Научная статья на тему 'Сценарные подходы к развитию приграничных территорий'

Сценарные подходы к развитию приграничных территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
306
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАНИЦА / ПРИГРАНИЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПОГРАНИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ / BORDER / FRONTIER TERRITORIES / BORDERING AREA / INTERDISCIPLINARY INVESTIGATIONS / TRANSBOUNDARY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Божко Л. Л.

В статье рассмотрены вопросы экономического развития регионов казахстанско-российского порубежья как частей казахстанского пространства и как мостов сотрудничества с Российской Федерацией. Приграничное положение определяет важную роль этих регионов во внешней политике и международном сотрудничестве. Все эти факторы оказывают влияние на экономику порубежных территорий. В развитии приграничных регионов важную роль играет сотрудничество с сопредельными регионами соседних стран. В заключении сделан вывод о неоднородности приграничного пространства и основных направлениях преодоления существующих диспропорций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACH TO DEVELOPMENT OF FRONTIER TERRITORIES

In the given article questions of economic development of Kazakhstan and Russia borderline regions as the parts of Kazakhstan and bridges of collaboration with the Russian Federation are investigated. Location of these regions on the borderline determines its important role in the foreign policy and international cooperation. All these factors influence on economics of borderline territories. Comparison of economic development of the regions of Kazakhstan and Russian perimeter on the territory of the Republic of Kazakhstan is given in the article. Important role in the development of borderline regions plays cooperation with certain regions of neighboring countries. In conclusion the main parameters of heterogeneity of borderline territories and ways of its overcoming are determined.

Текст научной работы на тему «Сценарные подходы к развитию приграничных территорий»

СЦЕНАРНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Божко Л.Л., к.э.н., зав. кафедрой экономики, Рудненский индустриальный институт, Республика Казахстан, г. Рудный

В статье рассмотрены вопросы экономического развития регионов казахстанско-российского порубежья как частей казахстанского пространства и как мостов сотрудничества с Российской Федерацией. Приграничное положение определяет важную роль этих регионов во внешней политике и международном сотрудничестве. Все эти факторы оказывают влияние на экономику порубежных территорий. В развитии приграничных регионов важную роль играет сотрудничество с сопредельными регионами соседних стран. В заключении сделан вывод о неоднородности приграничного пространства и основных направлениях преодоления существующих диспропорций.

Ключевые слова: граница; приграничные территории; пограничное пространство; взаимодействие; трансграничность.

THE APPROACH TO DEVELOPMENT OF FRONTIER TERRITORIES

Bozhko L., candidate of economic sciences, Rudnyi industrial institute, the Republic of Kazakhstan, Rudny

In the given article questions of economic development of Kazakhstan and Russia borderline regions as the parts of Kazakhstan and bridges of collaboration with the Russian Federation are investigated. Location of these regions on the borderline determines its important role in the foreign policy and international cooperation. All these factors influence on economics of borderline territories. Comparison of economic development of the regions of Kazakhstan and Russian perimeter on the territory of the Republic of Kazakhstan is given in the article. Important role in the development of borderline regions plays cooperation with certain regions of neighboring countries. In conclusion the main parameters of heterogeneity of borderline territories and ways of its overcoming are determined.

Keywords: border, frontier territories, bordering area, interdisciplinary investigations, transboundary.

В настоящее время экономические национальные системы Республики Казахстана и Российской Федерации, столкнувшиеся с суровыми реалиями трансформационных процессов в ходе становления производственных отношений современного рыночного хозяйства, демонстрируют мировому сообществу тенденцию формирования контуров общего (единого) экономического пространства.

Надежную основу данного явления должен составлять курс на индустриально-инновационное развитие, модернизационные преобразования в экономике, активизацию развития торгово-экономических связей между казахстанскими и российскими регионами, прежде всего приграничными. С 1 июля 2010г. начал свою работу Таможенный Союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией, что позволило полностью открыть таможенные границы, подготовить единый Таможенный Кодекс и установить единые тарифы трех стран.

С 1 января 2012г. начинается полноценное функционирование Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, что придаст новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономик государств-участников в целях ускорения социально-экономического прогресса этих стран, роста благосостояния народов.

