Научная статья на тему 'Выбор и развитие адаптивной структуры управления логистическими инновационными потоками в едином пространстве кластера'

Выбор и развитие адаптивной структуры управления логистическими инновационными потоками в едином пространстве кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СЕТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / PUBLIC-PRIVATE COOPERATION / LOGISTICS SYSTEM / LOGISTICS NETWORK / REGIONAL PRODUCTION CLUSTER / TERRITORIAL INNOVATION CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаиров Бари Галимович

В работе отражено институционально-функциональное обеспечение сотрудничества предпринимательских и властных структур на определенном уровне развития экономики; описаны классификационные признаки участников частно-государственного сотрудничества; исследован выбор структуры управления логистическими инновационными потоками при сотрудничестве властных и предпринимательских структур. сделан вывод, что при выборе общих признаков инновационных структур возможны соответствующие типы и композиции по руководству инновационным потоком, и как итог выбор адаптивной структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considered issues are: institutional and functional support of cooperation between business and government bodies at a particular economic level; classification criteria for participants of public-private cooperation; choice of management structure for innovative logistics flows to enhance cooperation between government and business bodies. It is concluded that the selection of common features of innovative structures helps fi appropriate types and confi for management of innovative fl ws and as a result it leads to the choice of adaptive management structure

Текст научной работы на тему «Выбор и развитие адаптивной структуры управления логистическими инновационными потоками в едином пространстве кластера»

УДК 334.012

Выбор и развитие адаптивной структуры управления логистическими инновационными потоками в едином пространстве кластера

В работе отражено институционально-функциональное обеспечение сотрудничества предпринимательских и властных структур на определенном уровне развития экономики; описаны классификационные признаки участников частно-государственного сотрудничества; исследован выбор структуры управления логистическими инновационными потоками при сотрудничестве властных и предпринимательских структур. Сделан вывод, что при выборе общих признаков инновационных структур возможны соответствующие типы и композиции по руководству инновационным потоком, и как итог - выбор адаптивной структуры.

Ключевые слова: частно-государственное сотрудничество; логистическая система; логистическая сеть; территориально-производственный кластер; территориально-инновационный кластер.

Considered issues are: institutional and functional support of cooperation between business and government bodies at a particular economic level; classification criteria for participants of public-private cooperation; choice of management structure for innovative logistics flows to enhance cooperation between government and business bodies. It is concluded that the selection of common features of innovative structures helps find appropriate types and configurations for management of innovative flows and as a result it leads to the choice of adaptive management structure.

Keywords: public-private cooperation; logistics system; logistics network; regional production cluster; territorial innovation cluster.

Хаиров Бари Галимович

канд. экон. наук, зам. директора по научной работе Омского филиала Финансового университета Е-таН: BGKhairov@fa.ru

Необходимость создания логистического центра

При осуществлении сотрудничества предпринимательских и властных структур в логистической сети на принципах конкуренции возникают базовые логистические потоки, а при паритетном

партнерстве в логистической системе — инновационные потоки, которые осуществляются непрерывно. Таким образом, инновационным потокам присуще свойство непрерывности, проявляющееся в многосторонних партнерских отношениях, которое определяет необходимость наличия соответствующей структуры управления. В целях согласования действий и координации сотрудничества предпринимательских и властных структур предлагается создать организационную структуру — логистический центр в форме логистической системы, который позволит всем заинтересованным лицам действовать на паритетных условиях (далее — логистический центр).

При формировании стратегии экономического развития региона необходимо первоочередное внимание уделять развитию базовых сфер предпринимательства. Так, в случае необходимости в качестве базовых сфер могут рассматриваться

Таблица

Институционально-функциональное обеспечение сотрудничества предпринимательских и властных структур на определенном уровне развития экономики

Этапы развития экономики Формы сотрудничества власти и бизнеса Формы логистики Формы экономической интеграции Вид потока Тип структуры

Доиндустриальный Частно-государственное взаимодействие Логистическая система или сеть Территориально-производственные комплексы Базовый Функциональная, линейная

Индустриальный Частно-государственное партнерство Логистическая сеть Территориально-производственные комплексы или кластеры Базовый Дивизиональная, адаптивная

Государственно-частное партнерство Логистическая сеть Территориально-производственные комплексы или кластеры Базовый Дивизиональная, адаптивная

Постиндустриальный Многостороннее партнерство Логистическая система Территориально-инновационные кластеры Инновационный Адаптивные (проектные, матричные, фрагментарные)

предприятия и организации крупного, среднего и малого бизнеса либо может быть проведено другое необходимое разбиение системы предпринимательства региона на подмножества, в том числе это могут быть и кластеры.

