Научная статья на тему 'Бизнес в кузбасcе: региональные институты развития'

Бизнес в кузбасcе: региональные институты развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / институты развития / предпринимательство / Кузбасс / инфраструктурная поддержка / инвестиционная привлекательность / region / institutions of development / entrepreneurship / Kuzbass / infrastructure support / invest-ment attractiveness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фридман Юрий Абрамович, Речко Галина Николаевна, Оськина Наталья Анатольевна

В статье дан анализ институциональной среды для развития (поддержки) предпринимательства на региональном уровне. Рассмотрены ключевые звенья государственной поддержки предпринимательства и обеспечивающих её институтов развития, используемые в Кузбассе. Проанализированы специализированные институты поддержки предпринимательства в Кузбассе - важнейшее звено в системе инвестиционной привлекательности региона для бизнеса и повышения конкурентоспособности и экономической защищенности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS IN KUZBASS: REGIONAL INSTITUTES OF DEVELOPMENT

The article analyses the institutional environment for development (support) of entrepreneurship at the regional level. There key units of state support for entrepreneurship and development institutions for its providing used in Kuzbass, are considers in the article. The article describes specialized institutions to support entrepreneurship in Kuzbass as the most important link for investment attractiveness of a region for the business and raising the competitiveness and economic protection of the region.

Текст научной работы на тему «Бизнес в кузбасcе: региональные институты развития»

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 179

УДК 338.2

БИЗНЕС В КУЗБАССЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Фридман Юрий Абрамович1,2 ,

доктор экон. наук, профессор, гл. науч. сотрудник, e-mail: yurifridman@mail.ru

Речко Г алина Николаевна1,2 , канд. экон. наук, доцент, зав. лабораторией, e-mail: rgn.vt@kuzstu.ru

Оськина Наталья Анатольевна1 , младший науч. сотрудник, , e-mail: ona_kem@mail.ru

1 Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева, 17

2 Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28

Аннотация. В статье дан анализ институциональной среды для развития (поддержки) предпринимательства на региональном уровне. Рассмотрены ключевые звенья государственной поддержки предпринимательства и обеспечивающих её институтов развития, используемые в Кузбассе. Проанализированы специализированные институты поддержки предпринимательства в Кузбассе - важнейшее звено в системе инвестиционной привлекательности региона для бизнеса и повышения конкурентоспособности и экономической защищенности региона.

Ключевые слова: регион, институты развития, предпринимательство, Кузбасс, инфраструктурная поддержка, инвестиционная привлекательность

Введение

Принято считать, что институты развития -это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие приоритетных секторов (отраслей) экономики, стимулирование инновационных процессов и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП). С другой стороны, институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование развития тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуют «экстраординарного» вмешательства [1].

Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных сферах экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ бизнес - структурам, функционирующим в этих сегментах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.

К наиболее крупным институтам развития федерального уровня можно отнести ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Сколково) и др. Они оказывают поддержку, прежде всего, через финансирование и инфраструктурную поддержку бизнес-проектов и софинансирование НИОКР, тем самым способствуя в том числе комплексной модернизации производства и повышению его технологического уровня.

Важнейшее направление повышения эффективности этих институтов развития - координация деятельности и организация взаимодействия на стыках зон ответственности по мере развития проектов и компаний, их реализующих, с целью формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех стадиях инновационного процесса. Именно этим целям отвечает, в частности, формирование «инновационного лифта», закрепленное многосторонним соглашением о взаимодействии институтов развития в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла [2].

Наряду с федеральными институтами развития в различных субъектах Российской Федерации создано на текущий момент уже более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых ими функций, могут быть отнесены к институтам развития. Ключевыми направлениями деятельности региональных институтов развития являются поддержка МСП, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания в различных отраслях экономики регионов и др. Региональные институты развития создаются преимущественно в виде технопарков, бизнесинкубаторов, фондов поддержки предпринимательства, региональных венчурных фондов и других подобных структур.

На сегодняшний день в России представлен практически весь спектр институтов развития, известных в мировой практике. Важное место среди них занимают институты развития, функционирующие на региональном уровне (рис. 1).

180

Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Н. А. Оськина

Кемеровская область Челябинская область Алтайский кран Краснодарский кран Пермский кран Самарская область Свердловская область Республика Саха (Якутия) Томская область г. С а н кт-Пе те рбу рг Красноярский кран г.Москва Калужская область Липецкая область Московская область Республика Татарстан

Рис.1. Ресурсы основных институтов развития в ТОП-16 регионах РФ (по состоянию на начало 2010 г.) Источник. Составлено по материалам Рейтингового агентства «Эксперт РА» [1].

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Опыт зарубежных стран и результаты отечественных исследований [3, 4 и др.] доказывают эффективность регионализации мер подобной поддержки, способствующих, в конечном итоге, усилению конкурентных преимуществ отдельных регионов и страны в целом.

