Научная статья на тему 'Повышение доступности муниципальных контрактов для субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Вологодской области)'

Повышение доступности муниципальных контрактов для субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / MUNICIPAL CONTRACT / PRIORITY SECTORS / VOLOGDA REGION / EFFECTIVENESS OF ENTREPRENEURSHIP SECTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заргарян Аршак Месропович

Статья посвящена проблемам доступности муниципальных контрактов для субъектов предпринимательства. Основная цель исследования состоит в установлении проблем участия предпринимательских структур в муниципальных закупках, а также предложении комплекса мер по повышению доступности муниципальных контрактов. Проведен анализ теоретической мысли по вопросам государственной поддержки и вмешательства государства в экономику. При помощи анализа статистических показателей установлены основные тенденции развития отраслей предпринимательства региона. Применением методов экспертных оценок определены приоритетные отрасли предпринимательства, имеющие особое значение для региона. На базе экспертной оценки установлены проблемы участия субъектов предпринимательства Вологодской области в муниципальном контракте. Путем реализации инструмента SWOT-анализа и метода опроса установлены причины низкой конкурентоспособности субъектов предпринимательства в муниципальных аукционах. Подтверждена гипотеза слабого доступа предпринимательства к муниципальному заказу. Предложен механизм повышения доступности муниципальных контрактов для субъектов предпринимательства. Предусмотрено упрощение законодательных требований, создание регионального агентства по централизации функции закупок. Разработана система оценки эффективности предлагаемых мероприятий. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Вологодской области, участвующих в муниципальном заказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE ACCESSIBILITY OF MUNICIPAL CONTRACTS FOR SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP (ON THE EXAMPLE OF VOLOGDA REGION)

The article is devoted to the problems of municipal contracts accessibility for small and medium entrepreneurship. The main research aim is to establish the problems of entrepreneurship agent's participation in municipal contracts, and offer a set of measures to improve the municipal contract accessibility. The theoretical thought analysis on government support and government intervention in the economy is done. By applying the statistical analysis the main tendencies of regional entrepreneurship sectors development are established. With the help of expert evaluation methods the priority entrepreneurship sectors having special importance for the region are identified. Based on expert assessment, the problems of participation of Vologda region entrepreneurship agents in the municipal contract are established. By implementing the SWOT-analysis and survey method the author establishes the main reasons of entrepreneurship's low competitiveness in municipal contracts. It is confirmed the hypothesis of weak entrepreneurship access to municipal contract. The article proposes the mechanism of increasing municipal contract accessibility for entrepreneurship agents. It provides for the simplification of law requirements, founding the regional agency with central purchase function. A system for evaluating the effectiveness of proposed measures is elaborated. The total results of research could be of interest for the sectors of entrepreneurship in Vologda region involved in the municipal contract.

Текст научной работы на тему «Повышение доступности муниципальных контрактов для субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Вологодской области)»

280

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 338.242, 346.7 А.М. Заргарян

ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья посвящена проблемам доступности муниципальных контрактов для субъектов предпринимательства. Основная цель исследования состоит в установлении проблем участия предпринимательских структур в муниципальных закупках, а также предложении комплекса мер по повышению доступности муниципальных контрактов.

Проведен анализ теоретической мысли по вопросам государственной поддержки и вмешательства государства в экономику. При помощи анализа статистических показателей установлены основные тенденции развития отраслей предпринимательства региона.

Применением методов экспертных оценок определены приоритетные отрасли предпринимательства, имеющие особое значение для региона.

На базе экспертной оценки установлены проблемы участия субъектов предпринимательства Вологодской области в муниципальном контракте. Путем реализации инструмента SWOT-анализа и метода опроса установлены причины низкой конкурентоспособности субъектов предпринимательства в муниципальных аукционах. Подтверждена гипотеза слабого доступа предпринимательства к муниципальному заказу. Предложен механизм повышения доступности муниципальных контрактов для субъектов предпринимательства.

Предусмотрено упрощение законодательных требований, создание регионального агентства по централизации функции закупок. Разработана система оценки эффективности предлагаемых мероприятий. Результаты исследования могут представлять интерес для отраслей предпринимательства Вологодской области, участвующих в муниципальном заказе.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, муниципальный контракт, приоритетные отрасли, Вологодская область, эффективность отраслей предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство (далее МСП) в России развивается умеренными темпами, демонстрируя периоды подъемов и спадов. Как и в любой другой социально-экономической системе, предпринимательству требуется наличие устойчивых связей с внешней средой.

Эффективность малых и средних предприятий зависит от способности построения эффективных взаимосвязей между внутренними элементами, а также от возможности установления требуемых взаимоотношений с внешней средой.

В условиях российской экономики внешняя среда характеризуется жестким взаимодействием участников, стремлением к постоянному нарушению установленных государством правил, разработкой схем оптимизации налогообложения.

