Научная статья на тему 'Механизмы и инструменты формирования и развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса'

Механизмы и инструменты формирования и развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / MECHANISMS / TOOLS / SYSTEM OF STATE SUPPORT / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сероштан М. В., Акимова Г. З.

В статье представлены обобщенные данные о механизмах и инструментах финансового обеспечения в контексте формирования и развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, полученные на основе официальной статистики с использованием методов количественного и качественного анализа. Показано, что в последние годы в стране на федеральном уровне сформирована многоканальная система и гарантийный механизм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, разработан и реализуется на основе принципов проектного управления комплекс государственных программ, представляющих собой важный инструмент государственной поддержки. Однако, несмотря на принимаемые меры, состояние и динамика развития государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая доступность к кредитным ресурсам, уступает развитым странам и не отвечает ожиданиям бизнеса и общества. Существенным препятствием для развития данного сектора экономики продолжает оставаться отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей бизнеса, что отрицательно сказывается на его деловой активности. Функционирующая в России трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса за счет унификации технологий, стандартов, документации, информационного взаимодействия обусловливает улучшение условий их кредитования, снижение кредитных рисков, увеличение объемов долгосрочного кредитования и повышение эффективности использования гарантийного капитала. Вместе с тем имеющиеся в организации мониторинга результативности гарантийного механизма проблемы не позволяют проводить объективную оценку эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Это обусловливает целесообразность дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения в части формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства получателей государственной поддержки, а также оценки показателей их деловой активности и вклада в достижение целевых индикаторов развития малого и среднего бизнеса.The article presents generalized data on the mechanisms and instruments of financial security in the context of the formation and development of the system of state support for small and medium-sized businesses, obtained on the basis of official statistics using the methods of quantitative and qualitative analysis. It is shown that in recent years in the country at the Federal level formed multi-channel system and guarantee mechanism of financial support of small and medium business, developed and implemented on the basis of the principles of project management, complex government programs, as a vital instrument of state support. However, despite the measures taken, the state and dynamics of state support for small and medium-sized businesses, including access to credit resources, is inferior to developed countries and does not meet the expectations of business and society. A significant obstacle to the development of this sector of the economy continues to be the lack of sufficient financial resources to meet its own investment and turnover needs of business, which adversely affects its business activity. The three-level target model of providing guarantee support to small and medium-sized businesses operating in Russia by means of unification of technologies, standards, documentation, information interaction causes improvement of their lending conditions, reduction of credit risks, increase of long-term lending volumes and increase of efficiency of use of guarantee capital. At the same time, the existing problems in the organization of monitoring and evaluation of the effectiveness of the guarantee mechanism do not allow an objective assessment of the effectiveness of state support for small and medium-sized businesses. This makes it expedient to further improve the regulatory support in terms of the formation of a unified register of small and medium-sized businesses-recipients of state support, as well as the assessment of their business activity and contribution to the achievement of target indicators of small and medium-sized businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы и инструменты формирования и развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса»

УДК 330.1:338.2

Сероштан М.В., Акимова Г.З.

МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Аннотация

В статье представлены обобщенные данные о механизмах и инструментах финансового обеспечения в контексте формирования и развития системы государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, полученные на основе официальной статистики с использованием методов количественного и качественного анализа. Показано, что в последние годы в стране на федеральном уровне сформирована многоканальная система и гарантийный механизм финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, разработан и реализуется на основе принципов проектного управления комплекс государственных программ, представляющих собой важный инструмент государственной поддержки. Однако, несмотря на принимаемые меры, состояние и динамика развития государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая доступность к кредитным ресурсам, уступает развитым странам и не отвечает ожиданиям бизнеса и общества. Существенным препятствием для развития данного сектора экономики продолжает оставаться отсутствие достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей бизнеса, что отрицательно сказывается на его деловой активности. Функционирующая в России трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса за счет унификации технологий, стандартов, документации, информационного взаимодействия обусловливает улучшение условий их кредитования, снижение кредитных рисков, увеличение объемов долгосрочного кредитования и повышение эффективности использования гарантийного капитала. Вместе с тем имеющиеся в организации мониторинга результативности гарантийного механизма проблемы не позволяют проводить объективную оценку эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Это обусловливает целесообразность дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения в части формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки, а также оценки показателей их деловой активности и вклада в достижение целевых индикаторов развития малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова

Механизмы, инструменты, система государственной поддержки; субъекты малого и среднего предпринимательства.

JEL: M20

Seroshtan M.V., Akimova G.Z.

MECHANISMS AND TOOLS FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Annotation

The article presents generalized data on the mechanisms and instruments of financial security in the context of the formation and development of the system of state support for small and medium-sized businesses, obtained on the basis of official statistics using the methods of quantitative and qualitative analysis. It is shown that in recent years in the country

65

at the Federal level formed multi-channel system and guarantee mechanism of financial support of small and medium business, developed and implemented on the basis of the principles of project management, complex government programs, as a vital instrument of state support. However, despite the measures taken, the state and dynamics of state support for small and medium-sized businesses, including access to credit resources, is inferior to developed countries and does not meet the expectations of business and society. A significant obstacle to the development of this sector of the economy continues to be the lack of sufficient financial resources to meet its own investment and turnover needs of business, which adversely affects its business activity. The three-level target model of providing guarantee support to small and medium-sized businesses operating in Russia by means of unification of technologies, standards, documentation, information interaction causes improvement of their lending conditions, reduction of credit risks, increase of long-term lending volumes and increase of efficiency of use of guarantee capital. At the same time, the existing problems in the organization of monitoring and evaluation of the effectiveness of the guarantee mechanism do not allow an objective assessment of the effectiveness of state support for small and medium-sized businesses. This makes it expedient to further improve the regulatory support in terms of the formation of a unified register of small and medium-sized businesses-recipients of state support, as well as the assessment of their business activity and contribution to the achievement of target indicators of small and medium-sized businesses.

Keyword

Mechanisms, tools, system of state support; small and medium-sized businesses.

Введение. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего бизнеса на основе соблюдения принципа равного доступа к получению поддержки в соответствии с условиями, установленными государственными программами, является одной из основных целей государственной политики в этой сфере.

Как важный механизм координации в системе государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года выступает основой для разработки и реализации указанных государственных программ.

Важно отметить, что на современном этапе обеспечение доступности необходимых финансовых ресурсов выделено одним из приоритетных направлений государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам

Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев отметил, что расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам является «исключительно важной темой» и что «у малого и среднего бизнеса большая потребность в недорогих кредитных ресурсах» [1].

Однако, несмотря на принимаемые меры, состояние и динамика развития государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая доступность к кредитным ресурсам, уступает развитым странам и не отвечает ожиданиям бизнеса и общества.

Так, если в 2018 г. по сравнению с 2010 г. общий объем кредитования МСП вырос более чем в 2 раза и составил 6,8 трлн руб., то его доля в общем кредитном портфеле осталась на уровне 2010 г. и составила 15,1 % [2], в то время как среднемировой уровень - 23,0 % [3].

Более того, в условиях обострения конкуренции на внутренних и внешних рынках повышается значимость эффективного использования финансовых ресурсов и возрастает сложность финансо-

вого обеспечения устойчивого развития малого и среднего бизнеса в стране [4].

В этой связи исследование вопросов, связанных с механизмами и инструментами формирования и развития системы государственной поддержки МСП на современном этапе, включая финансовое обеспечение, является актуальной проблемой.

Методы и результаты исследования. Для получения новых обобщенных данных о механизмах и инструментах формирования и развития системы государственной поддержки субъектов МСП использовались методы количественного и качественного анализа.

