Научная статья на тему 'Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования'

Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МНОГОСТОРОННИЕ ПАРТНЕРСТВА / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / LEAN–ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаиров Бари Галимович

Обоснована необходимость логистического администрирования процесса становления многостороннего партнерства в регионе. Определены признаки сотрудничества предпринимательских и властных структур в рамках логистической системы на четко разработанных принципах паритетности многостороннего партнерства. Lean–технологии рассмотрены как один из инструментов создания логистической системы многостороннего партнерства в регионе. Раскрыта роль логистического администрирования в становлении отношений властных и предпринимательских структур многостороннего партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования»

дения делопроизводства, тем самым, позволив повысить исполнительскую дисциплину, культуру и эффективность менеджмента предприятия, усовершенствовать на единой основе постановку делопроизводства в целом.

Библиографический список

1. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 № 751).

2. Ананькина Е. А., Данилочкин С. В., Дани-лочкина Н. Г. и др. Контроллинг как инструмент управления предприятием. - М.: ЮНИТИ, 2002. -279 с.

3. Карминский А. М., Оленев Н. И., Примак А. Г., Фалько С. Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 256 с.

4. Домащенко Г. А., Коробова В. А. О теоретических подходах к созданию концепции контроллинга в системе управления на предприятиях // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности. - 2010. - Т. 10, - № 4. С. 43-47.

5. Документирование управленческой деятельности на производственных и коммерческих предприятиях: учеб. пособие для студентов вузов,

обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии легкой промышленности»: в 2 ч. / Боженко Н. Н., Домащенко Г. А., Коробова В. А. - Омск: Филиал ГОУ ВПО «Рос-ЗИТЛП» в г. Омске, 2009 - 406 с.

6. Бирюков В. В., Боженко Т. А. Управление рисками на предприятии // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. - Омск: СибАДИ. - № 3 (17). - 2010. С. 95-96.

FLOW OF DOCUMENTS AS THE CONTROLLING BASIS AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

V. A. Korobova

In article regulations of documenting of administrative activity on the basis of the Instruction on record keeping on an example the industrial enterprises of the Omsk region with controlling application are considered.

Коробова Валентина Александровна - аспирант Филиала ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского» в г. Омске. Основное направление научных исследований - внедрение элементов контроллинга в систему управления промышленными предприятиями. Общее количество публикаций - 17.E-mail: [email protected]

УДК 658.7

ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР РЕГИОНА НА ПРИНЦИПАХ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Б. Г. Хаиров

Аннотация: Обоснована необходимость логистического администрирования процесса становления многостороннего партнерства в регионе. Определены признаки сотрудничества предпринимательских и властных структур в рамках логистической системы на четко разработанных принципах паритетности многостороннего партнерства. Lean-технологии рассмотрены как один из инструментов создания логистической системы многостороннего партнерства в регионе. Раскрыта роль логистического администрирования в становлении отношений властных и предпринимательских структур многостороннего партнерства.

Ключевые слова: логистика, многосторонние партнерства, логистическое администрирование, 1еап-технологии.

Введение

Важным фактором устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономиче-

ском пространстве России. Экономические достижения, в том числе высокие темпы экономического роста, инвестиции, нововведения во многих странах с рыночной экономикой напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала.

Необходимым условием в процессе использования инноваций в при формировании региональной стратегии развития является единый подход в понимании нововведений, в том числе в управлении. Внедрение логистического администрирования во взаимоотношения предпринимательских и властных структур региона позволит сформировать эффективное многостороннее партнерство.

Имеющееся исследования по данной теме либо носят общесистемный характер, либо затрагивают отдельные аспекты прикладного использования, что не позволяет увязать теоретические и методологические положения с актуальными проблемами реального построения и развития логистического администрирования в процессе становления многостороннего партнерства в регионе.

Основная часть

В новой экономической среде многие предпринимательские структуры не имеют четкой скоординированной политики формирования партнерских отношений. Необходимо отметить, что отсутствие глубоких теоретических исследований партнеров на этапе их выбора стало одной из главных причин низкой экономической эффективности взаимодей-

ствия властных и предпринимательских структур. Отсутствует понимание того, насколько тесными должны быть такие связи и каким образом должны осуществляться. Экономике региона необходимо такая организация бизнеса, которая бы отвечала требованиям адаптивности и открытости к инновациям.

Учитывая мировые тенденции современной экономики, автор считает, что предпринимательству необходимо сотрудничество и взаимовыгодные отношения с государством, партнерами по бизнесу, потребителями и обществом с целью формирования взаимовыгодных отношений в логистической системе многостороннего партнерства.

Классификационные признаки участников взаимодействия прослеживается из исследований определения предпринимательства, где проявляется ряд синергетических принципов, а именно принцип эффективности взаимодействия. Поэтому, автором предложена структура классификационных признаков участников частно-государственного взаимодействия (рис.1.), позволяющая учитывать их при построении логистической системы многостороннего партнерства.

