Научная статья на тему 'Правоприменительная практикав сфере карантинного фитосанитарного контроля, семеноводства сельскохозяйственных растений и обеспечения качества и безопасности зернаи продуктов его переработки(на примере Управления Россельхознадзора по Свердловской области)'

Правоприменительная практикав сфере карантинного фитосанитарного контроля, семеноводства сельскохозяйственных растений и обеспечения качества и безопасности зернаи продуктов его переработки(на примере Управления Россельхознадзора по Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАРАНТИН РАСТЕНИЙ / СЕМЕНОВОДСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ЗЕРНА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / УПРАВЛЕНИЕ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ / PLANT QUARANTINE / SEED PRODUCTION / GRAIN SAFETY / LEGISLATION / LAW ENFORCEMENT PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А., Тухбатов И. А., Воронина Я. В.

В соответствии с современными требованиями к организации контрольно-надзорной деятельности Управлением Россельхознадзора в сфере фитосанитарного карантинного контроля-надзора применяются методы рискориентированного подхода к проведению проверок. В текущем, 2018, году проводилась работа, направленная на предупреждение наиболее часто регистрируемых правонарушений в сфере карантина растений, к ним относятся:вывоз подкарантинной продукции из карантинных фитосанитарных зон без карантинных сертификатов;неизвещение получателей подкарантинной продукции Россельхознадзора о ее прибытии;непроведение систематических обследований подкарантинных объектов на выявление карантинных объектов;неизвещение Россельхознадзора о признаках заражения подкарантинной продукции карантинными объектами;нарушение порядка перемещения подкарантинной продукции на таможенной территории Евразийского экономического союза;непроведение мероприятий по ликвидации очагов карантинных объектов зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.Проводимые мероприятия по профилактике и предупреждению правонарушений позволили в значительной степени уменьшить количество нарушений законодательства Российской Федерации в сфере карантина растений [1], семеноводства [2], безопасности зерна и продуктов его переработки [3]. В статье анализируется состояние правоприменительной практики в этой сфере на примере деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области за 6 месяцев 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT PRACTiCE iN THE SPHERE OF QuARANTiNE PHYTOSANiTARY CONTROL, AGRiCuLTuRAL PLANTS AND SEEDiNG OF GRAiN AND PRODuCTS OF iTS TREATMENT

In accordance with modern requirements for the organization of control and supervisory activities, the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance Directorate in the field of phytosanitary quarantine control and supervision uses methods of a risk-based approach to conducting inspections. In the current year, 2018, work was carried out aimed at preventing the most frequently registered offenses in the field of plant quarantine, these include:export of regulated products from quarantine phytosanitary zones without quarantine certificates;failure to notify recipients of regulated products of the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance about its arrival;failure to conduct systematic surveys of regulated objects for the detection of quarantine objects;failure to notify the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance about signs of contamination of quarantine products by quarantine objects;violation of the procedure for moving quarantine products on the customs territory of the Eurasian Economic Union;failure to take measures to eliminate the outbreaks of quarantine objects registered in the territory of the subject of the Russian Federation.The measures taken for the prevention and prevention of offenses have significantly reduced the number of violations of the legislation of the Russian Federation in the field of plant quarantine [1], seed production [2], safety of grain and its products [3]. The article analyzes the state of law enforcement practice in this area on the example of the activities of the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance Department in the Sverdlovsk region for 6 months of 2018.

Текст научной работы на тему «Правоприменительная практикав сфере карантинного фитосанитарного контроля, семеноводства сельскохозяйственных растений и обеспечения качества и безопасности зернаи продуктов его переработки(на примере Управления Россельхознадзора по Свердловской области)»

УДК 34.03

DOI 10.32417/article_5c23d4c0a84ab6.28507000

правоприменительная практика

в сфере карантинного фитосанитарного контроля,

семеноводства сельскохозяйственных растений

и обеспечения качества и безопасности зерна

и продуктов его переработки

(на примере управления россельхознадзора

по свердловской области)

Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права,

1И. А. ТУХБАТОВ, доктор сельскохозяйственных наук, доцент, руководитель Управления Россельхознадзора по Свердловской области, Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель кафедры управления и права, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: карантин растений, семеноводство, безопасность зерна, законодательство, правоприменительная практика, Управление Россельхознадзора по Свердловской области.

