Научная статья на тему 'Современная система государственного регулирования использования природных ресурсов'

Современная система государственного регулирования использования природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1503
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / THE STATE / NATURAL RESOURCES / REGULATION / WILDLIFE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каныгина Е. В.

При переходе к рыночным отношениям государственное регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования, формирования бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SYSTEM OF STATE REGULATION OF USE OF NATURAL RESOURCES

At transition to market relations state regulation of wildlife management and environment protection should keep the leading place, to provide performance of the state nature protection programs, a policy in the field of the taxation, financings, crediting, budget formation.

Текст научной работы на тему «Современная система государственного регулирования использования природных ресурсов»

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Каныгина Е.В., аспирантка РАП

При переходе к рыночным отношениям государственное регулирование природопользования и охраны природной среды должно сохранять свое ведущее место, обеспечивать выполнение государственных природоохранных программ, политику в области налогообложения, финансирования, кредитования, формирования бюджета.

Ключевые слова: государство, природные ресурсы, регулирование, природопользование

MODERN SYSTEM OF STATE REGULATION OF USE OF NATURAL RESOURCES

Kanygina Е.V., the post-graduate student, RAP

At transition to market relations state regulation of wildlife management and environment protection should keep the leading place, to provide performance of the state nature protection programs, a policy in the field of the taxation, financings, crediting, budget formation.

Keywords: the state, natural resources, regulation, wildlife management

В настоящее время еще не сформирована адекватная складывающейся ситуации система управления природными ресурсами. Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.

Природопользование осуществляется путем изъятия природного вещества из природы и внесение в нее загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещения отходов. Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, мелиоративных каналов. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов. Лимитами для использования лесных ресурсов являются показатели расчетной лесосеки по территориям, т.е. предельная ежегодная норма вырубки. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты. Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на комплексное природопользование, выдаваемых органами управления, где указывается:

• виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

• экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.

Регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для природопользователей экономических различий - регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование, платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ.

Налоги, платежи и финансирование тесно связаны между собой. Налогообложение устанавливается органами власти различных уровней управления. Налоги перечисляются природопользо-вателями на бюджетные счета, а доходы бюджетов используются для финансирования природоохранных мероприятий. Регулирующее воздействие оказывают экологическое нормирование, лимитирование и лицензирование, а так же экологическое страхование.

Законом Российской Федерации установлены формы платы в виде земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия всех форм собственности, объединения, организации и учреждения, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым представлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади.

Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются сельскохозяйственные угодья; участки, представленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства; жилищного, дач-

ного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности; облагаются налогом земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы.

Ставки земельного налога утверждаются местными органами власти, исходя из средних ставок, которые дифференцируются по зонам. Плата за землю перечисляется землепользователями на специальные счета, учитывается в доходах местных бюджетов отдельной строкой и используется на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земли и повышению ее плодородия. Законодательством предусмотрена плата за пользование землей, недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира, рекреационными и другими природными ресурсами:

• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Система платежей за природные ресурсы, введенная всего несколько лет назад, стала основным действующим рычагом экономического механизма регулирования природопользования и охраны природной среды.

Финансирование является одним из способов регулирования. Финансирование - это обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов, фондов экологического страхования, кредитов банков, добровольных взносов населения, других источников.

В качестве источника финансирования мероприятий по охране природы выступает экологическое страхование. Страхование - это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении неблагоприятных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов.

Цель экологического страхования состоит в защите имущественных интересов граждан и предприятий за счет страховых фондов при наступлении неожиданного, внезапного загрязнения окружающей природной среды. Объектами экологического страхования является риск гражданско-правовой ответственности в случаях экологических аварий и катастроф.

Страхователями выступают предприятия - причинители вреда. К их числу относятся предприятия, деятельность которых представляет потенциальную опасность для возникновения аварий и катастроф. В сельском хозяйстве, потенциально опасными аварийными сбросами отходов в водные источники, являются птицефабрики, крупные животноводческие комплексы.

На основе анализа опыта ведения переговоров с потенциаль-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ СРЕЗ

Рисунок 1 - Схема основных процессов регулирования природопользования1

ными инвесторами о разработке и использовании природных ресурсов на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) предложена технология и процедура регулирования использования природных ресурсов относительно основных технико-экономических параметров (показателей) условий соглашения (ТЭО СРП) и ведения переговоров, которая послужила основой модельного соглашения о разделе продукции.

