И.Н. ВАСЮТЧЕНКО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА АПК НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
Проблемы эффективной интеграции России в мирохозяйственные связи в условиях присоединение к ВТО актуализируют необходимость совершенствования институциональных форм поддержки экспорта АПК на региональном, местном уровнях. Как показывает опыт зарубежных стран, вопросы поддержки экспорта рассматриваются в качестве приоритетных направлений внешнеэко-
номической политики. В этой связи в статье предложен комплекс мер институциональной поддержки экспорта АПК на местном уровне, предполагающий создание территориального центра поддержки экспортеров (предприятий малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств), использующего в своей деятельности технологии бенчмаркинга и аутсорсинга.
Экспорт, экспортный потенциал, регион, агропродовольственный экспорт, агропромышленный комплекс, внешнеэкономическая деятельность
Присоединение России к ВТО рассматривается сегодня как одно из ключевых направлений внешнеэкономического развития страны, поскольку оказывает влияние на формирование ее внеш -неэкономической политики [1].
По оценке Всемирного банка присоединение к ВТО - это комплексный процесс, который подразумевает гораздо больше, чем принятие обязательств по ставкам пошлин на товары. Вступление в ВТО повлияет на широкий круг мер государственной политики и институтов, включая тарифную политику, таможенное администрирование, нормы применения стандартов обеспечения безопасности товаров с отказом от протекционистских мер, предоставление доступа на рынки и национального режима иностранным поставщикам услуг, ограничения по сельскохозяйственным субсидиям, искажающим условия торговли, на защиту прав интеллектуальной собственности, нормы по обеспечению прозрачности внешнеторгового режима и даже государственные закупки [1].
Переговоры по сельскому хозяйству, отметил директор департамента торговых переговоров М. Мед-ведков, были направлены на достижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарного ящика» (меры поддержки, оказывающие искажающее влияние на торгов -лю). Обязательства по объемам «янтарного ящика» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер содействия (далее - АМС). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «янтарного ящика» (меры поддержки, не оказывающие искажающего влияния на торговлю).
Обязательства по АМС предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд долларов США (только в рамках «янтарного ящика») до 2013 г., что позволит реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 гг. Затем в течение переходного периода предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд долларов США, что
соответствует среднему уровню субсидирования рос -сийского сельского хозяйства за 2006-2008 гг. При этом обязательства предполагают, что после присоединения к ВТО Россия не будет использовать экс -портные субсидии сельскому хозяйству, которые в настоящее время не предоставляются. Следует отметить, что обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом присоединяющаяся страна связывает общий объем поддержки АМС на уровне базового периода (три года, предшествующие присоединению) и затем принимает обязательство о сокращении его в течение базового периода [2].
Таким образом, процесс присоединения к ВТО является важнейшим инструментом экономического развития страны. В связи с этим необходимо совершенствовать институциональные формы поддержки экспорта в РФ как на федеральном, региональном, так и на местном уровне, поскольку вовлечение субъектов РФ во внешнеэкономическую деятельность с учетом присоединения к ВТО требует значительного улучшения условий доступа на мировой рынок товаров и услуг. По данным Всемирного банка Россия по показателю легкости ведения международной торговли занимает 160-е место в мире [3].
Все субъекты РФ должны получить значительную выгоду от присоединения к ВТО, однако в наибольшей степени выиграют те регионы, которые обладают экспортным потенциалом, позволяющим осуществлять внешнеэкономическую деятельность. По мнению Л. Раковецкой, важно рассмотреть региональные аспекты присоединения России к ВТО, в том числе воздействие внешнеэкономической либерализации на региональный уровень развития, поскольку одной из проблем процесса внешнеэкономической либерализации является фактор неравномерного регионального развития [4].
В современных условиях повышение роли регионов в процессе налаживания внешнеторговых (внешнеэкономических) связей между государствами отме-
чается в практике большинства стран Европы, Америки, Азии, причем как в федеративных, так и в унитарных государствах.
Л. Вардомский, отмечая международную активность регионов, объясняет это тем, что «центральные правительства с процедурной или содержательной точки зрения не всегда могут обеспечить их интересы на международной арене». Зарубежная практика свидетельствует об очень осторожном подходе в распределении полномочий во внешнеторговой (внешнеэкономической) сфере между центром и регионами.
