АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 338.28
JEL E69
Глухов Константин Вячеславович
ведущий советник, Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России, г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3305-1643 e-mail: [email protected]
Чебашев Илья Андреевич
студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2094-4274 e-mail: [email protected]
Михалевский Алексей Вадимович
студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет)», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6025-3750 e-mail: [email protected]
Konstantin V. Glukhov
Leading Advisor, Department of Investment Policy and Entrepreneurship Development of the Ministry of Economic Development of Russia, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-3305-1643 e-mail: [email protected]. ru
Ilya A. Chebashev
Student, Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2094-4274 e-mail: [email protected]
Alexey V. Mikhalevsky
Student, Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-6025-3750 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2021-6-5-13
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕКТОРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Аннотация. Представлен совокупный анализ юридических и экономических мер, направленных на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в период пандемии COVID-19, а также детально исследованы соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные аспекты кредитной антикризисной поддержки. Представлены выводы о состоянии сектора малого и среднего предпринимательства на основании статистических данных в кризисный период и выделены конкретные негативные тенденции, связанные с влиянием пандемии. Сделан акцент на подробном исследовании зарубежного опыта в области антикризисных мер поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. В рамках статьи были использованы такие научные методы исследования, как анализ и обобщение. Отмечена, с одной стороны, высокая эффективность программ антикризисной поддержки, с другой, ее проблемы, в том числе ограниченность и недостаточное бюджетное финансирование. Ключевые слова: меры государственной поддержки, антикризисные меры, малое и среднее предпринимательство, кредитные организации, льготное кредитование, правительство Российской Федерации, пандемия COVID-19, зарубежный опыт
Для цитирования: Глухов К.В., Чебашев И.А., Михалевский А.В. Анализ эффективности мер государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства в России в период пандемии//Вестник университета. 2021. № 6. С. 5-13.
EFFICIENCY ANALYSIS OF STATE SUPPORT MEASURES FOR THE SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS SECTOR IN RUSSIA DURING THE PANDEMIC
Abstract. A comprehensive analysis of legal and economic measures aimed at state support for small and medium-sized businesses during the COVID-19 pandemic is presented, as well as the relevant regulatory legal acts regulating certain aspects of credit anti-crisis support are studied in detail. Conclusions are presented on the state of the small and medium-sized business sector based on statistical data during the crisis period, and specific negative trends associated with the impact of the pandemic are highlighted. The emphasis is made on a detailed study of foreign experience in the field of anti-crisis measures to support small and medium-sized businesses. Within the framework of the article, such scientific research methods as analysis and generalization were used. It was noted, on the one hand, the high efficiency of anti-crisis support programs, on the other, its problems, including limited and insufficient budgetfunding. Keywords: government support measures, anti-crisis measures, small and medium-sized businesses, credit institutions, preferential lending, Government of the Russian Federation, COVID-19 pandemic, foreign experience
For citation: Glukhov K.V., Chebashev I.A., Mikhalevsky A.V. (2021) Efficiency analysis of state support measures for the small and medium-sized business sector in Russia during the pandemic. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 5-13. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-6-5-13
© Глухов К.В., Чебашев И.А., Михалевский А.В., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Glukhov K.V., Chebashev I.A., Mikhalevsky A.V., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Введение
На сегодняшний день последствия пандемии новой коронавирусной инфекции SARS-nCoV-2 оказывают значительное негативное воздействие на экономику Российской Федерации (далее - РФ). Важно подчеркнуть, что пандемия существенно отличается масштабностью, высоким риском неопределенности и продолжительностью распространения. Наиболее тяжелые последствия пандемии ощутили на себе основные субъекты экономической среды, вносящие существенный вклад в национальную экономику - предприятия малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Необходимо отметить, что субъекты МСП при возникновении тех или иных кризисных явлений являются наиболее уязвимыми по сравнению с крупным бизнесом, потому что они не обладают необходимым объемом финансовых и управленческих ресурсов, имеют низкую конкурентоспособность на начальном этапе жизненного цикла. По этой причине государственная поддержка субъектов МСП - необходимый элемент реагирования со стороны государства на сложившуюся негативную экономическую ситуацию.
