Научная статья на тему 'Механизмы взаимодействия с субъектами внешнеэкономического комплекса региона: опыт экономико-социологических исследований'

Механизмы взаимодействия с субъектами внешнеэкономического комплекса региона: опыт экономико-социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПОРТЕРЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ ЭКСПОРТЕРОВ / СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евченко Н. Н.

Авторская методика подготовки Областной целевой программы поддержки экспорта Ростовской области на 2007-2008 гг. включала масштабное экономико-социологическое исследование проблем экспортеров, обеспечивающих 75 % экспортных поставок области. Результаты позволили: оценить отношение экспортеров к механизмам господдержки; выявить ключевые проблемы и предложить их решение в областной программе; разработать эффективные меры господдержки для регионального уровня управления. Проведение экономико-социологических исследований следует принять в качестве обязательного элемента при разработке целевых программ субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы взаимодействия с субъектами внешнеэкономического комплекса региона: опыт экономико-социологических исследований»

ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

278 ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СУБЪЕКТАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА: ОПЫТ ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Н.Н. ЕВЧЕНКО

Южный федеральный университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, старший научный сотрудник, кандидат экономических наук,

e-mail: natayevch@aaanet.ru

Авторская методика подготовки Областной целевой программы поддержки экспорта Ростовской области на 2007-2008 гг. включала масштабное экономико-социологическое исследование проблем экспортеров, обеспечивающих 75% экспортных поставок области. Результаты позволили: оценить отношение экспортеров к механизмам господдержки; выявить ключевые проблемы и предложить их решение в областной программе; разработать эффективные меры господдержки для регионального уровня управления. Проведение экономико-социологических исследований следует принять в качестве обязательного элемента при разработке целевых программ субъектов РФ.

Ключевые слова: экономико-социологическое исследование; государственная поддержка экспорта; региональная поддержка экспорта; региональные экспортеры; анкетирование экспортеров; субъекты внешнеэкономического комплекса региона.

Коды классификатора JEL: И11, И12.

Влияние мирового финансово-экономического кризиса для России выразилось в признании того, что ослабление регуляторных функций уровня включенности экономики государства в мировую экономику, сверхзависимость от внешних финансовых заимствований и конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков выступают элементами, ведущими к потенциальной нестабильности национальной экономической системы. Кризисные явления и необходимость адекватной реакции на них стимулировали анализ причин возникших проблем, в качестве одной из которых признана монопродуктовость российского экспорта, преобладание в нем сырьевых и товаров с низкой добавленной стоимостью, значительный уровень влияния конъюнктуры мировых рынков на бюджетную систему государства. Зависимость от внешних рынков проявляется в принципах формирования федерального бюджета, его структуре (сверхвысокой доле доходов от внешнеэкономической деятельности — более 50%), что актуализирует поиск инструментов и механизмов управления, способных генерировать инновационно-модернизационное движение национальной экономики и содействовать выходу из кризиса.

Среди возможных элементов модернизации экономической системы, придающих импульс экономическому росту, выделяются механизмы включения регионов России во внешнеэкономические и торговые связи, создание условий расширения экспорта готовой продукции и роста числа предприятий-экспортеров. В экономической литературе представлено незначительное число исследований проблем участников ВЭД России в регионах в целом и экспортеров, в частности. Известно об опросе экспортеров России, проведенном МЭРТ РФ на национальном сайте поддержки экспорта в 2007 г. [4]. Мнение участников по одному из вопросов озвучено 12 октября 2007 г. на расширенном совещании Минэкономразвития России по проблемам государственного содействия экспорту в г. Екатеринбурге: «достаточно остро стоит вопрос о выстраивании взаимодействия «центр — регион — предприятие» в развитии экспорта. Анкетирование предприятий-экспортеров в 71 субъекте Российской Федерации, проведенное Минэкономразвития России, выявило, что 58% респондентов указали на отсутствие внимания региональных властей к проблемам экспорта» [9].

