В ПОМОЩЬ УЧАСТНИКУ ВЭД
Новый перечень подкарантинной продукции, или Составляющая философии выживания государства
15 июля 2009 г. вступил в силу новый Перечень подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), подлежащей государственному карантинному фитосанитарному контролю. Данный перечень утвержден Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и согласован Федеральной таможенной службой в целях совершенствования системы карантинного фитосанитарного контроля.
Разработка и введение нового Перечня осуществлялись во исполнение п. 4 раздела VII Протокола заседания Государственной пограничной комиссии от 26 июня 2008 г. № 2, которым Россельхознадзору было поручено разработать и направить в ФТС России перечень товаров, при ввозе которых на территорию Российской Федерации требуются документы для осуществления ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля, с указанием кодов в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Управлением фитосанитарного надзора и надзора в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки Россельхознадзора проведена доработка Номенклатуры товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю от 11.12.2006 г.
Новый перечень основан на применяемом с 2005 г. государственном мониторинге подкарантинной продукции при проведении государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, с учетом проведенных Федеральным государственным учреждением «Всероссийский центр карантина растений» лабораторных экспертиз, в результате которых выделены такие группы товаров, как: мука тонкого и грубого помола из мяса, рыбы, пески природные всех видов, галька, гравий, щебень, в которых карантинные
Материал подготовили: КУПИНА Наталья Геннадьевна, начальник отдела карантина растений Управления Россельхознадзора по Приморскому краю:
САЛЕНКО Виталий Павлович, помощник руководителя по связям с прессой Управления Россельхознадзора по Приморскому краю.
объекты практически не выявлялись, поэтому они были исключены из итогового документа.
В 2007 и 2008 гг. при проведении карантинного фитосанитарного досмотра в пунктах пропуска через государственную границу выявлено 4290 единиц техники с обнаружениями биологических материалов и почвы, насекомых в живом и мертвом виде. Зарегистрировано 14 случаев обнаружения опасных, карантинных для Российской Федерации объектов - азиатской хлопковой совки, американской белой бабочки, непарного шелкопряда, японского жука. В этой связи в новый Перечень включены транспортные средства, бывшие в эксплуатации.
Теперь вся продукция, поименованная в Перечне, должна ввозиться на территорию Российской Федерации на основании импортного карантинного разрешения. Указанная мера принята в целях реализации статьи VII Международной конвенции по карантину и защите растений (Рим, 1951, в редакции 1997 г.), в соответствии с пунктом «г» которой договаривающаяся сторона может потребовать, чтобы грузы отдельных растений или растительных продуктов завозились только через определенные пункты ввоза. Мера принята в рамках предстоящей специализации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и должна способствовать оптимизации грузопотока.
Особенность заключается в том, что ввоз транспортных средств возможно осуществить только на основании импортного карантинного разрешения, оформляемого заблаговременно до осуществления момента поставок. Его оформление и выдача осуществляются территориальными органами Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации на безвозмездной для заявителей основе.
Основы правового регулирования в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права. В силу статей 4 и 5 указанного закона к полномочиям Российской Федерации по обеспечению карантина растений относятся осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля, разработка и установление порядка ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с ее территории подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подка-рантинного груза).
Контроль и надзор в сфере карантина растений согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 327, осуществляют органы Россельхознадзора.
Статья 9 Закона «О карантине растений» трактует, что ввоз на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинного
материала, подкарантинного груза) разрешается, если имеются документы на ввоз указанной продукции, а также соответствие такой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений, правил и норм его обеспечения.
К подкарантинным объектам относятся земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения на ней карантинных объектов. Федеральный орган исполнительной власти по обеспечению карантина растений утверждает перечень карантинных объектов, подлежащих обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 329 «Об официальной национальной организации по карантину и защите растений» установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренной ст. 4 Международной конвенции по карантину и защите растений, пересмотренный текст которой одобрен 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ООН) в ноябре 1997 г. Согласно статье IV на Россельхознадзор возложена ответственность за досмотр грузов растений и растительных продуктов, перевозимых при международном сообщении, и, в случае целесообразности, досмотр других подкарантинных материалов с целью предотвращения интродукции и (или) распространения вредных организмов.
