Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций
Хончев Михаил Анатольевич,
доцент Департамента менеджмента и маркетинга в спорте, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]
Цель. Статья посвящается проблемам развития малого бизнеса в условиях санкций. Задачи. Задачи статьи включают анализ современного состояния развития предпринимателей малого и среднего бизнеса в России, выделение основных проблем малого и среднего бизнеса в России от санкций, исследования направлений мероприятий государства для снижения отрицательного влияния от санкций на предпринимателей малого и среднего бизнеса в России, а также разработку мероприятий по развитию инфраструктуры. Методология. Проведенное исследование в статье основано на методологии обобщения, систематизации и анализа проблематики развития предпринимателей малого и среднего бизнеса под санкционным давлением. В статье использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы РФ. В качестве методов исследования использованы: методы анализа и синтеза, метод научной абстракции, методы статистической обработки данных.
Результаты. Приводятся результаты изучения современного состояния развития предпринимателей малого и среднего бизнеса в России. Показано, что, несмотря на снижения общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в России в период 2018-2022 гг., они обеспечивают положительную динамику увеличения работающих в них жителей данного региона. В результате сопоставления выявленных особенностей инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства в России, установлено, что общая инфраструктура для развития малого и среднего предпринимательства включает такие составляющие как меры государственно поддержки и защиты, а также федеральные и региональные центры поддержки предпринимательства. В рамках проведенных исследований были предложены направления повышения результативности государственных мер для способствования динамичного развития предпринимательства в России в условиях санкций.
Ключевые слова: санкции, предпринимательство, инфраструктура, Россия, государственная политика, взаимодействие власти и бизнеса.
LO S Ое
см см о см
03
Введение. Малый и средний бизнес является одним из основных элементов рыночного хозяйства. Он способен оживить экономику, способствуя созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, росту доходов населения, созданию благоприятных условий для формирования научно-производственного потенциала, что особенно важно в условиях нестабильной внешнеэкономической среды [1].
Сектор среднего и малого бизнеса выступает в качестве неотъемлемого элемента и драйвера развития рыночной экономики. Именно субъекты среднего и малого бизнеса обеспечивают материальное благосостояние населения и жизнеспособность экономики в условиях различных условиях финансово-экономического состояния экономики страны [1]. При этом, важным фактором развития малого и среднего предпринимательства в государстве является создание эффективной инфраструктуры его деятельности. Интенсивность активности экономических субъектов малого и среднего предпринимательства и факторы, влияющие на данный процесс, являются предметом исследования целого спектра гуманитарных наук [3]. Интерес к феномену инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства как возможности приумножения экономических активов, расширения их капитала и изучению множественных аспектов, побуждающих участников инвестиционных отношений к взаимодействию, связан с высокой ролью малого и среднего предпринимательства в показателях экономического роста конкретной территории.
Очевидно, что последствия мирового финансово-экономического кризиса, пандемии коронави-руса стали серьезными испытаниями для развивающегося российского предпринимательства, но еще больший удар по их развитию сейчас наносятся экономическими санкциями западных государств. Санкции против России введены ЕС, США и другими странами с 2014 года. Их действие ведет к приостановке экономической деятельности между этими государствами и Россией. В таких условиях для того, чтобы малый и средний бизнес мог занять место драйвера роста экономики, требуются системные изменения, способные создать благоприятные условия для развития и восстановления бизнеса и экономики в целом. Именно поэтому исследование развития малого и среднего бизнеса в сегодняшней нестабильной макроэкономической среде очень актуально.
Анализ последних исследований. Проблематика изучения инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства в странах мира и России широко представлена в научных
исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Так в исследовании Н.Б. Демироглу проведен обобщенный анализ основных механизмов государственной поддержки предпринимательства в условиях негативного воздействия коронавиру-са в Республике Крым, а также исследована результативность государственной поддержки предпринимательства и выделены задачи, стоящие перед Министерством экономического развития Республики Крым в области повышения эффективности реализации государственных программ. Исследование К.И. Курпаяниди Курпаяниди К.И. рассматривает теоретические аспекты развития предпринимательства, его функций, что позволило выявить взаимосвязь, существующую между уровнями развития экономики и предпринимательских структур [3]. Н.В. Петрухина в своей статье рассматривает актуальные аспекты взаимодействия субъектов предпринимательства, как ключевых игроков развития региона в условиях происходящих трансформационных изменений в экономике, также делается вывод о том, что важнейшим аспектом поддержки субъектов предпринимательской деятельности являются созданные на территории региона объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства [4]. С.И. Польская и М.В. Козин в рамках своих исследований показывают, что предпринимательство рекреационной сферы одним из первых пострадало от новой коронавирусной инфекции, так как спрос на данные услуги стремительно сократился в результате ограничительных мер [5]. Однако все еще остается актуальной проблематика исследования особенностей инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства в условиях санкционного давления.
