Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ ПОДКАРАНТИННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ ПОДКАРАНТИННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАНТИННЫЙ ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / КАТЕГОРИРОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАРАНТИННЫЙ ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошелева О.Э.

В статье рассматривается порядок информационного взаимодействия ФТС России и Россельхознадзора с помощью федеральной государственной информационной системы «Аргус-Фито», предназначенной для автоматизации процессов оформления и учета документов фитосанитарного надзора. Предлагается повысить эффективность карантинного фитосанитарного контроля путем категорирования ввозимых подкарантинных товаров с учетом страны-экспортера и добросовестности участника внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошелева О.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF QUARANTINE PHYTOSANITARY CONTROL WHEN IMPORTING QUARANTINE PRODUCTS INTO THE CUSTOMS TERRITORY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

This article discusses the procedure for information interaction between the Federal Customs Service of Russia and Rosselkhoznadzor using the Argus-Fito federal state information system, designed to automate the processes of processing and accounting for phytosanitary supervision documents, and it is proposed to increase the efficiency of quarantine phytosanitary control by categorizing imported regulated goods, taking into account the country of the exporter and conscientiousness of a participant in foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ ПОДКАРАНТИННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 339.54

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ВВОЗЕ ПОДКАРАНТИННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Кошелева О.Э.

Северо-Западный институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

IMPROVEMENT OF QUARANTINE PHYTOSANITARY CONTROL WHEN IMPORTING QUARANTINE PRODUCTS INTO THE CUSTOMS TERRITORY

OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Kosheleva O.E.

North-West Institute of Management branch of Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

Аннотация

В статье рассматривается порядок информационного взаимодействия ФТС России и Россельхознад-зора с помощью федеральной государственной информационной системы «Аргус-Фито», предназначенной для автоматизации процессов оформления и учета документов фитосанитарного надзора. Предлагается повысить эффективность карантинного фитосанитарного контроля путем категорирования ввозимых подкарантинных товаров с учетом страны-экспортера и добросовестности участника внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: карантинный фитосанитарный контроль, таможенный контроль, интеллектуальный пункт пропуска, предварительное информирование, система межведомственного электронного взаимодействия, система управления рисками, категорирование участников внешнеэкономической деятельности, карантинный объект.

Abstract

This article discusses the procedure for information interaction between the Federal Customs Service of Russia and Rosselkhoznadzor using the Argus-Fito federal state information system, designed to automate the processes of processing and accounting for phyto-sanitary supervision documents, and it is proposed to increase the efficiency of quarantine phytosanitary control by categorizing imported regulated goods, taking into account the country of the exporter and conscientiousness of a participant in foreign economic activity.

Keywords: quarantine phytosanitary control, customs control, intelligent checkpoint, preliminary information, system of interdepartmental electronic interaction, risk management system, categorization of participants in foreign economic activity, quarantine facility.

Обеспечение карантинного фитосанитарного контроля (далее - КФК) заключается в охране территории государства от проникновения и распространения карантинных вредителей, сорняков и болезней растений, которые могут причинить ущерб окружающей среде, особенно в сельском хозяйстве. Увеличение посадочных площадей, рост международной торговли товарами растительного происхождения могут повысить вероятность ввоза и размножения вредителей из других стран, поэтому возникает необходимость совершенствования данного вида государственного контроля.

Главной проблемой при перемещении товаров, подлежащих фитосанитарному контролю, через таможенную границу

Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) является недостаточно скоординированная работа должностных лиц таможенных органов (далее - ДЛТО) и представителей Россельхознадзора.

Одной из главных целей Стратегии развития таможенной службы до 2030 года (далее - Стратегия 2030) [1] является создание интеллектуальных пунктов пропуска, которые должны стать «умными», а прохождение таможенного контроля максимально быстрым и прозрачным. Это невозможно осуществить без взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), в том числе без Россельхознадзора. Одним из главных инструментов для создания «умной» таможни

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Цели со пя пня ФГИС «Аргус-Фито»

Автоматизация создания л печати фнтосаннтарных документов при проведении фитосаннтарного контроля

Снижение трудовых, материальных н финансовых затрат на оформление фшосанитарных документов

Мшшмиыция челове'кскнх ошибок прл оформлении фктосамнтарных документов

Ускоренно процесс« оформления перемещаемых грузов

Создание единого »лектронного архива фнтосашгглрных документов для быстрого поиска и акали ы информации и уменьшения бумажного документооборота

Литчм.ии опия обисна .танкиин с ФОИВ посредством С МЭЙ

Формирование отчетов и вмолич стогтспгкской информации о грузах, подлежащих фнгосаннтараюму контролю

Ввод и храненне информации о результатах лабораторных исследований проб ввозимой продукции