Поэтому важно исследовать особенности регулирования внешнеэкономических связей как на регио-нальном, так и на муниципальном уровне в России, поскольку вопросы регулирования и организации ВЭД рассматриваются в основном для государственного (федерального) уровня.
По мнению Н. Евченко, «организационное взаимодействие региональных и федеральных властей в стимулировании несырьевого экспорта, формы и механизмы содействия экспортерам и инвесторам ос -таются вне поля внимания» [5]. Поэтому, рассматривая особенности регулирования и организации ВЭД, необходимо исследовать институциональное обеспечение внешнеэкономической деятельности для всех субъектов хозяйствования, поскольку в ситуации спада темпов роста и развития на первый план выходят полномочия региональных и муниципальных органов власти и практика их применения [6].
В соответствии с российским законодательством субъекты Российской Федерации имеют право на осуществление между народ ных и внешнеэкономических связей (рис. 1), заблаговременно уведомляя соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры о заключении соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органа-
ми государственной власти субъекта РФ в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются установленные согласительные процедуры.
В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности существуют сферы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, при этом допускаются самостоятельные действия субъектов РФ и совместные согласованные действия РФ и ее субъектов для достижения конкретных целей, предполагающие наличие четко организованного и отлаженного механизма взаимодействия федерального и регионального уровней.
Федеральные органы государственной власти не несут ответственности по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государствен-нойвластииностранных государств с согласияПрави-тельства РФ либо по конкретному соглашению субъекта РФ имеются официальные гарантии Правительства РФ.
Рассматривая особенности регулирования внеш-них связей субъекта РФ, отметим, что реализация всех полномочий в международном направлении осуществляется в основном за счет средств бюджета соответствующего региона (республики, края, облас-ти) [6].
В современных условиях, отмечают Л. Вардомский, Е. Скатерщикова, существуют разные уровни вовлеченности регионов во внешнеэкономическую деятельность. Это дает основание для классификации субъектов РФ по следующим критериям: по уровню развития регионального законодательства во внешнеторговой сфере, по практике осуществления международных и внешнеэкономических контактов, сложившимся объемам и структуре внешней торговли, уровню экономического развития и социальной ситуации.
Формирование и реализация региональных программ ВТД
Организация информационного о беспечения ВТД на территории субъекта РФ
Создание страховых и залоговых фондов в области ВТД на территории субъекта РФ
с Содержание представителей при торговых представительствах РФ в иностранных госу дарствах за счет средств бюджетов убъекгов РФ с согласия МЭР РФ и МИД РФ
Открытие представительств в иностранных госу дарствах в целяхреализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей и по согласованию с МИД РФ
Рис. 1. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ во (внешнеэкономической)
внешнеторговой сфере [7]
В существующей классификации Ростовская область относится к первой группе субъектов РФ, «характеризующихся высоким уровнем развития регионального законодательства в международной сфере, соответствующим федеральным нормам, и выделяется специальными региональными программами (концепциями развития) в сфере внешнеэкономических связей, широкими и многосторонними контактами в международной и внешнеэкономической сфере на уровне региональных властей и участников ВЭД, значительными объемами и диверсифицированной структурой внешней торговли».
В Ростовской области установлен порядок координации действий участников осуществления международных и внешнеэкономических связей, органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления в соответствии с Постановлением Главы Администрации РО от 17.02.1998 № 53 «О координации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере внешнеэкономических связей и международного сотрудничества» в соответствии с законодательством РФ во внешнеэкономической сфере [8].
Согласно законодательству, органы исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области в пределах предоставленных им полномочий обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
По официальным обращениям органов местного самоуправления Правительство Ростовской области (орган исполнительной власти) может осуществлять необходимую организационную и экспертно-консультационную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, а также оказывать содействие в защите прав и законных интересов органов местного с амоу прав ления.
Основные направления поддержки экспорта в Ростовской области заложены и реализованы в рамках «Областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 гг.».
В течение 2007 г. был создан организационный и информационно-аналитический базис длявыполнения программных мероприятий, установлен механизм обратной связи с организациями-экспортерами, общественными организациями и объединениями, содействующими росту экспорта, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В 2008 г., на втором этапе реализации первой программы, созданный в 2007г. организационно-финансовый механизм способствовал реструктуризации экспортных поставок и приросту объемов экспорта готовой и инновационной продукции (работ, услуг), что обеспечило решение стратегических задач этой программы.