В соответствии с современными требованиями к организации контрольно-надзорной деятельности Управлением Россельхознадзора в сфере фитосанитарного карантинного контроля-надзора применяются методы риск-ориентированного подхода к проведению проверок. В текущем, 2018, году проводилась работа, направленная на предупреждение наиболее часто регистрируемых правонарушений в сфере карантина растений, к ним относятся:

- вывоз подкарантинной продукции из карантинных фитосанитарных зон без карантинных сертификатов;

- неизвещение получателей подкарантинной продукции Россельхознадзора о ее прибытии;

- непроведение систематических обследований подкарантинных объектов на выявление карантинных объектов;

- неизвещение Россельхознадзора о признаках заражения подкарантинной продукции карантинными объектами;

- нарушение порядка перемещения подкарантинной продукции на таможенной территории Евразийского экономического союза;

- непроведение мероприятий по ликвидации очагов карантинных объектов зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

Проводимые мероприятия по профилактике и предупреждению правонарушений позволили в значительной степени уменьшить количество нарушений законодательства Российской Федерации в сфере карантина растений [1], семеноводства [2], безопасности зерна и продуктов его переработки [3]. В статье анализируется состояние правоприменительной практики в этой сфере на примере деятельности Управления Россельхознадзора по Свердловской области за 6 месяцев 2018 года.

LAW ENFORCEMENT PRACTiCE iN THE SPHERE OF QuARANTiNE PHYTOSANiTARY CONTROL,

agricultural plants and seeding of grain and products of its treatment

B. A. VORONIN, doctor of law, professor, head of the department of management and law,

Ï. A. TyHBATOVJdoctor of agricultural sciences, associate professor,

ead of the office of the Federal service for veterinary and phytosanitary surveillance for the Sverdlovsk region, Ya. V. VORONINA, senior lecturer of department of management and law, yral State Agrarian yniversity

(42 K. Liebknekhta Str., 620075, Ekaterinburg)

Keywords: plant quarantine, seed production, grain safety, legislation, law enforcement practice, Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance for the Sverdlovsk region.

In accordance with modern requirements for the organization of control and supervisory activities, the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance Directorate in the field of phytosanitary quarantine control and supervision uses methods of a risk-based approach to conducting inspections. In the current year, 2018, work was carried out aimed at preventing the most frequently registered offenses in the field of plant quarantine, these include:

- export of regulated products from quarantine phytosanitary zones without quarantine certificates;

- failure to notify recipients of regulated products of the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance about its arrival;

- failure to conduct systematic surveys of regulated objects for the detection of quarantine objects;

- failure to notify the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance about signs of contamination of quarantine products by quarantine objects;

- violation of the procedure for moving quarantine products on the customs territory of the Eurasian Economic Union;

- failure to take measures to eliminate the outbreaks of quarantine objects registered in the territory of the subject of the Russian Federation.

The measures taken for the prevention and prevention of offenses have significantly reduced the number of violations of the legislation of the Russian Federation in the field of plant quarantine [1], seed production [2], safety of grain and its products [3]. The article analyzes the state of law enforcement practice in this area on the example of the activities of the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance Department in the Sverdlovsk region for 6 months of 2018.

Положительная рецензия подготовлена Д. В. Осинцевым, доктором юридических наук, профессором кафедры теории и практики управления Уральского государственного юридического университета.

Цель и методика исследований

Целью настоящего исследования является анализ состояния правоприменительной практики в области соблюдения норм законодательства о карантине растений, семеноводстве, безопасности зерна и продуктов его переработки.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, формально-юридический, статистический.

Результаты исследований

Как показывает правоприменительная практика в сфере карантина растений, типовым нарушением со стороны хозяйствующих субъектов является нарушение ч. 1 с. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений», а именно неизвещение о доставке подкарантинной продукции.

Граждане и юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны:

- выполнять карантинные фитосанитарные тре-

бования;

- извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти; осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантин-ных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;

- обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

- выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям;

- не допускать очистку транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией, других подкарантинных объектов в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого;

- обеспечивать надлежащее хранение подкаран-тинной продукции, подкарантиныых объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений;

- выделять транспортные средства, специально оборудованные причалы, площадки, помещения для проведения карантинного фитосанитарного обезза-

раживания, очистки, дегазации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов и т. д.