Не секрет, что, помимо негативного воздействия на бизнес, внешняя среда предоставляет возможности развития. В условиях насыщенности рынков, умеренной конкуренции, слабой платежеспособности потребителя особую важность приобретает возможность сотрудничества с государством.

Государственный и муниципальный контракт в сегодняшних условиях становится важным инструментом стимулирования экономики со стороны государства. Имея в своем портфеле государственный или муниципальный контракт, компания автоматически становится интересной для инвесторов, банков, покупателей и заказчиков.

В связи с высоким интересом предпринимательских структур к государственным и муниципальным контрактам возрастает конкуренция и уровень требований со стороны государственных учреждений. Наличие опыта выполнения аналогичных работ, необходимость обеспечения исполнения обязательств по контракту являются недосягаемыми требованиями для субъектов МСП.

Актуальность темы доступа предпринимательских субъектов к муниципальным контрактам не вызывает сомнений, поскольку в текущих экономических условиях участие в аукционах рассматривается как возможность достижения весомых конкурентных преимуществ.

Исследование организовано на примере участия субъектов МСП Вологодской области в муниципальных контрактах. Выбор региона обусловлен тем, что возможности роста предпринимательских субъектов в условиях рынка ограничены, что повышает привлекательность муниципального контракта.

Основной целью исследования является определение проблем участия субъектов предпринимательства в муниципальных закупках, а также разработка комплекса мероприятий по повышению доступности муниципальных контрактов для предпринимательства. Для достижения поставленной цели установлен ряд задач:

■ анализ отечественных и зарубежных теоретических исследований по вопросам государственной поддержки предпринимательского сектора, участия субъектов предпринимательства в муниципальных закупках;

■ установление тенденций развития отраслей предпринимательства Вологодской области;

■ определение приоритетных отраслей предпринимательства региона;

■ определение основных проблем, препятствующих участию субъектов предпринимательства в муниципальном заказе;

■ разработка мероприятий, позволяющих повысить доступность муниципальных контрактов для предпринимательских субъектов;

■ оценка эффективности предложенных мероприятий.

Мировая и отечественная научная мысль занимается исследованием социально-экономических процессов. Не являются исключением вопросы, связанные с участием субъектов МСП в муниципальных контрактах.

Важнейшая роль предпринимательских структур в экономике признается правительствами практически всех стран с рыночной экономикой. При этом ведущие экономические державы признают вариант государственного регулирования при помощи механизмов поддержки предпринимательского сектора. Современные зарубежные и отечественные исследований также признают важность государственной поддержки субъектов предпринимательства.

Особое внимание заслуживают исследования О.М. Вихоревой, М.Е. Кабир, Ю.Г. Чернышевой, I. Ьегпег, которые рассматривают различные аспекты государственной поддержки субъектов предпринимательства [1-4].

Современные российские ученые отводят важную роль системе поддержки отраслей предпринимательства со стороны государства посредством госзаказа. В частности, З.А. Дзантиева, О.Ю. Макаров в своих исследованиях обосновывают значимость государственного заказа для укрепления позиций субъектов предпринимательства [5; 6].

Разработаны также научно-обоснованные механизмы использования госзаказа для развития системы малого предпринимательства [7; 8].

Вопросам умеренного государственного вмешательства в экономические отношения посвящен ряд исследований. В данных учениях вмешательство государства в рыночные отношения признается наиболее подходящим способом государственного регулирования.

Одним из способов вмешательства государства в экономику является государственный заказ. Изучению инструмента государственного заказа посвящены исследования Л.И. Абалкина, А.Н. Асау-ла, М.В. Афанасьева, А.А. Яковлевой, О.М. Воробьев, А.И. Добрыниной, О.А. Демидовой [9; 10].

В зарубежной литературе вопросы государственного заказа и закупок в наибольшей степени затронуты в исследованиях таких ученых, как А. Алчиан, С. Арроусмит, Г. Демсец, А. Дэвис, О. Уильямсон [11; 12].

Основное внимание российских ученых сосредоточено на изучении особенностей участия субъектов МСП в муниципальных закупках. В большинстве случаев участие субъектов МСП в госзаказе сопровождается трудностями. Об этом говорят результаты исследований современных российских ученых Н.М. Борисовой, О.В. Крамаренко, И.С. Метелева, С.П. Фукиной, Г.Т. Гафуровой, Г.Н. Нотфуллиной [13-15].

Отдельное внимание заслуживает исследование И.И. Кротова, в котором автор раскрывает насущные проблемы субъектов предпринимательства при участии в государственных и муниципальных закупках [16]. Таким образом, государственный и муниципальный контракт является важной составляющей развития сектора предпринимательства. Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что большинство ученых признают необходимость развития сектора предпринимательства посредством государственного заказа.