Малый и средний бизнес выделяют как особый сектор коммерческих организаций в экономике, значимость которого определяется существенным влиянием на уровень занятости и доходов населения. Во многих странах мира развитый сектор МСП является основой создания новых высокопроизводительных предприятий, внедряющих значительное количество инноваций.
В российском законодательстве выделяют категории микропредприятий, малых и средних предприятий, определяемые в соответствии с численностью работников и величиной годового дохода. Микропредприятия - предприятия численностью до 15 чел. и доходом до 120 млн руб.; малые предприятия - до 100 чел. и до 800 млн руб. дохода; средние предприятия - до 250 чел. и до 2 млрд руб. дохода. Для проведения международного сопоставления в странах Организации экономического сотрудничества и развития к малым и средним предприятиям относят организации с численностью сотрудников до 250 чел. и разделяют на четыре категории без ограничений по суммам доходов. На эти предприятия приходится 48 % валового внутреннего продукта в Корее, 51 % в Великобритании, 53 % в Германии, 60 % в Финляндии, что по своей структуре значительно превышает аналогичные показатели в России [9]. Поддержка МСП является важным направлением государственной экономической политики в большинстве стран мира.
Негативные последствия пандемии поспособствовали обвалу цен на нефть на мировом рынке, в свою очередь, вызвав девальвацию рубля. Из-за введенных ограничений, направленных на снижение заболеваемости коронавирусной инфекцией, произошло снижение спроса и деловой активности. В период пандемии наблюдались следующие тенденции.
1. В апреле 2020 г. произошло существенное снижение индекса активности PMI малого и среднего бизнеса до рекордно низкого значения - 38,5 пунктов. Однако с 2021 г. возникла тенденция роста деловой активности МСП: в январе 2021 г. индекс активности малого и среднего бизнеса увеличился до 49,3 пункта, а в феврале данный показатель сравнялся с допандемийным значением и составил 51,6 пункта. Массовая вакцинация населения, а также ослабление и снятие коронавирусных ограничений в дальнейшем будут способствовать восстановлению деловой активности [10].
2. По итогам ноября 2020 г. - января 2021 г., численность безработных составила 4,46 млн чел. (увеличение показателя на 1,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
3. Слабый спрос, вызванный снижением потока клиентов из-за коронавирусных ограничений, выступает в качестве одной из основных проблем субъектов МСП в начале 2021 г.
Практика показывает, что уязвимость рассматриваемого сектора экономики заключается не только в отсутствии необходимого объема финансовых и управленческих ресурсов, но и в низкой доли прямого использования в производственном процессе различных инновационных технологий (большое количество компаний характеризуются отсутствием высокого инновационного потенциала). Месяцы пандемии продемонстрировали, что компании, осуществлявшие активное внедрение передовых цифровых технологий и решений, менее чувствительно ощутили на себе кризисные явления, вызванные пандемией [8].
В РФ поддержка субъектов МСП и пострадавших отраслей экономики оказана через предоставление отсрочек по налогам, взносам на социальное страхование, аренды государственного и муниципального имущества, субсидий субъектам МСП в наиболее пострадавших отраслях, льготного кредитования.
Последствием кризисных явлений может стать риск массовой ликвидации субъектов МСП по причине невозможности исполнения финансовых обязательств или резкого падения рентабельности деятельности.
В качестве долгосрочных направлений развития МСП выделить снятие ряда административных регулирующих барьеров в деятельности МСП, укрепление институтов защиты прав собственности, совершенствование налогового законодательства, упрощение доступа к кредитным финансовым ресурсам, поддержку экспортных операций, создание и развитие инновационной среды и другие [17].
