Научная статья на тему 'Внешнеэкономические аспекты трансформации экономики Северного Кавказа'

Внешнеэкономические аспекты трансформации экономики Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евченко Н. Н.

Статья посвящена исследованию внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иностранных инвестиций как инструментов социально-экономического развития республик Северного Кавказа. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации республиканских целевых программ ВЭД для субъектов СКФО как механизма, доказавшего эффективность развития внешних связей и поддержки экспорта на Юге России (Ростовская область, Краснодарский край).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономические аспекты трансформации экономики Северного Кавказа»

УДК 332.14+339.91

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Н. Н. ЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: natayevch@aaanet. ru Северо-Кавказский научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем, Южный федеральный университет

Статья посвящена исследованию внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иностранных инвестиций как инструментов социально-экономического развития республик Северного Кавказа. Сделан вывод о необходимости разработки и реализации республиканских целевых программ ВЭД для субъектов СКФО как механизма, доказавшего эффективность развития внешних связей и поддержки экспорта на Юге России (Ростовская область, Краснодарский край).

Ключевые слова: внешняя торговля, международные инвестиции, Северный Кавказ, региональная программа внешнеэкономической деятельности, поддержка экспорта.

Ареал мировых глобализационных процессов постоянно расширяется за счет включения в международное разделение труда экономико-территориальных систем. Данные системы испытывают либо позитивное, либо негативное влияние последствий накапливающихся, но необратимых изменений, причем формы, методы и условия превращения международных связей в позитивный вектор развития мегарегионов РФ варьируются в зависимости от стратегии и тактики административных систем в управлении процессом, а бизнеса — в использовании открывающихся возможностей. Ряд долгосрочных внешнеэкономических событий — присоединение России к ВТО в декабре 2011 г., создание Таможен-

ного союза и Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии — соответствуют вектору глобализационных перемен. Следовательно, актуальны исследования по использованию преимущества глобализации, выявлению инструментов международного инвестиционного и внешнеторгового сотрудничества, включая техническую и гуманитарную помощь, обеспечению построения сбалансированной и разветвленной по субъектам и направлениям системы международных межрегиональных отношений в целях позитивных преобразований в регионах, которые пока недостаточно вовлечены в мировое разделение труда (например, экономическая система Северного Кавказа).

В качестве объекта рассмотрения настоящей статьи избраны субъекты СКФО — республики Северного Кавказа. Элиминирование Ставропольского края обусловлено, скорее, административным актом включения данного субъекта РФ в состав СКФО, в результате которого по социально-экономическим, технико-технологическим, природно-ресурсным, промышленным и иным характеристикам он традиционно соотносится с регионами ЮФО, а не с субъектами СКФО. Так, Ставропольский край в совокупности с субъектами Федерации ЮФО рассматривается в рэнкинге по широкому кругу социально-экономических показателей [3]. Доминирование доли Ставропольского края прослежи-

- 11

вается и при анализе показателей ^ внешней торговли, иностранного ^ инвестирования, ранжировании крупных предприятий, участников ^ ВЭД СКФО и т. д.

Северный Кавказ как субъект региональных внешнеэкономических отношений для иностранных партнеров является многоаспектным элементом, с широким диапазоном исторических, культурных, национальных и хозяйственных особенностей, работающий в особом поле внимания федерального >я

5

центра. Используемые решения и я гч стратегии характеризуют, скорее, и (_• реактивные действия систем

ная же политика разработки и

0 о

И

государственного управления на и

проблемы и задачи. Проактив- Э

« £

1 ®

реализации научно обоснованной ^ ^

стратегии интеграции депрессив- ^ ф

ных регионов Северного Кавказа ® ^

в национальное и международное ^ и

экономическое пространство пока, 5 я

к сожалению, не рассматрива- ® %

ется как инструмент развития в м ч

долгосрочных стратегических ф &

документах. й ¡я

Социально-экономическая сис- ^ 15

тема Северного Кавказа характе- ® §

ризуется рядом черт (состояние и ^ ^

я ^

условия производства, инвестиции, £ а

а

я 2

Я <и

оказывают непосредственное влия- д

ние на характер ее международной ¡3 °

я О

активности. Рейтинг 100 круп- § е нейших компаний СКФО в 2009 и 2010 гг. [8, 9] позволяет выявить действующий и потенциальный состав субъектов — участников международного сотрудничества (табл. 1), анализ которого позволяет сделать следующие выводы:

