УДК 372.881.111.1
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ, ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Капикова Марина Михайловна,
учитель английского языка МБОУ лицей№20 г. Пятигорска e-mail: [email protected]
В статье освещены основные трудности, возникающие у учащихся средней школы при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку и предложенные некоторые рекомендации по их нивелированию.
Ключевые слова: ЕГЭ, аудирование, чтение, грамматика, лексика, английский язык, контрольно-измерительные материалы.
В основе экзаменационных материалов ЕГЭ по иностранному языку лежит Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по предмету базового и профильного уровней 2004 года.
Уровень сложности заданий определяется уровнем сложности языкового материала и проверяемых умений и навыков, а также типом задания. В первом разделе «Аудирование» учащиеся должны продемонстрировать навыки общего, выборочного и детального понимания текстов монологического и диалогического характера. В качестве контрольных материалов представлены наиболее типичные ситуации повседневного и элементарного профессионального общения или тексты по одной из изучаемых в школьной программе тем. На базовом уровне от учащихся требуется понимание основной мысли, в то время как на продвинутом уровне необходимо показать умения определять причинно-следственные связи, отношение говорящего к сообщаемым фактам, извлекать из контекста значения незнакомых слов и выражений.
Раздел «Чтение» проверяет умения понимания аутентичных текстов различных стилей. Контрольные материалы представлены отрывками из публицистических, научно-популярных, прагматических, а также художественных произведений. При этом учащиеся должны показать владение различными стратегиями чтения (ознакомительного, просмотрового и изучающего) в соответствии с тем или иным заданием.
Раздел «Грамматика и лексика» проверяет умения выпускников применять соответствующие лексико-грамматические знания при работе с аутентичными текстами на иностранном языке и имеет в своем составе три вида заданий. Первое задание проверяет знание грамматического языкового материала по всем грамматическим темам школьного курса. Второе задание представляет собой проверку знания основных словообразовательных моделей языка. В третьем задании учащиеся должны продемонстри-
ровать умение ориентироваться как в грамматических, так и в словообразовательных моделях языка.
Наибольшее количество времени для выполнения заданий отводится на раздел «Письмо». Задание С2 - развернутое высказывание проверяет уровень владения выпускниками речевыми умениями и навыками.
Сложнее всего учащимися воспринимается аудирование. В этом задании не всем удается выделить главную и второстепенную информацию, некоторые сталкиваются с проблемой распознавания порой хорошо известной им лексики. Темп устной монологической и диалогической речи вызывает порой растерянность и смятение у экзаменуемых. Анализ существующих УМК по английскому языку показывает, что не все учебники ориентированы на подготовку учащихся к успешному прохождению этой части ЕГЭ. Предлагаемые авторами задания на аудирование не в полной мере соответствуют формату ЕГЭ.
При выполнении заданий второго блока, связанных с проверкой умений чтения, учащиеся сталкиваются с проблемой, связанной с недостаточным лексическим запасом, а также со сложными синтаксическими структурами, представленными в текстах раздела «Чтение». Успешное выполнение заданий этого раздела ЕГЭ предполагает знание, во-первых, разнообразных синтаксических структур, так как составители контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) берут за основу тексты разной структурной и стилистической направленности. Выполняющий задания раздела «Чтение» должен знать разнообразные типы придаточных предложений, а также, союзы и союзные слова, которыми эти предложения вводятся, причастные и деепричастные обороты, пассивными конструкциями. Во-вторых, выполнение заданий раздела «Чтение» требует от учащихся знания возможных синонимов хорошо известных им слов. Анализ заданий раздела «Чтение», особенно задания на множественный выбор (А22-А28), показывает, что успешность их выполнения зависит и от того, насколько учащиеся могут установить тождество между фразой/фразами в задании и в тексте. В-третьих, школьники не всегда могут выделять главную информацию, а также интерпретировать содержание предложения, исходя из синтаксических отношений между составными частями предложения. Так, например, учащиеся не всегда верно определяют субъект и объект действия, неправильно определяют глагольные формы залога и наклонения в предложении. Неверная трактовка лексических и грамматических средств искажает восприятие хронологической последовательности событий, что также затрудняет понимание текста. В-четвертых, успешности выполнения заданий раздела «Чтение» может способствовать обязательная работа над текстами с большим процентом незнакомой лексики.