На наш взгляд, обеспечение эффективного развития предпринимательских структур самого различного уровня может служить важнейшим средством активизации внутреннего потенциала региона, его интенсивного развития. Необходимо разработать теоретические и методические основы экономической диагностики логистических структур региона, позволяющей осуществлять эффективное стратегическое управление региональной системой предпринимательства. Создание логистического центра, действующего на принципах оптимальной и рациональной организации потоков материальных, информационных, финансовых, сервисных ресурсов, позволит практически реализовать логистическую концепцию.

Именно когерентное поведение элементов диссипативных структур1, возникающих при осуществлении сотрудничества предпринима-

1 Диссипативные структуры — особые неравновесные состояния открытых систем, возникающие вдали от состояния равновесия.

тельских и властных структур, является катализатором, который ускоряет их самоорганизацию.

Однако важнейшей и весьма сложной задачей является проблема стоимостной оценки синергии от интеграции эффекта взаимодействия различных юридических лиц и хозяйственных субъектов в корпоративном участии при создании логистического центра. В данном случае может использоваться метод определения коэффициентов компромиссов.

Создание логистической системы сотрудничества предпринимательских и властных структур

Создание логистической системы сотрудничества представляется как выбор лучшего варианта из имеющихся альтернатив и выстраивание цепочки поставок, состоящей из участников рынка.

Созданный логистический центр позволит оптимизировать ресурсные потоки, что, в свою очередь, будет способствовать сочетанию интересов производителей и потребителей, формируя логистическую систему — соответствующую инфраструктуру институционально-функционального обеспечения сотрудничества предпринимательских и властных структур на определенном уровне (таблица).

Структура классификационных признаков участников частно-государственного сотрудничества

Сотрудничество логистического центра с возможными участниками рассматривается как открытая архитектура логистической системы, позволяющая уточнить их функции применительно к новым условиям взаимоотношений, а также создать возможности к расширению круга партнеров с целью дальнейшего включения в сети более высокого уровня.

Частно-государственное сотрудничество раскрывается через описание классификационных признаков участников, которые определяют формирование логистического центра. Совокупность признаков прослеживается из исследований определения предпринимательства, где проявляется ряд синергетических принципов, характерных для логистического подхода в управлении.

Автором предлагается структура классификационных признаков участников частно-государственного сотрудничества (рисунок), позволяющая давать объективную оценку необходимости построения адаптивной структуры.

Обеспечение системности сотрудничества предпринимательских и властных структур рекомендуется реализовывать на принципе паритетности.

Для этого следует определить единый подход в рамках происходящих процессов современной экономики при описании частно-государственного сотрудничества, которое раскрывается через описание классификационных признаков участников взаимодействия.

Сотрудничество на экономических принципах обусловило ранжирование типов участников по размерам и функциям, масштабу взаимодействия, уровням деятельности, количеству участников, срокам деятельности, страхованию риска, видам финансирования и контроля. Автор полагает, что формы частно-государственного сотрудничества можно рассматривать как результат приоритета участника в принятии решений.

Признак частно-государственного взаимодействия «виды (сфера деятельности)» может быть

разделен на производственную и непроизводственную сферы. Производственное частно-государственное взаимодействие будет реализовано посредством реорганизации существующего разделения труда между предпринимательскими структурами, направленного на сотрудничество и обоюдную выгоду. Только на основе сотрудничества, носящего долгосрочный характер, можно экономически оправдывать инвестиции.

Непроизводственное взаимодействие предпринимательских и властных структур проявляется в преобразовании деловых связей на основе доверия и обмена информацией в определенные альянсы в форме координирующих структур для оказания консультаций участникам взаимодействия.

Данные характеристики признаков не являются полным перечнем всего многообразия специфических особенностей частно-государственного взаимодействия, поэтому существует определенная сложность и условность трактовки такого многогранного понятия, каким является частно-государственное взаимодействие.

Классификационные признаки участников, соответствующие целям сотрудничества и обеспечению интересов участников взаимодействия, можно сгруппировать следующим образом.

1. Производственно-технологические признаки — характеризуются связью производственного процесса предпринимательских и властных структур [виды (сфера деятельности), типы участников по функциям, уровень деятельности].

2. Организационно-структурные признаки — определяются местом предпринимательской структуры в частно-государственном взаимодействии (организационно-правовая форма, масштаб взаимодействия, типы участников по функциям, виды контроля, формы, размеры, уровень деятельности, срок деятельности).

3. Финансово-экономические признаки — обеспечивают финансовые потоки между предпринимательскими и властными структурами и их экономическую взаимозависимость (цель, финансирование, страхование рисков, уровень деятельности).

4. Юридические признаки — определяют соответствующую нормативно-правовую базу функционирования (организационно-правовая форма, уровень деятельности, срок деятельности).