В настоящей статье обсуждается практика модернизации предпринимательской среды, строительства институтов развития предпринимательства в Кемеровской области (Кузбассе).

Обсуждение и результаты

По нашей оценке [5, 6 и др.] Кузбасс в последнее десятилетие, сделав конкретные шаги в части создания региональных институтов развития (поддержки) предпринимательства, добился существенных конкурентных преимуществ и стал весьма привлекательным для бизнеса.

Кемеровская область - один из лидеров по объему инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа (устойчиво 2-е место после Красноярского края по итогам 2011-2014 г. [7]) и входит в топ-20 среди российских регионов (12-18 места в 2011-2014 гг.), 5е место по инфраструктурной составляющей инвестиционного потенциала среди регионов России (2013-2014) [8]. В значительной мере это является закономерным результатом активной региональной политики, направленной на привлечение инвестиций, активизацию инновационной деятель-

ности, повышение делового климата в регионе, создание институтов поддержки предпринимательской деятельности.

По оценке Администрации Кемеровской области, только за 2014 год на территории региона создано более 5,1 тыс. новых субъектов малого и среднего предпринимательства (8,8 тыс. новых рабочих мест). При этом общее количество малых и средних предприятий достигло 34,47 тыс. единиц (прирост составил 1,5 % к уровню 2013 г.). Оборот малых и средних предприятий - 467,5 млрд. руб. (2014), что на 14,3% выше показателя 2013 г. (409 млрд. руб.).

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что в регионе присутствуют ключевые звенья государственной поддержки предпринимательства и обеспечивающих её институтов развития.

Основополагающая роль в модернизации предпринимательской среды и повышении качества делового климата в регионе отводится стандарту деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного клима-та1, внедрение которого имеет положительную динамику в Кемеровской области.

1 В январе 2014 г. Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подчеркнул важность модернизации большинства национальных институтов и процедур, особо выделив обеспечение профессионального роста и гибкости рынка труда посредством реализации задачи по созданию до 2020 года 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест [9].

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 181

V' Страте г пя с о п п альво -эко во мпче ског о ра звптпя Ке меровс ко в о бла сгв д о 2 025 г.;

✓ Стратегия привлечения инвестиции в Кемеровскою область на период до 2030 года; / КонпеппнярагввтпяМСПв Кемеровской области на верводдо 2025 г.;

'■'Гос про грамма Кемерове ко в о б ластп « Экон омиче с ко е ра гвптве в

вввовавновваязковомпка Кузбасса» на 2014-2016 гг.

v" | I II «Ра звптп е су бъ ектов МСП в Ке меровс ко в о бла стп » н а 2 014-2016гг.

Ресурсное обеспечение

Рис. 2. Основы системы поддержки предпринимательства в Кемеровской области

Важным инструментом повышения инвестиционной привлекательности Кемеровской области является создание региональных зон экономического благоприятствования (ЗЭБ) (табл. 1). Сегодня на территории региона функционирует пять ЗЭБ2 с общим количеством резидентов - 12, число созданных рабочих мест приближается к 5000. Сумма инвестиций в проекты ЗЭБ уже превышает 7 млрд. руб.3

Создание региональных зон экономического благоприятствования4 является одним из реальных механизмов привлечения в Кузбасс крупных инвесторов и внедрения передовых технологий. С одной стороны, для участников ЗЭБ вводятся:

• упрощенные административные процедуры;

• гарантированный доступ к необходимой инфраструктуре;

2 Новая ЗЭБ «Кузнецкая слобода» создана в январе 2015 г. (срок реализации проекта: 2015-2020 гг.). Планируется, что создание этой ЗЭБ изменит монопрофильность экономики г. Новокузнецк.

3 URL: http://www.novokuznetsk.su/news/city/1407567600

(дата обращения 10.07.2015).

4 Пакет законопроектов регионального уровня: Закон Кемеровской области № 87-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования» от 08.07.2010 г., постановление №451 «О мерах по реализации закона о зонах экономического благоприятствования» от 19.10.2010 г.

• пакет мер финансовой и нефинансовой поддержки.

С другой - устанавливаются внятные «правила игры» для участников особых зон, включая льготы по налогам и сборам на региональном и муниципальном уровне, а также конкретные обязательства каждого участника (по объему инвестиций, числу создаваемых рабочих мест, пополнению доходной части бюджетов и т.п.).

В регионе активно идет работа над модернизацией предпринимательской среды, проектируются (закладываются) новые институты развития (поддержки) предпринимательства (рис. 2).

Так, наряду с пакетом программ стратегического и среднесрочного социальноэкономического развития региона в Кемеровской области эффективно работают целевые программы поддержки предпринимательства: региональные, федеральные (преимущественно на безвозмездной основе через предоставление субсидий и грантов), ведомственные (например, Внешэкономбанк во всех субъектах РФ, в том числе и в Кемеровской области, реализует программу финансовой поддержки МСП на принципах возвратности, платности и целевого использования с применением двухуровневого механизма).