Отслеживание маршрута движения груза по территории РФ

Учет'фактически МСКНКОГО груза на территорию РФ: обьем, нн,ч продукции и транспорта

ЛнгоМшИ ыЦня радемшрфния заявок II «илачц рафешенин И оаКа кш на вио ч, иигкм и тратит грузов, подлежащих фнтосанитарному контролю, через территорию РФ

Повышение уровня беюпаеноети продукции растительного происхождения за счет проверки подлинности российских и иностранных фитосашггарных документов

Рис. 1. Цели создания ФГИС «Аргус-Фито»

Рис. 2. Общая структура ФГИС «Аргус-Фито»

является предварительное информирование.

ФТС России и Россельхонадзор осуществляют информационное взаимодействие с помощью ФГИС «Аргус-Фито», которая работает через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). Цели создания ФГИС «Аргус-Фито» показаны на рис.1.

На рис.2 продемонстрированы подсистемы ФГИС «Аргус-Фито», предназначенные для использования подразделениями Россельхознадзора и участниками ВЭД.

ФГИС «Аргус-Фито» - единая база данных, предназначенная для оформления и проверки всех фитосанитар-ных документов, которые сопровождают продукцию на российский рынок. После присвоения уникального номера каждой партии использование этой базы данных позволяет отследить страну происхождения импортной продукции, вид транспорта и конечное место назначения [2]. В случаях проведения технических работ и при возникновении внештатных ситуаций Россель-хознадзор и ФТС России взаимно информируют друг друга о временной неработоспособности и продолжительности отсутствия доступа к электронным сервисам с использованием электронного почтового ящика единой СМЭВ или других доступных средств связи [3]. Стоит отметить, что основные проблемы в работе данных систем связаны с человеческим фактором. Например, обновление базы данных может прекратиться из-за нерабочих дней в отдельных странах, откуда российские импортеры вывозят фрукты. Остановка внесения номеров сертификатов в единую базу приводит к задержке продукции на границе и потенциальным потерям для производителей. Еще одной проблемой является долгое предоставление запрошенных документов и сведений ФОИВ.

При проведении КФК ДЛТО сталкивается с проблемой неполной передачи данных из АС «ПП» в ФГИС «Ар-гус-Фито», что приводит к увеличению времени фиксации результатов документарного контроля в автомобильных пунктах пропуска, так как ДЛТО приходится вручную вносить все сведения.

Это свидетельствует об отсутствии высокого уровня информационного взаимодействия между ФТС России и Россельхознад-зором. Происходит это по причине того, что Россельхознадзор относится отрицательно к данному механизму, считая, что при обмене данных и передаче части полномочий таможенным органам могут возникнуть серьезные проблемы из-за недостаточных знаний и квалификации ДЛТО в области карантина растений [4]. Как отмечалось выше, обмен предварительной информацией таможенных органов и Россельхознадзора о предстоящем ввозе подкарантинной продукции осуществляется с помощью системы ФГИС «Аргус-Фито». Для эффективной работы указанной системы необходимо, чтобы другие ФОИВ также использовали предварительное информирование и своевременно предоставляли таможенным органам запрошенные документы и сведения. Только при таком механизме взаимодействия всех надзорных органов и ФТС России будет виден положительный результат применения системы.

На данный момент ФТС России и Рос-сельхознадзор взаимодействуют недостаточно эффективно. В связи с этим возникают дополнительные временные издержки, КФК замедляется, а так как большая часть подкарантинной продукции является скоропортящейся, то участники ВЭД несут финансовые потери. Это свидетельствует о том, что к решению данных вопросов должны привлекаться все заинтересованные лица, особенно бизнес-сообщества, осуществляющие товарообмен между государствами. Важным звеном товарообмена является логистика, поэтому таможенным органам необходимо выстраивать с добросовестными участниками ВЭД доверительные отношения, создавать благоприятные условия при прохождении таможенного контроля, в том числе карантинного фитосани-тарного.

Для регулирования взаимоотношения сторон представляется целесообразным более конкретно обозначить на законодательном уровне и закрепить Россель-хознадзором положение о порядке предоставления необходимых документов и сведений в электронной форме, разработать регламент и обозначить четкие сроки процедуры.

Применение механизма «единого окна», который также предусмотрен в Стратегии

2030, позволит участнику ВЭД представлять сведения в электронном виде однократно и в дальнейшем использовать их для целей всех видов государственного контроля. Это значительно сократит время проведения контрольных мероприятий. Таможенным органам в случае необходимости для получения информации Россельхознадзора достаточно будет войти в систему для сбора необходимых сведений [5].

