Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства региона'

Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
421
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / АО "КОРПОРАЦИЯ "МСП" / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / REGIONAL ECONOMY / REPUBLIC OF ADYGEA / STATE REGULATION / REGIONAL STRATEGY / TOOLS OF STATE SUPPORT / STATE TARGETED PROGRAMS / JSC "CORPORATION "SMB"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Тамов Аслан Алиевич

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в регионе. Раскрыты территориально-отраслевые особенности малого и среднего предпринимательства (МСП) Республики Адыгея, роль данной сферы в социально-экономическом развитии региона. Выделены ключевые проблемы и специфика применения инструментов государственной поддержки МСП в Республике Адыгея. Особый акцент сделан на потенциале развития программно-целевых инструментов, а также расширения кредитной, гарантийной поддержки субъектов МСП на основе активизации сотрудничества с АО «Корпорация «МСП».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович, Тамов Аслан Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF STATE REGULATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGION

The article deals with the problems and prospects of development of the system of state regulation of small and medium-sized businesses in the region. The territorial and branch peculiarities of small and medium-sized businesses (SMBs) of the Republic of Adygea, the role of this sphere in the socio-economic development of the region are revealed. The key problems and specifics of the use of tools of state support of SMBs in the Republic of Adygea are identified. Particular emphasis is placed on the potential for the development of program-target tools, as well as the expansion of credit, guarantee support for SMBs through enhanced cooperation with JSC «Corporation «SMB»

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования малого и среднего предпринимательства региона»

УДК 334.012.62/.64(470.621) ББК 65.29(2Рос.Ады) М 74

А.А. Мокрушин,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

А.А. Тамов,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕГИОНА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в регионе. Раскрыты территориально-отраслевые особенности малого и среднего предпринимательства (МСП) Республики Адыгея, роль данной сферы в социально-экономическом развитии региона. Выделены ключевые проблемы и специфика применения инструментов государственной поддержки МСП в Республике Адыгея. Особый акцент сделан на потенциале развития программно-целевых инструментов, а также расширения кредитной, гарантийной поддержки субъектов МСП на основе активизации сотрудничества с АО «Корпорация «МСП».

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономика региона, Республика Адыгея, государственное регулирование, стратегия региона, инструменты государственной поддержки, государственные целевые программы, АО «Корпорация «МСП».

A.A. Mokrushin,

Doctor of Economics, Professor, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: 8 (8772) 59-37-56, e-mail: mokrushin_alex@inbox.ru

A.A. Tamov,

Doctor of Economics, Professor, Dean of Economics Faculty, Head of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF STATE REGULATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGION

Abstract. The article deals with the problems and prospects of development of the system of state regulation of small and medium-sized businesses in the region. The territorial and branch peculiarities of small and medium-sized businesses (SMBs) of the Republic of Adygea, the role of this sphere in the socio-economic development of the region are revealed. The key problems and specifics of the use of tools of state

support of SMBs in the Republic of Adygea are identified. Particular emphasis is placed on the potential for the development of program-target tools, as well as the expansion of credit, guarantee support for SMBs through enhanced cooperation with JSC «Corporation «SMB».

Keywords: small and medium-sized business, regional economy, Republic of Adygea, state regulation, regional strategy, tools of state support, state targeted programs, JSC «Corporation «SMB».

В структуре экономики проблемных регионов современной России значимое место занимает малый и средний бизнес, выполняющий системообразующую роль и обеспечивающий занятость значительной части населения, во многом ориентированный на локальные рынки. Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) способствует развитию конкурентной среды в экономике проблемных регионов, рационализации структуры территориальной экономики, развитию инфраструктуры. Также развитие МСП рассматривается в качестве фактора сглаживания внутрирегиональных социально-экономических различий, оказывающего позитивное влияние на основные параметры территориального развития [1, 2]. Малые формы бизнеса во многом обеспечивают экономическую самостоятельность и повышение уровня доходов местного населения, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, дополнение локальных рынков продукцией и услугами.

В современных условиях следует в полной мере учитывать функциональные возможности, потенциал МСП в социально-экономическом развитии проблемных регионов при стратегическом планировании территориального развития РФ. Вместе с тем востребована государственная поддержка данного сектора экономики региона, адекватная стратегическим задачам развития и территориально-отраслевым, и институциональным особенностям региона.

