А.В. Шпилевая
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО МЕХАНИЗМА НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ Аннотация
В статье рассмотрена роль таможенных органов в системе федеральных органов исполнительной власти в ходе реализации нетарифного регулирования ВЭД и даны рекомендации дальнейшего совершенствования деятельности таможенных администраций, что позволит улучшить экономическую ситуацию в России и укрепить позиции в международном сотрудничестве.
Annotation
The Customs Service plays an important role in foreign trade regulation and it’s responsible for the enforcement of commercial policy through the implementation of preferential trade agreements and the application of tariffs, quotas and restrictions. However the mechanism of regulation of foreign economic relations is not perfect. Improved customs regulation should contribute to creating good business environment in Russia and promote positive trends in international trade.
Ключевые слова
Федеральная таможенная служба, система таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, нетарифные меры государственного регулирования, нетарифные ограничения, совершенствование таможенного механизма, санитарные и ветеринарные требования, эффективный таможенный контроль, правила сертификации товаров, усиление роли государства.
Key words
Federal customs service, System of the Customs regulation of foreign trade activity, nontariff measures of state regulation, nontariff restriction, the improvement of the Customs mechanism, sanitary and veterinary requirements, effective Customs control, rules on certification of products, the strengthening the role of the State.
Товарооборот России динамично увеличивается в последние десятилетия. На рис. 1 автором представлены данные, показывающие тен-
денцию постоянного увеличения внешнеторгового оборота России в последнее десятилетие.
2009 №1
Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
3G6
Внешняя торговля товарами РФ (по методологии платежного баланса)
800000 -г---------------------------------------------------
700000 ---------------------------------------------------
600000 500000
млн.дол США 400000 300000 200000 100000
1994 1995 199в 1997 199B 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 200в 2007 200B
■ Оборот 117B3 14502 15777 15BB7 13245 1150B 149B9 155в4 1вВ2в 21199 2B05B 3в922 4в7В3 57BBB 7в373
□ Экспорт в7379 B2419 В9вВ5 B6B95 74444 75551 10503 101BB 10730 13592 1B320 2437B 30355 3554в 4717в
В Импорт 5o452 в2в03 вВ092 719B3 5B015 39537 44Вв2 537в4 в09вв 7в070 973B2 12543 1в42В 22342 29197
годы
з
Рис. 1. Внешняя торговля России в 1994-2008 гг.
(3 Центральный банк России. [Электронный ресурс] М.:01М^и, 2GGG-2GG8. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.cbr.ru.)
Управление, регулирование и контроль внешнеторговых потоков становятся первоочередной целью формирования государством единой экономической политики. Она охватывает деятельность всех органов исполнительной власти. Нетарифные меры (НТМ) регулирования внешней торговли в России законодательно закреплены в федеральном законе как неотъемлемый метод регулирования3. Реализация НТМ осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, где таможенные администрации занимают центральное положение.
3Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Москва. 08 декабря 2003г. № 164-ФЗ// Собрание законодательства
РФ.2003. - № 50, Ст. 4850.-ст.20-24, 26, 27.
Система таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) направлена на обеспечение соблюдения таможенно-
тарифных и нетарифных мер, которые государство применяет для защиты жизни и здоровья населения, природной среды, животного и растительного мира и т.п., а также в целях защиты ее экономических интересов. Одновременно методы таможенного регулирования способны самостоятельно стимулировать развитие торгового сотрудничества государства и влиять на развитие его экономики.
Определим, что таможенным механизмом является администрирование потоков товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ с целью реализации государственного регулирования
ВЭД. Данный механизм реализации нетарифных мер государственного регулирования изучен недостаточно. В результате анализа деятельности таможенных органов выявлены следующие проблемы взаимодействия таможенных органов с другими федеральными органами исполнительной власти в области нетарифного регулирования ВЭД: расширение перечней документов и сведений, необходимых для целей таможенного оформления (ТО), без четкой регламентации, в каких именно таможенных процедурах эти документы должны представляться; недостаточное взаимодействие между подразделениями различных уровней таможенной системы; низкий уровень выявления недействительных разрешительных документов, представленных для ТО; отсутствие оперативного информационного обмена между федеральными органами исполнительной власти, участвующими в регулировании ВЭД, единообразного порядка оформления разрешительных документов и координации совместных действий с таможенными администрациями.
В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, Феде-
ральные службы и федеральные агентства, которые находятся в тесной информационной и документационной связи с таможенными администрациями. Данные представлены на рис.2. (см. ниже)
В соответствии с проводимой административной реформой органов исполнительной власти между федеральными ведомствами разделены функции управления определенными сферами отношений, функции оказания услуг и функции контроля. В целом сделан серьезный шаг по пути упорядочения структуры правительства в соответствии с принципами административной реформы.
В нынешней системе федеральных органов исполнительной власти на министерства возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Остальные функции (организационно-хозяйственного и контрольно-надзорного характера), ранее выполнявшиеся упраздненными министерствами, переданы различным федеральным агентствам и федеральным службам.
Полномочия федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности, указанные в федеральном законе4, включают в себя государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в РФ и вывозом из РФ.
