Научная статья на тему 'Основные трудности, подготовки учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку'

Основные трудности, подготовки учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1782
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / АУДИРОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / ГРАММАТИКА / ЛЕКСИКА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / EGE / LISTENING / READING / GRAMMAR / VOCABULARY / ENGLISH / CONTROL AND MEASURING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капикова Марина Михайловна

В статье освещены основные трудности, возникающие у учащихся средней школы при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку и предложенные некоторые рекомендации по их нивелированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капикова Марина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIFFICULTIES OF PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS TO PASS EXAM IN ENGLISH LANGUAGE

The article highlights the main difficulties encountered by secondary school students in preparing for the passing of the USE in English and suggested some recommendations for their leveling.

Текст научной работы на тему «Основные трудности, подготовки учащихся средней школы к сдаче ЕГЭ по английскому языку»

УДК 372.881.111.1

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ, ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Капикова Марина Михайловна,

учитель английского языка МБОУ лицей№20 г. Пятигорска e-mail: [email protected]

В статье освещены основные трудности, возникающие у учащихся средней школы при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку и предложенные некоторые рекомендации по их нивелированию.

Ключевые слова: ЕГЭ, аудирование, чтение, грамматика, лексика, английский язык, контрольно-измерительные материалы.

В основе экзаменационных материалов ЕГЭ по иностранному языку лежит Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по предмету базового и профильного уровней 2004 года.

Уровень сложности заданий определяется уровнем сложности языкового материала и проверяемых умений и навыков, а также типом задания. В первом разделе «Аудирование» учащиеся должны продемонстрировать навыки общего, выборочного и детального понимания текстов монологического и диалогического характера. В качестве контрольных материалов представлены наиболее типичные ситуации повседневного и элементарного профессионального общения или тексты по одной из изучаемых в школьной программе тем. На базовом уровне от учащихся требуется понимание основной мысли, в то время как на продвинутом уровне необходимо показать умения определять причинно-следственные связи, отношение говорящего к сообщаемым фактам, извлекать из контекста значения незнакомых слов и выражений.

Раздел «Чтение» проверяет умения понимания аутентичных текстов различных стилей. Контрольные материалы представлены отрывками из публицистических, научно-популярных, прагматических, а также художественных произведений. При этом учащиеся должны показать владение различными стратегиями чтения (ознакомительного, просмотрового и изучающего) в соответствии с тем или иным заданием.

Раздел «Грамматика и лексика» проверяет умения выпускников применять соответствующие лексико-грамматические знания при работе с аутентичными текстами на иностранном языке и имеет в своем составе три вида заданий. Первое задание проверяет знание грамматического языкового материала по всем грамматическим темам школьного курса. Второе задание представляет собой проверку знания основных словообразовательных моделей языка. В третьем задании учащиеся должны продемонстри-

ровать умение ориентироваться как в грамматических, так и в словообразовательных моделях языка.

Наибольшее количество времени для выполнения заданий отводится на раздел «Письмо». Задание С2 - развернутое высказывание проверяет уровень владения выпускниками речевыми умениями и навыками.

Сложнее всего учащимися воспринимается аудирование. В этом задании не всем удается выделить главную и второстепенную информацию, некоторые сталкиваются с проблемой распознавания порой хорошо известной им лексики. Темп устной монологической и диалогической речи вызывает порой растерянность и смятение у экзаменуемых. Анализ существующих УМК по английскому языку показывает, что не все учебники ориентированы на подготовку учащихся к успешному прохождению этой части ЕГЭ. Предлагаемые авторами задания на аудирование не в полной мере соответствуют формату ЕГЭ.