Стоит отметить, что нынешний кризис носит не качественный системный характер, а вызван временными форс-мажорными обстоятельствами. Основными негативными событиями, нанесшими ущерб деятельности МСП, стали приостановка или ограничение деятельности отдельных отраслей экономики, введение режима нерабочих дней, необходимость осуществления дополнительных расходов и общее снижение спроса, в особенности на отдельные виды товаров и услуг. При этом снижение экономической активности имеет мультипликативный эффект, вызывая падение реальных доходов населения и снижение платежеспособного спроса [11].
Важность поддержки и увеличения сектора МСП закреплена в указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года», предполагающим увеличение численности занятых в сфере МСП до 25 млн чел. при значении данного показателя в 2018 г. 19,2 млн чел. [1]. В паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» установлено целью увеличение доли МСП в валовом внутреннем продукте с 22,3 % в 2018 г. до 32,5 % в 2024 г. и доли несырьевого экспорта с 8,6 % до 10 %.
Меры государственной антикризисной поддержки субъектов МСП в Российской Федерации
Для наиболее детального анализа необходимо рассмотреть меры, предложенные Правительством РФ для поддержки сектора МСП в условиях осложнения эпидемиологической обстановки. С 2019 г. льготные кредиты субъектам МСП предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. № 1764 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 гг. субъектам МСП, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход», по льготной ставке» (Программа льготного кредитования субъектов МСП, далее - Правила 1764) [2]. Следует отметить, что эта программа применялась как общая мера поддержки МСП до введения карантинных ограничений и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 372 также стала существенным инструментом антикризисной поддержки [3]. Выделим основные аспекты данного нормативно-правового акта.
Таблица 1
Характеристика льготных кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства
Цель кредитования Размер кредита Срок кредита Ставка Критерии
Инвестиционные цели От 500 тыс. руб. до 2 млрд руб. До 5 лет Не должна превышать значение ключевой ставки Центрального Банка РФ (на дату заключения кредитного договора (соглашения)) более чем на 2,75 % годовых Заемщик должен вести свою деятельность непосредственно в одной (нескольких) отраслях в соответствии с приложением № 1 Правил 1764; кредит на приобретение и (или) создание основных средств
Окончание табл. 1
Цель кредитования Размер кредита Срок кредита Ставка Критерии
Пополнение оборотных средств От 500 тыс. руб. до 500 млн руб. До 1 года Не должна превышать значение ключевой ставки Центрального Банка РФ (на дату заключения кредитного договора (соглашения)) более чем на 2,75 % годовых Заемщик должен осуществлять свою деятельность непосредственно в одной (нескольких) отраслях в соответствии с приложением № 1 Правил 1764
Развитие предпринимательской деятельности До 10 млн руб. До 5 лет Не должна превышать 9,95 % годовых -
Ре финансирование - На срок не более срока ранее полученного кредита Не должна превышать значение ключевой ставки Центрального Банка РФ (на дату заключения кредитного договора (соглашения)) более чем на 2,75 % годовых -
Источник: [2]
Министерством экономического развития РФ с целью прямого участия в реализации Правил 1 764 было отобрано более 100 кредитных организаций, имеющих опыт кредитования малого и среднего бизнеса. В этот перечень входят как крупные отечественные банки с расширенной филиальной сетью, так и некрупные региональные банки, имеющие опыт кредитования субъектов МСП. В соответствии с Правилами 1 764 заемщик имеет право обратиться с целью получения льготного кредита в любой из уполномоченных банков.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 372 проведена оптимизация параметров Правил 1 764, а именно:
- упрощены существующие требования к заемщику (исключено требование об отсутствии задолженности по налогам, сборам, заработной плате, а также об отсутствии просроченных платежей по кредитным договорам на срок свыше 30 календарных дней);
- отменены ограничения по максимальному суммарному объему кредитных соглашений на рефинансирование;
- внедрена возможность рефинансирования кредитных соглашений на оборотные цели.
