Научная статья на тему 'Совершенствование логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети'

Совершенствование логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕТЬ / ЛОГИСТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / BUSINESS / A NETWORK / LOGISTICS / THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланов А. Ш.

В статье показаны направления повышения эффективности логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети. В частности, показаны институциональная среда межсубъектного логистического взаимодействия территориально распределенной предпринимательской сети, а также возможность трансформации институциональной среды логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF LOGISTICAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF TERRITORIALLY DISTRIBUTED ENTERPRISE NETWORK

In article directions of increase of efficiency of logistical interaction of participants of territorially distributed enterprise network are shown. In particular, the institutional environment of intersubject logistical interaction of territorially distributed enterprise network, and also possibility of transformation of the institutional environment of logistical interaction of participants of territorially distributed enterprise network are shown.

Текст научной работы на тему «Совершенствование логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети»

говых скидок) являются налоговые кредиты (tax credit) и налоговые вычеты (tax deductions, allowance). Понятия «налоговый кредит» и «налоговый вычет» I используются в трактовке, применяемой странами ОЭСР, которая отличается от определения, приводимого в Налоговом кодексе Российской Феде-грации. Следует также отметить, что в англоязычной литературе иногда термин «налоговый кредит» используется как синоним налоговых льгот.

Налоговые кредиты могут предоставляться двумя способами: путем списания определенной части налоговых отчислений по налогу на прибыль (традиционный способ) либо посредством предоставления скидок по упла-1 те налогов, не зависящих напрямую от прибыли (главным образом, связанных с оплатой труда). Оба механизма позволяют получить льготы в том же периоде, когда были осуществлены затраты на исследования и разработки. Налоговые вычеты, в отличие от налоговых кредитов, представляют собой сумму, вычитаемую из налогооблагаемого дохода, установленную в I процентах от объема расходов на ИР4.

Большинство стран, использующих налоговые льготы, устанавливав ют также лимиты их использования. Это делается с целью ограничения I объема государственных расходов на налоговую поддержку инновационной деятельности. Существует несколько способов установить лимиты, однако наиболее распространенные способы - фиксация максимально допустимого размера помощи для предприятия (используется во Франции, Нидерландах, Норвегии) и фиксация максимального процента от обязательств по налогу на прибыль. В США используется оригинальный подход, согласно которому налоговые льготы по ИР являются лишь составляющей общей системы налогового стимулирования бизнеса.

Во многих странах допускается перенос сроков льготного налогообложения. Перенос сроков использования налоговых льгот предназначен средства на проведение ИР и приобретение необходимого для этого оборудования, но не получающих в текущий период прибыли, достаточной для использования «причитающихся» им налоговых льгот в полном объеме. Законодательство многих стран предусматривает в подобных ситуациях возможность переноса права использования «недоиспользованных» налоговых льгот на прошлые либо (чаще всего) будущие периоды.

Соответственно, необходимое дальнейшее совершенствование правового обеспечения взаимоотношений в научно-технической и инновационной сферах возможно также в следующих направлениях5:

внесение в НК РФ дополнений, касающихся налоговых льгот для участников государственно-частного партнерства;

внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнений и изменений, отражающих механизм софинансирования, используемый при разработке важнейших инновационных проектов государственного значения в составе федеральных целевых программ как одной из форм государственно-частного партнерства.

усовершенствование системы распределения прибыли, получаемой после реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, между его участниками;

расширение участия малого и среднего предпринимательства в государственно-частном партнерстве;

разработка в рамках государственно-частного партнерства механизмов стимулирования научных организаций, а также привлечения инвесторов на этапе НИОКР;

снизить ставку единого социального налога для организаций науки и инновационных предприятий; » предоставить льготы по земельному налогу учреждениям науки, высшего образования в отношении используемых ими земельных освободить от налога на добавленную стоимость операции по приобретению научными организациями и учебными заведениями импортного высокотехнологичного оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также обеспечения учебного процесса; !уменьшать налогооблагаемую прибыль инновационных организаций на величину прироста их расходов на НИОКР в предыдущие годы. Налоговая реформа, проведенная в Российской Федерации, не привнесла в законодательство о налогах и сборах таких новшеств, которые отвечали бы выбранному Правительством Российской Федерации ориентиру на развитие научно-технической и инновационной сфер как приоритетного направления социально-экономической политики. Представляется, что необходимо более полное освобождение научных организаций от налогообложения, а также налоговое стимулирование научной и смежных с ней видов деятельности организаций, участвующих в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий. Освобождение научных учреждений от налогообложения будет способствовать более полному использованию средств, выделяемых из разных источников на финансирование науки, и исключит их повторное налоговое перераспределение (в особенности бюджетных средств).