Отдельные аспекты деятельности российских экспортеров отражены в исследованиях, базирующихся на отраслевой структуре, либо выделении мнения группы предприятий-экспортеров при изучении проблем конкурентоспособности, государственной поддержки, перспектив присоединения России к ВТО и др. В 2005-2006 гг. государственная поддержка экспорта изучалась в качестве части обследования 1 000 крупных и средних предприятий шести укрупненных отраслей обрабатывающей промышленности России (включая 450 экспортеров) в проекте ГУ-ВШЭ и Всемирного банка «Конкурентоспособность и деловой климат России» [6]. Результаты показали, что поддержку при экспорте получали менее 3% респондентов. Лишь 14% экспортеров не испытывали значимых проблем при поставках продукции, а ключевой проблемой (58% экспортеров) оставался возврат НДС. Даже в «привилегированной» группе госкомпаний и предприятий с госучастием лишь 24% респондентов не испытывали проблем при экспорте, а 46% не смогли вовремя получить возмещение НДС.

Важные аспекты работы с экспортерами затрагиваются и в ходе изучения смежных вопросов экспортной активности предприятий: растущая конкуренция с импортом [5, с. 105-122], взаимосвязь либерализации цен на электроэнергию и экспорта [2], влияние потенциального членства России в ВТО на компании, использующие импортные комплектующие [7]. Влияние присоединения к ВТО на развитие национального экспорта существует в ориентировочных оценках того, сколько Россия теряет из-за антидемпинговых пошлин и других ограничений на экспорт продукции, но подобные оценки подвергаются справедливой критике, поскольку не все антидемпинговые меры будут отменены в связи с членством России в ВТО. Влияние либерализации сектора услуг на развитие промышленности представлено в работах по долгосрочному эффекту развития сектора услуг [8]. Вывод из анализа проведенных исследований сводится к утверждению, что большинство опрошенных предприятий не ожидает катастрофических последствий от роста конкуренции с импортом и присоединения России к ВТО.

© Евченко Н. Н., 2009

Исследования дополняются экспертными опросами, например, о влиянии торговых и технических барьеров на российский агропродовольственный экспорт [10].

В целом экономико-социологические исследования проблем экспортеров в России ведутся преимущественно на отраслевом уровне, описывая ситуацию, но не содействуя, по большому счету, созданию механизма решения важнейшей народнохозяйственной задачи — стимулированию роста несырьевого экспорта экономики и ликвидации зависимости от экспорта энергоносителей путем взаимодействия «федерация—регион—предприятие». Опыт нескольких российских регионов показал, что адекватной формой создания указанного взаимодействия может выступать разработка региональных целевых программ.

Анализ форм и методов административного управления социально-экономическими процессами свидетельствует о доминировании программного метода (федеральные и региональные программы) по отношению к иным методам управления (стратегии и концепции, мероприятия и планы). Особенностью разработки и реализации целевых программ не только в Ростовской области, но и подавляющем числе субъектов Федерации, является совмещение и заказчика, и разработчика, и исполнителя программ. В 2001-2008 гг. организациями-разработчиками некоторых областных программ и концепций выступали независимые консультационные либо научные организации. Зарубежная практика подготовки аналогичных программных документов предусматривает привлечение профессиональных научных и консультационных коллективов, а обязательным методическим элементом призван выступать учет мнения целевой аудитории. Последующее выполнение программ осуществляется во взаимодействии с организацией-разработчиком и путем привлечения экспертов-мониторов, корректирующих ход выполнения программ и оценивающих степень и скорость достижения задач и целей.

Областная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2007-2008 гг. явилась одной из разработок, подготовленных независимым научным коллективом. В качестве важнейшего механизма формирования структуры программы и блока программных мероприятий разработчиками был избран механизм установления «обратной связи» в форме проведения экономико-социологических исследований.