Исследование основано на официальной статистике Банка России, Рос-стата, данных АО «Корпорация «МСП», а также ранее опубликованных в литературе результатах исследований отечественных и зарубежных авторов в данной предметной области.

Качественное развитие малого и среднего предпринимательства как важная государственная стратегическая задача предопределена Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Приоритетные направления, целевые индикаторы, финансовое сопровождение развития МСП на долгосрочную перспективу содержит национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Следует подчеркнуть, что, по мнению экспертов, именно «отсутствие у большей части предпринимателей достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей» и, более того, «недоступность денег - дорогих кредитов» является существенным препятствием для их развития [5], отрицательно сказывается на величине индекса деловой активности RSBI [6].

Совокупный индекс настроений бизнеса (RSBI) во втором квартале 2019 г. составил 52,0 пункта, индекс доступности финансирования - 49,8 пункта. Следовательно, темп роста деловой активности умеренный и заметных изменений относительно доступности кредитования во втором квартале по сравнению с предыдущим не наблюдается. Вместе с тем за анализируемый квартал доля субъектов МСП, имеющих ранее или получивших новый кредит, выросла до 27 % - максимального значения за всю историю наблюдения (с 1 квартала 2016 г.) [6]. Наряду с множеством других стран для российского малого и среднего бизнеса банковское кредитование является наиболее важным источник внешнего финансирования.

По данным ОЭСР, опубликованным в 2019 г., по темпам роста объемов кредитования малого и среднего бизнеса среди 46 стран мира в 2017 г. Россия (9,2 %) находится на пятом месте, уступая таким странам, как Нидерланды (29,3 %), Колумбия (27,8 %), Ирландия (14,2 %), Сербия (12,9 %). Однако в общем объеме кредитов среднее значение доли долгосрочного кредитования МСП в России в 2017 г. по сравнению с 2013 г. снизилось на 3,08 п.п. - с 43,07 до 39,99 %. Отмечается крайне неравномерное распределение исследуемых стран по доли государственных кредитных гарантий в ВВП. Наибольшая величина этого показателя характерна для таких стран, как, например, Турция -7,62 %, Испания - 4,07 %, Корея - 3,80 %. В России доля государственных кредитных гарантий в ВВП в 2017 г. составила лишь 0,15 %, что примерно соответствует уровню показателя США (0,16 %). Вместе с тем в сравнении с 2013 г. в России наблюдается значительный рост доли государственных кредитных гарантий в ВВП - почти в 4 раза [7].

Авторы разделяют мнение, что приведенные результаты сопоставлений демонстрируют, с одной стороны, высокую дифференциацию исследуемых

стран и в целом улучшение деловой среды, включая Россию, с другой стороны, уровень интегрального показателя «благоприятность условий для ведения бизнеса» в нашей стране предопределяет значительный потенциал его развития.

Это обусловливает необходимость дальнейшего развития механизмов и инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

В настоящее время в стране на основе принципов проектного управления разработан и реализуется комплекс государственных программ, представляющих собой важный инструмент государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Среди основных программ финансовой поддержки субъектов МСП на федеральном и региональном уровне выделяются такие, как Программа стимулирования кредитования субъектов МСП, Национальная гарантийная система поддержки субъектов МСП, программа «Инвестиционный лифт», лизинговая поддержка.

Безусловно, реализация этих специальных программ будет способствовать повышению доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП [8]. Следует подчеркнуть, что в работах отечественных и зарубежных авторов, а также в международной практике большое внимание уделяется гарантийному механизму финансовой поддержки малого и среднего бизнеса [9; 10; 11].

Национальная гарантийная система поддержки субъектов МСП рассматривается как система взаимодействия организаций, обеспечивающих значимую и эффективную государственную финансовую поддержку субъектов МСП [12].

В России в рамках Национальной гарантийной системы (далее - НГС) функционирует трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСП, включающая АО «Корпорация «МСП», АО «МСП Банк», 83 региональные гарантийные организации (далее - РГО).