4 Доклад государственного совета Российской Федерации «О развитии инновационной системы Российской Федерации». - М.:, 2008.

5 Доклад государственного совета Российской Федерации «О развитии инновационной системы Российской Федерации». - М.:, 2008.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ

Арсланов А.Ш.

В статье показаны направления повышения эффективности логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети. В частности, показаны институциональная среда межсубъектного логистического взаимодействия территориально распределенной предпринимательской сети, а также возможность трансформации институциональной среды логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети.

Ключевые слова: предпринимательство, сеть, логистика, институциональная среда

PERFECTION OF LOGISTICAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF TERRITORIALLY DISTRIBUTED ENTERPRISE NETWORK

Arslanov А.

In article directions of increase of efficiency of logistical interaction ofparticipants of territorially distributed enterprise network are shown. In particular, the institutional environment of intersubject logistical interaction of territorially distributed enterprise network, and also possibility of transformation of the institutional environment of logistical interaction ofparticipants of territorially distributed enterprise network are shown.

Keywords: business, a network, logistics, the institutional environment

Перед тем как рассматривать основные направления совершен- стояние и структуру институциональной среды логистической сис-

ствования институциональной среды логистического взаимодей- темы ТРПС. Как было показано выше, территориально распреде-

ствия участников территориально распределенной предпринима- ленная предпринимательская сеть по своей сути является совокуп-

тельской сети (ТРПС), на наш взгляд, необходимо определить со- ностью экономических субъектов (или функциональных единиц),

связанных между собой различными видами связей, в том числе и логистической сетью. Концепцию логистики необходимо рассматривать как новое понимание бизнеса, где отдельные ТРПС, их подразделения и внутренние системы рассматриваются как некоторые центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения запросов покупателей в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

По мнению различных ученых, с одной стороны, институты -это совокупность формальных и неформальных рамок, обеспечивающих координацию действий индивидов в экономической, политической и социальной сферах1, с другой - это «правила игры» в обществе2. То есть, институты выступают в роли дополнительных ограничений организационного и индивидуального поведения (наряду с традиционными ограничениями, рассматриваемыми в рамках экономической теории, - уникальностью и ограниченностью ресурсов, ценами и т. д.).

При этом формальными называются такие институты, которые зафиксированы в писаном праве (конституциях, декретах, законах и т. д.); неформальными - институты, которые зафиксированы в нормах морали, обычаях, традициях, табу и т. п., а также в неписаном или обычном праве3. Формальные институты образуют определенную иерархию4:

1) конституционные или политические правила;

2) экономические правила и законы;

3) контракты и соглашения.

В рамках логистической среды основными институтами являются формальные взаимоотношения между всеми участниками территориально-распределенной предпринимательской сети. Институциональная структура логистической среды ТРПС представляет собой совокупность всех взаимосвязей между участниками территориально распределенных предпринимательских сетей: тарифы, виды перевозок, условия хранения, структура формирования цены на содержание логистической среды, а также внутренние регламенты, стандарты качества логистических услуг и требования безопасности (экологической, технологической, экономической).

Особенностью институциональной среды логистического взаимодействия является наличие упорядоченной системы инфраструктурных взаимосвязей, без наличия которых функционирование основных производственных процессов невозможно.

В связи с этим в рамках ТРПС возникают потребности в ресурсном обеспечении бесперебойного функционирования инфраструк-

турных взаимосвязей. Базовыми параметрами, на основе которых определяется размер ресурсного обеспечения, по нашему мнению, являются (рисунок 1):

■ тарифы;

■ виды перевозок;

■ условия хранения;

■ структура формирования цены на содержание межсубъ-

ектного логистического взаимодействия;

■ затраты на обеспечение выполнения внутренних регла-

ментов, стандартов оказания логистических услуг и требований безопасности (экологической, технологической, экономической).

