УДК 349
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА В ОБЛАСТИ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ Law and practice in the field of plant quarantine
Б. А. Воронин, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой управления и права, Я. В. Воронина, старший преподаватель Уральского государственного аграрного университета
(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)
И. А. Тухбатов, кандидат сельскохозяйственных наук, руководитель Управления Россельхознадзора по Свердловской области
(Екатеринбург, ул. Грузчиков, 4)
Аннотация
Карантинные объекты - это вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации.
В целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов подка-рантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию. При выявлении очагов карантинных объектов на соответствующих территориях устанавливается карантинный фитосанитарный режим.
Современный уровень знаний в области биологии и экологии вредных организмов позволил организовать карантин на научной основе, сделать его более действенным, целенаправленным и менее обременительным. Теперь многие страны мира участвуют в разработке международных соглашений по карантину растений, которые помогают обеспечить санитарную охрану границ, своевременную информацию о возникших где-либо очагах инфекции.
Карантин растений, как правовой режим, который предусматривает систему мер по охране растений, устанавливается, согласно федеральному закону «О карантине растений», специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по обеспечению карантина растений. Этим органом в современной России является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Ключевые слова: карантин, растения, карантинный фитосанитарный контроль (надзор), Россельхознадзор, законодательство.
Summary
Quarantine objects are harmful organisms absent or limited on the territory of the Russian Federation.
In orders of timely identifying quarantine objects and defining the boundaries of their sources quarantina-ble objects shall be systematically phytosanitary inspected. In identifying foci of quarantine facilities in their respective territories established quarantine phytosanitary mode.
Current state of knowledge in the field of biology and ecology of pests allowed to organize quarantine on a scientific basis, to make it more effective, focused and less burdensome. Now many countries are involved in the development of international agreements on plant quarantine, which help ensure sanitary protection of borders, timely information about where the problems - or foci of infection.
Plant quarantine as a legal regime that provides for a system of measures for the protection of plants, installed according to the federal law «On plant quarantine» specially authorized state body of the Russian Federation for plant quarantine.
That authority in modern Russia is the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance (Rosselkhoznadzor).
Keywords: quarantine, plants, quarantine phytosanitary control (supervision), Rosselkhoznadzor, legislation.
Термин «карантин», если обратиться к этимологии этого слова, происходит от итальянских слов quarantegiorni (сокращенно guarantine), обозначавших 40-дневный срок, в течение которого выдерживались на отдаленном рейде корабли, прибывающие в портовые города Италии из восточных стран. Это правило было установлено из-за опасности завоза «черной смерти» - чумы [1].
Впервые термин «карантин», как и сам принцип длительной изоляции кораблей, законодательно был оформлен в 1374 г.
Так много столетий назад родилось слово «карантин». Его быстро усвоили во всех станах. В средние века карантин носил характер запрета въезда в страну при подозрении завоза заболевания - чумы, а в случае возникновения эпидемии заразных болезней - полной изоляции городов и сел.
Распространение вредных организмов в течении тысячелетий шло параллельно с расселением человека. Резкий скачок в этом процессе связан с открытием Америки, морского пути в Индию и широкой колонизаторской деятельностью европейских народов в XVI-XVIII вв., сопровождавшейся массовыми перевозками сельскохозяйственной продукции, посадочного и семенного материала из Европы в колонии и из колоний в Европу. Эти перевозки способствовали распространению многих вредоносных организмов.
Начальной датой карантинного законодательства в дореволюционной России можно считать 6 апреля 1873 г., когда был издан указ о запрете ввоза в Россию виноградной лозы. Проект приказа был разработан известным ученым-энтомологом Н. Я. Данилевским. Цель указа - предупредить завоз в Россию вместе с посадочным материалом вредителя винограда филлоксеры. Но царское правительство опоздало: до 1872 г. филлоксера уже была завезена на территорию России - в Крым, на Кавказ и в Бессарабию с «окорененным посадочным материалом», полученным из Эрфурта (Германия) [6].
Аналогичная картина наблюдалась и по другим карантинным объектам. Так, в 1875 г. царское правительство издало указ о запрете завоза из Америки клубней картофеля и его ботвы. Указ был вызван угрозой проникновения на территорию России колорадского картофельного жука и необходимостью охраны страны от этого опасного вредителя. Но должный контроль за соблюдением этого мероприятия не был осуществлен.
