ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ _(РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)_
УДК 331.52
Л. Г. Батракова https://orcid.org/0000-0003-2356-3511
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России
Для цитирования: Батракова Л. Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России // Социально-политические исследования. 2020. № 2 (7). С. 48-65. DOI 10.20323/2658-428X-2020-2-7-48-65
Тема, которая поднимается в статье, крайне актуальна для современной России. Работа посвящена экономической ситуации, возникшей в регионах в результате эпидемия коронавируса. Подчеркивается, что в результате пандемии остановилась работа многих малых и средних предприятий и в то же время широкое распространение получили on-line сервисы. В работе раскрыта роль малого и среднего предпринимательства в экономической жизни государств. Показано, что для России в последние годы характерна отрицательная динамика развития среднего и малого бизнеса и уменьшение его доли в экономике по сравнению с развитыми странами мира. Проанализированы нормативные и правовые документы, касающиеся развития и критериев оценки малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ показателей предпринимательской активности малых и средних предприятий по субъектам Российской Федерации за 2018-2019 годы, а также их отраслевая структура по видам экономической деятельности. Пандемия усугубила экономическую ситуацию регионов, поэтому в статье рассмотрены основные проблемы в работе предприятий и проведена группировка отраслей национального хозяйства по степени риска потери доходов. В статье указано, что особенность сегодняшней экономической ситуации заключается в том, что ее нельзя спрогнозировать. Показано, что делается государством для изменения сложившейся ситуации, описаны меры Правительства РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях эпидемия коронавируса. Изложены меры региональной поддержки малому и среднему предпринимательству в Тульской, Новгородской, Ярославской, Вологодской и других областях. В заключении сделан вывод о том, что экономика регионов будет восстанавливаться медленно и поэтапно.
Ключевые слова: экономическая ситуация, пандемия коронавируса, цифровые сервисы, регион, малый и средний бизнес, показатели развития, поддержка предпринимательства, меры поддержки.
48
© Батракова Л. Г., 2020
Л. Г. Батракова
ECONOMY AND ECONOMIC MANAGEMENT _(REGIONAL ECONOMICS)_
L. G. Batrakova
The development of small and medium enterprises in the regions of Russia
The topic raised in the article is extremely relevant for modern Russia. The paper is devoted to the economic situation that arose in the regions as a result of the coronavirus epidemic. It is emphasized that as a result of the pandemic, the work of many small and medium-sized enterprises has stopped, while on-line services have become widespread. The paper reveals the role of small and medium-sized businesses in the economic life of States. It is shown that Russia in recent years has been characterized by a negative dynamics of development of medium and small businesses and a decrease in its share in the economy, compared wit. Regulatory and legal documents related to the development and criteria of small and medium-sized businesses are analyzed. The analysis of indicators of entrepreneurial activity of small and medium-sized enterprises in the subjects of the Russian Federation for 2018-2019, as well as their sectoral structure by type of economic activity. The pandemic has worsened the economic situation of the regions, so the article considers the main problems in the work of enterprises and groups the branches of the national economy by the degree of risk of loss of income. The article States that the peculiarity of the current economic situation is that it cannot be predicted. It shows what the state is doing to change the current situation, describes the measures Of the government of the Russian Federation to support small and medium-sized businesses in the context of the coronavirus epidemic. Examples of regional support for small and medium-sized businesses in Tula, Novgorod, Yaroslavl, Vologda and other regions are given. In conclusion, it is concluded that the regional economy will recover slowly and gradually.
Key words: economic situation, coronavirus pandemic, digital services, region, small and medium business, development indicators, support of business, support measure.
Введение
В последние годы в России наблюдается рост в использовании цифровых технологий во всех сферах жизни общества. Информационно-коммуникационные технологии (Information and Communication Technologies) сменили режим деятельности и проведение досуга населения [Батракова, 2019, с. 5164]. Однако эпидемия коронавиру-са открыла особый смысл цифро-
вой экономики. Можно согласиться с мнением ведущего экономиста, эксперта Всемирного экономического форума, Роберто Кротти, который считает, что пандемия ускорит Четвертую индустриальную революцию, так как приведет к цифровизации экономик [В ВЭФ оценили ...].
