Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРАНТИЙНОЙ СИСТЕМЫ КАК МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРАНТИЙНОЙ СИСТЕМЫ КАК МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / государственная поддержка малого и среднего бизнеса / национальная гарантийная система / гарантийная поддержка / small and medium-sized enterprises / government support for small and mediumsized businesses / national guarantee system / guarantee support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Я О. Фетисов

В статье рассматриваются особенности применения инструментария государственной поддержки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, в частности, в форме предоставления гарантий и поручительств по кредитным договорам и договорам займа, анализируется динамика их использования, перспективы развития Национальной гарантийной системы. Проведенное исследование позволяет обосновать значимость и привлекательность финансовых инструментов государственной поддержки для сектора малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях нарастания геополитической напряженности и глобальной экономической волатильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF REGIONAL GUARANTEE ORGANIZATIONS OF THE NATIONAL GUARANTEE SYSTEM AS A MECHANISM FOR FINANCIAL SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article examines the specifics of using the tools of state support for the activities of small and medium-sized businesses, in particular, in the form of guarantees and sureties under loan agreements and loan agreements, analyzes the dynamics of their use, prospects for the development of the National Guarantee System. The conducted research makes it possible to substantiate the importance and attractiveness of financial instruments of state support for the small and medium-sized business sector, especially in the context of increasing geopolitical tensions and global economic volatility.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРАНТИЙНОЙ СИСТЕМЫ КАК МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРАНТИЙНОЙ СИСТЕМЫ КАК МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Я.О. Фетисов, аспирант

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ) (Россия, г. Москва)

DOL10.244W24П-0450-20244-3-П0-П3

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения инструментария государственной поддержки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, в частности, в форме предоставления гарантий и поручительств по кредитным договорам и договорам займа, анализируется динамика их использования, перспективы развития Национальной гарантийной системы. Проведенное исследование позволяет обосновать значимость и привлекательность финансовых инструментов государственной поддержки для сектора малого и среднего предпринимательства, особенно в условиях нарастания геополитической напряженности и глобальной экономической волатильности.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка малого и среднего бизнеса; национальная гарантийная система; гарантийная поддержка.

Малый и средний бизнес (далее - МСБ) играет весомую роль в структуре экономических систем большинства развитых и развивающихся стран. В отдельных странах доля МСБ в ВВП достигает почти 70%, при этом в Российской Федерации этого сектора экономики в ВВП по итогам 2023 года составил только 21%. При этом особое значение организаций, относящихся к категории малых и средних, было отмечено по завершению глобальной пандемии коронавирусной инфекции, а также с учетом санкционных ограничений, введенных в отношении Российской Федерации недружественными странами и существенно усилившихся за последние годы, в связи с их способностью быстро адаптироваться к обстоятельствам социально-экономического и политического характера [1].

Вместе с тем поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) со стороны государства в про-мышленно развитых странах обладает длительной историей и имеет существенное значение для формирования благоприятной среды для их устойчивого развития, а в некоторых случаях является ключевым инструментом для их сохранения. Необходимо отметить, что в странах, в которых

вклад МСП в ВВП является существенным, отмечается высокий уровень развития мер и механизмов государственной поддержки, а также их длительность в историческом масштабе. Несмотря на относительно короткое время существования сегмента МСП в Российской Федерации количество мер государственной поддержки является значительным, однако экспертами отмечается отсутствие системности и сложность их получения, что требует детального анализа. Также далеко не все инструменты, применяемые для поддержки субъектов МСБ, обеспечивают должную эффективность [2].

Вместе с тем начиная с начала 2020-х годов при поддержке федерального правительства в лице Министерства экономического развития и Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» активно осуществляется оптимизация и цифрови-зация мер государственной поддержки, реализуемых на федеральном и региональном уровнях, а также проводятся мероприятия по реорганизации подходов к

предоставлению мер государственной поддержки.

Важным ресурсом для устойчивого функционирования субъектов МСП является обеспечение им доступа к финансированию [3]. На наш взгляд, государственная поддержка именно в этой области является одной из основных в ракурсе развития не только действующих организаций в сегменте МСП, но и в особенности начинающих предпринимателей и вновь созданных юридических лиц.

Одним из ключевых механизмов повышения доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства является созданная в Российской Федерации Национальная гарантийная система (далее - НГС), включающая гарантийные организации, функционирующие на федеральном и региональном уровнях, кредитную организацию -Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства, а также недавно включенные в состав НГС государственные микрофинансовые организации.

Деятельность гарантийных организаций в Российской Федерации регулируется рядом нормативных актов федерального уровня:

- Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от

19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года»;

- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от

28.11.2016 «Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности».