Необходимость хлопкового карантина в дореволюционной России возникла в 19131914 гг. В конце 1913 г. ряд частных фирм сделал в Египте заказ на покупку и ввоз в Россию семян хлопчатника. В связи с этим большое значение приобрела охрана хлопководства от завоза с семенами хлопковой моли (розового червя) - вредителя, наносящего огромный ущерб экономике всех стран мира.
Единая служба карантина была создана в Советском Союзе в 1931 г. в системе Всесоюзного объединения по борьбе с вредителями и болезнями сельского хозяйства. С этого момента начинается переход от разрозненных, зачастую случайных мер, направленных против проникновения и расселения отдельных вредителей и болезней, к систематическим карантинным мероприятиям, охватывающим не только отдельные сельскохозяйственные культуры, но и их комплекс.
Вскоре были разработаны и введены в жизнь специальные положения против карантинных видов вредителей и болезней растений: о виноградном карантине против филлоксеры, о карантине против возбудителей и болезней хлопчатника, о картофельном карантине, о карантине против возбудителей и болезней плодово-ягодных культур, о карантине по сорнякам, о внешнем карантине растений, о Всесоюзной государственной службе внешнего и внутреннего карантина в СССР.
В начале 1932 г. были утверждены Правила карантинного досмотра грузов на таможнях и в портах, введена единая форма сертификата - свидетельства о карантинном состоянии растительных грузов. Этот документ давал право на пропуск в СССР импортных подкарантин-ных грузов, вывоз отечественных подкарантинных грузов из карантинных зон СССР, перевозку грузов внутри страны.
В это же время утверждается Положение о карантинном контроле над ввозом в СССР из-за границы сельскохозяйственной продукции и живых растений.
Первый перечень вредителей и болезней растений внешнего карантина был утвержден Наркомземом СССР в 1935 г. В него были включены 135 видов главнейших вредителей и болезней сельскохозяйственных растений, на которые распространялись карантинные мероприятия. Первый перечень карантинных объектов внутреннего карантина был утвержден в 1937 г.
Объектами внутреннего карантина, требующими специальных карантинных мер против их распространения на территории страны, а также распространения локализации очагов, были признаны 37 видов вредителей более 10 видов болезней.
С течением времени в связи с изменяющимися условиями производился пересмотр прежних перечней по карантинным сорнякам.
Среди современных законодательных и иных нормативных правовых актов в области карантина растений необходимо отметить Положение о государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1992 г. № 208, и федеральный закон от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» [7].
Перечень вредителей и болезней растений, для борьбы с которыми осуществляются карантинные мероприятия, утвержденный Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, подразделяет карантинные сорные растения по распространению на карантинные, отсутствующие на территории РФ, и карантинные, ограниченно распространенные на территории РФ [ 5].
21 июля 2014 г. принят федеральный закон № 206-ФЗ «О карантине растений» [8].
Целями настоящего федерального закона являются обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.
Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области карантина растений, определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, должностных лиц), российских юридических лиц, иностранных организаций (далее - граждане, юридические лица) в области карантина растений.
Для целей настоящего федерального закона используются следующие основные понятия:
1) акклиматизация карантинного объекта - образование на определенной территории популяции карантинного объекта после его проникновения на эту территорию;
2) акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - документ, который отражает результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции, подкарантинного объекта и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений;
3) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания - документ, который подтверждает проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания;
4) анализ фитосанитарного риска - определение способности или неспособности объекта быть карантинным объектом, необходимости регулирования распространения карантинного объекта и (или) принятия в отношении него карантинных фитосанитарных мер путем оценки биологических или других научных данных, экономических данных, осуществляемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
5) борьба с карантинным объектом - подавление численности карантинных объектов, локализация очага карантинного объекта и (или) ликвидация популяции карантинного объекта;
6) вредный организм - жизнеспособное растение любых вида, сорта или биологического типа, животное либо болезнетворный организм любых вида, биологического типа, которые способны нанести вред растениям или продукции растительного происхождения;
7) государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) - деятельность федерального органа власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосани-тарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств - членов Таможенного союза в области карантина растений;
8) дегазация - этап карантинного фитосанитарного обеззараживания, на котором проводятся работы по удалению и выводу газов, паров пестицидов в целях снижения их содержания до предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения значений предельно допустимых концентраций (уровней) в воздухе рабочих зон, производственных помещений, зданий, сооружений, других объектов обеззараживания, в подкарантинной продукции путем проветривания, вентилирования;
9) досмотр - обследование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в целях выявления наличия или отсутствия соответственно в этой продукции, на этих объектах карантинных объектов и (или) проверки соблюдения карантинных фитосанитарных требований с возможностью отбора проб и (или) образцов;
