Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРОБЛЕМНЫЙ РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / INVESTMENT POLICY / STRATEGIC PRIORITIES / INSTRUMENTS / COMPETITIVE ADVANTAGES / PROBLEM REGION / REPUBLIC OF ADYGEA / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Прохорова Виктория Владимировна, Шалатов Василий Владимирович

В статье раскрыты организационно-экономические аспекты реализации инвестиционной политики проблемного региона современной России. Выявлены ключевые проблемы реализации инвестиционной политики, а также факторы повышения эффективности инвестиционных процессов в Республике Адыгея. Раскрыты стратегические направления, задачи совершенствования инвестиционной политики Республики Адыгея. Обоснованы ключевые инструменты реализации инвестиционной политики Республики Адыгея, способствующие повышению предпринимательской активности, росту конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PRIORITIES AND INSTRUMENTS FOR IMPLEMENTING THE INVESTMENT POLICY OF THE PROBLEM REGION

The article reveals the organizational and economic aspects of implementing the investment policy of the problem region of modern Russia. The key problems of the implementation of investment policy, as well as factors to improve the efficiency of investment processes in the Republic of Adygea are identified. The strategic directions and tasks of improving the investment policy of the Republic of Adygea are disclosed. The key tools for implementing the investment policy of the Republic of Adygea are substantiated, which contribute to increasing entrepreneurial activity, increasing the competitiveness of the region.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА»

УДК 332.146:330.322(470.621) ББК 65.049(2Рос.Ады) М 74

A.А. Мокрушин,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]

B.В. Прохорова,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: + 7 (918) 355-08-80, e-mail: [email protected]

В.В. Шалатов,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (938) 498-88-12, e-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрыты организационно-экономические аспекты реализации инвестиционной политики проблемного региона современной России. Выявлены ключевые проблемы реализации инвестиционной политики, а также факторы повышения эффективности инвестиционных процессов в Республике Адыгея. Раскрыты стратегические направления, задачи совершенствования инвестиционной политики Республики Адыгея. Обоснованы ключевые инструменты реализации инвестиционной политики Республики Адыгея, способствующие повышению предпринимательской активности, росту конкурентоспособности региона.

Ключевые слова: инвестиционная политика, стратегические приоритеты, инструменты, конкурентные преимущества, проблемный регион, Республика Адыгея, инвестиционная привлекательность региона.

A.A. Mokrushin,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: [email protected]

V.V. Prokhorova,

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Sectoral and Project Management, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: +7 (918) 355-08-80, e-mail: [email protected]

V.V. Shalatov,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economics Theory and Personnel Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (938) 498-88-12, e-mail: [email protected]

STRATEGIC PRIORITIES AND INSTRUMENTS FOR IMPLEMENTING THE INVESTMENT POLICY OF THE PROBLEM REGION

Abstract. The article reveals the organizational and economic aspects of implementing the investment policy of the problem region of modern Russia. The key problems of the implementation of investment policy, as well as factors to improve the efficiency of investment processes in the Republic of Adygea are identified. The strategic directions and tasks of improving the investment policy of the Republic of Adygea are disclosed. The key tools for implementing the investment policy of the Republic of Adygea are substantiated, which contribute to increasing entrepreneurial activity, increasing the competitiveness of the region.

Keywords: investment policy, strategic priorities, instruments, competitive advantages, problem region, Republic of Adygea, investment attractiveness of the region.

В условиях пролонгированного финансово-экономического кризиса, серьезных диспропорций в отраслевой структуре инвестиций в экономике России, а также снижения бюджетных возможностей становится актуальной проблема эффективного регулирования инвестиционной деятельности как на макро-, так и на мезоуровнях РФ. Решение данной проблемы предусматривает правильное определение стратегических приоритетов инвестиционной деятельности в регионе, формирование эффективного механизма их реализации, направленное на качественные изменения параметров региональной системы, улучшение структуры и основных показателей региональной экономики, повышение уровня жизни населения. Инвестиции играют определяющую роль в эффективном хозяйствовании на мезо-, микроуровнях, большое значение при этом имеет анализ инвестиционного потенциала региона. Потому востребована концентрация ресурсов региональных хозяйствующих субъектов и бюджетных средств на приоритетных направлениях стратегического развития региональной экономической системы.

