Научная статья на тему 'Полномочия государственной службы карантина растений в области правоотношений на государственной границе'

Полномочия государственной службы карантина растений в области правоотношений на государственной границе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Купина Наталья Геннадьевна, Кайтанджян Степан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия государственной службы карантина растений в области правоотношений на государственной границе»

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Должностные лица пограничных пунктов карантина растений в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации работают в тесном взаимодействии с таможенными органами. Такое взаимодействие осуществляется в процессе совместного, а также раздельного осмотра товаров (подкарантинной продукции, подкаран-тинного материала, подкарантинного груза), подлежащего ввозу на территорию Российской Федерации, в целях проверки исполнения субъектами внешнеэкономической деятельности и гражданами правил и норм карантина растений. Проверяется наличие документов на каждую ввозимую партию подкарантинной продукции, осуществляется проверка соответствия сведений, указанных в импортных карантинных сертификатах, с фактическим наличием (по количеству и ассортименту), проводится внешний досмотр груза.

Н.Г. КУПИНА, С.А. КАЙТАНДЖЯН

Полномочия государственной службы карантина растений в области правоотношений на государственной границе

Под карантином растений понимается комплекс мероприятий, позволяющих предупредить проникновение и распространение опаснейших вредителей, болезней и сорняков сельскохозяйственных культур. Карантин растений направлен на защиту растительных ресурсов страны. Ежегодно вредители и болезни растений уносят 20-25 % потенциального мирового урожая продовольственных культур, всего по среднему уровню цен мирового рынка на 50 млрд долларов США.

Первый закон о карантине растений появился во Франции (1660 г.) в связи с эпифитотиями стеблевой ржавчины. С 1870 по 1915 г. карантинные законы были приняты большинством стран с развитым сельскохозяйствен-

КУПИНА Наталья Геннадьевна — начальник отдела карантина растений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю.

КАЙТАНДЖЯН Степан Александрович — начальник организационно-инспекторского отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю.

ным производством (в том числе Германией, Францией, Австралией, Австрией, США, Мексикой). К 70-м годам XX в. свыше 100 стран установили карантинные правила и создали учреждения, наблюдающие за их выполнением. В России первый закон о карантине растений был издан в 1873 г., а в 1931 г. в СССР создана карантинная служба.

В новейшей истории страны государственная служба по карантину растений в составе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации организована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1992 № 268 «О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации». Этим постановлением утверждено Положение о государственной службе по карантину растений в Российской Федерации (в редакции постановления Правительства РФ от 01.10.1998 № 1143).

В дальнейшем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. На основании данного Указа Президента Российской Федерации издано постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 № 201 «Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», а 30.06.2004 Правительством Российской Федерации утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (в настоящее время действует новая редакция данного Положения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 329 «Об официальной национальной организации по карантину и защите растений» установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фито-санитарному надзору является официальной национальной организацией по карантину и защите растений, ответственной за выполнение обязанностей, предусмотренных статьёй IV Международной конвенции по карантину и защите растений, пересмотренный текст которой одобрен 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединённых наций в ноябре 1997 г.

В состав Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) входят территориальные управления (субъектов Российской Федерации), в структуре которых имеются отделы карантина растений. Непосредственно в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации действуют пункты внешнего карантина растений. Подразделения внешнего карантина растений осуществляют основные функции контроля за выполнением субъектами внешнеэкономической деятельности и гражданами требований правил и норм карантина растений при ввозе и вывозе подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкаран-тинного груза) на территорию и с территории Российской Федерации.

При выполнении полномочий в закреплённой сфере деятельности органы карантина растений взаимодействуют с ФГУ «Всероссийский центр карантина растений» (ФГУ «ВНИИКР»), который подведомствен Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В соответствии с приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 25.07.2005 № 215 «О федеральном государственном учреждении «Всероссийский центр карантина растений» ФГУ «ВНИИКР» является референтным центром Россельхознадзора в области фитосанитарного надзора и обеспечивает решение задач в области разработки стратегии борьбы с вредителями растений, возбудителями болезней растений и сорными растениями (сорняками), организацию лабораторных анализов и экспертиз в области карантина растений и др.

Правоотношения в области карантина растений регулируются действующим законодательством. В их числе:

- федеральный закон «О карантине растений» от 15.07.2000 № 99-ФЗ;

- федеральный закон «О семеноводстве» от 17.12.1997 № 149-ФЗ;

- постановление Правительства РФ от 02.02.2005 № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;

- постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 305 «О мерах по обеспечению государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью крупы, муки, макаронных и хлебобулочных изделий»;

- постановление Правительства РФ от 22.07.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора»;

- постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 480 «Об утверждении правил представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля»;

- приказ Минсельхоза РФ от 29.07.1999 № 579 «Об усилении контроля за соблюдением карантинных требований при импорте зерна»;

- приказ Минсельхоза РФ от 03.09.2002 № 681 «Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе, хранении, перевозке, переработке и использовании зерна и продуктов его переработки, ввозимых на территорию Российской Федерации в продовольственных, кормовых и технических целях»;

- приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 3 августа 2005 г. № 220 «Об утверждении указаний по аттестации складов временного хранения (таможенных складов), осуществляющих таможенное хранение подкарантинной продукции»;

- приказ Минсельхоза РФ от 26.12.2007 № 673 «Об утверждении перечня карантинных объектов»;

- приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.07.2008 № 205 «О полномочиях территориальных управлений Россельхознадзора в сфере лесных отношений»;

- приказ Министерства транспорта РФ от 18.06.2003 № 36 «Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов»;

- приказ Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»;

- приказ Федеральной службы морского флота Российской Федерации от 29.11.1996 № 43 «Правила морской перевозки продовольственных грузов. Общие требования»;

- письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 21.11.2005 № ФС-ЕН-3/8415 . Рекомендации о действиях должностных лиц территориальных управлений Россельхознадзора при осуществлении ими надзорных полномочий в сфере карантина растений при ввозе, хранении, перевозке, переработке и использовании зерна и продуктов его переработки;

- Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утверждена Министром сельского хозяйства Российской Федерации 08.05.1997 № 12-04/5;

- Номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитар-ному контролю, утверждена Россельхознадзором 11.12.2006, согласовано с Федеральной таможенной службой Российской Федерации 11.12.2006;

- Государственный стандарт Союза СССР. Лесоматериалы круглые. Хранение. Общие требования. ГОСТ 9014.0-75, дата введения 01.01.1977;

- Государственный стандарт Союза СССР. Лесоматериалы круглые. Защита влагозащитными и антисептическими составами при хранении. ГОСТ 9014.2-79;

- письмо и.о. начальника ФГУ «Росгоскарантин» от 30.12.2004 № 1648 «О Стандарте № 15 на деревянную упаковку»; и др.

Кроме того, в области карантина растений действуют нормы международного права, в том числе:

- Международная Конвенция по защите растений (Рим, 6 декабря 1951 г., новый пересмотренный текст, принятый на 29-й сессии конференции ФАО, ноябрь 1997 г.), Российская Федерация является участницей;

- Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), Женева, 19 мая 1956 г., Российская Федерация является участницей;

- Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений между государствами СНГ (Москва, 13.11.1992 г.), Российская Федерация является участницей;

- Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики по карантину и защите растений, Москва, 26 июня 1995 г.;

- Меморандум относительно фитосанитарной сертификации растений и продукции растительного происхождения, экспортируемых из ЕС в Российскую Федерацию (Брюссель, 15 марта 2005 г.);

- Международные стандарты по фитосанитарным мерам: МСФМ № 5 (Глоссарий фитосанитарных терминов), МСФМ № 6 (Руководство по надзору), МСФМ № 7 (Система сертификации на экспорт), МСФМ № 9 (Руководство по программам ликвидации вредных организмов), МСФМ № 12 (Руководство по фитосанитарным сертификатам), МСФМ № 20 (Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта), МСФМ № 23 (Руководство по досмотру) и др.

В настоящее время инфраструктура пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации в части, касающейся их технического оснащения для решения задач в области карантина растений, не отвечает предъявляемым требованиям. В целях приведения инфраструктуры пограничных пунктов карантина растений (ППКР) в пунктах пропуска на государственной границе в соответствие предъявляемым требованиям (в том числе и требованиям международных стандартов) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 23.06.2008 № 217 издан приказ «Об утверждении типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации карантинного фито-санитарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации». В нём предусмотрены требования к составу и оборудованию помещений, оборудованию сооружений, оснащению пунктов пропуска техническими средствами фитосанитарного контроля. Продолжительность рабочего времени должностных лиц ППКР определяется продолжительностью работы пунктов пропуска на государственной границе, в связи с чем сотрудники этих органов могут исполнять свои служебные обязанности в режиме ненормированного рабочего дня. Должностные лица органов карантина растений имеют форму установленного образца.

Ввоз на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкаратинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фи-тосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, под-

карантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом.

В целях охраны территории Российской Федерации от карантинных объектов предусмотрено, что ввоз на территорию Российской Федерации под-карантинной продукции разрешается, если имеются документы на ввоз указанной продукции, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров Российской Федерации, касающихся карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений. В случае нарушения этих требований ввоз такой продукции на территорию Российской Федерации запрещается, осуществляется возврат продукции в страну-импортёр, её уничтожение или обеззараживание.

Номенклатура товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, утверждена Федеральной службой по ветеринарному и фитосани-тарному надзору 11.12.2006 г. (согласовано с Федеральной таможенной службой РФ 11.12.2006 г.) и подразделяется на товары с высоким фитосанитарным риском (насекомые живые, насекомые мёртвые высушенные, томаты свежие и охлаждённые, лук репчатый, морковь, репа, бананы, абрикосы и др.) и низким фитосанитарным риском (грибы сушёные, кофе жареный с кофеином, тростниковый сахар-сырец, пробка натуральная, волокно кокосового ореха сырое и др.). В номенклатуре определены необходимые документы, которые должны сопровождать подкарантинную продукцию при её ввозе на территорию Российской Федерации и при перевозках по территории Российской Федерации.