В Кемеровской области для МСП принят пакет специальных законов, предоставляющих льго-

182

Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Н. А. Оськина

Таблица 1. Зоны экономического благоприятствования в Кузбассе и их специализация

Название, город (год создания) Общая площадь га Кол-во рабочих мест (план) Инве- стиции, млн.руб. (план) Специализация Якорные участники

1. ЗЭБ промышленно-производственного типа

«Северная промзона», г. Ленинск-Кузнецкий (2010) Кол-во резидентов: 2 400 Не менее 150 1075,2 > «кластер» предприятий по выпуску конвейерных систем; > развитие обрабатывающих производств (переработка и утилизация промышленных отходов). 1. «СибЭкоПром-Н» (проект строительства завода по переработке автомобильных шин); 2. ООО «Кольчугинская химическая компания» (проект организации производства конвейерной ленты для предприятий пищевой промышленности и сельхозпроизводителей). Подписан контракт с фирмой «DERCO» (Г олландия) по совместному строительству завода.

г. Юрга (2010) Кол-во резидентов: 2 87,7 Более 500 2500 > индустриальное домостроение; > производство строительных материалов; > «кластер» предприятий строительной индустрии. 1. ООО «ТехноНИ-КОЛЬ-Сибирь» 2. ООО «СВ-Сервис»

«Тырганская промзона», г.Прокопьевск (2012) 401,13 Более 1300 3 000 > транспортное машиностроение; > приборостроение. Строительство площадки по сборке автосамосвалов «БелАЗ», вторая очередь вагоноремонтного пред-приятия «Но-вотранс»

«Кузнецкая слобода», г.Новокузнецк (2015) Кол-во резидентов: 1 900 Более 1000 4 000 > производство ГШО; > сырьё для машиностроительной отрасли; > деревопереработка; > стройматериалы ООО «СЗГЦ» (проект строительства высокотехнологического завода горячего цинкования металла).

2. ЗЭБ технико-внедренческого типа

llll 1

3. ЗЭБ туристско-рекреационного типа

«Горная Шория», Таштагольский р-н (2010) Кол-во резидентов: 7 6 500 (15.05.15) Более 200 5 000 до 2020 г. создание курорта круглогодичного функционирования

4. ЗЭБ агропромышленного типа

llll 1

Источник: Официальные интернет страницы ЗЭБ в Кемеровской области (URL: http://monogorod.kemobl.ru/ Tashtagol/zona.asp; http://www.yurga.org/zona_pp_yurga.html; http://www.novokuznetsk.su/news/city/1407567600; http://portal.admnkz.info/422); И.Андреева. Зоны потепления // Деловой Кузбасс - Новый век, 2012. № 5-6; Кузбасс: азбука инвестиционной привлекательности // Деловой Кузбасс - новый век, 2013. №5-6.

ты и преференции. В частности, для малого бизнеса в регионе работают более 20 мер поддержки, в том числе льготные кредиты, льготы по налогам, аренде государственного имущества, субсидии, гранты, бизнес-инкубаторы и др.

Отношения, связанные с государственной поддержкой инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, регулируются законами Кемеровской области. С 2008 года в ре-

гионе ведется активная работа по формированию законодательной и нормативной региональной базы в процессе появления и активизации деятельности институтов предпринимательства различного уровня.

Важное звено в системе инвестиционной привлекательности региона для бизнеса - это специализированные институты развития

(рис. 3). Основная цель таких институтов - созда-

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 183

/ПрОИЗЕ ОДСТЕ енно- /Гоа}1 онд поддержки щ? едпринт 1 ат ель ств а Кеи еров стаж области; ^^Инвестиционный фонд Кеы еров сной области; /Муниципальные ф онды и папры поддержки предприним ягель ств а.

лабораторные норну са /Центр кластерного / «Кировский /Репишальный пеыгр Субконтр актации;

раЗЕЕГШЯ ттр К, J ЫШЛ£ЕШЬШ парк •>':

(г. Кемерово) ■/Евро-инфо

/Региональный ьирркпоцдтснш напр;

ШС4ШШрИНГ&ЕЫЙ иешр /ИП «Ку знеикиил

(г.Новонузнещс) /Бизнес-инкубаторы

/Бизнес-инкубатор репина

Индустриально- ИнфраструБсгура

Кузбасский парковые проекты поддержки

технопарк предпршартгельства

Рис. 3. Специализированные институты поддержки предпринимательства в Кузбассе (фрагмент)

ние благоприятных условий для функционирования предпринимательства разного масштаба и уровня, путем обеспечения комплексной разноплановой поддержки бизнеса.

Масштабной системообразующей площадкой и эффективным инструментом поддержки предпринимательства в Кемеровской области является Кузбасский Технопарк5, де-факто ставший, прежде всего, центром инновационной активности в регионе.

