Научная статья на тему 'Современные проблемы и тенденции развития инвестиционных процессов в регионе'

Современные проблемы и тенденции развития инвестиционных процессов в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РЕГИОН / REGION / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INVESTMENT PROCESSES / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INVESTMENT INFRASTRUCTURE / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СФЕРА / BY AN INVESTMENT SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Выжлецова Н. Н., Лапочкина Л. В.

В число приоритетных задач управления регионом входит стимулирование инвестиционной деятельности, что непосредственно оказывает влияние на темпы экономического развития. В статье рассматривается инвестиционные процессы, протекающие в Архангельской области. Дается оценка инвестиционной привлекательности области, делается вывод, что инвестиционная инфраструктура Архангельской области развита слабо, ее уровень ниже, чем в среднем по России. Определены проблемы в инвестиционной сфере региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF INVESTMENT PROCESSES IN REGION

One of the foreground tasks of the regional control is investment strategy encouragement, which strongly influences the paces of economic development. Different investment processes taking place in Arkhangelsk region are described in this article. Investment potential of the region is evaluated accordingly with a conclusion that Arkhangelsk region investment infrastructure is undeveloped with if s level lower than on average in Russia. The main problems of investment sphere of the region are defined as well.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и тенденции развития инвестиционных процессов в регионе»

ВЫЖЛЕЦОВА Н.Н., ЛАПОЧКИНА Л.В.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНЕ

В число приоритетных задач управления регионом входит стимулирование инвестиционной деятельности, что непосредственно оказывает влияние на темпы экономического развития. В статье рассматривается инвестиционные процессы, протекающие в Архангельской области. Дается оценка инвестиционной привлекательности области, делается вывод, что инвестиционная инфраструктура Архангельской области развита слабо, ее уровень ниже, чем в среднем по России. Определены проблемы в инвестиционной сфере региона.

VYZHLECO VAN.N., LAPOCHKINA L. V

MODERN PROBLEMS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF INVESTMENT PROCESSES IN REGION

One of the foreground tasks of the regional control is investment strategy encouragement, which strongly influences the paces of economic development. Different investment processes taking place in Arkhangelsk region are described in this article. Investment potential of the region is evaluated accordingly with a conclusion that Arkhangelsk region investment infrastructure is undeveloped with ifs level lower than on average in Russia. The main problems of investment sphere of the region are defined as well.

Ключевые слова: управление, регион, инвестиционная деятельность, экономическое развитие, инвестиционные процессы, инвестиционная инфраструктура, инвестиционная сфера.

Keywords: management, region, investment activity, economic development, investment processes, investment infrastructure, by an investment sphere.

Важным аспектом региональной политики является инвестиционный климат. Привлечение инвестиционных ресурсов в экономику региона является непростой задачей, поскольку отбор объектов инвестиций осуществляется потенциальным инвестором достаточно субъективно, зачастую при недостатке информации об инвестиционном потенциале региона. Условия для инвестиционной деятельности значительно различаются по регионам, что связано как с разной материальной и ресурсной базой так и с разным уровнем развития рыночной инфраструктуры, отличиями в подходах региональных властей к управлению инвестиционными процессами. Одной из серьезнейших проблем регионального уровня организации инвестиционной деятельности является изыскание и мобилизация финансовых источников для капитальных

вложений, формирование и активизация инвестиционного рынка.

Темпы экономического развития регионов России в значительной степени определяются активностью инвестиционной деятельности на их территориях, что выдвигает проблему стимулирования и координации этой деятельности на одно из приоритетных мест в числе задач управления регионом. Применительно к региону необходимо расширить взгляд на инвестиции и инвестиционный процесс, так как общепринятый смысл, вкладываемый в эти понятия, базируется преимущественно на коммерческом подходе и подразумевает получение желаемых прибылей инвестором. В регионе могут быть и иные формы инвестирования, которые нельзя рассматривать с позиций только коммерческой выгоды. Задачи развития региона имеют социальную направленность, поэтому регулирование инвестиционных процессов должно приводить не только к росту экономических показателей, но и к улучшению качества жизни местного сообщества. Это обусловливает необходимость обеспечения открытости региональных инвестиционных процессов, системности в реализации инвестиционных проектов и определения их приоритетности в соответствии с целями социально-экономического развития региона.

В методологии экспертной оценки инвестиционной привлекательности региона можно выделить два возможных подхода: внешняя рейтинговая (ранговая) оценка, осуществляемая с определенной периодичностью (обычно один или два раза в год), и внутренняя ситуационная экспертная оценка, периодичность которой произвольна и приурочена к каким-либо событиям.