Потенциал малого бизнеса во многом исходит из следующих его функциональных особенностей [3]:

- организационные: единство собственности и непосредственного управления; ключевая роль собственника в менеджменте;

- финансовые (нетрадиционные для корпораций постоянные источники финансовых ресурсов): наличие специфических форм господдержки МСП, возможности льготного кредитования на фоне ограниченности ресурсного потенциала;

- маркетинговые: относительно небольшие рынки сбыта и ресурсов; персонифицированный характер отношений между менеджерами и клиентами; привязка к конкретной крупной компании.

Конкурентными преимуществами малых форм организации предпринимательства являются: гибкость и оперативность в принятии управленческих решений; относительно невысокие расходы на ведение хозяйственной деятельности (в особенности - управленческие затраты), более высокая оборачиваемость собственного капитала; высокая гибкость и адаптивность к местным условиям хозяйствования; более низкая потребность в первоначальном капитале; большая независимость действия малых предприятий; наличие государственной поддержки, преференций, льгот [4]. Также факторами конкурентоспособности МСП выступают: использование прибыли преимущественно на инвестиции, возможность контроля затрат и мониторинга доходов и расходов.

Ключевыми проблемами развития сферы малого и среднего бизнеса остаются: высокая стоимость привлеченных средств при недоступности банковского кредитования для малых форм хозяйствования; дефицит квалифицированных кадров, производственных фондов; высокая арендная плата за помещения; высокий уровень конкуренции на локальных рынках; несовершенство действующей системы

налогообложения в отношении субъектов МСП.

Рассматривая особенности развития субъектов МСП в России, отметим их значимую роль в развитии конкурентной рыночной среды в экономике регионов. В западных моделях малый и средний бизнес в большей степени характеризуется корпоративными чертами, что делает его связанным с крупными экономическими структурами.

Специфика Республики Адыгея, относящейся к группе проблемных регионов Юга России, накладывает отпечаток на малое и среднее предпринимательство в его отраслевой специализации. Ресурсный потенциал региона, уровень развития воспроизводственных процессов, межмуниципальные социально-экономические различия, сложившиеся межотраслевые диспропорции и уровень конкуренции на локальных рынках во многом предопределяют хозяйственную специфику малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея.

Сектор малого бизнеса оказывает значительное и возрастающее влияние на формирование денежных доходов населения Республики Адыгея, как напрямую (в форме оплаты труда работников малого бизнеса), так

и косвенно, являясь бюджетообразующим сектором экономики региона, способствуя росту денежных доходов работников бюджетной сферы. Данная зависимость в наибольшей мере проявляется в дотационных регионах, расходы бюджетов которых на 70-80% состоят из затрат на социальную сферу.

Действие кризисогенных факторов во многом обусловило нестабильную динамику показателей хозяйственной деятельности малых предприятий Республики Адыгея (табл. 1). Если в 2013-2015 гг. отмечался рост числа малых форм хозяйствования, численность занятых в них, то последующие три года характеризовались сокращением значения данных показателей.

Рассматривая территориально-отраслевую структуру МСП в Республике Адыгея, следует выделить основные особенности:

- по размерам оборота (выручки от реализации продукции, услуг) среди субъектов малого бизнеса (включая микропредприятия) доминирующие позиции занимают предприятия сфер торговли и ремонта (доля данных организаций в 2014-2018 гг. выросла с 47,9% до 53,5%); примечательно сокращение доли строительных организаций - с 15,0% до 10,6%, и

Таблица 1

Основные показатели хозяйственной деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) Республики Адыгея

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп роста, %

Число малых предприятий, единиц 3737 3968 4179 4498 3772 3657 97,9

Среднесписочная численность работников, чел. 21599 21730 22432 20656 20222 19686 91,1

Средняя численность внешних совместителей, чел. 1916 1848 1487 1224 1281 1399 73,0

Выручка от реализации (без НДС, акцизов), млн руб. 38835,2 43502,3 54743,4 48793,4 57423,7 68334,4 176,0

■ Обрабатывающие производства

■ Сельское хозяйство, охота и лесное

% хозяйство

■ Транспорт и связь

Строительство

Торговля, ремонт а/с

Прочие виды экон. деятельности

Рис. 1. Структура оборота малых предприятий (включая микропредприятия) Республики Адыгея по видам экономической деятельности в 2014-2018 гг., %.

