Научная статья на тему 'Государственный карантинный фитосанитарный контроль (на примере Свердловской области)'

Государственный карантинный фитосанитарный контроль (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
579
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАНТИН РАСТЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ / РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР / ROSSELKHOZNADZOR (RUSSIAN AGRICULTURAL SUPERVISION) / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / PLANT QUARANTINE / THE STATE PHYTOSANITARY CONTROL / SVERDLOVSK REGION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Воронин Б.А., Тухбатов И.А.

За последние годы значительно увеличился ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственных продуктов растительного происхождения, семян и посадочного материала. Вместе с тем возросла опасность и завоза опасных вредителей и болезней растений, а также семян сорняков, которые отсутствуют в Российской Федерации или распространены небольшими очагами. Распространению многих вредителей и болезней растений способствуют расширение торговых отношений России со многими странами мира, в том числе с малоизученными в области карантинного фитосанитарного состояния, расширение международного туризма, научного обмена. Все это существенно увеличивает опасность проникновения с подкарантинной продукцией новых, неизвестных в России карантинных вредных организмов. Нередко вредители растений, завозимые в другую страну, находят там более благоприятные условия для развития, способствующие более быстрому массовому размножению и распространению. Своевременное выявление этих вредных организмов и предотвращение их заноса и распространения вот главная задача карантина растений как правового режима, предусматривающего систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. Благодаря работе инспекторского состава, специалистов и ученых в Российской Федерации во многих случаях удается своевременно разобраться с проблемами, складывающимися в практике правоприменения карантинного законодательства, а также выявить и предотвратить занос и распространение в нашей стране ряда особо опасных вредных организмов и злостных сорняков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Воронин Б.А., Тухбатов И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE QUARANTINE PHYTOSANITARY CONTROL (ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION)

In recent years there has been an import increase of agricultural products of vegetable origin, seeds and planting material to the Russian Federation. However, this increased a risk of import of dangerous pests and diseases, as well as weed seeds, which are absent in the Russian Federation or distributed in small foci. Expansion of trade relations between Russia and many countries contribute to the spread of many pests and diseases, including the little-studied countries in the field of quarantine phytosanitary condition, growth of international tourism, scientific exchange. All this greatly increases the risk of penetration of new, unknown in Russian quarantine pests together with regulated products. Often pests, imported to another country, meet more favorable conditions for growth, promoting more rapid mass reproduction and dissemination. Timely detection of these pests and prevention of their introduction and spread is the main problem of plant quarantine as a legal regime providing a system of measures for the protection of plants and plant products from quarantine objects on the territory of the Russian Federation. In many cases the work of inspectors, specialists and scientists in the Russian Federation makes it possible to deal with problems on time, that come to the practice of quarantine laws enforcement, and to identify and prevent the introduction and spread of a number of particularly dangerous harmful organisms and persistent weeds in our country.

Текст научной работы на тему «Государственный карантинный фитосанитарный контроль (на примере Свердловской области)»

УДК 330.3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАРАНТИННЫЙ ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Б. А. ВОРОНИН,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63),

И. А. ТУХБАТОВ,

кандидат сельскохозяйственных наук, исполняющий обязанности руководителя, Управление Россельхознадзора по Свердловской области

(620027, г. Екатеринбург, ул. Грузчиков, д. 4)

Ключевые слова: карантин растений, государственный фитосанитарный контроль, Россельхознадзор, Свердловская область.

За последние годы значительно увеличился ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственных продуктов растительного происхождения, семян и посадочного материала. Вместе с тем возросла опасность и завоза опасных вредителей и болезней растений, а также семян сорняков, которые отсутствуют в Российской Федерации или распространены небольшими очагами. Распространению многих вредителей и болезней растений способствуют расширение торговых отношений России со многими странами мира, в том числе с малоизученными в области карантинного фитосанитар-ного состояния, расширение международного туризма, научного обмена. Все это существенно увеличивает опасность проникновения с подкарантинной продукцией новых, неизвестных в России карантинных вредных организмов. Нередко вредители растений, завозимые в другую страну, находят там более благоприятные условия для развития, способствующие более быстрому массовому размножению и распространению. Своевременное выявление этих вредных организмов и предотвращение их заноса и распространения — вот главная задача карантина растений как правового режима, предусматривающего систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. Благодаря работе инспекторского состава, специалистов и ученых в Российской Федерации во многих случаях удается своевременно разобраться с проблемами, складывающимися в практике правоприменения карантинного законодательства, а также выявить и предотвратить занос и распространение в нашей стране ряда особо опасных вредных организмов и злостных сорняков.