На 7-ом Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедшем в Усть-Каменогорске в 2010г., была выдвинута инициатива создания Ассоциации регионов двух стран, которая будет разрабатывать и проводить мониторинг конкретных проектов сотрудничества на двухстороннем и многостороннем уровнях.

В этих условиях особенно актуальным является проведение системного углубленного исследования региональной интеграции как одного из основных трендов развития современной экономики; изучение границ в качестве специфических институциональных проявлений; детальное рассмотрение приграничных территорий (регионов), функционирование и развитие которых происходит в условиях новой исторической обстановки.

В современный период развитие приграничных территорий -это закономерный процесс эволюции производительных сил на качественно новом уровне производственных отношений, сосредоточивающий инновации, науку, образование и другие необходимые перспективные условия для развития личности, бизнеса, государства, охватывающий сопредельные территории. В условиях многочисленности приграничных регионов в Республике Казахстан и Российской Федерации их функционирование и устойчивое развитие как административно-территориальных единиц, социально-экономических систем имеет стратегическое значение для региональной экономики обеих стран.

Современная практика приграничных преобразований генерирует ряд проблем обеспечения экономического развития, требующих теоретического обоснования и глубокого научного исследования. Необходимость их разрешения продиктована недостаточной

разработанностью теоретических положений развития приграничных территорий в трудах отечественных ученых. В настоящее время в экономической литературе отсутствуют серьезные научные исследования, направленные на понимание сущности и природы противоречивого экономического развития приграничных территорий России и Казахстана, когда в условиях формирования единого экономического пространства большинство приграничных территорий остаются зонами ограниченного действия рыночных законов, непривлекательными сферами для инвестиций и развития предпринимательства.

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. На территории Казахстана действует более 4 тысяч казахстанско-российских предприятий, реализовано более 100 успешных инвестиционных проектов в металлургии, нефтепереработке, энергетике, строительстве, транспортной сфере и других. Из России в Казахстан привлечено 2,3 млрд. долларов США прямых инвестиций, а из Казахстана в Россию - 1,1 млрд. долларов США.

Доля России во внешнеторговом обороте Казахстана в 2009г. составила 17,4%, уступив лидирующие позиции Евросоюзу еще в 2004г. При этом экспорт казахстанской продукции в Россию составил 3,5 млрд. долларов, а импорт российской продукции - 8,9 млрд. долларов.

В январе-апреле 2010г. товарооборот между Казахстаном и Россией составил 4,6 млрд. долл. США (рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 32,6%). Экспорт из Казахстана возрос на 72,7% и составил 1686,6 млн. долл. США, а российский импорт в Казахстан - на 17,1% и составил 2951,8 млн. долл. США.

Но, несмотря на единую позицию о создании Таможенного Союза, уже на начальных стадиях его образования возникло множество проблем, обострились дискуссии. В казахстанском бизнесе нарастает тревога по поводу ценового фактора, связанного с поставками в республику продовольственных, промышленных и других товаров из Российской Федерации. Предприниматели крайне обеспокоены отсутствием собственного производства сложной бытовой техники и электроники, ввозом в Республику Казахстан практически всех видов оборудования - от простейших до более сложных. В то же время все еще проблематична и такая задача, как расширение торгового оборота Казахстана с государствами - членами Таможенного Союза, качественным обновлением экспортноимпортных поставок.

Вызывают споры намерения Республики Казахстан направлять в Россию до 500 тыс. т. мяса в год. В последнее время Российская Федерация ежегодно импортирует 1700 тыс. т. всех видов мяса, в том числе 700 тыс. т. говядины из Бразилии, США, Уругвая и Аргентины. Однако подобную продукцию эта страна в Казахстане не закупает. Из 14 областей Республики Казахстан лишь 4 могут вывозить мясо в соседнее государство. Из функционирующих в республике мясоперерабатывающих комбинатов только 4 аттестованы для поставки товаров в Россию. Таким образом, мясная отрасль в

Республике Казахстан еще не готова участвовать в экспортных поставках в Россию.

