ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
243
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА: МИРОВОЙ ОПЫТ
ВАСЮТЧЕНКО И.Н.,
преподаватель кафедры экономики и финансов, Таганрогский институт управления и экономики (ТИУиЭ),
e-mail: vasyutchenko_i@mail.ru
В условиях мирового финансового кризиса государственная поддержка экспорта, представленная системой взаимодействующих между собой правительственных и негосударственных институтов, является приоритетной задачей экономической политики зарубежных стран. В статье анализируется существующее положение системы государственной поддержки экспорта в России. На основании проведенного исследования мирового опыта в области государственной поддержки и стимулирования экспорта выделены ключевые направления поддержки отечественного экспорта, включая создание сети государственных и негосударственных компаний, способных выполнять программы продвижения национального экспорта; осуществление информационно-консультационной и политико-дипломатической поддержки экспорта; кредитование экспорта; страхование внешнеторговых операций и др.
Ключевые слова: экспорт; агропродовольственный экспорт; сельское хозяйство; государственная поддержка экспорта; внешнеэкономическая деятельность.
In the conditions of world financial crisis the state support of export presented by the system of coordinated governmental and not-state institutions is the priority task of foreign countries' economic policy. In the article the existed position of the state export support system in Russia is analyzed. On the basis of the carried out research of world experience in the area of the state export support and stimulation the key directions of domestic export support including creation of the network of state and not state companies, capable to carry out the program of advancement of national export; realization information-consulting and politico-diplomatic export support, export crediting; insurance foreign trade operations are singled out.
Keywords: export; agricultural food-stuff export; agriculture; export governmental support; foreign economic activity.
Коды классификатора JEL: O24.
В условиях глобализации одним из наиболее динамично развивающихся направлений современной экономической политики зарубежных стран является поддержка экспорта. Решая задачи повышения национальной конкурентоспособности, развитые и многие успешно развивающиеся страны в последние годы значительно повысили интенсивность и масштабы государственного содействия экспорту. За рубежом поддержка экспорта представлена системой взаимодействующих между собой правительственных и негосударственных институтов, включая профильные министерства и ведомства, спе-
© Васютченко И.Н., 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
циализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, региональный и зарубежный аппарат [7].
Одной из составляющих российского экспорта является агроэкспорт. По данным ВТО [9], за период 2000-2008гг. прослеживается устойчивый рост показателей удельного веса и динамики объемов экспорта/импорта сельскохозяйственной продукции России в мировом экспорте/импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Таблица 1
Ведущие экспортеры/ импортеры сельскохозяйственной продукции [9]
Объем экспорта с/х продукции, млн долл. США Доля в мировом экспорте, в % Импорт с/х продукции, млн долл. США Доля в мировом импорте, в %
2000 2008 2000 2008 2000 2008 2000 2008
США 71408 139967 12,9 10,4 69115 115908 11,5 8,2
Канада 34789 54075 6,3 4,0 15272 31243 2,6 2,2
Евросоюз 55616 127631 10,1 9,5 78952 173053 13,2 12,2
Австралия 16446 26143 2,9 1,9 4234 10436 5,9 5,4
Россия 7527 25021 1,4 1,9 9262 34266 1,5 2,4
Китай 16384 42291 3,0 3,2 19544 86830 3,3 6,2
Из приведенных данных (табл. 1), видно, что у России они ниже, чем у ведущих мировых экспортеров/импортеров, что свидетельствует о незначительной доле участия предприятий российского сельского хозяйства в международном обмене.
Анализ мирового опыта показывает, что наличие высокоразвитого и эффективного сельского хозяйства — непременная характеристика передовой экономики. Сельское хозяйство западных стран устойчиво прогрессирует, хотя его удельный вес в национальных ВВП невелик и у ряда стран не превышает 2% [10].