Изучение опыта современных российских ученых подтверждает наличие целого ряда проблем участия субъектов МСП в государственном и муниципальном заказе. Авторы приходят к единому мнению о необходимости совершенствования процедур участия отдельных экономических субъектов в го-

сударственном и муниципальном заказе. В текущий момент времени вопрос участия в государственном и муниципальном заказе для субъектов предпринимательства представляется весьма затруднительным.

Для обоснования выдвинутой гипотезы реализовано исследование на примере отраслей предпринимательства Вологодской области [17; 18]. С одной стороны, Вологодская область характеризуется богатыми природными ресурсами, создающими предпосылки для осуществления предпринимательской деятельности, с другой стороны, основу экономики региона составляет крупное промышленное производство, которое определяет одностороннее развитие предпринимательского бизнеса. Подавляющая часть протекающих бизнес-процессов региона находится в высокой зависимости от крупного промышленного производства.

Интерес исследования к Вологодской области вызван относительно слабым уровнем развития предпринимательских процессов, низкой степенью использования потенциала к осуществлению бизнеса.

В ходе реализации исследования установлены проблемы участия предпринимательских структур в муниципальных закупках, предложен комплекс мероприятий по повышению доступности муниципальных контрактов для субъектов МСП.

Этап 1. Оценка экономико-географических факторов развития Вологодской области

Оценка природно-ресурсных факторов развития Вологодской области позволяет сделать сле-дующе выводы [19-21]:

■ выгодное экономико-географическое положение области определяется близостью к главным промышленным центрам страны: Москве и Санкт-Петербургу;

■ регион богат водными и лесными ресурсами, запасами песчано-гравийных материалов. Вместе с тем уровень лесовосстановительных работ низкий, качество лесных ресурсов ухудшается;

■ область обладает хорошими природно-климатическими условиями для развития молочного животноводства.

Оценка экономических факторов развития Вологодской области позволяет сделать следующие выводы [19-21]:

■ регион не обладает собственными энергоресурсами;

■ экономика региона основывается на промышленности (металлургическое и химическое производство, деревообработка), экспорте производимой продукции, агропромышленном комплексе;

■ уровень кадрового потенциала оценивается как низкий, наблюдается отток специалистов в столичные города.

Этап 2. Анализ показателей развития предпринимательского сектора Вологодской области

Этап 2.1. Оценка динамики оборота малых предприятий Вологодской области

Таблица 1

Динамика оборота малых предприятий Вологодской области по видам экономической деятельности (без учета микропредприятий)

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

Малые предприятия 94 802,5 115 884,8 117 098,4 127 603,2 135 427,2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3 279,0 3 180,3 3 394,0 3 444,0 3 658,8

Обрабатывающие производства 10 670,6 11 605,1 12 284,8 13 587,2 17 628,5

Строительство 8 264,6 9 816,3 8 139,9 9 009,5 13 692,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 56 585,8 74 054,3 77 228,6 85 006,1 80 616,8

Гостиницы и рестораны 4 731,9 3 551,2 2 595,4 2 796,1 3 293,3

Транспорт и связь 3 085,8 2 657,3 2 033,1 2 496,9 2 898,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5 757,4 7 444,6 7 254,2 7 535,3 8 634,7

Прочие 2 427,4 3 575,7 4 168,4 3 728,1 5 004,8

Приведенные в табл. 1 данные динамики оборота малых предприятий Вологодской области за период с 2012 г. по 2016 г. демонстрируют рост на 42,8 %. Значение показателя растет практически по всем отраслям предпринимательства региона, исключением является отрасль «Гостиницы и рестораны» (-30,4 %).

Этап 2.2. Оценка динамики количества малых предприятий Вологодской области Приведенные в табл. 2 данные динамики количества малых предприятий Вологодской области за период с 2012 г. по 2016 г. демонстрируют незначительные темпы снижения (-12,8 %). Наибольшее снижение показателя отмечается по таким отраслям, как сельское и лесное хозяйство (-39 %), транспорт и связь (-35,1 %), строительство (-30,9 %).

Таблица 2

Динамика количества малых предприятий Вологодской области по видам экономической

деятельности (без учета микропредприятий)

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

единиц единиц единиц единиц единиц

Малые предприятия 2 067 2 096 2 109 2 121 1 802

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 200 173 174 175 122

Обрабатывающие производства 334 322 330 331 296

Строительство 294 293 294 298 203

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 543 556 564 565 524

Гостиницы и рестораны 93 101 101 101 103

Транспорт и связь 108 114 112 112 70

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 321 366 367 370 287

Прочие 174 171 167 169 197

Источник: официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области // URL: http://vologdastat.gks.ru.