Определенные трудности связаны с развитием в Казахстане молочного производства. По статистическим данным в Республике Казахстан доля импорта молока и кисломолочной продукции составляет 20%, масла - 40% и творога - 67%. В частных подворьях находится до 90% поголовья крупного рогатого скота. Низкая результативность этой сферы связана с преобладанием личного подсобного хозяйства, недостаточным развитием крупных товарномолочных производств. По мнению специалистов, Таможенный Союз обнажил проблемы в отрасли, хотя, как известно, Казахстан зарезервировал переходный период на 3-5 лет и, вместо установленных пошлин в 10-30%, оставил за собой нулевые и 5%-ные пошлины по абсолютному большинству из 409 позиций товаров.

Отчетливо проявляется зависимость географической структуры внешней торговли регионов от их географического положения. Несомненно, доля соседних стран заметно выше во внешнеторговом обороте у тех регионов, которые непосредственно с ними граничат.

Вполне очевидно, что каждая из сторон взаимодействия преследует свои цели, исходя из национальных и региональных интересов. При этом каждая страна обладает чувствительными зонами, сферами повышенного внимания. Российская сторона проявляет особое приоритетное внимание к казахстанским сырьевым ресурсам, Казахстан нуждается в современных технологиях, машинах и оборудовании. В подобных предпочтениях населения лидируют автомашины, лекарства, моющие средства, мебель, алкогольные напитки, кондитерские изделия.

Предприятия и организации приобретают, главным образом, изделия из черных металлов, различные насосы, полимеры, строительно-дорожную технику, сельскохозяйственную технику, энергетическое оборудование, металлоконструкции, бумажную продукцию, станки и т.п. на величину импорта отдельных товаров оказывает влияние значительный ввоз оборудования российскими инвесторами для освоения месторождений, в т.ч. Каспийского шельфа. Состав и структура импорта показывают, что акцент делается как на промышленное, так и на личное потребление. К сожалению, в них недостаточно представлено технологическое оборудование, средства производства для выпуска современного оборудования и машин.

В структуре казахстанских поставок в Россию доминируют три основные вида продукции: энергоносители, руды и металлы, аграрная продукция. Россия экспортирует в Казахстан широкую номенклатуру оборудования, машин, потребительских товаров.

Следует отметить, что на казахстанском рынке российские товары сталкиваются с конкуренцией со стороны азиатских и американских поставщиков. На фармацевтическом рынке крупнейший соперник - Индия, на автомобильном - Япония, Республика Корея, США и Китай, кондитерских изделий - Турция. Все чаще на отдельных рыночных сегментах доминирую Китай и Республика Корея. На многих рынках растет участие китайских производителей, которые наряду с приемлемой ценой предлагают качественную продукцию.

Анализ ассортимента импортируемой Казахстаном продукции свидетельствует о том, что Казахстан имеет большой потенциал в создании совместных предприятий. Особенно это касается изделий из черных металлов, металлоконструкций, пластмасс, химической продукции.

Однако структура взаимной торговли не в полной мере соответствует возможностям Казахстана. В российском экспорте в Казахстан 26,2% составляют машины, оборудование и транспортные средства; 29,3% — минеральные продукты; 16,2% — металлы и изделия из них. Россия импортирует из Казахстана, в основном, минеральные продукты — 50,3%; продукцию химической промышленности — 20,1%; металлы и изделия из них — 12,5%.

Наблюдается некоторое свертывание связей с внутренними регионами. Вклад межрегиональных связей в конечное потребление региона составляет лишь 10%, что свидетельствует о крайне слабой связанности внутреннего экономического пространства, его фактической дезинтеграции и автаркии экономики региона.

Негативное влияние на сокращение доли региона во внешнеторговом обороте и межрегиональных торгово-экономических связей оказали такие факторы, как опережающий рост транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию и неразвитость логистической инфраструктуры.

В качестве акторов казахстанско-российского приграничного сотрудничества выступают республиканские и региональные органы власти, Торгово-промышленные палаты, бизнес-сообщество, учреждения образования и науки, учреждения культуры и институты гражданского общества.

Во всех приграничных регионах ключевую роль играют преимущественно республиканские органы власти, далее следуют региональные органы власти. Следует отметить, что в развитии приграничного сотрудничества незначительна роль институтов гражданского общества и учреждений культуры. Влияние представителей бизнес-сообщества в основном заключается в развитии приграничной торговли и создании совместных предприятий. В последнее время существенно расширились образовательные и научные проекты, реализуемые в приграничье, но их процент пока остается низким.