Опрос участников ВЭД Ростовской области проведен автором в феврале 2005 г. в рамках ежегодного совещания [3, с. 45-50] (35 предприятий: 13 крупных (свыше 1000 сотрудников), 8 средних (100-1000) и 14 малых (до 100). О необходимости господдержки экспортеров заявили 94% респондентов: большинство — 54% — ее посчитали «необходимой», а 40% — «необходимой, но в ограниченном виде». В числе приоритетных направлений господдержки по 5-балльной шкале лидировали: упрощение таможенных процедур — 4,0; устранение административных барьеров — 3,9; кредитование экспортных операций — 2,8; и защита российских предпринимателей за рубежом — 2,8.

В ходе разработки Областной целевой программы поддержки экспорта на 2007-2008 гг. было организовано проведение масштабного экономико-социологического исследования, которое включало анкетный опрос 145 предприятий — экспортеров, включая 25 предприятий, входящих в состав холдингов и аффилированных групп. В литературе не сообщается об аналогичных региональных исследованиях, хотя программы развития ВЭД и поддержки экспорта разработаны и выполнены в нескольких субъектах РФ: Свердловская и Ленинградская области, Республика Татарстан.

Состав группы предприятий-респондентов был сформирован по данным Южного таможенного управления ФТС РФ, Управления федеральной налоговой службы России по Ростовской области, Ростовстата, персональных рекомендаций четырех Торгово-промышленных палат области. Число респондентов составляло около 15% от состава экспортеров, однако они обеспечивали более 75% экспорта товаров и услуг области.

Цель исследования заключалась в выявлении мнения региональных предприятий-экспортеров о необходимости государственной поддержки экспорта, ее приоритетных формах и механизмах. На вопросы анкеты [1] (около 70) отвечали руководители предприятий, руководители и ведущие сотрудники внешнеэкономических служб и подразделений. Анкетный опрос носил анонимный характер, выполнен профессиональными интервьюерами.

Практически все участники опроса заявили о необходимости государственной поддержки экспорта, выделив в качестве приоритетных форм ее финансовые аспекты: своевременный возврат НДС (86,1%), что превышает результаты опубликованных в России исследований и свидетельствует об остроте проблемы для области; кредитование экспорта (50,3 %); компенсация части расходов на сертификацию экспортных товаров; возврат части затрат по уплате арендной платы за участие в зарубежных выставках (рис. 1).

Обучение работе в ВТО Щ 21.9%

Страхование ■ 16,6%

Гарантирование экспорта ■294%

Субсидирование выставок | 28.9%

Информационное сопровождение |26.7%

Сертификация экспорта _] 39,0%

Возврат НДС 86.1%

Кредитование экспорта | 60,3%

Электронное декларирование _И28'3%

Защита за рубежом | 28,3%

Рис. 1. Необходимость и формы предоставления государственной поддержки экспортерам (допустимы более одного ответа)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

280

Н.Н. ЕВЧЕНКО

По мнению большинства респондентов, им необходима помощь органов исполнительной власти в продвижении продукции на внешние рынки. 34% ответов (рис. 2) — считают необходимым создание на региональном уровне специализированного подразделения по работе с экспортерами. Среди форм поддержки отмечались информационное обеспечение, использование современных средств обмена информацией и продвижения товаров на зарубежные рынки (29%), заключение договоров о сотрудничестве со странами и регионами (30%), работа через ТПП (24%), а такая привычная форма и распространенная форма как прием иностранных торговых миссий и делегаций собрала лишь 14% голосов. Важно подчеркнуть значимость современных средств продвижения товаров: специализированных баз данных, Интернета. Следовательно, административная поддержка предприятий должна заключаться в поиске и развитии инновационных механизмов помощи предприятиям не только путем расширения числа выставок, форумов и конференций, но и при помощи современных, высокотехнологичных, инновационных методов, отвечающих глобальным тенденциям и мировой практике. Стратегически важно, что более половины респондентов считают целесообразным учреждение официальных Представительств Ростовской области в странах — партнерах для продвижения экспортных товаров (рис. 3), что является обычной и эффективной практикой в субъектах Федерации, активно сотрудничающих с региональными экспортерами (Республика Татарстан, Краснодарский край).