Таблица 3

Динамика численности работников малых предприятий Вологодской области по видам экономической деятельности (без учета микропредприятий)

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

человек человек человек человек человек

Малые предприятия 68 100 69 260 68 181 68 307 66 873

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6 029 5 467 5 250 5 310 5 118

Обрабатывающие производства 12 160 12 491 12 531 11 811 11 164

Строительство 8 862 8 614 8 599 8 915 8 712

Оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий 17 255 18 215 17 878 18 145 18 316

и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны 3 491 3 720 3 721 4 339 4 229

Транспорт и связь 3 968 3 758 3 288 3 405 3 365

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 12 299 12 143 11 868 11 254 10 707

Прочие 4 036 4 852 5 046 5 128 5 262

Этап 2.3. Оценка динамики численности работников малых предприятий Вологодской области

Представленные в табл. 3 данные динамики численности работников малых предприятий Вологодской области за период с 2012 г. по 2016 г. показывают относительную стабильность общего количества работников малых предприятий региона. При росте численности работников отрасли гостиницы и рестораны на 21,1 %, по остальным отраслям наблюдается снижение значения показателя: сельское и лесное хозяйство (-15,1 %), транспорт и связь (-15,2 %), операции с недвижимым имуществом (-12,9 %).

Итак, оценка динамики развития предпринимательства Вологодской области за период 2012— 2016 гг. по трем ключевым показателям показывает рост оборота малых предприятий за рассматриваемый период на 42,8 %, снижение количества малых предприятий на 12,8 %, снижение численности работников малых предприятий на 1,8 %.

Этап 3. Определение приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области

Для разработки комплекса мероприятий, направленных на решение существующих проблем развития предпринимательского сектора исследуемого региона, необходимо определить наиболее востребованные отрасли предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными параметрами выделения отдельных отраслей предпринимательства в сферу приоритетных для региона является установление значимости конкретной отрасли для предпринимательских процессов региона. Оценка отраслей предпринимательства построена на основе следующих статистических показателей: оборот малых предприятий; количество малых предприятий; численность работников малых предприятий.

В табл. 4 представлены данные по структуре оборота, количеству и численности работников малых предприятий Вологодской области.

Таблица 4

Распределение малых предприятий Вологодской области по видам экономической деятельности по итогам 2016 г. (без учета микропредприятий)

Оборот Количество предприятий Численность работников

млн руб. % единиц % человек %

Всего 135 427,2 100,0 1 802 100,0 66 873 100,0

Сельское хозяйство, охота и лесное

хозяйство 3 658,8 2,7 122 6,8 5 118 7,7

Рыболовство, рыбоводство 312,8 0,2 4,0 0,2 138,0 0,2

Обрабатывающие производства 17 628,5 13,0 296 16,4 11 164 16,7

Строительство 13 692,1 10,1 203 11,3 8 712 13,0

Оптовая и розничная торговля; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования 80 616,8 59,5 524 29,1 18 316 27,4

Гостиницы и рестораны 3 293,3 2,4 103 5,7 4 229 6,3

Транспорт и связь 2 898,2 2,1 70 3,9 3 365 5,0

Операции с недвижимым имуществом,

аренда и предоставление услуг 8 634,7 6,4 287 15,9 10 707 16,0

Прочие 4 692,0 3,5 193 10,7 5 124 7,7

Источник: официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области // URL: http://vologdastat.gks.ru.

Основная доля оборота малых предприятий Вологодской области по итогам 2016 г. приходится на такие отрасли, как оптовая и розничная торговля (59,5 % от общего оборота), обрабатывающие производства (13 % от общего оборота), строительство (10,1 % от общего оборота).

По количеству малых предприятий наибольшая доля приходится на такие отрасли, как оптовая и розничная торговля (29,1 % от общего количества), обрабатывающие производства (16,4 % от общего количества), операции с недвижимым имуществом (15,9 % от общего количества).

По показателю численности работников доминируют такие отрасли, как оптовая и розничная торговля (27,4 % от общей численности работников), обрабатывающие производства (16,7 % от общей численности работников), операции с недвижимым имуществом (16 % от общей численности работников).

Таблица 5

Определение приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области

Отрасли предпринимательства Структура показателя в разрезе отраслей предпринимательства по итогам 2016 г., % Вес показателя Отраслевой коэффициент с учетом веса Итоговый отраслевой коэффициент

Оборот Количество Численность работников Оборот Количество Численность работников Оборот Количество Численность работников

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,7 6,8 7,7 0,35 0,2 0,45 0,9 1,4 3,5 5,8

Рыболовство, рыбоводство 0,2 0,2 0,2 0,35 0,2 0,45 0,1 0,0 0,1 0,2

Обрабатывающие производства 13,0 16,4 16,7 0,35 0,2 0,45 4,6 3,3 7,5 15,3

Строительство 10,1 11,3 13,0 0,35 0,2 0,45 3,5 2,3 5,9 11,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 59,5 29,1 27,4 0,35 0,2 0,45 20,8 5,8 12,3 39,0