Участие Кемеровской области в госпрограмме создания технопарков позволило региону сформировать материальную базу для развития новых производств и развития предпринимательства на базе Кузбасского Технопарка. В настоящее время 29 резидентов Кузбасского Технопарка6 * реализуют инновационные проекты в сфере производства углеродных материалов, средств безопасности ведения горношахтных работ, информационных технологий, в сфере биотехнологий, медицины и другие проекты. Кузбасский технопарк занимает срединное положение среди российских институ-

5 С 2008 г. в рамках комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

6 URL: http://technopark42.ru/article/44/ (дата обращения

02.06.2015)

тов подобного типа (табл. 2).

В апреле 2011 г. открыт Бизнес-инкубатор -один из крупнейших объектов Кузбасского Технопарка, а с 2012 г. идет поочередный запуск производственно-лабораторных корпусов. Предполагается, что создание и функционирование бизнесинкубатора позволит решить задачи по развитию многоуровневой инфраструктуры поддержки МСП в Кемеровской области через развитие сети информационно-консультационных центров, формирование единой информационной бизнессреды, содействие реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, проектов, направленных на поддержку и развитие предпринимательства.

Помимо названного выше бизнес-инкубатора в Кемеровской области функционируют:

■S Кемеровский городской бизнес-инкубатор, в котором предоставляются помещения для реализации бизнес-проектов, прошедших конкурсный отбор;

■S бизнес-инкубаторы офисного и производственно-офисного типа в городах Калган, Кисе-лёвск, Топкинском районе.

На базе Кузбасского технопарка созданы (2014) новые его структурными подразделения: Центр кластерного развития и региональный инжиниринговый центр.

184

Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Н. А. Оськина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Некоторые показатели деятельности технопарков России в 2013-2014 гг.

Регион Наименование технопарка Создано компаний, ед. (нарастающим итогом) Создано рабочих мест, ед. Произведено продукции, тыс. руб.

2013 2014 2013 2014 2013 2014

Республика Татарстан 3 технопарка 369 407 10 158 10 717 21 071,8 24 795,9

Новосибирская область Академпарк 156 171 3 830 4 500 6 549,7 9 469,9

Кемеровская область Кузбасский Технопарк 43 43 396 338 1 575 1 546,9

Тюменская область Западно-Сибирский Инновационный Центр 44 50 820 914 1 810,9 2 265,5

Республика Мордовия Т ехнопарк-Мордовия 44 63 1 176 1 643 582,3 1 455,3

Пензенская область Технопарк «Рамеев» 0 12 0 287 0 567,7

Нижегородская область ИТ-парк Апнудиновка 33 2 499 146 798,9 245,1

Самарская область Технопарк «Жигулевская долина» 0 27 0 331 0 180,3

Справочно. Ещё 2 Технопарка - «Физтехпарк» (Москва) и «Университетский» (Свердловская область) - с нулевыми значениями отчетных показателей в исследуемом периоде.

Источник: Составлено по [10] с использованием материалов Официального сайта ОАО «Кузбасский технопарк» (URL: http://technopark42.ru/).

Центр кластерного развития на первом этапе будет объединять два основных кластера: по комплексной переработке угля и техногенных отходов и по биомедицинским разработкам. В перспективе к ним добавятся машиностроительный и агропромышленный кластеры.

Центр должен объединить малые и средние предприятия, научное сообщество - исследовательские коллективы вузов и академических институтов, которые предлагают свои разработки. Основная задача - усилить взаимодействие между этими организациями и представлять их интересы в других регионах, за рубежом.

Что касается регионального центра инжиниринга, то здесь также будут сосредоточены малые и средние предприятия, которые занимаются, прежде всего, внедрением новых разработок в сфере биотехнологий, медицины и химии. Согласно мировой практики, это те компании, которые выходят из научной среды, и им нужна помощь по приобретению технологий, техническому аудиту, помощь с поиском исполнителей на выполнение инжиниринговых услуг - более того, центр будет субсидировать эту деятельность7.

Большинство специалистов согласны с поло-

жением о том, что «естественным продолжением индустриального строительства и эффективным средством формирования малого и среднего бизнеса в регионах являются индустриальнопарковые проекты» [11]. В перспективе индустриальные парки (ИП) способны перестроить экономику страны - обновить инфраструктуру и запустить инновационный процесс. Для Кузбасса это особенно важно в связи с тем, что этот подход может дать большой эффект в моногородах. В Кемеровской области идет активная работа по созданию индустриальных парков как локальных, так и на территориях предприятий (к примеру, «УК «Кировский промышленный парк» в г. Кемерово). Вместе с тем, на сегодняшний день, в регионе официально зарегистрирован только ИП «Кузнецкий» в Новокузнецке.