Особенностью проектов казахстанско-российского сотрудни-честв является преобладание проектов по тематике пространственного планирования, устойчивого и инновационного развития. Большое внимание уделяется вопросам развития человеческих ресурсов, охраны окружающей среды, транспорта и логистики, а также возрастает роль инвестиционной составляющей в функционировании приграничных регионов.

Предлагаемые ниже сценарии развития приграничных регионов описывают экономические и социальные процессы воспроизводства, наблюдаемые в мезорегионе как крупном межрегиональном образовании с учетом приграничных экономических связей. Концепция развития приграничья исходит из положения, что территориально-производственное образование обладает экономикогеографическим единством и относительной целостностью воспроизводственного процесса. При этом учитывается, что эти обстоятельства, ограниченность сценарных разработок определяются интересами и тенденциями развития национальной экономики и в то же время объясняют их необходимость для создания вариантов действенных приграничных экономических отношений.

Первый сценарий, как наиболее эффективный, представляет оптимальный вариант развития межрегионального сотрудничества. Он исходит из стабильной политической ситуации в стране, эффективного государственного регулирования экономики, наличия условий функционирования механизмов рынка и развития свободного предпринимательства, гарантированной социальной защиты населения. На уровне приграничья осуществляется оптимальная координация хозяйственной деятельности регионов через механизм функционирования межрегиональных институтов. Развиваются приграничные связи на основе двух- и многосторонних договоров. Совместные усилия направляются на осуществление структурных сдвигов в экономике регионов, преодоление сырьевой направленности развития хозяйств. Промышленно развитые регионы осуществляют перестройку экономики с опорой на имеющийся научнопроизводственный потенциал. Они налаживают производство конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей потребности и других регионов. На основе этого экономика приграничья интегрируется в мирохозяйственные отношения. В результате таких тенденций появляются реальные возможности для повышения эффективности хозяйства каждого региона, сокращения безработицы, оптимизации миграционных потоков, повышения уровня жизни населения.

Второй сценарий предполагает, что экономические реформы осуществляются в менее благоприятных внутренних и геополитических условиях. Стабилизация экономики сопряжена со значительными трудностями. Межрегиональные экономические связи постепенно восстанавливаются на основе медленного развития интеграционных процессов. Сохраняется тенденция обособления приграничья, стремление регионов к иждивенчеству в социально-экономическом развитии, получению большей поддержки государства для решения своих проблем. Структурные преобразования в приграничных регионах осуществляются селективно лишь по отдельным узким направлениям хозяйственной деятельности. Задачей государственных органов власти и регионального уровней является стимулирование производства, поддержка усилий регионов по межрегиональному экономическому сотрудничеству.

Не исключена возможность развития межрегионального сотрудничества и по третьему сценарию. Он связан с продолжением углубления кризисных процессов в экономической и социально-политической жизни общества, обострением дезинтеграционных процессов. Межрегиональные отношения носят эпизодический харак-

ЭКОНОМИКА

тер. Сохраняется тенденция автаркизации приграничных регионов, стремление в одиночку справиться с имеющимися трудностями, так как возможности получения существенной помощи от государства в данных условиях незначительны. Экономика приграничных регионов испытывает при этом значительные затруднения: спад производства, рост безработицы, усиление социальной напряженности. Сохраняется сложившаяся неэффективная структура производства, ее сырьевая направленность.

Таким образом, рассматривая различные сценарные варианты развития приграничья, следует отметить, что в реальности в чистом виде ни один из них не будет реализован. Действительность будет представлять сочетание элементов всех трех вариантов. В настоящее время многие приграничные регионы в условиях социально-экономического кризиса страны оказались в сложном состоянии. Приграничные регионы обладают необходимым кадровым, производственным, инновационным, инфраструктурным потенциалом, способным обеспечить при соответствующих условиях реструктуризацию экономики и вывод ее на конкурентоспособный уровень. Но им, для решения задач развития территорий, нужна государственная поддержка. Для приграничных регионов эффективность межрегионального сотрудничества не может определяться только экономическими параметрами. Особую значимость приобретают для них социальные, экологические показатели межрегионального сотрудничества.