Целью исследования статьи является определение проблем развития малого бизнеса в условиях санкций.
Методология. Проведенное исследование в статье основано на методологии обобщения, систематизации и анализа проблематики развития предпринимателей малого и среднего бизнеса под санкционным давлением. В статье использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы РФ. В качестве методов исследования использованы: методы анализа и синтеза, метод научной абстракции, методы статистической обработки данных.
Результаты. Вначале осуществим анализ общих процессов развития малого и среднего предпринимательства в России. На рис. 1-2 представлена динамика числа субъектов предпринимателей малого и среднего бизнеса в России, а также занятых в них работников в период 2018-2022 гг.
Данные рисунков 1-2 говорят, что, несмотря на снижения общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в России, они обеспечивают положительную динамику увеличения работающих в них крымчан. Это связано с тем, что, несмотря на общую сложность внешних
факторов относительно процессов развития малого и среднего предпринимательства в России -пандемия и санкции, в плане обеспечения развития инфраструктуры в реализуются мероприятия активной поддержки инвестиционной активности и привлечения инвесторов, открытости и доступности информации для предпринимательства: действует портал Малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес», на котором можно получить консультативную помощь.
250 000 -
200 000
150 000
100 000
50 000
2018
2019
2020
2021
2022
■ Малый ■ Средний
Рис. 1. Количество юридических лиц предпринимателей малого и среднего бизнеса в России в период 2018-2022 гг. [2]
Важным фактором развития рыночной экономики по всему миру выступают малые и средние предприятия. Именно они рассматриваются как социально-экономический фундамент развития государства. При этом малое предпринимательство рассматривается не только как дополнение к крупному производству, а именно как самостоятельная форма функционирования и развития современных производительных сил - более гибкая, более эффективная и жизнеспособная. Во многом малый и средний бизнес определяет темпы экономического роста (уровень ВВП). Однако основной его функцией является социальная. Большинство развитых стран наряду с пониманием важности крупных корпоративных структур для национальной экономики уделяют достаточно внимания предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку. В этом секторе занято около 70% населения ЕС. Наибольшее количество
сз о
со £
гп Р сг
от А ш
0
Q. в
OJ
со
малых предприятий работает в сфере торговли, строительстве и пищевой промышленности. В Испании большая часть малых предприятий приходится на сельское хозяйство - до 80%, другие отрасли, такие как строительство, промышленность, судостроение составляют около 25-30%. Здесь функционирует ряд государственных программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Правительство страны уделяет значительное внимание тем субъектам малого предпринимательства, которые активно участвуют в социальной политике страны, создавая дополнительные рабочие места для социально незащищенных граждан (студентов, женщин, эмигрантов и др.), тем самым улучшая экономическую ситуацию и снижая расходы государства на эти группы населения (социальные программы).
4 700 000
4 600 000
4 450 000
2018 2019 2020 2021 2022
Рис. 2. Количество работников малого и среднего бизнеса в России в период 2018-2022 гг., человек [2]
Правительство Германии активно поддерживает развитие малого предпринимательства через финансовую и технологическую помощь. Отдельно финансируются малые и средние предприятия в области науки. В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (SBA - Small Business Administration), функционирующая через региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты Конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местных органах власти [2].
Рост экономики в западных странах связывают именно с возрастанием значимости малого и среднего бизнеса, из-за чего ему отводится ведущее место. Но в России за последние 30 лет показатели развитию малого и среднего бизнеса ниже, чем в развитых и многих развивающихся экономиках мира. Самая большая доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны в Израиле, и она составляет 62,3%. А доля занятых в этой сфере экономики -более 68% от числа занятых. В России же эти показатели почти в 3 раза ниже показателей лидирующих стран. На снижение доли малого и среднего бизнеса в ВВП за 2018-2022 гг. повлияли кроме мирового финансово-экономического кризиса, вирусной пандемии так же рост ставки НДС в начале 2019 года, который замедлил рост экономики, так как увеличение налоговой нагрузки ухудшило финансовое состояние предприятий [3].