Первый уровень - АО «Корпорация «МСП»: предоставляются гарантии и поручительства для средних и крупных проектов в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5») на сумму от 100 млн рублей.

Второй уровень - АО «МСП Банк»: предоставляются гарантии в рамках поточных технологий на сумму от 25 до 100 млн рублей.

Третий уровень - РГО: предоставляются поручительства в рамках поточных технологий на сумму до 25 млн рублей.

Трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСП за счет унификации технологий, стандартов, документации, информационного взаимодействия обусловливает улучшение условий их кредитования, снижение кредитных рисков, увеличение объемов долгосрочного кредитования и повышение эффективности использования гарантийного капитала.

Объем и структура гарантийной поддержки МСП всеми участниками НГС характеризуются следующими данными (рис. 1).

Объем гарантийной поддержки МСП всеми участниками НГС нарастающим итогом за 2015-2018 гг. составил 469,5 млрд рублей. В общем объеме гарантийной поддержки МСП доля гарантий и поручительств, выданных АО «Корпорация «МСП», - 56,6 %; доля гарантий, выданных АО «МСП Банк», -10,3 %; доля поручительств РГО - 33,1 %.

В исследуемом периоде наблюдается положительная динамика. Так, в 2018 г. по сравнению с 2015 г. объем гарантийной поддержки МСП всеми участниками НГС увеличился в 3,4 раза и достиг 146,4 млрд рублей. Однако наблюдается существенное снижение ежегодных темпов прироста указанного показателя. Если в 2016 г. к уровню 2015 г. темп прироста составил 139,9 %, то в 2017 г. к уровню предыдущего года -только 37,9 %, в 2018 г. к уровню 2017 г. -лишь 3,9 % [13].

□ Объем поручительств РГО, млрд. руб.

□ Объем гарантий АО «МСП Банк», млрд. руб.

□ Объем гарантий и поручительств АО «Корпорация «МСП», млрд. руб.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

48

42,6

27,7 13,5 11,6 86,7 19,2

79,2

61

24,8

17,8

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Рисунок 1 - Объем и структура гарантийной поддержки МСП, выданной участниками НГС в 2015-2018 гг., млрд рублей

Рисунок 2 - Динамика объемов кредитов, предоставленных субъектам МСП за период с 01.01.2016 по 01.01.2019, трлн рублей

Важно, что среди таких важнейших критериев, обусловливающих успешное осуществление предпринимательской деятельности, как получение кредита, Россия занимает 22-ю позицию в мире [14].

Анализ данных (рис. 2) показал, что по состоянию на 01.01.2017 по сравнению с предыдущим периодом общий объем предоставленного субъектам МСП кредита уменьшился на 2,9 % и составил 5,3 трлн рублей; объем кредита, предоставленного индивидуальным предпринимателям за этот же период, наоборот, увеличился на 9,7 % и составил 340 млрд рублей. В 2018 г. по сравнению с 2015 г. общий объем предоставленного субъектам МСП кредита вырос на 24,9 %, объем кредита, предоставленного индивидуальным предпринимателям за этот же период, -на 64,5 %. Следует заметить, что при этом доля кредита, предоставленного индивидуальным предпринимателям, в его общем объеме МСП увеличилась с 5,7 до 7,5 % [15].

Вместе с тем темп прироста выдачи кредитов МСБ в 2018 г. составил 11,4 %, что существенно ниже, чем в

2017 г., когда он был равен 15,4 %. Такое снижение динамики объясняется, с одной стороны, ужесточением денежно-кредитной политики Банка России, с другой - стагнацией количества платёжеспособных субъектов МСП.

При этом средневзвешенная ставка по предоставленным кредитам составила: сроком до 1 года, включая «до востребования», - 10,89 %, сроком свыше 1 года - 10,08 % [16].

Доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по данным Банка России, составила: на 1 января 2016 г. - 16,3 %, на 1 января 2017 г. - 15,7 %, на 1 января

2018 г. - 14,3 % [17], на 1 января 2019 г. -15,1 % [2]. Из приведенных данных следует, что значения целевого индикатора, характеризующего доступность финансирования субъектов МСП, не достигнуто: его фактическое значение ниже

целевого индикатора, предусмотренного Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, - 19,0 % (2018 г.) [3].

Общий объём просроченной задолженности по кредитам МСП за 2018 год уменьшился: в абсолютном значении - с 623 до 522 млрд руб., по отношению к совокупному портфелю -с 14,9 до 12,4 %.

В исследуемом периоде наметилась тенденция роста доли действующих гарантий (поручительств) всех участников НГС в общей сумме задолженности по кредитам субъектам МСП: по состоянию на 1 января 2016 г. - 1,5 %, по состоянию на 1 января 2017 г. - 3,2 %, по состоянию на 1 января 2018 г. -4,8 %.

За 2015-2018 гг. прослеживается положительная динамика стремительного роста консолидированного объема финансовой поддержки МСП с участием НГС, включая прямые кредиты АО «МСП Банк», - почти в 4 раза (рис. 3).

За 2016 г. годовой прирост показателя составил 77,4 %. В 2017 г. по сравнению с предыдущим периодом годовой прирост снизился в 1,5 раза и составил 53,3 %, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снижение составило42,7 %.

При этом объем финансовой поддержки нарастающим итогом за 20152018 гг. достиг 872 млрд рублей [13].

В соответствии с основными положениями Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки МСП на период до 2020 года преимуществами гарантийных продуктов должны стать:

- доступ к долгосрочному финансированию за счет гарантийной поддержки НГС;

- низкая стоимость получения гарантии и поручительства в обеспечение кредита;

- повсеместный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к гарантийной поддержке [12].

Рисунок 3 - Динамика консолидированного объема финансовой поддержки МСП с участием НГС, включая прямые кредиты АО «МСП Банк», в 2015-2018 гг., млрд рублей

Консолидированный объем финансовой поддержки МСП с участием НГС, включая прямые кредиты АО «МСП Банк», млрд. руб.

2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г.

361

253

165

93

50 100 150 200 250 300 350 400

0

Вместе с тем в функционировании НГС выявлены проблемы, имеющие место в основном в организации мониторинга и оценки результативности гарантийного механизма.

Несмотря на то, что Основные положения Стратегии развития НГС по содержанию соответствуют отраслевому документу стратегического планирования, в системе документов стратегического планирования их статус не определен, чем и объясняется отсутствие отчетной информации о достижении содержащихся в них ключевых показателей.

Следует подчеркнуть, что в решении Коллегии Счетной палаты РФ «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах» отмечается: «Много-канальность расходования средств федерального бюджета на государственную поддержку МСП без ее идентификации в бюджетной отчетности не позволяет достоверно оценить объем бюджетных средств, использованных для достижения целей, установленных в

стратегических документах РФ. Кроме того, не обеспечивается формирование достоверной (полной) информации о расходах федерального бюджета на государственную поддержку МСП» [17]. Все это не позволяет проводить необходимую объективную оценку эффективности государственной поддержки МСП.

Заключение. Анализ и оценка организационно-правового обеспечения развития российского малого и среднего бизнеса позволяет заключить, что в последние годы в стране уделяется особое внимание разработке и реализации государственных программ на федеральном уровне, созданы благоприятные условия для государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках сформированной на федеральном уровне многоканальной системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства возможно использование как возвратных, так и невозвратных инструментов финансирования на разных стадиях их жизненного цикла.

По оценкам Всемирного банка Doing Business 2019. Training for Reform Россия значительно улучшила свои позиции и занимает 31-е место в общемировом рейтинге. Для сравнения: в 2015 г. Россия в этом рейтинге занимала лишь 51-е место [14]. Однако достигнуть целевого показателя в 2018 г. и повысить позицию до 20-й в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» не удалось.

