По фактам исправления ошибок в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчётности целесообразно раскрывать, как минимум, следующую информацию в отношении существенных ошибок, предшествующих отчётных периодов, выявленных в отчётном периоде:
- характер ошибки соответствующего отчётного периода;
- по каждому предшествующему отчётному периоду сумму соответствующей корректировки по каждой статье бухгалтерской отчётности;
- сумму корректировки по данным о базовой и разводнённой прибыли (убытку) на акцию (если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящей на одну акцию);
- сумму корректировки вступительного сальдо, самого раннего из представленных отчётных периодов. Если пересчёт по какому-либо предшествующему периоду практически невозможен в пояснительной записке необходимо раскрыть причины, по которым это не возможно сделать.
При этом следует иметь в виду, что не относятся к исправлениям ошибок корректировки в связи с изменением учётной политики организации (ПБУ 1/2008), отражением событий после отчётной даты и условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 7/ 98 и ПБУ 8/2001), а также изменения в бухгалтерских оценках, основанных на новой информации или новых разработках.
Общеизвестно, что все факты хозяйственной жизни (хозяйственные операции) оформляются первичными документами, на основании которых производятся записи в регистрах бухгалтерского учёта. Исправления выявленных ошибок, не относящихся к хозяйственным операциям, в регистрах бухгалтерского учёта осуществляются на основании бухгалтерской справки - документа бухгалтерского оформления, форма которой практически не регламентирована, как и не регламентирован порядок отражения на счетах бухгалтерского учёта исправительных записей (проводок).
В связи с изложенным считаем, что формы и содержание бухгалтерской справки должны определяться организацией самостоятельно с учётом вида и содержания исправляемых ошибок, допущенных в предыдущих отчётных периодах. В ней кроме общих реквизитов, присущих первичным документам, в содержательной части обязательно должна быть ссылка на номер и дату исправляемого документа, обоснование внесённых исправлений,
а также подписи руководителя и главного бухгалтера организации. Суммы выявленных увеличений (уменьшений) доходов (расходов), следует относить за счёт нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) прошлых отчётных периодов (на счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)», имеющейся на начало отчётного периода, в котором выявлена существенная ошибка (искажение)).
За счёт прочих доходов и расходов (счёт 91) текущего отчётного периода списываются лишь исправления несущественных ошибок прошлого отчётного года, выявленных после подписания отчётности за текущий год.
Наряду с рассмотренными другими направлениями, повышающими качество бухгалтерского учета и отчетности могут быть:
- создание российской национальной системы бухгалтерского учёта на основе принципов МСФО, включая разработку новых национальных, отраслевых и индивидуальных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности;
- исполнение в полном объёме на практике законодательных и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту и отчётности;
- создание некоммерческих саморегулируемых бухгалтерских организаций;
- усиление контрольных и надзорных функций в области бухгалтерского учёта и отчётности, внутрихозяйственного и аудиторского контроля;
- систематическое и полное проведение инвентаризации активов и обязательств и отражение её результатов в бухгалтерском учёте;
- наличие соответствующих кадров бухгалтерского учёта, соблюдение ими этических норм профессиональных бухгалтеров.
Литература:
1.Положение по бухгалтерскому учёту «Исправления ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности»: утверждено приказом Минфина РФ от 28 июня 2008г. № 63н.
2.О формах бухгалтерской отчётности организаций: утверждено приказом Минфина РФ от 02 июля 2010г. №66н.
З.Финансовый учёт 1: учебное пособие (пер. с англ.). - Днепропетровск.: Баланс Бизнес Букс, 2006. - 952 с.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ СФЕРЕ
Сиротинина М.А., аспирант НОУ ВПО «Московская академия экономики и права»
Данная статья посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности России во внешнеторговой сфере. Автором рассмотрены некоторые аспекты защиты интересов государства и его субъектов-партнеров во внешней торговле от негативного влияния внешних и внутренних угроз
Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеторговая сфера, глобализация, механизм защиты от негативного влияния внешних и внутренних угроз.
IMPROVING THE MECHANISM FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA’S FOREIGN TRADE
Sirotinina M., The post-graduate student, Moscow Academy of Economics and Law, NOU VPO
This article is devoted to the economic security of Russia’s foreign trade. The author discusses some aspects ofprotection of interests of the state and its subjects, partners in foreign trade from the negative influence of external and internal threats.
Keywords: economic security, foreign trade, globalization, the protection mechanism against the negative influence of external and internal threats.
