Научная статья на тему 'Совершенствование инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области'

Совершенствование инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INVESTMENT INFRASTRUCTURE / НЕПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ / АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ARKHANGELSK REGION / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / INVESTMENT RISKS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / EFFICIENCY OF ENTREPRENEURSHIP SECTORS / PRIORITY SECTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заргарян Аршак Месропович

Рассматриваются актуальные вопросы совершенствования инвестиционной инфраструктуры предпринимательства Архангельской области. Изучаются проблемы инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области, а также предложен комплекс мер по повышению его уровня. При помощи статистического анализа показателей оборота, количества и численности работников предпринимательских структур установлены основные тенденции развития отраслей предпринимательства Архангельской области. Путем применения методов экспертных оценок и статического анализа определены приоритетные отрасли предпринимательства, имеющие особое социально-экономическое значение для региона. На основе экспертной оценки эффективности государственного регулирования и внутрифирменного управления установлены проблемы инвестиционной инфраструктуры отраслей предпринимательства Архангельской области. Путем реализации инструмента SWOT-анализ и метода опроса установлено, что инвестиционный потенциал региона используется не в полной мере, а инвестиционная активность предпринимательских субъектов низкая. Подтверждена гипотеза высокого уровня инвестиционного риска региона. Предложен механизм комплексного совершенствования инвестиционной инфраструктуры предпринимательства. Предусмотрены законодательные изменения, создание профильного агентства по инвестиционному развитию отраслей предпринимательства, разработка системы поддержки потенциальных инвесторов. Особое внимание заслуживают мероприятия по созданию особых экономических отраслевых зон, предусматривающие льготные условия для организации новых инвестиционных проектов. Разработана система информирования о состоянии инвестиционной инфраструктуры региона. Комплекс предложенных мероприятий обоснован путем разработки единой системы оценки эффективности инвестиционной инфраструктуры предпринимательства. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Архангельской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTMENT INFRASTRUCTURE IMPROVING OF ARKHANGELSK REGION PRIORITY ENTREPRENEURSHIP SECTORS

The article is devoted to the problems of improving the investment infrastructure of entrepreneurships in the Arkhangelsk region. The main goal of this research is to identify problems of the investment infrastructure of priority entrepreneurship sectors in the Arkhangelsk region, and to propose a complex of measures for increasing its level. Based on statistical analysis of entrepreneurship turnover indicators and the number of employees of business enterprises, the main tendencies development of entrepreneurship sectors in the Arkhangelsk region are established. The priority entrepreneurship sectors, which are of special social and economic importance for the region, are defined by applying the methods of expert evaluation and static analysis. Based on government regulation and inner management expert estimation, problems of the investment infrastructure of entrepreneurship sectors in the Arkhangelsk region are identified. Using SWOT-analysis tools and the survey method, it is established that the regional investment potential is used not to the full extent, and the investment activity of entrepreneurships agents is low. The hypothesis of a high level of investment risk is confirmed. A mechanism for complex improvement of the entrepreneurship investment infrastructure is proposed. Legislative changes, the establishment of a specialized agency for entrepreneurship sector investment development, and the development of a system aimed at supporting potential investors are provided for. Special attention is given to measures aimed at creating special economic industrial zones, which can provide preferential terms for organization of new investment projects. A system of distribution of information on the regional investment infrastructure is worked out. The complex of the proposed measures is justified by developing a consistent efficiency evaluation system of the regional investment infrastructure. The research results could be of interest for the entrepreneurship sectors of the Arkhangelsk region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области»