обрабатывающего производства (в т.ч. производство пищевых продуктов, обработка древесины, производство изделий из нее) - с 16,2% до 12,1%, в структуре выручки малых форм предпринимательства в Республике Адыгея (рис. 1);

- крайне неравномерная территориальная локализация субъектов малого и среднего бизнеса, усиливающая внутрирегиональную социально-экономическую дифференциацию;

- негативная тенденция сокращения числа малых предприятий и уровня занятости населения в них на фоне низкого качества предпринимательской деятельности; вместе с тем по относительному показателю (количество индивидуальных предпринимателей на 10 тысяч человек населения) Республика Адыгея опережает среднероссийский уровень;

- сектор среднего бизнеса в регионе представлен 19 организациями, из которых 7 предприятий имеют агропромышленную специализацию, ориентируясь на внере-гиональные агропродовольственные рынки; некоторые из них (НАО «Ки-ево-Жураки Агропромышленный комплекс», ПАО «Краснодарзерно-продукт» и др.) находятся в составе

межрегиональных агрохолдингов, что обусловливает стратегические приоритеты развития хозяйственной деятельности, внутрикорпоративные воспроизводственные и распределительные пропорции;

- низкий уровень инвестиционной привлекательности малых форм хозяйствования в регионе на фоне дефицита основных средств, финансовых и высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в Республике Адыгея сдерживается нерешенностью целого ряда проблем:

- нехватка финансового и человеческого капиталов для предпринимательской деятельности; низкая культура предпринимательства;

- невысокий уровень развития институтов господдержки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса;

- незначительный уровень государственного субсидирования предпринимательской деятельности населения Республики Адыгея; ограниченность инструментов господдержки МСП в республике;

- значительные межмуниципальные социально-экономические

неравенства, различия районов по уровню ресурсной обеспеченности;

- ограниченность источников информации для бизнеса; низкий уровень информационно-маркетинговой поддержки в Республике Адыгея.

В силу инерционности региональной экономики и масштабов внутрирегиональных различий решение указанных проблем возможно лишь в рамках долговременной стратегической перспективы с использованием комплекса соответствующих инструментов развития малого и среднего бизнеса как эффективного институционального средства сглаживания внутрирегиональных социально-экономических различий [5].

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 г. предполагается усиление государственной поддержки сферы МСП по следующим направлениям:

- развитие инфраструктуры господдержки сферы МСП в регионе;

- увеличение доли субъектов МСП среди участников государственных закупок в Республике Адыгея;

- расширение финансово-кредитной и имущественной господдержки; организация обучения и переподготовки кадров для субъектов МСП.

В целях стимулирования развития МСП в Республике Адыгея реализуются следующие проекты:

- целевая программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.01.17 г. № 147-р); в Республике Адыгея реализуется в формате проектной деятельности;

- дорожная карта АО «Корпорация «МСП» (приложение к Соглашению о взаимодействии между Кабинетом Министров Республики Адыгея и АО «Корпорация «МСП» от 30.06.2016 г. № С-203 (далее - дорожная карта Корпорации МСП);

- проект «Формирование модели развития малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея» [6].

На местном уровне в Республике Адыгея реализуются муниципальные

программы господдержки субъектов МСП (в т.ч. «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Город Майкоп» на 2018-2020 годы»).

Одним из ключевых инструментов государственного стимулирования развития МСП в Республике Адыгея являлась государственная программа «Развитие экономики» на 20142018 гг., и в частности - ее подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства». Реализация данной подпрограммы была направлена на увеличение доли субъектов МСП в экономике региона при участии Министерства экономического развития и торговли и Комитета по имущественным отношениям Республики Адыгея. Комплекс организационно-экономических мер по господдержке субъектов МСП в Республике Адыгея в соответствии с вышеуказанной госпрограммой схематично представлен на рис. 2.

Программно-целевой метод госрегулирования сферы МСП призван обеспечить согласованность и своевременность, полноту реализации мероприятий по повышению эффективности малого и среднего бизнеса в регионе. Согласованность мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям в сочетании с действенной системой управления и контроля позволит не только достичь целевых показателей, но создаст предпосылки для последующего, более динамичного развития данного сектора экономики Республики Адыгея.

