Научная статья на тему 'Государственная поддержка субъектов малого и микробизнеса'

Государственная поддержка субъектов малого и микробизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ГОСПОДДЕРЖКА / КРЕДИТОВАНИЕ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ECONOMY / STATE SUPPORT / LENDING / SUBSIDIZING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышова Ирина Алексеевна

В статье анализируется система государственной поддержки субъектов малого и микробизнеса. Заинтересованность государства в развитии этой формы предпринимательства связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России. Внимание к данному сектору позволит правительству обеспечить занятость населения и регулярное пополнение казны. В статье представлены и проанализированы основные виды государственной поддержки субъектов предпринимательства. Автор приходит к выводу, что федеральные, региональные и местные власти в соответствии с нормами данного закона проводят серьезную работу в плане реальной государственной помощи предприятиям малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышова Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the system of state support for small and micro businesses. State interest in the development of this form of entrepreneurship is stipulated by the prospect of creating a strong middle class in Russia. State support to this sector of economy helps the government to raise employment and collect regular contributions to the budget. The article presents and analyzes the main types of state support for business entities. The author concludes that federal, regional and local authorities are following the norms of the law and work hard to provide real state assistance to small businesses.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка субъектов малого и микробизнеса»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА

УДК 338(470)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И МИКРОБИЗНЕСА

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MICRO-BUSINESSES

Чернышова Ирина Алексеевна

Chernyshova Irina Alekseevna

магистрант кафедры «Экономика», Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

Master's program student of the department of economics, Tambov State Technical University, Tambov

e-mail: Tefalka.chernishova@yandex.ru

В статье анализируется система государственной поддержки субъектов малого и микробизнеса. Заинтересованность государства в развитии этой формы предпринимательства связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России. Внимание к данному сектору позволит правительству обеспечить занятость населения и регулярное пополнение казны. В статье представлены и проанализированы основные виды государственной поддержки субъектов предпринимательства. Автор приходит к выводу, что федеральные, региональные и местные власти в соответствии с нормами данного закона проводят серьезную работу в плане реальной государственной помощи предприятиям малого бизнеса.

Ключевые слова: экономика, господдержка, кредитование, субсидирование.

The article analyzes the system of state support for small and micro businesses. State interest in the development of this form of entrepreneurship is stipulated by the prospect of creating a strong middle class in Russia. State support to this sector of economy helps the government to raise employment and collect regular contributions to the budget. The article presents and analyzes the main types of state support for business entities. The author concludes that federal, regional and local authorities are following the norms of the law and work hard to provide real state assistance to small businesses.

Keywords: economy, state support, lending, subsidizing.

Предпринимательская деятельность в на- не только массу преимуществ, но и специфи-стоящий момент - наиболее денежная отрасль ческий механизм регулирования со стороны человеческой жизнедеятельности. Она имеет государства.

16 -

Экономическая безопасность и качество. 2018. № 4 (33)

ШшшяШ

В настоящее время в России существуют три основных формы предпринимательской деятельности: малая, средняя и крупная.

Малый бизнес - это предприниматели, которые воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Заинтересованность государства в развитии этой формы предпринимательства связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России. Внимание к данному сектору позволяет правительству обеспечить занятость населения и регулярное пополнение казны. Более того, по статистике почти 50-60 % ВВП -это прибыль именно от малого бизнеса, который имеет следующие преимущества:

1. Повышение конкуренции. Появление большого числа компаний на рынке возрождает соревновательный дух, стимулирует производство, заставляет работать над повышением качества товаров, что в свою очередь движет к инновациям и подавлению существующей монополии.

2. Гибкость и устойчивость. Развитие малого бизнеса способствует улучшению реакции на изменение конъюнктуры рынка.

3. Внедрение коммерческих и технических новшеств. Все представители малого бизнеса работают в условиях плотной конкуренции. Что способствует активному внедрению и реализации идей.

4. Решение проблемы занятости. Развитие малого бизнеса позволяет эффективно решать вопрос с занятостью населения.

14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон N° 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». С 1 января 2005 г. из этого закона был исключен ряд статей, что привело к отсутствию реального нормативного регулирования поддержки в частности малого бизнеса и ограничило развитие данного сектора экономики в целом [1]. Это способствовало принятию нового Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 2008 г. [5].

На заседании Государственного совета России по вопросам среднего и малого бизнеса 7 апреля 2015 г. Владимир Владимирович Путин отметил, что для развития всех регионов и страны в целом предприниматели должны в полной мере реализовать свой потенциал, занять достойное место на внутреннем и между-

народном рынках. Для этого необходима прямая поддержка государства, ведь предпринимательский труд - это один из важнейших ресурсов развития и долгосрочного экономического роста России [2].