Сельское хозяйство в США представлено высокопроизводительной, эффективной отраслью, обладающей значительным экспортным потенциалом, в котором занято 2 млн человек при населении в 300 млн человек. Иными словами, один занятый в аграрной сфере обеспечивает продовольствием 150 жителей страны. В общей стоимости американского товарного экспорта доля сельскохозяйственной продукции достигает 10%-15%, которая в 2008 г. составила — 100 млрд долл. Вывозится в первую очередь продукция растениеводства: доля страны в мировом экспорте фуражного зерна составляет 60%, пшеницы — 30%, сои — 60-70%. Развитие американского сельского хозяйства на протяжении последних десятилетий отличается стабильной динамикой и повышением эффективности. Один из крупнейших сельскохозяйственных производителей ЕС — Нидерланды, в аграрном секторе, которого занято всего 250 тыс. человек при общей численности населения в 17 млн человек. По имеющимся подсчетам, продовольствия, произведенного голландскими фермерами, хватает на покрытие соответствующих потребностей 25 млн человек. Нидерланды экспортируют 75% аграрной продукции в страны Евросоюза. Сельское хозяйство подобно другим отраслям экономики является объектом активного государственного вмешательства. В США государственной поддержкой разного рода охвачено примерно 50% производимой сельскохозяйственной продукции, в ЕС — 70% [1]. Обратимся к мировому опыту стран, осуществляющих государственную поддержку экспортоориентированных отраслей и содействующих развитию внешнеэкономической деятельности. Государственное содействие экспорту осуществляется в достаточной мере во многих развитых и развивающихся странах Америки, Европы и Азии.
В нашей стране система подобной поддержки фактически находится на начальном этапе своего становления, и изучение опыта государств, входящих в ЕС, является немаловажным фактором в решении обозначенных проблем.
В Великобритании внешнеэкономическая политика является частью общей экономической политики государства, где практически все министерства занимаются вопросами внешнеэкономической деятельности. Совет международной торговли содействует координации усилий правительственных учреждений, деловых кругов в области внешней торговли, оказывая помощь компаниям в освоении экспортных рынков. Британский национальный совет по экспорту применяет так называемую практику открытия «торговых окон», когда британским фирмам — экспортерам товаров предоставляется организационно-финансовая помощь в устройстве выставочной экспозиции [2].
В число основных уполномоченных организаций, занимающихся вопросами государственной поддержки и расширения ВЭД, входят следующие: Министерство международного развития (The Department for International Development (DFID)); Министерство иностранных дел и стран содружества (Foregn & Commonwealth Office (FCO)); Министерство торговли и промышленности (Department of Trade and Industry (DTI)); Министерство окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Department for Environment, Food and Rural Affairs (BDEFRA)); Агентство по упрощению процедур международной торговли (Simplifying International Trade (SITPRO)); Организация по поддержке малого бизнеса (Small Business Service (SBS)); Торгово-инвестиционное агентство (UK Trade & Investment (UKTI)); Департамент гарантированных экспортных кредитов (Export Credits Guarantee Department (ECGD)) [6].
Интересен опыт Испании, где сформировалась целая сеть государственных организаций, реализующих на практике различные направления внешнеэкономической политики. Государственная поддержка экспорта представлена различными институтами (табл. 2). Существенное значение в сети государственных организаций отводится Институту внешней торговли (ICEX), на осуществление деятельности которого ежегодно выделяется около 150 млн евро бюджетных средств. Из них 80% направляется на финансирование мероприятий, содействующих развитию экспорта, 20% — на информационноконсультационную деятельность. В 2005 г. ICEX предоставил помощь малым и средним предприятиям Испании в реализации 108 проектов за рубежом, которые принесли доход в 434,6 млн евро. Институт внешней торговли (ICEX) осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с региональными администрациями, а также в координации с планами Высшего совета торговых палат и отраслевыми объединениями экспортеров Испании. Следующий институт государственной поддержки экспорта — Испанское агентство международного сотрудничества (AECI) — располагает широкой зарубежной сетью: 36 технических центров сотрудничества, 12 культурных центров, 3 образовательных центра. Особенно следует отметить государственные институты, осуществляющие кредитование экспортных операций (ICO) и страхование экспортного кредитования (CESCE), которые являются основным звеном в системе поддержки экспорта. Испанская государственная компания по страхованию экспортных кредитов (CESCE) является акционерным обществом, в котором контрольный пакет принадлежит государству. Ее акционерами также являются банки и страховые компании Испании. За счет государственных средств (CESCE) обеспечивает страхование политических рисков, за счет собственных средств (CESCE) — страхование коммерческих рисков [8].
Помимо указанных институтов задействованы дополнительные инструменты государственной поддержки экспорта, которые представлены в табл. 3. Первые два инструмента государственной поддержки экспорта обеспечивают выход испанским компаниям на международный рынок.
