Основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: организационный и финансовый аспекты
Саврадым Виктория Михайловна,
канд. экон. наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова - Севастопольский филиал E-mail: [email protected]
Шулекина Елена Николаевна,
старший преподаватель, Новосибирский государственный технический университет; генеральный директор ООО Финансово-консалтинговая компания «Профессиональный стандарт» E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные организационные и финансовые аспекты поддержки малого и среднего предпринимательства в последние годы как с условиях пандемии, так и в условиях санкций в России. Особое внимание уделяется Национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»: представлены целевые показатели, объем и источники финансирования в целом по проекту, так и в разрезе Федеральных проектов.
Проведен анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в России и по Федеральным округам, а также выделены «центры притяжения» субъектов малого и среднего предпринимательства на территории России. Дана характеристика малого и среднего бизнеса в условиях санкций, а также представлены меры государственного поддержки в 2022 году.
Ключевые слова: поддержка малого и среднего предпринимательства, национальный проект, финансирование.
в
В условиях глобальной турбулентности, изменения хозяйственных связей как внутри страны, так и с зарубежными партнерами, необходимостью изменения бизнес-процессов малый и средний бизнес оказывается более гибким и мобильным по сравнению с крупными игроками. Кроме того, малые и средние предприятия позволяют сократить, с одной стороны, нагрузку на бюджет (обеспечивая занятость населения и снижая необходимость выплаты пособий по безработице), а с другой, участвуют в формировании бюджетов различных уровней. Только при активном развитии СМСП будет формироваться здоровая конкурентная борьба на рынке.
При этом малый бизнес более зависим от изменения платёжеспособного спроса населения, доступности финансовых ресурсов, более уязвим в случае перебоев с поставками сырья, материалов и готовой продукции, что приводит к его закрытию и уходу с рынка. Кроме того, малый бизнес может быть органичен в направлении средств на НИОКР и т.д. Как результат возрастает актуальность поддержки СМСП на уровне страны и регионов.
Организационные аспекты поддержки СМСП в Российской Федерации исторически связаны с реализацией ряда направлений:
1) доступное финансирование для различных субъектов хозяйствования;
2) система государственных гарантий;
3) оказание различных видов поддержки по вопросам операционной деятельности (информационной, маркетинговой, правовой, имущественной и иной помощи);
4) повышение квалификации сотрудников и самих предпринимателей, переподготовка кадров, в том числе по наиболее значимым и перспективным в будущем направлениям.
Президент России В.В. Путин еще в майских указах 2012 г. определил одной из основных задач попадание в рейтинг Всемирного банка Doing Business на месте не ниже двадцатого. Оперативно задачу решить не удалось, но страна в рейтинге со 123 места в 2011 г. поднялась на 28-е. На сегодняшний день продолжается планомерное развитие МСП в стране.
В рамках действующего национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» к концу 2024 г. определены следующие показатели, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Доля СМСП в ВВП и объеме несырьевого экспорта в России до 2024 г. (целевые показатели),%
Одним из важнейших целевых показателей Проекта является численность занятых в сфере МСП, включая ИП. За шесть лет реализации проекта численность СМСП должна расти в среднем на 1,08 млн чел. и к 2024 г. должна составить 25 млн чел.
Сегодня доля занятых в СМСП в общей численности занятого населения РФ составляет около 27% (данный уровень наблюдается последние несколько лет), вклад в ВВП - около 20%. Ориентируясь на международную практику можно говорить, что показатели остаются достаточно не высокими против 60% общей занятости и до 40% ВВП в ряде развитых стран.
Совокупные расходы на национальный проект Рф, связанный с поддержкой СМСП, до 31.12.2024 г. составят 481,8 млрд руб. Следует отметить, что по отношению к объему финансирования, выделенного на все национальные проекты Российской Федерации, на данный проект приходятся только 1,78%, что может говорить о достаточно невысоком приоритете проекта.
Распределение финансирования по годам представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение объемом финансового обеспечения Национального проекта с 2019-2024 г. по годам (млрд руб.,%)
Основной объем финансирования в объеме 22% приходится на 2023 г., минимальный в объеме 11% на 2021 г.
