Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА М. И. ПЕСКОВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА М. И. ПЕСКОВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СИБИРИ / ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / М. И. ПЕСКОВ / КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев В.В.

В исследовании, проведенном на основе работ художника М. И. Пескова, его деятельности, рассматривается развитие интересов жителей Байкальской Сибири к предметам искусства во второй половине XIX в. Результаты такого анализа подтверждают тот факт, что активная деятельность в регионе таких сибирских мастеров, как М. И. Песков, влияла на процесс формирования художественного пространства. В Государственном архиве Иркутской области имеются документы, которые свидетельствуют об участии художника в важных событиях региона. Работа позволяет на основе большого объема исторических источников рассмотреть историю совершенствования мастерства М. И. Пескова, развитие контактов между мастерами центра России и сибирского региона, особенности проведения художественных мероприятий как международного, так и регионального уровня во второй половине XIX в. Проанализирована историческая литература и исследованы новые материалы о художнике, обнаруженные в архиве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SKILLS OF M. I. PESKOV IN THE PROCESS OF FORMATION OF THE ARTISTIC SPACE OF BAIKAL SIBERIA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

The study, using the work of M. I. Peskov as an example, examines the development of the interests of the inhabitants of Baikal Siberia in objects of art in the second half of the 19th century. It is confirmed that the active efforts in the region of such Siberian masters as M. I. Peskov influenced the process of formation of the artistic space. In the State Archives of the Irkutsk Region, the documents have been found that confirm the artist's participation in the events. The work allows, on the basis of a large amount of historical sources, considering the history of improving the skills of M. I. Peskov, the development of contacts between the masters of the center and the Siberian region, the features of holding artistic events, both international and regional levels in the second half of the 19th century. The historical literature is analyzed and the new revealed materials in the Siberian archive about the artist are investigated.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА М. И. ПЕСКОВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

УДК 94(571.53)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАСТЕРСТВА М. И. ПЕСКОВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В. В. Ткачев

Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Российская Федерация)

В исследовании, проведенном на основе работ художника М. И. Пескова, его деятельности, рассматривается развитие интересов жителей Байкальской Сибири к предметам искусства во второй половине XIX в. Результаты такого анализа подтверждают тот факт, что активная деятельность в регионе таких сибирских мастеров, как М. И. Песков, влияла на процесс формирования художественного пространства. В Государственном архиве Иркутской области имеются документы, которые свидетельствуют об участии художника в важных событиях региона. Работа позволяет на основе большого объема исторических источников рассмотреть историю совершенствования мастерства М. И. Пескова, развитие контактов между мастерами центра России и сибирского региона, особенности проведения художественных мероприятий как международного, так и регионального уровня во второй половине XIX в. Проанализирована историческая литература и исследованы новые материалы о художнике, обнаруженные в архиве.

Ключевые слова: история Сибири, городская культура, художественная жизнь, художественные выставки, М. И. Песков, коллекционирование.

Финансирование: исследование проведено при финансовой поддержке гранта Иркутского государственного университета для молодых ученых № 091-21-322 «Художественная жизнь в городах Байкальской Сибири второй половины XIX-начала XX вв.: история и особенности развития».

IMPROVEMENT OF SKILLS OF M. I. PESKOV IN THE PROCESS OF FORMATION OF THE ARTISTIC SPACE OF BAIKAL SIBERIA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

V. V. Tkachev

Irkutsk State University, (Irkutsk, Russian Federation)

The study, using the work of M. I. Peskov as an example, examines the development of the interests of the inhabitants of Baikal Siberia in objects of art in the second half of the 19th century. It is confirmed that the active efforts in the region of such Siberian masters as M. I. Peskov influenced the process of formation of the artistic space. In the State Archives of the Irkutsk Region, the documents have been found that confirm the artist's participation in the events. The work allows, on the basis of a large amount of historical sources, considering the history of improving the skills of M. I. Peskov, the development of contacts between the masters of the center and the Siberian region, the features of holding artistic events, both international and regional levels in the second half of the 19th century. The historical literature is analyzed and the new revealed materials in the Siberian archive about the artist are investigated.