Формирование и реализация инвестиционной политики должна исходить из целей, стратегических приоритетов, ресурсной обеспеченности, пропорций

социально-экономического развития региона, а также особенностей межрегионального взаимодействия. Вместе с тем проблема обоснования стратегических приоритетов инвестиционной деятельности на мезоу-ровне осложняется необходимостью учета как экономического эффекта от их реализации, так и влияния приоритетов развития на социальные параметры и экосистему региона.

Региональная инвестиционная политика представляет собой комплекс организационно-управленческих решений, систематически принимаемых государственными органами власти региона (субъекта РФ) в отношении ключевых направлений, организационных форм, методов развития инвестиционных процессов в рамках стратегии социально-экономического развития региона.

Реализация региональной инвестиционной политики предусматривает решение комплекса задач:

- мобилизация и формирование инвестиционных ресурсов посредством накопления внутренних и активного привлечения внешних (внерегиональных) инвестиционных ресурсов;

- создание благоприятного инвестиционного климата в регионе, что возможно посредством создания инвестиционного имиджа территории, а также повышения его инвестиционной привлекательности.

Одним из условий социально-экономического развития Республики Адыгея является активизация инвестиционной деятельности, создание благоприятных условий инвестирования на территории региона за счет формирования современной инфраструктуры, совершенствования инвестиционного законодательства. Несмотря на высокий потенциал развития в ряде ключевых направлений и достаточно выгодное геоэкономическое положение, Республика Адыгея характеризуется низким уровнем межрегиональной конкурентоспособности, по рейтингу инвестиционного климата находясь в ранге «незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)» (оценка RAEX-Аналитика, 2019 г.).

Основными направлениями реализации инвестиционной политики Республики Адыгея являются [1]:

- развитие нормативно-правовой базы регулирования инвестиционных процессов в регионе, законодательных актов государственной поддержки бизнеса;

- обеспечение информационной открытости инвестиционных процессов в хозяйственном пространстве региона;

- создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционный процесс в регионе;

- осуществление господдержки отраслей экономики региона в целях обеспечения инвестиционной привлекательности, финансовой стабилизации хозяйственных процессов.

Нормативно-правовая база реализации инвестиционной политики в Республике Адыгея формируется за счет следующих документов:

- инвестиционная стратегия Республики Адыгея до 2025 года;

- подпрограмма «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» государственной программы Республики Адыгея «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия» на 20132021 годы;

- стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;

- программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципальных образований (в 2015-2018 гг. Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея утверждены 3 инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, в том числе одна программа в сфере теплоснабжения и две программы в сфере водоснабжения).

Важным условием эффективного развития экономики является обновление основного капитала и связанные с этим изменения величины инвестиций в основной капитал. Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной политике» закреплены эффективные значения показателя в объеме ВРП: не менее 25% к 2015 г. и не менее 27% к 2018 г. Пороговое значение показателя в 25% по Республике Адыгея было превышено в 2012-2013 гг.

Динамика инвестиций в основной капитал организаций Республики Адыгея (без субъектов малого предпринимательства) представлена на рис. 1.

В частности, в 2014-2018 гг. отмечается значительный рост инвестиций в основной капитал (в действующих ценах) организаций Республики Адыгея (на 84,1%); основной объем инвестиций бал направлен на строительство, модернизацию производственных зданий, сооружений.

За последние несколько лет в Республике Адыгея реализованы крупные инвестиционные проекты, направленные на расширение и модернизацию производства, на выпуск конкурентоспособной

Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал по видам основных фондов

Республики Адыгея, млн руб. [2]

продукции, включая строительство логистических парков «Адыгея 1» и «Адыгея 2», завода по производству сухих строительных смесей ООО «ВОЛМА-Майкоп», завода по производству полипропиленовой мешкотары и др.

На территории Республики Адыгея компания «ВетроОГК» реализует крупномасштабный инвестиционный проект строительства крупнейшего в России ветропарка (21 млрд руб.), ООО «Ингка Сентерс Рус Проперти А» - проект возведения и реконструкции дополнительных площадей СТЦ «Мега Адыгея» (14 млрд руб.), ООО «Картонтара» -проект технической модернизации производства (10 млрд руб.), ООО «ОРАС-Алюминиевый профиль» -проект строительства завода по производству алюминиевого профиля (3 млрд руб.), ООО «Русская селекция» - проект организации производства семенного материала масличных культур (1,3 млрд руб.). Этап финансирования данных инвестиционных проектов планируется завершить в течение 2020 г.

