very important to the strategy of both social and economical development of the whole state, to Russian economy today.
Key words: Automobile industry, automobile industry cluster, economical development, region, regional economical development, strategy of social and economical developmentof region.
Martyshkin Aleksey Sergeevich, postgraduate, martyshkin@,bk. ru, Russia, Samara, Samara University
УДК 330.332
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
А.Н. Фомина
Рассматриваются актуальные вопросы формирования благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона на примере Брянской области. Анализируя результаты региональной инвестиционной деятельности, автор выделяет нерешённые проблемы, которые негативно влияют на инвестиционную привлекательность территории. С целью решения существующих проблем предлагается комплексный механизм формирования региональной инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, региональные органы власти.
В условиях экономического кризиса повышение инвестиционной привлекательности региона, создание комфортных условий для инвесторов и формирование благоприятного инвестиционного климата является важной стратегической задачей региональных органов власти.
В научной литературе инвестиционная привлекательность определяется «как взаимосвязь инвестиционного потенциала (совокупность условий, факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов) и инвестиционных рисков (совокупность факторов, под воздействием которых складывается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в условиях неопределенности результатов инвестиционной деятельности или вероятность полного или частичного не достижения результатов для осуществления инвестиций)» [1].
Таким образом, инвестиционная привлекательность - это совокупность разнообразных факторов (экономических, социальных, организационных, природных, экологических, нормативно-правовых, политических), характеризующих региональный инвестиционный климат и их комплексная оценка со стороны инвесторов при принятии ими решений об осуществлении инвестиций в регион. Иными словами, инвестиционная привлекательность -
это результат всесторонней оценки инвесторами благоприятных и неблагоприятных факторов региональной инвестиционной среды.
При этом следует отметить, что инвестиционная привлекательность региона является важной характеристикой регионального инвестиционного климата и инвестиционной политики. Уровень региональной инвестиционной привлекательности является решающим фактором для инвесторов, принимающих решение об инвестировании в регион, о вложении инвестиций в бизнес-проекты.
Анализ существующего опыта и научных исследований свидетельствует о том, что региональные органы власти оказывают непосредственное влияние на активизацию инвестиционной деятельности, на создание благоприятного инвестиционного климата, на повышение инвестиционной привлекательности региона. Ученые считают, что основными составляющими факторами формирования инвестиционной привлекательности территорий являются:
-создание благоприятных условий для привлечения инвестиций; -структурные преобразования в экономике региона; -обеспечение ценовой стабильности на энергоносители и др. [2]. Очевидно, что инвестора будут привлекать следующие слагаемые инвестиционной привлекательности:
-территориальная привлекательность; -налоговая привлекательность; -финансовая привлекательность; -кадровая привлекательность; -инфраструктурная привлекательность; -нормативно-правовая привлекательность.
При оценке региональной инвестиционной привлекательности исследователи предлагают учитывать важные положения инвестиционной деятельности:
-каждому виду инвестиций необходим соответствующий инвестиционный климат;
- инвестиционная политика должна учитывать интересы всех субъектов инвестиционной деятельности: как инвесторов, так и получателей инвестиций;
- инвестиционной политике должны быть присущи инновационность, стабильность и гибкость [3].
Анализ статистических показателей и научных работ свидетельствуют о том, что «инвестиционный климат в регионах России в целом неблагоприятен, однако существенно отличается от региона к региону. Эта неравномерность показывает, что не только федеральные законодатели и правоприменители, но и руководители регионов несут ответственность за инвестиционный климат» [4].
В данном контексте охарактеризуем инвестиционную привлекательность Брянской области, опираясь на исследования национального агентства «РАЭКС - Аналитика», которое проводит ежегодную независимую социаль-
но-экономическую оценку субъектов РФ с точки зрения их привлекательности для реализации инвестиционных вложений.[5]
Агентство анализирует инвестиционную привлекательность регионов на основе характеристики их инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Эксперты, оценивая результаты инвестиционной деятельности, присваивают каждому региону «рейтинг инвестиционной привлекательности
- индекс, определяющий отношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона. По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из 13 рейтинговых категорий».^]
В течение нескольких лет Брянская область в рейтинге инвестиционной привлекательности относится к 9 рейтинговой категории «пониженный потенциал - умеренный риск (3В1)» [6].
Опираясь на статистические данные рейтинга, рассмотрим ранги инвестиционного потенциала Брянской области (табл. 1).