Рассмотрим, как выполняются указанные требования на территории Свердловской области.

Анализ практики Управления Россельхознадзора по Свердловской области за 6 месяцев 2018 года показывает, что отдельные юридические и физические лица допускают нарушения законодательства о карантине растений [4].

Отдел карантинного фитосанитарного контроля Управления Россельхознадзора по Свердловской области осуществляет обеспечение охраны растений и территории Российской Федерации, в том числе территории Свердловской области от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

За 6 месяцев 2018 года проведено 34 контрольно-надзорных проверки по контролю выполнения карантинных фитосанитарных требований в организациях и предприятиях, занимающихся производством, ввозом, вывозом, хранением, переработкой и реализацией подкарантинной продукции. Из них плановых проверок - 12, внеплановых по обращениям граждан и организаций - 22.

Должностными лицами проведено 417 контрольных мероприятий в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области карантина растений, из них 390 мероприятий, проведенных на основании сведений поступивших из служб других ведомств (Управления ФСБ, Уральского таможенного Управления, органов МВД): 20 мероприятий - на основании сведений поступивших из органов Прокуратуры, 7 мероприятий - на основании заявлений (обращений) поступивших от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» проведено 21 контрольное мероприятие. В ходе проведенных мероприятий выявлено 14 909 тонн запрещенной к ввозу подкарантинной продукции. Продукция в соответствии с законодательством изъята и уничтожена.

В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [6], во исполнение приказа Министерства сельского хо-

зяйства Российской Федерации от 16 октября 2015 года № 475 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований» с целью выявления карантинных для Свердловской области объектов проведено 40 плановых (рейдовых) осмотров.

В ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено 192 нарушения законодательства РФ в области карантина растений, в т. ч. в пункте пропуска «Аэропорт Кольцово» - 102 нарушения порядка ввоза подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации.

По выявленным нарушениям внесено 192 постановления об административных правонарушениях, в том числе: по ст. 10.1 - 2, по ст. 10.2 - 157, по ст. 10.3 - 33, о наложении штрафов на сумму 259,9 тыс. рублей, из них взыскано 209,7 тыс. рублей, что составляет 81 %.

За I полугодие 2018 года выдано 50 предписаний об устранении допущенных нарушений, из них 41 предписание выполнено.

По вопросам в области карантина растений подготовлено и опубликовано 502 статьи на официальном сайте Управления Россельхознадзора по Свердловской области и 349 статей на сайте Россельхознад-зора, на других сайтах помещено 247 информационных материалов, опубликовано 12 статей в газетах, 30 выступлений по телевидению и радио, проведено 25 совещаний и семинаров.

В пункте пропуска ФКП Аэропорт «Кольцово» в I полугодии 2018 года проведен карантинный фитоса-нитарный контроль импортной подкарантинной продукции в количестве 55,1 тонн и 34 273 000 штук, из них: 0,666 тонн семенного материала, 54,59 тонн продовольственной продукции (фрукты - 20,66 тонн, овощи - 0,026 тонн, зеленые культуры - 33,47 тонн), 6 940 штук посадочного материала, 81 255 000 штук срезов цветов и 448 000 штук горшечных растений.

При досмотре импортных подкарантинных грузов, багажа и ручной клади пассажиров в пункте пропуска выявлено 4 карантинных объекта в 31 случаях, в том числе:

- 3 случая - белая ржавчина хризантем (Puccinia-horiana);

- 20 случаев - западный цветочный трипс (Frankliniella occidentalis);

- 7 случаев - табачная белокрылка (Bemisiatabaci);

- 1 случай засорения семенами карантинного сорняка повилики (Cuscutasp).

Зараженная продукция в количестве 3 925 штук и 11,5 кг уничтожена.

Проконтролирован ввоз 430 119 мест багажа и ручной клади пассажиров.

При досмотре багажа и ручной клади предотвращен ввоз подкарантинной продукции в количестве 1,07 тонны, не отвечающей карантинным фитосани-тарным требованиям РФ у 504 пассажиров, следующих из Узбекистана, Азербайджана, Грузии и Таджикистана. Задержанная подкарантинная продукция изъята и уничтожена.

На складах временного хранения проконтролировано подкарантинной продукции в количестве 3 881 тонн и 34 273 799 штук.

