Научная статья на тему 'Совершенствование лексического навыка в старшей школе при подготовке к сдаче единого государственного экзамена'

Совершенствование лексического навыка в старшей школе при подготовке к сдаче единого государственного экзамена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1161
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штиглуз Любовь Борисовна, Зубова Надежда Владимировна

Данная статья объясняет, почему совершенствование лексического навыка необходимо для старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и как можно совершенствовать данный навык на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штиглуз Любовь Борисовна, Зубова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование лексического навыка в старшей школе при подготовке к сдаче единого государственного экзамена»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Любовь Борисовна Штиглуз

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания английского языка Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Надежда Владимировна Зубова

студентка гр. 741 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университетг. Пермь

E-mail:nadezhda091294@mail.ru

Аннотация: Данная статья объясняет, почему совершенствование лексического навыка необходимо для старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и как можно совершенствовать данный навык на уроках английского языка.

Ключевые слова: лексика, лексический навык, единый государственный экзамен, английский язык, совершенствование лексического навыка.

До недавнего времени лингвистов интересовала преимущественно формальная сторона языка, в первую очередь морфология и фонетика, а затем синтаксис. Что касается лексики, то и здесь главное внимание уделялось только словообразованию.

В отличие от лингвистов, всякого, кто изучает язык с целью успешной сдачи единого государственного экзамена, привлекает, прежде всего, семантика слова. Лишь в ней он видит для себя реальную ценность, и если он не стремится овладеть разговорной речью, то этим и ограничивается круг его интересов [7].

Обучая учащегося формальной стороне языка - его грамматике, фонетике и словообразованию, важно внушить учащемуся мысль, что форма слова не является по отношению к нему только его внешней оболочкой. Форма слова составляет единство с его значением, оказывает на него влияние, и потому изучение формы имеет столь большое значение в языке [9].

Однако важность формы слова учащийся может осознать только в том случае, если он почувствует и поймет эту связь. Отсюда возникает важная проблема соотношения лексики, грамматики и фонетики при обучении языку и подготовке к ЕГЭ [7].

Наконец, как бы важны ни были грамматические формы слова, знание большого количества слов для выражения разных мыслей будет важнее знания такого же количества грамматических форм и конструкций; например, зная 50 слов и 5 грамматических конструкций, можно построить больше предложений, чем если знаешь 5 слов и 50 конструкций [7].

Из сказанного не следует делать вывод о том, что в любом случае лексика важнее грамматики и фонетики. Количество слов очень важно для возможности выразить разные мысли, но не столь важно для овладения спецификой изучаемого языка, для усвоения его моделей [5].

Английский язык - учебная дисциплина, позволяющая школьникам овладеть начальными навыками разговорного английского языка, который позволит свободно общаться за рубежом с иностранцами, активно путешествовать и приобщаться к иностранной культуре, где существует немало всего интересного. ЕГЭ по английскому языку сдают все абитуриенты и выпускники школ, которые решили продолжить свое образование по таким специальностям, как филолог, переводчик и т. д.

ЕГЭ по английскому языку каждый год серьезно оспаривается, ведь адекватно и объективно оценить уровень знаний, умений, навыков ученика посредством такого типа экзамена достаточно сложно. Позитивным с точки зрения объективности экзамена является тот факт, что с 2015 года в ЕГЭ по английскому языку включен раздел «Говорение», который позволит более точно и объективно оценивать владение выпускниками языком [1].

Необходимо уделить особое внимание совершенствованию лексического навыка при подготовке к сдаче ЕГЭ, так как это позволит успешно справиться не только с заданиями лексического блока, но и с заданиями всех остальных разделов. Так, например, особенностью оценивания заданий 39 - 40 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» все задание оценивается в 0 баллов. При оценивании задания 40 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание. Если более 30 % ответа имеет непродуктивный характер (т. е. текстуально совпадает с опубликованным источником), то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, все задание оценивается в 0 баллов.

Таким образом, для того чтобы учащийся успешно справился с заданиями ЕГЭ, ему необходимо обладать достаточно обширным словарным запасом, умением догадываться о значении слов по контексту или составу слова, знать о сочетаемости некоторых лексических единиц и т. д.

В государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, письме и чтении, - чего невозможно достичь без определенного уровня сформированности лексического навыка.

Такой подход к обучению иностранному языку обусловливает необходимость оперативной и одновременно очень качественной подготовки к единому государственному экзамену по английскому языку, который проверяет овладение коммуникативными компетенциями во всех видах речевой деятельности.

За курс обучения в школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного

и письменного общения, т. е. овладеть навыками лексического оформления, порождаемого теста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении. При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания: 1) продуктивные; 2) рецептивные; 3) социокультурные; 4) лингвистические знания в области лексики [2]. Все перечисленные навыки и умения необходимы для успешной сдачи единого государственного экзамена по английскому языку, поэтому важно учитывать это при подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ.

Как было сказано выше, лексику можно рассматривать с разных точек зрения: формы, функции и значения. Подвижность лексики, изменчивость значения слов, создание новых слов постоянно увеличивают расхождение между языками. Но в то же время многочисленные заимствования в области лексики, а также рост количества интернациональных слов способствуют их сближению. В каждом языке есть лексические единицы, которые образовались из общего праязыка - индоевропейского или латинского языка, например: brother, idea, family и т. д. Но под фонетическим и словообразовательным воздействием эти слова подверглись изменениям. Существует общая для всех языков сложность, которая заключается в том, что одно и то же понятие часто выражается разными лексическими средствами [8], что было учтено при разработке дополнительных упражнений на совершенствование лексического навыка старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку.

Следует отметить, что в живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла - основы всякой речевой деятельности. Лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную, но и воображаемую действительность [3].

Для того чтобы узнать, есть ли необходимость в разработке дополнительных упражнений на совершенствование лексического навыка старшеклассников и какие именно упражнения особенно необходимы, необходимо провести анализ используемого в школе УМК - Solutions. Intermediate.

Проведем анализ представленных в УМК упражнений, направленных на совершенствование лексического навыка и способствующих подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку. Для наглядности представим результаты проведенного анализа в таблице (в цифрах и процентах).

Ввиду того что упражнения типа «word formation», представленные в данном УМК, уже включают в себя как грамматический, так и лексический аспекты, в таблице они объединены в один пункт - «Упражнения на словоизменение и словообразование (Word Formation)».

Таблица

Количество

Количество упражнений, Количество упражнений, представленных в учебнике и рабочей тетради. Всего упражнений - 983 упражнений, представленных как

Виды упражнений представленных в специальном разделе GetReadyforYourExam в учебнике и рабочей тетради. Всего упражнений - 107 в специальном разделе GetReadyforYourExam, так и в других разделах учебника и рабочей тетради. Всего упражнений -1090

кол-во % кол-во % кол-во %

Лексические 17 242 24,6 259 23,8

упражнения

Упражнения 4 38 3,9 42 3,9

на словоизменение

и словообразование (Word Formation)

Упражнения 3 15 1,5 18 1,7

на заполнение

пропусков в тексте

с множественным

выбором ответов (Multiple Choice)

Полученные выводы говорят о том, что существует необходимость создания дополнительных упражнений на совершенствование лексического навыка старшеклассников для успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку.

Формируя и совершенствуя лексические навыки учащихся, мы не должны забывать о развитии у них таких мыслительных операций, как анализ слова с точки зрения его лингвистических особенностей, сопоставление, сравнение внутри изучаемого английского языка и не только, умозаключение, опора на прошлый опыт, ассоциативное мышление и память. И, как результат всей проделанной мыслительной работы (назовем это «лингвистическим исследованием»), возможность догадки о значении слова. Догадка - это способ понимания, а не случайное озарение на пустом месте.

Ученик сегодня рассматривается как субъект поисково-исследовательской деятельности. Помимо этого, очень важна установка учителя, нацеливающая ученика на конечный результат и показывающая пути его достижения, в данном случае при формировании и совершенствовании лексических навыков [8].

Исходя из вышесказанного можно предложить следующий порядок работы:

• Лингвистический анализ лексических единиц, подлежащих усвоению в данном конкретном цикле и уроке цикла самим учителем по следующим параметрам:

а) интернациональная лексика;

б) сложные слова;

в) слова с суффиксами и префиксами;

д) синонимы и антонимы;

ж) возможные трудности для овладения в произношении, написании, применении, сочетаемости лексики.