Финансирование указанных программных мероприятий осуществлялось за счет федеральных и республиканских средств (61,3% и 38,7%, соответственно). В структуре затрат на указанные программные мероприятия по господдержке субъектов МСП в Республике Адыгея в 2016 г. основную долю составляли затраты на создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП (51,3%), большая часть которых направлена на создание и развитие Агробизнес-инкубатора (46,9%, из них 42,6% за счет федеральных средств). Второе место в

Меры государственной поддержки МСП Республгим А дьи'ея

1. Стимулирование и поддержка првдпринима телъскоь активности населения:

1.1 предоставление гратш начинающим предпринимателям для открытия собственного дела

1.2 субсидирование части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам:

1.3 субсидирование части затрат. связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга:

1.4 организация разработки и издания информационных и методических материалов по вопросам МС'П:

1.5 организация подготовки и переподготовки кадров для субъектов МСП и специалистов организаций инфраструктуры поддержки МСП.

2. Создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП:

2.1 со з д ание инфр аструктур ы поддержки и развитие процессов бизнес-инкубирования:

2.2 формирование перечня имущества для предоставления в аренду субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП:

2.3 создание и развитие Агробизнес-инкубатора.

Содействие развитию и стимулы равание инновационного предпринимательства:

3.1 субсидирование части затрат по приобретению оборудования в целях модернизации производства:

3.2 субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга:

3.3 предоставление грантов на реализацию молодежных инновационных идей и проектов.

4, Формирование положительного образа предпринимателя, популяризация роли МСП:

4.1 освещение в СМИ деятельности субъектов МСП в регионе, популяризация молодежного предпринимательства:

4.2 организация и проведение выставок-ярмарок, коллективных стендов МСП на выставках:

4.3 участие в специализированных выставках, конференциях, форумах: компенсация части затрат за участие в них субъектов МСП:

4.4 мониторинг развития МСП:

4.5 проведение конкурса проектов «Начни свой бизнес»

5. Формирование имущества НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея»:

5.1 микроьредитование субъектов МСП: капитализация гарантийного фонда;

5.2 развитие и обеспечение деятельности сайта «Малый бизнес Республики Адыгея»:

5.3 организация семинаров, семинаров. конференций по вопросам развития МСП.

Рис. 2. Меры господдержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные госпрограммой Республики Адыгея «Развитие экономики» на 2014-2018 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

структуре затрат занимало субсидирование части затрат на приобретение субъектами МСП оборудования в целях модернизации производственных фондов (18,6%, из них 12,9% за счет федеральных средств). Также отметим субсидирование в рамках подпрограммы части затрат, связанных с заключением договора лизинга, а также затраты на создание инфраструктуры поддержки процессов бизнес-инкубирования в экономике Республики Адыгея.

Вместе с тем отмечается наличие организационно-методических проблем реализации целевых программ господдержки экономики Республики Адыгея [7]:

- низкий уровень финансирования целевых программ господдержки территориально-отраслевых комплексов региона;

- ограниченное количество и качество индикаторов госпрограмм развития территориально-отраслевых комплексов, сфер региона;

- нечеткое разделение сфер реализации госпрограмм социально-экономического развития региона;

- недостатки в системе отчетности по государственным целевым программам;

- пробелы в нормативно-правовой базе, регламентирующей процесс государственного программирования социально-экономического развития региона;

- дефицит опыта разработки целевых программ господдержки отраслей, сфер региональной экономики.

В настоящее время организацию работы по поддержке субъектов МСП совместно с органами исполнительной власти Республики Адыгея,

муниципалитетов осуществляет АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП).

В Республике Адыгея взаимодействие с Корпорацией МСП осуществляют:

- Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея - в части организации исполнения целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» и дорожной карты Корпорации;

- Министерство сельского хозяйства Республики Адыгея - в части развития сельскохозяйственной кооперации;

- Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям - в части предоставления сведений о перечнях государственного имущества Республики Адыгея;

- Комитет Республики Адыгея по взаимодействию с органами местного самоуправления - в части предоставления сведений о перечнях муниципального имущества;

- МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея», АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» - в части предоставления финансовой, гарантийной и образовательной поддержки субъектов МСП;

- ГБУ РА «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» - в части информационно-маркетинговой поддержки.