Таким образом, логистическая среда территориально распределенной предпринимательской сети представляет собой совокупности складских площадей и оборудования, транспортных средств, органов управления, координирующих взаимодействие всех элементов, потребителем услуг которой преимущественно является ТРПС.

В рамках данной логистической среды у каждой бизнес-единицы существует свой логистический комплекс, в рамках которого протекают все необходимые для обеспечения эффективного функционирования предпринимателей, компаний и всей ТРПС в целом логистических процессов. Основную регулирующую и контролирующую функцию в рамках логистических процессов в ТРПС выполняет головная компания или некий специализированный орган, отвечающий за соблюдение стандартов качества, за сроками исполнения и т. д.

Рассмотрим информационный инструментарий описания и формализации логистического взаимодействия в территориально распределенном промышленном комплексе, в частности CASE-технологии. CASE - Computer Aided Software Engineering - автоматическая разработка программного обеспечения. CASE-технологии представляют собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения (ПО), поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. CASE-технологии успешно применяются для построения практически всех типов систем программного обеспечения. Однако особенно важное место они занимают в следующих областях:

1. Обеспечение разработки делового и коммерческого программного обеспечения.

2. Разработка системного и управляющего программного обеспечения. CASE-технологии обладают следующими достоинствами:

• улучшают качество создаваемого программного обеспечения за счет средств автоматического контроля (прежде всего, контроля

Участник

ТРПС Логистический функционал

Участник] ГРИС

Логистический функционал

Участник! ТРПС

Логистический функционал

Участник! ТРПС

Логистический функционал

Внутренняя среда логистического взаимодействия

■Ч

т/

Внешняя среда логистического взаимодействия

Рис. 1. Институциональная среда межсубъектного логистического взаимодействия территориально распределенной

предпринимательской сети

1 Олейник А. Институциональная экономика. - М.: ИНФРА-М, 2000 - с. 188.

2 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Начала, 1997 - с. 17.

3 Валевич Ю. Институциональное равновесие. - М.: ЭКОВЕСТ, 2002 г.

4 Там же.

проекта);

• позволяют за короткое время создавать прототип будущей системы, что позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат;

• ускоряют процесс проектирования и разработки;

• освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части разработки;

• поддерживают развитие и сопровождение разработки;

• поддерживают технологии повторного использования компонент разработки.

В числе основных эффектов от использования CASE-систем обычно отмечаются сокращение сроков разработки, повышение надежности и качества получаемого программного обеспечения. В CASE-технологиях обычно используется ряд моделей, из которых наибольшее распространение получили:

• диаграммы потоков данных (методология системного структурного анализа) DFD (Data Flow Diagrams) - диаграммы потоков данных совместно со словарями данных и спецификациями процессов или миниспецификациями;

• ERD (Entity-Relationship Diagrams) - диаграммы «сущность-связь»;

• диаграммы переходов-состояний STD (State Transition Diagrams);

• структурные диаграммы Константайна и Джексона (методология структурного проектирования);

• диаграммы объектов (методология объектно-ориентированного проектирования и программирования);

• диаграммы декомпозиции функций.

Логическая DFD показывает внешние по отношению к системе источники и стоки (адресаты) данных, идентифицирует логические функции (процессы) и группы элементов данных, связывающие одну функцию с другой (потоки), а также идентифицирует хранилища (накопители) данных, к которым осуществляется доступ. Структуры потоков данных и определения их компонентов хранятся и анализируются в словаре данных. Каждая логическая функция (процесс) может быть детализирована с помощью DFD нижнего уровня. Когда дальнейшая детализация перестает быть полезной, переходят к выражению логики функции при помощи спецификации процесса (миниспецификации). Содержимое каждого хранилища также сохраняют в словаре данных.