После выхода майского указа Владимира Путина в 2018 г. в правительстве начался процесс перезагрузки поддержки малого бизнеса [4]. Свои меры уже подготовило Минэкономразвития: министерство предлагает снизить нормы резервирования банков по кредитам небольшим компаниям, расширить список банков, участвующих в программе льготного кредитования «6,5», ввести образовательные программы для фермеров, обеспечить для предпринимателей работу службы «одного окна».

Перезагрузка мер поддержки не означает замену действующих ранее механизмов. Идет процесс обновления с учетом запросов бизнеса, который волнуют не только проблемы, план по которым подготовило Минэкономразвития, но и качество инфраструктуры. В министерстве также идет работа по улучшению условий конкуренции и защите прав собственности.

Федеральные, региональные и местные власти в соответствии с нормами данного закона проводят серьезную работу в плане реальной государственной помощи предприятиям малого бизнеса.

В настоящее время существует несколько разновидностей оказания помощи предпринимателям малого бизнеса:

- финансовая для обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства (далее МСП) к финансовым ресурсам - субсидии, гарантии и поручительства, льготные кредиты и займы, финансирование инвестиционных проектов, частичное возмещение затрат и компенсация процентной ставки по кредитам;

- имущественная поддержка с целью развития инфраструктуры поддержки МСП - передача имущества во временное пользование или владение;

- информационно-консультационная поддержка для своевременного информирования предпринимателей и повышения их квалификации - консультационная поддержка региональными объектами инфраструктуры, специализированные сайты, система рассылки информации, информационные семинары, выставки, ярмарки;

- административная и налоговая поддержка с целью формирования благоприятной деловой среды для предпринимательской деятель-

ности - институт Уполномоченного по защите прав, специальные налоговые режимы, упрощенная система отчетности [5].

Малый бизнес поддерживают такие организационные структуры, как Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и агентства, а так же союзы и ассоциации общественных объединений малых предприятий, торгово-промышленные палаты. Рычагами и стимулом межотраслевого и регионального воздействия, выступающими источниками финансирования развития малого бизнеса, являются различные фонды.

Многие инстанции и организации, которые располагают собственным бюджетом, имеют полномочия для решения вопросов предоставления помощи предпринимателям (см. табл. 1).

В рамках программ поддержки малого бизнеса при субсидировании средства выдаются предпринимателю безвозмездно. В отдельных случаях речь идет о льготных кредитах и займах, предоставляемых на длительный срок по сниженной процентной ставке. Но любые формы финансирования имеют оговоренное целевое назначение и сопровождаются документальной отчетностью по установленной форме. Так, средства можно израсходовать на следующие цели:

- аренду помещения или земельного участка;

- закупку основных средств;

- приобретение сырья и расходных материалов;

- покупку производственного оборудования.

В настоящее время государство предлагает целый ряд выгодных и экономически интересных проектов для развития бизнеса в стране.

Таблица 1

Функции инстанций и организаций для решения вопросов предоставления помощи предпринимателям

(составлено автором)

Г ородская администрация В отделе экономического развития можно получить информацию обо всех видах федеральных и местных программ финансовой поддержки малого бизнеса

Фонды поддержки предпринимательства Проводят экспертизу представленных предпринимателями проектов и на основании полученных результатов выделяют средства для финансирования малых предприятий

Торгово-промышленные палаты Предоставляют бесплатные консультации по вопросам маркетинга, финансов, правовой поддержки и сертификации, а также помогают принять участие в различных федеральных и международных выставках

Бизнес-инкубаторы Оказывают начинающим предпринимателям инфраструктурную поддержку, предоставляют площади и оборудование для ведения деятельности

Венчурные фонды Определяют наиболее перспективные стартапы и выделяют гранты на поддержку малого бизнеса

В соответствии с масштабами и объемами финансирования программы государственной поддержки малого предпринимательства реализуются на разных административных уровнях (см. табл. 2).