1) субъектами ВЭД следует рассматривать в первую очередь средние по размеру предприятия, поскольку крупные компании на Северном Кавказе относятся к среднему бизнесу;

занятость населения и др.), которые

Чистая прибыль, 2010 г., млн руб. ЧО <о 00 ,2 г- 461,4 ,4 5, 150,6 127,2 ,3 0, ,9 4, —397 —4 025,00 ,5 ,9 5, 3 ,2 7, 4 ,6 672,8 ,8 362,2 ,8 3, 5 —45 ,2 0,

Выручка от продажи, млн руб. 2009 10 483,10 | 3 927,50 | 3 648,40 | 2 241,60 | 3 211,20 | 4 027,20 | 1 115,40 I 1 723,20 6 6 3 2 576,90 | 1 417,00 | 2 027,20 | 2 394,30 | 1 412,40 I 1 514,30 | 1 334,30 | 2 693,80 | 1 803,90 | — 1 763,30 |

2010 14 988,20 | 4 619,40 | 4 562,70 | 4 182,90 | 3 927,90 | 3 922,50 | 3 779,40 | 3 705,40 3 492,00 | 3 193,50 | 2 915,70 | 2 353,10 | 2 241,60 | 2 232,60 | 2 112,00 | 2 101,40 | 1 893,70 | 1 818,80 | 1 790,40 | 1 756,90 |

Вид экономической деятельности Оптовая торговля Транспорт Цветная металлургия Машино стро ение Строительные материалы Нефтяная и нефтегазовая Оптовая торговля Оптовая торговля Машино стро ение Оптовая торговля Оптовая торговля Строительство Строительство Цветная металлургия Транспорт Телекоммуникации и связь | Строительство Оптовая торговля Электроэнергетика Оптовая торговля

Регион Карачаево-Черкесия Дагестан Северная Осетия Кабардино-Балкария | Карачаево-Черкесия Чечня Кабардино-Балкария | Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Чечня Северная Осетия Дагестан Дагестан Кабардино-Балкария | Дагестан Дагестан Чечня Кабардино-Балкария | Дагестан Кабардино-Балкария |

Компания «Чермет-сервис» «Газпром трансгаз Махачкала» «Электроцинк» Кабельный завод «Кавказкабель» «Кавказцемент» «Грознефтегаз» Торговый дом «Краснянский» НК «Роснефть — Каббалк — топливная компания» «ДерВейс» «Межрегионгаз Грозный» «Атлант» «Дорстройхолдинг» «ЧиркейГЭСстрой» «Налкат» «Авиалинии Дагестана» «Дагтелеком» «Строительная компания Чеченстрой» Концерн «Риал» «Дагэнергосеть» «Дистар-Трейд»

Место в рейтинге в 2009 г. 5 9 т <ч 7 2 6 5 5 3 00 7 5 0 5 3 6 6 2

Место в рейтинге в 2010 г. чо 5 6 9 <ч 5 2 7 2 0 3 т 5 3 7 3 00 т 0 4 5 4 0 5 51 2 5

2) ведение международного сотрудничества даже для крупных региональных компаний Северного Кавказа может быть ограничено в силу недостаточности собственных ресурсов для столь затратного вида деятельности. Финансово-хозяйственные результаты (чистая прибыль в 2010 г.) по крупным компаниям республик СКФО скромны, чистая прибыль компаний по отношению к выручке от продаж, за редким исключением, составляет единицы и даже доли процентов, а некоторые участники рейтинга крупнейших компаний СКФО убыточны;

3) отраслевая структура крупнейших компаний республик СКФО характеризует доминирующую «сервисную» направленность потенциальных участников ВЭД (см. табл. 1, предприятия «оптовой торговли» выделены курсивом), относительным положительным качеством которых выступает опыт ведения торговых операций, важный и для внешней торговли;

4) территориальное распределение лидирующих на Северном Кавказе предприятий таково: по 6 — из Дагестана и Кабардино-Балкарии, по 3 — из Карачаево-Черкесии и Чечни, 2 — из Северной Осетии.