ИП «Кузнецкий» - первый частный индустриальный парк на территории Кемеровской области, специализирующийся на горно-шахтном и энергоэффективном оборудовании. Общая площадь парка - 41,42 га8. В реализацию проекта создания ИП «Кузнецкий» планируется инвестировать около 1,3 млрд. руб., в том числе частных инвестиций - около 750 млн. руб. (из них порядка 250 млн. руб. - в создание инфраструктуры). Ожидае-

7 Общие затраты в создание центров оцениваются в 30 млн. руб. Предполагается получить финансовую помощь в рамках программы Министерства экономического развития РФ: 30% из областного бюджета и 70% из федерального [URL: http://itar-tass.com/sibir-

news/1267163].

8 Новая индустриальная площадка, специализирующаяся на производстве горно-шахтного оборудования, разместится рядом с промзоной ЕВРАЗ ЗСМК (участок арендован у муниципалитета на 49 лет). [URL: http://vashgorod.ru/news/27095].

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 185

мый срок окупаемости проекта - 7 лет9.

За 2015-2018 гг. предполагается завершить строительство инфраструктуры и объектов парка. Образование индустриального парка позволит создать до 1500 новых рабочих мест.

Одним из первых резидентов «Кузнецкого», помимо ЗАО «Кузнецкмонтажстройдетали» (КМСД), как ожидается, станет Corum Group10. Corum Group организует на площадке «Кузнецкого» сборочное производство (крепи, комбайны, конвейеры). Оно должно заработать ближе к середине 2016 г. Все же объекты должны быть закончены к 2018-му году11.

Идея создания промышленного парка в Новокузнецке сформировалась «вокруг необходимости обслуживания крупнейшего угольного региона России, лидера угольной отрасли страны». По оценке экспертов, в настоящее время доля отечественных производителей на рынке ГШО составляет лишь 15%. Ее увеличение всего на 5%, даст российским предприятиям дополнительную выручку в 4-5 млрд. руб.12

Региональный клуб инвесторов. Клуб создан (2014) по инициативе областного агентства по привлечению и защите инвестиций13, при поддержке областного департамента инвестиций и стратегического развития и Кузбасского Технопарка.

Первоочередная задача — формирование площадки для обмена информацией, мнениями и опытом между инвесторами, банкирами, авторами проектов, экспертами и представителями органов власти. Кроме того новый клуб призван помочь инвесторам оперативно ознакомиться с новыми проектами в регионе, в которых они могли бы принять участие. Также это поможет наладить «обратную связь» инвесторов с агентством, а значит, позволит скорректировать работу по формированию пакета инвестпроектов в соответствии с требованиями рынка, тем самым, повысить ее эф-

9 URL: http://advis.ru/php/view_news.php?id=526FEF20-7F65-AD4F-9595-14578C0E4A5A

10 Основные активы группы находятся в Донецкой области Украины. В августе 2014 г. Corum Group ввела в строй сервисный центр по обслуживанию поставляемого в Кузбасс горного оборудования (расположен рядом с будущим парком).

11 UrL: http://www.kommersant.ru/doc/2613833.

12 Там же.

13 Агентство по привлечению и защите инвестиций со-

здано для комплексного содействия созданию и развитию благоприятного инвестиционного климата в Кемеровской области, устранению барьеров для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности,

снижению инвестиционных рисков. Основные виды

деятельности агентства: организация мероприятий и выполнение необходимых работ по привлечению инвестиций в экономику области; сопровождение реализации инвестиционных проектов, включая содействие в прохождении административных процедур [URL: http: //www.technopark42 .ru/news/1/id897/].

фективность.

ВУЗы. На сегодняшний день кузбасские вузы активно сотрудничают с Кузбасским технопарком (заключено Соглашения о стратегическом парт-нерстве14, с октября 2009 г. в Кузбасском технопарке проводятся заседания Молодежного Экспертного совета и др.).

При кузбасских вузах образовано 50 малых инновационных предприятий., деятельность которых в сфере развития инноваций активно поддерживается Администрацией Кемеровской обла-сти15.

Инфраструктура поддержки предпринимательства на территории Кемеровской области представлена следующими институтами:

♦♦♦ Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области (далее Госфонд) продолжает реализацию кредитногарантийного механизма (обеспечение залога до 70% предпринимателям перед банками и лизинговыми компаниями) в целях привлечения дополнительных кредитных (финансовых) ресурсов в малый бизнес. За 2014 г. субъектам МСП предоставлено 69 поручительств на сумму 167,1 млн. руб., что позволило привлечь в малый бизнес кредитов на общую сумму 321,6 млн. руб.

Так же Госфондом в 2014 г. выдано 166 микрозаймов (до 1 млн. руб. под 10% годовых) на общую сумму 106,5 млн. руб. Займы предоставлялись предпринимателям на развитие предприятия, пополнение оборотных средств.

♦♦♦ Инвестиционный фонд Кемеровской области создан с целью получения федерального софинансирования из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

♦♦♦ Региональный центр субконтракции16. Основными задачами Центра являются выстраивание эффективной системы субконтрактинга в регионе, информирование крупных, средних и малых предприятий нашего региона о работе в системе, расширение базы предприятий - участников субконтракторных отношений.