Таблица 1
Инвестиционный потенциал Брянской области (2011 - 2016 гг.) [6]
Го- Ранг по- Ранг Доля в обще- Ранги составляющих инвестиционный
ды тенциала рис- российском капитал
ка потенциале Изменения ранга к преды-
Трудовой Потребительский Производственный Финансовый Институциональный Инновационный Инфраструктурный Природно-ресурсный Туристический
2011 45 47 0,703 42 37 52 41 44 39 14 67 49 0
2012 41 34 0,721 40 35 52 38 33 41 14 67 52 4
2013 43 36 0,714 42 35 53 38 28 44 18 67 51 -2
2014 43 53 0,740 42 34 52 37 33 52 13 67 52 0
2015 43 38 0,741 39 36 50 45 48 45 12 69 54 0
2016 47 36 0,7 41 36 47 47 46 46 14 69 52 -4
Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что ранги инвестиционного потенциала в последние годы в регионе остаются без существенных изменений. Отметим, что продолжающийся кризис в экономике соответственно отразился в 2016 г. на уменьшении ранга потенциала на 4 пункта.
Вместе с тем, по-прежнему, остаются привлекательными для инвесторов природно-ресурсный (ранг-67-69), туристический (ранг-51-54), потреби-
тельский (ранг-34-36) и производственный (ранг-47-53) потенциал региона. Как видим, в регионе имеются необходимые условия и ресурсы для привлечения инвесторов и развития бизнеса: выгодное транспортно-географическое положение (область граничит с Республикой Беларусь и Украиной, Калужской, Курской, Орловской и Смоленской областями; находится на пересечении важных федеральных автотрасс:М-3-Москва-Киев, М-13-Брянск-Кобрин, А-141-Орёл-Рославль), хороший уровень природных запасов (ценные породы древесины, фосфаты, торф, глина, мел, стекольные пески и др.), наличие квалифицированной рабочей силы, достаточный уровень производственного потенциала, увеличивающиеся финансовые возможности, активизация инновационной деятельности, туристическая привлекательность. Однако, эти факторы используются не в полной мере. К тому же, серьёзным препятствием для привлечения инвестиций является низкий уровень региональной инфраструктуры.
Далее оценим ранги инвестиционного риска Брянской области (табл. 2).
Таблица 2
Инвестиционный риск Брянской области (2011 - 2016 гг.) [6]
Годы Ранг риска Ранг потенциала Ранги составляющих инвестиционный риск
Социальный Экономический Финансовый Криминальный Экологический Управленческий Изменения ранга к предыдущему периоду
2011 47 45 32 45 62 63 28 44 4
2012 34 41 11 45 60 40 29 38 13
2013 36 43 9 48 59 26 29 46 -2
2014 53 43 19 48 68 39 28 54 -17
2015 38 43 26 42 64 6 25 46 15
2016 36 47 10 44 66 3 25 46 2
Из данных табл. 2 следует, что инвестиционный риск в регионе в целом снижается, об этом наглядно свидетельствует положительная динамика 2015 года (уменьшение риска на 15 пунктов). В 2016 году социальный риск уменьшился на 16 пунктов, криминальный риск составил всего 3 пункта, что, несомненно, является привлекательными факторами для инвесторов. Однако, по-прежнему, остаются высокими ранги финансового (ранг-66-68), управленческого (ранг-46-54) и экономического (ранг-42-44) рисков, существенно влияющие на инвестиционную привлекательность в регионе.
С нашей точки зрения, негативно отражается на инвестиционном климате в регионе, прежде всего, управленческий риск. Анализ управленче-
ской деятельности региональных органов власти свидетельствует о наличии существенных проблем:
-неэффективное управление региональным бюджетом; -неспособность органов региональной власти активно привлекать необходимый для развития экономики объем инвестиций;
-негативные информационные поводы о коррупционной составляющей в регионе;
-низкое качество социально-политических институтов и борьба региональных бизнес-элит за сферы влияния.
Очевидно, что методы, которые использует региональная власть при выстраивании отношений с бизнесом и инвесторами, приводят к тому, что управленческий риск остается главным препятствием при инвестировании в Брянскую область. Региональным органам власти следует доказывать бизнесу, в т.ч. и иностранному, что работать на территории региона безопасно и выгодно.
Следует подчеркнуть, что недостаточно эффективное региональное управление сказывается на возрастании уровня финансового и экономического рисков в регионе. В частности, высокий уровень финансового риска объясняется высокой текущей долговой нагрузкой, высоким уровнем кредиторской задолженности, невозможностью покрывать расходы за счет собственных доходов. Так, объём государственного долга Брянской области на 01.01.2016 г. составил 12853 млн руб.; а на 01.01.2017 г. - 12998 млн руб., что свидетельствует о достаточно высоком уровне долгового бремени.[7] Эксперты характеризуют уровень кредитоспособности Брянской области как средний (рейтинг-ББ+: 61 место из 83 субъектов РФ), уровень риска оценивается как повышенный [8].