Эпидемия коронавируса остановила многие процессы и заставила экономику страны развиваться по-
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 49
новому, в прошлом оказались комфорт, уют, уверенность в завтрашнем дне, общество потребления преобразовалось в общество безопасности, большие убытки понесли те предприятия и организации, которые меньше других внедряли цифровые технологии.
В зависимости от жесткости карантина в регионах была остановлена работа многих предприятий, исключение составили online сервисы, предоставляющие всевозможные услуги. Высокими темпами стала развиваться электронная торговля, сферы доставки, логистики и др.
По прогнозам специалистов сокращение мирового ВВП в этой ситуации может достигнуть 10 % за год, но это снижение в разных странах будет варьировать [Мов-чан, 2020], рост безработицы может достичь 25-30 %.
Авторитетное международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service, занимающееся присвоением кредитных рейтингов, исследованиями и анализом рисков, на фоне пандемии коронавируса дало прогноз снижения в 2020 году совокупного ВВП стран Группы двадцати на 0,5%, вместо прогно-
зируемого роста на 2,6 % [Пандемия короновируса].
1. Значение МСП и анализ доли МСП в ВВП странах мира
Малый и средний бизнес является одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса. Его можно назвать основой и источником роста экономики любого государства, т.к. он способен оживить экономику, формируя средний класс, составляющий большую долю рабочей силы. Развитие малого и среднего бизнеса способствует росту уровня жизни населения, сокращению числа безработных, развитию конкуренции, увеличению налоговых поступлений в бюджет и др.
Большая часть американского и европейского бизнеса относится именно к категориям «малого» и «среднего», их доля в ВВП составляет 50-60 %. По данным Института экономики роста, в Великобритании доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 51 %, в Германии - 53 %, в Финляндии -60 %, в Нидерландах 63 %. Данные других стран показаны на рисунке 1.
50
Л. Г. Батракова
Рисунок 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятость населения на таких предприятиях в отдельных странах мира
По определению, малое предпринимательство (малый бизнес) -это совокупность независимых мелких и средних предприятий, являющихся участниками экономического рынка. В России критерии субъектов малого и среднего предпринимательства изложены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [ФЗ от 24.07.2007 ...]. Остановимся на одном критерии: среднесписочная численность работников, которая в соответствии с законодательством РФ не должна превышать предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) [Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N З13-Ф3]:
а) до 100 человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек);
б) от 101 до 250 человек для средних предприятий.
Для деятельности МСБ характерен небольшой размер как самого бизнеса, так и прибыли, дохода, в сравнении с крупными предприятиями [Черкасов, 2016, с. 626-629]. В последние годы среди предпринимателей растет число пользователей в цифровых сервисах. По данным портала Бизнес-Навигатора МСП (онлайн площадка по поддержке субъектов МСП), с 2017 года число пользователей увеличилось с 445 тысяч до 916 тысяч субъектов МСП в 2018 году, из них, по данным ФНС, 54 % показали рост выручки или численности занятых.
Однако следует отметить, что малое предпринимательство в Рос-
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 51
сии недооценено, поэтому по сравнению с экономически развитыми странами вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП России, а также занятость населения на таких предприятиях является небольшими. Доля МСП в ВВП рассчитывается по методике, утвержденной Росстатом в декабре 2018 г., как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов.
По приказу Росстата расчет ВВП, представляющий собой конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов и рассчитанный
производственным методом, рассчитывается как сумма валовых добавленных стоимостей (ВДС) всех отраслей в основных ценах плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий на продукты). ВДС исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением [Приказ Росстата ... ].
Проанализируем динамику вклада результатов деятельности МСП в экономику страны за предыдущие годы. Во время усиления мирового экономического кризиса и введения экономических санкций доля МСП в ВВП России снизилась в 2014 году до минимального уровня - 19,2 %, в 2016 году доля составила 21,2 %, в 2018 году - 21 % (см. рис. 2).