В соответствии с действующим законодательством гарантийная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства оказывается участниками национальной гарантийной системы путем предоставления поручительств и (или) независимых гарантий - [5]:
- по договорным обязательствам инфраструктуры, обеспечивающим поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
- по финансовым обязательствам юридических лиц, предоставляющих финансовую помощь субъектам малого и среднего предпринимательства;
- по договорным обязательствам хозяйствующих субъектов, специализирующихся на выпуске ценных бумаг, обеспеченных залогом по займам и кредитным договором;
- по иным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
В связи со сложившейся ситуацией по развитию малого и среднего бизнеса, как в стране, так и регионах Правительством РФ предпринимаются следующие меры по их поддержке в кризисных условиях:
- упрощение выдачи обычных и льготных кредитов (льготное кредитование по ставке не выше 15% для малого бизнеса и 13,5% для средних предприятий);
- введение кредитных каникул (отсрочка выплат на 6 месяцев. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 337);
- отсутствие комиссии в системе быстрых платежей и повышение лимита (действие до 1.07.2022 года);
- лимиты на комиссии за эквайринг (ограничение комиссии с 18.04.2022 года по 31.09.2022 года);
- мораторий на плановые проверки МСБ (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 366);
- субсидии из Фонда социального страхования для стимулирования занятости (Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 № 398);
- перенос сроков уплаты налогов (Закон от 09.03.2022 № 52-ФЗ).
4 800 000
4 750 000
4 650 000
4 550 000
4 500 000
Исходя из проведенного анализа, можно судить о необходимости разработки эффективной государственной политики по поддержанию и направлению в нужное русло малого и среднего бизнеса в условиях действия антироссийских экономических санкций.
Причинами малого участия предпринимательства в формировании валового внутреннего продукта страны остаются:
- нехватка финансовых ресурсов;
- рост уровня инфляции;
- нестабильный курс рубля;
- высокие кредитные ставки в банках;
- высокие налоги;
- санкции западных стран;
- кризис, вызванный пандемией коронавируса и др.
Введение санаций против России со стороны западных стран, а также, ответные меры России на них привели к необходимости рассмотрения внутренних проблем развития экономики страны, в решении которой малый и средний бизнес играет главную роль. От успеха решения этой задачи зависит качество жизни и повышение платёжеспособности населения страны, а значит и успех всей экономической политики государства.
В качестве примера представим обобщенную характеристику инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса в рамках деятельности федеральных и региональных центров его поддержки в Севастополе и Республике Крым:
- Корпорация развития Республики Крым - Акционерное общество «Корпорация развития Республики Крым» создано с целью обеспечения эффективного взаимодействия Республики Крым с частными инвесторами, инвестиционными фондами и институтами развития для реализации на территории Республики Крым инвестиционных проектов;
- Южный региональный центр поддержки экспорта - Центр является: подведомственной организацией Минэкономразвития Крыма; институтом поддержки малого и среднего предпринимательства; точкой присутствия Российского экспортного Центра; единственной организацией в Республике Крым по сопровождению и поддержке внешнеэкономической деятельно-сти1.
- Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» - Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» после изменения наименования акционерного общества «Не-
банковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»;2
- Фонд поддержки предпринимательства Крыма в помощь самозанятым - Цель создания Фонда - поддержка и продвижение социальных проектов и инициатив;3
- Бизнес-навигатор МСП - Бизнес-навигатор МСП - это информационный ресурс (система), принадлежащий АО «Корпорация «МСП», разработанный в целях обеспечения организации оказания маркетинговой и информационной поддержки субъектам МСП, в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и расположенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам https://smbn.ru, https:// смбн.рф;
- Региональная лизинговая компания Республики Крым - Акционерное общество «Региональная лизинговая компания Республики Крым» (далее РЛК РК) учреждена Советом министров Республики Крым в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Основная цель компании - предоставление возможности субъектам малого и среднего бизнеса, расположенным на территории Республики Крым, льготных условий по приобретению основных фондов с использованием механизма лизинга. Это особенно актуально для экономики региона в виду сложившейся на сегодня ситуации4.