В результате выполненного исследования выделены проблемы, сдерживающие повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП: небольшой охват субъектов малого и среднего бизнеса программами государственной поддержки, низкий уровень использования финансовых услуг, несовершенство организации мониторинга и оценки результативности гарантийного механизма.

Следует признать целесообразным дальнейшее уточнение нормативно-правового обеспечения в части формирования единого реестра субъектов МСП - получателей государственной поддержки, а также оценки показателей их деловой активности и вклада в достижение целевых индикаторов развития.

Таким образом, полученные на основе обобщения аналитических материалов актуальные данные в контексте формирования и развития механизмов и инструментов государственной поддержки российского малого и среднего бизнеса могут быть полезны как начинающим исследователям, так и специалистам и практикам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Заседание президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/36230/.

2. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: итоги 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2018.

3. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (в ред. от 30.03.2018 № 547-р).

4. Таничева Т.С. Механизм обеспечения устойчивого развития малых предприятий // Вестник БГТУ им.

B.Г. Шухова. - 2015. - № 1. - С. 88-92.

5. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018-2019 /

0.Р. Верховская и др. - М., 2019. - 91 с.

6. Индекс RSBI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.-psbank.ru/Bank/Press/News/2019/07/29-

01.

7. Financing SMEs and Entrepreneurs 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary. org/industry-and-services/financing-smes-and- entrepreneurs-2019.

8. Калмыков Н.Н., Иванова Т.Б., Землянская И.С., Мирошников Н.И., Исаев А.П. О совершенствовании механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2019. -Т. 20. - № 3. - С. 789-806.

9. Дорожкин С. Актуальные вопросы функционирования государственных схем кредитных гарантий для МСП и опыт их решения в США // Банковский вестник. - 2019. - № 6 (671). -

C. 57-65.

10. Нестеренко Ю.Н. Национальная гарантийная система как инструмент финансовой поддержки малого предпринимательства // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. -2015. - Вып. 2. - С. 34-40.

11. Бухвальд Е.М., Вилен-ский А.В., Лылова О.В., Мальгина И.В. Позиция администраций российских некрупных муниципальных образований по вопросу о поддержке малого и

среднего предпринимательства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. -Т. 7. - № 8А. - С. 5-24.

12. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 (ред. от 04.05.2018) «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года».

13. Оказание поддержки субъектам МСП Корпорацией МСП в период 2015-2019 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://barum.rtyva.ru/ upload/files/.

14. Doing Business database [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/content/da m/doingBusiness/media/Fact-Sheets/DB 18/DB 18_ECA_Factsheet_RU.

15. Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/udstat.aspx.

16. Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Подведение итогов 2018 г. / В.А. Баринова и др. - М.: ВАВТ Минэкономразвития России, 2018. - 20 с.

17. Из решения Коллегии Счетной палаты РФ от 03.08.2018 № 39К (1260) «О результатах экспертно-аналити-ческого мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit.gov.ru/.

Bibliographic list

1. Meeting of the Presidium of the presidential Council for strategic development and national projects [Electronic resource]. - Access mode: http://government. ru/news/36230/.

2. Lending to small and medium-sized businesses in Russia: results of 2018

[Electronic resource]. - Access mode: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2 018.

3. Strategy for the development of small and medium-sized businesses in Russia for the period up to 2030, utv. by order of the Government of the Russian Federation from June 2, 2016 № 1083-r (as amended on 30.03. 2018 № 547-r).

4. Tanicheva T. S. the Mechanism of sustainable development of small enterprises // Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. - 2015. - № 1. - P. 88-92.

5. Global entrepreneurship monitoring. Russia 2018-2019 / O.R. Verkhov-skaya, etc. - M., 2019. - 91 p.

6. The index RSBI [Electronic resource]. - Access mode: https://www. psbank.ru/Bank/Press/News/2019/07/29-01.

7. Financing SMEs and Entrepreneurs 2019 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/financing-smes-and-entrepreneurs-2019.