При осуществлении карантинного фитосанитар-ного контроля подкарантинной продукции, ввезенной из стран Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Армении) досмотрено 17 166 тонн и 6 109 000 штук подкарантинной продукции.

В ходе проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля ввезённой продукции из стран Таможенного союза выявлено 5 нарушений законодательства Российской Федерации в области карантина растений, а именно неизвещение о поступлении подкарантинной продукции, выявление карантинного объекта. Нарушители привлечены к административной ответственности.

По результатам государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в системе «Ар-гус-Фито» оформлено 1 538 актов государственного карантинного фитосанитарного контроля.

На экспорт отгружено 239,6 тонн, 807 тыс. м3, 1 084 000 штук подкарантинной продукции. Экспорт лесоматериалов осуществляется в 34 страны мира. При этом в системе «Аргус-Фито» оформлено 11 757 фитосанитарных сертификатов и оформлено 3 отказа в выдаче фитосанитарного сертификата, в связи с выявлением карантинных вредителей леса в лесоматериалах в количестве 230 м3, предназначенных для экспорта в Азербайджан.

По территории России из области осуществлен вывоз проконтролированной подкарантинной продукции в количестве 10 938 тонн, 4 323 000 штук и 83 124 м3. В системе «Аргус-Фито» оформлено 2 471 электронных карантинных сертификатов, и оформлено 3 отказа в выдаче карантинных сертификатов, в связи с выявлением карантинных вредителей леса в лесоматериалах в количестве 295 м3.

При ввозе продукции импортного и отечественного происхождения на территорию Свердловской области из других регионов России проконтролировано 137 000 тонн, 3 012 000 штук. При этом выявлено 22 случая ввоза зараженной или засоренной 9 карантинными объектами подкарантинной продукции.

Продукция с наличием карантинных объектов в количестве 2 300 пакетов и 5,8 кг семенного материала и 40 штук срезов цветов уничтожена под контролем должностных лиц Управления, 241,1 тонны

засоренной продукции переработано по технологии обеспечивающей лишение семян жизнеспособности.

В I полугодии 2018 года проведено 51 контрольное карантинное фитосанитарное обследование на выявление карантинных объектов.

В ходе проведения обследований выявлено 16 случаев обнаружения карантинных объектов, из них 13 случаев заражения западным цветочным трип-сом (Frankliniella occidentalis), 2 случая заражения золотистой картофельной нематодой и 1 случай заражения черным сосновым усачом (Monochamus galloprovincialis)

За период с 01.01.2018 по 01.07.2018 должностным лицам отдела надзора за качеством зерна и семенного контроля проведено 24 надзорных проверки в области семеноводства сельскохозяйственных растений, в том числе 6 плановых и 18 внеплановых, в ходе которых проконтролировано 18 субъектов:

- 13 сельскохозяйственных предприятий;

- 3 предприятия, осуществляющие реализацию семян и посадочного материала;

- 2 организации, осуществляющие ввоз семян на территорию Российской Федерации.

Проведено 50 мероприятий по контролю над ввозом на территорию Российской Федерации семян и посадочного материала, кроме того, должностные лица отдела приняли участие в 4 проверках, организованных Прокуратурой Свердловской области в отношении производителей овощей закрытого грунта.

За отчетный период проконтролировано более 2 000 партий семян сельскохозяйственных растений в количестве 6 000 тонн, 3 500 саженцев, 1,26 млн штук пакетиков, 2,9 млн штук луковиц и корневищ.

Для проведения лабораторных исследований в рамках надзорных мероприятий отобрано 363 контрольные пробы, в том числе 228 - для определения наличия (отсутствия) ГМО в семенах и 135 - для определения посевных качеств.

По результатам исследований семена, содержащие генномодифицированные организмы, не выявлены. Выявлено 48 партий семян (36 % от исследованных), не соответствующих требованиям национальных стандартов по посевным качествам, в том числе 195 тонн лука-севка и 2 тонны рапса импортного происхождения, а также 10 партий отечественных семян в количестве 264 тонн.

Проведено 18 рейдов на специализированных ярмарках и в местах несанкционированной торговли по выявлению граждан, реализующих саженцы плодовых культур и семенной картофель неизвестного происхождения без подтверждения сортовых и посевных (посадочных) качеств. Выявлено более 5 000 контрафактных саженцев плодовых растений.