По итогам 2015 года дефицит бюджета (отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета) составил 58,6 %. В консолидированный бюджет Брянской области поступило налоговых и неналоговых доходов в объеме 21126,3 млн руб., что на 332,9 млн руб. меньше, чем в 2014 году (98,7 %). В общем объеме собственных доходов консолидированного бюджета поступления в областной бюджет составили 19100,8 млн руб., или 97,9 %, к 2014 году [9]. К тому же необходимо отметить, что в течение последних лет социально-экономические показатели Брянской области ухудшаются. Так, в 2012 году регион по уровню социально-экономического положения находился на 54-й позиции, а в 2015 году - на 59-й позиции [10].
Низкий уровень социально-экономического положения региона и его инвестиционной привлекательности не обеспечивают приток внешних инвестиций в Брянскую область. В частности, в экономику региона, по сравнению с соседними областями, поступает небольшой объём прямых иностранных инвестиций. Так, по итогам 2015 г. в регион поступило всего 6 млн дол. иностранных инвестиций, в то время как в Липецкую область - 542 млн дол., в Калужскую область - 365 млн дол., в Тульскую область-323 млн дол., в Смоленскую область - 162 млн дол. [11]
Анализ результатов региональной инвестиционной деятельности позволяет выделить ряд нерешенных проблем, которые негативно сказываются на инвестиционной привлекательности региона:
- ограниченность действующих механизмов в региональном инвестиционном законодательстве;
-недостаточная прозрачность процессов и результатов инвестиционной деятельности: отсутствие развитой инфраструктуры на предлагаемых инвестиционных площадках, небольшое количество готовых производственных площадок;
-длительные процедуры и высокие издержки при получении разрешений на строительство и подключение к системам электроснабжения;
-слабое межведомственное электронное взаимодействие госстурктур и сетевых организаций (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, канализации и т.д.);
-недостаточное использование электронных технологий для ускорения административных процедур;
-небольшое количество новых инвестиционных проектов и соглашений, в т.ч. проектов реализуемых совместно с Федеральными институтами развития;
-низкий объем привлеченных инвестиций в основной капитал, а также в рамках проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), реализуемых на территории региона;
-малоквалифицированное сопровождение инвесторов, недостаток компетенции у сотрудников органов, осуществляющих выдачу разрешений;
-слабое информационное обеспечение инвестиционной привлекательности региона.
В частности, на имеющиеся проблемы указывается в Послании Губернатора региона А.В. Богомаза к Брянской областной Думе. В Послании подчеркивается, что «инвесторы, по-прежнему, сталкиваются с длительными процедурами и высокими издержками при получении разрешений на строительство и подключение к системам энергоснабжения». В Послании отмечается, что «в среднем по регионам России для получения разрешения на строительство требуется от семидесяти восьми до трехсот восемнадцати дней. При этом выполняется 8 процедур. В Брянской области время получения разрешения составляет 160-170 дней, при этом выполняется до 26 процедур» [12].
Исходя из сложившейся ситуации, мы полагаем, что для повышения инвестиционной привлекательности Брянской области требуется комплексный механизм, сочетающий меры, как по увеличению инвестиционного потенциала, так и по снижению инвестиционного риска.
С нашей точки зрения, комплексный механизм должен предусматривать реализацию следующих направлений:
-внедрение комплексно-целевого подхода к стратегическому планированию и реализации региональной инвестиционной политики;
-определение приоритетных направлений инвестиционных потоков и инвестиционной деятельности в регионе, обеспечивающих перспективное развитие региональной экономики повышение ее конкурентоспособности;
-повышение объемов государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории региона, увеличение доли регионального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал;
-повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов, в том числе и бюджетных;
-обеспечение стабильности и гибкости инвестиционной политики в регионе;
-расширение инструментария административно-правовой и налоговой поддержки инвестиционной деятельности на территории региона;
-повышение эффективности работы региональных органов власти по привлечению инвестиций, включая личные контакты на высшем уровне;
-повышение эффективности системы институтов развития, ответственных за создание благоприятного инвестиционного климата и структурные преобразования региональной экономики;
-формирование и обеспечение комплексной поддержки кластеров и особых экономических зон в приоритетных для региона отраслях, подготовка и продвижение готовых инвестиционных площадок;
-совершенствование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП): государственная поддержка в виде реализации программ, обеспечивающих доступ бизнеса к финансовым ресурсам, направленным на модернизацию производства и внедрение современных технологий; обеспечение доступа к инфраструктуре: гарантийному фонду, бизнес-инкубатору, к фондам микрофинансирования; формирование площадок и объектов под ГЧП; создание нормативной базы взаимодействия в формате ГЧП и др.;
-совершенствование методов информационного сопровождения инвестиционной политики области, обеспечение позитивного имиджа региона и его инвестиционной привлекательности, расширение экономического сотрудничества региона со всеми субъектами РФ и зарубежными государствами.