Рис.1. Структура классификационных признаков участников частно - государственного взаимодействия

Сложность и условность данных характеристик признаков позволят менять и дополнять их с учетом особенностей многостороннего партнерства.

Таким образом, выделенные признаки частно-государственного взаимодействия будут трансформированы в его основные функции при поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов сотрудничества предпринимательских и властных структур в рамках логистической системы на четко разработанных принципах паритетности многостороннего партнерства [3].

Созрела необходимость, в современных условиях развития экономики, региональным властям и субъектам предпринимательства в применении логистического подхода в планировании и организации государственных закупок, формировании государственных резервов регионального уровня и управления ими, создании механизмов быстрого реагирования на форс-мажорные политические и экономические ситуации.

Логистическая система взаимодействия властных и предпринимательских структур региона, на наш взгляд, должна быть основана на единстве логистического администрирования и организации предпринимательской деятельности в рамках многостороннего партнерства. Логистическое администрирование отличается от традиционного в логистике управления потоковыми процессами преобладанием функций моделирования и координирования, что существенно повысит уровень взаимодействия предпринимательских и властных структур региона. Так, по мнению, В. И. Сергеева: «администрирование логистических систем можно определить как комплекс управленческих функций и процедур, осуществляемых логистическими менеджерами фирмы (преимущественно с применением информационно-компьютерных технологий) для достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистических систем» [2].

Созданию логистической системы партнерства и её успешному функционированию препятствуют, как правило, сохранение приоритета собственных, частных интересов входящих в систему субъектов и отсутствие реального их единства.

Логистическое администрирование в данном случае необходимо для обеспечения надежного и выгодного представления региона на внешнем рынке, а также для создания эффективных внутрирегиональных экономических связей, что позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.

Период кризиса и восстановительного развития доказал неизбежность регулирования и координации на основе логистики объединенных усилий властных и предпринимательских структур. Таким образом, очевидно, что назрела необходимость разработки инструментария взаимодействия властных и предпринимательских структур на базе создания логистической системы многостороннего партнерства в регионе.

Логистическое администрирование позволяет рассматривать инновации в многосторонних партнерствах в области процессов, а не в области продукции, что позволит достичь экономического преимущества.

Предметом исследования, в том числе, могут стать управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития институционального обеспечения функционирования логистической системы региона. Решение данной проблемы требует обновления структуры системы коммуникаций трансфера инноваций. Анализ и выявление конфликтных ситуаций во взаимодействии предпринимательских и властных структур позволит выявить причины, снижающие их интегра-тивность и невозможность рассмотрения их как систему многостороннего партнерства. Необходима структуризация институционального обеспечения задач трансфера инноваций в сфере инновационной политики, права, экономики, информационно-аналитической сфере, что в свою очередь, повышает синергию за счет скоординированности действий финансовых и нефинансовых институтов в процессе коммерциализации результатов взаимодействия.

Появление стратегий, опирающихся на компетентность в логистике как на средство достижения конкурентных преимуществ, стало следствием всеобщей приверженности маркетингу, ориентированному на потребителя. В его основе лежит идея, согласно которой долгосрочная способность фирмы наращивать свою рыночную долю опережающими темпами по сравнению с отраслевым ростом зависит от ее умения привлекать и удерживать наиболее преуспевающих потребителей отрасли. Сама сущность ориентированного на потребителя маркетинга, которая заключается в том, чтобы сосредотачивать ресурсы на избранных ключевых покупателях, выдвигает на первый план компетентность поставщика в логистике. Так, финансовые потоки определяют деловые связи, которые должны строиться на предварительных договорах, нацеленных на обеспечение прибыльного роста

бизнеса клиента. Смысл здесь прост: насколько потребители преуспевают, настолько благоприятные позиции отводят они своим поставщикам. Потенциальное преимущество тесных хозяйственных связей состоит в том, что они позволяют отчетливо увидеть противоречие между базовым уровнем сервиса и все более популярной концепцией полного удовлетворения потребителей (не говоря уже о еще более «продвинутой» концепции содействия успеху потребителей).

Так, стратегическая эффективность партнерства властных и предпринимательских структур, на наш взгляд, может быть определена с помощью критерия информационной коммуникативности, характеризующего наличие систематизированных и устойчивых взаимосвязей с учетом реального участия каждого субъекта логистической системы региона. Применение современных логистических технологий типа «Lean production» в финансовых коммуникациях взаимодействия властных и предпринимательских структур позволит упорядочить эти отношения и поднять их на новый качественный уровень многостороннего партнерства.

Lean-технологии впервые были разработаны и пользуются наибольшей известностью в производственной сфере, но применяются и в различных секторах сферы услуг. Однако, если экономика и организация управления производством и обращением продукции, а также инфраструктурным обеспечением в виде традиционных ресурсоемких услуг (материально-технического обеспечения, транспорта, складских комплексов и т.д.) были исследованы в период индустриальной эпохи достаточно обстоятельно и глубоко, то аналогичные проблемы относительно нематериальных услуг в условиях сервисной экономики находятся в начальной стадии их постановки и решения.