С 2011 г. на базе Кузбасской торговопромышленной палаты при поддержке Администрации Кемеровской области работает Кузбасский региональный центр Субконтрактации -является участником национального партнерства развития субконтрактации, которое объединяет 43 региональных центров РФ и ближнее зарубежье (Беларусь, Украина, Латвия).

Задачей Центра является содействие развитию кооперационных связей промышленных предприятий (малых, средних, крупных) и предприятий сферы услуг, как в Кемеровской области, так и на

14 Перечень соглашений с ВУЗами см. [URL: http://technopark42.ru/?show=article&id=74].

15 URL: http://www.science-education.ru/120-16988

16 Субконтрактация - реальный путь к сокращению издержек, оптимизации затрат на производство, загрузке высвобождающихся производственных мощностей.

186

Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Н. А. Оськина

межрегиональном уровне.

Субконтрактация становится всё более актуальным стратегическим направлением развития промышленного производства и является перспективным направлением, эффективным механизмом интеграции малого и крупного бизнеса в промышленности.

♦♦♦ Евро-инфо корреспондентские центры. Региональное представительство Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра17 - ЕИКЦ-Кемерово образовано при ООО «Инновационный научно-производственный центр «ИННОТЕХ»18 19.

ЕИКЦ-Кемерово является объектом инфраструктуры поддержки предпринимательства, ко-

vy 19

торыи :

■S оказывает содействие МСП региона в реализации их экспортного потенциала и успешном развитии внешнеэкономической деятельности;

■S способствует интеграции малых и средних предприятий в общее экономическое пространство Евросоюза и решению таких приоритетных задач экономики региона как развитие экспортного и инновационного потенциала малого и среднего бизнеса, повышение общего уровня конкурентоспособности МСП в условиях глобализации рынков и др.;

■S оказывает информационно-консульта-

ционную поддержку и содействие МСП региона, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества с предпринимателями Евросоюза и т.д.

Деятельность региональных представительств Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра (действующих на базе Кузбасской торгово-промышленной палаты и ООО «ИНПЦ «Иннотех»20) связана с оказанием консультационно-информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по выходу на межрегиональный и междуна-

17 URL: http://www.euroinfocenter.ru/

18 Соответствующее Соглашение подписано Губернатором Кемеровской области А. Тулеевым и ген. директором Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса В. Ермаковым [URL: http://www.fondp.ru/156].

19 Данная стратегия развития российской сети ЕИКЦ поддерживается Министерством экономического развития РФ и совпадает с основными направлениями государственной поддержки МСП, указанными в Федеральном законе №209-ФЗ от 24.07.2007 (ст. 24).

20 ООО «Инновационный научно -

производственный центр «ИННОТЕХ» (ИНПЦ «ИННОТЕХ») зарегистрирован на основании Постановления Администрации Кемеровской области №123 от 30.09.2002 и решения Совета ректоров вузов Кузбасса в рамках областной программы поддержки предпринимательства.

родный рынки. На развитие региональных центров в Кемеровской области уже направлено 869 тыс. руб. (2014).

В рамках мероприятий, посвященных развитию региональной инновационной инфраструктуры идет подготовка по созданию регионального венчурного фонда21. В госпрограмме Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса» на 2014-2016 гг. запланировано создание венчурного фонда для финансирования инновационных проектов, что требует значительных усилий, как со стороны органов власти, так и со стороны бизнес-сообщества. В настоящее время идет работа по созданию временной рабочей группы (при заместителе Губернатора Кемеровской области по экономике и региональному развитию) для подготовки к созданию регионального венчурного фонда с привлечением депутатов, представителей органов власти, потенциальных инвесторов, руководителей промышленных предприятий, технологических предпринимателей, представителей инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и предпринимательства, вузов, академических институтов и т. д.

Важным элементом системы развития бизнеса в регионе является региональные налоговые институты.

На территории Кемеровской области уже длительное время и на постоянной основе применяются различные региональные налоговые льготы для предпринимателей:

1. При применении упрощенной системы налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка с 15% снижена до 5% для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых являются сельское хозяйство, текстильное производство, производство пластмасс и др.

2. Освобождены от уплаты налога на имущество организаций субъекты предпринимательства, реализующие инвестиционные, инновационные проекты, резиденты технопарков, субъекты производственной деятельности, участники ЗЭБ, организации, занимающиеся добычей и обогащением железных руд, переработкой отходов и др.

3. Снижена региональная ставка налога на прибыль организаций с 18% до 13,5% для субъектов, реализующих инвестиционные или инновационные проекты, резидентов технопарков, субъектов производственной деятельности, участникам ЗЭБ, организаций, осуществляющих деятельность по переработке отходов и др.