УДК 338.242 А.М. Заргарян

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются актуальные вопросы совершенствования инвестиционной инфраструктуры предпринимательства Архангельской области. Изучаются проблемы инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области, а также предложен комплекс мер по повышению его уровня. При помощи статистического анализа показателей оборота, количества и численности работников предпринимательских структур установлены основные тенденции развития отраслей предпринимательства Архангельской области. Путем применения методов экспертных оценок и статического анализа определены приоритетные отрасли предпринимательства, имеющие особое социально-экономическое значение для региона. На основе экспертной оценки эффективности государственного регулирования и внутрифирменного управления установлены проблемы инвестиционной инфраструктуры отраслей предпринимательства Архангельской области. Путем реализации инструмента SWOT-анализ и метода опроса установлено, что инвестиционный потенциал региона используется не в полной мере, а инвестиционная активность предпринимательских субъектов низкая. Подтверждена гипотеза высокого уровня инвестиционного риска региона. Предложен механизм комплексного совершенствования инвестиционной инфраструктуры предпринимательства. Предусмотрены законодательные изменения, создание профильного агентства по инвестиционному развитию отраслей предпринимательства, разработка системы поддержки потенциальных инвесторов. Особое внимание заслуживают мероприятия по созданию особых экономических отраслевых зон, предусматривающие льготные условия для организации новых инвестиционных проектов. Разработана система информирования о состоянии инвестиционной инфраструктуры региона. Комплекс предложенных мероприятий обоснован путем разработки единой системы оценки эффективности инвестиционной инфраструктуры предпринимательства. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Архангельской области.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, инвестиционная инфраструктура, неприоритетные отрасли, Архангельская область, инвестиционные риски, эффективность отраслей предпринимательства.

Процесс формирования рыночной экономики в России сопровождается множеством проблем, требующих особый подход к управлению. Конечной целью протекающих процессов в экономке страны является полный переход к рыночным отношениям.

В сфере малого и среднего предпринимательства (далее МСП) большинства развитых государств создается основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость экономически активного населения. Именно в секторе МСП проходят апробацию новые идеи, развиваются новые технологии, обеспечивается распространение новых способов производства и распределения.

Между тем на развитие предпринимательского бизнеса оказывают влияние негативные факторы: затруднительный доступ к заемному капиталу, трудности в реализации инвестиций, слабое развитие инфраструктуры предпринимательства, низкая эффективность программ государственной поддержки.

Инвестиционная инфраструктура оказывает весомое влияние на развитие отраслей предпринимательства, поскольку в данной сфере осуществляется процесс постоянного воспроизводства. Важная роль в решении проблем инвестиционной обеспеченности отводится государственным органам, создающим инфраструктуру взаимодействия субъектов предпринимательства с частным инвестором, владельцем технологии.

Исследование реализовано на примере Архангельской области, где условия предпринимательского бизнеса определяются ресурсами региона и климатическими условиями. Регион характеризуется уникальными природными ресурсами, однако суровый климат является причиной низкой инвестиционной активности, оттока населения.

В ходе реализации исследования установлены проблемы инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства, предложен комплекс мероприятий по совершенствованию инфраструктуры предпринимательства региона.

Этап 1. Оценка экономико-географических факторов развития Архангельской области

Оценка природно-ресурсных факторов развития Архангельской области позволяет сделать сле-дующе выводы [1; 2]:

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

■ регион имеет выгодное экономико-географическое положение и богатый природно-ресурс-ный потенциал. Особую ценность представляют лесные насаждения и минерально-сырьевые ресурсы Архангельской области. Однако часть территории области находится за Северным полярным кругом;

Оценка экономических факторов развития Архангельской области позволяет сделать следующие выводы [1; 2]:

■ экономика региона основывается на добыче полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, транспортных услугах. При большой зависимости экономики от добычи полезных ископаемых высоко развита энергетическая инфраструктура региона. Кадровый потенциал снижается в связи с оттоком экономически активного населения.

Этап 2. Анализ показателей развития предпринимательского сектора региона

Этап 2.1. Оценка динамики оборота малых предприятий региона

Представленный в табл. 1 анализ динамики оборота малых предприятий Архангельской области за 2012-2016 гг. показывает, что оборот малых предприятий в указанном периоде увеличился на 25,9% [3; 4].

Таблица 1

Динамика оборота малых предприятий Архангельской области по видам экономической

деятельности (без учета микропредприятий)

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

Малые предприятия 80 405,9 96 062,8 94 218,0 95 374,4 101 267,7

Этап 2.2. Оценка динамики количества малых предприятий региона

Данные динамики количества малых предприятий Архангельской области за 2012-2016 гг., представленные в табл. 2, показывают, что количество малых предприятий в целом по региону снижается на 23,2% [3; 4].