Таким образом, выделенные признаки частно-государственного сотрудничества будут трансформироваться в его основные функции

при поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов предпринимательских и властных структур в рамках логистической системы или сети на четко разработанных принципах паритетности или конкуренции.

Проблемы, препятствующие формированию интеграционных объединений

Существуют различные подходы к трактовке в законодательных актах федерального и регионального уровней сотрудничества с выделением в определении прикладных свойств:

• любое сотрудничество властных и предпринимательских структур, а также безвозмездная помощь (благотворительность), государственные вложения в приоритетные отрасли;

• долгосрочное сотрудничество, определенное договором, объединяющее все ресурсы (финансовые средства, персонал и др.) и снижение рисков за счет распределения их равномерно между партнерами;

• приватизация, когда идет перераспределение функций между предпринимательством и государством в приоритетных отраслях развития, для которых у государства отсутствуют финансовые средства, которые необходимы государству и обществу, но приватизация их невозможна (социальная сфера, транспорт, объекты культурного наследия и др.) [1].

На наш взгляд, определение термина должно исходить из ведущей роли, которая отводится конкретной стороне при взаимодействии властных и предпринимательских структур.

Частное государственное взаимодействие (ЧГВ) — сотрудничество государства и частного бизнеса в условиях конкуренции.

Частно-государственное партнерство (ЧГП) — это конструктивное взаимодействие государства и предпринимательского сектора, целью которого является решение общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях, реализуемых в различных формах при обеспечении конкурентоспособности страны и соблюдения интересов бизнеса (пример — логистический центр в г. Бремен, Германия, где 51% принадлежит предпринимателям, а 49% — муниципалитету) [2].

Государственно-частное партнерство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения

общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Как правило, не государство подключается к проектам бизнеса. Оно приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов (пример — корпорация Роснано) [3].

Многостороннее партнерство (МСП) — союз между сторонами, представляющими правительство, бизнес, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой стороны с целью устойчивого развития, основанного на принципах паритетности разделения рисков, затрат и общей выгоды [4].

Актуальной задачей, стоящей перед организациями, является нахождение оптимального сочетания параметров интеграционного сотрудничества субъектов государственно-частного партнерства, локализованных в правовой, экономической, экологической, технической и социальной плоскости в виде адаптивной структуры — логистического центра. Но имеется ряд проблем, препятствующих формированию интеграционных объединений:

• низкая инновационная активность и ограниченные финансовые возможности большинства участников рынка;

• ресурсные ограничения, связанные с недостаточными производственными мощностями многих предприятий промышленности.

Создание инновационного механизма развития управления адаптивной структуры

Одной из оптимальных форм скоординированной консолидации субъектов экономики на данном этапе развития экономики, позволяющей преодолевать отрицательный эффект влияния вышеперечисленных факторов, служит территориально-производственный кластер в сетевой форме, в качестве которого может рассматриваться инвестиционный проект.

На основе выбора общих признаков были разработаны различные типы и композиции инновационных структур, руководящих инновационным потоком, что предполагает выбор адаптивной структуры, формирующей непрерывный алгоритм выбора, которая должна отвечать следующим требованиям:

1) открытость и самоорганизация;

2) наличие подсистемы, имеющей свою структуру;

3) структурирование окружающей среды;

4) наличие системного адаптирующего органа, который под воздействием внешних и внутренних факторов окружающей среды осуществляет изменение ее свойств, приводя систему в устойчивое состояние;

5) выполнение критерия качества функционирования адаптивной структуры;

6) системный подход;

7) наличие тезауруса (самоотображения);

8) наличие информационного «фильтра», способного распознать характер воздействия на систему (связь с системным адаптирующим органом).

Выводы

Развитие логистических систем и сетей, основанных на требовании управления инновационными потоками, достигается путем трансформации функциональных и нерыночных связей между подразделениями и службами предприятия. Понятие интеграции, на наш взгляд, шире, чем физическая состыковка внутренней и внешней деятельности организации. Интеграция в смысле соединения и объединения элементов в систему с целью достижения оптимального на определенный момент времени состояния системы — это связка воедино новых или ранее разделенных процессов и структур.

Литература

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005. С. 34—37.

2. Khairov B. Logistics administration of the formation of the multilatéral partnership in the région // Flexibility and adaptability of global supply chains: Proceedings ot the 7th German-Russian Logistics and SCM Workshop DR-LOG 2012 in Saint Peterburg. 2011.480 p.

3. Амунц Д.М. Государственно-частное парст-нерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов // Справочник руководителя учреждений культуры. 2005. № 12. С. 16.

4. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов. URL: http://www.c-society.ru (дата обращения: 07.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.