При выполнении заданий второго блока, связанных с проверкой умений чтения, учащиеся сталкиваются с проблемой, связанной с недостаточным лексическим запасом, а также со сложными синтаксическими структурами, представленными в текстах раздела «Чтение». Успешное выполнение заданий этого раздела ЕГЭ предполагает знание, во-первых, разнообразных синтаксических структур, так как составители контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) берут за основу тексты разной структурной и стилистической направленности. Выполняющий задания раздела «Чтение» должен знать разнообразные типы придаточных предложений, а также, союзы и союзные слова, которыми эти предложения вводятся, причастные и деепричастные обороты, пассивными конструкциями. Во-вторых, выполнение заданий раздела «Чтение» требует от учащихся знания возможных синонимов хорошо известных им слов. Анализ заданий раздела «Чтение», особенно задания на множественный выбор (А22-А28), показывает, что успешность их выполнения зависит и от того, насколько учащиеся могут установить тождество между фразой/фразами в задании и в тексте. В-третьих, школьники не всегда могут выделять главную информацию, а также интерпретировать содержание предложения, исходя из синтаксических отношений между составными частями предложения. Так, например, учащиеся не всегда верно определяют субъект и объект действия, неправильно определяют глагольные формы залога и наклонения в предложении. Неверная трактовка лексических и грамматических средств искажает восприятие хронологической последовательности событий, что также затрудняет понимание текста. В-четвертых, успешности выполнения заданий раздела «Чтение» может способствовать обязательная работа над текстами с большим процентом незнакомой лексики.

Раздел «Лексика и грамматика» вызывает не меньше сложностей, которые возникают как при выполнении заданий на формообразование, так и при выполнении заданий на словообразование и лексику. При выполнении задания В4-В10 учащиеся показывают как незнание основополагающих

для английского языка глагольных категорий, так и неумение образовывать временные формы и формы страдательного залога, образовывать формы множественного числа существительных и т.д. Причина заключается в их недостаточной отработке и запоминании, что можно сделать, встроив эти грамматические явления в занятие, ориентированное на развитие коммуникативных навыков.

Причиной ошибок при выполнении заданий на словообразование является не столько незнание лексики, сколько недостаточная отработка этих заданий в УМК по английскому языку. Между тем упражнения на словообразование могли бы быть серьезным подспорьем не только в расширении и углублении грамматических и лексических знаний, но и в развитии навыков и стратегий письма и чтения.

В случае с выполнением лексического задания раздела «Грамматика и лексика « ЕГЭ причины ошибок кроются как в недостаточном лексическом запасе школьников, так и в незнании некоторых лексико-грамматических явлений. Например, большой процент ошибок всегда бывает в заданиях на употребление предлогов, видо-временных форм.

Сложности, связанные с выполнением заданий раздела «Письмо», нужно разделить на те, которые непосредственно связаны со степенью сфор-мированности у учащихся навыков письма, и на те, которые связаны с уровнем развития лексических и грамматических навыков. К сложностям первой группы относится, во-первых, необходимость следования определенному плану изложения, в том числе соблюдать определенные формулы вежливости и использовать устойчивые обороты; во-вторых, нередко учащимся довольно сложно уложиться в заранее предписанный составителями КИМов объем и используя необходимые формулы вежливости, сформулировать свою собственную точку зрения и привести аргументы как в ее пользу, так и против нее.

Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку прошлых лет показывает, что при подготовке учащихся необходимо учитывать следующие рекомендации:

- на уроках уделять большое внимание варьированию стратегий аудирования в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного, детального содержания и запрашиваемой информации);

- расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для аудирования;

- формировать языковые компенсаторные умения;

- обеспечивать усвоение лексико-грамматического материала в объеме, предписанном федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, и его практику в коммуникативно-значимом контексте.

Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы сайта ФИПИ:

- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

- аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет.

Список литературы

1. Миролюбов А. А. К проблеме обученности иностранным языкам выпускников средней школы// Иностранный язык в школе. - 2009. - №4. - с.3-7.

2. Натхо О.И. Электронно-образовательная среда как главный действующий элемент смешанного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т.26. С.131-135.

3. Общеевропейские компетенции владения языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.

4. По материалам конференции «Централизованная система тестирования как новая форма итоговой аттестации учащихся по английскому языку по итогам российско-британского проекта «Разработка и создание базы для внедрения новой формы итоговой аттестации выпускников средних школ по английскому языку», Санкт- Петербург, 2001.

5. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык.-М.: Просвещение, 2000.

MAIN DIFFICULTIES OF PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS TO PASS EXAM

IN ENGLISH LANGUAGE

Kapishnikova Marina Mikhailovna, English teacher of the MBOU lyceum №20 in Pyatigorsk

e-mail: [email protected]

Abstract: The article highlights the main difficulties encountered by secondary school students in preparing for the passing of the USE in English and suggested some recommendations for their leveling.

Key words: EGE, listening, reading, grammar, vocabulary, English, control and measuring materials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.