STATE QUARANTINE PHYTOSANITARY CONTROL (ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION)

B. A. VORONIN,

doctor of law, professor, head of department

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63),

I. A. TUHBATOV,

candidate of agricultural sciences, acting chief,

Office of Russian agricultural supervision for the Sverdlovsk region

(4 Gruzchikov Str., 620027, Ekaterinburg)

Keywords: plant quarantine, the state phytosanitary control, Rosselkhoznadzor (Russian agricultural supervision), Sverdlovsk region.

In recent years there has been an import increase of agricultural products of vegetable origin, seeds and planting material to the Russian Federation. However, this increased a risk of import of dangerous pests and diseases, as well as weed seeds, which are absent in the Russian Federation or distributed in small foci. Expansion of trade relations between Russia and many countries contribute to the spread of many pests and diseases, including the little-studied countries in the field of quarantine phytosanitary condition, growth of international tourism, scientific exchange. All this greatly increases the risk of penetration of new, unknown in Russian quarantine pests together with regulated products. Often pests, imported to another country, meet more favorable conditions for growth, promoting more rapid mass reproduction and dissemination. Timely detection of these pests and prevention of their introduction and spread is the main problem of plant quarantine as a legal regime providing a system of measures for the protection of plants and plant products from quarantine objects on the territory of the Russian Federation. In many cases the work of inspectors, specialists and scientists in the Russian Federation makes it possible to deal with problems on time, that come to the practice of quarantine laws enforcement, and to identify and prevent the introduction and spread of a number of particularly dangerous harmful organisms and persistent weeds in our country.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.

За последние годы значительно увеличился ввоз в нашу страну семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур и различных других растений. По этой причине резко возросла опасность завоза семян карантинных сорняков, которые отсутствуют в России или распространены небольшими очагами. Эти сорняки отличаются высокой вредоносностью и быстрыми темпами распространения.

Кроме семян сорняков из-за рубежа ввозятся различные вирусные, грибковые и иные заболевания зерновых, овощей, плодово-ягодных культур, цветов и т. д.

По распространению карантинные сорные растения подразделяются на карантинные не зарегистрированные на территории РФ; карантинные ограниченно распространенные на территории РФ; потенциально опасные для Российской Федерации.

Семеня сорных растений, не произрастающих на территории России, встречаются в импортной продукции, а семена карантинных сорняков, ограниченно распространенных на территории РФ, в продукции, завозимой из этих районов.

Большинство видов карантинных сорняков представляют опасность для здоровья человека и животных. Так, пыльца амброзии полынолистной в период цветения вызывает массовые аллергические заболевания. Корма, содержащие повилику, горчак, амброзию являются причиной отравления животных.

Карантинные сорные растения отличаются очень высокой плодовитостью, высокой живучестью, приспособленностью к различным внешним условиям и т. д. Чтобы не допустить проникновения и распространения на территории Российской Федерации карантинных сорных растений и заболеваний сельскохозяйственных и иных растительных культур, необходимо проводить работу по контролю за всей поступающей импортной продукцией растительного происхождения. Весь импорт семенного и посадочного материала в пунктах пропуска через государственную границу должен быть подвергнут обязательному фитосанитарному контролю, необходимы мероприятия и внутри страны.

Правовое регулирование в области обеспечения карантина растений осуществляется Федеральным законом от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений» [1]. Во исполнение этого федерального закона приказом от 31 марта 2003 г. тогдашнего Минсельхозпрода РФ был утвержден перечень вредителей растений, возбудителей болезней растений, растений (сорняков), имеющих карантинное значение для Российской Федерации [2]. Приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 160 [3] были утверждены «Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований». Изменения в эти Правила внесены приказом Минсельхоза России от 26 марта 2013 г. № 148 [4].