Нобелевская премия по экономике за 2007 г. вручена Лео (Леони- ляет механизм как взаимодействие между субъектами и центром, соду) Гурвицу (Leo Hurwicz), Роджеру Майерсону (Roger Myerson) и стоящее из трех стадий: каждый субъект в частном порядке посылает
Эри^ Маскину (Eric Maskin) за «основополагающий вклад в теорию центру сообщение mi, центр, получив все сообщения, вычисляет пред-
экономических механизмов». полагаемый результат Y=f(mi,...,m ); центр объявляет результат Y и по
Согласно их представлениям, самое общее определение, которое необходимости претворяет его в жизнь1.
можно применить к любому взаимодействию между экономическими Данное понятие является наиболее широкой формой абстракции,
субъектами, рассматривает такое взаимодействие как стратегическую однако, по мнению автора, не может точно отражать реальную экономи-
игру и называет механизмом саму форму игры. Игра - описание того, ческую ситуацию. Остается невыясненным понятие центра: кто он, «ме-
как могут действовать игроки (экономические субъекты) и к чему при- ханик» - хозяин механизма, или тоже механизм, но более высокого уров-
ведет любой набор действий. ня. Также не определены ресурсы механизма и принципы их соедине-
Более строгая формулировка, предложенная Л.Гурвицем, опреде- ния. Составной частью механизма, как правило, являются инструменты
- ресурсы, не расходуемые в экономическом процессе, но поддерживающие его, которые также должны найти свое отражение в его структуре. Следует разграничить эти смысловые понятия с тем, чтобы объективно определить сущность понятия «механизм обеспечения экономической безопасности страны в сфере внешней торговли»».
В процессе либерализации внешнеэкономической деятельности возросли угрозы экономическому развитию России, усиливаются тенденции сырьевой ориентации в экспорте российских товаров, прежде всего, продукции топливно-энергетического комплекса, а также импортной зависимости страны, особенно в отношении продовольственных товаров и высоких технологий.
Внешнеторговый оборот России (по методологии платежного баланса) в 2009 г. составил (в фактически действовавших ценах) 625,4 млрд. долларов США (19685,9 млрд. рублей), в том числе экспорт -396,4 млрд. долларов (12144,6 млрд. рублей), импорт - 229,0 млрд. долларов (7541,3 млрд. рублей).
Однако, несмотря на относительный рост внешнеторговых показателей, в настоящее время не решены многие вопросы вступления России в ВТО с позиции обеспечения экономической безопасности государства. В этих условиях особое место занимает проблема своевременного выявления угроз и повышения уровня экономической безопасности внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности представляет собой экономические отношения, позволяющие защитить интересы государства и его субъектов-партнеров во внешней торговле от негативного влияния внешних и внутренних угроз, связанных с нарушениями российского законодательства, таможенных процедур, с криминализацией экспортно-импортных операций и создающих угрозу национальной и экономической безопасности государства.
В настоящее время в России не решена проблема выбора путей интеграции в мировую экономическую систему, а также совершенствования механизмов защиты от транснациональных и постиндустриальных вызовов и угроз.
В основе трансформации многих угроз экономической безопасности России лежат геополитические, геостратегические, межрегиональные, межнациональные факторы. В значительной мере за последнее пятилетие изменились внутриполитическое положение и характер экономической динамики.
За последние десятилетия значительно ускорился процесс глобализации, сопровождающийся появлением новых угроз национальным экономикам.
Сегодня явно недооцениваются те угрозы, которые связаны с растущей экономической, политической и интеллектуальной мощью отечественных крупных и крупнейших корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ), укреплением их монопольных позиций в экономике.
В отличие от естественных монополий, их цены находятся вне сферы государственного регулирования, что превращает корпоративное ценообразование в серьезную угрозу роста инфляции.
Одним из существенных факторов, влияющих на защиту национальных экономических интересов Российской Федерации в сфере внешней торговли является глобализация, которая сегодня характеризуется следующими основными угрозами:
• мгновенные перемещения капиталов затрудняют работу по обеспечению стабильности национальной валюты и банковской системы;
• создаются благоприятные условия для легализации незаконных доходов;
• расширяются возможности для уклонения от уплаты налогов;
• возрастают риски возникновения финансовых кризисов из-за неадекватного поведения инвесторов и финансовых посредников.