Модель данных хранилища раскрывается с помощью ERD. В случае наличия реального времени DFD дополняется средствами описания зависящего от времени поведения системы, раскрывающимися с помощью STD. С помощью применения CASE-систем в логистике можно наглядно представить взаимодействие между предприятиями, их отношения и обмен как материальными ресурсами, с внешними по отношению к ним системами и отдельными объектами, так и все сопутствующие этому обмену информационные и финансовые потоки. Так, например, обмен информацией и финансовые потоки при работе предприятия с банком; материальные, финансовые и информационные потоки при работе предприятия со своими контрагентами (поставщиками товарно-материальных ценностей и т.п.). Например, поставки материалов на склады промышленных предприятий для производства конечной готовой продукции, поставка горючесмазочных материалов (ГСМ) на предприятия общественного транспорта (особенно в напряженные периоды весной и осенью и т.п., а также, расчеты за полученную продукцию на основе полученных сопроводительных документов. CASE-технологии, в этом случае, позволяют определить оптимальное количество существующих потоков данных (материальных, финансовых и информационных), а также их соотношение и согласование между собой.

Анализ конкретного участника ТРПС целесообразно выполнять, основываясь на положениях CASE-технологий и исходя из принципа его декомпозиции на структурные подсистемы, функциональные подсистемы или их сочетания. При этом основой расчленения целостной системы является выделение структурно-функциональных подсистем. При декомпозиции системы на компоненты необходимо руководствоваться целью ее функционирования и следующими принципами: структурным, функциональным и структурно-функциональным.

Декомпозиция системы на составляющие компоненты, в основу которой положен структурный принцип, предполагает выделение административных групп и/или звеньев. Это, как правило, выделение бухгалтерии, отдела кадров, планово-экономического от-

дела, отдела материально-технического обеспечения и т.п. По аналогии со структурными компонентами организации в системе информационно-вычислительного обеспечения выделяют соответствующие подсистемы.

Декомпозиция участника ТРПС, основанная на функциональном принципе, подразумевает, что число соответствующих подсистем СИВО (системы информационно-вычислительного обеспечения) строго соответствует числу функций реализуемых данной организацией. Такой подход позволяет выделить самостоятельные функции, и появляется реальная возможность выделения и разграничения функциональных информационных процессов (ФИП). Такое выделение ФИПов позволяет с большей эффективностью обеспечить каждый ФИП средствами сбора, подготовки, контроля и предварительной обработки данных и адаптировать технические сред-ства5.

Функционально-структурная декомпозиция организации предполагает прежде всего вычленение функционально связанных видов деятельности и организационной структуры подразделений. Такой подход обеспечивает естественный порядок выполняемых функциональных видов деятельности с их закреплением за конкретными структурными подразделениями. Использование такого подхода к декомпозиции участника ТРПС может благоприятно сказываться на проектировании его системы информационно-вычислительного обеспечения и системы информации.

Это объясняется прежде всего тем, что проектирование должно выполняться по приоритетному принципу, а следовательно, система будет вводится в эксплуатацию по мере готовности ее отдельных частей. Функциональная деятельность более плотно «привязывается» к конкретным исполнителям. В силу объективных причин исполнители крайне заинтересованы в упразднении рутинных операций, связанных с обработкой информации и передачей ее, прежде всего, на технические и/или электронные средства, а среди последних приоритет отдается персональным компьютерам (ПК).

Таким образом, структурно-функциональный принцип декомпозиции организации или предприятия положительно сказывается на проектировании системы информационно-вычислительного обеспечения для него, которую также можно строить с учетом декомпозиции как по вертикали, так и по горизонтали, наращивая при этом мощность и расширяя функциональные возможности.

Современные достижения в области проектирования процессов функционирования различных организаций базируются на принципе адекватного описания диаграмм потоков данных. Суть этого подхода состоит в том, что описываются компоненты создаваемой системы; определяется и описывается интерфейс между выделенными компонентами. Между компонентами системы задаются отношения, устанавливаемые отношения рассматриваются с позиций данных информационного потока, а не с позиций исполнителя. Процесс проектирования системы заканчивается тогда, когда выделенные ее части описаны простыми диаграммами потоков данных. Сами диаграммы потоков данных соотносятся при этом с элементарными функциями.

В зависимости от декомпозиции системы и ее структурных единиц устанавливаются управленческие функции, определяются потоки информации, документооборот, полномочия отдельных звеньев и работников. Говоря о системе управления участника ТРПС, следует обратить внимание на ее существенные признаки:

• множество структурных единиц системы управления;

• распределение типовых процедур и проблем по структурным единицам системы управления производством (СУП);

• местоположение каждой структурной единицы СУП в общей иерархии с учетом вертикального и горизонтального соположений; временной аспект функционирования СУП.