Инвестиционный портфель Республики Адыгея включает в себя

67 инвестиционных площадок (1463,8 га), в том числе 35 промышленных площадок (416,2 га), 8 площадок под строительство жилых комплексов (8,7 га), 8 туристско-ре-креационных площадок (8,7 га) и 17 сельскохозяйственных площадок (312,1 га), а также 2 бизнес-инкубатора (73,2 га). Вместе с тем с целью привлечения корпоративных инвесторов предложены 4 индустриальных парка по принципу с^геепйЫ» (в т.ч. «Яблоновский», «Ромекс-Теу-чежский», «Майкопский»), турист-ско-рекреационный парк «Джэнэт».

Инвестиционные предложения предусматривают реализацию проектов в агропромышленном, турист-ско-рекреационном и промышленном комплексах, включая проект строительства тепличного комплекса на основе термального источника, проект производства высокоэффективных органических биоудобрений, проект создания рекреационного комплекса на базе термального источника, проект создания предприятия первичной переработки сельскохозяйственных культур и др.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в Республике Адыгея в 2017-2018 гг.

деятельности в Республике Адыгея в 2018 г. основную долю занимают инвестиции в развитие сферы строительства (22,2%), развитие складского хозяйства (18,9%), развитие деятельности транспорта (10,1%), производства пищевых продуктов (9,2%), а также операции с недвижимым имуществом (9,0%), розничная торговля (6,0%) (рис. 2).

По структуре инвестиций в основной капитал Республика Адыгея характеризуется значительной территориально-отраслевой неоднородностью: основой объем капиталовложений приходится на сферы строительства, производства пищевых продуктов, здравоохранения и образования. Структура источников финансирования вышеуказанных капиталовложений в Республике Адыгея значительно варьируется в динамике.

Ключевым источником финансирования инвестиций в основной капитал предприятий остаются

собственные средств, доля которых выросла в 2013-2016 гг. с 26,2% до 53,7%. Второе место в структуре источников инвестиций в основной капитал занимают средства федерального бюджета, доля которых сократилась с 27,5% до 16,9% в 2013-2016 гг. и выросла до 29,8% за последующие два года (рис. 3).

Основная часть капиталовложений в основные средства предприятий Республики Адыгея финансируется за счет привлеченных средств. Вместе с тем отмечается значительная территориальная дифференциация по источникам финансирования инвестиций в основные средства. Коммерческие организации Майкопского района и города Майкопа в основном используют привлеченные средства для финансирования капиталовложений (в частности бюджетные средства); коммерческие организации Тахтамукайского района в наибольшей степени используют собственные средства.

Рис. 3. Структура источников инвестиций в основной капитал в Республике Адыгея

по источникам финансирования, %>

Основную работу по привлечению в регион корпоративных инвесторов проводит Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея (включая центр поддержки экспорта) наряду с АО «Корпорация развития Республики Адыгея», выступающим региональным оператором реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории республики с участием иностранных инвесторов. Министерство осуществляет взаимодействие с инвесторами по сопровождению приоритетных проектов по принципу «одного окна».

Организациями, формирующими инфраструктуру господдержки инвестиционной деятельности в Республике Адыгея, являются:

- координационный совет по вопросам экономической политики региона;

- АО «Корпорация развития Республики Адыгея»;

- некоммерческая организация «Торгово-промышленная палата Республики Адыгея»;

- автономное учреждение Республики Адыгея «Республиканский бизнес-инкубатор»;

- микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея»;

- автономное учреждение Республики Адыгея «Фонд развития промышленности Республики Адыгея».

В соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Адыгея основными формами государственного стимулирования инвестиционной активности в регионе являются:

- освобождение от налога на имущество, транспортного налога;

- снижение ставки по налогу на прибыль управляющей компании и резидентов парковых зон в части, зачисляемой в бюджет республики;

- содействие инвесторам в развитии инфраструктуры бизнеса, предоставление в аренду или приобретение в собственность объектов нежилого фонда, земельных участков без права торгов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

- сопровождение инвестиционного проекта по принципу «единого окна»;

- предоставление госгарантий инвесторам, обеспечиваемых

государственной собственностью Республики Адыгея;

- размещение бюджетных средств региона на конкурсной основе, на условиях возвратности, срочности и платности либо в счет предоставления акций создаваемого акционерного общества;

- предоставление субсидий из республиканского бюджета для корпоративных инвесторов, реализующих значимые для региона проекты.