• Продумывание и формулирование установки для обеспечения мотивации учащихся к дальнейшему лингвистическому исследованию. С первого момента ознакомления с новыми словами учащиеся должны четко понимать цель работы и выработать вместе с учителем пути ее достижения.

• Определение проблемной задачи, которую должны будут решить учащиеся в ходе лингвистического исследования на уроке.

• Организация лингвистического исследования на уроке. В основе описанных ниже этапов лежат ступени работы в статье Л.Д. Мали [4]:

а) актуализация прежних знаний. Учитель формулирует проблему и просит учащихся изучить список новых слов в уроке УМК или выведенный на мультимедийную доску (можно использовать и Smart Board, что значительно повысит мотивацию учащихся, их познавательный интерес и желание участвовать в исследовании). Задача учащихся - определить, какие слова они могут понять и перевести без обращения к словарям и помощи учителя;

б) возникновение интеллектуального затруднения. Работая в малых группах, то есть в сотрудничестве, опираясь на свой прошлый опыт, возникшие ассоциации, догадку, учащиеся должны определить, какие лингвистические особенности изучаемых лексических единиц помогли действительно понять их без обращения к словарю и помощи учителя;

в) осознание проблемы, а именно, того что затрудняет овладение данными словами: произношение (что конкретно), написание или что-то другое;

г) словесное оформление проблемы и свободное ее обсуждение: сначала в малых группах, затем вместе в классе, а также поиск путей решения проблемы. Приветствуется любая инициатива и идея каждого ученика. Цель -найти пути, помогающие лучше запомнить графический и фонетический образы слов, что будет необходимо учащимся при выполнении заданий ЕГЭ на аудирование, чтение и письмо, а также собственно лексический блок;

д) проверка гипотез при помощи составления соответствующих таблиц и подтверждения истины;

е) применение полученных знаний на практике, т. е. тренировка, включающая все традиционные этапы: имитацию, подстановку, ответы на вопросы, подбор синонимов и антонимов и т. д., но с обязательным обсуждением с учащимися цели всех их действий и путей достижения результатов. В основе всех заданий и приемов должен лежать коммуникативно-когнитивный принцип;

ж) применение изученной лексики в ситуациях, аналогичных содержанию контрольно-измерительных материалов ЕГЭ с обязательной рефлексией

учащихся: «почему я не понял на слух», «что помешало мне понять в тексте».., «что я должен сделать, чтобы решить возникшие проблемы», «чем мне может помочь учитель».

Прием лингвистического анализа текста, описанный выше, может оказать существенную помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ как учителю, так и учащимся. Использование данного приема на занятиях позволит учащимся не только совершенствовать лексический навык и подготовиться к разделу ЕГЭ «Лексика и грамматика», но и обрести умение догадываться о значении слов по контексту или составу слова, анализировать закономерности использования слов, учиться самостоятельно проводить их лингвистический анализ и лингвистическое исследование, что способствует развитию ассоциативного мышления учащихся, автономии в решении учебных задач, развитию таких мыслительных операций, как анализ, сопоставление, сравнение, умозаключение.

Список литературы

1. ВайсбурдМ.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2001 г. - 278 с.

2. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 2. - 25 с.

3. Кувшинов В.И. О работе с лексикой на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 5. - С. 20 - 24.

4. Мали Л.Д. Урок - лингвистическое исследование // Начальная школа + до и после. - М., 2004. - № 6.

5. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. - Ростов-н/Д. - 2004. - 416 с.

6. Формирование лексических навыков учащихся в старшей школе [Электронный ресурс]. - URL: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posoWia-po-inostr-iazyku/formirovanie-leksicheskikh-navykov-uchashchikhsia-v-starshei-shkole.html.

7. Формирование лексических навыков речевой деятельности на среднем и старшем этапах обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/417700/.

8. Штиглуз Л.Б., Сташкова Р. А. Совершенствование лексических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Курс «Современные средства оценивания результатов обучения». - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 33 с.

9. Vaikunda Mani Nadar and others. English Language Teaching, first year. College Road, Channel. - 2008. - P. 239.

© Штиглуз Л.Б., Зубова Н.В., 2016

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.