Для представления логики процессов используются:

• таблицы решений;

• деревья решений;

• структурный естественный язык.

Данные средства позволяют строить более строгие описания, чем обычный естественный язык, и вместе с тем являются в достаточной степени простыми и интуитивно понятными пользователям системы.

Логистическая служба предприятия является тем связующим звеном, которое позволяет, в результате оценки мотиваций поведения различных участников рынка (поставщиков, специалистов внутри предприятия (службы снабжения и сбыта, специалистов-произ-водственников, бухгалтерии, обслуживающих производств, транс-

ТРПС

Логистический функционал ТРПС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участник ТРПС Логистический модуль

Участник ТРПС Логистический модуль

Участник ТРПС Логистический модуль

Участник ТРПС Логистический модуль

Внешняя

институциональная

среда

логистического

взаимодействия

Рис. 2. Трансформированная институциональная среда логистического взаимодействия участников ТРПС6

портников) оптовых и розничных потребителей готовой продукции), объединенных, так или иначе, в логистическую цепь или сложную логистическую систему, обеспечить увязку и эффективную организацию мотивов их поведения, а также обеспечить принятие скоординированных решений, в целях получения наиболее эффективного и рационального результата в интересах каждого в отдельности и в интересах всей системы или цепи в целом.

В процессе межсубъектного логистического взаимодействия у каждого участника ТРПС возникает свой логистический функционал, в рамках которого осуществляются операции, обеспечивающие технологическую и материальную связь между участниками. На рисунке 3.2 показано, что основную регулирующую и контролирующую функцию в рамках логистических процессов в ТРПС выполняет исполнительный блок, сформированный участниками и несущий непосредственную ответственность за соблюдение корпоративных норм и стандартов. По нашему мнению, основными направлениями совершенствования институциональной среды логистического взаимодействия участников ТРПС являются (рисунок 2):

а) программа внутренней логистической конвергенции;

б) программа финансового доминирования для создания внешнего логистического модуля.

Для реализации вышеперечисленных направлений совершенствования институциональной среды логистического взаимодействия участников ТРПС необходимо реализовать ряд важных мероприятий. По нашему мнению, в ходе реализации программы внутренней логистической конвергенции может быть создано партнерство, аналогичное по своим полномочиям информационному (ТРИС), к функциям которого будут отнесены:

■ во-первых, преобразование автономных логистических функционалов участников в единый логистический функционал, объединяющий логистические модули;

■ во-вторых, перераспределение логистической нагрузки между модулями для балансировки транспортных коридоров и формирования инфраструктуры хранения запасов;

■ в-третьих, выстраивание взаимоотношений между объединенным логистическим функционалом и участниками ТРПС.

Для повышения эффективности взаимодействия институциональной среды логистического взаимодействия участников ТРПС с внешней средой целесообразно предложить программу финансового доминирования для создания внешнего логистического модуля. Внешний логистический модуль, по нашему мнению, может быть сформирован из различных хозяйствующих субъектов, либо их подразделений через механизм монопсонии, когда основные потребителей услуг является ТРПС. Фактически это означает, что зависимый хозяйствующий субъект настолько подчинен решениям исполнительного блока ТРПС, что его фактически можно считать подсистемой логистического функционала ТРПС.

Таким образом, внутренняя конвергенция и внешнее доминирование позволяют исполнительному блоку ТРПС так трансформировать институциональную среду логистического взаимодействия, чтобы она решала ряд важных задач:

а) обеспечивала материальную поддержку основным производственным процессам;

б) основывалась на структуре институциональной среды информационного взаимодействия;

в) позволяла повысить эффективность собственного функционала;

г) высвобождала ресурсы участников ТРПС через механизм аутсорсинга.

5 Кальянов Г. Н. CASE - структурный системный анализ (автоматизация и применение). М: Издательство «Лори», 1996; Землянский А. А. АПК: вложения, информатизация. М.: Издательство МСХА, 1998.

6 Ширяев C. И. Принципы построения экономического механизма корпоративного управления в ТРК легкой промышленности. // Актуальные экономико-правовые проблемы современной экономики России. Вып. 2 - М.: ИНИОН РАН, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.