Выявлено 30 нарушений законодательства в области семеноводства сельскохозяйственных растений, выдано 20 предписаний по устранению и недопущению нарушений обязательных требований, из них 16 - при ввозе семян и посадочного материала на территорию РФ.

Специалистами отдела по итогам надзорных мероприятий составлен 21 протокол об административных правонарушениях по ст. 10.12 КоАП РФ: 1 - в отношении юридического лица, 1 - в отношении должностного лица и 18 - в отношении физических лиц.

Сумма наложенных штрафов составила 15 900 рублей, из которых взыскано 75 %.

По итогам работы за 6 месяцев 2018 года должностными лицами отдела надзора за качеством зерна и семенного контроля проведено 36 надзорных проверок соблюдения требований законодательства РФ к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза

При проведении плановых проверок проконтролировано:

- 30 бюджетных учреждений, осуществляющих закупку продуктов переработки зерна (круп) для государственных нужд;

- 3 субъекта, осуществляющих закуп и хранение зерна и продуктов его переработки.

В ходе 3 внеплановых проверок проконтролировано исполнение ранее выданных предписаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо надзорных проверок проведено 20 мероприятий по контролю над качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, при экспортно-импортных операциях и 6 проверок количественно-качественной сохранности зерна и крупы в составе государственного резерва.

Объем проинспектированного зерна и продуктов его переработки при проведении контрольно-надзорных мероприятий составил более двухсот тысяч тонн, из которых выявлено около 207 тонн (0,1 % от общего количества), не соответствующих требованиям нормативных документов:

- около 160 тонн зерна и продуктов его переработки, выявленных при внутреннем перемещении, и более 10 тонн крупы в бюджетных и казенных учреждениях, не соответствующих требованиям национальных стандартов по показателям качества и безопасности, установленных по результатам проведенных лабораторных исследований;

- 40 тонн импортного арахиса происхождением Узбекистан, содержащего токсический элемент кадмий сверхустановленных МДУ.

За отчетный период вынесено 36 постановлений о запрете использования некачественной и опасной пищевой продукции, проведено 28 экспертиз, на основании которых после подработки использовано на пищевые цели 40 тонн узбекского арахиса; 1,6 тонны некачественной крупы использовано на корм скоту; более 1 тонны возвращено поставщикам, 610 кг опасной пищевой продукции уничтожено по решению собственника.

На отчетную дату на контроле Управления остается 3,5 тонны некачественной и опасной крупы, изготовленной учреждением ГУФСИН по Свердловской области, на которую наложен запрет на использование в пищу.

Выявлено 34 нарушения обязательных требований законодательства в сфере качества и безопасности зерна, 8 из которых допущены юридическими лицами и 26 - должностными лицами. Выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений, 4 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В установленном порядке прекращено или приостановлено действие 8 декларации о соответствии: 4 - по признакам недостоверного декларирования и 4 - в связи с несоответствием задекларированной продукции требованиям безопасности и качества.

Возбуждено 23 дела об административных правонарушениях:

- 21 - по статье 7.18 КоАП;

- 1 - по ст. 14.43 КоАП РФ;

- 1 - по ст.19.7 КоАП РФ.

На отчетную дату в установленном порядке Управлением рассмотрено 21 дело, в качестве меры воздействия вынесено 11 предупреждений и наложено 10 штрафов на сумму 11 000 рублей, из которых взыскано 60 %.

Выводы. Рекомендации

Анализ правоприменительной практики Управления Россельхознадзора по Свердловской области показывает, что, несмотря на системную работу специалистов по профилактике правонарушений, по-прежнему юридическими и физическими лицами совершаются нарушения в области карантина растений, семеноводства, обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки.

Следует отметить, что на федеральном уровне регулярно обновляется и совершенствуется законодательство в этой сфере. Так за последние годы приняты законодательные и иные нормативные акты:

- Федеральный закон № 206-ФЗ от 21.07.2014 г. «О карантине растений»;

- Положение об осуществлении анализа фитоса-нитарного риска ПП РФ от 10.08.2016 № 770 [5];

- Правила ввоза в Российскую Федерацию почвы в научных целях ПП РФ от 14.02.17 № 180 [6];

- Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию» ПП РФ от 09.08.2016 № 768 и «Об утверждении перечня лабораторных исследований в области карантина растений» ПП РФ 16.02.2017 № 201 [7].