Гостиницы и рестораны 2,4 5,7 6,3 0,35 0,2 0,45 0,8 1,1 2,8 4,8

Транспорт и связь 2,1 3,9 5,0 0,35 0,2 0,45 0,7 0,8 2,3 3,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6,4 15,9 16,0 0,35 0,2 0,45 2,2 3,2 7,2 12,6

Прочие 3,6 10,7 7,7 0,35 0,2 0,45 1,3 2,1 3,5 6,9

Для получения экспертных данных структуры отраслей предпринимательства реализуем следующие этапы:

■ сопоставление структуры отраслей предпринимательства региона по трём ключевым показателям: оборот, количество, численность работников;

■ установление веса каждого из трёх ключевых показателей для развития экономики региона;

■ определение отраслевого коэффициента по каждому ключевому показателю с учетом веса;

■ расчет итогового отраслевого коэффициента по каждой отрасли предпринимательства региона. Итак, результатом выполнения представленной последовательности этапов является получение

данных табл. 5, которые определяют приоритетные отрасли предпринимательства Вологодской области:

■ оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования;

■ обрабатывающие производства;

■ операции с недвижимым имуществом;

■ строительство.

Для целей дальнейшего исследования в силу высокой социально-экономической значимости отрасли сельское и лесное хозяйство для экономики региона отобраны следующие приоритетные отрасли предпринимательства: розничная торговля пищевыми продуктами; строительство; сельское хозяйство; лесное хозяйство.

Этап 4. Оценка потенциала государственного регулирования и внутрифирменного управления приоритетных отраслей предпринимательства региона

Для определения потенциала роста приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области, сопоставления рыночных возможностей и потенциальных угроз осуществлен анализ по двум направлениям:

■ оценка потенциала государственного регулирования;

■ оценка потенциала внутрифирменного управления.

Оценка потенциала государственного регулирования приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области, представленная в табл. 6, позволяет выделить положительные и негативные тенденции государственного регулирования.

Таблица 6

SWOT-анализ факторов государственного регулирования приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области

Сильные стороны Слабые стороны

Мониторинг изменений внешних условий предпринимательской среды со стороны государства Высокие входные барьеры для участия субъектов МСП в муниципальных закупках

Угрозы Возможности

Низкая прозрачность процесса организации муниципальных закупок Возможность повышения прозрачности муниципальных закупок для субъектов МСП

Низкая степень информированности субъектов МСП о возможностях участия в муниципальных закупках Возможность повышения доли участия предпринимательских субъектов в муниципальных закупках

Основные тенденции взаимоотношений государства и предпринимательских субъектов:

■ государство осуществляет мониторинг изменений внешних условий предпринимательской среды;

■ имеется возможность повышения прозрачности процедур муниципальных закупок;

■ барьеры, препятствующие участию субъектов МСП в муниципальных закупках, оцениваются как высокие;

■ прозрачность процесса организации закупок низкая, информированность субъектов МСП о возможностях участия в закупках также низкая.

Оценка потенциала внутрифирменного управления приоритетными отраслями предпринимательства Вологодской области, представленная в табл. 7, позволяет выделить положительные и негативные тенденции внутрифирменного управления.

Таблица 7

SWOT-анализ факторов внутрифирменного управления приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области

Сильные стороны Балл Слабые стороны Балл

Доступность технологий, требуемых для развития бизнеса 4 Неэффективное планирование работы по участию в муниципальных закупках 3

Угрозы Возможности

Высокая степень информированности потребителя 3 Возможность одновременной работы на нескольких рыночных сегментах 4

К основным тенденциям внутрифирменного управления предпринимательскими субъектами относятся:

■ доступность технологий, с помощью которых можно развивать предпринимательский бизнес;

■ возможность одновременной работы на нескольких рыночных сегментах;

■ высокая степень информированности покупателя;

■ низкая эффективность планирования процессов по участию в муниципальных закупках.

В результате реализации элементов SWOT-анализа сформулированы важнейшие проблемы государственного регулирования и внутрифирменного управления приоритетными отраслями предпринимательства Вологодской области.

Этап 5. Оценка участия предпринимательских структур Вологодской области в муниципальных закупках

Для определения опыта участия субъектов предпринимательства в муниципальных закупках проведен опрос представителей приоритетных отраслей предпринимательства региона.

Таблица 8

Показатели участия предпринимательских субъектов приоритетных отраслей Вологодской

области в муниципальных закупках

Показатель Структура ответов респондентов

1. Доля выручки субъектов МСП от участия в муниципальных закупках

Более 50 % 3 %

31-50 % 5 %

10-30 % 21 %

До 10 % 71 %

2. Основные причины, препятствующие участию в муниципальных закупках

Наличие невыполнимых входных барьеров 36 %

Непрозрачность процесса организации муниципальных закупок 18 %

Ограниченность и несвоевременность получения информации о муниципальных закупках 46 %

Представленные в табл. 8 результаты исследования показывают, что доля участия приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области в муниципальных закупках низкая. Более 40 % респондентов ответили, что их доходы от участия в муниципальных закупках не превышают 10 %. В структуре выручки 21 % респондентов муниципальные контракты приносят доход от 10 % до 30 %. Доля организаций МСП, зарабатывающих на муниципальных контрактах более 50 % в структуре выручки, ничтожно мала.