Таблица 2

Динамика количества малых предприятий Архангельской области по видам экономической

деятельности (без учета микропредприятий)

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

единиц единиц единиц единиц единиц

Малые предприятия 1 863 1 795 1 544 1 624 1 430

Этап 2.3. Оценка динамики численности работников малых предприятий региона Динамика численности работников малых предприятий Архангельской области за период 2012-2016 гг., представленная в табл. 3, показывает относительную стабильность значения показателя [3; 4].

Таблица 3

Динамика численности работников малых предприятий Архангельской области по видам экономической деятельности (без учета микропредприятий)

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

человек человек человек человек человек

Малые предприятия 47 975 54 523 51 893 49 640 47 021

Итак, оценка динамики развития предпринимательских субъектов Архангельской области за период 2012-2016 гг. по трем ключевым показателям показывает относительно противоречивые результаты. При росте оборота малых предприятий за рассматриваемый период спад на 25,9 %, количество малых предприятий снижается на 23,2 %, численность работников малых предприятий относительно стабильна.

Очевидно, что статистические показатели являются результатом текущего состояния отраслей предпринимательства, следствием влияния проблем внутрифирменного управления и государственного регулирования отраслями. Появлению положительных изменений в динамике развития предпринимательского сектора региона должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на поиск и устранение причин, препятствующих развитию предпринимательского бизнеса в регионе.

Этап 3. Определение приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области

Для определения приоритетных отраслей предпринимательства региона реализуем последовательность следующих этапов:

■ сопоставление структуры отраслей предпринимательства региона по трём ключевым показателям: оборот, количество, численность работников;

■ установление веса каждого показателя и определение отраслевого коэффициента с учетом веса;

■ расчет итогового отраслевого коэффициента по каждой отрасли предпринимательства.

Оценка установила следующие приоритетные отрасли предпринимательства Архангельской области: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования; операции с недвижимым имуществом; обрабатывающие производства; строительство (табл. 4).

Таблица 4

Определение приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области

Отрасли предпринимательства Структура показателя в разрезе отраслей предпринимательства по итогам 2016 г., % Вес показателя Отраслевой коэффициент с учетом веса Итоговый отраслевой коэффициент

Оборот Количество Численность работников Оборот Количество Численность работников Оборот Количество Численность работников

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,5 6,0 7,3 0,35 0,2 0,45 1,58 1,20 3,29 6,06

Рыболовство, рыбоводство 0,6 0,8 1,3 0,35 0,2 0,45 0,21 0,16 0,59 0,96

Обрабатывающие производства 7,5 13,6 13,7 0,35 0,2 0,45 2,63 2,72 6,17 11,51

Строительство 9,2 10,8 10,9 0,35 0,2 0,45 3,22 2,16 4,91 10,29

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 58,9 29,1 27,8 0,35 0,2 0,45 20,62 5,82 12,51 38,95

Гостиницы и рестораны 3,0 5,9 4,2 0,35 0,2 0,45 1,05 1,18 1,89 4,12

Транспорт и связь 4,9 5,8 6,1 0,35 0,2 0,45 1,72 1,16 2,75 5,62

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 7,2 20,0 21,0 0,35 0,2 0,45 2,52 4,00 9,45 15,97

Прочие 4,2 7,8 7,6 0,35 0,2 0,45 1,47 1,56 3,42 6,45

Для целей дальнейшего исследования отобраны приоритетные отрасли предпринимательства региона: розничная торговля пищевыми продуктами; строительство; сельское хозяйство; лесное хозяйство.

Этап 4. Оценка потенциала государственного регулирования и внутрифирменного управления приоритетных отраслей предпринимательства региона

Оценка потенциала государственного регулирования и внутрифирменного управления приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области, представленная в табл. 5-6, позволяет выделить основные тенденции [5; 6].