В оценке состояния инвестиционного климата в Архангельской области были использованы оба названных подхода. Результаты проведенных опросов экспертов, в качестве которых выступали работники администрации Архангельской области, депутаты Архангельского областного Собрания депутатов, представители малого и среднего бизнеса, преподаватели вузов и сотрудники СМИ, были дополнены анализом различных компонентов инвестиционных и кредитных рейтингов и их динамики в 2005-2007 гг.

Внутренняя экспертная оценка инвестиционной привлекательности Архангельской области была осуществлена по характеристикам, являющимися общепризнанными и наиболее показательными.

Показатели, выбранные для оценки инвестиционной привлекательности региона: уровень экономического развития региона; уровень развития инвестиционной инфраструктуры; демографическая характеристика региона; уровень развития коммерческой и финансовой инфраструктур; уровень криминогенных, экологических и политических рисков.

Экономическое развитие Архангельской области характеризуется экспертами как неравномерное и недостаточно стабильное, что объясняется недостаточно регулируемыми структурными сдвигами отраслевого и институционального характеров.

По региону в целом за 2007г. индекс промышленного производства по области составил только 100,4%, что было предопределено неравномерной динамикой различных отраслей. В целом экономический рост в 2007г.

оказался незначительным и все же составил 137%. Увеличились инвестиции в основной капитал, ввод в действие жилых домов (в 2 раза), оборот розничной торговли (на 41%). Конечно, экономический рост мог оказаться большим, если учесть развитость инвестиционной инфраструктуры; число подрядных строительных компаний; собственное производство энергетических ресурсов; наличие информационных систем и средств связи.

Особенностью области является концентрация населения в городах, сочетающаяся с относительной редкозаселенностью огромных «межгородских» пространств. Положение углубляется критически низкой плотностью путей сообщения (железных дорог - 3 км на тыс. км2; автомобильных дорог - 11,4 км на тыс. км2). В целом это негативный параметр. Поэтому проблему инвестиционной привлекательности области администрация начала решать в 2006г., приняв целевую программу по автомобильным дорогам.

Вторым фактором инвестиционной привлекательности является развитие строительной индустрии. Она оценивалась экспертами в прошлые годы как недостаточное. В настоящее время ситуация несколько улучшается. Сегодня проходят модернизацию 85 объектов инфраструктуры по всем районам за счет бюджета. Это важно в связи с изношенностью сетей: котельных, водопроводов и т.д.

Третий фактор, связанный с обеспечением энергоресурсами, не вызывает сомнения у экспертов. В перспективе решить эту проблему можно, увеличив инвестиционные ресурсы. Кроме того, энергетическая проблема порождает и дополнительные экологические трудности. Архангельская область выбрана в качестве «пилотного региона» Киотского протокола и Рамочной Конвенции ООН и включена в федеральную инвестиционную программу развития атомной энергетики России. Первый энергоблок атомной станции планируется построить к 2010г. Без эффективного энергообеспечения в регионе трудно решить проблему формирования позитивного инвестиционного климата.

Из других характеристик инвестиционной инфраструктуры экспертами оценивается развитие информационных систем и средств связи. Это обусловлено деятельностью компании «Артелеком», филиала АО «СевероЗападный телеком» и 800 предприятий связи, а также развитием мобильной связи и Интернета.

Представленные характеристики показывают, что в целом инвестиционная инфраструктура Архангельской области развита слабо, ее уровень ниже, чем в среднем по России.

Острой проблемой инвестиционной привлекательности региона является демографическая ситуация. Все эксперты отмечают негативную динамику двух базисных демографических показателей: естественный прирост/убыль населения и миграционный приток/отток населения. В обоих случаях область в последние годы имеет отрицательные значения показателей. Поэтому в 2006г. впервые была принята «Концепция семейной политики и демографического роста», разработан план ее реализации и конкретные меры

по выполнению.

Сложность проблеме придают периодические обсуждения возможных типов хозяйственного освоения и заселения северных территорий. Обсуждается возможность и целесообразность замещения постоянного проживания населения на северных территориях на временное проживание, обосновывается эффективность вахтового способа хозяйственного освоения территорий.

Огромная роль в формировании инвестиционного климата принадлежит финансово-банковскому сектору. В оценке уровня коммерческой и финансовой инфраструктуры используются базисные показатели, характеризующие число банковских учреждений, товарных бирж, инвестиционных и страховых компаний, совместных фирм с зарубежными партнерами.

