Калинина О. В.
студентка факультета экономической безопасности и таможенного дела Саратовский социально-экономический институт
РЭУ им. Г.В. Плеханова Саратов, Россия
РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация: в статье говорится о функциях и месте таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства. Рассматриваются средства и методы, с помощью которых таможенные органы защищают экономические интересы страны. Автор раскрывает сущность тарифных и нетарифных мер регулирования, опираясь на статистические данные.
Ключевые слова: экономическая безопасность, таможенные органы, тарифное и нетарифное регулирование.
Kalinina O. V.
student of economic security and customs faculty, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Saratov, Russia
THE ROLE OF CUSTOMS IN ECONOMIC SECURITY PROVISION OF
RUSSIA
Abstract: the article describes the functions and role of customs authorities to ensure the economic security of the state and considers tools and methods by which the customs authorities protect the economic interests of the country. The author reveals the essence of tariff and non-tariff regulation measures and provides statistical data.
Keywords: economic security, customs, tariff and non-tariff regulation.
Состояние экономической безопасности государства, несомненно, имеет важнейшее значение в процессе его функционирования. Для
нормального функционирования государству необходимы активный и стабильный экономический рост, ответственное использование национальных финансов, национальных ресурсов и прежде всего защита экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Обеспечить экономическую безопасность страны - означает гарантировать ей независимость, условия стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Так как экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон государства, она требует оценки ее жизнеспособности и устойчивости при возможных как внутренних, так и внешних угрозах. Важнейшее место среди федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности государства и выполняют функции обеспечения экономической безопасности страны, занимают таможенные органы.
Роль таможенных органов в обеспечении безопасности растет из года в год, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, которые возникают экономическими и политическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков [1].
Федеральная таможенная служба Российской Федерации осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в РФ и в рамках своей компетенции выполняет следующие возложенные на нее задачи:
• участвует в разработке и реализует таможенную политику РФ;
• обеспечивает экономическую безопасность, единство таможенной территории РФ и защиту экономических интересов государства;
• совершенствует средства таможенного регулирования хозяйственной деятельности и законодательства по таможенному делу;
• обеспечивает участие РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.
Таможенная служба Российской федерации в современных условиях содействует реализации интересов страны в сфере внешней торговли,
развитию отечественного производства, предотвращает угрозы безопасности Российской Федерации, административные правонарушения и преступления, обеспечивает пополнение доходной части федерального бюджета[3].
Федеральный бюджет РФ является базисом финансового плана государства на текущий год и представляет собой основное звено бюджетной системы. Состояние федерального бюджета является одним из основных показателей экономического состояния государства. Это обусловлено тем, что средства государственного бюджета идут на финансирование различных сфер государства (социально-культурные мероприятия, народное хозяйство, погашение государственного долга, укрепление обороноспособности страны, создание государственных финансовых резервов, финансовая поддержка бюджетов субъектов РФ и другие) [4].
Основной функцией таможенных органов РФ, помимо протекционистской, является фискальная. Таможенные платежи играют важнейшую роль в пополнении доходной части государственного бюджета. К ним относятся: таможенные пошлины, таможенные сборы (за выдачу лицензий, таможенное оформление, сопровождение товаров и другие), налоги (налог на добавленную стоимость и акцизы).
Так на 2014 год таможенные платежи составляют более 50 процентов доходной части государственного бюджета, их сумма составила 7,1 трлн руб., что по сравнению с 2013 годом больше на 8,2%. Одним из основных показателей данного роста, как отметили на расширенном заседании Коллегии ФТС России от 27 февраля 2015 года, стало сокращение сроков совершения таможенных операций. Время, которое требуется для проведения таможенного контроля в пунктах пропуска, находящихся на российской части границы Таможенного союза, занимает не больше 45 минут. Осуществление же таможенных операций, связанных с выпуском товаров (если данные товары не требуют дополнительной проверки и не подлежат иным видам государственного контроля), занимает при импорте 5
часов и при экспорте 2 часа (на 2013 год — это время составляло при импорте 12 часов, а при экспорте 2,5 час).
Все средства и методы, с помощью которых таможенные органы обеспечивают экономическую безопасность государства и защищают его экономические интересы, разделяют на две группы:
• средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности
• средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений государства.
В первом случае таможенные органы прибегают к таким мерам, как санкции, правовое принуждение, меры защиты в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, которые позволяют защищать страну от попыток нарушения законности. По итогам правоохранительной деятельности Федеральной таможенной службы РФ от 30.12.2014 в 2014 году на основании оперативных материалов таможенными органами было возбуждено 1494 уголовных дела. Среди них большую часть составляют уголовные дела по уклонению от уплаты таможенных платежей (455 уголовных дела) и контрабанда сильнодействующих, радиоактивных, отравляющих, взрывчатых веществ, военной техники и вооружения, стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (444 уголовных дела). 357 уголовных дел было возбуждено по фактам контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов. Благодаря оперативным действиям таможенных органов из теневого оборота за 2014 год было выведено более 3,1 млрд. рублей, и около 1 млрд. рублей взыскано в федеральный бюджет[5].