Указанные выше организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства во взаимодействии друг с другом обеспечивают комплексную финансовую поддержку субъектам МСП,

организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее -организации инфраструктуры поддержки), специализированным финансовым обществам в рамках сделок секьюритизации на федеральном и региональном уровнях с помощью гарантий и поручительств, а также единых стандартов работы гарантийных и микрофинансовых организаций.

Гарантийная поддержка, предоставляемая участниками НГС, реализуется в форме гарантии и поручительства по кредитным договорам и договорам займа, договорам лизинга и (или) иным финансовым обязательствам, заключенным

с субъектами МСП или организациями инфраструктуры поддержки. Кроме того, участниками НГС предоставляются гарантии и поручительства, обеспечивающие сделки по секьюритизации портфеля кредитов субъектов МСП, а также в целях обеспечения их участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее соответственно - закупки, законодательство в сфере закупок), обеспечения исполнения ими договоров, контрактов, заключенных по результатам закупок.

При этом на долю региональных гарантийных организаций (далее - РГО) приходится почти половина объема финансирования субъектов МСП с использованием механизма государственных гарантий. Эффективность деятельности регионального сегмента НГС можно оценивать на основе официальной статистики, предоставляемой АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Министерством экономического развития Российской Федерации, Центральным Банком Российской Федерации и органами государственной статистики.

Представляется целесообразным рассмотреть динамику показателей, реализованных в период действия ограничений,

связанных с распространением коронови-русной инфекции и вводимыми санкцион-ными ограничениями за период с 2020 по 2023 год. В соответствии с опубликованными результатами деятельности РГО по итогам 2021 года РГО предоставлено 10 448 поручительств на 80,052 млрд. рублей, что позволило 9136 субъектам МСП привлечь в кредитных организациях свыше 222,935 млрд. рублей. РГО показали положительную динамику в сравнении с прошлым периодом. Объем выданных поручительств РГО за 2021 год более чем на

38% превысил значение данного показателя за 2020 год и существенно превышает соответствующие значения более ранних периодов (например, за 2019 год - поручительства на сумму 53,1 млрд. рублей при финансировании субъектов МСП в 136,97 млрд. рублей). При этом интенсивный рост привлеченного субъектами МСП финансирования с использованием инструментов региональных гарантийных организаций сохраняется на всем протяжении работы гарантийной системы (рис.).

I Финансирование

Рис. Объем кредитно-гарантийной поддержки субъектам МСП с привлечением РГО, млрд.

руб.

Существенный прирост объемов приходится на 2021 год по отношению к предыдущим периодам - 37% по отношению к 2020 году (динамика в аналогичные периоды прошлых лет находилась в пределах 20%), что указывает не только на всплеск экономической активности субъектов предпринимательской деятельности с учетом адаптации к новым экономических условиям, но и на все большую роль финансовых механизмов поддержки МСБ, что также наглядно подтверждается сохранением указанной тенденции в текущем периоде. Так, объем предоставленно-

го финансирования по итогам 2023 года составил 430,14 млрд. рублей с привлечением поручительств в размере 190 млрд. рублей, что превышает показатель 2019 года в 3,6 раза.

Таким образом, значимость и привлекательность финансовых инструментов государственной поддержки для сектора МСП в периоды повышенной политической и экономической волатильности имеет тенденции к росту, что говорит о необходимости развития данных инструментов со стороны государства.

Библиографический список

1. Механизм повышения эффективности управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: теоретические и прикладные аспекты: монография / Н.В. Артемьев, Г.З. Ахметова, А.Л. Баранников [и др.]; под ред. М.Ю. Маковецкого, Е.В. Рибокене; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. Менеджмента [Электронное издание]. -М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2022. - 3,15 Мб.

2. Оценка эффективности мероприятий по поддержке российского малого и среднего бизнеса в условиях пандемии / Р.М. Байгулов, Г.З. Ахметова, В.Н. Иванов [и др.] // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2022. - № 1. - С. 22-42.

3. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты: монография / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]; под ред. Н.В. Артемьева, М.Ю. Маковецкого; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. Менеджмента [Электронное издание]. - Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2023. - 3,5 Мб.

THE ROLE OF REGIONAL GUARANTEE ORGANIZATIONS OF THE NATIONAL GUARANTEE SYSTEM AS A MECHANISM FOR FINANCIAL SUPPORT OF SMALL

AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Y.O. Fetisov, Postgraduate Student

Moscow Information and Technological University - Moscow Architecture and Construction Institute (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines the specifics of using the tools of state support for the activities of small and medium-sized businesses, in particular, in the form of guarantees and sureties under loan agreements and loan agreements, analyzes the dynamics of their use, prospects for the development of the National Guarantee System. The conducted research makes it possible to substantiate the importance and attractiveness of financial instruments of state support for the small and medium-sized business sector, especially in the context of increasing geopolitical tensions and global economic volatility.

Keywords: small and medium-sized enterprises; government support for small and medium-sized businesses; national guarantee system; guarantee support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.