Наибольший интерес для рассмотрения вызывает третий инструмент. На практике кредитование экспорта, осуществляемое на основе контракта о взаимном урегулировании интересов (CARI), имеет три основные разновидности:
♦ кредитование иностранного покупателя (финансовая компания заключает кредитное соглашение с иностранным покупателем; испанский экспортер получает возмещение за отгруженный товар от финансовой компании);
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
♦ кредитование национального поставщика (в качестве заемщика средств выступает экспортер; иностранный покупатель имеет обязательства только перед продавцом в соответствии с условиями коммерческой сделки);
♦ кредитная линия (финансовая компания предоставляет, как правило, банку страны покупателя определенную сумму, предназначенную для финансирования нескольких коммерческих сделок). Кредитная часть составляет 85% от общей стоимости сделки, а 15% иностранный покупатель должен оплатить продавцу непосредственно. В кредитную часть могут включаться стоимость фрахта, страхование транспортировки и кредита (если указанные услуги предоставляются испанскими фирмами), а также некоторые другие платежи, например комиссионные [8].
Таблица 2
Институты государственной поддержки экспорта в Испании [8]
Наименование института Сфера деятельности
Институт внешней торговли (1СЕХ) — реализует внешнеэкономическую политику ведомства — разработка и осуществление программ продвижения торговли на зарубежные рынки; — повышение квалификации и подготовка специалистов по внешней торговле; — стимулирование инвестиционных проектов и предпринимательское сотрудничество на зарубежных рынках; — подготовка, распространение через сеть интернет-ресурсов внешнеэкономической информации о внешнеэкономических связях; законодательстве, регулирующем ВЭД; о рынках отдельных стран; об инвестиционном климате и возможностях в различных странах; и др.
Испанское агентство международного сотрудничества (АЕС1) — осуществляет политикодипломатическое содействие продвижению экспорта (помимо испанских посольств, существующих при Министерстве иностранных дел) — формирование благоприятного имиджа страны и реализация внешнеэкономических интересов путем содействия распространению испанского языка и культуры за рубежом; — развитие международного сотрудничества и культурных связей, субсидирование и финансирование проектов и соглашений, а также программ технического содействия.
Институт официального кредитования (1С0) — действует при Секретариате по экономике Министерства финансов Испании. Финансовый агент, выступающий от имени и за счет государства, управляющий инструментами государственного финансирования экспорта и развития. — выдача экспортных займов и финансирование зарубежные инвестиции испанских компаний; — выдача кредитных линий на поддержку проектов малого и среднего бизнеса.
Испанская государственная компания по страхованию экспортных кредитов (CESCE) — государственное страхование экспортного кредитования — страхование политических рисков и коммерческих рисков, связанных с фактической неплатежеспособностью иностранных партнеров, длительной задержкой их платежей, официально объявленным состоянием банкротства или прекращением платежей; — возмещение обязательств перед страхователем при наступлении страхового случая, предусмотренные договором страхования.
Проведенный обзор деятельности основных государственных компаний, реализующих политику поддержки экспорта, свидетельствует, о наличии многообразных программ и инструментов помощи испанским экспортно-ориентированным компаниям, которые должны отвечать определенным критериям. К их числу относятся:
♦ принцип софинансирования — предполагает совместное финансирование деятельности компании за рубежом, т.е. компания должна финансировать какую-либо часть, доля помощи зависит от вида программы и рынков, на которые она направлена;
♦ компания должна относиться к малому и среднему бизнесу (для определения уровня компании, используются рекомендации ЕС);
♦ предоставляется преимущество компаниям, которые работают с развивающимися странами, с целью географической диверсификации экспорта;
♦ особенно отмечаются проекты, в которых принимают участие несколько компаний экспортеров, ассоциаций, что позволяет экономить государственные средства.
Таблица 3
Инструменты государственной поддержки экспорта в Испании [8]
Наименование инструмента Характеристика инструмента
Фонд содействия развитию (FAD) Инструмент финансового сотрудничества с развивающимися странами, а также их государственными организациями или компаниями.
Линия финансирования жизнеспособности (FEV) Продвижение испанского экспорта, участие испанских компаний в зарубежных проектах.
Контракт о взаимном урегулировании интересов (CARI) Привлечение финансовых компаний к кредитованию экспортных операций; основан на соглашении между 1С0, представляющим интересы государства, и субъектами финансового рынка.
Анализируя опыт государств, являющихся членами ЕС, следует подчеркнуть что основными элементами государственной поддержки экспорта являются специализированные компании, обеспечивающие исполнение политических решений, а также преследующие экономические интересы государства, которые разрабатываются соответствующими министерствами и утверждаются правительством [8].
В США поддержка экспорта представляет собой сеть государственных и негосударственных институтов, к числу которых относятся министерства и ведомства, специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, дипломатические миссии и т.д., реализующих на практике различные направления внешнеэкономической политики.