Усиление глобальной конкуренции обуславливает необходимость возрастания требований к национальной финансовой системе и, прежде всего, конкурентоспособности национальной налоговой и банковской системы.
Следует отметить, что благодаря постепенному снижению барьеров для торговли товарами и услугами и техническому прогрессу — уменьшению транспортных издержек и времени, необходимого для перевозки товаров и пассажиров, а также передачи информации, в последние годы резко возрос объем международной торговли товарами, расширяется и охватывает все новые отрасли международная торговля услугами, увеличиваются международные потоки капиталов и информации.
В наши дни, в результате такого роста торговых и инвестиционных потоков рынки отдельных стран утрачивают свое значение и образуются региональные и глобальные рынки тех или иных товаров и услуг, а также глобальные финансовые рынки.
Отличительной особенностью современной волны глобализации являются информационные потоки и развивающаяся на их основе торговля услугами. Однако этим глобализация не исчерпывается. Под воздействием глобальной конкуренции появляются новые формы организации и управления производственными и сбытовыми процессами, рассчитанные именно на глобальный рынок, а не на сумму рынков отдельных стран.
Сегодня происходит динамичное изменение глобальной структуры производства. Производственные процессы разбиваются на все большее количество стадий, и отдельные стадии размещаются в разных странах в зависимости от наличия в них факторов производства. В рамках этого процесса образуются транснациональные компании. При этом исчезают вертикально интегрированные компании, целиком расположенные в одной стране.
В свою очередь, страны начинают специализироваться не на отдельных товарах, а на отдельных производственных процессах, что сопровождается ростом внутриотраслевой торговли и торговли компонентами и промежуточными товарами. Например, в 1990—2009 гг. доля импортируемых компонент в общем импорте Австрии увеличилась на 17 п. п., Канады — на 8, Германии — на 5, Японии — на 0,2 и США — на 0,5 п. п.2.
В результате развития контрактных отношений постепенно исчезают и вертикально интегрированные ТНК. Все большее развитие получают контрактные отношения между независимыми компаниями, специализирующимися на производстве определенных компонент.
Отношения эти часто имеют форму аутсорсинга, когда производитель конечной продукции не просто покупает нужные ему изделия на открытом рынке, а заказывает их специализированным производителям, которые могут быть расположены в других странах (оффшоринг).
Подобного рода контрактные отношения были разработаны компаниями из развитых стран, но их взяли на вооружение и приспособили к своей специфике и компании из развивающихся стран. Более того, последние становятся сегодня лидерами в управленческих инновациях.
В наши дни аутсорсинг получил широкое распространение и в торговле услугами, прежде всего в сфере оффшорного программирования и прочих услуг, оказываемых посредством современных средств коммуникации.
Одними из пионеров в работе на принципах аутсорсинга в сфере услуг были индийские компании. Сегодня эта отрасль развивается по широкому кругу направлений, от оффшорного программирования к колл-центрам, предоставлению медицинских услуг, ведению бухгалтерского учета и аутсорсингу других бизнес-процессов и т. д.
В 1993—2008 гг. импорт «прочих бизнес-услуг», которые и включают бухгалтерский учет, управление бизнесом, консалтинг и др., увеличился в реальном выражении в Канаде на 41%, во Франции — на 32, в Германии - на 46, в США — на 102 и в Великобритании — на 116%3.
Для России пока ещё характерно широко распространены свойственные доглобализационным стадиям развития, вертикально интегрированные структуры. Степень включенности российских производственных цепочек в глобальные низка. Использование новых форм организации производства находится в зачаточном состоянии. Таким образом, наша страна существенно недоиспользует возможности глобализации в отличие от лидеров современного экономического развития.
Быстрый рост Китая, Индии и других развивающихся стран имеет и еще одно следствие, как для глобальных рынков, так и для позиционирования на них России, обеспечения её экономической безопасности. Бизнес и население новых развивающихся стран предъявляют все больший спрос на продовольственные, энергетические и прочие ресурсы.
Сегодня практически все специалисты согласны с тем, что рост цен на энергоносители в середине 2000-х годов был в значительной степени вызван ростом спроса на них со стороны новых развивающихся стран. Наблюдаемый сейчас рост цен на продовольственные товары так же, как считается, может быть связан с повышением спро-
1 Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г. часть №1) (http://institutiones.com/theories/259—2007-1.html/).
2 Grossman G. М., Rossi-Hansberg Е. Trading Tasks: A Simple Theory of Offshoring // NBER Working Paper No 12721. December 2009. P. 3.