Из названных параметров в области заслуживают внимания экспертов только кредитно-банковская инфраструктура (число банковских учреждений) и международная кооперация бизнеса (число СП). Другие параметры просто имеют отрицательную оценку. Нет товарных бирж в области. Реально действует лишь одна региональная инвестиционная компания «Архангельск», которая является уполномоченной организацией по предоставлению поручительств на конкурсных отборах субъектов малого предпринимательства. В области, по данным Департамента экономического развития, в качестве потенциальных инвесторов, посредников и источников инвестиционных ресурсов присутствуют российские и зарубежные инвесторы, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. Представлены они различными фондами, группами компаний, финансово-промышленными корпорациями, бизнес-центрами и подобными структурами.

Чуть лучше положение в кредитно-банковской сфере области, которая представлена кредитными организациями, зарегистрированными на территории области, действующими филиалами кредитных организаций, зарегистрированных за пределами области, российскими кредитными организациями федерального уровня и зарубежными кредитными организациями. В общем количестве кредитных организаций областных банков всего три: ЗАО Акционерный коммерческий банк «Первый Судоходный банк», ЗАО Архангельский железнодорожный коммерческий банк, ЗАО Коммерческий банк «Северный кредит». А вот действующих филиалов банков и представительств зарегистрировано в области 20 единиц. В большинстве районов области функционирует только филиал Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации - Архангельское отделение.

Следует отметить, что в последние годы стали проявлять деловую активность зарубежные (международные) кредитные организации -Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР и Всемирный банк МБРР (Представительство Всемирного банка в России). Ситуация в отношении кредитной сферы в Архангельской области относительно предшествующих 10 лет несколько улучшилась. По мнению экспертов, при достаточном

желании кредитные ресурсы в качестве источников инвестиций в области можно найти в избыточном количестве.

Международное партнерство в Архангельской области определяется ее территориальным положением и имеющимися природными ресурсами. В целом оно за прошедшее пятнадцатилетие развивалось неравномерно. В области зарегистрировано 251 предприятие с долевым участием иностранного капитала и 91 компания иностранной собственности. Страны-собственницы таковы: Финляндия, США, Великобритания, Германия, Швейцария, Австрия, Нидерланды, Дания, Греция, Бельгия.

Таким образом, из пяти наиболее значимых параметров коммерческой и финансовой инфраструктур в области благополучным является лишь один -уровень развития международного партнерства. В развитии кредитной сферы наметились положительные тенденции - появились кредитные источники инвестирования, поэтому его можно характеризовать как позитивную оценку. Три остальных параметра приходится признать как неудовлетворительные, то есть недостаточно развитые, не усиливающие позиции инвестиционной привлекательности Архангельской области. Наоборот, они уменьшают привлекательность из-за угрозы захвата позиций в региональной инфраструктуре столичными московскими и питерскими бизнес- и финансовыми структурами.

Мнения экспертов не единодушны, так как одни считают регион в отношении инвестиционных рисков благополучным, другие эксперты не разделяют подобных оптимистических представлений. Ситуация объясняется тем, что детальный анализ инвестиционных рисков в области длительное время не осуществлялся. Однако как минимум в отношении двух типов рисков положение в области неблагополучно - это повышенные экологические и социальные риски. В отношении других рисков ситуация не столь очевидна, поэтому их уровень можно принять как находящийся в пределах средней российской нормы. Это относится к политическому, криминальному и другим видам рисков. В отношении законодательного риска ситуация в области складывается несколько лучше. Для этого были приняты необходимые для инвестиционной деятельности законы, регламентирующие инвестиционную деятельность: от 15 сентября 1999г. №157-24-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Архангельской области», от 26 мая 1999г. №124-22-ОЗ «О государственных гарантиях исполнения обязательств на территории Архангельской области», от 5 июня 2001г. №37-6-ОЗ «О порядке применения инвестиционного налогового кредита».

Внутренняя ситуационная оценка экспертами инвестиционной привлекательности области показала, что многие факторы, стимулирующие инвестиционную активность, находятся на уровне хуже, чем в целом по России. Эти негативные показатели инвестиционной ситуации в области на сегодняшний день требуют решения. Однако в общих тенденциях деловой активности и развития инвестиционных процессов намечаются и осуществляются и позитивные перемены.