Частные проблемы внутрифирменного управления

Неэффективное планирование работы по участию в муниципальных закупках

: Высокие входные барьеры для участия субъектов лрсдприниматсльс^ва в муниц и пальных закупках____;

Недостаточная прозрачность муниципальных закупок для субъектов малого и среднего _ лрсдприниматсльс^ва

: Низкая информированность предпринимательских : : субъектов о возможностях участия в муниципаль-: ных закупках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. Дерево проблем приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области в части

доступа к муниципальным контрактам В качестве основных причин низкой степени участия субъектов МСП в муниципальных закупках респонденты выделяют следующие: ограниченность информации, необходимой для участия в аукционе

Частные проблемы государственного _регулирования_

Низкая доля участия субъектов МСП в муниципальных закупках

(46 % ответов респондентов), высокие входные требования / барьеры со стороны заказчика (36 % ответов респондентов), низкая прозрачность процесса организации закупок (18 % ответов респондентов).

Таким образом, взаимодействие субъектов МСП с региональной властью в части участия в муниципальных закупках остается неудовлетворительным. Доля участия предпринимательских структур приоритетных отраслей Вологодской области в муниципальных контрактах является невысокой.

Итак, в результате анализа приоритетных отраслей предпринимательства Вологодской области сформировано дерево проблем в части доступа субъектов предпринимательства к муниципальным контрактам (рис.).

Этап 6. Повышение доступности муниципальных контрактов для субъектов малого и среднего предпринимательства Вологодской области

Этап 6.1. Упрощение требований муниципальных контрактов для субъектов малого и среднего предпринимательства

Усилия государства - адаптация условий проведения муниципальных аукционов к возможностям субъектов МСП:

■ внедрение обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке;

■ установление минимального ежегодного объема контрактов, подлежащих передаче в субподряд субъектам МСП;

■ внедрение практики обязательной негосударственной экспертизы начальных цен муниципальных закупок от 1 млн руб. для установления рыночных цен;

■ внедрение практики организации многолотовых конкурсов взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг (определение размера лотов с учетом возможностей субъектов МСП);

■ установление пониженных предельных размеров обеспечения заявок участия в закупках - не более 2 % от суммы контракта для субъектов МСП, не более 5 % - для остальных участников;

■ использование права не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта при проведении конкурентных закупок, в которых участниками являются только малые предприятия.

Усилия предпринимательских структур - максимальное использование возможностей муниципальных аукционов по направлениям поддержки субъектов МСП:

■ реализация мероприятий, позволяющих удовлетворять требования муниципальных контрактов, предъявляемых к участникам аукционов;

■ участие в аукционах на небольшие суммы, где больше шансов удовлетворения требованиям заказчика;

■ разработка ежегодных планов подготовки к участию в муниципальных аукционах - резервирование финансовых средств для внесения обеспечения исполнения контракта, высвобождение и подготовка специальной техники для выполнения требуемых работ;

■ проведение работы с финансовыми организациями по установлению на постоянной основе кредитных и гарантийных лимитов, предоставляющих возможность в любой момент времени привлекать кредиты и банковские гарантии для исполнения обязательств по муниципальным контрактам.

Этап 6.2. Создание регионального агентства по централизации функции муниципальных закупок

Усилия государства - унификация и стандартизация процедур проведения муниципальных закупок, повышение их прозрачности для потенциальных участников.

Создание на уровне региона агентства, уполномоченного размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных закупок. Для обеспечения прозрачности проводимых муниципальных закупок необходимо создать единую систему закупок. Подобная система позволит повысить доступ субъектов МСП к муниципальным заказам. Заказчик получит возможность снижения стоимости муниципального заказа за счет привлечения большего количества участников.

Для реализации процесса закупки необходимо создание региональной электронной площадки, в которой будут организованы все муниципальные закупки. Полномочия по организации закупок, подведению итогов и отбору поставщиков должны возлагаться на уполномоченное агентство.

Процесс организации работы регионального уполномоченного агентства:

Шаг 1. Установление порядка взаимодействия муниципальных заказчиков и уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Шаг 2. Разработка типовых контрактов на поставку отдельных товаров для обеспечения муниципальных нужд.

Шаг 3. Подготовка закупочной документации (включая корректировку технических заданий).

Шаг 4. Получение от муниципального заказчика заявки на проведение открытого конкурса, аукциона в электронной форме или запроса предложений.