Вышеуказанные структуры образуют инфраструктуру господдержки малого и среднего бизнеса Республики Адыгея.

Основные меры господдержки, оказываемые с участием Корпорации МСП и ее дочернего общества АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк»), могут быть условно укрупнены в четыре блока: финансовые, образовательные, информационные, имущественные. Рассмотрим функциональное содержание каждого блока.

Первый блок - оказание финансовой поддержки субъектам МСП, включая гарантийную, кредитную и лизинговую поддержку. Гарантийная поддержка предусматривает предоставление обязательства перед банком-партнером отвечать за исполнение субъектом МСП его обязательств по кредитному договору.

В Республике Адыгея осуществляют деятельность две региональных гарантийных организации:

- микрокредитная компания «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» (максимальный размер поручительства на одного субъекта МСП - 3,6 млн руб.);

- АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» (максимальный размер поручительства на одного субъекта МСП - 9,7 млн руб.).

Предоставление поручительства в большем размере возможно в рамках совместной гарантии МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» и Корпорации МСП или при предоставлении прямых гарантий АО «МСП Банк» (25-100 млн руб.), а также Корпорации МСП (более 100 млн руб.). Поддержка оказывается представителям всех видов предпринимательской деятельности, за исключением игорного бизнеса, производства и реализации подакцизных товаров, добычи и реализации полезных ископаемых, услуг кредитных и страховых организаций, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, участников рынка ценных бумаг, ломбардов [8].

При предоставлении гарантии региональными гарантийными организациями вознаграждение за гарантию составляет 1% годовых от суммы гарантии. При предоставлении гарантии АО «МСП Банк», Корпорации МСП или совместной гарантии с МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» вознаграждение за гарантию составляет 0,75% годовых от суммы гарантии. В настоящее время потенциал региональных гарантийных организаций в полной мере не использован.

Второе направление финансового блока поддержки субъектов МСП -кредитная поддержка. В данном направлении МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» предоставляет микрозаймы в сумме до 3 млн руб. под 10% годовых. Для молодых предпринимателей применяется пониженная ставка - 8% годовых (размер микрозайма составляет до 300 тыс. руб.). Корпорацией МСП реализуются программы стимулирования и субсидирования кредитования. Программа стимулирования предусматривает кредитование субъектов малого предпринимательства в сумме от 3 млн руб. до 1 млрд руб. по процентной ставке 10,6%, а субъектов среднего предпринимательства - по процентной ставке 9,6%. Срок действия данных ставок доходит до 3 лет. Кредитование по программе субсидирования осуществляется в приоритетных отраслях Республики Адыгея.

Программа субсидирования также предусматривает предоставление кредитов по льготной ставке (6,5% в год). Кредитование осуществляется на инвестиционные цели в размере 3-1000 млн руб. на срок до 10 лет, а также на пополнение оборотных средств в размере 3-1000 млн руб. на срок до 3 лет.

Второй блок - оказание образовательной поддержки субъектам МСП. Целевой программой «Поддержка малого и среднего предпринимательства» предусмотрена необходимость реализации мер, направленных на обучение субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом обучением должны быть охвачены сотрудники не менее 5% субъектов МСП при текущем значении показателя 2,1%.

В соответствии с планом-графиком проекта «Система мер по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства на 2018 год», утвержденным Решением проектного комитета Республики Адыгея № 2 от 25.05.2018 г., реализация данного мероприятия предусмотрена в следующем порядке:

- МКК «Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея» проводит обучающие семинары, тренинги (в том числе выездные);

- заместители глав городских округов и муниципальных районов, курирующие вопросы экономики, обеспечивают аудитории слушателей в количестве не менее 5% от числа зарегистрированных на территории муниципального образования субъектов МСП.

Третий блок - оказание образовательной поддержки субъектам МСП. В данном направлении Корпорацией МСП создан специализированный Портал Бизнес-навигатора МСП. В целом следует отметить низкий уровень информационно-маркетинговой поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея.