Особенностью проведения карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска на государственной границе является то обстоятельство, что на этот вид контроля не распространяются временные ограничения по проведению плановых мероприятий, предусмотренные п. 4 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», который гласит, что в отношении одного юридического лица плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года, в отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Указанное изъятие из общего правила прямо предусмотрено в ст. 1 названного закона (сфера применения закона).

Должностные лица пограничных пунктов карантина растений в пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации работают в тесном взаимодействии с таможенными органами. Такое взаимодействие осуществляется в процессе совместного, а также раздельного осмотра товаров

(подкарантинной продукции, подкарантинного материала, подкарантинного груза), подлежащего ввозу на территорию Российской Федерации, в целях проверки исполнения субъектами внешнеэкономической деятельности и гражданами правил и норм карантина растений. Проверяется наличие документов на каждую ввозимую партию подкарантинной продукции, осуществляется проверка соответствия сведений, указанных в импортных карантинных сертификатах, с фактическим наличием (по количеству и ассортименту), проводится внешний досмотр груза.

В практике работы должностных лиц пограничных пунктов карантина растений неоднократно выявлялись случаи ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции без импортных фитосанитарных сертификатов либо с их наличием, но несоответствием сведений, указанных в документах, фактическому наличию. Например, указано, что ввозится партия яблок, груш, а фактически ввозятся лук, картофель. К тому же при наличии сведений о ввозе конкретного количества продукции фактически выявлялись случаи завышения или занижения веса товарной партии. Часто выявляются факты ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции, заражённой карантинными вредными организмами, в связи с чем такие грузы возвращались в страну-импортёр либо изымались на месте и уничтожались. В целях проверки данных о заражённости подкарантинной продукции вредными организмами при необходимости осуществляется взятие проб и образцов с их последующим исследованием в лабораторных условиях. Также проводятся мероприятия по недопущению на территорию Российской Федерации продукции, на ввоз которой действует запрет или временное ограничение.

За нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции предусмотрена административная ответственность по ст. 10.2 КоАП РФ.

По данным Управления Россельхознадзора по Приморскому краю количество нарушений законодательства о карантине растений при ввозе подка-рантинной продукции на территорию Российской Федерации имеет тенденцию к росту. Так, если за весь 2007 г. было вынесено 144 постановления по делам об административных правонарушениях по ст. 10.2 КоАП РФ, то лишь за 10 месяцев 2008 г. - 367 постановлений. Соответственно возросли суммы наложенных (взысканных) штрафов: в 2007 г. - 208,9 тыс. рублей, за 10 месяцев 2008 г. - 543,1 тыс. рублей.

Уголовная ответственность за нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, предусмотрена только в случае наступления по неосторожности тяжких последствий (ч. 2 ст. 249 УК РФ). На практике эта статья применяется крайне редко.

В деятельности должностных лиц органов карантина растений возникают определённые сложности при досмотре в пунктах пропуска на государственной границе поступающих подкарантинных грузов. При наличии возможности проверить объём подкарантинной продукции путём взвешивания транс-

портных средств на специальных весах не всегда можно полностью проверить ассортимент груза. Это связано с ограниченными сроками проведения фитоса-нитарного контроля, отсутствием проходов в транспортных средствах (предпринимателям экономически невыгодно оставлять в транспортном средстве пустые пространства), в связи с чем при досмотре в основном осматривается часть продукции, доступ к которой свободен, а значительная часть груза, находящаяся в глубине транспортного средства, остаётся непроверенной. В силу этих причин недобросовестные предприниматели могут ввозить часть грузов одних наименований под видом других.

В последнее время в таможенных органах значительная часть экспортных подкарантинных грузов, большинство которых составляют лесоматериалы, стали оформляться во внутренних таможнях. В связи с тем что срок действия фитосанитарных сертификатов определяется с даты выдачи и до даты пересечения государственной границы Российской Федерации и составляет 14 дней в страны-члены ЕС и 15 дней в другие страны, в пунктах пропуска Приморского края складывается сложная ситуация, при которой экспортные лесоматериалы, оформленные в других регионах страны, поступают с фитоса-нитарными сертификатами, срок действия которых истёк. Таким образом возникает необходимость переоформления фитосанитарных сертификатов. Так, если в 2007 г. в пограничных пунктах карантина растений было переоформлено 2475 фитосанитарных сертификатов с истёкшим сроком действия, то за 9 месяцев 2008 г. - 7199.

Необходимо отметить несовершенство законодательной базы по вопросам взаимодействия с таможенными органами при оформлении подкаран-тинной продукции на экспорт, когда фитосанитарный сертификат оформляется до погрузки в транспортное средство и необходим для представления в таможенные органы в целях оформления таможенной декларации. В то же время только после погрузки становятся точно известными объём экспорта подкарантинных грузов и номер (или наименование) транспортного средства. Таможенным законодательством не предусмотрено представление иного документа, кроме фитосанитарного сертификата, в то время как в заявке на выдачу фитосанитарного сертификата, представляемого в органы по фитосанитар-ному контролю, необходимо точно указывать объём и наименование транспортного средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.