Научная статья на тему 'Финансовая поддержка малых и средних предприятий в странах ЕС и в России: сравнительный анализ'

Финансовая поддержка малых и средних предприятий в странах ЕС и в России: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ГОСУДАРСТВО / STATE / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулич Оксана Владимировна

В статье анализируются формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в странах Европейского Союза и в России. Сделан вывод о недостаточной эффективности государственной финансовой поддержки предпринимательства в России. Показаны причины сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the forms of financial support for small and medium-sized businesses in the countries of the European Union and Russia. A conclusion is made about the insufficient effectiveness of state financial support for entrepreneurship in Russia. The reasons of the situation are shown.

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка малых и средних предприятий в странах ЕС и в России: сравнительный анализ»

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИИ В _СТРАНАХ ЕС И В РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ_

Акулич Оксана Владимировна

д.э.н., доцент,

Северо-Восточный государственный университет (г. Магадан)

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в странах Европейского Союза и в России. Сделан вывод о недостаточной эффективности государственной финансовой поддержки предпринимательства в России. Показаны причины сложившейся ситуации.

ABSTRACT

The article analyzes the forms of financial support for small and medium-sized businesses in the countries of the European Union and Russia. A conclusion is made about the insufficient effectiveness of state financial support for entrepreneurship in Russia. The reasons of the situation are shown.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, государство, финансовая поддержка.

Key words: small and medium business, entrepreneurship, state, financial support.

Отличительной особенностью малого и среднего предпринимательства в странах ЕС является умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям ведения бизнеса и способность генерировать инновации для развития экономики. Согласно [2], по состоянию на начало 2015 года в 28 странах ЕС было зарегистрировано боле 21,6 млн. малых и средних предприятий, на которых было занято 89,6 млн. человек, совокупная валовая добавленная стоимость малого и среднего предпринимательства составляла 3,9 трлн. евро. Малый и средний бизнес в Европе обеспечивает рабочими местами около 67% занятого населения и производит 58% валовой добавленной стоимости. Основная доля малых и средних предприятий Европы сосредоточена в таких отраслях, как производство, строительство, профессиональные услуги для бизнеса, гостиничный бизнес, торговля.

В экономике России субъекты малого и среднего предпринимательства имеют сравнительно небольшой удельный вес. По статистическим данным, в 2015 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 5,7 млн. малых и средних предприятий, их доля в ВВП составила около 19,9%, доля занятых в секторе малого и среднего предпринимательства равнялась 28% (20,5 млн. чел.). Основная доля российских малых и средних предприятий занимается такими видами деятельности, как торговля и общественное питание, операции с недвижимым имуществом, строительство.

Поскольку деятельность предприятий напрямую зависит наличия финансовых ресурсов, необходимых для их развития, одним из важнейших направлений поддержки малого и среднего бизнеса следует считать обеспечение доступности к заемным финансовым средствам. Рассмотрим, как реализуется данное направление государственной политики в странах Европейского сообщества и в России.

В ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки малых и средних предприятий. Так, например, все страны Европейского союза имеют хорошо развитую сеть как государственных, так и частных организаций по регулированию развития и поддержке малого и среднего бизнеса. Политика по развитию данного сектора экономики в каждой стране ЕС разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, причем другие правительственные органы, например, министерство занятости, также участвуют в поддержке малого и среднего бизнеса, оказывая помощь данному слою предприятий в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. [5].

Как только экономика стран еврозоны начала выходить из кризиса, малый и средний бизнес прореагировал ростом спроса на заемное финансирование. (см. табл. 1)

Таблица 1. Динамика спроса МСП на заемное финансирование и изменение его доступности в некоторых странах ЕС* [2]_

Страна Спрос Доступность Уровень процентной Уровень прочих затрат (ко- Размер займа/ Требование к обеспе-

ставки миссий) Кредит-ной линии чению

Бельгия + + - + + +

Ирландия + + + + + +

Португалия + + - + + +

Германия - + - + + +

Испания + + - + + +

В результате проводимой Европейским центральным банком политики «дешевых денег» ставка рефинансирования снизилась с 4% в 2008 году до 0,05% в 2015 году. Для сравнения, в России в 2014 г. ключевая ставка составляла 17%, к марту 2015 г. она была снижена до 11%, но по-прежнему оставалась одной из самых высоких среди рассматриваемых стран.