Рис. 2. Динамика доли малого и среднего предпринимательства в ВВП России
52
Л. Г. Батракова
Согласно национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2024 г. вклад этого сектора в экономику должен составить 32,5 %. Однако, на наш взгляд, эта задача сложная, так как это потребует структурных изменений данного сектора экономики.
2. Анализ развития МПС в России
Основным показателем развития малого и среднего предпринимательства (далле МСП) является количество занятых в этой сфере. В России на 1 тысячу человек приходится 40 субъектов МСП, в Германии - 30, в Великобритании - 32, в Японии - 22 и т. д. Однако согласимся с мнением российского экономиста, генерального директора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Александра Арнольдовича Бравер-мана, число субъектов МСП можно считать лишь косвенным показате-
лем развития МСП [В «Корпорации МСП» . ].
Более реальную картину можно получить, если проанализировать долю занятых в МСП в общей численности населения. В России она составляет около 13 %, в то время как, например, в Великобритании -16,3, в Германии - 22,1.
Другим показателем является численность работников сектора МСП. В соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» необходимо к 2024 г. увеличить именно численность занятых в МСП с 19,2 до 25 млн человек [Указ Президента РФ . ].
В соответствии с данными ФНС России количество работников в секторе МСП на 100 человек населения в 2018 г. по регионам приведено в таблице 1.
Таблица 1.
Количество работников в секторе МСП на 100 человек населения [Титов, 2018]
Количество работников в секторе МСП на100 человек населения
Центральный федеральный округ 13
Северо-Западный федеральный округ 14,1
Южный федеральный округ 9,2
Северо-Кавказский федеральный округ 3,6
Приволжский федеральный округ 10,7
Уральский федеральный округ 9,2
Сибирский федеральный округ 9,7
Дальневосточный федеральный округ 10,7
Примечание: число субъектов МСП по состоянию на 10.04.2018, население -_на 1 января 2018 г._
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России
53
Проанализируем показатели деятельности малых и средних предприятий (включая микропредприя-
тия) в Российской Федерации (см. табл. 2).
Таблица 2.
Показатели малых предприятий Российской Федерации за 2018 г.
[Федеральная служба . ]
Количество предприятий, единиц Средняя численность работников, тыс.чел. Оборот предприятий, млрд. руб.
всего из нее средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) всего в том числе:
отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственны-ми силами продано товаров несобственного производства
Всего по обследуемым видам экономической деятельности 2659943 1181 9,8 10719,9 5331 4,2 21292,8 32021,4
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.09.2019 в России соответствующих субъектов насчитывается 5 813 278, при этом малых предприятий - 225 556, средних предприятий - 16 977, микропредприя-
тий - 5 570 745. Общее количество среднесписочной численности работников, занятых в данных субъектах, составляет 15 428 476 человек. Картина распределения занятых в МСП по регионам России согласно данным ФНС показана на рисунке 3.
54
Л. Г. Батракова
Рис. 3. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России [3]
Динамика изменения количества субъектов малого и среднего предпринимательства в России показывает снижение их количества более чем на 100 тыс. За год прекратили свое существование около 80 тыс. микропредприятий, 25 тыс. малых предприятий и 2 тыс. средних. 06-
щее количество работников сократилось на полмиллиона человек.
В I полугодии 2019 г. средняя численность малых предприятий (без учета микро-) в РФ составила 248,5 тыс., в среднем годовое снижение равно 6,28 % (рисунок 4).
Рис. 4. Динамика численности малых предприятий (без учета микро-) в РФ и ее годовое изменение в I полугодии 2019 года [Арзуманов, 2019]
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 55
В I полугодии 2019 г. численность средних предприятий в РФ составила 19,6 тыс., в среднем го-
довое снижение равно 3,02 % (см. рис. 5).
Рис. 5. Численность средних предприятий в РФ и ее годовое изменение [Арзуманов, 2019]
Приведенные данные на рисунках 4 и 5, позволяют сделать вывод о том, что развитие среднего и малого бизнеса в России имеет отрицательную динамику, а это нега-
тивно сказывается на экономике регионов.