Keywords: history of Siberia, urban culture, artistic life, art exhibitions, M. I. Peskov, collecting.

Financing: The research was carried out with the financial support of the grant for young scientists by Irkutsk State University, project N 091-21-322 «Artistic life in the cities of Baikal Siberia in the second half of the XIX - early XX centuries: history and features of development»

Введение. Важное место в понимании исторического прошлого занимает подробное изучение просветительской, образовательной деятельности художников. Во второй половине XIX в. творческие люди, проживавшие в городах Байкальской Сибири (Иркутской губернии и Забайкальской области), такие как М. И. Песков, активно поддерживали создание общедоступных выставочных площадок, развитие образовательных и общественных организаций, школ. Совершенствование мастерства художника, взаимодействие с разными представителями художественной интеллигенции из Москвы и Петербурга расширяло его знания о том, как можно проводить такие мероприятия, поддерживать мастеров в регионе.

В изучаемый период происходил процесс приобщения горожан Байкальской Сибири к отечественному и зарубежному искусству. Художники совместно с учеными участвовали в создании выставочных пространств, где знакомили городское общество с живописными полотнами и другими ценными экспонатами. Чтобы проследить особенности взаимодействия посетителей художественных мероприятий с произведениями искусства, узнать их впечатления, реакции, необходимо изучить творчество сибирских мастеров, каким, в частности, являлся М. И. Песков. Его опыт работы в общедоступных выставочных пространствах Российской империи послужил основой для более глубокого изучения сотрудниками культурных учреждений предметов искусства.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на примере жизни и деятельности М. И. Пескова рассмотреть влияние художников на формирование художественного пространства, развитие интересов жителей Байкальской Сибири к предметам искусства во второй половине XIX в. Автор при этом ставит перед собой задачу, используя материалы Государственного архива Иркутской области, провести анализ выявленных фактов из жизни и деятельности М. И. Пескова, изучить собрания предметов искусства, с которыми знакомились посетители художественных выставок, восстановить историю организации таких мероприятий.

В статье анализируются исторические источники из фонда Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (далее — ВСОИРГО) (ГАИО. Ф. 293), который входит в состав Государственного архива Иркутской области. Анализируются материалы о М. И. Пескове, который получил первоначальное образование в Иркутской губернии. Данные источники рассказывают о том, что художник принимал активное участие в создании выставочных пространств региона во второй половине XIX в., по ним можно проследить, как совершенствовалось мастерство автора живописных полотен.

Жизнь и деятельность М. И. Пескова изучали многие сибирские исследователи. Сохранились свидетельства о его работе в периодической печати, воспоминаниях современников [1]. В 1938 г. А. Н. Турунов выпустил книгу «Художник-реалист М. И. Песков (1834-1864)» [2]. Анатолий Николаевич представил основные этапы творчества художника, факты об участии в выставках и общественной работе. В книге автор впервые приводит архивные документы: аттестат о получении образования, протоколы о службе в Иркутском общем губернском управлении, о написании живописных работ в Санкт-Петербурге, письма, статьи из газет «Голос», «Восточное обозрение» и другое. В конце книги А. Н. Турунов разместил перечень работ художника с датировкой и местом расположения их в музеях России. В трудах В. Ф. Чиркова, Б. С. Шостаковича, Л. Н. Снытко и других восстановлена история формирования собраний предметов искусства в городах Байкальской Сибири [3, 4]. В научных трудах Т. Г. Ларевой, Е. С. Манзыревой и других представлены сюжеты, связанные с художественной жизнью региона [5, 6]. Изучению особенностей культурного взаимодействия между разными представителями городского общества посвящены работы В. П. Шахерова [7, 8].

Многие исследования истории культуры городов Байкальской Сибири и отдельных предметов искусства в музейных фондах актуальны на настоящий момент, так как они дают направления для более глубокого изучения коллекций, которые формировались во второй половине XIX в. В качестве примера можно привести работы А. Д. Фатьянова, в которых рассказывается об истории появления уникальных живописных полотен в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева [9, 10].