Вторая «Областная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2009-2010 годы» стала продолжением проводимой в области работы по поддержке организаций-экс портеров, в рамках которой осуществлялась реализация комплекса мероприятий организационного, информационного, законодательного и финансового характера, направленного на развитие экспортного сектора внешней торговли Ростовской области.
Учитывая результаты реализации в области обеих программ поддержки экспорта, была принята третья «Областная долгосрочная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2011-2013 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 09.09.2010 № 173, предусматривающая комплекс мер по информационной и финансовой поддержке предприятий-экспортеров облас-ти (рис. 2).
Таганрогским экспортерам продукции оказывалась поддержка в рамках реализации «Областной целевой программы поддержки экспорта в Ростовской области на 2009-2010 годы» в виде субсидирования части затрат на сертификацию продукции, на участие в зарубежных мероприятиях, а также в целях возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях [9].
Анализируя ход выполнения облас тных программ поддержки экспорта, необходимо отметить ряд проблем, выявленных в ходе их реализации:
- необходимость совершенствования механизма прив-лечения общественных организаций (объединений) и профессиональных союзов к урегулированию вопросов поддержки и стимулирования экспорта,
- возможность передачи функций административ-ных структур по работе с участниками внешнеэкономической деятельности профессиональным объединениям,
- решение технических проблем с контролирующими органами (таможенными, налоговыми) в части проведения процедур стабилизации действующего законодательства, устранения доминирующей поддержки крупных экспортеров [10].
Важно также подчеркнуть, что действенной поддержки в вопросах регулирования и организации ВЭД требует местный уровень, поскольку на сегодняшний день он оставлен без должного внимания со стороны государства. В этой связи необходимо совершенствовать институциональную структуру управления ВЭД на уровне муниципальных образований, что позволит вовлечь в ВЭД (экспортную деятельность) большее число участников, предприятий малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, фермеров. Для администраций субъектов Федерации важно эффективно использовать предоставляемые российс-ким законодательством формы взаимодействия федеральных и региональных органов управления в сфере развития внешнеэкономической деятельности регионов, способствовать становлению полноценной двухуровневой системы управления, созданию институтов ВЭД в регионах и муниципальных образованиях.
Комплекс мер информационной и финансовой поддержки предприятий-экспортеров РО
Финансовая поддержка: предоставление субсидий из областного бюджета организ ациям-экспорте рам
Возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях
Возмещение части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам
Возмещение части затрат, связанных с участием в выставочно -яр мар очных мероприятиях, форумах, презентациях на территории иностранных государств (аренда выставочных площадей, оплата регистрационных взносов, оплата услуг по оформлению выставочных стендов)
С 2012 года - предоставление субсидий организациям-экспортерам готовой продукции (товаров, работ, услуг) в целях возмещения части затрат по страхованию экспортной деятельности и страхованию экспортных кредитных поставок
Инфо рмационная поддержка
Обсхуживание ПО и эксплуатация серверного обо -рудования портала экспортных возможностей РО (www. donexport.ru)
Проведение ежегодного совещания с экспортерами области
Издание каталога «Экспорт Дона» (на русском и иностранном языках)
Освещение в средствах массовой информации вопросов ВЭД
Ведение базы данных об условиях предоставления экспортерам кредитных ресурсов финансовокредитными институтами
Заключение соглашений РО о сотрудничестве стеррито-р иально - администр ативными образованиями стран -стратегических партнеров
Разработка правовых актов, необходимых для реализации обл.долгосрочной целевой программы поддержки экспорта в РО
Обмен информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти о состоянии экспортного сектора экономики РО
Проведение консультационных мероприятий в отношении правил и условий осуществления экспортной деятельности
Маркетинговые исследования по вопросу возможности продвижения групп товаров на зарубежные рынки
Ко нсу льтацио нная поддержка экспортеров о возможностях получения гос. финансовой и нефинансовой поддержки
J
-
J
Использование ресурсов международных программ в повышении квалификации специалистов экспортеров
Программный метод государственной поддержки организ аций-экспортеров РО способствует диверсификации товарной структуры экспорта и продвижению товаров и услуг регионального производства на мировых рынках
Рис. 2. Комплекс мер информационной и финансовой поддержки предприятий-экспортеров Ростовской
области на 2011-2013 гг.[11]
При этом необходимо усилить формирование «горизонтального» взаимодействия между региональной с к; -темой исполнительной власти и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Горизонтальные схемы взаимодействия могут создаваться как на региональном, так и на муниципальном уровнях, например, между региональным минис -терством (управлением, департаментом), уполномоченным на осуществление внешнеэкономических (внешнеторговых) связей, торгово-промышленной палатой (ТПП) и некоммерческими организациями данного субъекта РФ.