Основными функциями специализированного Портала Бизнес-навигатора МСП являются: разработка бизнес-плана для 90 видов бизнеса; содействие в поиске банка для получения субъектом МСП кредита под гарантии Корпорации МСП; содействие в подборе помещения для ведения бизнеса на условиях аренды; предоставление коммерческой информации об известных франшизах; информирование о мерах господдержки субъектов МСП; предоставление информации об актуальных конкурсах в системе государственных закупок, системе поиска и проверки потенциальных контрагентов; предоставление аналитических материалов субъектам МСП.

Четвертый блок - оказание имущественной поддержки субъектам МСП, предусматривающей расширение перечня имущества, расположенного на территории Республики Адыгея, свободного от прав третьих лиц, которые могут быть предоставлены субъектам МСП. В данном случае речь идет как о перечне государственного имущества (федерального и регионального), так и перечне муниципального.

Для оказания имущественной поддержки субъектов МСП в Республике Адыгея создана

межведомственная рабочая группа. Совместно с Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям и Комитетом Республики Адыгея по взаимодействию с органами местного самоуправления, а также с учетом рекомендаций Корпорации МСП разработан и направлен заинтересованным органам план-график по выявлению неиспользуемого или неэффективно используемого государственного и муниципального имущества в целях оказания имущественной поддержки субъектам МСП. Реализация данного плана-графика позволит увеличить количество объектов в перечнях государственного и муниципального имущества в установленный срок.

Вместе с тем ключевыми недостатками системы госрегулирования МСП Республики Адыгея остаются [9]:

- ограниченность инструментов госрегулирования субъектов малого и среднего бизнеса региона; господдержка в основном состоит в субсидировании субъектов МСП посредством целевых программ;

- низкий уровень эффективности институтов господдержки МСП в регионе; отсутствие проектов кооперации и интеграции, взаимодействия субъектов МСП с системообразующими предприятиями региона;

- отсутствие практики государственного участия в совместных проектах на основе механизмов государственно-частного партнерства.

В качестве приоритетных задач администрации бюджетно-дефицит-ного региона по развитию МСП следует рассматривать:

- формирование региональных фондов господдержки малого и среднего бизнеса, включая специальные фонды кредитования (микрокредитования), поручительства и венчурного финансирования;

- сокращение административных барьеров для малого и среднего бизнеса в регионе (в т.ч. сокращение сроков регистрации субъектов малого бизнеса, выдачи разрешений на строительство, постановки на кадастровый учет и др.);

- совершенствование региональной нормативно-правовой базы регулирования МСП; развитие региональных институтов госрегулирования малого и среднего бизнеса, стимулирования инновационного предпринимательства в регионе;

- актуализация приоритетных направлений и мер стимулирования развития МСП;

- организация на уровне городских округов и муниципальных районов эффективной работы по информированию субъектов МСП о мерах господдержки (в т.ч. кредитной, гарантийной, лизинговой), о продуктах Корпорации МСП; активизация проведения мероприятий по обучению субъектов малого бизнеса в регионе;

- активизация сотрудничества органов исполнительной власти региона с АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк» по вопросам предоставления кредитной, гарантийной поддержки субъектам МСП; расширение перечня объектов государственного имущества для предоставления субъектам МСП региона;

- усиление организационно-методической помощи субъектам МСП со стороны органов исполнительной власти региона, муниципалитетов в вопросах формирования документов по инвестиционным проектам, их предоставления в АО «Корпорация «МСП».

Особо отметим необходимость усиления господдержки в форме предоставления государственных гарантий субъектам МСП при привлечении финансовых средств, что более эффективно в сравнении с прямым финансированием инвестиционных проектов [10, 11]. Вместе с тем эффективное использование данного инструмента госрегулирования требует диверсификации структуры экономики региона.

В соответствии с приоритетами Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 г. ключевым направлением совершенствования госрегулирования МСП выступает формирование благоприятных институционально-хозяйственных условий функционирования субъектов МСП, а также

разработка и применение инновационных инструментов господдержки данного сектора экономики. В качестве перспективных институциональных инструментов развития МСП проблемного региона могут выступать целевые среднесрочные программы развития МСП региона и муниципальных образований, субрегиональные кластеры малого и среднего бизнеса, специальная комиссия с функцией согласования стратегических приоритетов социально-экономического развития

взаимодействующих муниципальных образований, венчурный фонд инновационного развития МСП. Реализация кластерной модели будет способствовать повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в регионе, росту его вклада в опережающее социально-экономическое развитие региона. Вместе с тем в условиях снижения бюджетной обеспеченности проблемных регионов значительным потенциалом развития сферы МСП обладают проекты государственно-частного партнерства.