Вместе с тем ключевыми проблемами реализации инвестиционной политики, повышения эффективности инвестиционных процессов в Республике Адыгея являются:

- дефицит собственных финансовых средств хозяйствующих субъектов на фоне высокой стоимости заемного капитала, отсутствия транспарентности финансово-хозяйственной деятельности заемщиков;

- значительная внутрирегиональная дифференциация по уровню инвестиционной привлекательности, активности инвестиционных процессов;

- недостаточный уровень проработанности инвестиционных проектов, схем софинансирования;

- дефицит высококвалифицированных инвестиционных менеджеров, владеющих международными стандартами финансовой оценки инвестиций;

- отсутствие опыта реализации в регионе ГЧП-проектов.

Основными направлениями совершенствования инвестиционной политики Республики Адыгея являются:

1) развитие межрегионального и международного сотрудничества, привлечение внерегиональных корпоративных инвесторов, включая:

1.1) подписание и реализацию соглашений о торгово-экономическом, культурном, социальном сотрудничестве с субъектами РФ;

1.2) активное участие делегаций республики в межрегиональных мероприятиях в рамках государственных программ Республики Адыгея;

1.3) разработку и реализацию комплекса организационно-экономических мероприятий по продвижению продукции, производимой в республике, на международные рынки (в рамках госпрограммы «Развитие экономики»);

1.4) организацию международных визитов зарубежных делегаций в регион;

2) развитие в регионе института государственно-частного партнерства (ГЧП), включая:

2.1) совершенствование нормативно-правовой базы Республики Адыгея в сфере государственно-частного партнерства;

2.2) создание и развитие инфраструктуры доступа к парковым зонам;

2.3) содействие привлечению инвесторов - потенциальных резидентов парковых зон;

2.4) мониторинг производственных комплексов и земельных участков, пригодных для создания парковых зон и промышленных площадок;

2.5) актуализацию Плана создания инвестиционных объектов в Республике Адыгея;

3) развитие системы программно-целевой господдержки инновационной деятельности в Республике Адыгея.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года и Планом мероприятий по ее реализации ключевыми задачами развития инвестиционных процессов в регионе являются [3, 4]:

- поддержка инвестиционных процессов, направленных на создание в Республике Адыгея новых экспортно-ориентированных предприятий, в том числе за счет интеграции иностранных инвестиций в Республике Адыгея. Решение данной задачи предусматривает стимулирование реализации инвестиционных проектов, направленных на создание в Республике Адыгея экспортно-ориентированных производств

(без включения в государственную программу);

- развитие инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства в регионе;

- привлечение бюджетных и внебюджетных инвестиций в подготовку инвестиционных площадок, в т.ч. в форме индустриальных парков. Решение данной задачи предусматривает формирование парковых зон без привлечения средств федеральных проектов и средств государственной программы «Развитие экономики»;

- развитие глобально конкурентоспособного инвестиционного климата за счет поддержки социальных инвестиций бизнеса в развитие местных сообществ и создания региональной краудфандинговой платформы для реализации общественно значимых проектов, увеличение объема социальных инвестиций бизнеса в развитие местных сообществ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение уровня инвестиционной привлекательности социальной сферы Республики Адыгея для бизнес-структур и финансовых институтов, способствующее вовлечению предпринимателей в решение социальных проблем региона;

- оказание государственной поддержки реализации флагманских инвестиционных проектов в территориально-производственных комплексах региона;

- формирование предложений по участию в государственных программах РФ по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, а также объектов туристско-рекреа-ционного комплекса (ТРК) Республики Адыгея, осуществление мероприятий по их продвижению;

- реализация подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» Республики Адыгея, обеспечение инвестиционных площадок доступной инженерной и транспортной инфраструктурой;

- стимулирование государственно-частного партнерства (ГЧП) в

сфере здравоохранения, транспорта и логистики (разработка портфеля проектов, подготовка инвестиционных площадок, сопровождение ГЧП-проектов);

- мониторинг и сопровождение реализации инвестиционных проектов в АПК, ТРК Республики Адыгея; отбор и поддержка реализации эффективных проектов в приоритетных направлениях развития комплексов, привлечение профильных инвесторов и применение механизмов государственной поддержки.