Художественную жизнь Иркутска и Иркутской губернии во второй половине XIX-начале XX в. изучал и представил в своих работах Ю. П. Лыхин [11]. Особенность его исследования состоит в том, что впервые историком опубликованы документы о жизни и творчестве иркутских и западных мастеров, о деятельности общественных организаций, обнаруженные как в центральных (Москва и Санкт-Петербург), так и в сибирских архивах. Также сведения о жизни и деятельности М. И. Пескова во второй половине XIX в. можно найти в источниках региональной периодической печати: «Иркутские губернские ведомости», «Восточное обозрение», «Сибирь» и других [12, 13].

Таким образом, можно сделать вывод, что историки, культурологи, музеологи активно изучали жизнь и деятельность М. И. Пескова, но многие аспекты, связанные с перемещением предметов искусства между разными владельцами коллекций, включением известных живописных полотен мастера в состав экспозиций передвижных выставок во второй половине XIX в., впечатлениями участников тех давних событий, не представлены в полной мере.

Основная часть. Михаил Иванович Песков (1834-1864) — иркутский художник, мастер исторических полотен и портретов, инициатор формирования художественного пространства в городах Байкальской Сибири во второй половине XIX в. Родился Михаил Иванович в семье обер-офицера в 1834 г. Известно, что будущий художник получил своё первое образование в Иркутском училище детей канцелярских служителей. После завершения учёбы, 31 июля 1850 г., его приняли в штат канцелярских служителей Иркутского общего губернского управления.

В Иркутске по заказу представителей губернской и городской власти, купеческого сословия художник рисовал портреты, благодаря чему получил в городе известность. Сохранились живописные полотна данного периода: «Портрет купца П. П. Сукачёва с сыном» (1854 г.), «Портрет неизвестного» (1855 г.), «Портрет купца Лаврентьева и его жены» (1855 г.). Портреты передают образы известных деятелей культуры, общественной и политической жизни, показывают их вклад в развитие всего Байкальского региона во второй половине XIX в.

В 1855 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский поддержал стремление молодого талантливого художника к получению новых знаний, предоставив ему возможность обучения в Академии художеств за казенный счет. Так, в деле Академии художеств № 27/П, Л. 3 сохранилась запись: «Ныне Песков, согласно желанию, своему и по состоянию г. генерал-губернатора Восточной Сибири с г. министром уделов, а сего последнего, по повелению в бозе почившего императора Николая Павловича, с г. министром внутренних дел, уволен в отставку с тем, чтобы поступить ему в Академию художеств для изучения живописи. В марте месяце нынешнего года он приставлен за выслугу лет к награждению чином коллежского регистратора. В удостоверение чего и дан ему этот аттестат за надлежащими подписями с приложением печати. Мая 31 дня 1855 года. Иркутск, № 2154. Управляющий Иркутскою губернией» [14].

Сведения о работе Михаила Ивановича в Иркутске можно встретить в письме А. Н. Турунова к сотрудникам Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева. Так, в одном из документов Анатолий Николаевич сообщал интересные сведения о сибирских художниках и о работах, которые выставлялись коллекционерами в городах Байкальской Сибири:

«Уважаемые товарищи! Ваш ответ на запрос о работах художника М. И. Пескова получил. Благодарен за сообщение сведениий и обещание прислать фотоснимки с имеющихся у вас двух художественных работ М. И. Пескова. Было бы интересно собрать в вашем музее фотоснимки всех известных работ этого художника. Возможно, что в Иркутске можно найти и другие его работы. Я уже сообщал вам, что на выставке «Старый Иркутск» (кажется, в 1914 г.) экспонировались два портрета его работы («Лаврентьевы», из собрания Собакарева). Возможно, что они и сейчас имеются в семье Собакаревых. Жена Собакарева урождённая Лаврентьева. Хорошо бы сфотографировать эти портреты. Собакаревы жили где-то в районе улицы Желябова (б. Мало-Трапезниковая). На выставку «Старый Иркутск» приходила сестра М. И. Пескова и обещала дать сведения о художнике, но тогда никто не заинтересовался и даже не спросили её адреса. Позднее в местной газете печатали вызов к работам М. И. Пескова, но никто на него уже не откликнулся» [15]. Историк сообщает также о том, что недавно в Иркутске умер Р. С. Пророков, который много лет заведовал астрономической обсерваторией, был организатором региональных выставок, где демонстрировались картины М. И. Пескова. Он сохранил записи о сибирских художниках, важных этапах создания живописных полотен, так как общался со многими мастерами.

