известно, управление природными ресурсами - это хозяйственный механизм, включающий сложные, непрерывные и соподчиненные процессы подготовки и воспроизводства минерально-сырьевой базы, организацию производства и добычу полезных ископаемых, их первичную переработку и поставку для потребления перерабатывающим отраслям промышленности, включая экспорт сырья. По мнению Мамонтова Ю. Ю. механизм регулирования имеет три среза: институциональный, инновационный и технологический (рисунок 1).
В тоже время значительную роль в повышении эффективности хозяйственного механизма природопользования играет состояние и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей условия его развития. В сложившейся в России экономико-политической ситуации природопользование является главенствующим фактором, обеспечивающим экономический рост и развитие страны, а также равные партнерские отношения с развитыми странами. В этой связи, данный механизм является инструментом внешнего и внутреннего управления.
Под внешним регулированием понимается динамичный процесс управления природопользованием на федеральном уровне, включающий соответствующие органы управления, нормативноправовую базу, систему обеспечения воспроизводства минеральносырьевого потенциала. Основами как внешнего, так и внутреннего регулирования природопользования являются Конституция Российской Федерации и заключенные на ее основе Федеральные Договора, и законодательные акты Российской Федерации.
К внешним регуляторам отношений природопользования относятся: ценообразование, организация внешнеэкономической деятельности, налогообложение природопользователей, процесс лицензирования стратегических видов полезных ископаемых, программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, организация и систематизация государственного баланса запасов полезных ископаемых, повышение эффективности использования других природных ресурсов.
Под внутренним регулированием понимается динамичный процесс управления природопользованием на региональном уровне и уровне субъекта Российской Федерации (территории), включающий
соответствующие органы управления, нормативно-правовую базу и систему обеспечения воспроизводства минерально-сырьевого потенциала, законодательство о недрах, а также отмечено, что «вопросы владения, пользования недрами и распоряжения недрами и другими природными ресурсами регулируются основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации» (или соответственно - правовыми актами субъектов Российской Федерации); а статус федеральных природных ресурсов определяется «по взаимной договоренности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации». В настоящее время в природопользовании присутствует сильное государственное регулирование, осуществляемое через систему программного планирования, лицензирования, налогов, целевого финансирования процесса создания и развития минерально-сырьевой базы (рисунок 2).
Субъектами рынка природных ресурсов являются их владельцы, пользователи, а также посредники рыночных сделок с природными ресурсами. Взаимосвязь между экономическими агентами по поводу природных ресурсов достигается через спрос и предложение, конкуренцию, уровень и виды доходов от использования природных ресурсов. Специфика отношений экономических агентов по поводу воспроизводства природных ресурсов определяется на выявленных в первой главе особенностях самих природных ресурсов.
Владельцы природных ресурсов - это их собственники. Человеческая история знает небольшое количество основных форм собственности, которые к тому же отличаются стабильностью: частная, коллективная и государственная. Однако их постоянство отличается многообразием специфики каждой из них в различных странах и в различные периоды.
В экономическом смысле собственность есть совокупность экономических (как принято говорить - производственных в широком смысле) отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной (экономической) деятельности. Термин «собственность» в юридическом смысле употребляется как обозначение вещного права и включает в себя правомочия владеть, пользоваться
НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Батенева Г.В., соискательница ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
Статья посвящена раскрытию основных направлений государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе через федерально-целевые программы, налоговые льготы, повышение качества системы образования.
Ключевые слова: государство, инновация, инновационная инфраструктура, стимулирование.
DIRECTIONS OF THE STATE STIMULATION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF A NATIONAL INNOVATIVE INFRASTRUCTURE
Bateneva G., The applicant, IMPE under the name A.Griboedov
Article is devoted disclosing of the basic directions of the state support of innovative activity, including through federalno-target programs, tax privileges, education system improvement of quality.
Keywords: the state, an innovation, an innovative infrastructure, stimulation.