Проанализируем показатели предпринимательской активности МСП, представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Показатели предпринимательской активности предприятий по субъектам Российской Федерации в 2018 г. [Федеральная служба ...]
Количество активных предприятий Количество «угасающих» предприятий
Российская Федерация 3 433 533 217 953
Центральный федеральный округ 1 291515 101 342
Северо-Западный федеральный округ 466 546 28 477
Южный федеральный округ 253 536 15 792
56
Л. Г. Батракова
Количество активных предприятий Количество «угасающих» предприятий
Северо-Кавказский федеральный округ 78 588 11 309
Приволжский федеральный округ 561 335 23 363
Уральский федеральный округ 276 156 10 850
Сибирский федеральный округ 373 266 19 116
Дальневосточный федеральный округ 132 350 7 704
По данным налоговой службы, с августа 2018 г. по август 2019 г. прекратили деятельность 750 тыс. малых предприятий в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане. Одной из причин можно назвать высокую конкуренцию в этих регионах.
Если рассмотреть отраслевую структуру МСП по видам экономической деятельности, то можно отметить, что более % предприятий МСП сконцентрировано в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности. В 2019 году на сферу оптовой и розничной торговли приходилось 37% от общей доли МСП, 22 % - на предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, далее идут строительные организации - 12 %, обрабатывающее производство -9 %, транспорт и связь - 8 %, гостиницы и рестораны - 3 %, сельское хозяйство - 2 % и прочие составили 7 %.
3. Анализ проблем МСБ в условиях пандемии В условиях экономического кризиса в любой стране представители
малого и среднего предпринимательства испытывают трудности первыми, так как меньше всего защищены от внешних экономических воздействий. Пандемия ударила по малому и среднему бизнесу, и как следствие, пытаясь выжить, компании стали сокращать штат. В работе предприятий возникли серьезные проблемы: недостаток оборотных средств; снижение спроса на продукцию; ухудшение условий поставки сырья и комплектующих; сокращение объемов производства компании и др.
В отсутствие выбора бизнес был вынужден приспосабливаться к новым условиям. Риск потери доходов характерен для многих отраслей, однако степень этих рисков различна. Сгруппируем отрасли национального хозяйства по степени риска потери доходов в условия пандемии:
- отрасли сферы услуг, туризм и гостиничный бизнес, транспортные перевозки, ресторанный бизнес, бизнес, связанный с услугами оффлайн образования (культурного, спортивного и т. п.), индустрия раз-
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 57
влечений и организации мероприятий, непродуктовый ритейл. С учетом специфики этих бизнесов можно ожидать их банкротства и потери кредитоспособности, кроме того большинство сотрудников этих индустрий потеряют работу;
- отрасли, связанные с промышленным и сельскохозяйственным производством, а также металлургия, нефтегазовые, горнодобывающие и химические сектора экономики. Этот бизнес понесет опосредованный ущерб, который связан с общим замедлением экономики и снижением цен на сырье;
отрасли продуктового ритей-ла, телекоммуникации, фармацевтика.
По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) самые большие потери понесут сферы общепита (37 %) и туризма (34 %) [Названы сферы . ].
Распространение коронавируса внесло свои коррективы и в жизнь россиян, появились невостребованные во время карантина профессии. Для иллюстрации рассмотрим как меняется посещаемость торговых центров в Москве в марте 2020 года на фоне распростаранения корона-вируса (см. рис. 6).
Рис. 6. Динамика посещения торговых центов Москвы
58
Л. Г. Батракова
Главная особенность нынешней экономической ситуации заключается в том, что ее нельзя спрогнозировать. Поэтому власти всех стран стараются поддержать предпринимателей, чтобы избежать финансового коллапса. 4. Федеральные и региональные меры поддержки МСП в условиях пандемии Долгосрочное накопление резервов правительством Российской Федерации обрело смысл. В качестве федеральных мер поддержки
Президент РФ В.В. Путин предоставил предприятиям из зоны риска отсрочку на ближайшие шесть месяцев по всем налогам, за исключением НДС. Вдвое (с 30 до 15 %) снизил размер страховых взносов, а микропредприятиям дал по ним отсрочку [Меры поддержки ...]. Меры Правительства РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии обобщены в таблице 4.
