Научная статья на тему 'Основные формы государственно - региональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России на примере Республики Адыгея'

Основные формы государственно - региональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России на примере Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУТЬ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИИ / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуажева Аминат Шумафовна, Гучетль Джамбулат Нурбиевич

В статье приведено теоретическое определение предпринимательства как науки, рассмотрены факторы, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства в России, представлен анализ основных форм государственно региональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея. Проанализированыпроблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса в регионе и пути их нивелирования, рассмотрена стратегия развития предпринимательства в Республике Адыгея и необходимые условия для ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хуажева Аминат Шумафовна, Гучетль Джамбулат Нурбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы государственно - региональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России на примере Республики Адыгея»

УДК 336.14(470.65) ББК 65.261.3(2Рос.Сев) Г 61

Хуажева Аминат Шумафовна

Доктор экономических наук, профессор, г. Майкоп, тел.: (8772) 593 953, e-mail: a.khuazheva@mail.ru

Гучетль Джамбулат Нурбиевич

Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7988476525, email: jumbulatguchetl@gmail. com

Основные формы государственно - региональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России на

примере Республики Адыгея

(Рецензирована)

Аннотация.В статье приведено теоретическое определение предпринимательства как науки, рассмотрены факторы, влияющие на развитие малого и среднего предпринимательства в России, представлен анализ основных форм государственно - региональной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея. Проанализированыпроблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса в регионе и пути их нивелирования, рассмотрена стратегия развития предпринимательства в Республике Адыгея и необходимые условия для ее реализации.

Ключевые слова: Предпринимательство, суть, развитие, проблемы, Стратегия, инновации, патентная система налогообложения, налоговая система.

A.Sh. Khuazheva

Doctor of economics, professor, Maikop. Ph.: (8772) 593 953, e-mail: a. khuazhe va@m ail. ru

Jumbulat Guchetl

Post - graduate student of Economy and Management Department of Economic Faculty, Adyge State university, Maikop, Ph.: +79884765251, email: jumbulatguchetl@gmail. com

The main forms of government - regional support small and medium business in Russia on example of Republic of Adygea

Annotation:The article gives a theoretical definition of entrepreneurship as a science, the main factors affecting the development of small and medium business in Russia, presents an analysis of the basic forms of state - regional support for small and medium enterprises in the Republic of Adygea. The problems hampering the development of small and medium businesses in the region and ways of leveling, consider the strategy for the development of entrepreneurship in the Republic of Adygea and the conditions necessary for its implementation.

Keywords: Entrepreneurship essence, development, problems, strategy, innovation, the patent system of taxation, the tax system.

Изучение проблем и основных понятий малого и среднего предпринимательства без определения специфических особенностей -невозможно. Трактовка понятия «предпринимательство» в научной литературе западных и отечественных ученых абсолютно разная.

Одним из первых, научное определение понятия «предпринимательство» предложил английский ученый Ричард Кантильон, выделивший роль предпринимателей в разрезе богатства, его распределения и теории денежного обращения.

Основоположник идей объективности экономических законов Адам Смит, относительно предпринимательства имел несколько иную позицию. Под предпринимателем, он, в первую очередь понимал собственника предприятия, а целью предпринимательства видел получение дохода. Есть основания полагать, что исходя из современных реалий рыночной экономики, где максимизация прибыли за счет производства товаров и оказания различных услуг -естьосновная цель предпринимателя, трактовка А. Смита является наиболее точной. «Бизнес - есть искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию»[1, с.10].

Предпринимательство - является одним из наиболее важных направлений развития экономики страны, источником наращивания

производственных мощностей, заполнения рынка необходимыми товарами, повышения уровня жизни и роста числа экономически занятого населения. Развитие малого бизнеса выступает необходимым условием существования и функционирования современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Мировой опыт доказал, что без предпринимательского сектора невозможно гармоничное развитие экономики, так как он определяет темпы экономического роста, структуру и качество 40-50% валового национального продукта» [2].