Ввоз подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации (Евразийского экономического союза) регулируется:

«Правилами осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;

«Правилами осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» ПП РФ от 13.08.2016 № 792 (ред. от 12.11.2016) [8];

«Порядком выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата» от 13.07.2016 № 293 [9].

Приказом Министерства путей сообщений России утверждены «Правила перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов» от 18.06.2003 № 36 [10].

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении формы акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 23.01.2017 № 20 [11].

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении формы акта карантинного фи-тосанитарного обеззараживания» от 26.12.2016 № 587 [12].

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении порядка немедленного извещения, в том числе в электронной форме, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подка-рантинных объектов карантинными объектами» от 09.01.2017 № 1 [13].

С 1 июля 2017 вступили в законную силу нормативные правовые акты Евразийского экономического союза:

- «Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза» Решение совета ЕЭК № 157 от 30.10.2016 [14];

- «Единые правила и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразий-

ского экономического союза» Решение совета ЕЭК № 159 от 30.10.2016 [15].

Также 1 января 2018 года вступило в силу «Положение о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарно-му обеззараживанию», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации I II I РФ от 03.02.2017 № 133 [16].

Кроме того, на стадии межведомственного согласования находятся проекты приказов Минсельхоза России «Об утверждении порядка посева и посадки подкарантинной продукции, ввезенной в Российскую Федерацию из иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции» проект приказа МСХ РФ от 22.07.2016 и «Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации» (согласованы Россельхоз-надзором) проект приказа МСХ РФ от 02.11.2016.

Приказом Минсельхоза России утвержден Административный регламент Федеральной службы

по ветеринарному и фитосанитарному надзору по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении из закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при постановке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке» Приказ МСХ РФ от 28.12.2016 № 595.

В разработке и на согласовании находятся проекты других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области фитосанитарного контроля и надзора. Таким образом, выстраивается четкая система правового регулирования в области карантина растений, что будет способствовать эффективности правовой практики и административного воздействия на нарушителей законодательства [17, 18,

19].

Литература

1. Федеральный закон «О карантине растений» № 260-ФЗ от 14 июля 2014 г. // Собрание законодательства РФ 2014 г. № 30. Ст. 4256.

2. Федеральный закон «О семеноводстве» № 149-ФЗ от 17 декабря 1997 г. // Собрание законодательства РФ 1997 г. № 51. Ст. 5715.

3. Федеральный закон «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» № 183-ФЗ от 5 декабря 1998 г. URL: http://base.garant.ru/12113870.

4. Новости на сайте Управления Россельхознадзора по Свердловской области. URL: http://www.rsnso.ru/ main/news_and_smi/news.

5. Положение об осуществлении анализа фитосанитарного риска ПП РФ от 10.08.2016 № 770. URL: http:// government.ru/docs/all/107858.

6. Правила ввоза в Российскую Федерацию почвы в научных целях ПП РФ от 14.02.17 №180 // http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71510992/#0.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию» ПП РФ от 09.08.2016 № 768 и «Об утверждении перечня лабораторных исследований в области карантина растений» ПП РФ 16.02.2017 № 201. URL: http://www.fsvps.ru/fsvps/ laws/auth/2/1.

8. Правила осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации. ПП РФ от 13.08.2016 № 792 (ред. от 12.11.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 19. Ст. 2691.

9. Порядок выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата от 13.07.2016 № 293 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 2. Ст. 325.

10. Правила перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов от 18.06.2003 № 36. Утв. Приказом Министерства путей сообщений России // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 170.

11. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении формы акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 23.01.2017 № 20. URL: https://cdnimg.rg.ru/ pril/138/34/13/46113.pdf.

12. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении формы акта карантинного фитосани-тарного обеззараживания» от 26.12.2016 № 587. URL: http://docs.cntd.ru/document/436707274.

13. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении порядка немедленного извещения, в том числе в электронной форме, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами» от 09.01.2017 № 1. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71528506.

14. Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и под-карантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза. Решение совета ЕЭК № 157 от 30.10.2016. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16sr0157.

15. Единые правила и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза. Решение совета ЕЭК № 159 от 30.10.2016. URL: http://docs.cntd.ru/document/456047398.

16. Положение о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации ПП РФ от 03.02.2017 № 133. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_212355.