Шаг 5. Организация взаимодействия с муниципальным заказчиком для подготовки окончательной закупочной документации.

Шаг 6. Организация экспертизы начальной максимальной цены контракта, сопоставление с конкурентными предложениями.

Шаг 7. Размещение закупочной документации о проведении открытого конкурса, аукциона в электронной форме или запроса предложений в единой информационной системе.

Шаг 8. Формирование закупочной комиссии в соответствии с профилем осуществления муниципальных закупок. В состав комиссии по конкретной закупке должны включаться как государственные служащие соответствующих ведомств, так и представители регионального бизнес-сообщества.

Шаг 9. Проведение закупочных процедур в соответствии с условиями конкурса и отбор поставщиков-победителей.

Шаг 10. Мониторинг закупок.

Кроме того, уполномоченное региональное агентство должно проводить работу:

■ унификация и упрощение закупочной документации с целью снижения трудозатрат заказчиков и поставщиков, упрощению процесса подготовки закупочных процедур (позволит снизить количество заявок, отклоняемых по формальным причинам);

■ нормативно-правовое регулирование и методическое обеспечение заказчиков муниципальных контрактов;

■ организационно-техническое сопровождение муниципальных контрактов.

Таблица 9

Прогнозируемые результаты предложенных мероприятий по повышению доступности муниципальных контрактов для субъектов предпринимательства Вологодской области

Фактические показатели Прогнозируемые показатели

Высокие входные требования к участникам муниципальных закупок (наличие опыта, основных средств, гарантия исполнения обязательств по контракту) Снижение входных требований к участникам муниципальных закупок на 50 % к концу 2019 г.

Доступность муниципального заказа для субъектов МСП региона оценивается на низком уровне в силу отсутствия возможностей выполнения сложных работ Повышение доступности муниципального заказа для субъектов МСП региона на 50 % к концу 2019 г. за счет выделения в рамках госзаказа классов работ по сложности, наличию опыта, технической оснащенности исполнителя

Доля участия субъектов МСП в муниципальных закупках в 2016 г. оценивается на уровне 15 % Увеличение доли участия субъектов МСП в муниципальных закупках до 30 % к концу 2019 г.

Усилия предпринимательских структур - стремление к полному использованию возможностей региональной электронной площадки для проведения муниципальных закупок, эффективное взаимодействие с уполномоченным органом по организации муниципальных закупок.

■ регистрация в региональной муниципальной электронной площадке в качестве участника муниципальных закупках;

■ полная проработка порядка взаимодействия с уполномоченным органом, осуществляющим муниципальные закупки;

■ изучение типовых форм контрактов и аукционной документации с целью предварительной подготовки к выполнению возможных требований;

■ использование информационных возможностей региональной электронной площадки в части изучения регламентов, статистики, прохождения обучения.

Таким образом, предложена совокупность мероприятий, направленных на повышение доступности муниципальных контрактов для субъектов МСП Вологодской области. Предложен механизм упрощения требований муниципальных контрактов для субъектов МСП, создания регионального агентства для централизации функции муниципальных закупок.

Оценка социально-экономической целесообразности предложенных мероприятий осуществлена на базе показателей эффективности. Прогнозируемые результаты предложенных мероприятий представлены в табл. 9.

Основные выводы

Таким образом, анализ доступности муниципального заказа для сектора предпринимательства Вологодской области позволил установить ряд насущных проблем. К числу основных проблем можно отнести низкую долю участия субъектов МСП в муниципальных закупках, недостаточную прозрачность процедур закупок, слабую информированность субъектов МСП о возможностях участия в закупках.

Результаты исследования по методам SWOT-анализа и беседы с собственниками субъектов МСП позволили установить низкую эффективность планирования работ по участию в муниципальных закупках со стороны предпринимательских субъектов, наличие существенных преград по участию в закупках.

Итоговым результатом аналитической работы стало формирование дерева проблем в части доступа субъектов предпринимательства к муниципальным контрактам. В дереве проблем нашли отражение важнейшие препятствия к участию субъектов предпринимательства в муниципальном заказе.

Предложен комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности муниципальных контрактов для субъектов МСП региона. Наиболее важными мероприятиями являются: упрощение требований муниципальных контрактов для предпринимательских структур; создание регионального агентства по централизации функции муниципальных закупок.

При успешной реализации предложенных мероприятий доступность муниципальных контрактов для субъектов предпринимательства региона к концу 2019 г. может быть повышена. Ожидаемыми результатами предложенных мероприятий являются: снижение входных требований к участникам муниципальных закупок на 50 % к концу 2019 г.; повышение доступности муниципального заказа для субъектов МСП региона на 50 % к концу 2019 г.; увеличение доли участия субъектов МСП в муниципальных закупках до 30 % к концу 2019 г.