Обращая внимание на развитие предпринимательства в России, стоит отметить, что за последнее время сделаны определенные позитивные шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. [3]

Но, в то же время следует подчеркнуть - действующая в России нормативно - правовая база поддержки малого и среднего бизнеса в большей степени стимулирует рост числа закрывающихся предприятий, нежели наоборот. «В России предпринимательство может выжить исключительно благодаря оптимизму его подвижников. Оптимизм - это главное, что позволяет мне продолжать заниматься бизнесом и лоббированием вопросов предпринимательства» [4].

С 1 января 2013 г. в России вступил в силу пункт 1 статьи 346.43 Налогового Кодекса Российской Федерации «Патентная система налогообложения». Данный налоговый режим действует в отношении индивидуальных предпринимателей [5]. Наряду с упрощенной системой налогообложения, единым сельскохозяйственным налогом, системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения выступает в виде налоговой льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

1. Налога на доходы физических лиц;

2. Налога на имущество физических лиц.

Следует подчеркнуть, что освобождение от уплатыэтих налогов действует лишь в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.

Данный налоговый режим удобен для предпринимателей, чья работа носит сезонный характер. Одним из наиболее важных плюсов патентной системы налогообложения является пониженная ставка страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.

Однако, стоит отметить, что со всеми положительными сторонами патентной системыналогообложения, в Республики Адыгея за период с 1 января по 14 декабря 2013 г. количество индивидуальных предпринимателей прекративших свою деятельность на территории г. Майкоп составило 1501.0бщее количество индивидуальных предпринимателей составляло 3650.

Известно, что компетентная и авторитетная власть способная решать поставленные задачи - лучший помощник предпринимательству. На наш взгляд государство должно выполнять роль «правой руки», помощника в улучшении предпринимательского климата.

Нормативно - правовая поддержка, социальная психология и внедрение инноваций - есть три главных компонента, обеспечивающих положительный эффект в развитии предпринимательства.

Специальные налоговые режимы не являются единственными формами упрощения предпринимательской деятельности. Наряду с ними в

регионах действуют местные формы поддержки малого и среднего предпринимательства.

В Республике Адыгея в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства» на 2014 - 2017 г. [5].Данная программа действует во исполнение Стратегии социально - экономического развития Республики Адыгея действующей до 2025 г.

Стратегия социально - экономического развития разрабатывается с учетом имеющихся в сфере предпринимательства проблем и ставит целью создание мероприятий долгосрочного характера, которыесмогут минимизировать количество возникающих препятствий на пути ее реализации.

Такими препятствиями являются:

1) недоступность банковского кредитования для вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;

2) недостаток производственных помещений, высокая арендная плата;

3) недостаточное финансирование из местных бюджетов муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;

4) слабая информированность предпринимателей о мерах государственной поддержки;

5) недостаток квалифицированных кадров.

Стоит обратить внимание, что данные проблемы являются общими для всех малых предприятий России. Поэтому, стоит полагать, что без четко определенной стратегии развития бизнеса малые предприятия так и будут вязнуть на начальном этапе своего становления.

Прогнозирование перспектив, консолидация сил государственной власти, а также формирование платформы для создания гибкой нормативно - правовой базы развития малого и среднего бизнеса -предположительно, является экономически грамотным механизмом поддержки начинающих предпринимателей.