8. Kalmykov N.N., Ivanova T.B., Zemlyanskaya I.S., Miroshnikov N.I., Isaev A.P. On improving the mechanisms of support for small and medium-sized businesses // Russian entrepreneurship. -2019. -V. 20. - №. 3. - P. 789- 806.

9. Dorozhkin S. Topical issues of functioning of public credit guarantees schemes for SMEs and solutions in the United States // Bank Bulletin. - 2019. -№ 6 (671). - P. 57-65.

10. Nesterenko Y. N. National guarantee system as a tool of financial support of small business // Vestnik RGGU. The Economic Series. Management. Right. -2015. - Issue 2. - P. 34-40.

11. Buchwald E.M., Vilensky A.V., Lylova O.V., Malgina I.V. The position of the administrations of Russian medium-sized municipalities on the support of small and medium-sized businesses // Economy: yesterday, today, tomorrow. -2017. - V. 7. - № 8A. - P. 5-24.

12. Order of the Ministry of economic development of Russia from 19.02.2015 № 74 (as amended on

04.05.2018) «On approval of basic provisions of Strategy of development of the National guarantee system for small and medium enterprises for the period till 2020».

13. Support to SME Corporation SME in the period 2015-2019 (as

13.05.2019) [Electronic resource]. - Access mode: https://barum.rtyva.ru/upload/ files/.

14. Doing Business database [Electronic resource]. - Access mode: http://russian.doingbusiness.org/content/da m/doingBusiness/media/Fact-Sheets/DB 18/DB 18_ECA_Factsheet_RU.

УДК 60, 63

15. The volume of loans granted to subjects of small and average business in rubles [Electronic resource]. - Access mode: https://www.cbr.ru/statistics/udstat.

16. Development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation. Summarizing 2018 / V.A. Barinova and others. - M.: VAVT Mineconom-razvitiya of Russia, 2018. - 20 p.

17. From the decision of the Collegium of the accounts chamber of the Russian Federation from 03.08.2018, № 39K (1260) «The results of the expert-analytical event «Analysis of the implementation of measures of state support of small and average business in the years 2014-2017» [Electronic resource]. - Access mode: http://www.audit.gov.ru/.

ГуринаИ.В., Медведев А.В., МедведеваЛ.Н.,Рогачев А.Ф.

КОНВЕРГЕНТНАЯ ПЛАТФОРМА SMART AGRICULTURE И ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В АГРОБИЗНЕСЕ

Аннотация

Предметом исследования являются процессы конвергенции технологических инноваций в аграрное производство. Предложен вариант конвергентной платформы Smart Agriculture в контексте применения цифровых информационных технологий в агробизнесе. Цель работы - обоснование перспективных технологий совершенствования аграрного производства в условиях умного сельского хозяйства и цифровизации. Методика исследований основана на проведении системного, статистического, компаративного и патентного анализа с использованием функционально-морфологического подхода, а также целевого мониторинга, в том числе с использованием информационных ресурсов сети Internet. В результате работы обоснованы перспективные направления инновационного развития сельскохозяйственного производства, включая вертикальные агрофермы. Рекомендована конвергентная платформа перспективного развития Smart Agriculture, представляющая собой набор технологий и продуктов, обеспечивающих эволюцию аграрного производства и мелиорации сельскохозяйственных земель. Конвергентная платформа позволяет развивать аграрное предпринимательство и в городской черте, реализовывать умные решения при эксплуатации ресурсов и техники с помощью разрабатываемой архитектуры IoT. Предпринимательские структуры сумеют обеспечить развитие новых высокоэффективных видов бизнеса и услуг, дающих возможность получить более высокую норму прибыли.

Ключевые слова

Конвергентная платформа, Smart Agriculture, цифровые информационные технологии, агробизнес, мелиорация, мелиоративный парк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.