Научная статья на тему 'О формировании информационной базы в целях поддержки экспорта на региональном и муниципальном уровнях'

О формировании информационной базы в целях поддержки экспорта на региональном и муниципальном уровнях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА АПК / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПОРТЕРЫ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА / ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ ЭКСПОРТЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васютченко Ирина Николаевна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием проблем региональных экспортеров и производителей сельскохозяйственной продукции (на примере Ростовской области). Получен-ные результаты исследования позволили оценить отношение экспортеров к механизмам государственной поддержки экспорта АПК, выявить ключевые проблемы, разработать меры государственной поддержки экспорта АПК на региональном и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О формировании информационной базы в целях поддержки экспорта на региональном и муниципальном уровнях»

И.Н. ВАСЮТЧЕНКО

О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием проблем региональных экспортеров и производителей сельскохозяйственной продукции (на примере Ростовской области). Полученные результаты исследования позволили оценить

отношение экспортеров к механизмам государст-венной поддержки экспорта АПК, выявить ключевые проблемы, разработать меры государственной поддержки экспорта АПК на региональном и мун иципальном уровнях.

Государственная поддержка экспорта АПК, региональные экспортеры, экспорт, импорт, диверсификация экспорта, экспортная деятельность регионов, анкетирование экспортеров.

В современных условиях регулярно собираемая информация об экспортной деятельности регионов (муниципальных районов, отраслей, предприятий) выступает важным фактором, определяющим точную оценку экспортного потенциала и эффективность принимаемых управленческих решений на всех уровнях функционирования экономики. Комплексная система сбора, обработки и анализа информации об экспортной деятельности регионов, муниципальных образований (отраслей, предприятий) должна базироваться не только на текущей статистической отчетности, но и на специальных обследованиях участников экспортной деятельности и конъюнктурных опросах.

Проведение опросов региональных экспортеров и производителей сельскохозяйственной продукции позволило выявить их мнение о наиболее сложных вопросах в деятельности предприятий в сфере организации ВЭД, получить объективную оценку государственной поддержки экспорта АПК, разработать меры государственной поддержки экспорта АПК на региональном и муниципальном уровнях.

Исследование мнений участников ВЭД о системе государственной поддержки экспорта АПК на муниципальном уровне осуществлялось путем анкетирования сельскохозяйственных производителей:

- Неклиновского муниципального райэна (ООО «Сармат», СПК колхоз «Миусский», МПК колхоз «Приазовье», СПК колхоз «50 лет Октября», СПК колхоз «Колос», СПК колхоз «Лиманный», СПК колхоз «Советинский», ООО агрофирма «Садки», СПК колхоз «Прогресс», ОАО «Золотая коса», ООО «Родина», ООО «Аметист», ООО «Центр-Arpo»);

- Куйбышевского муниципального района (ООО КХ «Мария», ООО КХ «Возрождение», ОАО «ПСХ им. АА Гречко», сельскохозяйственная артель им. Мичурина (СХА им. Мичурина), сельскохозяйственная артель «Дружба» (СХА «Дружба»), СПК колхоз «Украина», СПК колхоз «Миллеровский», ООО «СХП Куйбышевское», ООО «Надевда», ООО «Искра», ЗАО «Миусское»);

- Матвеево-Кургакжого муниципального района (СПК колхоз «Колос», СПК колхоз «Родина», ОАО «Имени Ленина», СПК колхоз «Рассвет», ООО «Агрофирма Раздолье», СПК колхоз «Маяк»).

В основном они акцентировали внимание на государственной поддержке и развитии АПК и предприятий-экспортеров г. Таганрога.

Внешнеторговую деятельность в г. Таганроге осуществляют 200 юридических и физических лиц (зарегистрированных в 2012 г.) с партнерами из 70 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе продукция экспортировалась в 51 страну, импортировалась из 42 стран. Доля экспорта во внешнеторговом обороте предприятий города составила 19% (465,4 млн долл. США) в 2012 г., снизившись по сравнению с 2011 г. на 5,2%. Товарная номенклатура экспорта представлена изделиями из черных металлов, зерновыми (пшеница, отруби), котлами и оборудованием к ним, летательными аппаратами и др. Наиболее крупными странами-контрагентами являются США, Египет, Израиль, Турция, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Украина и др.

По данным ФНС РФ по г. Таганрогу из семи предприятий, осуществляющих экспорт сельскохозяйственной продукции, пять экспортеров участвовали в опросе, т.е. 72% респондентов представили анкеты.

Из числа опрошенных предприятий-экс портеров 80% осуществляют деятельность с годовым оборотом свыше 150 млн руб. и долей экспорта в общем обороте более 50%. Партнерами 20% респондентов выступают предприятия стран Евросоюза, от 50% до 80% респондентов сотрудничают с партнерами из Египта, Турции, Ливана, Ирана, Саудовской Аравии.

Вопросы развития и планирования деятельности предприятий на внешних рынках являются наиболее сложными, и тем не менее 60% респондентов готовятся к освоению новых рынков (рис. 1).