Помимо достаточно лояльных условий банковского кредитования в большинстве стран Европы применяются меры государственной поддержки, которые обеспечивают МСП доступ к кредитным ресурсам. В качестве таких мер выступают гарантии по кредитам и прямое кредитование предприятий. При этом, гарантии по кредитам МСП являются наиболее приоритетным и распространенным видом финансовой поддержки со стороны государства. Например, в станах ЕС за период с 1998 г. по 2013 г. за счет 595 млн. евро, выделенных из бюджета ЕС, была осуществлена гарантийная поддержка по кредитам 368 тыс. МСП на общую сумму 19,3 млрд. евро [2].

В целом, система финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в странах Европейского союза включает в себя следующие направления:

1) гранты на исследования, инновационные разработки и внедрение экологически чистых технологий;

2) гарантии финансовым посредникам, осуществляющим финансирование инфраструктурных проектов и кредитование малого и среднего бизнеса;

3) долговое финансирование малого и среднего бизнеса, в том числе на льготных условиях;

4) венчурное финансирование малых и средних предприятий с высоким потенциалом роста;

5) инструменты разделения рисков финансовых посредников в целях увеличения кредитного плеча.

Таким образом, можно выделить следующие особенности финансовой поддержки предприятий малого и среднего бизнеса:

1) центральные банки многих стран Европы, в условиях стабилизации экономической ситуации и постепенного выхода из кризиса проводят политику, позволяющую накачивать экономику дешевыми деньгами, основанную на низкой ставке рефинансирования (для сравнения, Центральный Банк России, напротив, проводит политику инфляционного таргетирования, направленную на сдерживание инфляции). В результате сектор малого и среднего бизнеса этих стран получает дополнительную возможность для развития, связанную с получением кредитных ресурсов по низким ставкам.

2) в большинстве рассмотренных стран государство оказывает малому и среднему предпринимательству финансовую поддержку в виде гарантий по кредитам, прямого кредитования предприятий, предоставлению специальных условий по гарантиям и кредитам для стартапов, стимулированию банков к кредитованию малых и средних предприятий и другие.

Следовательно, малый и средний бизнес странах ЕС в условиях стабилизации экономической ситуации получает двойное финансовое стимулирование для развития деятельности - финансовую поддержку со стороны государства и доступное банковское кредитование.

Обратимся к анализу ситуации в России. В последние годы банковские кредиты пользуются все меньшей популярностью у российских малых и средних предприятий. Так, результаты одного из опросов показали, что в 2015 г. в России только 9% предприятий малого и среднего бизнеса обратились в банки за кредитами в банки, для сравнения в 2014 г. кредиты банков привлекали 21% малых и средних компаний. В 2016 г. данная тенденция продолжилась, и совокупный портфель кредитов малого и среднего бизнеса сократился по сравнению с 2015 г. на 8,5%. Россия отстает от европейских стран по уровню пользования такими основными формами заемных средств, как: банковский кредит (32% малых и средних предприятий России воспользовались или планируют воспользоваться банковским кредитом против 50% в среднем по Европе) и лизинг (13% в России против 47% в среднем по Европе).

Следует отметить, что и для банков привлекательность кредитования предприятий малого и среднего предпринимательства в последние годы упала. В результате действия этих двух тенденций объемы кредитования малых и средних предприятий снизились за 2012 - 2016 гг. по России - на 15,3 %.

Основные причины, сдерживающие кредитную активность банков в сегменте малого и среднего предпринимательства, с одной стороны, и самих малых и средних предприятий, с другой, известны:

1. Предприятия малого и среднего бизнеса не имеют длительной кредитной истории, их финансовое положение нестабильно. Кроме того, стремясь уйти от налогов, многие предприятия скрывают реальные масштабы своей деятельности. Вследствие этого существует высокий уровень кредитных рисков для обеих сторон.

2. Банки используют для оценки кредитоспособности малых, средних и крупных предприятий одинаковые методики, поэтому время, затрачивае-

Нидерланды - - - + + +

Австрия - - - + + +

Финляндия + - х + х +

Франция + - - + + +

Греция + - + + - +

* «+» - рост; «-» снижение; «х» - без изменения

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (49), 2018 мое на подготовку решения о выдаче кредита представителю малого бизнеса, равноценно со временем, затрачиваемым на работу с представителем крупного бизнеса. При этом размеры выданных кредитов для крупного бизнеса в разы превышают кредитные средства, предоставляемые малому бизнесу. Поэтому банкам выгоднее работать с крупными заемщиками.