В соответствии с частью 4 ст. 1 Международной конвенции по карантину и защите растений, в случае необходимости, положения настоящей Конвенции могут рассматриваться в качестве положений, распространяющихся, помимо растений и растительных продуктов, на хранилища, упаковку, транспортные средства, контейнеры, почву и любой другой организм, объект или материал, могущий служить местом укрытия вредных организмов или способствовать их распространению, особенно в тех случаях, когда дело касается международных перевозок.
На основании изложенных норм права следует, что фитосанитарный контроль транспортных средств, бывших в эксплуатации и пересекающих государственную границу Российской Федерации, является необходимой мерой для предупреждения распространения и перевозки через государственную границу Российской Федерации вредителей растений и продуктов растительного происхождения, что соответствует цели, определенной в Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на межгосударственных границах (Женева, 21 октября 1982 г.).
Таким образом, по приходу судна с автотранспортом в российский порт, в коносаментах транспортных средств государственным инспектором фито-санитарного надзора Россельхознадзора должен проставляться штамп «Подлежит фитосанитарному контролю по месту доставки груза». Далее, по выгрузке прибывших единиц автотранспорта производятся работы по установлению фитосанитарного состояния прибывших подкарантинных объектов, а в случае выявления запрещенных к ввозу таких подкарантинных материалов, как почва, остатки растений и насекомые - предписываются мероприятия по их очистке. По окончании данных видов работ специалистами референтного центра Россельхознадзора, уполномоченного на установление фи-тосанитарного состояния ввозимой подкарантинной продукции, которым является Федеральное государственное учреждение «Всероссийский центр карантина растений», проводится установление фитосанитарного состояния подкарантинных объектов и выдача соответствующего документа - заключения об установлении фитосанитарного состояния подкарантинного объекта. На основании проведенного контроля, а также выданного инспектором Россельхознадзора заключения, в случае отсутствия запрещенной к ввозу под-карантинной продукции и фитосанитарной безопасности ввозимого транспорта, в коносаменте проставляется штамп «Выпуск разрешен». Весь процесс фитосанитарного контроля проводится в оперативном режиме и не влияет на итоговые сроки таможенного оформления.
Процесс увязки фитосанитарного и таможенного контроля имеет существенную особенность: в соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса РФ таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов контроля ввоза товаров на таможенную территорию России. Соответственно, до осуществления и окончания указанных видов государственного контроля таможенные органы не вправе начинать таможенное оформление ввозимых товаров и грузов. Более того, в силу положений Федеральных законов «О карантине растений» и «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» требования уполномоченных органов Россельхознадзора осуществлять указанные виды государственного контроля являются обязательными для исполнения таможенными органами.
Все вышеназванные нормы законодательства призваны к достижению одной цели - обеспечить безопасность российской территории от заносов опасных, отсутствующих на территории нашей страны вредителей, болезней сельскохозяйственных и лесных, а также сорных растений. Ведь российские порты, через которые и ввозится в Россию подержанная техника, фактически являются открытыми воротами и для той флоры и нежелательной фауны, которые отнесены к карантинным вредителям. В одной лишь Японии, откуда, в основном, идет в Россию бывшая в употребления большегрузная
техника и легковые автомобили, распространены порядка двух с половиной десятков видов пока еще отсутствующих в России вредителей.
- Введенный Перечень - стандартная процедура для всех без исключения стран, беспокоящихся об экологической безопасности своего жизненного пространства, - говорит руководитель лаборатории Приморского филиала ФГУ «Всероссийский центр карантина растений» Тамара Фрейман, - это форма предупреждения экологических проблем, причем, наиболее трудно решаемых.
В качестве академического примера можно привести ситуации с заносом несколько десятилетий назад на территорию Советского Союза колорадского жука, ставшего впоследствии настоящим бичом для картофельного производства и для всего сельского хозяйства в целом. Избавиться или повлиять на его катастрофическое продвижение по стране, как показала многолетняя практика, уже невозможно. Единственная возможность не допустить его на территорию огромной страны в свое время была упущена на контрольно-пропускном пункте Новороссийского морского порта, куда он был завезен с импортной продукцией.