Практической реализацией этих и иных нормативных правовых актов в области картина растений занимается Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору [5].

Основными задачами Россельхознадзора в области карантина и фитосанитарного надзора являются:

— проведение карантинного досмотра и лабораторная экспертиза продукции растительного происхождения и других материалов, завозимых из зару-

бежных стран, в том числе растительных вложений, поступающих в багаже, почтовых отправлениях и в ручной клади пассажиров, а также транспортных средств, прибывающих из других государств;

— организация оздоровления и карантинного обеззараживания продукции растительного происхождения и других материалов, а также транспортных средств, прибывающих из других государств и из зон, объявленных под карантином;

— проведение карантинного досмотра продукции растительного происхождения и других материалов, отгружаемых на экспорт;

— проведение контрольных обследований сельскохозяйственных и других угодий, мест хранения и переработки продукции растительного происхождения с целью своевременного выявления карантинных вредителей, болезней растений и сорняков;

— установление карантинного районирования и микрорайонирования территории Российской Федерации;

— участие совместно с научно-исследовательскими учреждениями в разработке и организации эффективных мероприятий по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками;

— широкое внедрение достижений науки и передового опыта, а также ознакомление населения с мероприятиями по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками;

— осуществление государственного контроля за выполнением карантинных мероприятий министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями, объединениями, организациями и гражданами;

— контроль за деятельностью карантинных питомников, сортоучастков и оранжерей, осуществляющих проверку карантинного состояния семян и растений, завозимых из других государств, а также из зон, объявленных под карантином на территории РФ;

— надзор за посевами и насаждениями в питомниках, научно-исследовательских учреждениях, семеноводческих и цветочно-декоративных хозяйствах в целях обеспечения выпуска семенного и посадочного материала, свободного от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков;

— контроль за проведением мероприятий, вытекающих из международных конвенций и соглашений в области карантина растений, заключенных с другими государствами;

— разработка проектов, положений, правил и инструкций, регламентирующих деятельность в области внешнего и внутреннего карантина растений;

— изучение видового состава и биоэкологии отсутствующих и ограниченно распространенных на территории страны вредителей, болезней растений, сорняков и на основе этого разработка проекта перечня вредителей растений, болезней растений и сорняков, по отношению к которым устанавливаются и осуществляются государственные мероприятия по карантину растений;

— разработка условий ввоза из других государств растительной продукции и других подкарантинных материалов, условий перевозки такой продукции внутри страны из зон, объявленных под карантином, а также условий ее использования;

— разработка методов карантинного досмотра, лабораторной экспертизы, диагностики скрытой за-

раженности и обеззараживания продукции растительного происхождения и других материалов.

К вышеизложенному необходимо добавить, что в связи с ликвидацией Государственной хлебной инспекции ее функции в настоящее время переданы Россельхознадзору.

Основными направлениями государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки являются:

— зашита прав граждан на обеспечение зерном и продуктами его переработки, качество которых соответствует требованиям государственных стандартов, технических условий, санитарных и ветеринарно-са-нитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов;

— установление показателей качества зерна и продуктов его переработки, методов оценки их качества и учета зерна и продуктов его переработки;

— аккредитация лабораторий, осуществляющих определение качества зерна и продуктов его переработки;

— сертификация зерна и продуктов его переработки;

— иные направления, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В качестве примера практической деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору в сфере карантина растений приведем аналитические материалы территориального управления Россельхознадзора по Свердловской области (данные за 9 месяцев 2013 г.).

Государственный карантинный фитосанитар-ный контроль в пункте пропуска. Пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Аэропорт Кольцово» включен в перечень специализированных пунктов пропуска по ввозу подкарантинной продукции. Классификация пункта пропуска — воздушный, грузопассажирский, постоянный, многосторонний.

В пункте пропуска ФКП «Аэропорт «Кольцово» за 9 месяцев 2013 г. проведен карантинный фито-санитарный контроль импортной подкарантинной продукции в количестве 93,476 т, срезов цветов и декоративной зелени — 52061 тыс. шт., 1714 тыс. шт. — посадочного материала и горшечных растений. Досмотрено 5679 самолетов, проконтролирован ввоз 810398 мест багажа и ручной клади пассажиров.