3 Юдаева К., Ясин Е. Стратегия - 2050: справится ли Россия с вызовами глобализации?// Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 10.
са на них со стороны Китая и Индии и изменениями, происходящими в структуре потребления этих стран. По данным ООН, мировые цены на продовольственные товары увеличились в 2002-2009 гг. на 85%.
В результате мир сталкивается с рядом глобальных проблем, от необходимости дерегулирования сельскохозяйственного производства до реализации совместных мер по ослаблению негативных последствий изменения климата.
Для России подобная ситуация создает одновременно и возможности, и вызовы. Обладая крупнейшими в мире запасами природных и земельных ресурсов, она может выступать ведущим игроком в решении накапливающихся глобальных проблем. Однако задача экономической политики в такой ситуации состоит в том, чтобы страна не попала под влияние «ресурсной болезни», то есть зависимость от природного богатства не должна привести к остановке развития.
Опыт нефтедобывающих стран свидетельствует о том, что эту проблему нельзя решить, направляя государственные средства в ненефтяные сектора и отрасли, не связанные с добычей и переработкой природных ресурсов. Здесь требуется формирование институциональной среды, стимулирующей развитие.
На основе анализа вышеизложенного следует отметить, что процесс глобализации необходимо рассматривать как совокупность действий охватывающих различные сферы экономики:
• торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
• движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);
• финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений);
• производственное, научно-техническое, технологическое и информационное сотрудничество4.
Фактор глобализации, влияющий на обеспечение экономической безопасности страны, в научно литературе рассматривается:
1. Как объективная мировая тенденция, развивающаяся в результате интернационализации хозяйственной жизни и усиления разнообразных международных связей между государствами, отраслевыми комплексами и фирмами.
2. Как концепция, предлагающая пути решения различных проблем, принимающих все более глобальный характер (особенно в таких областях, как экономика, экология, финансы, транспорт, миграция населения и др.).
3. Как международный проект одних субъектов мирового рынка (ТНК, ТНБ и стран), направленный на повышение их конкурентоспособности за счет других субъектов.
Современная глобализация мировой экономики рассмотрена в статье в аспекте следующих условий и факторов, влияющих на экономическую безопасность государства в сфере внешней торговли: углубление интернационализации производства и обмена, глобализация производительных сил, формирование глобальной инфраструктуры, рост масштабов международной миграции рабочей силы, углубление интернационализации капитала, рост интернационализации воздействия производства и потребления на окружающую среду и др.
В условиях роста глобализации всё большую роль в механизме обеспечения экономической безопасности России призвано играть государственное регулирование внешнеторговой деятельности.
При этом основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации 5.
Отметим, что для дальнейшего эффективного развития России в условиях экономической интеграции следует выделить два основных направления:
1) Последовательное и решительное проведение своей внешней экономической политики при гласном обосновании принятия решений (где это не противоречит необходимости соблюдать государственную тайну) с определением и объяснением своих позиций.
Этот очевидный и наиболее простой подход создает условия, при которых становится невозможным использовать «двойные стандарты» и ставит наших оппонентов в положение, когда они должны быть либо открыто нечестными, либо соглашаться с возможностью существования и нашего мнения.
2) Активное участие в международных институтах противодействия росту экономической преступности. Примерами такой правоохранительной интеграции могут служить: Интерпол, Европол, Европейский центр по мониторингу наркотиков и наркоситуации.
Россия также проводит активную работу по интеграции правоохранительной деятельности по различным направлениям, например, созданы и действуют: Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР), Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию наркотикам (КСОПН) и др.
Внешнеторговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики. Её целью является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.
Она строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации и должна обеспечивать экономическую безопасность страны.
Литература:
1. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г. часть №1) (http://institutiones.com/theories/259—2007-1.html/).
2. Grossman G. М., Rossi-Hansberg Е. Trading Tasks: A Simple Theory of Offshoring // NBER Working Paper No 12721. December 2009. P. 3.
3. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия - 2050: справится ли Россия с вызовами глобализации?// Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 10.
4. ^1^11 A., Westermann Е, Martinez L. The Positive Link between Financial Liberalization, Growth and Crises // NBER Working Paper No 10293. February 2009.
5. (ст. 4, Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003)).
4 Тогпєіі A., Westermann Е, Martinez L. The Positive Link between Financial Liberalization, Growth and Crises // NBER Working Paper No 10293. February 2009.
5 (ст. 4, Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003))