Таблица 4.
Меры Правительства РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии
Меры поддержки Нормативные документы
Продление сроков уплаты налогов ПП РФ от 02.04.2020 № 409
Продление срока предоставления отчетности ПП РФ от 02.04.2020 № 409
Запрет на проверки, взыскания и санкции со стороны ФНС и других органов КНД Блокировка ПП РФ от 02.04.2020 № 409
Мораторий на налоговые санкции пункт 7 ПП РФ от 02.04.2020 № 409
Снижение тарифов по страховым взносам
Мораторий на рост взносов ИП
Беспроцентные кредиты на выплату зарплат Правила предоставления субсидий ПП РФ от 30 декабря 2018 г. N 1764
Расширена программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса Правила предоставления субсидий ПП РФ от 30 декабря 2018 г. N 1764
Отсрочка по взносам
Отсрочка по кредиту Правила предоставления субсидий ПП РФ от 30 декабря 2018 г. N 1764
Отсрочка по аренде Статья 19 Закона 98-ФЗ ПП РФ от 3 апреля 2020 г. N 439
Спецпрограмма стимулирования
Кредитные каникулы ФЗ от 03.04.2020 № 106-ФЗ ПП РФ от 3 апреля 2020 г. № 434
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России
59
Меры поддержки Нормативные документы
Снижение требований к обеспечению госконтрактов Статья 11 ФЗ № 98-ФЗ N 44-ФЗ (в ред. от 01.04.2020 Закона 98- ФЗ)
Помимо федеральной помощи МСП получат поддержку региональную.
В Карелии региональное правительство одним из первых в России начало вводить дополнительные льготы и субсидии для пострадавших от коронавируса предпринимателей, пакет мер поддержки постоянно увеличивается. Власти Карелии ввели отсрочку по платежам за аренду имущества и земли, находящиеся в республиканской и муниципальной собственности.
На наиболее пострадавшие отрасли Правительство России зарезервировало для Карелии 265 млн рублей: дополнительные компенсации для малого бизнеса, работающего в социальной сфере (образование, культура, спорт, здравоохранение и пр.). Бюджет возмещает таким предприятиям до 1 млн рублей (но не более 70 %) затрат на аренду и ремонт помещений, оплату коммунальных услуг, покупку оборудования, инструментов и материалов, до 1 млн рублей (но не больше 50 %) затрат на электроэнергию.
Максимальная компенсация по выплате кредитов и лизинговых платежей отраслей автоперевозок, культуры и организации досуга и развлечений, физкультурно-
оздоровительной деятельности и
спорта, туризма и гостиничного бизнеса, общественного питания, дополнительного образования, предоставления бытовых услуг и розничной торговли непродовольственными товарами увеличена с
2 до 4 млн рублей. Правительство намерено уменьшить ставки платежей, взимаемых по упрощенной схеме налогообложения, и ставку налога на имущество организаций [Как власти поддерживают . ].
В Новгородской области для предпринимателей вводят льготные займы, а в Нижегородской области представителей бизнеса полностью освободят от коммунальных платежей, где-то от аренды.
В Тульской области разработали следующие меры поддержки:
- финансовой (льготный займ 100 тыс. рублей под 1 % годовых на 1 год без залога и поручительств, с возможностью оплаты через год, до 500 тыс. рублей по ставкам от 3 % до 6 % годовых на срок до 3 лет без залога, до 5,0 млн рублей по ставкам от
3 % до 6 % годовых на срок до 3 лет с залогом, с поручительством, с возможностью отсрочки по оплате основного долга и процентов);
— имущественной (отсрочка по уплате арендных платежей за пользование федеральным имуществом, государственным имуществом
60
Л. Г. Батракова
Тульской области, муниципальным имуществом);
- налоговой (снижение ставок по УСН в отношении приоритетных сфер деятельности).