При досмотре импортных подкарантинных грузов, багажа и ручной клади пассажиров предотвращен ввоз подкарантинной продукции, не отвечающей карантинным фитосанитарным требованиям Российской Федерации в 178 случаях.

Выявлено 4 вида карантинных вредных организмов в 121 случае (зерновки рода Callosobгuchus, западный цветочный трипс, восточная плодожорка, повилика полевая), в том числе:

— продовольственное зерно (фасоль, маш) — 20 случаев, 28,8 кг;

— зеленные культуры — 2 случая, 1,2 кг;

— свежие фрукты — 2 случая, 8 кг;

— срезы цветов и горшечные растения — 97 случаев, 88264 шт.

Запрещены к ввозу 55,5 кг, 88973 шт. подкаран-тинной продукции (ввоз зараженной подкарантин-

ной продукции, семенного, посадочного материала без фитосанитарного сертификата, ввоз посадочного материала с почвой).

Задержанная подкарантинная продукция была изъята и уничтожена.

Кроме того, согласно указанию Россельхознад-зора АС-3/4807 предотвращен ввоз подкарантинной продукции в багаже и ручной клади 2998 пассажиров, следующих из Узбекистана, Азербайджана и Таджикистана, в количестве 19,437 т, в том числе из Таджикистана — 12,931 т, Узбекистана — 5,952 т, Азербайджана — 0,428 т, Грузии — 0,126 т.

Импорт. За отчетный период на территорию области поступила продукция растительного происхождения из 34 стран. Всего проведено вторичного досмотра импортной продукции 28843,82 т, 72167 тыс. шт. подкарантинных грузов (в 2012 г. — 26433 т), в том числе 626,46 т семенного материала, 28213,63 т продовольственных грузов (1676,82 т свежих овощей и 9720,1 т свежих фруктов). Кроме того, поступило 60721 тыс. шт. срезов цветов и горшечных растений.

Экспорт. За 9 месяцев 2013 г. на экспорт отправлена подкарантинная продукция в 22 страны мира. Отгружено 451,7 т (картофель продовольственный и семенной, фуражные грузы), 26535 пакетов семян овощных и цветочных культур, 61776 упаковок грунта торфяного, 33257 шт. посадочного материала.

На экспорт отгружено и сертифицировано 636105 м3 древесины и лесоматериалов, в том числе деловой древесины — 90360 м3, пиломатериалов — 94929 м3, прочих лесоматериалов — 12455 м3. Выдано 6570 фито-санитарных сертификатов.

При ввозе на территорию области: продукции растительного происхождения из других регионов России досмотрено 300154,5 т, в том числе 3181,332 т и 8379900 пакетов семенного материала, 2885404 шт. посадочного материала, 221742,468 т продовольственных грузов, 75214,67 т фуражных грузов.

Вывоз подкарантинной продукции. В другие регионы России из области отправлено сертифицированной продукции 12945,554 т, в том числе 311З,382 т семенного материала, из них 2175 т семенного картофеля, 72,768 т семян многолетних и однолетних трав, также 6987,54 т продовольственных грузов, в том числе отправлено 901,9 т продовольственного картофеля (в 2012 г. отгружено продовольственного картофеля — 192,5 т).

Отгружено из области 197744 м3 деловой древесины и пиломатериалов, что на 18 % меньше этого же периода 2012 г. Выдано 3841 карантинных сертификатов.

За 9 месяцев 2013 г. осуществлен государственный карантинный фитосанитарный контроль ле-сопродукции, сертифицированной для внутрирос-сийских перевозок и для экспорта — 833849 м3, что составляет по сравнению с 2012 г. — 92 %.

Обнаружение карантинных объектов. За отчетный период при осуществлении карантинного фи-тосанитарного контроля выявлено 16 видов карантинных вредных организмов в 408 случаях ввоза зараженной карантинными объектами подкарантин-ной продукции, из них 21 случай — в пункте пропуска «Аэропорт Кольцово», 17 случаев — в импортной продукции на складах СВХ, 184 случая — в подка-рантинной продукции, поступившей из карантинных

фитосанитарных зон Российской Федерации, 86 случаев — при проведении карантинных фитосанитар-ных обследований.