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Таблица 5

SWOT-анализ факторов государственного регулирования приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области

Сильные стороны Слабые стороны

Наличие программ региональной поддержки отраслей предпринимательства Слабый инвестиционный потенциал для развития предпринимательства

Осознание необходимости информирования предпринимательского сообщества об инвестиционных возможностях региона Отсутствие законодательно закрепленных преимуществ приоритетных отраслей предпринимательства

Угрозы Возможности

Низкая вовлеченность предпринимательского сообщества в инвестиционной политике региона Возможность предоставления поддержки в рамках государственных и региональных программ

Высокий уровень административных барьеров при взаимодействии субъектов МСП с государством Наличие инициатив субъектов МСП по вопросам повышения эффективности взаимодействия с органами исполнительной власти

Основные тенденции государственного регулирования:

■ наличие программ региональной поддержки отраслей предпринимательства;

■ предпринимательское сообщество направляет предложения по вопросам решения важнейших проблем государственного регулирования;

■ предпринимательское сообщество в недостаточной степени привлекается к формированию инвестиционной политики региона;

■ инвестиционный потенциал региона оценивается на низком уровне.

Оценка потенциала внутрифирменного управления приоритетными отраслями предпринимательства Архангельской области, представленная в табл. 6, позволяет выделить основные тенденции внутрифирменного управления [5; 6].

Таблица 6

SWOT-анализ факторов внутрифирменного управления приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области

Сильные стороны Слабые стороны

Возможность экономии на масштабе за счет освоения новых рынков Слабая развитость инфраструктуры производства, повышающая себестоимость продукции / услуги

Высокий потенциал развития отраслей в связи с развивающимся характером рынков Высокий уровень износа производственных мощностей, слабое использование ресурсного потенциала

Угрозы Возможности

Растущее давление со стороны крупного бизнеса Доступ к технологиям, позволяющим снижать себестоимость производимой продукции / услуги

Слабый уровень взаимодействия субъектов МСП с региональными властями Возможность внедрения новых технологий

Основные тенденции внутрифирменного управления:

■ имеется потенциал роста приоритетных отраслей предпринимательства;

■ существует возможность экономии на масштабе за счет освоения новых рынков;

■ инфраструктура производства развита относительно слабо, что повышает себестоимость производства продукции / услуги;

■ уровень износа производственных мощностей является высоким, ресурсный потенциал используется слабо;

■ уровень взаимодействия субъектов МСП с региональной властью является относительно слабым.

Итак, в результате реализации элементов SWOT-анализа сформулированы важнейшие проблемы государственного регулирования и внутрифирменного управления приоритетными отраслями предпринимательства Архангельской области.

Этап 5. Оценка инвестиционной активности приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области

Для выявления текущих возможностей субъектов предпринимательства Архангельской области проведено исследование приоритетных отраслей в форме опроса собственников и представителей бизнес сообщества.

Таблица 7

Показатели инвестиционной активности приоритетных отраслей предпринимательства

Архангельской области

Показатель Структура ответов респондентов

1. Последняя модернизация компании

Менее 3 лет назад 24 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3-5 лет назад 46 %

Более 5 лет назад 21 %

Более 10 лет назад 9%

2. Реализация инвестиций за последние 3 года

Обновление оборудования 37%

Обновление инфраструктуры 28%

Приобретение новой техники 14 %

Разработка собственных инноваций 5%

Обучение персонала 16%

3. Наиболее значимые препятствия осуществления инвестиций

Высокий уровень риска и неопределенности отраслевого рынка 6 %

Неэффективность инвестиций по предварительным расчетам 21 %

Нестабильность платежеспособного рыночного спроса 8 %

Отсутствие значимых перспектив расширения бизнеса 14 %

Недоступность финансирования на длительный период, 24 %

высокие процентные ставки

Неэффективность государственных программ поддержки инвесторов 27 %

4. Эффективность системы информирования о программах государственной поддержки инвесторов

Неполная информация в малодоступной форме 44 %

Полная информация в малодоступной форме 17%

Неполная информация в доступной форме 32 %

Полная информация в доступной форме 7%

Результаты исследования инвестиционной активности приоритетных отраслей МСП региона, представленные в табл. 7, установили, что наблюдаются проблемы в части модернизации техники и оборудования. 46 % респондентов ответили, что последняя модернизация компании происходила более 3-х лет назад. Лишь 24 % собственников бизнеса проводили обновление техники и оборудования предприятия менее 3-х лет назад.