ТПП, являясь негосударственной некоммерческой организацией, призвана содействовать развитию экономики России, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ с предпринимателями зарубежных стран. В реализации основных целей ТПП выполняют следующие задачи:
- оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;
- содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей народного хозяйства и предприятий;
- организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;
- содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в РФ, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;
- оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;
- содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь рос -сийским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и в освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;
- принимают меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недоброе о -вестной конкуренции и неделового партнерства;
- содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;
- обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;
- выполняют другие задачи с учетом положений меж -дународных договоров Российской Федерации [12]. В свою очередь, ТПП РФ, выполняя поставленные
задачи на федеральном уровне, обладает следующими функциями:
- выдает разрешения на открытие в РФ представительств иностранных торговых палат, смешанных
торговых палат, федераций, ассоциаций, союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат;
- свидетельствует обстоятельства форс-мажора, торговые и портовые случаи;
- определяет порядок ведения негосударственного реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности.
ТПП образованы практически во всех субъектах РФ. Создаются городские и районные ТПП. Взаимодействие ТПП с экспортерами и производителями экспортной продукции, с территориальными и муниципальными органами власти в части регулирования ВЭД способствует эффективному развитию ВЭД на данной территории.
В соответствии с законодательством РФ возможны различные формы взаимоотношений территориальных подразделений федеральных органов с административными органами субъектов РФ, общественными организациями и объединениями, участниками ВЭД региона.
К региональной системе управления ВЭД, использующей различные формы и структуры взаимодействия с субъектами ВЭД, относятся следующие институты управления ВЭД:
- министерство внешнеэкономических связей или международного сотрудничества (международных и внешнеэкономических связей) в составе администрации субъекта РФ;
- комитеты по развитию внешних связей в составе администрации субъекта РФ;
- агентства международного экономического и инвестиционного развития при административных органах управления регионов в дополнение к админис тративным элементам структурных подразделений исполнительной власти субъекта РФ (Агентство инвестиционного развития Ростовской области), унитарные предприятия.
Таким образом, вопросы управления внешнеэкономической деятельностью на уровне субъекта Федерации необходимо совершенствовать в части взаимодействия органов управления региональных администраций и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, поскольку в стране созданы только основы государственной поддержки.
В экономической научной литературе рассматриваются различные подходы к совершенствованию системы управления ВЭД на федеральном и региональном уровнях. А Спартак [13] полагает, что формирование федерального агентства содействия внеш-ней торговле (поддержки экспорта) в России является первостепенной задачей. По мнению Н. Евченко [16], необходимо реорганизовать системы содействия экс -портерам на федеральном и региональном уровнях управления с целью реализации внешнеэкономичес -кого потенциала региона и содействия участникам ВЭД:
1. Федеральный уровень управления, по ее мнению, формирует:
а) единую государственную службу поддержки экспорта (при Министерстве экономического
развития РФ), функционирующую на базе профильного Закона РФ, определяющего концепцию, механизмы, методы управления, ответственность за распределение бюджетных средств по основным направлениям поддержки на федеральном и региональном уровнях;
б) государственное гарантирование экспортных кредитов (Министерство финансов РФ);
в) государственную поддержку экспортеров, разрабатываемую по согласованию отраслевых министерств и ведомств, Минэкономразвития РФ (на срок 3-5 лет).
2. Региональный уровень управления, включая
финансовый механизм государственной поддержки, формирует:
а) региональное агентство поддержки экспорта в соответствии с концепцией и стратегией развития ВЭД РФ взаимодействует со всеми группами экспортеров, включая крупные, средние и малые предприятия, и на основании положений социально-экономической стратегии; определяет приоритеты различных отраслей и направления поддержки и стимулирования внешнеэкономической деятельности, финансируется из бюджета, осуществляет консультационные, маркетинговые, обучающие услуги бесплатно;
б) целевые фонды государственной поддержки (федеральный уровень) экспорта распределяются по регионам (для регионов, сформировавших региональную систему поддержки экспорта);
в) региональное агентство поддержки экспорта -региональный уровень управления формирует предложения по созданию и совершенствованию государственной системы, а также по улучшению условий регулирования и федеральной поддержки внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности;
г) финансовый механизм государственной поддержки экспорта предполагает нормативное наличие в регионе отделения государственного финансового агента господдержки (ЗАО «Рос-эксимбанк» или Внешторгбанк) либо регионального банка по соглашению с банком федерального уровня, который уполномочен финансировать господдержку экспорта.