Государственная поддержка экспорта в США представлена следующими институтами, формирующими благоприятные условия американским компаниям для реализации выгодных коммерческих проектов [6, 11]:
Госдепартамент США — проводит заседания координационных и консультационных комитетов по вопросам ВЭД с участием предпринимательских структур для учета их позиции в отношении крупных международных или двусторонних мероприятий;
Министерство сельского хозяйства США (United States Department of Agriculture) — занимается расширением рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, имеет сеть зарубежных представительств;
Министерство финансов США (United States Department of Treasury) — проводит внешнеэкономическую политику США в финансовой сфере;
Министерство торговли США (United States Department of Commerce) — содействует развитию внешней торговли США;
Специализированные внешнеторговые организации (независимые правительственные агентства): Экспортно-Импортный банк США (Export-Import Bank of the United States), Корпорация частных зарубежных инвестиций (Overseas Private Investment Corporation), Агентство международного развития США (United States Agency For International Development), Агентство по торговле и развитию США (United States Trade and Development Agency), Администрация малого бизнеса США (The United States Small Business Administration) [11].
Информационное обеспечение ВЭД осуществляется посредством выпуска справочников, информационных бюллетеней, а также формированием специальных сайтов. В рамках программы стимулирования экспорта в США выпускаются методические
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
руководства по экспортным программам и вопросам федеральной помощи экспортерам, в которых представлены основные направления и виды государственной поддержки, а также механизм ее получения. Американские торговые миссии, ответственные за продвижение товаров в определенные регионы, обязательно открывают в них свои представительства. Американская компания, начинающая внешнеэкономическую деятельность, получает пакет бесплатных услуг, в состав которого входит: рыночное исследование страны-контрагента, анализ интересующего сектора производства, анализ международных рынков [12].
Анализируя мировой опыт, необходимо отметить, что практически все страны осуществляют регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности, формируя национальную систему государственной поддержки, в которую могут входить элементы, приведенные в табл. 4.
Система государственной поддержки экспорта в России находится на этапе формирования, и в ней присутствуют лишь отдельные элементы стимулирования ВЭД, что снижает эффективность деятельности экспортно-ориентированных компаний и предприятий.
Поддержка экспорта в России осуществляется следующими государственными и негосударственными институтами: Министерством экономического развития РФ; Министерством финансов РФ; Министерством промышленности и торговли РФ; Торговопромышленной палатой России; Российским союзом промышленников и предпринимателей; Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»; Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком (ЗАО «Росэксимбанк») [12].
Поддержка и развитие агропромышленной сферы России представлена следующими институтами: Министерством сельского хозяйства; Консультативным советом по взаимодействию с отраслевыми союзами (ассоциациями) при Минсельхозе России; отраслевыми союзами: Российским зерновым союзом, Национальным Союзом экспортеров продовольствия, Агропромышленным союзом России, Российской Ассоциацией производителей удобрений и т.д. — всего 44 отраслевыми союзами и ассоциациями; ОАО «Россельхозбанк»; ОАО «Объединенная зерновая компания».
Механизм государственной поддержки предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, должен иметь упорядоченную систему управления с институциональной точки зрения. Необходимо в первую очередь координировать деятельность как государственных, так и негосударственных структур (министерства и ведомства, экспертные центры, финансовые и предпринимательские структуры, отраслевые и региональные ассоциации, союзы промышленников и предпринимателей, производителей и экспортеров и т.д.), нацелить их деятельность на повышение конкурентоспособности российской промышленной и сельскохозяйственной продукции. Для этого целесообразно рассмотреть создание Координационного комитета по развитию внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровнях.
Мировой опыт значительную роль в поддержке национального экспорта отводит ассоциативным структурам. Использование таких структур в экономике РФ позволит активизировать деятельность российских участников внешнеэкономической деятельности. Формирование ассоциативных объединений (в форме некоммерческих предприятий, союзов) необходимо для решения целого ряда проблем на федеральном и региональном уровнях: ведение мониторинга за конъюнктурой мировых товарных рынков, обеспечение статистической информацией, информационно-консультационное содействие, подготовка и переподготовка кадров, создание системы государственного поощрения лучших участников ВЭД.
Таблица 4
Система государственной поддержки внешнеэкономической деятельности
предприятий
Элемент Характеристика элемента
Торгово-политическая поддержка экспорта Разработка и заключение соглашений с иностранными государствами и соглашений на межведомственном уровне о развитии ВЭД; поддержка экспорта товаров, включая защиту интересов экспортеров по капиталовложениям; устранение административных препятствий на национальном уровне, сдерживающих экспорт товаров (таможенные формальности, внутренние административные распоряжения и правила); поддержка и развитие государственных внешнеторговых представительств за рубежом; активная деятельность в международных экономических организациях (ЮНКТАД, региональные экономические комиссии ООН, а также в ОЭСР и ВТО); реформирование таможенно-тарифного регулирования при производстве конкурентоспособной экспортной продукции (сырье, компоненты экспортных товаров и т.п.)