В настоящее время с целью развития высокотехнологичных секторов экономики созданы и реализуются различные инструменты государственной поддержки. В рамках рассмотрения основных направлений государственного стимулирования формирования и развития национальной инновационной системы рассмотрим государственные программы и проекты поддержки науки и инноваций, результативность сектора исследований и разработок, перспективы использования государственно-частного партнерства, а также налоговый режим для научных исследований и инновационной деятельности. Одним из таких инструментов является программноцелевой подход, реализуемый в рамках федеральных целевых программ (далее - ФЦП), в том числе1:
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (развитие научно-технологического потенциала
для реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации) (далее - ФЦП «Исследования и разработки...»);
ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы (разработка новых базовых технологий);
ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (модернизация существующих и создание новых конкурентоспособных образцов авиационной техники);
Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (развитие ракетно-космической промышленности);
ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 20072010 годы и на период до 2015 года» (развитие промышленной и экспериментальной базы оборонно-промышленного комплекса (ОПК); ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Россий-
ской Федерации на 2008 - 2010 годы» (развитие наноиндустрии и наноотраслей);
ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года» (реализация ускоренного развития атомного энергопромышленного комплекса); ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы (разработка новых технологий производства и модернизация предприятий радиоэлектронного комплекса);
ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы (разработка новых технологий в судостроении и модернизация экспериментальной базы).
Необходимость развития государственно-частного партнерства в инновационной сфере прямо или косвенно подчеркивается во многих документах, определяющих направления государственной политики в научно-инновационной сфере. Среди приоритетных направлений государственно-частного партнерства в области поддержки развития инновационной деятельности необходимо выделить следующие2:
1. Повышение доступности технологий. Низкий уровень инновационной активности предприятий проявляется в многократном отставании по показателю доли расходов на НИОКР в ВВП от уровня индустриально развитых стран, а также - крайне низком уровне коммерциализации технологий.
Основанием для участия государства в коммерческих технологических проектах можно считать несколько факторов: рынок не обладает достаточной информацией о новых технологиях; риски инновационного (предпринимательства значительно превышают риски других видов экономической деятельности. Целью взаимодействия государства и бизнеса в области инновационного развития является усиление стимулов к инновациям, повышение эффективности расходов, прежде всего государственных, на НИОКР и снижение рисков входа на рынки новых технологических продуктов.
2. Расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам наряду с развитием инструментов финансового рынка требует также повышения эффективности поддерживаемых государством специализированных финансовых институтов и механизмов, а также развития институтов страхования некоммерческих рисков и предоставления государственных гарантий по кредитам на осуществление высокотехнологичных инновационных проектов.
Вследствие нецелесообразности поддержки финансовыми институтами развития локальных коммерческих быстроокупаемых проектов, способных к привлечению частных инвестиций на обычных условиях, необходимо введение дополнительных требований к характеристикам проектов, которые могут быть поддержаны государственными финансовыми институтами развития (например, финансирование инновационных проектов, экспорто-ориентирован-ных производств товаров с высокой добавленной стоимости и другое).
3. Развитие инновационного предпринимательства в дополнение к существующим направлениям поддержки малого бизнеса (создание бизнес-инкубаторов, поддержка системы кредитования малого бизнеса).
4. Содействие активизации внешнеэкономической деятельности направлено на стимулирование диверсификации экспорта и притока прямых иностранных инвестиций.
Ведущая роль в формировании инновационной системы принадлежит профессиональному образованию. Охват молодежи программами начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования (отношение численности студентов (учащихся) учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, аспирантов, докторантов к численности населения в возрасте 15-34 лет) необходимо довести как минимум до 26%.
Следует обратить внимание на то, что на 10 000 занятых в экономике выпуск квалифицированных рабочих составляет всего 99 человек, тогда рев 1995 году аналогичный показатель достигал 127 человек.
В расчете на 10 000 занятых в экономике выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального образования в 2006 г.
составил 102 человека, тогда как в 1995 году значение этого показателя достигало лишь 71 человек (в 2003 и 2004 годах - 106 человек). Отечественная система высшего образования может достаточно гибко реагировать на изменение потребностей общества.