Рис. 2. Формы и методы государственной поддержки экспортеров в регионе

Рис. 3. Целесообразность учреждения Представительств Ростовской области в 3-5 странах-партнерах для продвижения экспорта

Среди факторов, сдерживающих развитие внешнеторговой деятельности предприятий, большинством участников опроса признаны неэффективность работы ведомств, бюрократические барьеры (52,7%), недостаточное внимание государства к поддержке экспортеров (38,3%), неустойчивость экономической ситуации в стране, замедление темпов роста (33%) — рис. 4.

Рис. 4. Факторы и условия, сдерживающие развитие деятельности экспортеров, внешние по отношению к экспортерам

Респонденты оказались достаточно самокритичными при ответе на вопрос о внутренних причинах, препятствующих эффективной экспортной деятельности предприятия, указав недостаточную активность экспортеров (24,9%) и отсутствие квалифицированных кадров: опытных и компетентных специалистов (рис. 5). Следовательно, образовательные учреждения имеют существенный резерв переподготовки специалистов в сфере ВЭД.

Не знаю

я 40 Другое 1 |6,5%

, Недостаточный опыт § работы на внешних Д рынках 14ДЧ

Невысокая ^ конкурентоспособность ^ 22.2%

X Недостаточное число опытных £• и компетентных “ специалистов | 23.8%

Недостаточная активность и инициативность самих предприятии | 24.9%

Рис. 5. Факторы и условия, сдерживающие развитие деятельности экспортеров, внутренние по отношению к экспортерам

Одной из важнейших задач программы, по нашему мнению, является консолидации экспортеров на региональном уровне, создание Ассоциации экспортеров Дона — общественной организации, выступающей от имени экспортеров по защите их интересов: в анкете был представлен соответствующий вопрос и 51,9% ответивших сочли Ассоциацию важным региональным общественным институтом поддержки экспорта (рис. 6).

Несомненно, по репок 1ивно Перспективно, но (1 Трудно сказать

Ьпижнйшио 2-3 юла

Наскопько перспективно оыпо ом участие ванюю продпринIия в планируемой к созданию оОнастной Ассоциации экспортеров и содействующих экспорту организаций?

Рис. 6. Перспективность участия предприятий в областной Ассоциации экспортеров

Разработчиков программы интересовали и проблемы восприятия экспортерами перспективной, на наш взгляд, политики перемещения центра тяжести и внимания в работе с экспортерами с федерального на региональный уровень управления. Необходимо было оценить как степень осведомленности руководителей и специалистов в сфере ВЭД о действующих формах и методах господдержки, так и выявить отношение руководителей и специалистов предприятий к мерам поддержки региональных администраций в диалоге с экспортерами (рис. 7).

Рис. 7. Возможность передачи функций государственной поддержки экспортеров с федерального на региональный уровень управления

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

282

Н.Н. ЕВЧЕНКО

Ответы респондентов свидетельствуют о преобладании скорее позитивных настроений в перспективе подобной акции (52,6%), чем негативных. Значительная доля специалистов, затруднившихся с ответом (37,2%), свидетельствует о слабой информированности экспортеров о системе государственной поддержки.

Анкеты содержали вопросы о предприятиях-респондентах: числе сотрудников, роли внешней торговли в деятельности, опыте работы на внешних рынках, сертифицировано ли предприятие по международным стандартам качества продукции и услуг, владеют ли на достаточном уровне английским языком специалисты в сфере ВЭДи руководители?

Результаты показали, что в опросе были представлены все группы экспортеров, от малых (до 10 человек занятых) до крупных (более 2000) — рис. 8. Максимально представленными группами явились малые предприятия (10-50) — 23,9% и сверхкрупные — более 2000 — 21,2%. Полученные результаты подтверждают вывод о наблюдающейся концентрации экспорта в крупных субъектах внешнеэкономического комплекса либо дочерних структурах, учрежденных ими в форме предприятий малого бизнеса.