Согласно статье 66 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление (ТО) товаров может быть завершено только после осуществления всех видов контроля со стороны других контролирующих органов, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ при их ввозе на территорию страны или вывозе с этой территории. В зависимости от категорий товаров это может быть санитарноэпидемиологический, карантинный,
фитосанитарный, ветеринарный и другие виды государственного контроля, если перемещаемые товары подлежат такому контролю.
4Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Москва. 08 декабря 2003г. № 164-ФЗ// Собрание законодательства
РФ.2003. - № 50, Ст. 4850. -ст.6.
Федеральная таможенная служба
І
Федеральные
министерства:
- экономического развития (Минэкономразвития)
- промышленности и торговли
- здравоохранения и соц.развития (Мин-здравсоцразвития)
- обороны
- энергетики
- сельского хозяйства
- культуры
- внутренних дел (МВД РФ)
- по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- природных ресурсов и экологии
- финансов
- связи и массовых коммуникаций
- транспорта
Федеральные службы и агентства:
- Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России (ФС ВТС России)
- Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России (ФС ТЭК России)
- Федеральная служба безопасности России (ФСБ РФ)
- Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)
- Федеральная антимонопольая служба (ФАС РФ)
- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков России (ФСКН России)
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), в том числе Государственная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Россвязьнадзор)
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
- Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
- Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами
- Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом")
- Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ
Территориальные органы и организации
- Уполномоченные должностные лица федеральных министерств в субъектах РФ
- Территориальные органы федеральных служб
- Федеральные государственные унитарные предприятия
- Организации, аккредитованные на осуществление отдельных действий
Рис. 2. Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся во взаимосвязи с таможенными администрациями в ходе нетарифного регулирования ВЭД
На современном этапе контроля подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям и соблюдения ограничений (отметим экономических, требования которых необходимо выполнять лишь в случае помещения товаров под четыре таможенных режима: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории/для внутреннего потребления), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности, уполномоченные должностные лица проверяют документы, выданные федеральными органами исполнительной власти либо входящими в их систему и уполномоченными ими органами и (или) организациями. При ТО отдельных товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ для свободного обращения, требуется документальное подтверждение их соответствия требованиям технических регламентов, положениям стан-
дартов или условиям международных договоров РФ. До момента вступления в силу соответствующих технических регламентов объектами контроля яв-ляются5:
- товары, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации;
- товары, подлежащие пограничному государственному ветеринарному надзору либо являющиеся подкарантин-ной продукцией6, а также зерно и продукты его переработки;
- товары, подлежащие государственному контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования, указываются в таможенной декларации .
Контрольные показатели результативности деятельности таможенной службы в настоящий момент рассчитываются в соответствии с методиками, содержащимися в Приказе
5Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. 46.
6Федеральный закон РФ от 15.07.2000 N 99-ФЗ «О карантине растений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 29, ст. 3008; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752), ст. 2. Подкарантинная продукция - растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие (организм, объект или материал), которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов.
’Таможенный кодекс Российской Федерации. Москва. Кремль 28 мая 2003г. № 61-ФЗ. - Собрание законодательства РФ.2003. -№ 22, Ст. 2066. - ст. 124, п. 3.
ФТС России . В методике расчета показателя «Обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического характера» используются данные о выявленных случаях представления недействительных документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, не носящих экономического характера, контроль за соблюдением которых находится в ведении Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ростехрегулирова-ния и других ведомств9. Автор считает необходимым внести некоторые усовершенствования в данную методику.
Список разрешительных документов, относительно которых подсчитывается данный показатель, состоит из восьми, данные представлены в табл. 1. Предлагаем сократить данный список до пяти видов документов (см. табл. 1). Следует отметить, что только сертификаты соответствия являются бланками строгой отчетности и имеют четко регламентированный порядок заполнения, что позволяет производить качественную проверку, в ходе которой выявляются недействительные документы. В данный момент требуется разработка единых форм остальных разрешительных документов и порядок их заполнения на бланках строгой отчетности для целей таможенного оформления товаров.
8 Приказ ФТС России «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2007 год». Москва. 02 марта 2007г. № 250.
9Содержатся в отчетности таможенных органов перед ФТС России по форме № 35-ТНР, с учетом информации, поступающей в соответствии с положениями приказа ФТС России от 28 декабря 2005 г. № 1257 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль при выпуске отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации».
Далее автором предлагается формула расчета коэффициента таможенного администрирования реализации нетарифных мер в автомобильных пунктах пропуска (АПП) при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
о = П *
1
О - коэффициент таможенного администрирования реализации нетарифных мер в АПП.