3. Малые предприятия, как правило, не имеют возможности предоставить залоговое обеспечение или оно имеет плохое качество. Это связано с тем, что основная часть предприятий малого и среднего бизнеса занята в сфере торговли, многие из них не имеют в собственности ни недвижимости, ни современного технологичного оборудования.

4. В условиях санкций у самих банков нет достаточной ресурсной базы для предоставления долгосрочных кредитов. В силу этого, малые и средние предприятия, в основном, берут краткосрочные кредиты, направляемые на пополнение оборотных средств, а не на собственное развитие.

5. Стоимость кредитов для малых и средних предприятий очень высока. Это связано как с сохранением высокой ключевой ставки Центрального Банка России, так и с уровнем прибыли самих банков. В результате снижается стимулирующая роль кредитования и привлекательность банковских кредитов для заемщиков.

В условиях, когда, по оценкам специалистов, потребности малого и среднего бизнеса в кредитах удовлетворяются лишь на 20% [5, с. 159], сохранение сложившейся ситуации будет способствовать нарастанию стагнации в секторе российского малого и среднего предпринимательства.

Государство предпринимает определенные шаги для повышения доступности кредитных ресурсов для бизнеса. Так, в 1999 г. в России был создан специальный банк для финансирования малого и среднего бизнеса - «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк). Данный банк оказывает финансовую поддержку по двум основным направлениям:

1) выступает гарантом исполнения субъектами малого и среднего бизнеса кредитных обязательств и разделяет с банками - партнерами риски невозврата кредитов. В 2016-2017 гг. объем гарантий, выданных МСП Банком, составил 15216 млн. руб. (217,4 млн. евро);

2) оказывает кредитную поддержку в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих проекты в приоритетных отраслях. В рамках данной программы процентную ставку по кредитам, сумма которых составляет не менее 5 млн. руб., фиксируется для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних предприятий - до 9,6% годовых (для сравнения, обычная ставка по кредитам в 2017 г. составляла 22 - 25% годовых). По данному направлению МСП Банк в 2017-2016 гг. предоставил кредитов на сумму 111 млрд. руб. (1,59 млрд. евро) [3].

Кроме повышения доступности банковского кредитования, правительство России оказывает

прямую финансовую поддержку малому и среднему бизнесу, исходящую из бюджета государства, которая может быть предоставлена в следующих формах:

- субсидии на развитие лизинга, на уплату процентов по кредитам, на реализацию программ по энергосбережению и другие цели;

- грантовая поддержка начинающих предпринимателей;

- создание и развитие микрофинансовых организаций для предоставления микрозаймов малому и среднему бизнесу;

- развитие социального предпринимательства;

- развитие молодежного предпринимательства;

- подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопраки).

- поддержка экспортоориентированных предприятий.

В условиях жестких бюджетных ограничений, связанных с ростом бюджетного дефицита, размер субсидий, выделяемых из бюджета, снижается: в 2016 г. он составил 18528,3 млн. руб., или 264 млн. евро; в 2017 г. - 11124,6 млн. руб., или 158 млн. евро.

Таким образом, малый и средний бизнес в России получает косвенную финансовую поддержку от государства в виде снижения процентных ставок по кредитам и предоставления гарантий, снижения налогового бремени, а также прямую финансовую поддержку из бюджета в виде субвенций, субсидий, грантов. Однако все эти программы нельзя признать высокоэффективными, поскольку при схожести мер финансовой поддержки в России и в Европе, показатели деятельности российских МСП остаются гораздо ниже среднеевропейских.

Причины такой ситуации различны:

Во-первых, сама политика государства в России в отношении малого и среднего бизнеса не отличается стабильностью и системностью. Сохранение высокой ключевой ставки сводит на нет усилия по увеличению доступности кредитных ресурсов для малых и средних предприятий. Сокращение бюджетных расходов, направляемых на поддержку малого и среднего бизнеса, сопровождается увеличением количества предприятий, которые могут рассчитывать на эту поддержку, в результате введения новых критериев отнесения предприятий к данному сектору экономики.