Результаты исследования могут представлять интерес для представителей субъектов МСП, планирующих участие в муниципальных контрактах, а также для органов власти, занимающихся взаимодействием с субъектами предпринимательства по вопросам организации муниципальных закупок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вихорева О.М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ зарубежного и российского опыта: дис. ... канд. экон. наук. М., 2000.

2. Кабир М.Е. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт): дис. ... канд. экон. наук. М., 2003.

3. Чернышева Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий (теория и практика): дис. ... докт. экон. наук. Ростов н / Д, 2009.

4. Lerner J. Boulevard of Broken Dreams: Why Public Efforts to Boost Entrepreneurship and Venture Capital Have Failed - and What to Do About it. Princeton University Press, 2009.

5. Дзантиева З.А. Система государственной поддержки предпринимательской деятельности в современной России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

6. Макаров О.Ю. Направления поддержки малого предпринимательства посредством государственного заказа // Вестн. Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2016. № 13. С. 234-236.

7. Карпенко А.С. Разработка концепции использования системы государственного заказа для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства на примере Сахалинской области // Вестн. ИНЖЭКОНА, Серия Экономика. 2012. №3. С. 381-383.

8. Цатхланова Т.Т., Муняев О.С. Механизм формирования государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Калмыкия // Вестн. Калмыцкого ун-та. 2008. № 5. С. 30-38.

9. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопр. экономики. 1999. № 6.

10. Асаул А.Н. Роль государства в смешанной системе хозяйствования // Регион: политика, экономика, социология. 2002. № 1-2.

11. Alchian A. University Economics. Belmont, Calif.: Wadsworth. 1972.

12. Demsetz H., Alchian A. Production, Information Costs, and Economic Organization, American Economic Review, December 1972.

13. Борисова Н.М., Крамаренко О.В. Участие субъектов малого бизнеса в системе государственного заказа. Региональные особенности // Власть и управление на востоке России. 2016. № 2(75). С. 65-72.

14. Метелев И. С. Организационно-экономические особенности функционирования субъекта малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа // Вестн. Омского ун-та. Серия: Экономика. 2011. № 3. С. 80-85.

15. Фукина С.П., Гафурова Г.Т., Нотфуллина Г.Н. Государственные закупки как инструмент развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика региона. 2016. № 12. С. 1233-1243.

16. Кротов И.И. Проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // Вестн. Омского ун-та. Серия: Экономика. 2011. № 3. С. 80-85.

17. Заргарян А.М. Методология повышения эффективности государственного регулирования и внутрифирменного управления развитием современного предпринимательства: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 138 с.

18. Заргарян А.М. Гармонизация государственного регулирования и внутрифирменного управления предпринимательским сектором как основа повышения результативности бизнеса: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 127 с.

19. Официальный сайт Правительства Вологодской области. URL: http://www.vologda-oblast.ru

20. Портал экономического развития Вологодской области. URL: http://economy.gov35.ru

21. Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области. URL: http://rcpp35.ru

Поступила в редакцию 22.04.2019

Заргарян Аршак Месропович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» 162600, Россия, Вологодская область, г. Череповец, пр-т. Луначарского, д. 5 E-mail: arshakz@inbox.ru

A.M. Zargaryan

INCREASING THE ACCESSIBILITY OF MUNICIPAL CONTRACTS FOR SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP (ON THE EXAMPLE OF VOLOGDA REGION)

The article is devoted to the problems of municipal contracts accessibility for small and medium entrepreneurship. The main research aim is to establish the problems of entrepreneurship agent's participation in municipal contracts, and offer a set of measures to improve the municipal contract accessibility.

The theoretical thought analysis on government support and government intervention in the economy is done. By applying the statistical analysis the main tendencies of regional entrepreneurship sectors development are established. With the help of expert evaluation methods the priority entrepreneurship sectors having special importance for the region are identified. Based on expert assessment, the problems of participation of Vologda region entrepreneurship agents in the municipal contract are established. By implementing the SWOT-analysis and survey method the author establishes the main reasons of entrepreneurship's low competitiveness in municipal contracts.

It is confirmed the hypothesis of weak entrepreneurship access to municipal contract. The article proposes the mechanism of increasing municipal contract accessibility for entrepreneurship agents. It provides for the simplification of law requirements, founding the regional agency with central purchase function. A system for evaluating the effectiveness of proposed measures is elaborated.

The total results of research could be of interest for the sectors of entrepreneurship in Vologda region involved in the municipal contract.

Keywords: small and medium entrepreneurship, municipal contract, priority sectors, Vologda region, effectiveness of entrepreneurship sectors.

Received 22.04.2019

Zargaryan A.M., Candidate of Economics, Associate Professor at Department of economics and management Cherepovets State University

Lunacharskogo ave. 5, Cherepovets, Vologda region, Russia, 162600 E-mail: arshakz@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.