Финансирование и страхование экспортных операций Частичное покрытие инвестиционных производственных или маркетинговых расходов, возникающих в связи с развитием экспортного производства; финансирование научно-исследовательских работ, результаты которых использованы для повышения конкурентоспособности экспортной продукции; предоставление экспортных кредитов, направляемых на финансирование продаж на экспорт и производство экспортной продукции; государственное страхование отдельных видов рисков, включая валютные риски, а также некоммерческих рисков; государственное страхование частных экспортных кредитов и долгосрочного лизинга; субсидирование услуг, связанных с поиском источников финансирования экспортно-ориентированных проектов, помощь в организации информационно-аналитических центров; содействие выставочно-ярмарочной деятельности
Налоговое стимулирование экспортных операций Развитие системы льготного налогообложения для производителей экспортной продукции
Информационная поддержка экспортных операций Сбор, анализ и распространение информации об условиях реализации товаров за рубежом (структура спроса, экологические и санитарно-ветеринарные требования и др.); информация о мерах экономической и торговой политики зарубежных государств в отношении импорта товаров; мониторинг, маркетинговый консалтинг, контроль качества товаров предназначенных для конкретных рынков сбыта; распространение информации об отечественных экспортных товарах, экспортном потенциале, научных и производственных возможностях предприятий; создание системы государственного поощрения лучших экспортеров, включая учреждение специальных премий за вклад в развитие экспорта; помощь в организации подготовки кадров для внешней торговли
Развитие инфраструктуры экспорта Развитие транспорта и средств коммуникаций для обеспечения качества экспортных сделок
Примечание: составлено автором с использованием [3, 4, 5]
Анализ мирового опыта в области государственной поддержки и стимулирования экспорта позволяет адаптировать его к реалиям российской экономики с учетом особенностей развития внешнеэкономической деятельности РФ.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Н. Сельское хозяйство западных стран на постиндустриальном этапе развития / Н. Андреева // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 7. — С. 91-96.
2. Блудова, С.Н. Анализ мирового опыта стимулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности / С.Н. Блудова // Российский внешнеэкономический вестник. — 2007. — № 5. — С. 38-45.
3. Дюмулен, И.И. Внешнеэкономические связи России. Достижения и проблемы / И.И. Дюмулен // Российский внешнеэкономический вестник. — 2008. — № 7. — С. 21-26.
4. Николаева, Л. Поддержка российских экспортеров со стороны государства / Л. Николаева // Международная экономика. — 2007. — № 6. — С. 8-13.
5. Николаева, Л. Зарубежный опыт стимулирования экспорта на примере ЕЭС / Л. Николаева // Международная экономика. — 2008. — № 1. — С. 52-55.
6. Приходько, С.В. и др. Стимулирование экспортной деятельности в зарубежных странах и практика поддержки экспорта в России [Электронный ресурс] / С.В. Приходько, Н.П. Воловин, Р.М. Энтов и др. — М.: Институт экономики переходного периода, 2007. — С. 159. — Режим доступа: http://www.iet.ru/ru/stimulirovanie-eksportnoi-deyatelnos-ti-v-zarubezhny-strana-i-praktika-podderzhki-eksporta-v-rossii-2.html, свободный.
7. Спартак, А.Н. России необходимо Федеральное агентство развития внешней торговли (поддержки экспорта) / А.Н. Спартак // Внешнеэкономический бюллетень. — 2005. — № 3. — С. 28-37.
8. Школяр, Н. Институты и инструменты государственной поддержки экспорта: испанский опыт / Н. Школяр // Вопросы экономики. — 2007. — № 4. — С. 146-151.
9. WTO, International Trade Statistics 2009, Table 2.15 «Leading exporters and importers of agricultural products, 2008»; Table 2.16 «Exports of agricultural products of selection economies, 1990-2008», Table 2.17«Imports of agricultural products of selection economies, 1990-2008». URL: http://www.wto.org.
10. The World Bank, World Development Indicators. URL: http://www.worldbank.org/data/ wdi.
11. http://www.state.gov/
12. http://www.doc.gov/
13. http://www.usda.gov/
14. http://www.treas.gov/
15. http://www.sba.gov/
16. http://www.polpred.ru/
17. http://www.eximbank.ru/