Остановимся подробнее на методах экономического регулирования. К ним относят тарифное и нетарифное регулирование.
Тарифное регулирование включает в себя введение таможенных тарифов и пошлин. В Законе РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. N
5003-I таможенным тарифом называют свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), которые применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, и систематизированы в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности [5]. К основным функциям таможенного тарифа относятся:
• защита отечественных производителей от иностранной конкуренции;
• служит источником поступления средств в федеральный бюджет страны;
• является одним из средств эффективного продвижения национальных товаров на зарубежный рынок.
Оформлен таможенный тариф в виде таблиц. Ставками таможенного тарифа являются ставки, которые начисляются на товар в зависимости от торгового статуса отдельных стран. Выделяются в таможенном тарифе четыре вида ставок: конвенционные, преференциальные, автономные и беспошлинный ввоз.
Конвенционные или договорные ставки - это ставки на основе двустороннего либо многостороннего соглашения. Их применяют в рамках режима наибольшего благоприятствования, соглашений о Таможенном союзе, ГАТТ-ВТО.
Преференциальные ставки таможенного тарифа применяют к товарам, ввезенным из наименее развитых и развивающихся стран.
Автономные ставки применяются в одностороннем порядке органами государственной власти, зачастую имеют максимальный уровень. Используются в отношении стран, с которыми отсутствуют торговые соглашения.
Беспошлинным ввозом является ввоз товаров по нулевым ставкам таможенного тарифа.
Что касается таможенной пошлины - это обязательный платеж, который взимается таможенными органами при экспорте и импорте товаров
и является условием экспорта и импорта. В обеспечении экономической безопасности страны таможенные пошлины имеют непосредственное значение и выполняют ряд функций.
Во-первых, к одной из основных функций таможенных пошлин несомненно относится фискальная. В отличие от большинства развитых стран в Российской Федерации таможенные пошлины составляют одну из важнейших статей доходной части государственного бюджета.
Также выделяют протекционистскую функцию таможенных пошлин. Здесь речь идет об импортных таможенных пошлинах. С помощью них государство защищает отечественных производителей от нежелательной конкуренции со стороны зарубежных товаров.
Еще одной функцией таможенных пошлин является балансировочная. С помощью экспортных пошлин предотвращается вывоз товаров, внутренние цены которых по тем или иным причинам ниже мировых. Вследствие этого отечественные производители стараются улучшать качество своих товаров, чтобы на отечественном рынке они имели достаточную конкурентоспособность, что положительно влияет и на экономику страны в целом.
Говоря о таможенных пошлин, нельзя не сказать об их ставках. Ставками таможенных пошлин является форма применения и начисления пошлин на единицу товара. Выделяют специфические, адвалорные и комбинированные (смешанные) ставки таможенных пошлин в зависимости от их способа построения.
Специфические ставки таможенных пошлин применяют в отношении стандартизированных товаров - они просты и не зависят от таможенной стоимости. Однако необходимо постоянно поддерживать соответствие между динамикой внутренних и мировых цен и самой ставкой пошлины.
Адвалорные ставки таможенных пошлин начисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров. Данные ставки применяют в отношении товаров, которые имеют различные качественные характеристики
в рамках одной товарной группы. Размер начисляемой таможенной пошлины зависит от уровня внешнеторговой цены и соответственно таможенной стоимости товара.
К примеру, если пошлина составляет 10% цены товара, то при таможенной стоимости товара 200 руб. пошлины составит 20 руб. При повышении внешнеторговой цены товара и таможенной стоимости до 250 руб. размер таможенной пошлины возрастет до 25 руб. При снижении внешнеторговой цены и таможенной стоимости размер таможенной пошлины соответственно снижается. Поэтому при применении адвалорных ставок необходимо постоянно следить за динамикой мировых цен и соответственно корректировать размер ставок.
Слабой стороной данного вида ставок является то, что они тесно связаны с таможенной стоимостью товара. В условиях сокращения сроков таможенного оформления и жесткой привязки таможенной стоимости к контрактной сделки (цене сделки) возможности таможенных органов контролировать таможенную стоимость значительно ограничены.
Комбинированные ставки пошлины устанавливают в процентах от таможенной стоимости товара с указанием «не менее или не более указанной суммы за единицу товара» либо «плюс указанная сумма за единицу товара». Комбинированные ставки в большей степени препятствуют снижению таможенной стоимости товара, так как в данном случае таможенная пошлина начисляется с учетом специфической составляющей комбинированной ставки таможенных пошлин.
Трудность в применении комбинированных ставок таможенных пошлин выражается в несоответствии между абсолютной величиной таможенной пошлины, которая рассчитана по адвалорной составляющей комбинированной ставки, и абсолютной величиной таможенной пошлины, рассчитанной по специфической составляющей в отношении всех товаров рамках отдельной тарифной позиции.