Таким образом, проведение административной реформы в России предполагает формирование условий и разработку направлений эффективного сотрудничества и взаимодействия между административ-ными органами субъектов Федерации, муниципальными образованиями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и участниками ВЭД с целью привлечения потенциальных участников во внешнеторговую (внешнеэкономическую) деятельность. Механизм управления ВЭД АПК на уровне региона должен включать систему государственных, рыночных и общественных институтов, наделенных функциями обеспечения ВЭД АПК.
Базовые элементы данного механизма могут быть определены следующим образом: институты управления; функции обеспечения ВЭД АПК; цели управ -ления ВЭД АПК и результаты их реализации [14].
Территориальные ТИП взаимодействуют с местными органами власти, содействуют созданию рыночной инфраструктуры в регионах, развитию прямых партнерских связей с деловыми кругами зарубежных стран, участвуют в разработке и реализации программ социально-экономического развития регионов, инвес-тиционных проектов [15], однако, на наш взгляд, институционального ресурса в вопросах поддержки экспортеров на местном уровне явно недостаточно. В связи с этим представляется целесообразным включение в механизм регионального управления ВЭД АПК различных ассоциативных структур (союзы, фонды, общественные и профессиональные организации), но предпочтительным является рассмотрение структуры, функционирующей на основе частногосударственного партнерства, которая будет иметь статус межрайонной организации, т.е. обслуживать интересы сельхозпроизводителей и экспортеров в части поддержки и стимулирования их внешнеторговой деятельности на местном уровне.
Важно подчеркнуть, что экспортный потенциал региона во многом зависит от экспортного потенциала местного уровня и нуждается в не меньшем, а даже большем внимании в части формирования государственной поддержки экспортеров, т.к. именно этот уровень является первичным с точки зрения прив-лечения наибольшего числа участников ВЭД - предприятий АПК малого и среднего бизнеса. При всей своей важности местный (локальный) уровень в вопросах вовлечения в систему поддержки и стимулирования экспорта оставлен без внимания.
Исследование местного (локального) уровня управления ВЭД АПК Ростовской области показывает, что механизм этой системы находится в стадии разработки, не проработан комплекс мер по обеспечению участников ВЭД АПК (сельхозпроизводителей) информационной и консультационной поддержкой. Поддержка участников ВЭД АПК на уровне муниципальных образований области недостаточна и требует развития в институциональном законодательстве.
В качестве одного из подходов в решении организации и взаимодействия между бизнесом и государ-ством предлагается использование институционального ресурса ТПП. Опыт работы Таганрогской межрайонной ТПП в вопросах взаимодействия с различными государственными и негосударственными структурами (организация взаимодействия в форме диалога между таможенными органами и предпринимательским сообществом) в части поддержки экспорта является уникальным.
Одним из основных направлений в организации управления на муниципальном уровне является использование институционального ресурса ТПП с целью формирования поддержки предпринимательского сообщества на уровне различных муниципальных районов субъекта Федерации.
Предлагается сформировать на базе Таганрогской межрайонной торгово-промышленной палаты Территориальный центр поддержки экспортеров, оказывающий поддержку экспортерам в различных областях ВЭД, но в первую очередь - производителям сельскохозяйственной продукции (предприятиям малого и среднего бизнеса, индивидуальным предпринимате-
лям - начинающим экспортерам) с привлечением раз -личных профессиональных организаций в сфере ВЭД.
Вместе с тем необходимо понимать, что негосударственные структуры содействия предпринимательству (ТПП, РСПП и др.) не могут заменить государство в деле поддержки экспорта, поскольку их услуги не носят универсальный характер (с точки зрения ассортимента услуг и состава клиентов); как правило, поддержка не оказывается в значительных масштабах на безвозмездной или льготной основе; не ставится задача реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики страны [13].