Одной из стратегических целей развития Республики Адыгея является повышение инвестиционной привлекательности региона, формирование эффективной инвестиционной среды, обеспечение бюджетной сбалансированности региона, снижение зависимости от федерального бюджетного финансирования. В частности, повышение инвестиционной привлекательности Республики Адыгея для организаций крупного строительного бизнеса предусматривает упрощение процедур ведения предпринимательства, включая получение разрешений на проведение строительных работ и осуществление территориального планирования, упрощение процедуры регистрации собственности на необходимые земельные участки, постановку на кадастровый учет земельных участков и недвижимости, технологическое присоединение к тепло-, газо-, водоснабжению.

Прогнозная оценка индикаторов развития инвестиционной среды региона в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года представлена на рис. 4.

Ключевыми задачами повышения инвестиционной привлекательности региона, формирования эффективной инвестиционной среды являются:

- развитие государственно-частных институтов стимулирования повышения инвестиционной привлекательности региона;

Рис. 4. Прогнозная оценка индикаторов развития инвестиционной среды Республики Адыгея, изменения зависимости от бюджетных средств

2021 г. 2024 г. 2027 г. 2030 г.

■ Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

■ Налоги в бюджеты всех уровней, млрд. руб. Доходы бюджета, млрд. руб.

■ Отношение объема инвестиций в основной капитал к ВРП, %

- продвижение инвестиционного потенциала Республики Адыгея, решение которой предусматривает организацию участия региона в вы-ставочно-конгрессных мероприятиях, активную работу региональных органов СМИ и способствует обеспечению инвестиционной открытости региона, росту капиталовложений;

- обеспечение эффективного взаимодействия инвесторов и органов исполнительной власти региона в ходе инвестиционного процесса;

- привлечение, сохранение профессиональных кадров для инвестиционной системы региона, обеспечение инвестиционной грамотности и населения Республики Адыгея;

- обеспечение регулярной диагностики инвестиционного развития и потенциала Республики Адыгея. Решение данной задачи предусматривает формирование ежегодного публичного отчета по результатам ежеквартальной диагностики инвестиционного развития и потенциала Республики Адыгея на основе государственной программы «Развитие экономики»;

- устранение административных барьеров субъектов предпринимательской деятельности, что обеспечивается путем предоставления

участникам инвестиционной деятельности необходимой информации через региональный инвестиционный портал;

- активное использование инновационных инструментов инвестиционного развития.

В данном контексте востребована планомерная работа по снижению размеров незавершенного строительства путем инвестирования в объекты, имеющие высокую степень готовности и ценности, по безвозмездной передаче их в собственность использующих фирм, а также по проведению публичных торгов по реализации объектов.

Совершенствование инвестиционной политики Республики Адыгея предусматривает:

- актуализацию инвестиционной стратегии развития Республики Адыгея и механизмов ее реализации (в соответствии с приоритетами территориального развития, предусмотренными в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 г.);

- создание условий для осуществления инвестиционной деятельности в регионе, включая создание благоприятной административной среды, инфраструктуры

инвестиционного процесса, финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций, а также формирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;

- предоставление гарантий корпоративным инвесторам, включая формирование привлекательных тарифных условий, подготовка и обеспечение кадрами производств, создаваемых в результате капиталовложений. Инструментами реализации данных задач может выступать положение о Совете директоров региональных организаций естественных монополий, включая представителей инвесторов, общественных объединений предпринимателей.

Базовыми инструментами реализации региональной инвестиционной политики в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ являются [5, 6, 7]:

1) налоговые льготы и субсидии инвесторам (предоставление льготных условий для инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики региона);

2) государственные кредиты и софинансирование проектов (смешанное государственно-частное финансирование высокоэффективных проектов);

3) предоставление гарантий, создание страховых, залоговых фондов, фондов развития и региональных банков реконструкции и развития;

4) предоставление инвесторам инфраструктуры и земли; конкурсное размещение регионального (муниципального) заказа;

5) специальные экономические зоны.

Следует особо отметить такой способ господдержки инвесторов, как конкурсный отбор инвестиционных проектов для последующего включения в инвестиционные программы регионов, обеспечение их участия в федеральных целевых программах.

Инфраструктурная господдержка инвестиционной деятельности в

регионе предусматривает развитие сети технопарков, бизнес-инкубаторов, центров технологического обеспечения, индустриальных парков. Кредитно-финансовая государственная поддержка инвесторов предусматривает предоставление государственных гарантий, а также субсидирование процентных платежей по кредитам, лизинговых платежей. Бюджетная господдержка предусматривает компенсацию затрат инвесторов на техническое перевооружение, патентование, страхование урожая, а также предоставление льготных арендных условий; информационная господдержка - консультационную поддержку, содействие в участии в выставочных мероприятиях.