В Ярославле значительно пострадали туристический и гостиничный бизнес, общепит. Ярославль - туристический город, и это означает, что бюджет недополучит налогов. В департаменте инвестиций и промышленности правительства Ярославской области открыта горячая линия по вопросам поддержки промышленности и малого и среднего бизнеса.
В Екатеринбурге правительство определило девять наиболее пострадавших отраслей из-за распространения коронавирусной инфекции, которым предполагается оказывать поддержку. Эти предприятия смогут рассчитывать на небольшие беспроцентные льготные кредиты для выплаты зарплат на полгода, отсрочку на 6 месяцев по действующим займам со снижением процентной ставки, а также на отсрочку налогов на полгода (кроме НДС). Введут также мораторий на банкротство, штрафы и проверки. Кроме того, микропредприятия численностью до 15 человек на 6 месяцев будут освобождены от социальных взносов. Остальным компаниям взносы снизят с 30 % до 15 % [Правительство определило . ].
В Вологодской области поддержку предприятиям региона окажут по четырем направлениям: налоги, кредиты, контрольно-
надзорная деятельность и аренда. На региональном уровне будет вдвое снижен размер налога на имущество, а муниципалитетам рекомендовано снизить ставки по земельному налогу и единому налогу на вмененный доход [Кув-шинников, 2020].
В Сахалинской области предложили меры защиты предпринимателей от экономических последствий пандемии, общая сумма всех налоговых послаблений и мер поддержки, принятых для малого и среднего бизнеса, составит 1 млрд рублей. Сахалинский фонд развития предпринимательства снизил ставки по займам. Бизнесмены могут получить до 5 млн рублей на открытие и развитие собственного дела. В зависимости от вида деятельности предприятия кредитная ставка с 5-6 % уменьшается до 2-3 %. Кроме того, для сахалинских предпринимателей уменьшат налоги [Малый и средний бизнес . ].
Выводы
Малый и средний бизнес является сектором экономики национального, регионального и местного масштаба, а также особым типом предпринимательской деятельности. Развитие малого и среднего предпринимательства давно являлась одной из ключевых проблем в России. Однако уровень актуальности данной проблемы обострился в связи развитием эпидемии короно-вируса. В этих условиях малый и средний бизнес пострадали первы-
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 61
ми, поскольку менее всего защищены от внешних экономических воздействий.
Анализ количественных показателей деятельности МСП показал относительно малый масштаб производства, в то время как опыт развитых стран свидетельствует о том, что от уровня развития МСП зависит экономика региона и страны в целом. Поэтому власти всех стран
стараются поддержать предпринимателей в период пандемии.
В заключение отметим, что после отмены ограничений, введенных из-за коронавируса, экономика регионов будет восстанавливаться медленно и поэтапно. Там, где существуют тесные контакты между людьми, в таких отраслях как туризм, авиаперевозки, сфера услуг и развлечений и пр. процесс оживления будет происходить дольше.
Библиографический список
1. Арзуманов И. Динамика малого бизнеса: во всем мире праздник, а у нас застой. 2019. 11 июля. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/487442/. (Дата обращения: 10.11.2019).
2. Батракова Л. Г. Развитие цифровой экономики в регионах России // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 51-64.
3. Бизнес и его перспективы в условиях санкций. // vc.ru: сайт. 2019. 20 октября. URL: https://vc.ru/finance/88677-biznes-i-ego-perspektivy-v-usloviyah-sankciy. (Дата обращения: 26.03.2020).
4. В «Корпорации МСП» рассказали о главном показателе развития малого бизнеса // RT : сайт. 2019. 30 октября. URL: https://russian.rt.com/business/news/682332-rossiya-msp-biznes. (Дата обращения: 10.11.2019).
5. В ВЭФ оценили изменения в мировой экономике из-за пандемии. // РБК: сайт. 2020. 4 апреля. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/04/2020/5e882ef 59a7947689874324e. (Дата обращения: 06.04.2020).