В то же время основным сдерживающим фактором в развитии предприятий (рост доли экспортируемой продукции) респонденты считают недостаток финансовых ресурсов и возможности увеличения производственных мощностей (60% респондентов). В качестве причин, оказывающих значительное влияние на экспорт, респонденты обозначили высокие транс портные расходы, проблемы с возвратом НДС, отсутствие информации о рынках сбыта и благонадежности зарубежных партнеров.

В качестве основных проблем, препятствующих выходу на внешние рынки, отмечают отсутствие доступа к источникам информации о благонадежности иностранных партнеров, о проектах и программах содействию экспорта, о зарубежных рынках, уровне спроса на экспортируемую продукцию, низкую конкурентоспособность выпускаемой продукции (рис. 2).

Планируем вывести продукт на новый рынок

Планируем вывести экспортный новый продукт на рынки, где мы уже присутствуем

В вопросах поддержки экспорта АПК респонденты отмечают государственные организации и различные ассоциативные структуры, оказывающие содействие в увеличении доли экспорта в общем обороте предприятия (рис.3), при этом основную роль отводят государственным структурам.

Планируем вывести

_% производимой

продукции на внешние рынки

Переориентация деятельности предприятия только на экспорт

0 10 20 30 40 50

Рис. 1. Планирование деятельности предприятия на внешних рынках

60 70

Отсутствие доступа к источникам информации о благонадёжности иностранных партнёров

Отсутствие информации о проектах и программах содействия экспорту

Низкая доступность инвестиционных ресурсов, отсутствие информации об источниках и возможностях привлечения иностранных инвестиций

Отсутствие информации о зарубежных рынках и уровне спроса на ту или иную продукцию

Высокие затраты предприятия для выхода на внешний рынок

Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции

10 20 30 40

50 60

Рис. 2. Барьеры, препятствующие освоению внешнего рынка предприятиями-экспортерами

0

ОАО «Россельхозбанк» и другие коммерческие банки, оказывающие поддержку АПК

Торгово-промышленная палата

Научно-исследовательские и землеустроительные проектные организации, специализирующиеся на сельском хозяйстве

Отраслевые союзы и ассоциации (производителей молока, зерна, мяса, животноводов, землеустроительного проектирования хозяйств и сельских территорий и т.д.)

Администрации муниципальных районов

Комитет по аграрным вопросам Государственной думы

Министерство сельского хозяйства РФ

Министерство экономического развития РФ

Министерство финансов РФ

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 3. Государственные организации и ассоциативные структуры поддержки экспорта АПК

Информацио нно-консультационная поддержка

внешнеэкономической деятельности оказывается респондентам в результате взаимодействия с государственными, общественными организациями и ассоциациями. Все респонденты активно взаимодействуют с Межрайонной торгово-промышленной палатой (г. Таганрог), на базе которой реализуются различные программы, позволяющие развивать, стимулировать, информировать различных участников рынка об изменениях в законодательстве РФ, оказывать посильную поддержку, обеспечивать взаимосвязь с местными органами власти.

Принявшие участие в опросе предприятия-производители сельскохозяйственной продукции в основном акцентировали внимание на государственной поддержке и развитии АПК.

Однако вопросы участия малых и средних предприятий в экспорте сельскохозяйственной продукции, развитие и формирование институциональной инфраструктуры государственной поддержки и стимулирования экспорта заинтересовали всего лишь 10% респондентов.

Участие малых и средних предприятий в экспорте сельскохозяйственной продукции осложняется при-

сутствием на рынке крупных предприятий-экспорте-ров, заинтересованных в реализации собственной политики и стратегии в регионе. Поэтому ориентация на поддержку, стимулирование и развитие экспорта компаний среднего и малого бизнеса, включение их в мирохозяйственные связи возможны путем перенесения поддержки и стимулирования на региональный и муниципальные уровни управления.

Вместе с тем субъектная диверсификация участников ВЭД является не менее важным и значимым критерием эффективности функционирования региона, чем товарная и отраслевая его диверсификация, однако задача изменения степени регионального монополизма крупного экспорта российскими исследователями не рассматривается в полном объеме [1; 2].

Кроме того, высокая концентрация экспорта на ограниченном числе российских предприятий свидетельствует о высоких бюрократических барьерах выхода на внешний рынок, сохраняющихся рисках ВЭД, отсутствием системы работы с национальными экспортерами в противоположность мировой практике [3].

Несомненно, проведенный опрос экспортеров и производителей сельскохозяйственной продукции позволил критически оценить отношение экспорте-

ров к ситуации с государственной поддержкой экс -порта и подтвердил актуальность и необходимость дальнейшего развития институциональной поддержки экспорта на региональном и муниципальном уровнях (муниципальных районов).

ЛИТЕРАТУРА

1. Магомедова 3. Диверсификация экспорта как ус -ловие экономического роста в России//Россий-

ский внешнеэкономический вестник. 2009. №3. С. 35-40.

2. Селъцовский В. Диверсификация - необходимое направление развития российского экспорта//Рос-сийский внешнеэкономический вестник. 2009. №1. С.30-42.

3. Евченко Н. Региональный внешнеэкономический комплекс: структура, управление, программирование развития: дш. ... д-раэкон. наук. Ростов н/Д, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.