17. Воронин Б. А., Тухбатов И. А. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (на примере Свердловской области) // Аграрный вестник Урала. 2014. № 2. С. 74-79.

18. Воронин Б. А., Тухбатов И. А. Административные правонарушения, административная ответственность в сельском хозяйстве // Аграрный вестник Урала. 2014. № 6. С. 93-99.

19. Воронин Б. А., Тухбатов И. А., Воронина Я. В. Карантин растений: история правового регулирования. Современная практика // Аграрный вестник Урала. 2014. № 12. С. 58-62.

References

1. Federal Law "On Plant Quarantine" No. 260-FL of July 14, 2014 // Collection of the Legislation of the Russian Federation 2014. No. 30. Art. 4256.

2. Federal Law "On Seed Production" No. 149-FL of December 17, 1997 // Collection of the Legislation of the Russian Federation 1997. No. 51. Art. 5715.

3. Federal Law "On State Supervision and Control over the Quality and Safety of Grain and Products of its Processing" No. 183-FL of December 5, 1998. URL: http://base.garant.ru/12113870.

4. News on the website of the Office of the Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance in the Sverdlovsk region. URL: http://www.rsnso.ru/main/news_and_smi/news.

5. The provision on the implementation of the analysis of pest risk of the GD RF dated 10.08.2016 No. 770. URL : http://government.ru/docs/all/107858.

6. Rules for the importation into the Russian Federation of soil for scientific purposes by the GD RF dated February 14, 17 No. 180 // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71510992/#0.

7. Decree of the Government of the Russian Federation "On the establishment of types of work on quarantine phytosanitary disinfection" by the RF PP dated August 9, 2016 No. 768, and "On the approval of the list of laboratory research in the field of plant quarantine" by the GD RF code February 16, 2017 No. 201. www.fsvps.ru/fsvps/laws/ auth/2/1.

8. Rules for exercising control over the passage of persons, vehicles, cargo, goods and animals across the State Border of the Russian Federation. GD RF from 08/13/2016 No. 792 (ed. from 11/12/2016) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2016. No. 19. Art. 2691.

9. Procedure for issuing a phytosanitary certificate, phytosanitary certificate for re-export, quarantine certificate dated July 13, 2016 No. 293 // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2016. No. 2. Art. 325.

10. Rules for the carriage of regulated cargo by rail from 06.18.2003 No. 36. Approved. Order of the Ministry of Railways of Russia // Collected Legislation of the Russian Federation. 2003. No. 2. Art. 170.

11. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation "On approval of the form of the act of state quarantine phytosanitary control (supervision)" dated January 23, 2017 No. 20. URL: https://cdnimg.rg.ru/ pril/138/34/13/46113.pdf.

12. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation "On approval of the form of an act of quarantine phytosanitary disinfection" dated December 26, 2016 No. 587. URL: http://docs.cntd.ru/document/436707274.

13. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation "On approval of the procedure for immediate notification, including in electronic form, of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Supervision about the detection of signs of infection and (or) littering of quarantine products, quarantine objects of quarantine objects" of 09.01.2017 No. 1. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71528506.

14. Unified quarantine phytosanitary requirements for quarantine products and quarantine facilities at the customs border and in the customs territory of the Eurasian Economic Union. Decision of the Council of the EEC No. 157 from 10.30.2016. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16sr0157.

15. Uniform rules and regulations for ensuring plant quarantine in the customs territory of the Eurasian Economic Union. Decision of the Council of the EEU. No. 159 of 10.30.2016. URL: http://docs.cntd.ru/document/456047398.

16. Regulations on the licensing of activities of legal entities, individual entrepreneurs on the right to perform work on quarantine phytosanitary disinfection. Approved Decree of the Government of the Russian Federation GD RF from 03.02.2017 No. 133. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212355.

17. Voronin B. А., Tukhbatov I. А. State quarantine phytosanitary control (on the example of the Sverdlovsk region) // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. No. 2. P. 74-79.

18. Voronin B. A., Tukhbatov I. A. Administrative offenses, administrative responsibility in agriculture // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. No. 6. P. 93-99.

19. Voronin B. A., Tukhbatov I. A., Voronina Ya. V. Plant quarantine: the history of legal regulation. Modern practice // Agrarian Bulletin of the Urals. 2014. No. 12. P. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.