Карантинные объекты обнаружены:

— в семенном материале — выявлены семена карантинных сорняков в 66 случаях (28236 пакетов; 96,5 кг), из них уничтожено — 5860 пакетов; возвращено поставщикам — 22376 пакетов, 94 кг; перебрано — 2,5 кг;

— в срезах цветов, декоративной зелени и горшечных растениях — выявлен западный цветочный трипс в 121 случае, 87901 шт., из них: 80576 шт. — обеззаражено, 33525 шт. — уничтожено методом сжигания;

— белая ржавчина хризантем — в 1 случае (30 шт.);

— в продовольственных грузах — в зерне кориандра выявлена амброзия полыннолистная — 1,5 т; на плодах киви в 2 случаях обнаружена тутовая щитовка — 52 т;

— в фуражном зерне кукурузы и ячменя — выявлены семена карантинных сорняков в 29 случаях — 7691,7 т;

— в фуражных грузах — выявлены семена карантинных сорняков в 77 случаях (шрот соевый — 5289,496 т);

— при обследовании лесопродукции на нижних и верхних складах — в 100 случаях выявлены личинки черного соснового усача, большого черного елового усача и малого черного елового усача, имаго непарного и сибирского шелкопряда.

Вся продукция с наличием карантинных объектов под контролем должностных лиц Управления подвергнута специальной переработке с применением технологий, обеспечивающих лишение семян жизнеспособности и использованию под контролем должностных лиц, а также очистке, обеззараживанию, возврату поставщику или уничтожению.

Контрольные карантинные фитосанитарные обследования. В соответствии с Приказом Минсель-хоза от 22 апреля 2009 г. № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований» сельскохозяйственные предприятия составили планы обследований, в течение вегетационного периода провели систематические обследования на выявление карантинных организмов под контролем Управления.

Выполнены планы по проведению на выявление карантинных объектов. В соответствии с планом обследований за 9 месяцев 2013 г. проведено 152 контрольных карантинных фитосанитарных обследований, из них обследовано:

— на карантинные сорняки — 50 хозяйств на площади 14433,37 га. В 2013 г. подтверждено заражение в 3 карантинных фитосанитарных зонах карантинным сорняком повиликой в 2 районах (Ачит-ский и Красноуфимский) на площади 675 га;

— на рак картофеля — 11 хозяйств на площади 51 га;

— на бурую бактериальную гниль — 11 хозяйств на площади 43 га;

— на комплекс вредителей и болезней плодовых насаждений — 6 хозяйств на площади 94,39 га, использовано 100 феромонных ловушек на выявление калифорнийской щитовки;

— на капрового жука — 129 складских помещений, 44 предприятий и организаций с объемом склад-

ских помещений 690576 м3, использовано 254 пищевые приманки;

— на западного цветочного трипса — 27 тепличных хозяйств на площади 32,712 га. В 4 хозяйствах на площади 7,58 га подтверждено заражение западным цветочным трипсом;

— на выявление южного гельминтоспориоза кукурузы — 5 хозяйств на площади 917 га;

— на золотистую картофельную нематоду — проведен отбор почвенных проб в 15 хозяйствах на площади 100 га. Специалистами Управления и силами хозяйств отобрано 2500 проб;

— на карантинные вредители леса — проведены обследования территорий 54 лесничеств, нижних и верхних складов лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий с применением 600 феро-монных ловушек, в том числе на выявление непарного шелкопряда — 100 шт., на выявление сибирского шелкопряда — 500 шт. В результате обследований подтверждено заражение лесного фонда Свердловской области карантинными вредителями леса.

При проведении обследований лесоматериалов отобрано 12 образцов хвойных пород в 5 районах области для определения зараженности их сосновой стволовой нематодой (Buгsaplzelenclzus ху1орЫ1ш) По результатам лабораторной экспертизы ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознад-зора» в исследуемых пробах сосновая стволовая нематода не обнаружена. Однако из проб сосны выделены нематоды (Bursapl1elenchus mucronatus) — вид является близкородственным сосновой древесной нематоде. Данный вид широко распространен на территории России и считается слабопатогенным паразитом для хвойных пород.