В целом распределение финансового обеспечения Национального проекта происходит более равномерно.
На долю федерального бюджета приходится 87% (416,2 млрд руб.) от всего объема финансирования по проекту. Структура затрат по уровням бюджета РФ и внебюджетных источников представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Состав и структура затрат на финансирование национального проекта по источникам средств (млрд руб.,%)
Финансовое обеспечение реализации национального проекта связано с реализацией ряда федеральных проектов (рисунок 4). На финансирование Федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» заложено 54% от всего объема выделяемых средств.
Реализация Национального проекта дает свои результаты. Так в 2021 г. на 530 млрд руб. была оказана поддержка малым и средним предприятиям.
Активно создаются и развивается инфраструктура поддержки бизнеса как в офлайн, так и онлайн форматах. Базовой площадкой стали центры «Мой бизнес» (84 региональных и более 200 муниципальных отделений). Для представителей малого и среднего бизнеса организуются различные встречи и семинары, организуются нетворкинг, проводятся консультации по различным вопросам. Как руководители предприятий, так и их сотрудники могут пройти повышение квалификации или обучение.
За одиннадцать месяцев 2021 г. по программе субсидирования затрат МСП кредитные организации запросили 59,2 млн руб. субсидии. За 9 месяцев 2021 г. микрофинансовые организации выдали более 16 тысяч микрозаймов на сумму, пре-
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
вышающую 28 млрд руб. На основе практически 7,5 тысяч поручительств и гарантий предпринима-
тели смогли получить более 157 млрд руб. кредитов [5].
Рис. 4. Объем финансирования Федеральных проектов в рамках Национального проекта млн руб.
Следует отметить, что Правительством РФ была поставлена цель способствовать привлечению субъектами МСП 47,6 млрд руб. посредством выпуска облигаций до 2024 г. [1, с. 90]. В результате реализации мероприятий по данному направлению поддержку получили 26 организаций.
До 2022 года в России активно реализовы-валось льготное кредитование по «Программе № 1764». Как результат, было заключено практически 16 тысяч договоров на сумму 856,1 млрд руб.
Приоритетными отраслями, на которые программа ориентирована, стали сельское хозяйство, туристская деятельность, строительство, водоснабжение, образование, здравоохранение, обрабатывающая промышленность и другие. Согласно первоначальным условиям, малые и средние компании могли привлечь субсидированный государством заем на несколько целей. Сумму от 1 млрд руб. на 10 лет можно получить на реализацию инвестиционных целей. Основное же направление привлечения средств связано с пополнением оборотных средств (более 80% от всей суммы займов): здесь сумма меняется от 3 млн руб. до 100 млн руб. Срок, на который можно привлечь средства: до трех лет.
В марте 2022 г. года было внесено ряд изменений в данную программу для ее адаптации к текущим экономическим условиям. 28 февраля 2022 г. ЦБ РФ повысил ключевую ставку до 20% годовых. 03 марта регулятор посчитал, что в текущей ситуации целесообразно «отвязать» ставки по кредитам для МСП от ключевой ставки и установить их фиксированные значения. Так, для поддержки предпринимателей в условиях беспрецедентного санкционного давления была обеспечена доступность льготных кредитов для МСП. Е Для снижения стоимости кредитов для МСП ^ правительству РФ было предложено зафиксиро-^ вать ставку по новым кредитам. Было принято ре-= шение, что для микро- и малых предприятий про->5 цент по кредиту будет составлять 15% и 13,5% для
средних предприятий. В тоже время, для поддержки банковского сектора было решено увеличить объем субсидирования до 9,5% на 6,5 процентных пункта [3].
Уже в апреле 2022 г. в Минэкономразвития заявили о росте темпов льготного кредитования МСП по обновленным условиям программы «1764». С 25 марта 2022 г. заключено 240 соглашений на 4,6 млрд руб., выдано 2,5 млрд руб. [3]
Количество зарегистрированных самозанятых превысило 3,7 млн человек, что связано с упрощенными правилами регистрации самозанятых, налоговыми льготами и преференциями, упрощенной процедурой сдачи налоговой отчетности.