Групповой рейтинговый ранг области в 2006-2007 гг. остается таким же,

как и в 2005-2006 гг. («пониженный потенциал - умеренный риск» (3В1)). В ранговой группе Архангельской области «3В1» находятся 25 регионов, в том числе Калининградская, Вологодская и Мурманская области и Республика Коми. Так, в 2006-2007 гг. по инвестиционному риску наш рейтинг повысился на два пункта: с двадцать седьмой позиции в 2004-2005 гг. до двадцать пятой позиции, но в 2006-2007 гг. понизился на двадцать пунктов до сорок пятой позиции. Рейтинг по инвестиционному потенциалу в 2006-2007 гг. повысился до сорок второй позиции.

Элементный анализ рейтинга инвестиционного потенциала области показывает, что занимаемые позиции по различным потенциалам не одинаковы. Хуже обстоят дела в регионе с инфраструктурным потенциалом -67-й ранг, производственным - 46-й ранг и инновационным - 44-й ранг. При этом повысился институционный потенциал - с 47-го до 39-го. Более удачная позиция в Архангельской области по потребительскому потенциалу - 34-й ранг, что выше общего ранга потенциала на 8 пунктов. Самый же высокий рейтинг в Архангельской области по природно-ресурсному потенциалу - 19-й ранг (превышение общего на 23 пункта).

Отставание Архангельской области в развитии кредитной сферы подтверждается тем, что кредитный рейтинг регионам области вообще не присвоен.

Особое значение для развития экономики Архангельской области имеют инвестиции в основной капитал, объем которых в 2005 году вырос по сравнению с 2003 годом на 38%. В таблице 1 представлены источники инвестиций в основной капитал.

Таблица 1

Структура инвестиций в основной капитал Архангельской области по источникам финансирования, в % к итогу

Источник финансирования 2001 2002 2003 2004 2005

Инвестиции в основной капитал - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в т.ч. собственные средства 30,7 26,9 30,7 47,0 31,3

Привлеченные средства 69,3 73,1 69,3 53,0 68,7

-бюджетные средства 9,7 6,2 7,0 5,7 6,8

-из федерального бюджета 4,9 2,9 3,2 3,2 2,8

-из областного бюджета 4,7 3,1 3,2 1,9 3,5

-из местного бюджета 0,1 0,2 0,6 0,6 0,5

Из представленных в таблице данных следует, что рост объема инвестиций в обновление производственных фондов обеспечивается в основном за счет заемных средств предприятий кредитов банков, доля инвестиций из федерального бюджета примерно равна доли капиталовложений из регионального бюджета, доля внебюджетных инвестиционных фондов ничтожно мала.

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал по формам собственности на территории _Архангельской области за 2005-2007 гг., млн. рублей_

Показатели Годы

2005 2006 2007

Инвестиции в основной капитал, в т. ч. по формам собственности: 25244,1 38639,1 29550,0

российская 22113,8 24535,8 17434,5

государственная 4367,2 3825,3 1773

муниципальная 555,4 540,9 561,5

частная 15398,9 19242,3 14095,3

смешанная российская 1741,8 927,3 1034,3

иностранная 151,5 811,4 384,2

совместная российская и иностранная 2978,8 13291,9 11701,8

На протяжении периода с 2005 по 2007 года в экономике области наблюдалась высокая инвестиционная активность. Прирост объема инвестиций в 2006 году в основной капитал по сравнению с 2005 годом составил 59,2%, а объем инвестиций в основной капитал за 2007 год увеличился по сравнению с 2006 годом на 20,4%.

В таблице 2 представлены инвестиции в основной капитал по формам собственности на территории Архангельской области за 2005-2007 годы, где хорошо видно, что в 2006 году инвестиционная активность самая большая. В этот год было завершено строительство газопровода, модернизация производств ЦБП, приняты федеральные и областные целевые программы. Произошло увеличение иностранных инвестиций на 232,7 млн. рублей, или на 153,6%, что говорит о росте привлекательности региона.

□ Производство

□ Транспорт и связь

□ Сельское хозяйство

□ Добыча полезных ископаемых

□ Прочие

Рис. 1. Структура инвестиций по видам экономической деятельности

Архангельской области

Собственные средства организации являются основным источником (по крупным и средним организациям) финансовых вложений. С каждым годом их значение увеличивалось. Так, в 2005 году они составляли 55,1%, а уже в 2006 и 2007 годах - 80,5% и 81,5% соответственно.

Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности области в 2007 году представлено на рис.1.