В очагах заражения золотистой картофельной нематодой:

— на поле «Дальнее» площадью 36 га, находящемся в урочище «Дьячков Лог», принадлежащем ООО «Картофель»;

— на поле № 3 полевого севооборота площадью 10 га принадлежащем ООО «Некрасово».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнен комплекс мероприятий по ликвидации карантинного вредителя. В результате проведения контрольных карантинных фитосанитарных обследований на этих земельных угодьях золотистой картофельной нематоды не обнаружено, что подтверждается Свидетельствами карантинной экспертизы, выданными ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора».

Постановлениями Правительства Свердловской области от 21.06.2013 г. № 783-ПП, 784-ПП с земельных угодий, находящихся в пользовании ООО «Картофель» и ООО «Некрасова», снят карантин по карантинному объекту — золотистой картофельной нематоде.

Управлением своевременно выявлены и локализованы очаги карантинных объектов. Не допущено распространение карантинных объектов за пределы их ареала, зафиксированного на начало года.

В результате проведенных карантинных фито-санитарных обследований в целях локализации и ликвидации очагов распространения выявленных карантинных организмов на территории Свердловской области, Управлением Россельхознадзора по Свердловской области установлены карантинные фитоса-

нитарные зоны и Постановлениями Правительства Свердловской области наложен карантин по следующим карантинным объектам.

За 9 месяцев 2013 г. проведено 59 плановых выездных надзорных проверок за исполнением обязательных требований законодательства РФ при закупке зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, в том числе 4 при закладке в государственный резерв.

Проведено 19 внеплановых проверок, в том числе:

— выездных при закладке зерна и крупы в государственный резерв — 5;

— по контролю за исполнением ранее выданных предписаний — 12;

— документарных в отношении коммерческих структур, по фактам нарушений, выявленных при проведении плановых проверок — 2.

Проконтролировано 61 предприятие, из которых:

— 2 предприятия, осуществляющее поставку (закладку), хранение и транспортировку зерна и крупы государственного резерва;

— 57 бюджетных учреждений, осуществляющие закупку круп для государственных нужд;

— 2 коммерческие структуры, осуществляющие поставку крупы в бюджетные учреждения.

Объем проинспектированного зерна и продуктов его переработки при проведении плановых мероприятий составил более 144 тыс. т и более 6 тыс. т при внеплановых проверках.

По результатам проверок выявлено 30 нарушений на 20 предприятиях, выдано 25 предписаний, в том числе:

— 13 о запрете реализации и использования продукции до получения результатов исследований;

— 12 предписаний об устранении выявленных нарушений, которые полностью исполнены на отчетную дату.

Для исследования отобрано 54 пробы от 17,8 тыс. т поднадзорной продукции. ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора» выявлено 312,46 т, не соответствующих требованиям НД, из которых:

— 243,94 т возвращены поставщику;

— 68 т использовано на кормовые цели после подработки;

— 0,3 т утилизировано на технические и кормовые цели;

— 0,22 т уничтожено.

Осуществление государственного надзора в области сортового и семенного контроля. В зоне деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области находится 1070 поднадзорных объектов, из которых около 30 % — это сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, 22 % — К(Ф)Х и 48 % — предприятия оптовороз-ничной торговли.

За 9 месяцев текущего года должностными лицами отдела надзора за качеством зерна и семенного контроля проведено 179 надзорных проверок, в том числе:

— 101 (56 % от общего числа проверок) в отношении субъектов, осуществляющих деятельность по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации и использованию семян;

— 76 (43 %), осуществляющих реализацию семян и посадочного материала;

— 2 (1 %) в отношении физических лиц, которые ввезли семена посадочный материал на территорию РФ.

По результатам проведения 112 плановых надзорных проверок в 54 (48 %) выявлено 77 нарушений обязательных требований законодательства в области семеноводства, в том числе 1 при оформлении документов на семена (ст. 10.13 КоАПРФ).

При проведении 67 внеплановых проверок в 21 проверке (31 %) выявлено 25 нарушений, в том числе 3 при ввозе семян (ст. 10.14 КоАП РФ) и 22 против порядка управления (ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.7 КоАП РФ).

Из 102 выявленных нарушений, 29 (28 %) являются неустранимыми.