Среди фермеров в 2021 году был востребован гранд на вхождение и организацию деятельности в агропромышленном комплексе «Агростартап». Средства гранда предоставляются на покупку земельного участка, строительство и модернизацию основных средств (связанных с производством и переработкой продукции), специализированного транспорта и оборудования. В рамках гранда можно приобрести животных и материал для посадки. В 2021 г. по данному направлению было предусмотрено 3,6 млрд руб. федеральных средств для 1500 хозяйств [5].
Цифровизация активно влияет на изменение способов взаимодействия бизнеса и власти. В рамках национального проекта создана цифровая платформа «МСП.РФ», где можно получить информацию о мерах поддержки, оформить кредит и т.д. На платформе представлены меры поддержки 14 регионов, планируется интеграция по ещё 18 регионам. При этом до конца 2022 года должны подключиться все 85 субъектов Федерации.
На платформе уже зарегистрировано более 115 тысяч уникальных пользователей, представлены 18 онлайн-сервисов и более 130 региональных мер поддержки бизнеса. Более 52% зарегистрированных пользователей имеют привязанную к сайту «Госуслуги» информацию о своём бизне-
се, что позволяет платформе предлагать предпринимателям подходящие сервисы в зависимости от региона и сферы деятельности предприятия. Более трети предпринимателей на «МСП.РФ» -это люди до 35 лет.
Минэкономразвития и Корпорация МСП на основе анализа обращений предпринимателей за поддержкой определили наиболее востребованные региональные меры. Ими стали консультации по созданию и ведению своего дела, размещение и продвижение на маркетплейсах, финансовое моделирование и создание бизнес-планов, маркетинг и содействие участию в закупках, включение в реестр социальных предпринимателей, гранты для них и молодых представителей бизнеса.
В современных условиях активно обсуждаются вопросы технологического присоединения МСП
к сетям ресурсоснабжающих организаций: происходят изменения регулирования присоединения субъектов МСП к электросетям. Так, льготные условия будут предоставлены МСП при подключении мощности до 150 к^Вт. Эти нововведения позволят снять с уже подключённых потребителей часть бремени оплачивать затраты сетевых организаций, связанные с присоединением новых абонентов.
Несмотря на все проводимые мероприятия, можно выделить ряд существенных проблем, связанных с развитием СМСП в России.
Так, по регионам наблюдается существенная дифференциация по количеству СМСП. Кроме того, в каждом из федеральных округов существует свой «центр притяжения» (рисунок 5).
Рис. 5. Распределение субъектов МСП по федеральным округам в России в 2021-2022 гг., ед.
На Москву в Центральном федеральном округе, на Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе приходится более 50% СМСП. Более 45% всех СМСП, зарегистрированных в Уральском федеральном округе, приходится на Свердловскую область.
Относительно равномерно распределены СМПС в Приволжском федеральном округе: на 10.05.2022 г. в 4 из 14 субъектов РФ число зарегистрированных превышает 100 тыс. предприятий, а еще в 4 субъектах РФ колеблется от 50 тыс. до 100 тыс. предприятий.
В последнее время на рынки, где исторически доминировали СМСП (розничная торговля и др.) все чаще появляются крупные компании, в том числе и в лице государственных корпораций. Значительное влияние на формирование условий и объемов деятельности СМСП оказывает цифро-визация и распространение цифровых платформ. Так уже за 2020-2021 гг. количество сотрудников малых предприятий упало на 800 тыс. чел., что связано с демографическим спадом, сокращением объемов малого и среднего бизнеса в результате пандемии и тем, что многие индивидуальные
предприниматели перешли на налоговый режим на самозанятых.
Доля занятых в СМСП в России остается на уровне 27%. При этом между регионами также наблюдается значительная дифференциация. Лидерами рейтинга являются Санкт-Петербург, Новосибирская, Калининградская, Нижегородская области и Москва, где уровень показателя превышает 30%.