В первоисточнике речь идет скорее об оптимизации процесса производства, а не о простом снижении затрат. Именно поэтому был выбран термин «1еап», обозначающий буквально «худой, тощий, без излишеств». В широком значении «lean» можно описать как способ делать все больше с все меньшими затратами, при этом приближаясь к тому, чтобы обеспечивать потребителей именно тем, что им нужно [1].

Однако, применение 1еап-технологий в сфере финансов имеет свою специфику, определяющуюся двойной природой процесса оказания услуг: наличие не только деятельно-

сти (услуги, направленной на человека), но и обслуживания.

Стремление к развитию в регионе взаимодействия предпринимательских и властных структур возможно на основе совершенного управления с использованием логистического администрирования, что возможно при условии формирования многостороннего партнерства. Взаимное доверие, имеющее фундаментальное значение для тесного партнерства, достигается лишь в результате постоянного повышения качества логистического администрирования.

Таким образом логистическое администрирования является ключевым инструментом формирования многостороннего партнерства на инновационной основе, в том числе в процессе управления экономикой региона. Необходимым условием внедрения логистического администрирования во взаимоотношения предпринимательских и властных структур региона является единый подход в понимании нововведений, в том числе в процессе использования инноваций в управлении при формировании региональной стратегии развития.

Анализ предмета исследования - теоретических и методических аспектов необходимости логистического администрирования процесса становления многостороннего партнерства в регионе позволил сделать следующие выводы.

Признаки частно-государственного взаимодействия возможно трансформировать в его основные функции при поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов сотрудничества предпринимательских и властных структур в рамках логистической системы на четко разработанных принципах паритетности многостороннего партнерства.

Применение современных логистических технологий типа «Lean production» в коммуникациях взаимодействия властных и предпринимательских структур позволит упорядочить эти отношения и поднять их на новый качественный уровень - многостороннее партнерство.

Эффективное многостороннее партнерство достигается в результате постоянного повышения качества логистического администрирования.

Выводы

Период кризиса и восстановительного развития доказал неизбежность регулирования и координации на основе логистики объединенных усилий властных и

предпринимательских структур. Таким образом, очевидно, что назрела необходимость разработки инструментария взаимодействия властных и предпринимательских структур на базе создания логистической системы многостороннего партнерства в регионе.

Логистическое администрирование позволяет рассматривать инновации в многосторонних партнерствах в области процессов, а не в области продукции, что позволит достичь экономического преимущества.

Стремление к развитию в регионе взаимодействия предпринимательских и властных структур возможно на основе совершенного управления с использованием логистического администрирования, что возможно при условии формирования многостороннего партнерства.

Библиографический список

1.Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 473 с.

2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под. общ. редакцией проф. В. И. Сергеева. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 976 с.

3. Хаиров, Б. Г. Построение логистической системы взаимодействия предпринимательских и властных структур (на примере лесопромышленно-

го комплекса региона) [Текст]/ Б. Г. Хаиров // Официальная ежегодная конференция Российско-Германского Научного Логистического сообщества. 11-14 мая 2011 г. - г. Бремен, С.483-492

FORMATION OF RELATIONS THE POWER AND BUSINESS STRUCTURES AREA ON THE PRINCIPLES LOGISTICS ADMINISTRATION

B. Khairov

This article addresses the need to administer the logistics of the process of multilateral partnership in the region. It also identifies signs of cooperation of business and authorities within the logistics system on clearly defined principles of parity basis of multilateral partnership. It deals with Lean-technologies as a tool to create a logistics system of the multilateral partnership in the region. The author revealed the role of logistics management in the development of multilateral partnership relations between government and business structures.

Хаиров Бари Галимович - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит», филила Финансового университета при Правительстве РФ в городе Омске. Основное направление научной деятельности - предпринимательство, логистика, менеджмент, финансы; общее количество публикаций - 52, [email protected]

УДК 334.02

ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТОВ ЧАСТНОГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

А. А. Цикунов

Аннотация. Предлагается методика прогнозирования перспектив развития проектов частно-государственного партнерства на примере объектов воздушнотранспортной инфраструктуры. Анализируются перспективы Омского аэропорта с применением предложенной методики. Разрабатывается алгоритм принятия решений государством о перспективах реализации ЧГП-проектов авиационной инфраструктуры.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, инфраструктура, аэропорт, методика оценки проекта.

Введение

Вопросы развития инфраструктурных проектов традиционно стоят в списке первоочередных приоритетов российской экономики.

Особенно остро сегодня эти проблемы встают на региональном и местном уровнях, когда в условиях существующих бюджетных ограни-

чений значительное число важнейших проектов практически неосуществимы [1]. В то же время мировая хозяйственная практика широко и достаточно успешно использует возможности частно-государственного партнерства (ЧГП), привлекая финансовые, организационные и прочие ресурсы частного сектора. Од-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.