За отчетный период проведено 25 мероприятий по соблюдению законодательства при ввозе семян на территорию РФ. Проконтролировано исполнение 40 предписаний, выданных в адрес 6 предприятий-импортеров.

В рамках надзорных проверок от 127 партий семян и посадочного материала отобрано 269 средних проб, при этом лабораторией ФГБУ «Свердловский референтный центр Россельхознадзора» выявлено 27 партий семян в количестве 161 т, несоответствующие требования национальных стандартов.

Проконтролировано 6324 партий семян в количестве более 52 тыс. т, 390 тыс. шт. пакетиков, более 69 тыс. шт. саженцев плодовых культур и роз, а также более 6,4 млн шт. луковиц, клубнелуковиц и корневищ цветочных растений.

Возбуждено 61 дело об административных правонарушениях. Как отмечалось выше, приказом Мин-сельхоза России от 26 марта 2013 г. № 148 внесены изменения в Правила проведения фитосанитарных обследований. В связи с этим нормативным правовым актом карантинному фитосанитарному обследованию подлежат подкарантинные объекты — земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры, под-карантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов.

Таблица 1

Наложен карантин по следующим карантинным объектам

Наложен карантин 2010 г. 2011 г. 2012 г.

По повилике, га 685 685 685

По амброзии трехраздельной, га - - 2

По западному цветочному трипсу, га 2,54 8,54 7,83

По золотистой картофельной нематоде, га 14238,54 14420,44 14317,2

По карантинным вредителям леса Лесной фонд Свердловской области — 15,8 млн га, площадь, занятая под лесами — 13,5 млн га

При осуществлении контрольного карантинного фитосанитарного обследования применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Опасность заноса и распространения на территории Российской Федерации особо опасных карантинных вредных насекомых, фитопатогенных микроорганизмов и семян злостных сорняков очень велика.

Большинство видов вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, включенных в Перечень вредных организмов, имеющих карантинное значение для Российской Федерации, не зарегистрировано на территории нашей страны. Основной особенностью этих видов является их способность к

массовому размножению в случае заноса их на новые территории. Локализация и ликвидация таких очагов заражения требуют от государства значительных мер.

Несмотря на то, что при применении законодательства о карантине растений на практике складываются проблемы, в целом результат получается положительным.

Благодаря работе инспекторского состава, специалистов и ученых в Российской Федерации во многих случаях удается своевременно разобраться с проблемами, складывающимися в практике правоприменения карантинного законодательства, а также выявить и предотвратить занос и распространение в нашей стране ряда особо опасных вредных организмов и злостных сорняков.

Литература

1. СЗ РФ. 2000. № 29, 99. Ст. 3008.

2. БНА. 2003. № 6.

3. БНА. 2009. № 6.

4. Рос. газ. 12 июля 2013 г.

5. СЗ РФ. 2005. № 33. Ст. 3421 (с изм. и доп.).

6. Воронин Б. А. Управление и государственный контроль в аграрной сфере Российской Федерации : научное и нормативно-правовое пособие. Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 2000. 283 с.

7. Воронин Б. А. Правовые проблемы функционирования контрольных органов в аграрной сфере // Административное право на рубеже веков : межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2003. С. 296-303.

8. Воронин Б. А. Проблемы государственного контроля (надзора) за качеством и безопасностью пищевых продуктов // Управленец. 2010. № 5. С. 40-48.

References

1. CL of RF. 2000. № 29, 99. St. 3008.

2. BNA. 2003. № 6.

3. BNA. 2009. № 6.

4. Rus. Gaz. July 12, 2013.

5. CL of RF. 2005. № 33. St. 3421 (as amended and ext.).

6. Voronin B. A. Management and state control in the sphere of agriculture of the Russian Federation : the scientific and legal aid. Ekaterinburg : USLA Publishers, 2000. 283 p.

7. Voronin B. A. Legal problems in the functioning of the supervisory bodies in the agricultural sector // Administrative Law at the turn of the century : Interuniversity collection of scientific papers. Ekaterinburg : Ural University Press, 2003. P. 296-303.

8. Voronin B. A. Problems of state control (supervision) over the quality and food safety // Manager. 2010. № 5. P. 40-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.