Аутсайдерами в вопросах вовлеченности жителей в МСП являются два федеральных округа: Дальневосточный и Северо-Кавказский. В национальных республиках (Чечня, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан, Тува и Калмыкия) доля занятых в СМСП составляет менее 5% [6].
На вовлеченность населения в деятельность СМСП влияют ряд факторов:
1) наличие крупного бизнеса и госкорпораций в регионе, с одной стороны, оказывает синергиче-ский эффект на развитие МСП, обеспечивая его загрузку. Но с другой стороны, высокий уровень заработной платы зарплаты работников добывающего сектора повышают привлекательность круп-
сз о со от гп Р от
от А ш
ного бизнеса и негативно сказываются на желании жителей развивать собственный малый бизнес [2];
2) в ряде регионов с низким уровнем промышленного производства МСП является практически единственным источником доходов для местного населения;
3) на рынке МСП присутствует значительный теневой сектор, семейственность и неформальные отношения среди участников;
4) для крупного бизнеса можно выделить существенные риски, в том числе и налоговые, которые несет в себе сотрудничество с СМСП.
Отрицательное влияние на развитие СМПС оказали и внешние факторы: в 2019-2020 гг. ограничения, связанные с пандемией, а в 2022 г. -санкционная политика в отношении России со стороны ряда стран.
При этом, если в 2020-2021 гг. наблюдалось сокращение объемов деятельности СМСП, в экономике формировались негативные ожидания, то в 2022 г. на фоне уходе ряда зарубежных компаний с рынка после стабилизации курса рубля, в целом предприниматели говорят о новых потенциальных возможностях для развития бизнеса. При этом 80% СМСП не планируют приостанавливать свою рабочую деятельность. 70% предпринимателей говорят о снижении спроса, а 15% наоборот о его росте. Так в мае предприниматели отмечают прирост выручки в сфере строительства, в отрасли ИТ и в сфере розничной торговли и товаров массового спроса. Прирост выручки отметили предприниматели в сфере медицины и красоты.
С падением выручки столкнулись предприниматели в области консалтинговых и финансовых услуг, а также туристические компании.
Основные проблемы, с которыми столкнулись СМСП в 2022 году связаны с нарушением логистики, увеличением сроков поставок, с расторжением договоров с зарубежными партнерами, а также ростом расходов на аренду и жилье.
В 2022 году на фоне санкций государство реализует ряд мер поддержки СМСП, а именно:
1) кредитные каникулы или реструктуризация: до 30.09.2022 г. СМСП могут попросить об отсрочке платежей по всем кредитам и займам, если они оформлены до 01.03.2022 г.;
2) кредиты по льготным ставкам: для малых и микропредприятий - до 15% годовых, для средних предприятий - до 13,5%;
3) льготный лизинг и факторинг: с мая 2022 г. льготные ставки не выше 15% для малых предприятий и 13,5% для средних;
4) мораторий на банкротство: правительство запретило кредиторам требовать банкротства
_ должника в период с 01.04.2022 по 01.10.2022 г.; = 5) поручительство Корпорации МСП или реги-е ональных гарантийных организаций (РГО) по кре-~ дитам МСП;
еЗ 6) гранты на создание и развитие бизнеса Л для предпринимателей до 25 лет (от 100000 руб.
до 500000 руб.) на развитие своего дела; средства нельзя потратить средства на покупку недвижимости и транспорта;
Ряд мер были разработаны для наиболее значимых отраслей и предприятий (сельское хозяйство, IT-сфера и др.).
Дополнительно реализуются еще ряд мер. Так, Наблюдательный совет Фонда развития промышленности принял решение об унификации и смягчении условий программ для МСП. Повышен с 500 млн руб. до 1 млрд руб. верхний порог предоставляемых займов. Требования к софинансиро-ванию по программе «Проекты развития» снижены с 50 до 20%. Далее смягчение распространится и на региональные фонды развития промышленности.