Анализ соотношения имеющихся ресурсов, кадровых, материально-технических, финансовых и достигаемых с их использованием результатов научной и научно-технической деятельности, основанных на статистических данных патентной и публикационной активности, создания и трансфера технологий, является важнейшим компонентом в осмыслении стратегии и тактики научно-технической и инновационной политики, направленной на повышение роли сектора исследований и разработок и технологическую модернизацию экономики страны.
Устойчиво низкий спрос на российские охраняемые объекты интеллектуальной собственности, особенно со стороны промышленно развитых стран, объясняется, в основном, двумя причинами: отсутствием отлаженной системы трансфера технологий от разработчиков в реальный сектор эконо-мики и их «полуфабрикатным» состоянием - большую часть потенциальных предметов сделок составляют разработки, находящиеся на стадии технического решения.
С целью стимулирования инновационной деятельности внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (соответствующий Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2008 года.). Принятым законодательным актом3:
увеличен норматив отчислений налогоплательщиков с 0,5% до 1,5% на НИОКР, осуществленных в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке (статья 262 НК РФ);
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается целевое финансирование в виде средств, полученных из различных фондов поддержки научных исследований (статья 251 НК РФ). Перечень таких фондов, порядок регистрации и критерии устанавливаются Правительством Российской Федерации;
расходы на приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в том числе на основе лицензионных договоров, на патентование, оплату услуг на получение правовой охраны и расходы на НИОКР, учитываются в расходах, которые налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут предъявлять к вычету при исчислении единого налога (статья 346 .16 НК РФ);
освобождена от налога на добавленную стоимость передача исключительных прав на РИД, в том числе на основании лицензионного договора (статья 149 НК РФ);
для основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации может применяться повышающий коэффициент, но не более 3 (статья 259 НК РФ); освобождена от налога на добавленную стоимость проведение НИОКР, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, организациями любых организационно-правовых форм независимо от источника финансирования (статья 149НКРФ).
Следует также отметить прогрессивный характер изменений в сфере бухгалтерского учета нематериальных активов небюджетных организаций с принятием приказа Минфина России от 27 декабря
2007 г. № 153н (заре-; гистрирован в Минюсте России 23 января
2008 г., регистрационный № 10975) об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/ 2007).
Косвенное регулирование бизнеса осуществляется государством преимущественно через налоговые механизмы. Страны ОЭСР сочетают прямую и косвенную поддержку инновационной деятельности. Однако в последние годы в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового стимулирования инновационной сферы с одновременным сокращением прямого государственного финансирования.
Наиболее распространенными видами налоговых льгот (нало-
1 Доклад государственного совета Российской Федерации «О развитии инновационной системы Российской Федерации». - М.:, 2008.
2 Доклад государственного совета Российской Федерации «О развитии инновационной системы Российской Федерации». - М.:, 2008.
3 Доклад государственного совета Российской Федерации «О развитии инновационной системы Российской Федерации». - М.:, 2008.
говых скидок) являются налоговые кредиты (tax credit) и налоговые вычеты (tax deductions, allowance). Понятия «налоговый кредит» и «налоговый вычет» I используются в трактовке, применяемой странами ОЭСР, которая отличается от определения, приводимого в Налоговом кодексе Российской Феде-грации. Следует также отметить, что в англоязычной литературе иногда термин «налоговый кредит» используется как синоним налоговых льгот.
Налоговые кредиты могут предоставляться двумя способами: путем списания определенной части налоговых отчислений по налогу на прибыль (традиционный способ) либо посредством предоставления скидок по упла-1 те налогов, не зависящих напрямую от прибыли (главным образом, связанных с оплатой труда). Оба механизма позволяют получить льготы в том же периоде, когда были осуществлены затраты на исследования и разработки. Налоговые вычеты, в отличие от налоговых кредитов, представляют собой сумму, вычитаемую из налогооблагаемого дохода, установленную в I процентах от объема расходов на ИР4.
Большинство стран, использующих налоговые льготы, устанавливав ют также лимиты их использования. Это делается с целью ограничения I объема государственных расходов на налоговую поддержку инновационной деятельности. Существует несколько способов установить лимиты, однако наиболее распространенные способы - фиксация максимально допустимого размера помощи для предприятия (используется во Франции, Нидерландах, Норвегии) и фиксация максимального процента от обязательств по налогу на прибыль. В США используется оригинальный подход, согласно которому налоговые льготы по ИР являются лишь составляющей общей системы налогового стимулирования бизнеса.