Вопросы организации государственной поддержки ВЭД АПК целесообразно рассматривать с позиции присоединения России к ВТО, т.е. путем привлечения «профильных» министерств и ведомств, регулирующих внешнеэкономическую сферу, поскольку выбор и реализация стратегии, координация ВЭД рассматриваются и регулируются этими ведомствами и минис -терствами. С целью координации и формирования институтов поддержки экспорта АПК предлагается
следующая организационная структура Территориального центра поддержки экспорта, сформированного на базе Регионального центра управления ВЭД АПК (рис. 3).
Региональным центром управления ВЭД АПК в соответствии с концепцией и стратегией развития ВЭД РФ и на основании положений социальноэкономической стратегии развития Ростовской облас-ти определяются приоритеты различных отраслей и направления поддержки, осуществляется стимулирование внешнеэкономической деятельности, финансируемое из бюджета, бесплатно оказываются консультационные, маркетинговые, обучающие услуги.
Территориальный центр поддержки экспортеров рассматривается в качестве звена (элемента) государственной системы поддержки экспорта продукции АПК с поэтапным финансированием совместно за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, отраслевых союзов и ассоциаций, максимальной ориентацией на запросы сельхозпроизводителей - начинающих экспортеров.
Координационный совет по ВЭД (экспорт) на уровне субъекта РФ
Министерство экономического развития субъекта РФ
Министерство сельского хозяйства субъекта РФ
Производители с ельс кохозяйственной продукции
Региональный центр управления ВЭД АПК
Территориальный центр поддержки экспортеров
Рис. 3. Организационная структура координации управления ВЭД АПК науровне муниципальных образований [14;16]
Как показывает опыт функционирования мировой экономики, в современных условиях конкурентная борьба достигла нового, более высокого уровня, когда конкуренты вступают в партнерские отношения, формируя гибкие альянсы. Взаимный обмен конкурентов-партнеров научными достижениями в форме бенчмаркинга повышает конкурентоспособность обеих сторон при непосредственном участии третьей стороны - Территориального центра поддержки экспортеров. В результате взаимовыгодного государственно-частного партнерства формируется устойчивое экономическое взаимодействие, дающее положительный синергетичес -кий эффект, зачастую больший, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий.
В задачи Территориального центра поддержки экс -портеров входят формирование нормативно-правовой и информационной базы, постоянное обновление и расширение информационных ресурсов, расширение сферы и номенклатуры услуг, предоставляемых центром, привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций АПК. В целом механизм управления ВЭД АПК на уровне региона должен включать систему государственных, рыночных и общественных институтов, выполняющих различные функции обеспечения ВЭД АПК.
Важно подчеркнуть, что оказываемая государственная поддержка экспорта АПК учитывает отличия, существующие между различными участниками ВЭД (сельхозпроизводителями - начинающими экспортерами, экспортерами), поскольку требует индивидуального подхода к формированию программ поддержки экспорта. Так, программы поддержки экспорта АПК для начинающих экспортеров включают разработку методических и практических пособий, информационно-справочного материала, проведение тренингов и семинаров, направленных на формирование практических навыков ведения бизнеса, осуществления экспортных и импортных операций. Реализация
такой программы поддержки осуществляется в рамках принятой большинством стран программы «Step by step». Программы поддержки экспорта АПК для предприятий-экс портеров включают поддержку,
связанную с повышением квалификации персонала предприятия (тренинги, семинары), получение информации о зарубежных рынках, потенциальных партнерах и т.д. Необходимо отметить, что широкое применение различных форм поддержки экспорта позволит в большей степени использовать экспортный потенциал участников ВЭД на региональном и местном уровнях.
Присоединение России к ВТО требует более высокого уровня профессиональной подготовки всех участников ВЭД, внедрения информационно-коммуникативных технологий в бизнес-среду, позволяющих использовать потенциальные возможности от членства России в ВТО более результативно.
Рассмотрим более подробно организационную структуру Территориального центра управления ВЭД АПК и определим его основные функции (рис. 4).
Отдел по мониторингу АПК и оценке его экспортных возможностей осуществляет сбор и аккумулирование информации о деятельности АПК, оценку экспортного потенциала территории.
Отдел информационно-консультационной поддержки экспорта АПК обеспечивает проведение информационно-консультационной поддержки по вопросам применения законодательства РФ во внешнеторговой сфере, информирует о крупномасштабных проектах, предложениях о сотрудничестве с зарубежными организациями, заинтересованными в поиске партнеров.