10) временные ограничения - принятие карантинных фитосанитарных мер, запрещающих ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, вывоз из Российской Федерации подкарантинной продукции, перемещение по территории Российской Федерации подкаран-тинной продукции;
11) заражение - наличие в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах жизнеспособных вредных организмов, характерных для определенного вида подкарантинной продукции, для подкарантинных объектов;
12) засорение - не являющееся заражением наличие в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах вредных организмов;
13) карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации;
14) карантинный объект - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов;
15) карантинный сертификат - документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации;
16) карантинная фитосанитарная безопасность - состояние защищенности территории Российской Федерации от рисков, возникающих при проникновении на нее и (или) распространении по ней карантинных объектов;
17) карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фи-тосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними;
18) карантинные фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования, правила и процедуры в области карантина растений, установленные в целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности;
19) карантинный фитосанитарный режим - комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне;
20) карантинное фитосанитарное обеззараживание - процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности;
21) карантинное фитосанитарное обследование - процедура, проводимая должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в целях определения популяций карантинных объектов и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в установленный период;
22) карантинное фитосанитарное состояние территории, подкарантинной продукции, подкарантинного объекта - наличие или отсутствие на территории, в подкарантинной продукции, на подкарантинном объекте карантинных объектов;
23) карантинные фитосанитарные требования - требования, предъявляемые к подкаран-тинной продукции ее ввозу производству (в том числе переработке), хранению, перевозке реализации, уничтожению и к подкарантинным объектам;
24) ликвидация популяции карантинного объекта - принятие карантинных фитосанитар-ных мер для уничтожения популяции карантинного объекта;
25) локализация очага карантинного объекта - принятие карантинных фитосанитарных мер на территории, где выявлен карантинный объект и вокруг этой территории для предотвращения распространения такого объекта;
26) осмотр - визуальное обследование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, подкарантинной продукции подкарантинных объектов в целях выявления карантинных объектов без отбора проб и (или) образцов;
27) очаг карантинного объекта - часть территории Российской Федерации или иностранного государства либо территорий групп иностранных государств, на которых выявлена популяция карантинного объекта или выявлено резкое увеличение численности популяций карантинных объектов;
28) партия подкарантинной продукции - количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю;
29) подкарантинная продукция - растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы грузы почва организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер;
30) подкарантинные объекты - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства контейнеры иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов;
31) посадочный материал - плоды, соплодия части сложных плодов, не являющиеся семенным материалом, растения или их части употребляемые для размножения вегетативным путем,
32) почва - компонент природной среды, состоящий из минеральных и органических частей, которые обеспечивают жизнедеятельность растений. К понятию «почва» не относятся торф, песок, грунт глубокого залегания компост а также искусственно созданная среда обитания растений;
33) растения - растения и их части, включая семена (семенной материал) и генетический материал;
34) реэкспортный фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-реэкспортера и сопровождает партию подкарантинной продукции, импортируемой в страну в целях ее последующего экспорта если осуществлялись хранение, разделение на части, переупаковка указанной партии подкарантинной продукции смешивание ее с другими партиями подкарантинной продукции, а также удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения;
35) семена (семенной материал) - части растений (клубни, луковицы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений;
36) собственник подкарантинной продукции - лицо, у которого находится подкарантинная продукция на праве собственности;
37) фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения;
38) фитосанитарный контрольный пост - специально оборудованный в соответствии с законодательством Российской Федерации пункт карантина растений в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудуются пункты карантина растений,
39) фитосанитарный риск - вероятность проникновения на территорию Российской Федерации и распространения по ней карантинных объектов а также масштаб связанных с этим возможных последствий;
40) экстренные карантинные фитосанитарные меры - меры, введенные в случае изменения фитосанитарной обстановки на территории Российской Федерации, территории иностранного государства или территории групп иностранных государств.
Федеральный закон № 260-ФЗ от 21 июля 2014 г. содержит 6 глав и 34 статьи. Обратим внимание на наименования глав этого закона:
Глава I. Общие положения.
Глава II. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор).
Глава III. Мониторинг карантинного фитосанитарного состояния на территории Российской Федерации.
Глава IV. Обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности.
Глава V. Международное сотрудничество Российской Федерации в области карантина растений и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений.