С начала года, в рамках реализации Программы льготного кредитования субъектов МСП, заключено более 7 тыс. кредитных договоров на общую сумму свыше 425 млрд руб. при плановом объеме выдачи в 2021 г. 700 млрд руб.
С целью усиления адресности поддержки субъектов МСП были внесены изменения в Правила 1 764, устанавливающие для банков предельную долю кредитов на пополнение оборотных средств не менее 50 % и, соответственно, долю кредитов на инвестиционные цели менее 50 %, вводящие единые темпы предоставления кредитов в течение года и устанавливающие дифференцированные шкалы ставки субсидирования в зависимости от отрасли, категории заемщика и размера кредита. Ставка субсидирования в размере 1 % устанавливается для кредитов в сфере строительства и аренды недвижимости, а также для кредитов субъектам МСП, относящимся к категории «микропредприятие» в размере более 200 млн руб. и относящимся к категории «малое предприятие» в размере более 500 млн руб.
В качестве меры антикризисной поддержки также было принято Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422 «Об утверждении правил предоставления субсидий из Федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» [5]. В соответствии с этим постановлением юридические лица и индивидуальные предприниматели могли получить кредиты для выплаты заработной платы с учетом районных коэффициентов и обязательных начислений на нее на срок не более 6 месяцев и заканчивающийся не позднее 30 ноября 2020 г. под ставку
0 % годовых при осуществлении деятельности в наиболее пострадавших отраслях экономики. Максимальная сумма кредита определялась как произведение минимального размера оплаты труда с обязательными начислениями на нее, численности работников и периода субсидирования. В рамках данной антикризисной меры поддержки всего было заключено 17 792 кредитных договора на общую сумму 94,735 млрд руб.
Кроме этого, было принято Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности», в соответствии с которым при соблюдении установленных условий заемщикам из пострадавших отраслей экономики предоставлялись кредиты под 2 % годовых с возможностью частичного или полного списания при сохранении занятости в период с марта 2020 г. по 1 апреля 2021 г. на уровне не менее 80 % [6]. Максимальный размер предоставляемых кредитных средств определяется как произведение минимального размера оплаты труда, численности работников и количества месяцев базового периода кредитного соглашения, не превышающего 6 до 1 декабря 2020 г. [15]. В рамках этого постановления заключено 225 842 кредитных соглашения на общую сумму 442,903 млрд руб., или 99 % установленного лимита бюджетных средств, при том, что поступило обращений на выдачу льготных кредитов на общую сумму 871,724 млрд руб. Следует отметить, что эта программа стала одной из самых востребованных мер антикризисной поддержки.
Еще одной мерой антикризисной поддержки являлось принятие постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 410 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства», в соответствии с которым заемщикам наиболее пострадавших отраслей экономики предоставлялась отсрочка уплаты платежей по ранее выданным льготным кредитным договорам на срок не более 6 месяцев, заканчивающийся не позднее 31 декабря 2020 г. при компенсации кредитным организациям 67 % сумм процентных платежей [4]. В рамках этой меры поддержки была предоставлена отсрочка по 737 кредитам на сумму 18,67 млрд руб. и общим размером субсидирования процентных платежей в 626 млн руб. при изначально запланированной величине субсидий в 1,424 млрд рубл.
В целях поддержки наиболее пострадавших отраслей было принято Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 279 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности» [7]. В соответствии с этим постановлением заемщикам, соответствующим определенным условиям, предоставляются льготные кредиты со ставкой 3 % годовых сроком на 6 месяцев и погашением в течение следующих шести месяцев при условии сохранения занятости на уровне не менее 90 %. Максимальная сумма кредитного соглашения определяется как произведение минимального размера оплаты труда, численности работников и расчетного периода 12 месяцев, но не более 500 млн руб. Для выдачи этих кредитов уполномоченным банкам предоставляется субсидия в размере 6 % годовых [7]. В рамках реализации данного постановления поступило 21,72 тыс. обращений об участии в программе, из них одобрено 11,62 тыс. обращений на общую сумму 36,31 млрд руб. и заключено 8,58 тыс. кредитных договоров на общую сумму 22,99 млрд руб.