Так, в 2018 г. запущены и успешно действуют практически во всех регионах РФ программы субсидирования граждан на открытие малого бизнеса посредством центра занятости населения:

Таблица 2

Программы государственной поддержки малого предпринимательства (составлено автором) [1]

Федеральные программы Предназначены для реализации в масштабах страны; характеризуются большими объемами финансовой поддержки малого бизнеса в 2018 г.; оперируют средствами преимущественно для масштабных проектов; реализуют стратегию развития уже работающих предприятий

Региональные программы Действуют в границах административных регионов; оперируют бюджетом конкретного края или области; предназначены для развития региональной инфраструктуры

Местные программы Реализуются для городских или районных предпринимателей; имеют сравнительно небольшой объем финансирования; решают местные задачи экономического характера

- дотации для безработных - как стартовый капитал потенциальному предпринимателю безвозмездно (59 000 руб.);

- субсидирования для начинающих предпринимателей - долевое участие государства в Программе 50 на 50 (до 300 000 руб.);

- долговое поручительство - государство ручается перед банковской организацией за бизнесмена;

- долевое погашение процентов - сумма определяется ставкой рефинансирования и величины выплат по кредитному договору;

- компенсация лизинговых расходов - это касается расходов на транспорт и оборудование для производства;

- льготное кредитование -минимальный размер -10 000 руб., максимальный -1 000 000 руб. Срок кредитования - 24 месяца.

На раннем этапе развития малого бизнеса как поощрение за представленную реализацию бизнес-модели начинающим предпринимателям выделяется безвозмездная финансовая помощь со стороны государственных программ, проектов, конкурсов, финансовых учреждений - грант. Главные требования на получение гранта:

1. Деятельность предпринимателя должна относиться к производству/продаже товаров и услуг на уровне именно малого бизнеса.

2. Деятельность является активной на протяжении минимум 12 месяцев.

3. «Белая» кредитная репутация кандидата на грант и отсутствие у него каких-либо недоразумений с налоговыми органами.

Кредитование - это эффективный инструмент увеличения доходности бизнеса. Использование заемных средств позволяет увеличить доходность бизнеса, как бы срабатывает эффект финансового рычага (далее ЭФР). Происходит увеличение рентабельности собственных средств за счет использования заемных.

Льготное кредитование - один из возможных выходов для тех, кто не может рассчитывать на иные способы финансовой поддержки государством малого бизнеса. Как и при выде-

минимальной процентной ставкой выше у тех, кто работает в приоритетных для государства сферах. К таким относятся:

- производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса;

- область здравоохранения;

- оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг;

- область строительства;

- сфера инновационных технологий;

- сельскохозяйственная отрасль.

Рассмотрим одни из основных видов кредитов на развитие бизнеса (см. рис. 1).

лении грантов, вероятность получения ссуды с

Рис. 1. Виды льготных кредитных программ (составлено автором)

Овердрафт. Этот вид кредита выдается в случае нехватки средств на расчетном счете для оплаты платежных документов, а погашение его осуществляется путем автоматического списания средств, поступивших на счет. Основное условие - наличие стабильных оборотов по расчетному счету в течение нескольких месяцев. Основные преимущества и недостатки овердрафта представлены на рис. 2.

Возобновляемая кредитная линия (далее ВКЛ). Это кредитная линия с лимитом задолженности - банк открывает доступный лимит, в рамках которого можно регулярно привлекать и погашать кредит. Единовременная задолженность при этом не может превысить установленное ограничение - величину лимита. ВКЛ удобно привлекать на пополнение оборотных средств и синхронизировать пога-

Рис. 2. Преимущества и недостатки овердрафтного кредитования (составлено автором)

шение с периодом оборачиваемости активов -со временем, в течение которого затраты превращаются в выручку.

ВКЛ позволяет экономить на процентах. При поступлении выручки можно направить ее на погашение кредита, а при возникновении потребности - взять кредит снова, потому что линия возобновляемая.

Невозобновляемая кредитная линия (далее НКЛ). Кредитная линия с лимитом выдачи. Это обычный кредит с поэтапной выборкой. При выборе максимальной суммы по договору, дальнейшая выдача невозможна. Погашение осуществляется либо поэтапно графику, либо единовременно в конце срока. Данный кредит удобен при длительном финансовом цикле бизнеса или при инвестиционном кредитовании.

Обычный кредит. Кредит выдается один раз в полной сумме и погашается по графику или в конце срока. Рациональнее его брать под конкретные единовременные затраты с определенным сроком окупаемости.

Кредиты по таким формам выплат для малых форм собственности предоставляются на сумму от 100 000 руб. Срок действия договора может быть любым, однако льготная программа действует на протяжении максимум пяти лет. Также для участия в ней предприниматель должен инвестировать в проект собственные средства в объеме:

- 10-20 % для кредитов на покупку основных средств в рамках специальных программ;

- 20 % для кредитов, погашение которых предполагается из прибыли, полученной в результате запуска финансируемого проекта;

- без ограничений - для остальных инвестиционных проектов.

Процентные ставки за пользование кредитом устанавливаются для малых предприятий на уровне 11-11,8 % годовых.

Как правило, льготные Программы кредитования для предприятий малого бизнеса государство реализует через сеть банков-партне-

ров, в которых из бюджета субсидируется часть процентной ставки.