Рис. 8. Среднегодовая численность персонала экспортеров-респондентов

По значимости экспорта в деятельности предприятия выборка распределилась следующим образом: для четверти предприятий экспорт приносит до 10% совокупного дохода, для 30% — от 11 до 30%, и для 12% — 91-100%. Последнюю группу образуют предприятия-посредники, занятые экспортом зерновых культур и металлолома. В целом же у экспортеров Ростовской области доля экспорта в выручке значительна. Респонденты имеют определенный опыт работы на мировом рынке: около 40% работают во внешней торговле более 11 лет. Представительной (37%) оказалась и группа предприятий с опытом работы от 5 до 10 лет, т. е. их ВЭД стартовала.

Рис. 9. Доля экспортной выручки в ее общем объеме в пред— и постдефолтный период (1996-2001 гг.), а девальвация национальной валюты позволила эффективно начать международный бизнес

Оценка аттестации предприятий и продукции по системе качества серий 130-9000 показала наличие сертификатов у менее, чем трети экспортеров (30,9%). Важна административная поддержка усилий предприятий в активном проведении сертификационных процедур, в том числе и путем субсидирования части расходов.

Респонденты оценили личный уровень владения иностранным языком (английским, по умолчанию, но некоторые владеют немецким, французским, итальянским, испанским языками): среди специалистов ВЭД и руководителей предприятий уровень владения иностранными языками незначителен: 37,2% считают его достаточным для эффективного ведения ВЭД. Более половины (55,2%) не сочли уровень языковой подготовки достаточным. Видимо, в регионе необходимы специальные меры по повышению уровня языковой подготовки специалистов ВЭД, например: поддержка компаний, обучающих иностранному языку; налоговое льготирование их деятельности, ведение курсов языка по телевидению.

Таким образом, результаты экономико-социологического исследования позволили: критически оценить отношение экспортеров к ситуации с господдержкой; выявить блок ключевых проблем и задач для областной

целевой программы; предложить наиболее эффективные меры господдержки. Важными стали и сведения об экспортерах, их составе, опыте работы на внешних рынках, «весомости» экспорта для предприятий. Опыт Ростовской области в разработке областной целевой программы поддержки экспорта с проведением экономикосоциологических исследований следует оценить как пилотный и принять в качестве обязательного элемента при разработке большинства целевых программ Ростовской области проведение экономико-социологического исследования целевой группы (групп).

ЛИТЕРАТУРА

1. Анкета для проведения опроса составлена автором при участии проф. Ю.С. Колесникова, Л.И. Бойко.

2. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия. М., 2004.

3. ЕвченкоН.Н. О региональной программе поддержки внешнеторговой деятельности предприятий Ростовской области // Ростовская область: внешнеэкономическая деятельность в 2004-2005 гг.

4. Специализированный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ // www.exportsupport.ru.

5. Юдаева К.В. Что ждут от ВТО российские предприятия: результаты опроса. / Глобализация: Россия и ВТО. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 105-122.; Социальные последствия вступления России в ВТО. М., 2003; Отчет о научноисследовательской и опытно-конструкторской работе: разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО. М., 2002; Народнохозяйственные последствия вступления России в ВТО. 2002. / Нац. Инвестиц. Совет //http://www.wto.ru.

6. Яковлев А. Меры государственной поддержки в промышленности: масштабы, адресаты, эффективность (по итогам эмпирического обследования 1000 крупных и средних предприятий)// www.worldbank.org.

7. Bessonova E., KozlovK., Yudaeva K. Trade Liberalization, Foreign Direct Investment, and Productivity of Russian Firms. M., 2003.

8. Jensen J., Rutherford T., Tarr D. Economy-wide Effects of Russia's Accession to the WTO. Washington, 2004; Юдаева К., Бессонова Е., Козлов К. и др. Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод. М., 2003. (Рабочие материалы. / Моск. Центр Карнеги. № 3).

9. www.donexport.ru.

10. www.icss.ac.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.