Меры поддержки субъектов МСП в других странах
Рассмотрим основные антикризисные меры поддержки, введенные в большинстве стран мира. К основным мерам можно отнести налоговые льготы, отсрочки по аренде, рассрочки по кредитам, предоставление субсидий и льготных кредитов.
В Китае среди мер были предоставлены отсрочки выплат по кредитам, освобождение от уплаты налогов сроком до трех месяцев для субъектов МСП и снижение экспортных пошлин. Были снижены требования обязательного резервирования для кредитных организаций с целью увеличения ликвидности в экономике [14].
В Корее среди мер поддержки применялось снижение ключевой ставки и предоставление льготного кредитования, снижение налогов на потребление, предоставление налоговых кредитов арендодателям при снижении платежей для арендаторов.
В США в качестве основных мер поддержки применялись выплаты населению в размере 1 200 долл. и программы льготного кредитования предпринимательства [15].
В Великобритании антикризисная помощь оказывалась путем предоставления выплат самозанятым и уволенным сотрудникам в размере 80 % их среднемесячных доходов за последние три года, но не более 2 500 фунтов стерлингов в месяц.
В Германии в качестве мер применялись отсрочки налоговых платежей и взносов социального страхования, снижение налогов на недвижимость, предоставление субсидий малым предприятиям и самозанятым, предоставление льготного кредитования [13].
Оценить эффективность реализации антикризисных мер поддержки можно по таким показателям, как изменение числа МСП, численности работников МСП, изменению выручки, индексам деловой активности. Средняя численность работников малых предприятий (без микропредприятий) по данным Рос-стата ежегодно сокращается с 2017 г.: 2017 г. - 6 671 832; 2018 г. - 6 271 693; 2019 г. - 5 977 621; 2020 г. -5 469 124 чел. Оборот малых предприятий (без микропредприятий) за 2019 г. составил 28,7 трлн руб.; за 2020 г. - 25,6 трлн руб., и таким образом, сократился более, чем на 3 трлн руб. [18]. При наличии данных показателей можно говорить о недостаточности применяемых системных и антикризисных мер поддержки МСП. При проведении антикризисных мер поддержки можно отметить ограниченность бюджетных средств и, возможно, неполный охват субъектов предпринимательства этими мерами по причинам в том числе недостаточной информированности о мерах поддержки, оказываемых в заявительном порядке, несоответствия видов экономической деятельности, недоверия к надежности кредитного механизма как форме предоставления антикризисной поддержки.
Другим показателем для оценки состояния сектора МСП и оказываемых ему мер поддержки является индекс деловой уверенности, рассчитываемый ОСЭР. Базовое значение данного индекса 100. В настоящее время значение этого индекса для России составляет 102,57 пунктов, что опережает большинство других стран, в том числе Германию, США, Китай, Польшу. Этот показатель говорит о возможности достаточно уверенного восстановления экономики в сравнении с другими странами мира [16].
Выводы
Экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции SARS-nCoV-2 стали серьезным кризисным испытанием для российской экономики в целом и особенно сектора малого и среднего предпринимательства. С целью уменьшения экономического ущерба от вынужденных ограничений экономической деятельности и общего снижения платежеспособного спроса был принят ряд антикризисных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства и наиболее пострадавших отраслей экономики, который соответствует мировым практикам принятия антикризисных программ поддержки. Реализуемые антикризисные меры показали свою высокую востребованность среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проведение программ антикризисной поддержки малого и среднего предпринимательства можно охарактеризовать недостаточностью объемов выделяемых бюджетных средств для удовлетворения заявлений на участие в антикризисных программах и компенсации выпадающих доходов субъектов предпринимательства в результате действия карантинных ограничений. Большинство антикризисных программ было направлено на поддержку определенного перечня наиболее пострадавших отраслей экономики, что в условиях возникновения ситуации негативного воздействия кризисных явлений на большинство отраслей не в полной мере соотносится с достижением цели равномерного снижения кризисного ущерба для экономики в целом. Следует отметить временный эффект принятия и реализации антикризисных мер, который не может быть определяющим фактором влияния на долгосрочные тренды динамики развития малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, проведение программ антикризисной поддержки показало достаточно высокую эффективность и не позволило значительно ухудшить функционирование сектора малого и среднего предпринимательства с учетом сложности и масштаба настоящего кризиса, что подтверждает восстановление показателей индикаторов деловой активности.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/116490/ (дата обращения: 02.04.2021).