Вместе с тем для решения задач стратегического развития региона востребованы новые подходы к управлению инвестиционными процессами, включая маркетинговый вариант формирования благоприятного инвестиционного климата.

Перспективными инструментами реализации инвестиционной политики Республики Адыгея, способствующими повышению предпринимательской активности, росту конкурентоспособности региона, являются:

- парковые зоны (в т.ч. индустриальные парки), логистические центры;

- центры поддержки малого предпринимательства и бизнес-инкубаторы;

- специальные инвестиционные контракты; целевые программы (подпрограммы) государственного стимулирования инвестиционной деятельности;

- инвестиционная стратегия республики, инвестиционная декларация региона, план мероприятий по реализации инвестиционной стратегии;

- кластерные структуры в стратегически значимых сферах экономики региона; субрегиональные структуры [8, 9].

Таким образом, приоритетными направлениями инвестиционной политики Республики Адыгея являются: развитие межрегионального и международного сотрудничества, привлечение внерегиональных корпоративных инвесторов; развитие института государственно-частного партнерства; развитие системы программно-целевой господдержки

инновационной деятельности в Республике Адыгея; развитие системы регионального маркетинга. На фоне востребованности новых инструментов реализации региональной инвестиционной политики остается высокой значимость программно-целевых методов бюджетного финансирования в планировании инвестиционной деятельности в регионах современной России.

Примечания:

1. Инвестиционная политика Республики Адыгея. URL: Ы^://01.реги0н.рф/ investicionnaya-politika-respubliki-adygeya.

2. Социально-экономическое положение Республики Адыгея 2010-2018 г. URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/publications/ pubAdg/official_publications/calendar.

3. О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года: постановление Кабинета министров Республики Адыгея от 26.12.2018 г. № 286. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.

4. Об Инвестиционной стратегии Республики Адыгея до 2025 года: распоряжение Главы Республики Адыгея от 11.12.2014 года № 254-рг (с изм. на 02.08.2018). URL: http://docs.cntd.ru/document/423978443.

5. Законодательное обеспечение инвестиционного процесса в экономике субъектов Российской Федерации: аналитическая записка информационно-аналитического управления Государственной Думы. URL: http://iam.duma.gov.ru/ node/8/4689/16757.

6. Склярова Ю.М. Инструменты и методология многофакторного анализа инвестиционного климата РФ: монография. Ставрополь: АРГУС, 2012. 145 с.

7. Колмыкова Т.С., Полятыкина Е.В. Инвестиционная стратегия в сбалансированном развитии региона // Финансы. Экономика. Стратегия. 2017. № 1. С. 33-40.

8. Мокрушин А.А. Стратегические аспекты взаимодействия вертикально интегрированных корпораций с региональной экономической системой // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2011. Вып. 2. С. 95-99.

9. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. М.: Изд-во МГУ, 2010. 224 с.

References:

1. Investment policy of the Republic of Adygea. URL: http://01.regi0n.rf/ investicionnaya-politika-respubliki-adygeya.

2. Socio-economic situation of the Republic of Adygea 2010-2018 URL: http:// krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/publications/pubAdg/ official_publications/calendar.

3. On the Strategy for the socio-economic development of the Republic of Adygea until 2030: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea dated December 26, 2018 No. 286. URL: http://docs.cntd.ru/document/550299565.

4. On the Investment Strategy of the Republic of Adygea until 2025: Decree of the Head of the Republic of Adygea dated December 11, 2014 No. 254-rg (as amended on August 2, 2018). URL: http://docs.cntd.ru/document/423978443.

5. Legislative support of the investment process in the economy of the constituent entities of the Russian Federation: analytical note of the information and analytical department of the State Duma. URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4689/16757.

6. Sklyarova Yu.M. Tools and methodology of multivariate analysis of the investment climate of the Russian Federation: monograph. Stavropol: ARGUS, 2012. 145 pp.

7. Kolmykova T.S., Polyatykina E.V. Investment strategy in the balanced development of the region // Finance. Economy. Strategy. 2017. No. 1. Pp. 33-40.

8. Mokrushin A.A. Strategic aspects of the interaction of vertically integrated corporations with the regional economic system // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2011. No. 2. Pp. 95-99.

9. Prokhorova V.V. Subregional resources and tools for the intensive development of territorial economic systems of modern Russia. M.: Publishing House of Moscow State University, 2010. 224 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.