В некоторых случаях предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование на суммы в десятки миллионов рублей. Альтернативой для желающих получить от 100 000 до 3 000 000 руб. может стать иная форма поддержки малого бизнеса 2018 г. - предоставление микрозаймов.

Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по ставке 10 % годовых. Целевое назначение такого финансирования предполагает:

- пополнение товарного запаса и оборотных средств;

- аренду или приобретение объектов коммерческой недвижимости;

- ремонт объектов недвижимости;

- аренду или приобретение коммерческого транспорта;

- закупку станков и технологических линий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- закупку сырья и материалов;

- рефинансирование ранее оформленных кредитов.

Финансовое учреждение может потребовать обеспечение кредита залогом со стороны предпринимателя. При сумме до 300 000 руб. в качестве такового используют либо движимое и недвижимое имущество, поручительство. При объемах кредитования, превышающих указанный лимит, применяют эти виды гарантий совместно.

Первые два года работы малого предприятия можно считать самыми тяжелыми - на этом этапе расходы компании значительно превышают доходы. Поэтому государственной программой поддержки МСП предусмотрены специальные налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 г.:

- для использующих УСН - возможность снижения ставки с 6 до 1 %;

- для использующих ПСН - снижение размера потенциального дохода с 1 000 000 руб. до 500 000 руб. в год;

ШшшяШ

- для использующих ЕНВД - возможность снижения ставки с 15 до 7,5 %.

Начинающим предпринимателям льготы 2018 г. могут быть предоставлены без ограничений, поскольку закон продлевает срок действия программы до 2020 г. включительно. Дополнительно установлены правила применения налоговых каникул:

- снижение ставки допускается только для предприятий, зарегистрированных в первый раз;

- для применения специальной ставки налогообложения предприятие должно перейти на ЕНВД, УСН или ПСН не позднее, чем через два года после регистрации;

- льготу можно назначать на срок не более двух лет;

- налоговые каникулы в 2018 г. предоставляются предпринимателям, работающим в социальной, производственной либо научной сферах. При этом доля дохода компании от указанных видов деятельности должна превышать 70 % от общей суммы прибыли.

Программа государственной поддержки

малого бизнеса в России в 2018 г. позволяет в известной степени уменьшить кредитную нагрузку. Помощь предоставляется в объеме:

- 1/3 от установленной на 2018 г. ставки рефинансирования для договоров со сроком действия менее двух лет;

- 1/2 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок от 2 до 3 лет;

- 2/3 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок более трех лет.

Субъекты малого бизнеса формируют в экономике страны особую нишу, попасть в ко -торую крупным компаниям практически невозможно. Поэтому приоритетной стратегией государства является развитие именно сектора небольших предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую атмосферу.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что, несмотря на сложность, которую испытывают предприниматели малого бизнеса, у них есть все шансы получить всеобъемлющую поддержку от государства [5].

Библиографический список

1. Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса. URL: http://posobie-help.ru/subsidii/ business/programmy-gosudarstvennoj-podderzhki.html.

2. Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/49214.

3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ (принят Государственной думой 12.05.1995).

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 г. : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 № 444)

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (принят Государственной думой 06.07.2007, одобрен Советом Федерации 11.07.2008).

References

1. Vidy i programmy gosudarstvennoy podderzhki malo-go biznesa [Types and programs of state support for small business]. URL: http://posobie-help.ru/subsidii/business/ programmy-gosudarstvennoj-podderzhki.html.

2. Zasedaniye Gosudarstvennogo soveta po voprosam razvitiya malogo i srednego biznesa [Meeting of the State Council on the development of small and medium business]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49214.

3. O gosudarstvennoy podderzhke malogo predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy za-kon ot 14.06.1995 № 88-FZ (prinyat Gosudarstvennoy du-moy 12.05.1995) [On state support for small business in the Russian Federation: Federal Law № 88-FZ of June 14, 1995 (adopted by the State Duma on May 12, 1995)].

4. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh za-dachakh razvitiya Rossiyskoy federatsii na period do 2024 goda : Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 № 204-U (v redaktsii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19.07.2018 № 444-U) [On national goals and strategic objectives of the development of Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 №. 204-U (as amended by the Decree of the President of the Russian Federation of July, 2018 № 444-U)].

5. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ (prinyat Gosudarstvennoy dumoy 06.07.2007, odo-bren Sovetom Federatsii 11.07.2008) [On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Federal Law of July 07, 2007 № 209-FZ (adopted by the State Duma on July 07, 2007, approved by the Council of the Federation on July 11, 2008)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.