Глава VI. Заключительные положения.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. Пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 6, статья 21, части 1, 9 и 10 статьи 26, часть 9 статьи 27 настоящего федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 г. Положения настоящего федерального закона, касающиеся создания и функционирования федеральных государственных информационных систем в области карантина растений, применяются с 1 января 2018 г.
Лабораторные исследования в области карантина растений, предусмотренные пунктами 4-8 части 3 статьи 26 настоящего федерального закона, проводятся уполномоченными и подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области карантина растений, организациями до 1 января 2018 г. С 1 января 2018 г. лабораторные исследования в области карантина растений, предусмотренные пунктами 4-8 части 3 статьи 26 настоящегоф закона, проводятся аккредитованными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Лабораторные исследования в области карантина растений, предусмотренные частью 4 статьи 27 настоящего федерального закона, до 1 января 2018 г. проводятся за счет средств собственников подкарантинной продукции.
аботы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, в соответствии с частью 1 статьи 27 настоящего федерального закона, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, до 1 января 2018 г. С 1 января 2018 г. работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, в соответствии с частью 1 статьи 27 настоящего федерального закона, проводятся юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения соответствующих работ.
Как на практике реализуются нормы законодательства «О карантине растений», рассмотрим на примере деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области (за 9 месяцев 2014 г.).
Государственный карантинный фитосанитарный контроль в пункте пропуска
В пункте пропуска ФКП «Аэропорт "Кольцово"» за 9 месяцев 2014 г. проведен карантинный фитосанитарный контроль импортной подкарантинной продукции в объеме 108 т, срезов цветов, декоративной зелени и горшечных растений - 37 354 тыс. штук.
Досмотрено 5738 самолетов, проконтролирован ввоз 846 684 мест багажа и ручной клади пассажиров.
При досмотре импортных подкарантинных грузов, багажа и ручной клади пассажирок в пункте пропуска выявлено 4 вида карантинных вредных организмов в 191 случае (зерновки рода Са1^оЪгискш, западный цветочный трипс, восточная плодожорка, повилика полевая), в том числе:
- продовольственное зерно (фасоль, маш) - 4 случая, 6,3 кг;
- срезы цветов и горшечные растения - 185 случаев, 56 214 штук;
- плодоовощная продукция - 2 случая, 2,5 кг.
При досмотре багажа и ручной клади предотвращен ввоз подкарантинной продукции, не отвечающей карантинным фитосанитарным требованиям Российской Федерации, в 34 случаях.
Всего запрещено к ввозу подкарантинной продукции - 15,7 кг, или 56 572 объекта (ввоз зараженной продукции, ввоз семенного, посадочного материала без фитосанитарного сертификата, ввоз посадочного материала с почвой). Задержанная подкарантинная продукция была изъята и уничтожена.
Кроме того, согласно указанию Россельхознадзора от 13 апреля 2012 г. № ФС-АС-3/4807, предотвращен ввоз подкарантинной продукции в багаже и ручной клади 4173 пассажиров, следующих из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана и Грузии в объеме 7,2 т, в том числе из Таджикистана - 5,4 т, из Узбекистана - 1,7 т, из Азербайджана - 0,064 т, из Грузии - 0,030 т.
Импорт
За отчетный период на территорию области поступила продукция из 50 стран. Всего проведен вторичный досмотр импортной продукции в объеме 30 830 т - 42 243 тыс. объектов, 16 966 пакетов подкарантинных грузов. Это на 38 % больше, чем в 2013 г. (за 9 месяцев 2013 г. - 28 843 т). В их числе 345,37 т семенного материала, 30 494 т продовольственных грузов, 37 355 тыс. образцов посадочного материала, 38 114 тыс. срезов цветов и горшечных растений (за 9 мес. 2013 срезов цветов и горшечных растений - 60 721 тыс. шт.)
За 9 месяцев 2014 г. проведен карантинный фитосанитарный контроль 3501 т свежих овощей, 12 432 т свежих плодов, что на 40 % больше показателя 2013 г. (за 9 месяцев 2013 г.- 1676 т овощей и 9720 т фруктов).
За 9 месяцев 2014 г. на ввезенную импортную продукцию выписано 1938 актов государственного карантинного фитосанитарного контроля.
Экспорт
За 9 месяцев 2014 г. на экспорт отправлена подкарантинная продукция в 26 стран мира, отгружено 392 038 т (картофеля семенного, фуражных грузов), 4444 пакета семян овощных и цветочных культур, 49 045 упаковок грунта торфяного,4 947 образцов посадочного материала (за 9 мес. 2013 г. - 451,7 т, 26 535 пакетов семенного материала).