Во многих странах допускается перенос сроков льготного налогообложения. Перенос сроков использования налоговых льгот предназначен средства на проведение ИР и приобретение необходимого для этого оборудования, но не получающих в текущий период прибыли, достаточной для использования «причитающихся» им налоговых льгот в полном объеме. Законодательство многих стран предусматривает в подобных ситуациях возможность переноса права использования «недоиспользованных» налоговых льгот на прошлые либо (чаще всего) будущие периоды.
Соответственно, необходимое дальнейшее совершенствование правового обеспечения взаимоотношений в научно-технической и инновационной сферах возможно также в следующих направлениях5:
внесение в НК РФ дополнений, касающихся налоговых льгот для участников государственно-частного партнерства;
внесение в Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнений и изменений, отражающих механизм софинансирования, используемый при разработке важнейших инновационных проектов государственного значения в составе федеральных целевых программ как одной из форм государственно-частного партнерства.
усовершенствование системы распределения прибыли, получаемой после реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, между его участниками;
расширение участия малого и среднего предпринимательства в государственно-частном партнерстве;
разработка в рамках государственно-частного партнерства механизмов стимулирования научных организаций, а также привлечения инвесторов на этапе НИОКР;
снизить ставку единого социального налога для организаций науки и инновационных предприятий; » предоставить льготы по земельному налогу учреждениям науки, высшего образования в отношении используемых ими земельных освободить от налога на добавленную стоимость операции по приобретению научными организациями и учебными заведениями импортного высокотехнологичного оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также обеспечения учебного процесса; !уменьшать налогооблагаемую прибыль инновационных организаций на величину прироста их расходов на НИОКР в предыдущие годы. Налоговая реформа, проведенная в Российской Федерации, не привнесла в законодательство о налогах и сборах таких новшеств, которые отвечали бы выбранному Правительством Российской Федерации ориентиру на развитие научно-технической и инновационной сфер как приоритетного направления социально-экономической политики. Представляется, что необходимо более полное освобождение научных организаций от налогообложения, а также налоговое стимулирование научной и смежных с ней видов деятельности организаций, участвующих в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий. Освобождение научных учреждений от налогообложения будет способствовать более полному использованию средств, выделяемых из разных источников на финансирование науки, и исключит их повторное налоговое перераспределение (в особенности бюджетных средств).
4 Доклад государственного совета Российской Федерации «О развитии инновационной системы Российской Федерации». - М.:, 2008.
5 Доклад государственного совета Российской Федерации «О развитии инновационной системы Российской Федерации». - М.:, 2008.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СЕТИ
Арсланов А.Ш.
В статье показаны направления повышения эффективности логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети. В частности, показаны институциональная среда межсубъектного логистического взаимодействия территориально распределенной предпринимательской сети, а также возможность трансформации институциональной среды логистического взаимодействия участников территориально распределенной предпринимательской сети.
Ключевые слова: предпринимательство, сеть, логистика, институциональная среда
PERFECTION OF LOGISTICAL INTERACTION OF PARTICIPANTS OF TERRITORIALLY DISTRIBUTED ENTERPRISE NETWORK
Arslanov А.
In article directions of increase of efficiency of logistical interaction ofparticipants of territorially distributed enterprise network are shown. In particular, the institutional environment of intersubject logistical interaction of territorially distributed enterprise network, and also possibility of transformation of the institutional environment of logistical interaction ofparticipants of territorially distributed enterprise network are shown.
Keywords: business, a network, logistics, the institutional environment
Перед тем как рассматривать основные направления совершен- стояние и структуру институциональной среды логистической сис-
ствования институциональной среды логистического взаимодей- темы ТРПС. Как было показано выше, территориально распреде-
ствия участников территориально распределенной предпринима- ленная предпринимательская сеть по своей сути является совокуп-
тельской сети (ТРПС), на наш взгляд, необходимо определить со- ностью экономических субъектов (или функциональных единиц),