Отдел аутсорсинга внешнеэкономической деятельности (АПК) предоставляет организациям АПК услуги по осуществлению внешнеторговой деятельности с привлечением консалтинговых компаний либо специалистов в сфере ВЭД. Рассмотрим структурную организацию отдела аутсорсинга (услуги предостав-ляемые) внешнеэкономической деятельности АПК:
Т ерригориальный центр поддержки экспортеров
Отдел по мониторингу АПК и оценке его экспортных возможностей
Отдел информационно-консультационной поддержки экспорта АПК
Рис. 4. Организационная структура Территориального центра поддержки экспортеров
- сектор внешнеторгового консультирования - консультации по вопросам применения таможенного, валютного и налогового законодательства, в том числе подготовка внешнеэкономических контрактов и иных форм договоров, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельное -ти, паспортов сделок и т.д.;
- информационно-аналитический сектор - аккумулирование информации и осуществление предварительного расчета таможенных пошлин и налоговых платежей при осуществлении внешнеторговой операции (импорт/экспорт);
- сектор налогового контроля - услуги по возмещению экспортного НДС;
- сектор валютного контроля - оформление паспорта сделки (ПС) на основании внешнеторгового контракта (кредитного договора) через уполномочен ные банки;
- сектор таможенного контроля - таможенное оформление импортных и экспортных грузов (подготовка полного пакета документов, непрерывный контроль всех этапов процедуры таможенного оформления груза);
- сектор сертификации продукции - услуги по сбору разрешений, согласований, допусков и сертификации продукции; оформление транспортных документов в соответствии с международными стандартами;
- сектор логистики - предоставление всего комплекса логистических услуг, связанных с доставкой груза и т.д.
По нашему мнению, наиболее эффективный вид аутсорсинга для организаций - экспортеров АПК -это аутсорсинг бизнес-процессов (Business Process Outsourcing - ВРО), поскольку он формирует комплекс услуг по ведению финансового и бухгалтерского учета, аудита, по оказанию услуг в сфере внешнеэкономической деятельности, логистики и ряде специфических процессов, характерных для отраслей АПК.
Организационные условия ведения бизнеса участниками ВЭД существенно влияют на формирование экспортного потенциала региона. Затраты на информационные и коммуникационные технологии окупаются дальнейшим ростом экспортной активности регионов.
Следовательно, аутсорсинг внешнеэкономической деятельности АПК предоставляет возможность предприятиям - производителям сельскохозяйственной
продукции сосредоточиться на производственной деятельности и минимизировать риски, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
Отдел бенчмаркинга ВЭД АПК собирает и аккумулирует информацию об успешных компаниях (крупных экспортерах сельскохозяйственной продукции), анализирует полученную информацию, использует и внедряет передовой опыт в сфере ВЭД АПК. Государственную поддержку экспорта АПК на региональном, местном уровнях необходимо дополнять активизацией взаимодействия лидеров (крупных экс -портеров сельскохозяйственной продукции) с предприятиями среднего и малого бизнеса, сельскохозяйственными производителями.
Рассмотрим структурную организацию отдела бенчмаркинга ВЭД АПК (рис. 5) [17].
Организационную структуру отдела бенчмаркинга ВЭД АПК образуют следующие функциональные подразделения, выделенные по видам оказываемых услуг:
- информационно-аналитический сектор осуществляет сбор и анализ информации о передовых и наиболее эффективных методах ведения бизнеса, формирует специализированные базы данных лучших предприятий и бизнес-процессов, представляет рекомендации по внедрению наиболее результативных методов в организации;
- учебно-методический сектор предоставляет необходимые материалы о процессе бенчмаркинга и правилах его проведения, организует подготовку специалистов в области бенчмаркинга, организует конференции и круглые столы по теме бенчмаркинга с представителями различных организаций, подбирает потенциальных партнеров по бенчмар-кингу, помогает в установлении связей с ними и организации визитов в компании, оказывает консультационные услуги;
- договорно-коммерческий сектор формирует нормативные документы, используемые при проведении бенчмаркинга, осуществляет проверку заявочной документации потенциальных партнеров по бенчмаркингу, организует подписание договоров по бенчмаркингу и контроль за их выполнением;
- сектор координации проектов осуществляет координацию и контроль над ходом проведения бенч-маркингового проекта и оказывает помощь в процессе внедрения результатов, полученных при проведении эталонного сопоставления.