Таком образом, несмотря на существующие трудности и ограничения, малый и средний бизнес обладает значительным потенциалом обеспечения экономической безопасности как на мезоу-ровне,так и на макроуровне.
Литература
1. Брызгалова, М.А. Эмиссия облигаций как источник финансирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства / М.А. Брызгалова, Д.В. Виншу, ЕН. Шу-лекина // Финансовые рынки и банки. - 2021. -№ 12. - С. 86-91.
2. Виленский, А. В. К вопросу о влиянии малого и среднего предпринимательства на развитие российских регионов: реалии и возможности / А.В. Виленский // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2021. - № 4. -С.24-38.
3. Дело в ставке: как изменилась программа льготного кредитования МСП «1764» - URL: https://национальныепроекты.рф/news/delo-v-stavke-kak-izmenilas-programma-lgotnogo-kreditovaniya-msp-1764 (дата обращения: 13.07.2022).
4. На какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес в период санкций? - URL: https://fincult.info/article/na-kakuyu-podderzhku-mozhet-rasschityvat-malyy-i-sredniy-biznes-v-period-sanktsiy/ (дата обращения: 13.07.2022).
5. Подвели итоги нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» в 2021 году - URL: https://lenta.ru/news/2021/12/29/mspitog/ (дата обращения: 13.07.2022).
6. Численность занятых в малом бизнесе снизилась в большинстве регионов - URL: https://ri-arating.ru/regions/20210412/630198888.html (дата обращения: 13.07.2022).
7. Шелудько Е.Б., Романец И.И. Организационные аспекты поддержки предпринимательства в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/184054.htm (дата обращения: 13.07.2022).
MAIN AREAS OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION: ORGANIZATIONAL AND FINANCIAL ASPECTS
Savradym V.M., Shulekina E.N.
Plekhanov Russian University of Economics - Sevastopol Branch; Novosibirsk State Technical University
The article discusses the main organizational and financial aspects of supporting small and medium-sized businesses in recent years, both in the context of a pandemic and in the context of sanctions in Russia. Particular attention is paid to the National Project «Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives»: the targets, volume and sources of funding for the project as a whole and in the context of Federal projects are presented. The analysis of the current state of small and medium-sized businesses in Russia and the Federal Districts was carried out, and the «centers of attraction» of small and medium-sized businesses in Russia were identified. The characteristics of small and medium-sized businesses in the context of sanctions are given, as well as state support measures in 2022 are presented.
Keywords: support for small and medium business, national project, financing.
References
1. Bryzgalova, M.A. Issue of bonds as a source of financing for the activities of small and medium-sized businesses / M.A. Bryzgalova, D.V. Vinshu, EN. Shulekina // Financial markets and banks. - 2021. - № . 12. - P. 86-91.
2. Vilensky, A.V. On the issue of the impact of small and medium-sized businesses on the development of Russian regions: realities and opportunities / A.V. Vilensky // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. - 2021. -№ 4. - P. 24-38.
3. It's about the rate: how the 1764 concessional lending program for SMEs has changed - URL: https://nationalprojects. rf/news/delo-v-stavke-kak-izmenilas-programma-lgotnogo-kreditovaniya-msp-1764 (date of access: 13.07.2022).
4. What kind of support can small and medium businesses count on during the sanctions period? - URL: https://fincult.info/article/ na-kakuyu-podderzhku-mozhet-rasschityvat-malyy-i-sredniy-biznes-v-period-sanktsiy/ (date of access: 13.07.2022).
5. Summed up the results of the national project «Small and Medium Enterprises» in 2021 - URL: https://lenta.ru/news/2021/12/29/ mspitog/ (date of access: 13.07.2022).
6. The number of people employed in small businesses has decreased in most regions - URL: https://riarating.ru/re-gions/20210412/630198888.html (date of access: 13.07.2022).
7. Sheludko E.B., Romanets I.I. Organizational aspects of entre-preneurship support in the Russian Federation // Scientific and methodological electronic journal «Concept». - 2018. - № 10. -URL: http://e-koncept.ru/2018/184054.htm (date of access: 13.07.2022).