Очевидно, что региональным органам власти в условиях нехватки финансовых средств необходимо прилагать значительные усилия по организационному обеспечению инвестиционной деятельности и формированию инвестиционной привлекательности территории. В частности, необходимо использовать лучшие региональные практики:
-создавать банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства юридических и физических лиц для реализации инвестиционных проектов;
-оказывать содействие профильным структурам в разработке инвестиционных программ, в поиске инвесторов, в предоставлении им необходимой информации об инвестиционном потенциале региона, о привлекательных для инвестиций объектов;
-поощрять создание коммерческих структур, привлекающих финансовые средства для подготовки инвестиционных документов, кредитование самих проектов, проведение консультаций, обучения, финансового аудита, маркетинговых исследований.
Таким образом, комплексный механизм реализации инвестиционной деятельности на территории региона должен включать в себя систему методов и средств, направленных на достижение целей региональной инвестиционной политики.
Данный механизм будет результативным, если в регионе между бизнесом и властью «существуют партнерские отношения, когда в процессе диалога бизнеса и власти определены основные приоритеты развития региона и разработаны общие для всех принципы, создаются благоприятные условия для развития производства и предпринимательства»[13].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что социально-экономическое развитие региона во многом зависит от проводимой в нем инвестиционной политики, направленной на формирование благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности территории.
Важная роль в этой сферепринадлежит региональным органам власти, которые должны сформировать научно обоснованную концепцию инвестиционного развития региона и на её основе разработать конкретные мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности региона. В этом контексте одной из актуальных задач органов власти является использование инновационных форм управления инвестиционной деятельностью.
Список литературы
1. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс] URL: http://www.raexpert.ru (дата обращения 06.04.2017)
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 3 изд: М.: ГУ ВШЭ, 2003. 495 с.
3. Семина Л. А. Как оценивать инвестиционную политику региона?// Российское предпринимательство. 2010. № 2 (1).
4. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе [Электронный ресурс] URL: http://tpprf.ru>common/upload/28.02. (дата обращения 08.04.2017).
5. Рейтинговое агентство «РАЭКС - Аналитика» [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/database/regions/bryansk/.
6. Инвестиционные рейтинги регионов [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/rankings/#r_1108(дата обращения 06.04.2017).
7. Единый портал бюджетной системы [Электронный ресурс] URL: http://bryanskoblfin.ru(дата обращения 25.04.2017).
8. Национальное рейтинговое агентство. Шкала кредитоспособности [Электронный ресурс] URL: http://WWW.ra-national.ru/ru/node/(дата обращения 05.05.2017).
9. Итоги социально-экономического развития Брянской области в январе-декабре 2015 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://econom32.ru/activity/makroeconomika/itog-sicialnoeconomicheskogo-га2уШуа(дата обращения 10.05.2017).
10. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating regions 201б.рёЯдата обращения 12.05.2017).
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2016. 1326 с.
12. Инвестиционное послание Губернатора Брянской области А.В. Богомаза Брянской областной думе [Электронный ресурс] URL: http://econom32.ru/activity/investicionnaya-politica/ (дата обращения 14.05.2017).
13. Луговнина С.М. Провинциалы: формирование и оценка инвестиционной политики в регионе// Российское предпринимательство. 2008. № 3.
14. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В. Инвестиционная привлекательность региона: баланс между социально-экономическим развитием и преференциями инвесторам// Креативная экономика. 2014. № 11 (95).с.108-114. [Электронный ресурс]URL: http://bgcience.ru/lib/5203/(дата обращения 06.04.2017).
15. Агентство стратегических инициатив. [Электронный ресурс] URL: http://do.gendocs.ru (дата обращения 10.05.2017).
Фомина Александра Николаевна, асп., waldsteinia@yandex. ru, Россия, Брянск, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
PROBLEMS AND MECHANISMS OF IMPROVING INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF BRYANSK REGION
A.N. Fomina
The article considers topical issues of formation of a favourable investment climate and investment attractiveness of the region using the example of the Bryansk region. Analyzing the results of regional investment activities, the author identifies unresolved problems that negatively influence on the investment attractiveness of the territory. For the aim of solving these problems, a complex mechanism for the formation of regional investment attractiveness is suggested.
Key words: investment policy, investment climate, investment attractiveness, regional authorities.
Fomina Aleksandra Nikolaevna, postgraduate, [email protected], Russia, Bryansk, Bryansk State University