Технология подготовки и ведения переговоров с потенциальным инвестором разрабатывалась нами с учетом следующих особенностей разработки месторождений в режиме СРП и интересов потенциальных инвесторов:

■ месторождения, которые согласно перечню, утвержденному Государственной Думой РФ, могут разрабатываться на условиях СРП, находятся в эксплуатации, в том числе на стадии падающей добычи природных ресурсов;

■ многие из месторождений, разработка которых может вестись в режиме СРП, являются градообразующими и в значительной степени определяют социально-экономические условия административных районов;

■ производственная инфраструктура добычи и использования природных ресурсов и, в первую очередь, объекты подготовки товарной продукции и коммерческие узлы учета природных ресурсов были созданы в период унитарного управления и не позволяют вести оперативный учет, подготовку и коммерческий учет по лицензионным участкам природных ресурсов;

■ нестабильность экономических условий не позволяет потенциальным инвесторам достаточно уверенно прогнозировать свою инвестиционную деятельность по реконструкции и развитию систем разработки и обустройства месторождений на длительную перспективу.

Кроме того, при разработке процедуры подготовки ТЭП СРП и ведения переговоров необходимо было учесть поведение потенциальных инвесторов, стремящихся «выторговать» для себя больше выгоды в части условий и параметров раздела продукции. Многие компании на этапе переговоров усиленно доказывают, в каких сложных условиях им придется работать и как это для них убыточно. Весьма часты такие расчеты, когда предполагается 90-95% всей добытой нефти затрачивать на реализацию самого проекта (компенсацию затрат).

Нередко возникают проблемы, связанные с непониманием некоторых параметров СРП. Особенно с предельной долей природных ресурсов, идущей на компенсацию затрат. Если, например, предельная доля природных ресурсов, которую можно расходовать на компенсацию затрат (реализацию проекта) составляет 90%, то потенциальные инвесторы на каждый год в течение всего периода разработки месторождения (20-25 лет) закладывают в расчеты показатели, при которых 90% природных ресурсов будет отдаваться компании на покрытие ее расходов. Конечно, подобных расчетов никакая экономика не выдержит. Законодатель предусмотрел пиковые нагрузки для начальной стадии освоения месторождений природных ресурсов.

1 Мамонтов Ю. Ю. Совершенствование механизма формирования государственных доходов в добывающих отраслях промышленности - дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. - М., 2006.

Имеют место странности и в последовательности предоставления и рассмотрения некоторых материалов. Обычно не в начале, а в самом конце переговорного процесса возникает вопрос о недо-амортизированном имуществе компании на месторождении природных ресурсов, отягощенный еще и тем, что стремительная приватизация ко многим существенным имущественным вопросам отнеслась скоропалительно. Эта недоамортизированная часть имущества может быть столь велика, что ее компенсация, особенно с применением механизма аплифта (надбавки на невозмещенные затраты) разрушает все ранее выстроенные экономические схемы.

На основе анализа опыта ведения переговоров с потенциальными инвесторами и исходя из особенностей условий разработки месторождений в режиме СРП, учеными были определены три группы факторов, которые явились основой предметной области модельного соглашения о разделе продукции: ключевые параметры проекта разработки месторождения на условиях раздела продукции; проверенная и подтвержденная аудитом информация, содержащая сведения об имуществе, запасах, состоянии инфраструктуры, экологии, задолженностях и т.д.; согласованные сторонами предельная доля компенсационной продукции и условия раздела прибыльной продукции.

Прежде всего компания-инвестор и соответствующие службы системы управления ресурсами рассматривают и согласовывают имеющиеся материалы по вовлекаемым в разработку запасам на лицензионном участке за весь срок действия соглашения, очередность их вовлечения в разработку. Согласованные параметры фиксируются протоколом, который впоследствии включается в доку-

менты соглашения. Эти материалы обязательно рассматриваются и утверждаются территориальной комиссией по запасам. Данный этап подготовки Соглашения является наиболее важным и определяющим, т.к. это этап совместного утверждения одного из основных параметров проекта СРП. Этот этап не очень растянут по времени и в зависимости от качества геолого-геофизической информации, объемов запасов, стоящих на государственном балансе, может занимать период до трех месяцев.

Затем, на основании согласованных объемов запасов и последовательности их вовлечения в эксплуатацию, формируются ТЭП разработки месторождения, содержащие основные технологические и экономические параметры разработки месторождения. К примеру, объемы добычи нефти по годам, очередность ввода запасов в эксплуатацию, нормативы и объемы затрат, срок рентабельной разработки запасов. ТЭП разработки обязательно рассматриваются и утверждаются территориальной или центральной комиссией по разработке нефтяных месторождений. Этот документ является основой расчета основных экономических параметров проекта соглашения о разделе продукции (размера роялти - платежей за пользование природными ресурсами, предельного годового и среднего за пять лет уровня компенсации затрат, рентабельности проекта, пропорций раздела прибыльной продукции и т.д.). Согласованные экономические параметры проекта фиксируются в протоколе и затем вносятся в текст СРП без изменения.

Использование природных ресурсов является одним из важнейших факторов экономики России, обеспечивающим свыше 50% поступлений доходов в консолидированный бюджет страны. Как

Рисунок 2 - Регулирование природопользования :

2 Мамонтов Ю. Ю. Совершенствование механизма формирования государственных доходов в добывающих отраслях промышленности - дисс. канд. экон. наук, 08.00.05. - М., 2006.