Объемы экспорта и импорта предприятий — участников ВЭД Северного Кавказа характеризует их присутствие в числе 100 крупнейших экспортеров ЮФО. В 2008 г. крупные экспортеры СКФО: ООО «Электроцинк» (Северная Осетия — Алания, 26-е место); Махачкалинский международный морской торговый порт (Дагестан, 28-е место); ООО «Ингушнефтегазпром» (Ингушетия, 47-е место); ООО «Даг-чермет» (Дагестан, 48-е место) и ЗАО «Каспий-1» (Дагестан, 51-е место) [8].

Кризис оказал влияние на экспортные и импортные операции, и в рейтинг 100 крупнейших агентов ВЭД Юга России по итогам 2009 г. включены лишь два субъекта: экспортер ООО «Электроцинк» (Северная Осетия — Алания, 51-е место) и импортер ООО «Автомобильная компания «Дервейс» (Карачаево-Черкесия, 86-е место) [9]. Таким образом, на Северном Кавказе существует потенциал развития экспортно-импортных операций, расширения числа экспортеров, особенно среди его крупных компаний.

Объемы внешнеторговых операций, регистрируемые таможенными органами, с методической точки зрения не всегда корректны, однако в условиях отсутствия учета экспортных операций органам статистики РФ приходится опираться на данные таможенной статистики.

Анализ объемов экспорта по отдельным субъектам Юга России за 2000—2010 гг. и СКФО (в 2010 г.) свидетельствует, что Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область и Ставропольский край являются доминирующими регионами по абсолютным показателям внешней торговли, нарастили экспорт в 3—3,5 раза (табл. 2 и 3). Лидерами по динамике ВЭД Юга России выступают некоторые республики Северного Кавказа: импорт Карачаево-Черкесской Республики увеличился в 28 раз, Кабардино-Балкарской Республики — в 13 раз, а экспорт Карачаево-Черкесской Республики — в 9,7 раза. Слабая включенность регионов Северного Кавказа в ВЭД обусловлена состоянием промышленного производства, недостаточностью производства конкурентных товаров.

Важным аспектом недостаточной активности предприятий СКФО в сфере ВЭД выступает снижение инвестиционной активности последнего десятилетия, оказывающее негативное влияние на экспортные поставки.

Безусловным лидером в СКФО является Ставропольский край, на долю которого в 2010 г. приходится 63 % в товарообороте округа [1]. В 2010 г. 1 612 хозяйствующих субъектов СКФО осуществляли внешнеэкономическую деятельность (2009 г. — 1 545). На одного участника ВЭД в 2010 г. приходилось около 1,4 млн долл. внешнеторгового оборота (2009 г. — 1,2 млн долл.).

Аналитики таможенных органов выделяют следующие особенности внешнеэкономической деятельности предприятий Северо-Кавказского федерального округа в 2010 г.:

1) характер и структуру внешней торговли СКФО формирует внешнеторговая деятельность участников ВЭД Ставропольского края, определяя приоритеты в экспорте за продукцией химической промышленности и продовольственными товарами, а в импорте — за оборудованием и продовольственными товарами;

2) пассивный торговый баланс в большинстве субъектов РФ округа, снижение положительных значений сальдо в Ставропольском крае и Республике Северная Осетия — Алания свидетельствуют о смещении акцента в сторону импортных операций;

3) сохранение неэффективной структуры экспорта ввиду невысокой доли товаров с глубокой степенью переработки;

4) ориентация внешнеторговых потоков на страны дальнего зарубежья с увеличением их доли

Таблица 2

Экспорт товаров регионов ЮФО и СКФО в 2000,2005—2010 гг., млн долл. [2]