Россельхознадзору необходимо заблаговременно предоставлять таможенным органам предварительную информацию, полученную от перевозчика, чтобы в случае непредвиденных технических неполадок ДЛТО были проинформированы и заранее предприняли нужные действия при осуществлении таможенного контроля, что позволило бы снизить риск при наличии расхождений сведений для карантинных объектов.

Важное значение в этом отношении имеет категорирование участников ВЭД, при котором наличие нарушения участником ВЭД на любом этапе контроля требует более тщательного таможенного досмотра ввозимой партии продукции.

Таким образом, в системе обмена данными на основании анализа полученной информации должен сработать профиль риска. Применение системы управления рисками (далее - СУР) таможенными органами совместно с Россельхознадзором позволит предотвратить ввоз на таможенную территорию ЕАЭС некачественной и зараженной продукции растительного происхождения. При реализации такой системы число фактически досматриваемых партий должно определяться, исходя из риска выявления карантинного объекта в определённой товарной партии, прибывшей из конкретной страны. Для выявления и определения степени риска система Россель-хознадзора анализирует историю ввоза товара. По результату обработанной информации коды товаров и страны-импортеры, из которых ввозится продукция, будут распределены по 4 категориям риска, для каждой из которых установлен определенный процент таможенного досмотра подкарантинной продукции. Например, для томатов из Турции - высокий риск, для апельсинов из Эквадора - низкий. Система будет учитывать также информацию об участнике ВЭД. Если компания в течение длительного периода времени не ввозила зараженные

БИТ 2022 Том 6 № 3 (23)

товары и проводила инспекцию товаров перед каждой отгрузкой, то процент досмотров грузов этого импортера должен быть ниже, даже если товар и страна экспорта отнесены к высокому уровню риска. Тем самым между участниками ВЭД и государственными контрольными органами будут складываться доверительные отношения.

В отношении добросовестных участников ВЭД можно досматривать выборку из партии в меньшем количестве в сравнении с требованиями ГОСТов и Технических регламентов и выборкой, используемой инспекторами Россельхознадзора, и производить досмотр, например, только в отношении одного ввозимого контейнера. При обнаружении в нем карантинных объектов досмотр будет проведен для всей партии товара [6].

Профили рисков в сфере карантина растений основаны на информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны-экспортера, информации, полученной от национальных организаций по карантину и защите растений стран-экспортёров, а также сведений о фитосанитарном состо-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

янии РФ. Система позволит уделять большее внимание тем товарам, которые чаще других подвергаются заражению карантинными объектами или при ввозе товара из страны с неблагоприятной по фитосанитар-ному состоянию обстановкой. Это необходимое условие в период сложной эпидемиологической ситуации, сложившейся в мире за последние несколько лет, начиная с 2019 года. В настоящее время систему тестируют на перемещаемых автотранспортом яблоках из Сербии и Молдавии. По результатам тестирования опыт применения СУР будут постепенно распространять на другие товары и виды транспорта [6].

Важным следствием взаимодействия двух государственных контрольных органов является исключение рисков ввоза на таможенную территорию ЕАЭС небезопасной подкарантинной продукции. Процесс прохождения контрольных мероприятий должен стать более простым и быстрым. Использование предварительной информации и СУР позволит усовершенствовать осуществление КФК и добиться желаемых результатов.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/.

2. Кудрявцева, Т. Ю., Текутов, П.А. Проблемы реализации полномочий управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям и пути их решения / Т. Ю. Кудрявцева, П. А. Текутов // Экономические науки. -2020. - № 193. - С. 76-87.

3. Приказ ФТС России от 23 июня 2014 г. № 1178 и Федеральной службы по ветеринарному и фито-санитарному надзору № 303 "Об информационном взаимодействии Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ФТС России при осуществлении государственного ветеринар-

ного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/.

4. ФТС понадобилось 4 года, чтобы «перетянуть» на себя функции Россельхознадзора [Электронный ресурс]. - URL: logirus.ru/news/.

5. Приказ ФТС России от 20.11.2014 № 2264 (ред. от 07.02.2019) "Об утверждении Порядка отбора таможенными органами Российской Федерации проб (образцов) товаров для проведения таможенной экспертизы, Порядка приостановления срока проведения таможенной экспертизы" [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru/.

6. Россельхознадзор продемонстрировал участникам ВЭД ведомственную систему управления рисками [Электронный ресурс]. - URL: aliothgroup.ru/rosselkhoznadzor-prodemonstriroval/.

Поступила в редакцию 22.06.2022

Сведения об авторе:

Кошелева Ольга Эдуардовна - профессор кафедры таможенного администрирования Северо-Западного института управления - филиала ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доктор технических наук, доцент e-mail: kosha.5353@mail.ru.

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitiournal@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.