Система коэффициентов (К) реализации нетарифных мер таможенным механизмом может быть представлена следующими коэффициентами:
К - коэффициент времени нахождения товаров на территории РФ до начала таможенного контроля в АПП, методика расчета представлена в табл. 2. (см. ниже)
К2 - коэффициент времени проведения таможенного контроля в АПП, мето-
дика расчета представлена в табл. 3. (см. ниже)
К3 - коэффициент доверия к участнику ВЭД, методика расчета представлена в табл. 4. (см. ниже)
К4 - коэффициент полноты представления документов, методика расчета представлена в табл. 5. (см. ниже)
К5 - коэффициент соответствия фактически перемещаемого товара представленным в таможенный орган документам (маркировка, упаковка), методика расчета представлена в табл. 6. (см. ниже)
К6 - коэффициент доступа к электронным формам разрешительных документов, методика расчета представлена в табл. 7. (см. ниже)
К7 - коэффициент соответствия инструментального контроля докумен-
тальному, методика расчета представлен в табл. 8.
Таблица 1. Список разрешительных документов
Разрешительные документы, в настоящее время представляемые для целей ТО Разрешительные документы, предлагаемые для представления в таможенные органы Организации, осуществляющие выдачу разрешительных документов
Сертификат соответствия Сертификат соответствия Аккредитованные Ростехрегулирова-нием органы по сертификации (коммерческие)
Ветеринарные свидетельства Ветеринарные свидетельства Ветеринарные сертификаты Россельхознадзор
Ветеринарные сертификаты
Продолжение таблицы 1.
Акты государственного карантинного фитосанитарного контроля Акты государственного карантинного фитосанитарного контроля Фитосанитарные сертификаты Россельхознадзор
Фитосанитарные сертификаты
Сертификаты качества зерна и продуктов его переработки Сертификаты качества зерна и продуктов его переработки Сертификаты качества зерна, круп и комбикормов - выдаются Россель-хознадзором
Сертификаты качества муки, макаронных и хлебобулочных изделий -выдаются Роспотребнадзором
Санитарноэпидемиологические заключения Санитарно-эпидемиологические заключения Свидетельства о государственной регистрации продукции Роспотребнадзор
Свидетельства о государственной регистрации продукции
Таблица 2.Коэффициент времени нахождения товаров на территории РФ до начала таможенного контроля в АПП
Значение коэффициента К1 Время нахождения товаров на территории РФ до начала ТК в АП
0,1 Более 20 мин.
0,5 Более 10, но менее 20 мин.
1,0 Не более 10 мин.
Таблица 3.Коэффициент времени проведения таможенного контроля в АПП
Значение коэффициента К2 Время проведения ТК в АПП
0,1 Более 40 мин.
0,5 Более 20, но менее 40 мин.
1,0 Не более 20 мин.
Таблица 4.Коэффициент доверия к участнику ВЭД
Значение коэффициента К3 Срок проведения сделок участников ВЭД
0,1 Первая внешнеторговая сделка, участник ВЭД не зарегистрирован в таможенном органе
0,5 Зарегистрированный в таможенном органе участник ВЭД осуществляет внешнеторговую сделку в течение 1 года
1,0 Зарегистрированный в таможенном органе участник ВЭД осуществляет внешнеторговую сделку в течение промежуточного времени свыше 1 года
Таблица 5.Коэффициент полноты представления документов
Значение коэффициента К4 Количество представленных документов
0,1 Представлены только товаросопроводительные документы
0,5 Представлен неполный пакет документов
1,0 Представлен полный пакет документов, необходимых для проведения ТО и ТК
Таблица 6.Коэффициент соответствия фактически перемещаемого __________товара представленным документам_____________________
Значение коэффициента К5 Соответствие маркировки и упаковки данным в сопроводительных документах
0,1 Маркировка и упаковка не соответствуют описанию
0,5 Маркировка и упаковка частично соответствуют описанию
1,0 Маркировка и упаковка полностью соответствуют описанию
Таблица 7.Коэффициент доступа к электронным формам разрешительных документов
Значение коэффициента К6 Доступ к электронным формам разрешительных документов
0,1 Нет доступа
0,5 Доступ частичный
1,0 Все разрешительные документы доступны для просмотра в электронной форме
Таблица 8.Коэффициент соответствия инструментального контроля документальному
Значение коэффициента К7 Проведение инструментального контроля
0,1 Был проведен таможенный досмотр
0,5 Был проведен таможенный осмотр
1,0 Был проведен только документальный контроль
Применение расчета коэффициента таможенного админи-
стрирования реализации нетарифных мер в АПП оценит результативность деятельности таможенных администраций, что позволит разрабатывать методики совершенствования их деятельности в этом направлении.
Отметим, что таможенные органы вправе применять ст. 19.19 Кодекса об административных правонарушениях в отношении органов по сертификации при предоставлении недействительных документов10(10Письмо ФТС от 25.04.07 г. № 18-12/15466 «О внесении изменений в КоАП РФ»),это существенно повлияет на усиление контроля надзорных служб за деятельностью ком-
мерческих организаций, аккредитованных в качестве органов по сертификации, и позволит отзывать аттестаты аккредитации при неоднократных нарушениях. Недобросовестные организации проводят работу по сертификации по упрощенным схемам, не обеспечивая необходимой доказательности сертификации. Отдельные организации не имеют аккредитованных испытательных лабораторий, но проводят сертификацию товаров без исследований и без идентификации. Между многочисленными коммерческими организациями по сертификации возникла нездоровая конкуренция.