Федеральный округ, субъект РФ 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Российская Федерация, всего... 103 093,0 241 451,0 301 450,0 352 568,0 467 912,0 301 751,0 396 441,7

В том числе:

Южный федеральный округ 3 250,8 5 771,9 9 186,9 12 155,3 16 321,9 10 053,2 12 694,2*

Северо-Кавка5ский федеральный округ — — — — — — 986,8*

В том числе:

Республика Адыгея 2,5 4,7 7,0 9,0 14,5 9,7 9,1

Республика Дагестан 87,7 117,8 61,4 113,1 282,5 60,5 81,0

Республика Ингушетия 26,4 35,5 37,0 23,3 32,7 5,4 0,0

Кабардино-Балкарская Республика 7,2 42,9 22,1 22,9 16,3 8,5 16,5

Республика Калмыкия 49,4 20,5 3,7 63,0 71,3 2,2 31,1

Карачаево-Черкесская Республика 3,6 17,4 29,9 39,4 36,6 32,6 35,0

Республика Северная Осетия — Алания 67,0 63,7 113,4 131,7 97,1 87,2 71,7

Чеченская Республика 0 0 0 0,1 0,8 0,2 0,1

Астраханская область 246,6 217,4 443,5 751,2 1 321,7 457,3 380,8

Волгоградская область 826,4 1 264,3 2 669,8 3 118,4 4 166,0 2 192,1 2 565,0

Краснодарский край 987,1 1 545,9 3 028,7 3 881,6 5 249,4 3 828,4 6 450,6

Ростовская область 676,1 1 806,7 2 086,5 3 078,8 3 848,3 2 460,1 3 257,6

Ставропольский край 270,8 635,1 683,9 922,8 1 184,7 909,0 782,5

*Примечание: данные по экспорту за 2010г. приведены по ЮФО и СКФО раздельно.

Импорт товаров регионов ЮФО и СКФО в 2000, 2005—2010 гг., млн долл. [2]

Таблица 3

Федеральный округ, субъект РФ 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Российская Федерация, всего... 33 880,0 98 708,0 137 703,0 199 720,0 267 040,0 167 457,0 228 953,4

В том числе:

Южный федеральный округ 1 710,0 4 454,7 5 937,9 9 244,4 12 070,8 7 896,4 9 892,1*

Северо-Кавка5ский федеральный округ — — — — — — 1 300,0*

В том числе:

Республика Адыгея 7,8 6,7 9,1 18,4 58,2 45,3 72,1

Республика Дагестан 53,6 140,3 269,2 245,9 399,8 264,2 362,9

Республика Ингушетия 2,6 1,6 1,8 3,2 3,6 4,8 10,6

Кабардино-Балкарская Республика 4,9 12,1 26,6 45,0 92,4 71,7 63,0

Республика Калмыкия 18,8 15,2 17,6 39,5 59,8 56,5 68,9

Карачаево-Черкесская Республика 4,4 13,6 17,5 39,8 69,6 41,8 124,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Северная Осетия — Алания 76,3 55,3 61,3 61,6 66,4 38,5 71,1

Чеченская Республика 0 0 0,4 1,4 13,4 4,0 2,0

Астраханская область 62,1 146,6 230,7 255,6 240,8 427,9 310,1

Волгоградская область 249,0 508,1 473,4 856,0 989,9 695,1 956,3

Краснодарский край 578,6 1 346,8 1 797,4 2 664,0 3 523,0 2 775,9 4 434,0

Ростовская область 558,4 2 033,4 2 793,9 4 671,6 6 052,2 3 051,3 4 054,9

Ставропольский край 93,5 175,0 239,0 342,4 501,7 419,4 666,3

*Примечание: данные по импорту за 2010г. приведены по ЮФО и СКФО раздельно.

в структуре как экспорта, так и импорта. Опере -жающие темпы роста товарооборота Карачаево-Черкесской Республики (в 2 раза) по отношению к другим субъектам СКФО достигнуты за счет роста импортных операций [1].