На основании вышесказанного, стоит отметить, что для успешного функционирования системы поддержки малого и среднего предпринимательства, как основы развития национальной экономики страны, необходимы соответствующие условия, почва - как катализатор непрерывного роста. Данными условиями могут выступать:

1. Увеличение количества малых предприятий за счет создания новых, реорганизации и приватизации действующих предприятий. Создание новых малых предприятий обусловлено нехваткой отдельных видов продукции и услуг на рынке. Стимулирование этого процесса должно основываться на анализе рынков сбыта, а также анализе наличия финансовых и трудовых ресурсов в конкретных регионах, городах, населенных пунктах. В частности, возможна приватизация неэффективных государственных и муниципальных структур и их перепрофилирование. Еще одним направлением решения этой задачи способна стать реорганизация крупных и средних предприятий путем разделения их на более мелкие специализированные субъекты. При создании новых малых предприятий возможно решение важных социальных проблем, связанных с трудоустройством имеющегося в ряде населенных пунктов (особенно небольших) избытка трудоспособного населения, а также трудоустройством работников, высвобождающихся из крупных, в том числе градообразующих предприятий. Особое значение имеет такое направление создания новых малых предприятий, как самозанятость. Она основывается на создании небольших, как правило, семейных предприятий

при существенной помощи и поддержки со стороны региональных и муниципальных органов занятости.

2. Повышение производительности труда работников малых предприятий с учётом ограниченности трудовых ресурсов и сложной демографической ситуации в стране. Необходимость повышения производительности труда обусловлена требованием существенного роста эффективности производства, а также ограниченностью трудовых ресурсов (особенно высоко квалифицированных) в большинстве регионов страны. Для решения этой задачи требуется переоснащение малых предприятий и модернизация их оборудования. Особое значение имеет обучение производственного персонала и его переподготовка с учетом быстро изменяющейся технологии производства. Рассматривая проблему в перспективном плане необходимо учитывать сложную демографическую ситуацию в стране. Демографический прогноз до 2030 года, представленный Федеральной службой государственной статистики даже в самом оптимистичном варианте предусматривает увеличение населения не более чем на 0,2 процента в год. Таким образом, возможности экстенсивного роста трудового потенциала в большинстве регионов Российской Федерации отсутствует. Поэтому повышение производства продукции и услуг малых предприятий, обусловленное поставленной в настоящей Стратегии целью, в большей степени может быть реализовано только за счет существенного роста производительности труда.

3. Обеспечение потребностей населения и других предприятий в продукции и услугах, производимых малыми предприятиями. Учитывая, что в ряде видов деятельности доля малых предприятий мала, имеются предпосылки для ее увеличения. В частности, это связано с увеличением объемов производства в обрабатывающих отраслях, сельском хозяйстве. Особое значение имеет развитие инновационных малых предприятий.

Необходимые условия для их появления были созданы, в частности, решениями правительства по поддержке вузовской науки.

4. Повышение эффективности малых предприятий, в том числе за счет совершенствования их организационных структур. Улучшение деятельности малых предприятий должно основываться на повышении качества внутрифирменного управления ими, рационализации выполняемых функций. Особое значение имеет совершенствование организационных структур малых предприятий на основе использования эффективных норм управляемости и оптимизации количества руководящих работников.

5. Достижение ценового преимущества продукции малых предприятий. Такие особенности их функционирования как динамичный характер деятельности этих предприятий, способность быстро реагировать на изменение условий внешней среды, небольшие накладные расходы, должны обеспечить высокую конкурентоспособность и возможность вести более гибкую ценовую политику по сравнению с крупными предприятиями. Еще одним из преимуществ малых предприятий является незначительность транспортных издержек в составе себестоимости продукции, так как в нашем случае производитель максимально приближен к потребителю.

6. Комплексное развитие малых предприятий в регионах Российской Федерации, обеспечивающее замкнутый внутри - региональный цикл производства. В каждом из регионов необходимо иметь малые предприятия, выпускающие в совокупности широкий ассортимент продукции и оказывающие весь необходимый комплекс услуг. Целесообразным является разработка в каждом из регионов страны, соответствующих региональных и муниципальных программ развития малого предпринимательства.