Раздел «Лексика и грамматика» вызывает не меньше сложностей, которые возникают как при выполнении заданий на формообразование, так и при выполнении заданий на словообразование и лексику. При выполнении задания В4-В10 учащиеся показывают как незнание основополагающих
для английского языка глагольных категорий, так и неумение образовывать временные формы и формы страдательного залога, образовывать формы множественного числа существительных и т.д. Причина заключается в их недостаточной отработке и запоминании, что можно сделать, встроив эти грамматические явления в занятие, ориентированное на развитие коммуникативных навыков.
Причиной ошибок при выполнении заданий на словообразование является не столько незнание лексики, сколько недостаточная отработка этих заданий в УМК по английскому языку. Между тем упражнения на словообразование могли бы быть серьезным подспорьем не только в расширении и углублении грамматических и лексических знаний, но и в развитии навыков и стратегий письма и чтения.
В случае с выполнением лексического задания раздела «Грамматика и лексика « ЕГЭ причины ошибок кроются как в недостаточном лексическом запасе школьников, так и в незнании некоторых лексико-грамматических явлений. Например, большой процент ошибок всегда бывает в заданиях на употребление предлогов, видо-временных форм.
Сложности, связанные с выполнением заданий раздела «Письмо», нужно разделить на те, которые непосредственно связаны со степенью сфор-мированности у учащихся навыков письма, и на те, которые связаны с уровнем развития лексических и грамматических навыков. К сложностям первой группы относится, во-первых, необходимость следования определенному плану изложения, в том числе соблюдать определенные формулы вежливости и использовать устойчивые обороты; во-вторых, нередко учащимся довольно сложно уложиться в заранее предписанный составителями КИМов объем и используя необходимые формулы вежливости, сформулировать свою собственную точку зрения и привести аргументы как в ее пользу, так и против нее.
Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку прошлых лет показывает, что при подготовке учащихся необходимо учитывать следующие рекомендации:
- на уроках уделять большое внимание варьированию стратегий аудирования в соответствии с поставленной коммуникативной задачей (с пониманием основного, детального содержания и запрашиваемой информации);
- расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для аудирования;
- формировать языковые компенсаторные умения;
- обеспечивать усвоение лексико-грамматического материала в объеме, предписанном федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, и его практику в коммуникативно-значимом контексте.
Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы сайта ФИПИ:
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);
- открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;
- аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых лет.
Список литературы
1. Миролюбов А. А. К проблеме обученности иностранным языкам выпускников средней школы// Иностранный язык в школе. - 2009. - №4. - с.3-7.
2. Натхо О.И. Электронно-образовательная среда как главный действующий элемент смешанного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т.26. С.131-135.
3. Общеевропейские компетенции владения языком: Изучение, преподавание, оценка. МГЛУ, 2003.
4. По материалам конференции «Централизованная система тестирования как новая форма итоговой аттестации учащихся по английскому языку по итогам российско-британского проекта «Разработка и создание базы для внедрения новой формы итоговой аттестации выпускников средних школ по английскому языку», Санкт- Петербург, 2001.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык.-М.: Просвещение, 2000.
MAIN DIFFICULTIES OF PREPARING HIGH SCHOOL STUDENTS TO PASS EXAM
IN ENGLISH LANGUAGE
Kapishnikova Marina Mikhailovna, English teacher of the MBOU lyceum №20 in Pyatigorsk
e-mail: [email protected]
Abstract: The article highlights the main difficulties encountered by secondary school students in preparing for the passing of the USE in English and suggested some recommendations for their leveling.
Key words: EGE, listening, reading, grammar, vocabulary, English, control and measuring materials.