic ofAdygea until 2030" [Electronic resource]: Access mode: https://docs.cntd.ru / document / 570910411 (date of access 04/30/2021);

12. Data of intradepartmental accounting of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation.

13. Resolution of the Administration of the municipal formation "City of Maykop" of the Republic of Adygea dated November 15, 2017 No. 1362 "On approval of the municipal program" Development of small and medium-sized businesses in the municipal formation "City of Maykop" for 2018 - 2024 "[Electronic resource]: Access mode : https://docs.cntd.ru/doc-ument/446588589 (date of treatment 04/30/2021).

14. Decision of the Council of People's Deputies of the Municipal Formation "City of Maykop" of the Republic of Adygea dated January 28, 2021, No. 153-rs "On the approval of the Strategy of socio-economic development of the municipal formation" City of Maykop "until 2030" [Electronic resource]: Access mode: https://docs.cntd.ru/document/574621409 (date of treatment 04/30/2021).

15. Resolution of the Administration of the Municipal Formation "Maikop District" of the Republic of Adygea dated October 31, 2019 No. 85-n "On the approval ofthe municipal program ofthe Municipal Formation" Maikop District "" Economic Development "[Electronic resource]: Access mode: https: // Maykop -district.rf /? cat_id = 6965 & os = 20 (date of treatment 05/18/2021).

16. Decision of the Council of People's Deputies No. 53-RS dated 28.11.2018 "On approval of the Strategy of socio-economic development of the municipal formation" Maikop district "until 2030" [Electronic resource]: Access mode: https://docs.cntd.ru/ document / 574621409 (date of treatment 05/18/2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.