4. Освобождены от уплаты транспортного налога организации, использующие труд инвалидов, сельхозтоваропроизводители и организации

21 URL: http://www.ombudsmanbiz42.ru/32-

perspektivy-sozdaniy-venchurnogo-fonda

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 187

Таблица 3. Налоговые льготы и преференции для различного типа МСП

\ Меры Получатели Льгота по налогу на прибыль (снижение с 18 до 13,5 %) Освобождение от налога на имущество Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит по региональным налогам Субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам Субсидирование затрат на разработку и (или) экспертизу проектов Передача в льготное пользование объектов недвижимости Упрощенная система налогообложения (УСН) - 5%

Резиденты технопарка + + + + + +

Субъекты инновационной деятельности + + +

Предприятия с определенными видами экономической деятельности (24 вида) +

Источник: Составлено по [12].

потребкооперации, организации, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа, и оборудованных для использования природного газа в качестве моторного топлива.

В настоящее время прорабатывается вопрос о введении дополнительной льготы - «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных предпринимателей, право на установление которой с 01.01.2015 г. предоставлено регионам федеральным законодательством. {К примеру, в Кемеровской области принят закон о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей (от

06.05.2015).}

В числе прочего осуществляется сбор предложений по видам предпринимательской деятельности, наиболее нуждающимся в такой мере поддержки и значимым для региона. Так, например, акцент предлагается сделать на организации производственной сферы, выпускающие продукцию, способную заменить импортную.

Снижение финансовой нагрузки на бизнес в сложившихся экономических условиях - одна из

основанных задач государства. В связи с этим предоставление возможности ввести «налоговые каникулы» является своевременным шагом, обеспечивающим перспективы развития предпринимательства.

Структура государственной поддержки в Кемеровской области с распределением по получателям МСП (согласно законам Кемеровской области) отражена в табл. 3.

Выводы

1. В Кемеровской области присутствуют ключевые звенья государственной поддержки предпринимательства и обеспечивающих её институтов развития.

2. В регионе идет активно работа над модернизацией предпринимательской среды.

3. Развиваются новые институты поддержки предпринимательства, такие как индустриально -парковые проекты, Центр кластерного развития, региональный инжиниринговый центр и др.

4. Сформирована эффективная система региональных льгот и преференций.

5. В регионе недостаточно финансовых ресурсов для реализации уже созданных институтов развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российские институты развития: региональный аспект. - Москва: Эксперт РА, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/regions/ros_evolution (дата обращения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.08.2015).

2. Инновационный лифт России. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a2bb70f-142e-4c9b-a5ad7dffd53b9854/MEDRF_booklet _speads.pdf? MOD=AJPERES (дата обращения 18.05.2015).

3. Басарева, В. Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. - 295 с.

188

Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Н. А. Оськина

4. Манохин, А. Ю. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в современной России. - Тамбов, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tambov-

rosnou.ru/monograf/files/ind4.html (дата обращения 18.05.2015).

5. Фридман, Ю. А. Алгоритм оценки конкурентоспособности региона / Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, Ю. А. Писаров // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социальноэкономические науки. - 2014. - Том 14, вып. 4. - С. 111-124.

6. Фридман, Ю. А. Экономическая защищенность Кузбасса: оценка и анализ / Ю. А. Фридман, Г. Н. Речко, А. Г. Пимонов, Ю. А. Писаров // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2015. - №2. - С. 133-140.

7. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/ (дата обращения

20.05.2015).

8. Инвестиционный потенциал российских регионов в 2014/2013 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/printtable/? path=/region_climat/2014/tab03 (дата обращения 27.05.2015).

9. Материалы Гайдаровского форума 2014 - Международной научно-практической конференции.

«Россия и мир: устойчивое развитие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.gaidarforum.ru/ru/full.php?news_cid=1964& news_id=8982 (дата обращения 20.04.2015).

10. Технопарки в сфере высоких технологий: результаты деятельности 2014 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/directions/445/ (дата обращения 20.07.2015).

11. Кулешов, В. В. «Легко падать, но трудно подниматься»: от деиндустриализации к реиндустриализации // Наука в Сибири. - №4 (26.02.2015). - С. 4-5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sbras.info/articles/sciencestruct/legko-padat-no-trudno-podnimatsya-ot-deindustrializatsii-k-reindustrializatsi (дата обращения 17.08.2015)

12. Программа развития инновационного территориального кластера «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» в Кемеровской области на 2014 - 2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://keminvest.ru/ru/pages/546d992a44656278ec040000 (дата обращения 19.08.2015).