6. Как власти поддерживают карельский бизнес в условиях пандемии // Республика : 2020. 8 апреля. URL: http://rk.karelia.ru/ekonomika/kak-vlasti-podderzhivayut-karelskij-biznes-v-usloviyah-pandemii/. (Дата обращения: 09.04.2020).
7. Кувшинников О. А. Власти Вологодской области помогут бизнесу в условиях пандемии // ТАСС : сайт. 2020. 6 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/8176485. (Дата обращения: 09.04.2020).
8. Малый и средний бизнес Сахалина получит налоговые послабления на время пандемии // Мой бизнес : сайт. 2020. 8 апреля. URL: https://мойбизнес.рф/smi/malyy-i-sredniy-biznes-sakhalina-poluchit-nalogovye-poslableniya-na-vremya-pandemii/. (Дата обращения: 09.04.2020).
9. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях пандемии // Верное решение.ги: сайт. 2020. 6 апреля. URL: httpsy/решение-верное.рф/msp-covid-april-2020. (Дата обращения: 09.04.2020).
10. Мовчан А. Экономика военного времени. Как пандемия 2020 года изменит мир. // Forbes Contributor : сайт. 2020. 25 марта. URL:
62
Л. Г. Батракова
https://www.forbes.ru/biznes/395899-ekonomika-voennogo-vremeni-kak-pandemiya-2020-goda-izmenit-mir. (Дата обращения: 06.04.2020).
11. Названы сферы малого бизнеса с наибольшими убытками из-за коронави-руса // REGNUM : сайт. 2020. 6 апреля. URL: https://regnum.ru/news/2907209.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&ut m_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews. (Дата обращения: 09.04.2020).
12. Пандемия короновируса нового типа // ТАСС : сайт. 2020. 25 марта. URL: https://tass.ru/ekonomika/8078931. (Дата обращения: 26.03.2020).
13. Правительство определило наиболее пострадавшие от эпидемии отрасли // Деловой квартал : сайт. 2020. 27 марта. URL: https://nn.dk.ru/news/pravitelstvo-opredelilo-naibolee-postradavshie-ot-epidemii-otrasli-oni-poluchat-podderzhku-237134071. (Дата обращения :03.04.2020).
14. Приказ Росстата от 29.12.2018 N 793 «Об утверждении Методики расчета показателя «Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации» (ред. от 22.11.2019). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316110/. (Дата обращения: 26.03.2020).
15. Титов Б. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир // Институт экономики и роста. 2018. 27 июля. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie -ier-msp-27.07.18.pdf. (Дата обращения: 26.03.2020).
16. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/. (Дата обращения: 26.03.2020).
17. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/. (Дата обращения: 26.03.2020).
18. Федеральный закон от 23.06.2016 N 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200006/. (Дата обращения: 26.03.2020).
19. Федеральный закон от 03.08.2018 N З13-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304053/. (Дата обращения: 26.03.2020).
20. Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. 2016. № 2 (106). С. 626-629.
21. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/. (Дата обращения: 26.03.2020).
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 63
Bibliograficheskij spisok
1. Arzumanov I. Dinamika malogo biznesa: vo vsem mire prazdnik, a u nas zastoj. 2019. 11 ijulja. URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/487442/. (Data ob-rashhenija: 10.11.2019).
2. Batrakova L. G. Razvitie cifrovoj jekonomiki v regionah Rossii // Social'no-politicheskie issledovanija. 2019. № 1. S. 51-64.
3. Biznes i ego perspektivy v uslovijah sankcij. // vc.ru: sajt. 2019. 20 oktjabrja. URL: https://vc.ru/finance/88677-biznes-i-ego-perspektivy-v-usloviyah-sankciy. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
4. V «Korporacii MSP» rasskazali o glavnom pokazatele razvitija malogo biznesa // RT : sajt. 2019. 30 oktjabrja. URL: https://russian.rt.com/business/news/682332-rossiya-msp-biznes. (Data obrashhenija: 10.11.2019).