Во-вторых, более стабильному развитию малого и среднего бизнеса препятствуют коррупционные бюрократические барьеры, с которыми сталкиваются руководители бизнеса на протяжении всего жизненного цикла предприятия. По оценкам аналитиков, в России существует 197 видов контроля и надзора (такие как, пожарный надзор, налоговая инспекция, санитарный надзор и многие другие). Создав такое количество контролирующих органов, государству приходится теперь принимать

специальные меры по снижению бюрократического давления на бизнес, так, например, в 2015 г. был введен трехлетний мораторий на проведение плановых проверок контролирующих органов для предприятий, которые не допускали существенных нарушений в предыдущие 3 года.

В-третьих, создание режима наибольшего благоприятствования для бизнеса, как правило, приводит к росту монополизма, снижению конкуренции в тех секторах, где реализуются программы государственной поддержки, росту иждивенческих настроений. Можно в этой связи привести пример Германии, которая в свое время субсидировала предпринимателей в восточных землях, но вынуждена была отказаться от этой политики, поскольку она не привела к прорыву в развитии бизнеса. В России субсидирование бизнеса, не смотря на значительные суммы, выделяемые бюджетом на эти цели, не приводит к заметным результатам также в связи с тем, что доля предприятий, получающих поддержку слишком мала в общем числе предприятий малого и среднего бизнеса.

Не оспаривая необходимости государственной поддержки малого и среднего бизнеса, особенно в условиях кризиса, на наш взгляд, российскому государству необходимо пересмотреть формы такой

поддержки и сделать упор на косвенных методах государственного регулирования, связанных со снижением налоговой нагрузки и способствующих выходу предприятий из теневого сектора.

Список литературы:

1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Статистический сборник /Росстат. -М.: Росстат. - 2017. -78 с.

2. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт Исследование Аналитического центра АО «МСП Банка» [Электронный ресурс] URL: http://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/issledov aniya_i_analitika (дата обращения 10.02.2018)

3. Статистические данные о развитии МСП. -2016. - 104 с. [Электронный ресурс] URL:https://www.mspbank.ru/Ekspertam/statistichesk ie_dannyie_o_razvitii_msp (дата обращения: 10.02.2018).

4.Чернышева М.В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России /М.В. Чернышев //Juvenis schentia, - 2016 -№2. - 158 - 160.

5. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т. А. Финк // Молодой ученый. — 2012. — №4. - С. 177-181.

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ _РЕГИОНОВ РОССИИ_

Алеев Булат Рафаилович

Казанский инновационный университет им.В.Г.Тимирясова, Россия, Татарстан, г.Казань

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены основные подходы к повышению инвестиционной привлекательности регионов. Обоснована важность контроля инвестиционной привлекательности со стороны региональных властей, необходимость инфраструктурного развития. В глобальном мире на первое место выходит не просто рост экономики, а качество роста.

ABSTRACT:

The article describes the main approaches to improving the investment attractiveness of regions. It justifies the importance of monitoring the investment attractiveness of the regional authorities, the need of infrastructure development. In a global world in the first place is not just economic growth but growth's quality.

Ключевые слова: гчп, инвестиционный климат, государственно-частное партнерство, инфраструктура

Keywords: ppp, investment climate, public private partnership, infrastructure

Под инвестиционным климатом понимаются социально-экономические, финансовые, политические факторы, с помощью которых можно определить уровень привлекательности инвестиционного рынка и оценить инвестиционные риски. В закрытой системе данное определение можно трактовать таким образом, что инвесторы сами выбирают именно тот регион. Если целью инвестирования является размещение капитала, то держатели капитала будут инвестировать там, где получат максимальную прибыль.

Какому региону будет отдано предпочтение при принятии решения об инвестировании? Казалось бы, в одной стране, объединенной одной Конституцией, одними принципами формирования

бюджетной и налоговой политики, едиными принципами формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть примерно одинаковые условия на любой территории. Однако социально-экономические условия и качество государственного управления у всех регионов разные, и этим определяются различия в их инвестиционной привлекательности.

Высокая степень конкуренции на межрегиональных рынках прямых инвестиций в условиях изменяющихся макроэкономических факторов создает ситуацию, когда создание благоприятных средовых условий для развития деловой активности и повышения эффективности деятельности предприятий и организаций является необходи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.