В Севастополе и Республике Крым малый
и средний бизнес имеет характерные черты, существенно отличающие его от предпринимательства
большинства зарубежных стран, а именно [6]:
- неудовлетворительный уровень технической вооруженности при значительном инновационном потенциале;
- неудовлетворительный управленческий уровень (из-за нехватки знаний, опыта и культуры рыночных отношений);
- стремление к максимальной самостоятельности (большинство малых и средних зарубежных предприятий работают, например, по сделкам франчайзинга);
- сочетание в пределах одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на монопродуктовую модель развития;
- недостаточная инфраструктура поддержки малого предпринимательства;
- отсутствие полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, низком уровне консультационных услуг и специальных образовательных программ;
2 https://corpmsp.ru/
3 http://82.frbk.ru/
1 http://www.rusexporter.ru/structures/yuzhnyy-regionalnyy-tsentr-podderzhki-eksporta/
4 Региональная лизинговая компания Республики Крым (Rlkrk.Ru)
сз о со от гп Р от
от А ш
- практическое отсутствие государственной финансово-кредитной поддержки (большая стоимость кредитов составляет невозможность их привлечения для развития бизнеса) и т.д. Конечно, антироссийские экономические санкции с одной стороны, создают немало проблем для экономики, но в то же время, имеют и свои положительные моменты: у промышленного и аграрного сектора России появился шанс выстроить новую концепцию развития своих отраслей, нарастить обороты производства и решить проблему импортозамещения. Для всего этого у субъектов РФ, в частности и у КБР, есть все условия: поддержка государства, факторы производства, отсутствие конкуренции западных производителей. Это все существенно облегчает работу и способствует развитию многих отраслей.
В России фактически отсутствуют четко сформулированные направления государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, учитывая особенности каждой области. По мнению ученого [4], первоочередными мерами по поддержке и определению главных перспектив развития малого предпринимательства на региональном и местном уровнях являются стимулирование проведения региональных конкурсов (тендеров) по закупке товаров и предоставлению услуг малыми предприятиями за счет государственных и местных бюджетов, а также участие предпринимателей в выполнении региональных заказов, внедрить механизмы государственно-частного партнерства в сфере поддержки малого предпринимательства на местном уровне;
Для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в России, по нашему мнению, необходимо [6]:
- изменение нормативно-правовой базы в части роста ограничений таможенного регулирования импортной продукции, подлежащей переработке в экспортную;
- разработка льготных программ по кредитованию и финансированию предприятий, ориентированных на инновационное производство;
- снижение ставок по банковскому кредитованию;
- поиск и использование альтернативных источников финансирования;
- обеспечение финансовой поддержки предприятий в сфере создания цифровых технологий. Для повышения эффективности предпринимаемых государством мер в отношении развития малого и среднего предпринимательства, требуется [7]:
- нахождение и использование альтернативных источников финансирования;
^ - ускорение цифровизации малого и среднего = предпринимательства.
е Чтобы в России малый и средний бизнес стал й мощной силой на пути экономического развития, ° крайне необходимо создание для этого благопри-ав ятных условий. В мировой практике принято выде-
лять три основных направления государственной поддержки малого предпринимательства [7-8]:
- финансовая помощь (льготное кредитование определенных секторов, государственные программы поддержки, гранты и т.п.);
- система государственных закупок (как правило - на контрактной основе);
- оказание консультативной и технической помощи.
Проведя анализ состояния малого бизнеса в ведущих странах мира, рекомендуется взять за основу модель поддержки малого и среднего бизнеса для России со следующими мероприятия поддержки и развития их инфраструктуры [9-10]:
- организацию обучения работников сферы малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и лиц, вовлекаемых в предпринимательскую деятельность;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга;
- формирование Фонда поддержки предпринимательства;
- проведение мероприятий по СМиСП: семинаров, круглых столов, конференций, деловых миссий, заседаний Координационного Совета по малому и среднему предпринимательству;
- предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства грантов на создание малой инновационной компании;
- предоставление действующим малым инновационным компаниям субсидий на возмещение затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- предоставление действующим малым инновационным компаниям субсидий на возмещение затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- взаимодействие с институтами развития, общественными организациями. Информационная поддержка бизнеса в обществе - это история о том, чтобы предприниматели узнавали первыми о существующих возможности старта или развития собственного дела. Это позволит привлекать дополнительное финансирование и инвестиции именно в ваше общество, что, в свою очередь, будет работать на создание дополнительных рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет. В конце концов, это история о построении доверия между местными властями и предпринимателями. Предлагаемая нами модель ИПП - это о первичной базовой поддержке, которую можно развернуть достаточно быстро на базе существующей инфра-
структуры и доступных источников финансирования».
К сожалению, представители бизнес-среды не всегда охотно идут на контакт, особенно если инициатива идет от власти. Но с введением этого проекта, можно сказать, что время, за которое была проведена работа консультантами ИПП вместе с местной властью, позволило уменьшить недоверие, доказать возможность более доверительных отношений между бизнесом и властью».