5. V VJeF ocenili izmenenija v mirovoj jekonomike iz-za pandemii. // RBK: sajt. 2020. 4 aprelja. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/04/2020/5e882ef 59a7947689874324e. (Data obrashhenija: 06.04.2020).
6. Kak vlasti podderzhivajut karel'skij biznes v uslovijah pandemii // Respublika : 2020. 8 aprelja. URL: http://rk.karelia.ru/ekonomika/kak-vlasti-podderzhivayut-karelskij-biznes-v-usloviyah-pandemii/. (Data obrashhenija: 09.04.2020).
7. Kuvshinnikov O. A. Vlasti Vologodskoj oblasti pomogut biznesu v uslovijah pandemii // TASS : sajt. 2020. 6 aprelja. URL: https://tass.ru/ekonomika/8176485. (Data obrashhenija: 09.04.2020).
8. Malyj i srednij biznes Sahalina poluchit nalogovye poslablenija na vremja pan-demii // Moj biznes : sajt. 2020. 8 aprelja. URL: https://mojbiznes.rf/smi/malyy-i-sredniy-biznes-sakhalina-poluchit-nalogovye-poslableniya-na-vremya-pandemii/. (Data obrashhenija: 09.04.2020).
9. Mery podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v uslovijah pandemii // Vernoe reshenie.ru: sajt. 2020. 6 aprelja. URL: https://reshenie-vernoe.rf/msp-covid-april-2020. (Data obrashhenija: 09.04.2020).
10. Movchan A. Jekonomika voennogo vremeni. Kak pandemija 2020 goda izme-nit mir. // Forbes Contributor : sajt. 2020. 25 marta. URL: https://www.forbes.ru/biznes/395899-ekonomika-voennogo-vremeni-kak-pandemiya-2020-goda-izmenit-mir. (Data obrashhenija: 06.04.2020).
11. Nazvany sfery malogo biznesa s naibol'shimi ubytkami iz-za koronavirusa // REGNUM : sajt. 2020. 6 aprelja. URL: https://regnum.ru/news/2907209.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&ut m_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews. (Data obrashhenija: 09.04.2020).
12. Pandemija koronovirusa novogo tipa // TASS : sajt. 2020. 25 marta. URL: https://tass.ru/ekonomika/8078931. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
13. Pravitel'stvo opredelilo naibolee postradavshie ot jepidemii otrasli // Delovoj kvartal : sajt. 2020. 27 marta. URL: https://nn.dk.ru/news/pravitelstvo-opredelilo-naibolee-postradavshie-ot-epidemii-otrasli-oni-poluchat-podderzhku-237134071. (Data obrashhenija :03.04.2020).
14. Prikaz Rosstata ot 29.12.2018 N 793 "Ob utverzhdenii Metodiki rascheta pokazatelja «Dolja malogo i srednego predprinimatel'stva v valovom vnutrennem
64
fl. r. EampaKoea
produkte Rossijskoj Federacii» (red. ot 22.11.2019). URL: http://www. consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_316110/. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
15. Titov B. Sektor malogo i srednego predprinimatel'stva: Rossija i Mir // Institut jekonomiki i rosta. 2018. 27 ijulja. URL: http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/07/issledovanie-ier-msp-27.07.18.pdf. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
16. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki : oficial'nyj sajt. URL: https://www.gks.ru/. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
17. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ «O razvitii malogo i sredne-go predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» (red. ot 27.12.2019, s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
18. Federal'nyj zakon ot 23.06.2016 N 222-FZ «O vnesenii izmenenij v ot-del'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200006/. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
19. Federal'nyj zakon ot 03.08.2018 N 313-FZ "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossij-skoj Federacii» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304053/. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
20. Cherkasov D. O. Rol' malogo predprinimatel'stva v jekonomike Rossii // Mo-lodoj uchenyj. 2016. № 2 (106). S. 626-629.
21. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2018 № 204 «O nacional'nyh celjah i strate-gicheskih zadachah razvitija Rossii na period do 2024 goda» (red. ot 19.07.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/. (Data obrashhenija: 26.03.2020).
Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России 65