известно, управление природными ресурсами - это хозяйственный механизм, включающий сложные, непрерывные и соподчиненные процессы подготовки и воспроизводства минерально-сырьевой базы, организацию производства и добычу полезных ископаемых, их первичную переработку и поставку для потребления перерабатывающим отраслям промышленности, включая экспорт сырья. По мнению Мамонтова Ю. Ю. механизм регулирования имеет три среза: институциональный, инновационный и технологический (рисунок 1).

В тоже время значительную роль в повышении эффективности хозяйственного механизма природопользования играет состояние и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей условия его развития. В сложившейся в России экономико-политической ситуации природопользование является главенствующим фактором, обеспечивающим экономический рост и развитие страны, а также равные партнерские отношения с развитыми странами. В этой связи, данный механизм является инструментом внешнего и внутреннего управления.

Под внешним регулированием понимается динамичный процесс управления природопользованием на федеральном уровне, включающий соответствующие органы управления, нормативноправовую базу, систему обеспечения воспроизводства минеральносырьевого потенциала. Основами как внешнего, так и внутреннего регулирования природопользования являются Конституция Российской Федерации и заключенные на ее основе Федеральные Договора, и законодательные акты Российской Федерации.

К внешним регуляторам отношений природопользования относятся: ценообразование, организация внешнеэкономической деятельности, налогообложение природопользователей, процесс лицензирования стратегических видов полезных ископаемых, программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, организация и систематизация государственного баланса запасов полезных ископаемых, повышение эффективности использования других природных ресурсов.

Под внутренним регулированием понимается динамичный процесс управления природопользованием на региональном уровне и уровне субъекта Российской Федерации (территории), включающий

соответствующие органы управления, нормативно-правовую базу и систему обеспечения воспроизводства минерально-сырьевого потенциала, законодательство о недрах, а также отмечено, что «вопросы владения, пользования недрами и распоряжения недрами и другими природными ресурсами регулируются основами законодательства Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации» (или соответственно - правовыми актами субъектов Российской Федерации); а статус федеральных природных ресурсов определяется «по взаимной договоренности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации». В настоящее время в природопользовании присутствует сильное государственное регулирование, осуществляемое через систему программного планирования, лицензирования, налогов, целевого финансирования процесса создания и развития минерально-сырьевой базы (рисунок 2).

Субъектами рынка природных ресурсов являются их владельцы, пользователи, а также посредники рыночных сделок с природными ресурсами. Взаимосвязь между экономическими агентами по поводу природных ресурсов достигается через спрос и предложение, конкуренцию, уровень и виды доходов от использования природных ресурсов. Специфика отношений экономических агентов по поводу воспроизводства природных ресурсов определяется на выявленных в первой главе особенностях самих природных ресурсов.

Владельцы природных ресурсов - это их собственники. Человеческая история знает небольшое количество основных форм собственности, которые к тому же отличаются стабильностью: частная, коллективная и государственная. Однако их постоянство отличается многообразием специфики каждой из них в различных странах и в различные периоды.

В экономическом смысле собственность есть совокупность экономических (как принято говорить - производственных в широком смысле) отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной (экономической) деятельности. Термин «собственность» в юридическом смысле употребляется как обозначение вещного права и включает в себя правомочия владеть, пользоваться

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Батенева Г.В., соискательница ИМПЭ им. А.С. Грибоедова

Статья посвящена раскрытию основных направлений государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе через федерально-целевые программы, налоговые льготы, повышение качества системы образования.

Ключевые слова: государство, инновация, инновационная инфраструктура, стимулирование.

DIRECTIONS OF THE STATE STIMULATION OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF A NATIONAL INNOVATIVE INFRASTRUCTURE

Bateneva G., The applicant, IMPE under the name A.Griboedov

Article is devoted disclosing of the basic directions of the state support of innovative activity, including through federalno-target programs, tax privileges, education system improvement of quality.

Keywords: the state, an innovation, an innovative infrastructure, stimulation.

В настоящее время с целью развития высокотехнологичных секторов экономики созданы и реализуются различные инструменты государственной поддержки. В рамках рассмотрения основных направлений государственного стимулирования формирования и развития национальной инновационной системы рассмотрим государственные программы и проекты поддержки науки и инноваций, результативность сектора исследований и разработок, перспективы использования государственно-частного партнерства, а также налоговый режим для научных исследований и инновационной деятельности. Одним из таких инструментов является программноцелевой подход, реализуемый в рамках федеральных целевых программ (далее - ФЦП), в том числе1 :

ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (развитие научно-технологического потенциала

для реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации) (далее - ФЦП «Исследования и разработки...»);

ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы (разработка новых базовых технологий);

ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (модернизация существующих и создание новых конкурентоспособных образцов авиационной техники);

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (развитие ракетно-космической промышленности);

ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 20072010 годы и на период до 2015 года» (развитие промышленной и экспериментальной базы оборонно-промышленного комплекса (ОПК); ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Россий-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.