Практика убеждает, что игнорирование региональных особенностей и интересов ослабляет приграничные экономические связи, создает противоречия в отношениях между республиканскими и региональными органами власти. Необходимо рассматривать развитие межрегионального экономического сотрудничества

в приграничье на основе рационального использования его природных и социально-экономических ресурсов, учета затрат на размещение объектов производственной инфраструктуры, населения и объектов социальной инфраструктуры, создания природоохранных зон и т.д. Только так можно обеспечить рост эффективности приграничного сотрудничества, создать необходимые предпосылки для развития экономики и социальной сферы приграничных регионов, роста жизненного уровня их населения.

Литература:

1. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика: Учебное пособие. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЕН), 2006. - 280 с.

2. Болотов Д.А., Межевич Н.М., Шураев В.В. Приграничное (международное) сотрудничество в системе межмуниципального взаимодействия. СПб.: Изд-во политех. ун-та, 2005, 118с.

3. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 216 с.

4. Вопросы глобализации и регионализации на пространстве бывшего СССР.- М.: ИМЭПИ РАН, 2002.

5. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география.- М.: Аспект пресс, 2002.-479с.

6. Прозрачные границы: Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России \ Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. - Москва - Волгоград, 2002.

7.Проблемы устойчивого использования трансграничных территорий: Материалы Международной конференции / под ред. П.Я. Бакланова, С.С. Ганзея - Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2006 - 176 с.

МЕТОДЫ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Дятлова А.Ф., к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учёт и аудит», Московский университет МВД России

Познание и устранение факторов, исключающих возможности искажения отчётной информации, что значительно повысит её полезность для настоящих и потенциальных пользователей.

Ключевые слова: концепция развития бухгалтерского учёта, отчётности, полезность, качество и искажения информации, ошибки, вуалирование, фальсификация отчётности, инсайдерные операции.

METHODS OF QUALITY PROVISION FOR ACCOUNTING REPORTS

Dyatlova A., Ph.D. in Economics, associate professor of “Accounting and audit” chair Moscow University Ministry of Internal Affairs Russua

Learning and elimination of factors, excluding possibility of report information distortion, what will significantly increase its utilyty for real and potential. users.

Keywords: conception of accounting development, reports, utility, quality and distortion of information, mistakes, veiling, sophistication of reports, insider manipulations.

Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Концепция), разработанная Минфином РФ по поручению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учёта и отчётности приняты Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО).

Следует отметить, что после принятия названной выше Концепции, нормотворческая работа в области бухгалтерского учёта значительно снизилась (приостановилась). Связано это с тем, что уже более пяти лет не принимается вторая редакция Федерального закона «О бухгалтерской учёте». За период с 2001 года принят ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности», разработаны лишь два новых ПБУ: 21/2008 «Об изменении оценочных значений» и 22/2010 «Исправления ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности» (в то время как международных стандартов - 41). Кроме того, проводилась доработка действующих Положений по бухгалтерскому учёту в направлении их соответствия МСФО (издана вторая редакция ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» и др.). Проведены некоторые усовершенствования в области бухгалтерской (финансовой) отчётности (2003г., 2010г.) с целью по-

вышения качества и надёжности формируемой информации. И всё же, несмотря на имеющиеся недостатки, Концепция по существу предопределяет стратегическую национальную модель бухгалтерского учёта, сориентированную на МСФО.

Конечной целью развития бухгалтерского учёта и отчётности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения бухгалтерским учётом присущих ему функций в экономике РФ. Одним из основных направлений дальнейшего развития бухгалтерского учёта и отчётности, предусмотренных Концепцией, является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности в соответствии с МСФО.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчётности, определены ФЗ «О бухгалтерском учёте» (1996г.), Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности (1998г.) и ПБУ «Бухгалтерская отчётность организации» и «Исправления ошибок в бухгалтерском учёте», которыми являются достоверности, целостности, сопоставимости, последовательности, отчётного периода, оформления.

Гарантией качественного составления бухгалтерской отчётности является соблюдение на практике норм (требований), предусмотренных российскими законодательными и нормативными правовыми актами (стандартами) по бухгалтерскому учёту. Одна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.