Примечания:

1. Коваленко М.Г., Кузина Н.А. Структурные особенности и долговременные тенденции развития экономики региона как основа внутрирегиональных различий // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2012. Вып. 4 (111). С. 68-72.

2. Кушу Р.Т. Внутрирегиональная социально-экономическая дифференциация и роль малого бизнеса в ее преодолении // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2011. Вып. 1. С. 101-105.

3. Белокрылова О.С., Чернышова А.Н., Чернышов Д.В. Институционально-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предпринимательства. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 320 с.

4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 45.

5. Тамов А.А., Аванесова Р.Р. Продовольственный рынок региона как объект стратегического управления // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2010. Вып. 3. С. 66-72.

6. План-график реализации мероприятий («дорожной карты») по развитию МСП к Соглашению о взаимодействии между Кабинетом Министров Республики Адыгея и АО «Корпорация «МСП» от 30.06.2016 № С-203 // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

7. Мокрушин А.А. Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2017. Вып. 3 (205). С. 43-53.

8. Независимые гарантии корпорации МСП: официальный сайт. URL: https://corpmsp.ru/finansovaya-podderzhka/garantiynaya-podderzhka-sub-ektov-msp-ngs/nezavisimye-garantii-korporatsii-msp.

9. Мокрушин А.А. Инструменты государственного регулирования малого предпринимательства в проблемном регионе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2016. Вып. 4 (190). С. 205-216.

10. Тамов А.А., Апишев А.А. Методологические аспекты обоснования стратегических приоритетов развития АПК проблемного региона в посткризисных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5, Экономика. 2012. Вып. 1. С. 130-134.

11. Сангинова Л.Д. Совершенствование государственной гарантийной поддержки инвестиционных проектов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6, № 2-1 (22). С. 36-42.

References:

1. Kovalenko M.G., Kuzina N.A. Structural features and long-term trends in the development of the region's economy as the basis for intraregional differences

// Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2012. Issue. 4 (111). Pp. 68-72.

2. Kushu R.T. Intra-regional socio-economic differentiation and the role of small business in overcoming it // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2011. Issue. 1, Pp. 101-105.

3. Belokrylova O.S., Chernyshova A.N., Chernyshov D.V. The institutional and economic mechanism for ensuring the competitiveness of entrepreneurship. Rostov-on-Don: Publishing house of SFU, 2008. 320 pp.

4. Lapusta M.G., Starostin Yu.L. Small business. M.: INFRA-M, 2002. P. 45.

5. Tamov A.A., Avanesova R.R. The regional food market as an object of strategic management // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2010. Issue. 3, Pp. 66-72.

6. Schedule for the implementation of measures ("roadmap") for the development of SMEs to the Agreement on interaction between the Cabinet of Ministers of the Republic of Adygea and JSC "SME Corporation" dated June 30, 2016 No. S-203 // ATP Consultant Plus. M., 2016.

7. Mokrushin A.A. Program-targeted tools of state regulation of the agro-industrial complex of the problem region // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2017. Issue. 3 (205). Pp. 43-53.

8. IndependentguaranteesofacorporationSME:officialsiteURL:https://corpmsp. ru/finansovaya-podderzhka/garantiynaya-podderzhka-subektov-msp-ngs/ nezavisimye-garantii-korporatsii-msp.

9. Mokrushin A.A. Tools of state regulation of small business in a problem region // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2016. Issue. 4 (190). Pp. 205-216.

10. Tamov A.A., Apishev A.A. Methodological aspects of the justification of strategic priorities for the development of the agro-industrial complex in a problem region in post-crisis conditions // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 5, Economics. 2012. Issue. 1, Pp. 130-134.

11. Sanginova L.D. Improving the state guarantee support of investment projects // MID (Modernization. Innovation. Development). 2015. Vol. 6, No. 2-1 (22). Pp. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.