Кроме того, на экспорт отгружено 771 350 м древесины и лесоматериалов, что на 21 %
3
превышает показатель 2013 г., в том числе деловой древесины 154 994 м , пиломатериалов -
3 3 3
616 296 м , прочих лесоматериалов - 60 м (за 9 мес. 2013 г. - 636 105 м ). Выдано 7830 фи-тосанитарных сертификатов.
При ввозе на территорию области продукции растительного происхождения из других регионов России специалистами отдела карантина растений досмотрено 388 429,598 т (за 9 мес. 2013 г. - 300 154,5 т), в том числе 2 583,394 т и 10 483 587 пакетов семенного материала, 3 318 662 образца посадочного материала, 233 982 т продовольственных грузов, 133 910 т зерновых культур, 121 461 т фуражных грузов.
Вывоз подкарантинной продукции. В другие регионы России из области отправлено сертифицированной продукции 9687,8 т (за 9 месяцев 2013 г. отгружено 12 945 т), в том числе 3329,4 т семенного материала, из них 3099 т семенного картофеля, 60,375 т семян многолетних и однолетних трав, также 853,66 т продовольственных грузов, в том числе отправлено 376 т продовольственного картофеля.
Отгружено из области 127 439 м деловой древесины и пиломатериалов, что на 30 %
"3
меньше показателя 2013 г. (за 9 мес. 2013 г. - 107 744 м ). Выдано 2979 карантинных сертификатов.
За 9 месяцев 2014 г. осуществлен государственный карантинный фитосанитарный контроль 898 789 м3лесопродукции, сертифицированной для внутрироссийских перевозок и для экспорта, что составляет 107 % от уровня 2013 г.
Рекламации на отгруженную продукцию не поступило.
Обнаружение карантинных объектов
За отчетный период при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля выявлено 13 видов карантинных вредных организмов в 438 случаях ввоза зараженной карантинными объектами подкарантинной продукции, из них 1 91 случай - в пункте пропуска «Аэропорт "Кольцово"». 2 случая наблюдались с импортной продукцией на складах СВХ, 100 случаев -с подкарантинной продукцией, поступившей из карантинных фитосанитарных зон Российской Федерации, 145 случаев - при проведении карантинных фитосанитарных обследований.
Карантинные объекты обнаружены:
- в семенном материале: выявлены семена карантинных сорняков в 35 случаях (37 110 пакетов, 60-4 кг), из них уничтожено 14 300 пакетов, 44-8 кг; возвращено поставщикам 22 720 пакетов, 15 кг; перебрано - 0,6 кг;
- в срезах цветов, декоративной зелени и горшечных растениях: выявлен западный цветочный трипс в 229 случаях, в том числе в ввезенной продукции - 203 случая (56 735 штук), при обследовании теплиц - 26 случаев, из них уничтожено 56 367 образцов, возвращено поставщикам 368 образцов;
- в посадочном материале в саженцах абрикоса: 50 образцов из Челябинской области (выявлена золотистая картофельная нематода), при досмотре выявлено 6 случаев;
- в продовольственных грузах: выявлены карантинные виды зерновок в 4 случаях (фасоль, маш - 6,3 кг), карантинные виды сорняков в кориандре молотом - 3 случая, 1,425 т;
- в свежих плодах: выявлены 2 случая повилики и восточной плодожорки;
- в фуражных грузах: выявлены семена карантинных сорняков (шрот соевый, кукуруза фуражная - 8994,95 т);
- при досмотре и при обследовании лесопродукции в 80 случаях выявлены личинки черного соснового усача, малого черного елового усача, большого черного елового усача. При
/
лабораторном исследовании и экспертизе феромонных ловушек выявлены имаго непарного и сибирского шелкопрядов;
- при обследовании земельных участков и при внутрироссийских перевозках выявлена золотистая картофельная нематода в 46 случаях, при проведении контрольных карантинных фитосанитарных обследованиях территорий муниципальных образований Красноуфимского района подтверждено заражение повиликой полевой в 2 случаях.
Вся продукция с наличием карантинных объектов под контролем должностных лиц Управления подвергнута специальной переработке с применением технологий, обеспечивающих лишение семян жизнеспособности и возможности использования, под контролем должностных лиц Управления, а также очистке, обеззараживанию, возврату поставщику или уничтожению.