Рассмотрим второй метод экономического регулирования, применяемый таможенными органами - нетарифное регулирование. Нетарифные методы - совокупность мер государственного контроля, выражающихся в ограничениях вывоза и ввоза товаров и транспортных средств, в целях защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности. В соответствии с классификацией Европейской экономической комиссией ООН нетарифные методы подразделяются на 3 основные группы:
1. Меры прямого ограничения (квотирование, лицензирование, специальные защитные меры);
2. Таможенные и административные формальности (сертификация, ветеринарный надзор, карантинный фитосанитарный контроль, санитарноэпидемиологический контроль);
3. Прочие нетарифные методы (валютный контроль).
Самая распространенная мера нетарифных ограничений - это количественные и качественные ограничения импорта и экспорта. Одной из мер такого ограничения является мера установления квот, т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к импорту или экспорту за определенный период.
Квотирование осуществляется государством при помощи лицензий на ввоз и вывоз ограниченного объема, которые выдаются Правительством РФ ежегодно. Существуют различные виды квот:
• Глобальные квоты - устанавливают размер общего ввоза конкретного товара, который не распределен между поставщиками.
• Индивидуальные квоты - распределяются пропорционально доле каждого поставщика за базовый период при помощи двустороннего согласования.
• Тарифные квоты - определяют преференциальный ввоз определенного количества товара по сниженным ставкам или беспошлинно. Товары, превышающие тарифную квоту, облагаются обычными пошлинами.
• Сезонные квоты - устанавливаются в определенный период календарного года. Чаще всего данный вид квот устанавливают на сельскохозяйственную продукцию.
Квотирование гарантирует ограничение ввоза продукции из третьих стран до определенной величины. Преимуществом данной меры является поддержка отечественных предприятий, путем применения выборочного распределения квот государством.
Еще одной распространенной формой нетарифных ограничений является лицензирование. Под ним понимается государственное регулирование экспорта и импорта путем выдачи компетентными органами специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров. Осуществляется лицензирование в следующих случаях:
• введение временных количественных ограничений на экспорт или импортконкретных видов товаров;
• реализация разрешительного порядка экспорта или
импортаконкретных видов товаров, оказывающих неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, здоровье или жизнь животных и растений, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду;
• предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров;
• выполнение международных обязательств.
При отсутствии лицензии таможенные органы вправе отказать в выпуске товаров.
Существуют 3 вида лицензий: разовые, генеральные и
исключительные. Основанием для разовой лицензии является внешнеторговая сделка, предметом которой служит лицензируемый товар. Данный вид лицензии дает право на импорт и экспорт этого товара в
определенном количестве. Период действия - не более 1 года. Г енеральные лицензии выдают участнику ВЭД на основании решения Стороны на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с обязательным указанием его количества. Срок действия генеральной лицензии, как и разовой, не более 1 года. Исключительные лицензии дают заявителю исключительное право на ввоз или вывоз отдельного вида товара. Срок действия такой лицензии устанавливается индивидуально.
К мерам прямого ограничения относят, как уже было сказано, специальные защитные меры. Таможенные органы применяют данные меры с целью защиты экономических интересов отечественных производителей в связи с возросшим импортом, субсидируемым импортом и демпинговым импортом. В данную группу защитных мер включают: специальные пошлины, антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины.
Специальные пошлины применяют при возможной угрозе причинения серьезного ущерба отдельной отрасли экономики в случаях ввоза товаров в возросших количествах. Срок действия такой меры устанавливается до момента полного устранения негативного влияния на экономику государства и не может превышать 4 лет со дня начала ее применения.
Антидемпинговые пошлины применяют к товарам, которые являются предметом демпингового импорта, если установлено, что ввоз таких товаров причиняет материальный ущерб или создает угрозу отдельной отрасли экономики государства. Максимальный период действия антидемпинговых пошлин не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.
Компенсационные пошлины применяют к ввозимым товарам, при вывозе, производстве или транспортировке которых применялась специфическая субсидия иностранного государства, когда по результатам проведенного расследования было установлено, что ввоз данного товара негативно влияет на экономику государства. Период действия таких мер не может превышать 5 лет со дня начала ее применения.
Необходимо отметить, что антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России велика. Таможенное регулирование, применяемое таможенными органами в целях обеспечения экономической безопасности государства в области внешнеэкономической деятельности, включает в себя целый комплекс экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, а также программ, применяемых с целью оптимизации процессов развития, обеспечения защиты экономических интересов государства и обеспечения эффективности внешнеторговых связей.
Список литературы
1. Воронов, А.М., Шлйдуко, Н.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Мoск. ун-та МВД России. - 2012. - № 1. - С. 242247.
2. Беспалов М.В., Истомин М.А., Попова М.К. Обеспечение экономической безопасности России в условиях нарастающей глобализации: понятие, цель и приоритетные задачи // Вестник Академии. 2013. № 2. С. 4246.
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 15.04.2014) <О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года>
4. Бoлдыpeвa, И.А. Влияние динамики таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4 (44). - С. 12-14.
5. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. N 5003-I с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2005 г. N144.
6. URL: http: //www.customs .ru.