В 1855 г. М. И. Песков поступил в Академию художеств. С 1859 г. постоянно участвовал в отчётных, академических выставках, выставочных проектах Общества поощрения художеств и в других художественных мероприятиях Санкт-Петербурга. Свидетельства о работе художника в столице сохранились в исторических источниках: «Получал медали: в 1859 г. — две серебряные (за картину «Домик в Коломне» по сюжету поэмы А. С. Пушкина и за этюд с натуры); в 1860 г. — серебряную (за картину «Ермак сговаривает атаманов волжских разбойников для похода в Сибирь»); в 1861 г. — золотую (за картину «Воззвание Минина к нижегородцам»); в 1862 г. — золотую («за экспрессию» в картине «Кулачный бой при Иоанне Васильевиче Грозном») [16]. Мастер присоединился к движению «Бунт четырнадцати», участники которого стремились к утверждению свободы в определении художественных школ и новых творческих подходов к живописи.

Живописные полотна М. И. Пескова находятся во многих музеях России: в Государственном Русском музее: «Офицеры на бивуаке в Нежине», «Выход поляков из Кремля в Москве в 1612 г.»; в Пензенской картинной галерее: «Пастушок» («Пастух с собакой»), «Девушка», «Кавалер», «Мальчик»; в Самарском художественном музее: «Воззвание Минина к нижегородцам»; в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева: «Портрет П. П. Сукачева с сыном Владимиром», «Портрет купца П. Н. Лаврентьева», «Портрет Лаврентьевой», «Портрет иркутского губернатора И. Б. Цейдлера», два портрета неизвестных [17].

Михаил Иванович за небольшой творческий период в результате совершенствования своего мастерства на выставках разного уровня создал серию исторических полотен: «Ермак сговаривает волжских атаманов к походу в Сибирь», «Воззвание Минина к нижегородцам, «Кулачный бой при Иване Васильевиче Грозном» и т. д. Также художник работал над серией литографических работ, занимался общественной деятельностью в Санкт-Петербурге. Многие живописные полотна, описывающие исторические события, остаются не раскрытыми в полной мере. Также необходимо более подробно провести исследование раннего периода жизни М. И. Пескова в Иркутске, большинство документов ещё предстоит найти в семейных и государственных архивах и проанализировать.

Заключение. Деятельность М. И. Пескова, судя по приведенным в статье фактам, влияла на развитие интересов жителей Байкальской Сибири к предметам искусства, на формирование и развитие художественного пространства во второй половине XIX в. Он поддерживал

Молодой исследователь Дона IfHfjJJ №2(35) 2022

общественные, творческие и научные организации. Мастер собирал материалы, создавал уникальные картины, эскизы, рисунки, изучал творчество и историю написания живописных полотен сибирскими и западными мастерами.

Экономические, культурные, политические изменения, происходившие во второй половине XIX в., являлись основой для создания общественных объединений по приобщению жителей региона к искусству. В данный период общество знакомилось с произведениями искусства отечественных и зарубежных мастеров. Важным условием при проведении любого художественного мероприятия являлось и является то, что в них должны принимать участие специалисты, художники, которые хорошо понимают особенности построения экспозиций, вообще всей музейной работы.