UDC 338.2

BUSINESS IN KUZBASS: REGIONAL INSTITUTES OF DEVELOPMENT

Friedman Yuri A.1,2 ,

D.Sc. (Economic), Professor, Chief Researcher, e-mail: yurifridman@mail.ru

Rechko Galina N.1,2 ,

C.Sc. (Economic), Associate Professor, Head of Laboratory, e-mail: rgn.vt@kuzstu.ru

Oskina Natalya A.1, Junior Researcher, e-mail: ona_kem@mail.ru

1 Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, 17 Acad. Lavrentyev Av., Novosibirsk, 630090, Russian Federation

2 T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28 street Vesennyaya, Kemerovo, 650000, Russian Federation

Abstract. The article analyses the institutional environment for development (support) of entrepreneurship at the regional level. There key units of state support for entrepreneurship and development institutions for its providing used in Kuzbass, are considers in the article. The article describes specialized institutions to support entrepreneurship in Kuzbass as the most important link for investment attractiveness of a region for the business and raising the competitiveness and economic protection of the region.

Keywords: region, institutions of development, entrepreneurship, Kuzbass, infrastructure support, investment attractiveness.

REFERENCES

1. Rossiyskie instituty razvitiya: regional'nyy aspect [Russian development institutions: regional aspect]. Ek-spert RA [Expert RA]. Moscow, 2010. URL: http://www.raexpert.ru/researches/regions/ros_evolution (accessed:

19.08.2015). (rus)

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 5 189

2. Innovatsionnyy lift Rossii [The innovative lift Russia]. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF [The official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation] URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/1a2bb70f-142e-4c9b-a5ad7dffd53b9854/MEDRF_booklet_speads.pdf? MOD=AJPERES (accessed: 18.05.2015). (rus)

3. Basareva V.G. Malyy biznes Rossii: teoreticheskie osnovy issledovaniya, modelirovanie, kontseptsiya gosudarstvennogo regulirovaniya [Small Business in Russia: the theoretical basis research, modeling, concept of state regulation]. Novosibirsk. IEIESBRAS, 2013. 295 p. (rus)

4. Manokhin A.Yu. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v sovremennoy Rossii [Strategy of development of small and medium businesses in Russia today]. Tambov, 2010. URL: http://www.tambov-rosnou.ru/monograf/files/ind4.html (accessed: 18.05.2015). (rus)

5. Friedman Yu.A., Rechko G.N., Pisarov Yu.A. Algoritm otsenki konkurentosposobnosti regiona [Algorithm for estimating of competitiveness a region]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya “Sotsial'no-ekonomicheskie nauki” [Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: Socio-economic sciences]. 2014, no. 14. Vol. 4. Pp. 111-124. (rus)

6. Friedman Yu.A., Rechko G.N., Pimonov A.G., Pisarov Yu.A. Ekonomicheskaya zashchishchennost' Kuzbassa: otsenka i analiz [Kuzbass economic protection: assessment and analysis]. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Kuzbass State Technical University]. 2015, no. 2. Pp. 133-140. (rus)

7. Investitsionnaya deyatel'nost' v Rossii: usloviya, faktory, tendentsii [Investment activity in Russia: condi-

tions, factors and trends]. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [The official website of the Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/

rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/ (accessed: 20.05.2015). (rus)

8. Investitsionnyy potentsial rossiyskikh regionov v 2014/2013 gg [Investment potential of Russian regions

in 2014/2013]. URL: http://www.raexpert.ru/printtable/? path=/region_climat/2014/tab03 (accessed:

27.05.2015) . (rus)

9. Materialy Gaydarovskogo foruma 2014, Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. “Rossiya

i mir: ustoychivoe razvitie” [Materials Gaidar’ Forum 2014. International scientific and practical conference. “Russia and the world: sustainable development”]. URL:

http://www.gaidarforum.ru/ru/full.php?news_cid=1964& news_id=8982 (accessed: 20.04.2015). (rus)

10. Tekhnoparki v sfere vysokikh tekhnologiy: rezul'taty deyatel'nosti 2014 [Technoparks in the high technology sphere: the results of 2014]. URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/directions/445/ (accessed:

20.07.2015) . (rus)

11. Kuleshov V.V. “Legko padat', no trudno podnimat'sya”: ot deindustrializatsii k reindustrializatsii [“It is

easy to fall, but it is difficult to climb”: from de-industrialization to the reindustrialization]. Nauka v Sibiri [Science in Siberia. Weekly of the Siberian branch of the Russian Academy of sciences]. 2015, no. 4 (26.02.2015). Pp. 4-5. URL: http://www.sbras.info/articles/sciencestruct/legko-padat-no-trudno-podnimatsya-ot-

deindustrializatsii-k-reindustrializatsi (accessed: 17.08.2015). (rus)

12. Programma razvitiya innovatsionnogo territoriaTnogo klastera “Kompleksnaya pererabotka uglya i tekhnogennykh otkhodov” v Kemerovskoy oblasti na 2014-2020 gody [The program is the development of innovative territorial cluster “Integrated processing of coal and industrial waste” in the Kemerovo region in 2014 -2020]. URL: http://keminvest.ru/ru/pages/546d992a44656278ec040000 (accessed: 19.08.2015). (rus)

Received 28 July 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.