В части направлений реализации инвестиций за последние 3 года респонденты ответили, что основным направлением стало обновление оборудования (37 % опрошенных), обновление инфраструктуры (28 % опрошенных). Примечательно, что всего 14 % собственников уделяли внимание приобретению новой техники.

Наиболее значимыми препятствиями осуществления инвестиций являются: неэффективность государственных программ поддержки инвесторов (27 % респондентов), недоступность финансирования на длительный период и высокие процентные ставки (24 % опрошенных), а также неэффективность инвестиций (21 % респондентов). Система информирования субъектов МСП работает малоэффективно. Так, 44 % респондентов убеждены, что органы власти предоставляют неполную информацию в малодоступной форме.

Итак, по результатам проведенного исследования можно отметить, что инвестиционная активность отраслей предпринимательства Архангельской области является низкой. В основном модернизация коснулась обновления оборудования, а не приобретения новой техники. В качестве наиболее

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

значимых препятствий осуществлению инвестиций представители бизнес сообщества выделили низкую эффективность государственных программ поддержки, недоступность и дороговизну заемного капитала [6].

Таблица 8

Уровень инвестиционного риска регионов России в 2017 году

Ранг риска Регион Средневзвешенный индекс риска, 2017 г. Изменение индекса риска, 2017 / 2016 г. Ранг составляющих инвестиционного риска в 2017 г. Изменение ранга риска, 2017 г. / 2016 г.

2017 г. 2016 г. Социальный Экономический Финансовый Криминальный Экологический Управленческий

1 5 Московская область 0,128 -0,032 3 6 7 25 32 33 4

2 4 Ленинградская область 0,132 -0,016 11 13 1 12 49 2 2

3 3 Липецкая область 0,133 -0,013 5 11 12 8 38 19 0

41 48 Вологодская область 0,234 -0,037 31 45 36 58 65 44 7

60 64 Архангельская область 0,273 -0,030 32 63 59 54 76 27 4

64 55 Республика Коми 0,283 -0,002 71 56 35 71 79 8 -9

Этап 6. Оценка инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска Архангельской области

Архангельская область характеризуется низкой привлекательностью для реализации инвестиционных проектов. Предпринимательские субъекты сталкиваются с высоким уровнем инвестиционного риска. Подтверждением заявленной гипотезы являются результаты исследований рейтингового агентства «Эксперт РА».

Согласно данным, представленным в табл. 8, по показателю инвестиционного риска по итогам 2017 г. Архангельская область находится на 60-м месте среди 85 регионов России [7].

Таблица 9

Уровень инвестиционного потенциала регионов России

Ранг Регион Доля в общероссийском потенциале, 2017 г., % Ранг составляющих инвестиционного потенциала в 2017 г. се к

2017 г. Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Институциональный Инновационный Инфраструктурный Природно-ресурсный Туристический Изменение ранга рис 2017/ 2016 г.

1 г. Москва 14,4 1 1 1 1 1 1 1 84 1 0

2 Московская область 5,9 2 2 3 2 3 2 3 51 3 0

3 г. Санкт-Петербург 4,9 3 3 2 3 2 3 6 85 4 0

42 Мурманская область 0,8 58 58 50 41 52 62 47 11 59 0

51 Вологодская область 0,7 54 46 36 34 38 51 66 59 23 5

52 Архангельская область 0,7 53 37 55 42 44 44 70 19 46 -1

Данные оценки регионов России по показателю инвестиционного потенциала, представленные в табл. 9, показывают, что потенциал Архангельской области также является низким. Среди 85 субъектов России Архангельская область по итогам 2017 г. занимает 52 место по показателю инвестиционного потенциала. В наименьшей степени развиты следующие составляющие инвестиционного потенциала: инфраструктурный, производственный, трудовой [5].

Для совершенствования инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области предложен ряд мероприятий:

Мероприятие 1. Законодательное обеспечение развития инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства

Усилия государства - разработка и внедрение комплекса законодательных мер, повышающих возможности предпринимательских структур для осуществления инвестиций.