Контрольные карантинные фитосанитарные обследования
В соответствии с приказом Минсельхоза от 22 апреля 2009 г. № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований», сельскохозяйственные предприятия составили планы обследований, в течение вегетационного периода провели систематические обследования на выявление карантинных организмов под контролем Управления и предоставили результаты в Управление Россельхознадзора.
В соответствии с планом обследований, за 9 месяцев 2014 г. проведено 145 контрольных карантинных фитосанитарных обследований. Обследовано:
- на карантинные сорняки - 39 хозяйств на площади 7528,6 га. В 2014 г. подтверждено заражение в 3 карантинных фитосанитарных зонах карантинным сорняком повиликой в 2 районах (Ачитском и Красноуфимском) на площади 414 га. Проведены мероприятия по локализации и ликвидации очагов карантинного сорняка - амброзии трехраздельной на территории предприятия ООО «Кедровский крупяной завод» на площади 2 га;
- на рак картофеля - 14 хозяйств на площади 46 га;
- на бурую бактериальную гниль - 7 хозяйств на площади 34 га;
- на комплекс вредителей и болезней плодовых насаждений - 3 хозяйства на площади 23,49 га; использовано 60 феромонных ловушек для выявления калифорнийской щитовки;
- на капрового жука - 114 складских помещений, 50 предприятий и организаций с объемом складских помещений 645 261,5 м , использовано 98 пищевых приманок;
- на западного цветочного трипса - 18 тепличных хозяйств на площади 25,90 га. В 3 хозяйствах на площади 6 га подтверждено заражение западным цветочным трипсом. Выявлены очаги западного (калифорнийского) цветочного трипса в теплицах ЗАО «Сельхозпредприятие "Цветы Екатеринбурга - 2003"» и ООО «Уральская линия». Приказами Управления Россельхознадзора по Свердловской области от 08 сентября 2014 г. № 159 и от 2 июля 2014 г. № 113 установлены карантинные фитосанитарные зоны и карантинный фитосанитарный режим на площади 0,25 га;
- на золотистую картофельную нематоду - 22 хозяйства на площади 127 га (проведен отбор почвенных проб), 87 приусадебных участков на площади 8,21 га (проведено обследование). Специалистами отдела и силами хозяйств отобрано 7514 почвенных проб. При проведении лабораторного анализа и экспертизы отобранных почвенных проб выявлены очаги золотистой картофельной нематоды на земельных угодьях личных подсобных хозяйств: в селе Ошкукове Тугулымского городского округа на площади 48 га; в селе Бруснятском Белоярско-го района на площади 167 га; в селе Малая Тавра Артинского района на площади 76 га;
- на карантинных вредителей леса - 48 лесничеств, нижних и верхних складов лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий; применено 600 феромонных ловушек, в том числе на выявление непарного шелкопряда - 100 штук, на выявление сибирского шелкопряда - 500 штук. В результате обследований подтверждено заражение лесного фонда Свердловской области карантинными вредителями леса.
Современный период характеризуется существенными изменениями на агропродовольст-венном рынке, связанными с вхождением России в ВТО и санкциями, что актуализировало проблему импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Происходит процесс переориентации от бывших партнеров в Европе, США и других стран -соучастников санкций к новым поставщикам, прежде всего из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Америки.
В связи с этими обстоятельствами перед российскими контрольно-надзорными органами в аграрной сфере ставятся и новые задачи, в том числе и в области карантина растений.
Библиографический список
1. Васютин А. С., Сметник А. И. Карантин растений в Российской Федерации. М. : Колос, 2001. С. 3.
2. Воронин Б. А. Проблемы государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью пищевых продуктов // Аграрный вестник Урала. 2010. № 7. С. 10-14.
3. Воронин Б. А. Управление и государственный контроль в аграрной сфере Российской Федерации : научное и нормативно-правовое пособие. Екатеринбург : УрГЮА, 2000. 283 с.
4. Воронин Б. А., Тухбатов И. А. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 2. С. 74-79.
5. Перечень вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений (сорняков), имеющих карантинное значение для Российской Федерации, утвержденный 31 марта 2003 г. БНА, 2003.
6. Поспелов С. М., Шестиперова З. И., Долженко И. К. Основы карантина сельскохозяйственных растений. М. : Агропромиздат, 1985. 183 с.
7. СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3008.
8. СЗ РФ. 2014. Ч. I. П. 30. Ст. 4207.