Исследования в данном направлении должны продолжаться, так как на современном этапе исторической науки активно используются уникальные, выявленные в сибирских архивах источники. Они расширят знания о прошлом и помогут ответить на важные вопросы об истории создания живописных полотен, о формировании коллекций предметов искусства, художественного пространства в городах Байкальской Сибири второй половины XIX в.

Библиографический список

1. Дубровский, К. В. Первый сибирский художник (Михаил Иванович Песков). К 50-летию смерти: 1864-1914 гг. / К. В. Дубровский // Сибирь. — 1914. — С. 1-2.

2. Турунов, А. Н. Художник-реалист М. И. Песков (1834-1864 гг.) / А. Н. Турунов. — Иркутск : Обл. изд-во, 1938. — 80 с.

3. Снытко, Л. Н. Рожденный в стране изгнания / Л. Н. Снытко // Традиции и современность. Художественная жизнь Иркутска XIX-начала XXI века : мат. научн. конференции «Сукачевские чтения-2012». Вып. 11. — Иркутск : ИОХМ, 2012. — С. 19-21.

4. Шостакович, Б. С. В. П. Сукачев: новатор-зачинатель сибирского провинциального художественного музея на фоне современной ему эпохи / Б. С. Шостакович // Завещано потомкам: художественная коллекция В. П. Сукачева в Иркутске : художественный альбом. — Иркутск : Артиздат, 2009. — С. 8-13.

5. Ларева, Т. Г. Художники Иркутска: иллюстрированный альбом творчества художников / Т. Г. Ларева. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1994. — 416 с.

6. Манзырева, Е. С. Развитие художественной культуры в городах Восточной Сибири (XIX-начало ХХ вв.) / Е. С. Манзырева // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. — 2014. — № 2 (7). — С. 18-22.

7. Государственная власть и общество: на материалах городов Иркутской губернии XIX-начала ХХ веков : коллективная монография / Н. И. Гаврилова, И. Л. Дамешек, Л. М. Дамешек [и др.]. — Иркутск : Издательство «Оттиск», 2019. — 612 с. ISBN 978-5-6042915-97.

8. Шахеров, В. П. Роль купечества в становлении художественной жизни городов Байкальской Сибири в конце XVIII-XIX вв. / В. П. Шахеров // Материалы научной конференции «Сукачевские чтения-2020». — Иркутск : ИОХМ, 2020. — С. 14-22.

9. Фатьянов, А. Д. Судьба сокровищ / А. Д. Фатьянов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1967. — 112 с.

10. Фатьянов, А. Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии / А. Д. Фатьянов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1995. — 192 с.

11. Лыхин, Ю. П. Художественная жизнь Иркутска (первая четверть XX в.) / Ю. П. Лыхин. — Иркутск : ИП Макаров С. Е., 2002. — 334 с.

L4QQ/J

12. Романов, Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. / Н. С. Романов. — Иркутск : Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1993. — 542 с.

13. Ткачев, В. В. Участие польских художников в сибирских выставках второй половины XIX-начала XX века. / В. В. Ткачев // Молодой исследователь Дона — 2021. — № 6 (33). — С. 126-130.

14. О выдаче аттестата М. И. Пескову : автограф // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. 293. — Оп. 1. — Д. 227. — Л. 5.

15. Письмо А. Н. Турунова к сотрудникам Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачева : автограф // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. 293. — Оп. 1. — Д. 282. — Л. 20.

16. О наградах М. И. Пескова, полученных на выставках // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. 293. — Оп. 1. — Д. 382. — Л. 7.

17. Список работ М. И. Пескова в музеях // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). — Ф. 293. — Оп. 1. — Д. 248. — Л. 13.

Об авторе:

Ткачев Виталий Викторович, аспирант кафедры «История России» исторического факультета Иркутского государственного университета (664025, РФ, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2), vitaliy.tkachev.96@mail.ru

About the Author:

Tkachev, Vitaliy V., Postgraduate student, Department of History of Russia, Department of History, Irkutsk State University (664025, Russian Federation, Irkutsk, Chkalova St., 2), vitaliy.tkachev.96@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.