Модель призвана обеспечить, чтобы каждый предприниматель или тот, кто планирует им стать, независимо от места проживания, работы, мог иметь доступ к возможностям реализации своего предпринимательского потенциала. Наличие именно физического контактного пункта позволяет учесть разные возможности доступа к цифровым решениям и Интернету.
Выводы. В результате проведенного анализа общих процессов развития предпринимательства в России, а также занятых в них работников в период 2018-2022 гг., показано, что, несмотря на снижения общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства, они обеспечивают положительную динамику увеличения работающих в них жителей данного региона. Установлено, что общая инфраструктура для развития малого и среднего предпринимательства в России включает такие составляющие как меры государственно поддержки и защиты, а также федеральные и региональные центры поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
В статье проведен краткий анализ развития малого и среднего бизнеса в России в период усиления экономических санкций со стороны западных государств. Автор делает вывод, что экономические санкции западных стран против России создавая немало проблем, имеют и положительные стороны: у промышленного и аграрного сектора экономики России появился шанс выстроить новую концепцию развития своих отраслей, нарастить обороты производства, для чего есть достаточно условий. И так как в условиях санкций положение малого и среднего бизнеса зависит от политических решений, без эффективного использования всех инструментов государственного регулирования ему не занять достойное место в экономике России.
Для повышения эффективности предпринимаемых государством мер в отношении развития малого и среднего предпринимательства в России, требуется нахождение и использование альтернативных источников финансирования и ускорение цифровизации малого и среднего предпринимательства.
Литература
1. Демироглу Н.Б. Оценка эффективности государственной поддержки предпринимательства в Республике Крым // Журнал прикладных исследований. 2021. № 6. URL: https://
cybeMeninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennoy-podderzhki-predprinimatelstva-v-respublike-krym (дата обращения: 18.05.2022).
2. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/statis-tics.html?statDate=&level=0&fo=3&ssrf=91 (дата обращения: 18.05.2022).
3. Курпаяниди К.И. Теоретические аспекты развития предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 3-1 (85). URL: https://cybeMeninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-predprinimatelstva (дата обращения: 18.05.2022).
4. Петрухина Н.В. Малый и средний бизнес как ключевой субъект развития региона // Вестник Академии знаний. 2021. № 4 (45). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/malyy-i-sredniy-biznes-kak- klyuchevoy-subekt-razvitiya-regiona (дата обращения: 18.05.2022).
5. Польская С.И., Козин М.В. Предпринимательство в рекреационной сфере в условиях ограничений как на уровне государства, так и на уровне региона // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2021. № 2 (55). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/predprinimatelstvo-v-rekreatsionnoy-sfere-v-usloviyah-ogranicheniy-kak-na-urovne-gosudarstva-tak-i-na-urovne-regiona (дата обращения: 18.05.2022).
6. Саттарова М.Р. Инфраструктура малого бизнеса: особенности и взаимодействие её элементов // Вестник ТГУПБП. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-malogo-biznesa-osobennosti-i-vzaimodeystvie-eyo-elementov (дата обращения: 18.05.2022).
7. Унгаева И.Ю., Шабыкова Н.Э. Формирование региональной промышленной инфраструктуры как фактор развития производственного предпринимательства // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2021. № 2. С. 83-89. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/formirovanie-regionalnoy-promyshlennoy-infrastruktury-kak-faktor-razvitiya-proizvodstvennogo-predprinimatelstva (дата обращения: 18.05.2022).
8. Чибеляев О.А., Джалал А.К., Буркальце-ва Д.Д., Киселев Р.О, Демидова И.С. Анализ социально-экономического развития Республики Крым - основа для формирования и развития предпринимательских сетей // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2021. № 4 (57). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/analiz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-krym-osnova-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-predprinimatelskih-setey (дата обращения: 18.05.2022).
9. Ягофарова И.Д. Особенности правового регулирования цифровизации малого и сред-
сз о со от m Р от
от А
=Е
него бизнеса в России // БИТ. 2021. № 2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (дата обращения: 03.03.2022).
10. Ягофарова И.Д. Тенденции и перспективы правового регулирования малого и среднего бизнеса в России // Образование и право. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tendentsii-i-perspektivy-pravovogo-regulirovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (дата обращения: 03.03.2022).
INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS UNDER SANCTIONS
Khonchev M.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation
Aim. The article is devoted to the problems of small business development under sanctions. Tasks. The objectives of the article include an analysis of the current state of development of small and medium-sized businesses in Russia, highlighting the main problems of small and medium-sized businesses in Russia from sanctions, researching the directions of state measures to reduce the negative impact of sanctions on small and medium-sized businesses in Russia, as well as developing measures for infrastructure development. Methodology. The research conducted in the article is based on the methodology of generalization, systematization and analysis of the problems of development of small and medium-sized entrepreneurs under sanctions pressure. The article uses statistical data from the Federal State Statistics Service and the Federal Tax Service of the Russian Federation. The following research methods were used: methods of analysis and synthesis, method of scientific abstraction, methods of statistical data processing.
Results. The results of studying the current state of development of entrepreneurs of small and medium-sized businesses in Russia are given. It is shown that, despite the decrease in the total number of small and medium-sized businesses in Russia in the period 20182022, they provide a positive trend in the increase in the population of the region working in them. As a result of comparing the identified features of the infrastructure for the development of small and medium-sized businesses in Russia, it was found that the overall infrastructure for the development of small and medium-sized businesses includes such components as state support and protection measures, as well as federal and regional business support centers. As part of the research, directions were proposed to improve the effectiveness of government measures to promote the dynamic development of entrepreneurship in Russia in the context of sanctions.
Keywords: sanctions, entrepreneurship, infrastructure, Russia, public policy, interaction between government and business.
References
1. Demiroglu N.B. Assessment of the Efficiency of State Support for Entrepreneurship in the Republic of Crimea // Journal of Applied Research. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-effektivnosti-gosudarstvennoy-podderzhki-predprinimatelstva-v-respublike-krym (date of the application 18.05.2022).
2. The number of legal entities and individual entrepreneurs, information about which is contained in the Unified Register of Small and Medium Business Entities. Unified register of small and medium-sized businesses. URL: https://rmsp.nalog.ru/sta-tistics.html?statDate=&level=0&fo=3&ssrf=91 (date of the application 18.05.2022).
3. Kurpayanidi K.I. Theoretical Aspects of Entrepreneurship Development // Journal of Economy and Business, vol. 3-1 (85), 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-predprinimatelstva (date of the application 18.05.2022).
4. Petrukhina N.V. Small and Medium-sized Business as a Key Subject of Regional Development // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. № 45 (4) URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/malyy-i-sredniy-biznes-kak-klyuchevoy-subekt-razvitiya-regiona. (date of the application 18.05.2022).
5. Polskaya S.I., Kozin M.V. Entrepreneurship in the Regional Sphere Under Restrictions at the State Level and the Regional Level // Scientific Bulletin: Finance, banks, investments. 2021. № 2 (55). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/predprinimatelstvo-v-rekreatsionnoy-sfere-v-usloviyah-ogranicheniy-kak-na-urovne-gosudarstva-tak-i-na-urovne-regiona. (date of the application 18.05.2022).
6. Sattarova M.R. Infrastructure of Small Business: Peculiarities and Interaction of Its Elements // Bulletin of TGUPBP. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infrastruktura-malogo-biznesa-osobennosti-i-vzaimodeystvie-eyo-elementov. (date of the application 18.05.2022).
7. Ungaeva I. Yu., Shabykova N.E. Development of Regional Industrial Infrastructure as a Growth Driver for Industrial Entre-preneurship // Bulletin of Buryat State University. Economy and Management. 2021; 1: 83-89 (in Russ.). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/formirovanie-regionalnoy-promyshlennoy-infrastruktury-kak-faktor-razvitiya-proizvodstvennogo-predprinimatelstva. (date of the application 18.05.2022).
8. Chibelyaev O.A., Jallal A.K., Burkaltseva D.D., Kiselev R.O., Demidova I.S. Analysis of the Socio-Economic Development of the Republic of Crimea - the Basis for the Formation and Development pf Business Networks // Scientific Bulletin: Finance, banks, investments. 2021. № 4 (57). URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/analiz-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-krym-osnova-dlya-formirovaniya-i-razvitiya-predprinimatelskih-setey. (date of the application 18.05.2022).
9. Yagofarova I.D. Features of Legal Regulation of Digitalization of Small and Medium-sized Business in Russia // BIT. 2021. № 2 (18). https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii. (date of the application 18.05.2022).
10. Yagofarova I.D. Trends and Prospects of Legal Regalation of Small and Medium-sized Business in Russia // Education and Law. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tendentsii-i-perspektivy-pravovogo-regulirovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii (date of the application: 03.03.2022).
Q.
e
CM CO