Впрочем, приморцам «роднее» еще один чужестранный гость - амброзия полыннолистная, заполонившая сельскохозяйственные пространства края и городские пустыри, на борьбу с которой, из-за ее повышенной аллерген-ности и безбожной плодовитости, ежегодно, в пору ее вызревания, тратятся колоссальные средства. Губернатором Приморского края на все Приморье наложен карантин, со всеми вытекающими отсюда серьезными последствиями.
Анализируя эти и массу других примеров, когда непрошеные подкаран-тинные «эмигранты» появлялись на территории России и Приморского края, невольно приходится соглашаться с тем, что Россия опять запаздывает с введением адекватных мер по фитосанитарному контролю на ввозимую через пограничные пункты пропуска импортную продукцию.
В цивилизованных странах уже не первое столетие действует жесткий фитосанитарный контроль. И форматы этой жесткости прямо пропорциональны степени цивилизованности стран. С российским яблоком, не прошедшим специальную фитосанитарную обработку, во Францию или любую иную страну Евросоюза уже не въедешь. Впрочем, пример соседнего с Приморьем Китая свидетельствует о том же: первыми встречают туристов на границе специалисты фитокарантинной службы, порой бесцеремонно осматривающие сумки и пакеты в поисках запрещенных для ввоза в Китай продуктов питания.
Китай удивляет нас таким порядком прохождения границы, потому что в России карантинный досмотр и по сей день не в приоритете, а КНР уже вступила во Всемирную торговую организацию и играет по правилам европейской цивилизации. И это объясняет многое. Предупредить беду дешевле, чем ее устранить.
В 2007 г. в районе портов Находка и Восточный сильнейший за последние десятилетия очаг заражения лесного массива непарным шелкопрядом, уничтожающим все на своем пути, привел не только к тотальному уничтожению лесных массивов, но и к колоссальным финансовым затратам. На обработку прилегающих к портам территорий, площадью всего лишь в 30 квадратных километров, из краевого бюджета было потрачено свыше 42 млн рублей.
Что касается зарубежного опыта борьбы с лесными вредителями, то когда в начале 1990-х годов на территорию штата Калифорния морским путем была занесена азиатская раса непарного шелкопряда, власти США приняли незамедлительные меры к уничтожению этого вредителя: с воздуха непрерывно велись опрыскивания специальными растворами, производились вырубки зараженных участков леса, в других случаях пораженные участки леса, зачастую вместе с жилыми строениями, попросту выжигались. На все эти мероприятия американский бюджет потратил миллионы долларов. Сейчас, прежде чем войти в американский порт, судно обязано пройти дорогостоящую процедуру тщательного карантинного фитосанитарного контроля как ввозимых товаров, так и самого судна.
По данным Россельхознадзора, с введением в июле нынешнего года нового Перечня подкарантинной продукции при досмотре двух тысяч ввезенных в край автомобилей выявлено более 50 случаев провоза опасных карантинных вредителей. Не случайно особую озабоченность у специалистов вызывает именно бывшая в употреблении техника, пароходами ввозимая на территорию Приморья и уже отсюда растекающаяся по всей стране. Какой только экзотической флоры и фауны не находят в багажниках легковых автомобилей и в остатках «импортной» грязи на гусеницах тракторов и в протекторе шин.
Как уверяют специалисты Россельхознадзора, именно почва, являясь биологически активной средой, изобилует различными грибками, куколками насекомых, а также, что не менее опасно, малоизученными бактериями.
- Теперь каждый импортер в обязательном порядке должен будет оформить в Россельхознадзоре импортное карантинное разрешение, которое выдается бесплатно и позволяет товару, в частности, импортным автомобилям, отныне включенным в этот перечень, покинуть таможенную зону, пройдя предварительную проверку от почвы, насекомых и иных биологических остатков. Иномарка отныне рассматривается как носитель опасных для страны вредителей и, соответственно, становится подкарантинным объектом. Известно, что некоторые виды флоры и фауны, оказавшись в иных климатических условиях, развиваются более стремительными темпами.
Как печальный, так и успешный мировой опыт свидетельствует, что Россия введением Перечня подкарантинной продукции лишь в очередной раз догоняет весь мир. Страны, давно внедрившие жесткие принципы фитокаран-тинного досмотра на своих рубежах, исповедуют целую философию, которую впору отнести к философии выживания.