Формирование законодательной отраслевой базы развития инвестиционной инфраструктуры на уровне региона:

■ применение новых подходов к развитию инвестиционной инфраструктуры - принятие законов о создании отраслевых экономических свободных зон;

■ разработка и утверждение изменений в законодательную базу, позволяющую создавать особые экономические отраслевые зоны на арендованных участках.

Усилия предпринимательских структур - активное вовлечение в процесс апробации новых законодательных инициатив:

■ подготовка и внедрение изменений, необходимых для удовлетворения требований к потенциальным участникам отраслевых экономических зон;

■ оценка возможности организации производственных участков на территории особых экономических отраслевых зон.

Мероприятие 2. Создание особых экономических отраслевых зон на уровне региона

Усилия государства - реализация мероприятий, направленных на создание особых экономических отраслевых зон:

2.1. Создание двухуровневой модели особых экономических отраслевых зон:

■ уровень 1. Отраслевые производственные парки - инвестиции в развитие существующих производств на территории особых экономических отраслевых зон (организация производства по типу «Ьгс^БеЫ»);

■ уровень 2. Отраслевые бизнес инкубаторы - создание новых производств на территории особых экономических отраслевых зон (организация производства по типу «^геепйеЫ»).

2.2. Разработка системы отбора резидентов особых экономических отраслевых зон с учетом выполнения следующих показателей:

■ экономическая эффективность предлагаемого инвестиционного проекта;

■ наличие / возможность привлечения инвестиционного капитала;

■ востребованность / наличие рынка сбыта конечной продукции;

■ социально-экономическая целесообразность организации производства;

■ масштаб инвестиционного проекта, количество новых рабочих мест.

Мероприятие 3. Создание профильного агентства инвестиционного развития приоритетных отраслей предпринимательства

Усилия государства - создание уполномоченного государственного органа, ответственного за инвестиционное развитие приоритетных отраслей предпринимательства региона. Ключевые функции агентства:

3.1. Повышение инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей предпринимательства региона:

■ развитие инвестиционной инфраструктуры предпринимательства;

■ подготовка и предложение инвесторам площадки с готовой инфраструктурой;

■ оценка и отбор инвестиционных проектов, соответствующих условиям государственных программ поддержки;

■ информационное содействие в реализации инвестиционных проектов.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

3.2. Организация процесса функционирования особых экономических отраслевых зон:

■ поддержка в сопровождении основных этапов инвестиционного проекта (проработка технологических аспектов производства, взаимодействие с потенциальными кредиторами, поставщиками оборудования);

■ содействие резидентов особых экономических зон в разработке бизнес-планов, технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов;

■ экономическое и правовое консультирование резидентов особых экономических отраслевых зон при подготовке инвестиционных проектов.

Усилия предпринимательских структур - построение эффективного взаимодействия с уполномоченным государственным органом по вопросам осуществления инвестиций:

■ использование преимуществ малых предпринимательских структур для обоснования эффективности инвестиционных проектов;

■ получение статуса резидента особой экономической отраслевой зоны, разработка и предложение бизнеса-проекта;

■ построение эффективного диалога с уполномоченным государственным органом на протяжении всех этапов инвестиционного цикла проекта.

Мероприятие 4. Разработка системы поддержки потенциальных инвесторов

Усилия государства - разработка комплекса мероприятий по поддержке субъектов предпринимательства, заинтересованных в осуществлении инвестиций (табл. 10).

Таблица 10

Мероприятия по поддержке потенциальных инвесторов

Категория участника Меры поддержки

Налог на имущество Налог на прибыль Транспортный налог

Резиденты особых экономических отраслевых зон регионального уровня (организация производства по типу «brownfield») 0 % - на срок до 7 лет 8 % - на срок до 5 лет 0 % - на срок до 5 лет

Резиденты особых экономических отраслевых зон регионального уровня (организация производства по типу «Greenfield») 0 % - на срок до 7 лет 5 % - на срок до 5 лет 0 % - на срок до 5 лет

Усилия предпринимательских структур - поиск возможностей максимального использования мер государственной поддержки потенциальных инвесторов.