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1764 от 30 декабря 2018 г. «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке» // Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru (дата обращения: 02.04.2021).
3. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 372 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/ (дата обращения: 02.04.2021).
4. Постановление Правительства РФ № 410 от 2 апреля 2020 г. (ред. от 24.04.2020) «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349388/ (дата обращения: 02.04.2021).
5. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г № 422 «Об утверждении правил предоставления субсидий из Федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/ (дата обращения: 02.04.2021).
6. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons/ (дата обращения: 02.04.2021).
7. Постановление Правительства РФ № 279 от 27 февраля 2021 г «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_378079/ (дата обращения: 02.04.2021).
8. Архипов, П. А. Исследование эффективности мер государственной поддержки сектора МСП в РФ в период пандемии ТО^-19 // StudNet - 2021. - Т. 4, № 1. - С. 68.
9. Дахненко, С. С., Венгеровский, Е. Л. Некоторые вопросы совершенствования действующего законодательства в сфере финансовой поддержки и кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства // Теория и практика общественного развития. - 2020. - № 1 (143). - С. 111-116.
10. Зайцева, А. О., Кокина, А. Н., Печерица, Е. В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес России // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2020. - Т. 15, № 3. - С. 1459-1465.
11. Емельянова, М. Е., Надеждина, О. С., Фирулина, И. И. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса РФ в условиях пандемии COVID-19 // Проблемы развития предприятий: теория и практика. - 2020. - № 1-1. - С. 81-85.
12. Каверзина, Л. А., Федяева, Л. С. Влияние пандемии на финансовое состояние предприятий // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2020. - Т. 1. - С. 51-60.
13. Курдин, А. А., Коломиец, А. Р., Маркова, О. А., Служевская, В. Д., Филиппова, И. Н., Шпакова, А. А. Вход в пандемию: первые меры поддержки экономики и первые результаты // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. - 2020. - Т. 12, № 2 (36). - С. 7-25.
14. Смирнова, А. А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии СОУГО-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Т. 11, № 2. С. 285-298.
15. Чопорова, Н. А. Меры поддержки малого и среднего бизнеса в сфере кредитования в период пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 1-2 (71). - С. 206-211.
16. Индекс деловой уверенности (BCI) // OECD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.oecd.org/leadind/business-confidence-index-bci.htm / (дата обращения: 02.04.2021).
17. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир // Исследование Института экономики роста им. П. А. Столыпина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir (дата обращения: 02.04.2021).
18. Средняя численность работников малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности // РОССТАТ (Федеральная служба государственной статистики) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat. gov.ru/folder/14036 / (дата обращения: 02.04.2021).
References
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated on May 7, 2018 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", The Russian Government. Available at: http://govern-ment.ru/docs/all/116490/ (accessed 02.04.2021).
2. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1764 dated on December 30, 2018 "On approval of the rules for granting subsidies from the federal budget to Russian credit organizations and specialized financial companies for reimbursement of their lost income on loans issued in 2019-2024 to small and medium-sized businesses, as well as to individuals applying the special tax regime "Professional income tax", at a preferential rate", The Russian Government. Available at: http://government.ru (accessed 02.04.2021).
3. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 372 dated on March 31, 2020 "On amendments to the rules for granting subsidies from the federal budget to Russian credit organizations and specialized financial companies for reimbursement of their lost income on loans issued in 2019-2024 to small and medium-sized businesses, as well as individuals applying the special tax regime "Professional income tax" at a preferential rate", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons/ (accessed 02.04.2021).
4. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 410 dated on April 2, 2020 (as amended, dated on April 24, 2020) "On approval of the rules for granting subsidies from the federal budget to Russian credit organizations in 2020 to ensure deferred payment for loans issued to small and medium-sized businesses", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349388/ (accessed 02.04.2021).
5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 422 dated on April 2, 2020 "On approval of the rules for granting subsidies from the federal budget to Russian credit organizations for reimbursement of their lost income on loans issued in 2020 to business entities for urgent needs to support and maintain employment", Legal reference system "ConsultantPlus ". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons/ (accessed 02.04.2021).
6. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 696 of May 16, 2020 "On approval of the rules for granting subsidies from the federal budget to Russian credit organizations for reimbursement of their lost income on loans issued in 2020 to legal entities and individual entrepreneurs for the resumption of activities", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons/ (accessed 02.04.2021).
7. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 279 dated on February 27, 2021 "On approval of the rules for granting subsidies from the federal budget to Russian credit organizations for reimbursement of their lost income on loans issued in 2021 to legal entities and individual entrepreneurs for the restoration of entrepreneurial activity", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378079/ (accessed 02.04.2021).
8. Arkhipov P. A. Study of the efficiency of state support measures for the sme sector in the Russian Federation during the COVID-19 pandemic, StudNet, 2021, vol. 4, no. 1, pp. 68 (In Russian).
9. Dakhnenko S. S., Vengerovskii E. L. Some issues of improving the current legislation in the field of financial support and lending to small and medium-sized enterprises, Theory and Practice of Social Development, 2020, no. 1 (143), pp. 111-116. (In Russian).
10. Zaitseva A. O., Kokina A. N., Pecheritsa E. V Analysis of the influence of the COVID-19 pandemic on small and medium-sized businesses in Russia, Health - the Base of Human Potential: Problems and Ways to Solve Them, 2020, vol. 15, no. 3, pp. 14591465. (In Russian).
11. Emelyanova M. E., Nadezhdina O. S., Firulina I. I. Measures of state support of small and medium businesses of the russian
federation in the conditions of COVID-19 pandemic, Problems of Enterprise Development: Theory and Practice, 2020, no. 1-1, pp. 81-85. (In Russian).
12. Kaverzina L. A., Fedyaeva L. S. The impact of the pandemic on the financial condition of enterprises, Trudy Bratskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie, 2020, vol. 1, pp. 51-60. (In Russian).
13. Kurdin A. A., Kolomiets A. R., Markova O. A., Sluzhevskaya V. D., Filippova I. N., Shpakova A. A. Entering the pandemic: first measures of economic support and first results, Scientific Researches of Faculty of Economics. Electronic journal, 2020, vol. 12, no. 2 (36), pp. 7-25. (In Russian).
14. Smirnova A. A. Measures of state support for small businesses during the COVID-19 pandemic in Russia, Journal of Economics, Entrepreneurship and Law, 2021, vol. 11, no. 2, pp. 285-298. (In Russian).
15. Choporova N. A. Measures to support small and medium-sized businesses in lending during the pandemic, Economy and Business: theory and practice, 2021, no. 1-2 (71), pp. 206-211. (In Russian).
16. Business Confidence Index (BCI), OECD. Available at: https://data.oecd.org/leadind/business-confidence-index-bci.htm (accessed 02.04.2021). (In Russian).
17. The sector of small and medium-sized businesses: Russia and the world, Research of the Stolypin Institute of Growth Economics. Available at: https://stolypin.institute/novosti/sektor-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-rossiya-i-mir (accessed 02.04.2021).
18. The average number of employees of small enterprises (without microenterprises) by type of economic activity, ROSSTAT (Federal State Statistics Service). Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/14036/ (accessed 02.04.2021).