7. Формирование инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых предприятий. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает создание фондов, обеспечивающих финансирование на льготных условиях (с частичным возмещением кредитных ставок из бюджетов различных уровней) малых предприятий; бизнес - инкубаторов и технопарков, где могут быть размещены малые предприятия с оказанием последним ряда аутсорсинговых услуг (консультирование, оценка бизнес-проектов, ведение учета и составление отчетности, предоставление в аренду высокотехнологичного оборудования); использование лизинговых схем для обеспечения основными фондами; создание специализированных информационных систем для обеспечения доступа к законодательным и нормативным ресурсам, рекламы продукции, обмена опытом (специализированные интернет-порталы).

8. Развитие сети подразделений федеральных, региональных и муниципальных органов власти, обеспечивающих организацию деятельности малых предприятий. Подразделения, обеспечивающие деятельность рассматриваемого сектора экономики должны быть созданы не только во всех регионах Российской Федерации, но и в муниципальных образованиях. Деятельность таких подразделений должна быть хорошо скоординирована, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Итогом их деятельности должно стать создание благоприятной для ведения предпринимательской деятельности административной среды.

9. Законодательное и институциональное обеспечение деятельности малого предпринимательства на государственном уровне. Эта задача должна включать подготовку предложений по разработке и корректировке законодательной и нормативной базы для малого предпринимательства, обеспечение согласованности действий органов власти различных уровней, развитие институтов, функционирование которых оказывает

влияние на малые предприятия. При этом должно предусматриваться снижение административной, фискальной, контрольной и других видов нагрузки.

Законодательно необходимо решить вопросы специального порядка финансирования и кредитования малых предприятий, предоставления налоговых льгот и разработки финансово-экономических механизмов.

10. Проведение научно-исследовательских работ по анализу динамики, мониторингу текущего состояния и определению путей развития малого предпринимательства. Необходимо разработать новые формы и методы деятельности малых предприятий.

11. Создание системы подготовки руководителей и специалистов для малых предприятий, в том числе в высших и средних специальных учебных заведениях, разработка специализированных программ обучения в соответствии с особенностями малого предпринимательства.

Подводя итог, следует подчеркнуть необходимость организации проведения в регионах и муниципальных образованиях ежегодных семинаров, конференций, тренингов, мастер-классов по программам поддержки, обучения и обмена опытом среди предпринимателей.

В основе разрабатываемой Стратегии должны лежать целевые показатели, которые характеризуют предполагаемые объемы производства малых предприятий, в том числе по видам экономической деятельности, а также необходимые финансовые и трудовые ресурсы.

Примечания:

1. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л.

Шухгальтер, Е.А. Горбашко - М.: ИНФРА-М, 2002 - 432 с.

2. Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р. - Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства, Казань, 2008

3.http:// sibac. info/

4. http://www.smb.ru/analitics.html?id=poz exp&part=p2 -Положительный опыт развития малого и среднего предпринимательства в России, становление предпринимательства в России (В.П. Ермаков).

5. Федеральный закон от 24.06.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).

6. Постановление от 19.11.2013 г. № 862 - Об утверждении муниципальной программы «развитие малого и среднего предпринимательства Муниципального образования «Город Майкоп» на 2014 - 2017 г. (5)

7. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая.

References:

1. Enterprise Economics: Textbook / Ed. AE Dwarf, ML Shuhgalter, EA Gorbashko - M.: INFRA-M, 2002 - 432 p.

2. Glebova IS, Sadyrtdinov RR - State regulation of small and medium-sized businesses, Kazan, 2008

3. http://sibac.info/

4. http://www.smb.ru/analitics.html?id=poz_exp&part=p2 - Positive experience of small and medium-sized businesses in Russia, the development of entrepreneurship in Russia (VP Ermakov).

5. Federal Law of 24.06.2007, "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation (as amended and supplemented).

6. Judgment of 19.11.2013, № 862 - Approval of the municipal program "development of small and medium-sized enterprises of the municipality" City of Maikop "for 2014 - 2017

7. Tax Code of the Russian Federation, part two.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.