Мероприятие 5. Разработка комплексной системы информирования о состоянии инвестиционной инфраструктуры региона

Усилия государства - разработка комплекса мероприятий, направленных на информирование потенциальных инвесторов о состоянии инвестиционной инфраструктуры региона.

5.1. Создание инвестиционного портала, содержащего информацию:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ о реализуемых мерах инвестиционной поддержки приоритетных отраслей предпринимательства региона;

■ об особых экономических отраслевых зонах;

■ о перечне неиспользуемого муниципального имущества, земельных участков, предложения по их использованию.

5.2. Организация инвестиционных ярмарок и инвестиционных форумов, предоставляющих предпринимательскому сообществу возможность обсуждения новых инвестиционных инициатив.

Усилия предпринимательских структур - поиск возможностей постоянного доступа к ключевой информации, требуемой для реализации инвестиционных проектов:

■ обеспечение доступа к инсайдерской информации резидентов особых экономических отраслевых зон.

Мероприятие 6. Разработка единой системы оценки эффективности отраслевой инвестиционной инфраструктуры

Усилия государства - разработка методики комплексной оценки эффективности государственных мероприятий по развитию инвестиционной инфраструктуры региона.

Оценка эффективности отраслевой инвестиционной инфраструктуры по следующим показателям:

■ количество резидентов особых экономических отраслевых зон;

■ рейтинг инвестиционного климата региона;

■ рейтинг инвестиционного риска региона;

■ количество инвестиционных проектов, реализуемых в особых экономических отраслевых зонах;

■ объем инвестиций, ежегодно осваиваемый резидентами особых экономических отраслевых

зон;

■ соотношение объема частных инвестиций на сумму бюджетных вложений, направленных на финансирование создания объектов инвестиционной инфраструктуры.

Усилия предпринимательских структур - оценка влияния государственных мероприятий, программ поддержки инвесторов на эффективность инвестиционных проектов.

Итак, для целей совершенствования инвестиционной инфраструктуры предпринимательства Архангельской области предложен комплекс мероприятий, включающий законодательные изменения, создание особых экономических зон, создание агентства инвестиционного развития, разработку системы поддержки потенциальных инвесторов и оценки эффективности отраслевой инвестиционной инфраструктуры.

Прогнозируемыми результатами предложенных мероприятий могут быть:

■ снижение уровня износа объектов инвестиционной инфраструктуры до 20% к концу 2019 г.;

■ повышение доступности информации о программах государственной поддержки инвесторов до 85 % к концу 2019 г.;

■ достижение количества инвестиционных проектов особых экономических отраслевых зон до 15 единиц к концу 2019 г.;

■ снижение средневзвешенного индекса риска Архангельской области к концу 2019 г. на 20 %;

■ повышение позиции Архангельской области в рейтинге регионов России по уровню инвестиционного потенциала до 41 места к концу 2019 г.

Основные выводы

Таким образом, анализ инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области позволил установить слабую инвестиционную активность субъектов МСП, высокие административные барьеры при взаимодействии предпринимательства с органами местной власти.

Результаты SWOT-анализа определили низкий уровень инвестиционного потенциала региона, а также высокий износ производственных мощностей предпринимательских структур. Подобные результаты также подтверждены в ходе беседы с собственниками и руководителями субъектов МСП.

Оценка инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска Архангельской области показала, что регион характеризуется низкой привлекательностью для реализации инвестиционных проектов.

Итоговым результатом анализа стало формирование дерева проблем инвестиционной инфраструктуры региона, в которой нашли отражение важнейшие препятствия инвестиционного развития субъектов предпринимательства региона.

Предложен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование существующей инвестиционной инфраструктуры приоритетных отраслей предпринимательства Архангельской области.

В качестве наиболее важных мероприятий можно выделить создание особых экономических отраслевых зон, создание профильного агентства инвестиционного развития отраслей предпринимательства региона.