Отдел
бенчмаркинга ВЭД АПК
Информационно-аналитический сектор Учебно-методический сектор
Договорно-коммерческий сектор Сектор координации проектов
Рис. 5. Организационная структура центра бенчмаркинга ВЭД АПК
Сотрудничество с центром бенчмаркинга осуществляется с целью передачи передового опыта в вопросах организации бизнес-процессов в сфере внешнеэкономической деятельности АПК.
Таким образом, рассматриваемый Территориальный центр бенчмаркинга формирует стратегию, развивает ключевые компетенции партнеров по бенчмаркингу, координирует их деятельность, организует передачу бизнес-процессов, заимствуя у партнеров идеи для создания новых технологий.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в условиях присоединения к ВТО реализация предложенных теоретических, методических и организационных подходов позволяет осуществить дальнейшее интегрирование России в мировое хозяйство как на уровне субъектов РФ, так и на уровне муниципальных образований - сельских поселений. Это позволяет активизировать экспортную деятельность различных субъектов хозяйствования на региональном и местном уровнях, повысить эффективность их деятельности. Увеличение степени вовлеченности во внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ и их сельских районов - муниципальных образований, обладающих определенным экспортным потенциалом АПК, предполагает совершенствование базовых элементов механизма управления ВЭД на местном уровне. В целях повышения уровня координации участников ВЭД на местах в системе институтов поддерж-ки и стимулирования экспорта АПК предложена организационная структура Территориального центра поддержки экспорта, сформированного на базе регионального центра управления ВЭД АПК с применением аутсорсинга и бенчмаркинга при непосредственном взаимодействии с Торгово-промышленной палатой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт Министерства экономического развития. Портал внешнеэкономической информации: Всемирный банк в России. Доклад об экономике России [Электронный ресурс ]. URL ://http://www.ved. gov.ru/system/assets/attachme nts/3 3 80/rer-27-marc h2012-rus. pdf?
2. Доклад директора Департамента торговых перего-
воров М.Ю. Медведкова на тему «Присоединение России к ВТО. Защита национальных интересов» [Электронный ресурс ]. URL:
http://www .economy. gov. ru/minec/activity/sec tions/fo reignEc onomic Ac tiv ity/w to/
3. Официальный сайт Всемирного банка: Доклад «Ведение бизнеса-2012» [Электронный ресурс]. URL: http://www.doingbusiness.org/data/ exploreeconomies/russia
4. Раковецкая Л. Аграрные аспекты вступления России в ВТО (позитивные и негативные последствия присоединения к ВТО российского агропродовольст-венного сектора)// Никоновские чтения. 2010. №15.
5. Евченко Н. Мировой опыт взаимодействия «феде-
рация-регионы» во внешнеэкономическом сотрудничестве //Российский внешнеэкономический
вестник. 2010. №5.
6. Бородавкина Н. Регулирование между народных и внешнеэкономических связей на региональном
уровне // Вестник Российского государственного университета им. Канта. 2009. Вып.3.
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред.
от 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) [Электронный ресурс]. Консультант Плюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
8. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации»; Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» и др. [Электронный ресурс]. Консультант Плюс. Режим доступа: http ://www .c onsultant. ru.
9. Официальный сайт Администрации города Таган-
рога. Международная и внешнеэкономическая деятельность [Электронный ресурс]. URL:
http ://www.taganc ity. ru/?id=284
10. Евченко H. Областная целевая программа поддержки экспорта: опыт Ростовской области // Известия ИГЭА 2010. №3(71).
11. Областная долгосрочная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 20112013 годы», утвержденная постановлением Администрации Ростовской области от 09.09.2010 № 17 [Электронный ресурс ]. Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 (ред. от
23.07.2008) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Консультант Плюс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
13. Спартак А. России необходимо федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта) //Внешнеэкономический бюллетень. 2005. №3.
14. Гевондян А. Становление стратегии управления ВЭД в региональном АПК: автореф. ...канд. экон. наук. Ставрополь, 2003.
15. Глушко Е. Организационно-правовые основы управления в сфере внешней торговли // Реформы и право. 2008. № 4.
16. Евченко Н. Региональный внешнеэкономический комплекс: структура, управление, программирование развития: дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2010.
17. Сидорова Е. Практика создания центров бенчмаркинга в регионах России (на примере Волгоградской области)// Известия ВолгГТУ. 2007. Т.12. №7.