Большая часть инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, при этом 88% от их объема вкладывается в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых.

Объем иностранных инвестиций в Архангельскую область составил в 2007г. 384,2 млн.руб.(таблица 3). В структуре иностранных инвестиций (см. таблицу 4) наибольший удельный вес занимают вложения в добычу полезных ископаемых (71,8%). Инвестиции в обрабатывающие производства увеличились на 45,33 млн. рублей, или на 368,5%. Все это говорит о том, что данная отрасль с каждым годом становится все более привлекательной для инвесторов. Основными странами-инвесторами являются США (66%), Франция (14%), Великобритания (8,5%).

Таблица 3

Иностранные инвестиции по видам деятельности за 2005-2007 годы,

млн. рублей

Показатели Годы

2005 2006 2007

Всего, в том числе: 151,5 811,4 384,2

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,2 10,5 3,8

добыча полезных ископаемых 108,5 620,7 305,8

обрабатывающие производства 12,3 135,5 57,63

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6,9 35,7 8,4

строительство 1,5 0,1 0,1

транспорт и связь - 8,1 3,4

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 21,4 0,8 3,4

прочие 1,5 0,1 2,3

В 2006 году, благодаря участию в федеральных целевых программах, удалось увеличить объем федеральных средств, привлеченных в регион, с 900 млн. рублей в 2005 году до 1,7 млрд. рублей.

Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета 29 областных целевых программ в 2007 году составил почти 3,3 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года более чем в четыре раза. На 2008 год запланирована реализация уже 34 программ с общим объемом финансирования из областного бюджета 4,5 млрд. рублей.

Таблица 4

Структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в 2007 году.

Показатели В % к итогу

Общий объем 100

В том числе: сельское хозяйство 0,8

добыча полезных ископаемых 71,8

обрабатывающие производства 8,3

производство и распределение электроэнергии, газа, воды 4,6

операции с недвижимым имуществом 14,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прочие 0,1

Все это позволило начать решение ключевых для развития области задач по жилищному строительству (из областного бюджета было выделено на 80 млн. рублей больше, чем в 2006 году) и развитию инфраструктурного комплекса области (всего было выделено 2,3 млрд. рублей).

Однако привлечение инвестиций - это не только и даже не столько реализация целевых программ. В ближайших планах - внедрение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), важнейшего и наиболее универсального механизма государственной инвестиционной политики. Так, реализация проекта «Развитие глубоководного района Архангельского морского порта» может быть осуществлена как раз на основе ГЧП. Государственное участие в проекте позволит обеспечить комплексных подход к его реализации, при котором строительство глубоководного района Архангельского морского порта будет скоординировано со строительством железнодорожных и автомобильных подходов к порту - развитием всей необходимой инфраструктуры.

Реализация проектов по созданию самих портовых комплексов должна осуществляться за счет средств инвесторов и привлекаемых внебюджетных источников. Результатом такого партнерства будет не только экономический эффект (возрастет грузооборот порта, увеличатся налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, повысится инвестиционная привлекательность региона и т.д.), но и социальный: будут созданы новые рабочие места, станет развиваться социальная инфраструктура.

При наличии положительных тенденций в инвестиционной сфере региона существует немало проблем. Так, роль банковского сектора остается незначительной, что вызвано следующими проблемами:

большой риск долгосрочных вложений - для банков безопаснее кредитование производства для пополнения оборотных средств;

долгосрочные ресурсы банков недостаточны для того, чтобы увеличить инвестиционное кредитование без ущерба собственной ликвидности;

инвестиционные проекты, предлагаемые промышленными

предприятиями, не имеют надежного обеспечения, глубокой маркетинговой проработки, четкого технико-экономического обоснования.

В результате предлагаемые банками условия кредитов достаточно жесткие и непривлекательные для предприятий. Кроме того, в регионе недостаточно внимания уделяется другим (помимо налоговых льгот) формам поддержки инвесторов, недостаточно развита инфраструктура инвестиционного рынка и его информационное обеспечение.

Проблемы в инвестиционной сфере Архангельской области характерны для большинства регионов России, что приводит к появлению негативных тенденций, таких, как утечка финансовых ресурсов из регионов в центр. Для решения проблем и преодоления негативных тенденций необходим комплексный подход, учитывающий исходные характеристики и перспективы развития инвестиционных процессов в регионе.

Литература

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. / Росстат. - М.: Росстат, 2006г.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. - М.: Росстат, 2007г.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат. - М.: Росстат, 2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.