Особое внимание заслуживают предложения по разработке программ поддержки и информирования потенциальных инвесторов, а также системы оценки эффективности инвестиционной инфраструктуры.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Значение полученных результатов для теории и практики

Предложенный механизм совершенствования инвестиционной инфраструктуры предпринимательства на примере Архангельской области вносит весомый вклад в формирование нового уровня взаимоотношений между государством и предпринимательским сектором. С точки зрения теории взаимодействия государства и предпринимательства предложен механизм объединения усилий, учитывающий особенности сторон.

При успешной реализации предложенных мероприятий уровень инвестиционной инфраструктуры региона уже к концу 2019 г. может быть значительно увеличен. Ожидаемыми результатами являются: снижение уровня износа основных средств на 20 %, повышение доступности информации о программах господдержки инвесторов до 85 %, организация 15 инвестиционных проектов в особых экономических отраслевых зонах, повышение позиции Архангельской области по показателю инвестиционного потенциала среди регионов России до 35 места.

Результаты исследования могут представлять интерес для представителей субъектов МСП, планирующих осуществление инвестиций. Предложенные рекомендации исследования могут стать ценным материалом для участников рынка, испытывающих проблемы с обновлением оборудования, нуждающихся в льготных условиях реализации инвестиционных проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Официальный сайт Правительства Архангельской области. URL: http://www.dvinaland.ru

2. Официальный сайт Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова. URL: http://www.aonb.ru

3. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. URL: http://arhangelskstat.gks.ru

4. Портал малого и среднего предпринимательства Архангельской области. URL: http://www.msp29.ru.

5. Заргарян А.М. Методология повышения эффективности государственного регулирования и внутрифирменного управления развитием современного предпринимательства: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 138 с.

6. Заргарян А.М. Гармонизация государственного регулирования и внутрифирменного управления предпринимательским сектором как основа повышения результативности бизнеса: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 127 с.

7. Инвестиционная привлекательность регионов - 2017: контуры роста. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». М., 2017. 32 с.

Поступила в редакцию 14.04.2018

A.M. Zargaryan

THE INVESTMENT INFRASTRUCTURE IMPROVING OF ARKHANGELSK REGION PRIORITY ENTREPRENEURSHIP SECTORS

The article is devoted to the problems of improving the investment infrastructure of entrepreneurships in the Arkhangelsk region. The main goal of this research is to identify problems of the investment infrastructure of priority entrepre-neurship sectors in the Arkhangelsk region, and to propose a complex of measures for increasing its level. Based on statistical analysis of entrepreneurship turnover indicators and the number of employees of business enterprises, the main tendencies development of entrepreneurship sectors in the Arkhangelsk region are established. The priority entrepreneurship sectors, which are of special social and economic importance for the region, are defined by applying the methods of expert evaluation and static analysis.

Based on government regulation and inner management expert estimation, problems of the investment infrastructure of entrepreneurship sectors in the Arkhangelsk region are identified. Using SWOT-analysis tools and the survey method, it is established that the regional investment potential is used not to the full extent, and the investment activity of entre-preneurships agents is low. The hypothesis of a high level of investment risk is confirmed.

A mechanism for complex improvement of the entrepreneurship investment infrastructure is proposed. Legislative changes, the establishment of a specialized agency for entrepreneurship sector investment development, and the development of a system aimed at supporting potential investors are provided for.

Special attention is given to measures aimed at creating special economic industrial zones, which can provide preferential terms for organization of new investment projects. A system of distribution of information on the regional investment infrastructure is worked out. The complex of the proposed measures is justified by developing a consistent effi-

ciency evaluation system of the regional investment infrastructure. The research results could be of interest for the en-trepreneurship sectors of the Arkhangelsk region.

Keywords: small and medium entrepreneurship, investment infrastructure, priority sectors, Arkhangelsk region, investment risks, efficiency of entrepreneurship sectors.

Заргарян Аршак Месропович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономики и управления

ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный униве] 162600, Россия, Вологодская область, г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5 E-mail: arshakz@inbox.ru

Zargaryan A.M.,

Candidate of Economics, Associate Professor at Department of economics and management

Cherepovets State University Lunacharskogo ave., 5, Cherepovets, Vologda region, Russia,162600 E-mail: arshakz@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.