Важнейшей сферой международной активности регионов выступают иностранные инвестиции. В мировой практике иностранные инвестиции рассматриваются в качестве ресурса регионального стратегического и социально-экономического развития, источника финансов, технологий, управленческих и производственных инноваций. Регионы России активно конкурируют за иностранные инвестиции путем создания привлекательного инвестиционного климата. Объем и структура иностранных инвестиций во многом отражают степень инвестиционной привлекательности регионов РФ, потенциал развития региона и перспективу финансового обеспечения роста производства конкурентной продукции для внутреннего и внешнего рынков.

По объему иностранных инвестиций (прямые, портфельные, прочие) Юг России в целом занимает незначительную долю — лишь 2,2 % объема иностранных инвестиций РФ. Центрами концентрации иностранных инвестиций ЮФО (2009 г.) выступают Ростовская область — 742,0 млн долл. и Краснодарский край — 579,5 млн долл., в которых сконцентрировано до 75 % иностранных инвестиций ЮФО. Менее 25 % инвестиций привлекли Астраханская и Волгоградская области, Ставропольский край. Несмотря на то, что иностранные компании слабо инвестируют в республики Северного Кавказа, в республиках Северного Кавказа с 2007 г. заметна позитивная динамика (табл. 4).

Произошел количественный скачок: иностранные инвестиции в 2007 г. вышли на новый уровень по сравнению с нулевыми показателями в 2005— 2006 гг., что связано с появлением крупных инвес-

тиционных объектов в Северной Осетии — Алании и Дагестане (табл. 4).

Таким образом, анализ ВЭД республик Северного Кавказа свидетельствует о росте объемов внешней торговли, оживлении инвестиционной активности зарубежных партнеров, о потенциале внешнеэкономической и международной активности в целом.

В немалой степени росту числа участников, объемов операций содействует развитая инфраструктура ВЭД, обеспечивающая таможенное оформление товаров, перемещаемых через государственную границу.

Ключевая роль государственной инфраструктуры ВЭД принадлежит таможенным органам. Зона деятельности Южного таможенного управления ФТС России (ЮТУ) до 2010 г. совпадала с границами ЮФО, а в 2011 г. в границах СКФО создано СевероКавказское таможенное управление (СКТУ) — г. Минеральные Воды Ставропольского края. В состав ЮТУ и СКТУ входят 13 таможен, обслуживающих более 7,5 тыс. участников ВЭД Южного федерального округа и 1,6 тыс. участников ВЭД Северо-Кавказского федерального округа (табл. 5).

Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе, реализуемая ФТС РФ с 2009 г., предопределяет стратегическое положение регионов Юга России и республик СКФО, особенно имеющих пункты пропуска на государственной границе. Важными инфраструктурными элементами концепции выступают специализированные тамо-женно-логистические терминалы (ТЛТ), с 2011 г. два из них функционируют в Ростовской области (Донецкий и Новошахтинский), в республиках Северного Кавказа ТЛТ пока не открыты. Перспективы их создания связаны с ростом внешнеторгового товарного потока, активизацией ВЭД в целом.

Таблица 4

Общий объем иностранных инвестиций республик Северного Кавказа, поступивших в 2000, 2005—2009 гг., тыс. долл. [5]

Субъект РФ 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Республики Северного Кавказа, всего... 309 — — 55 155 17 865 19 075

В том числе:

Республика Дагестан — — — 2 938 13 720 17 624

Республика Ингушетия — — — — — —

Кабардино-Балкарская Республика 244 — — — — —

Республика Калмыкия — — — — — —

Карачаево-Черкесская Республика 65 — — — — —

Республика Северная Осетия — Алания — — — 52 217 4 145 1 451

Чеченская Республика — — — — — —

Таблица 5

Подразделения Федеральной таможенной службы РФ на Юге России:

таможни и таможенные посты в субъектах Федерации ЮФО и СКФО в 2010 г., ед. [7]

Субъекты ЮФО и СКФО Таможни Пункты пропуска

Южное таможенное управление

Краснодарский край Краснодарская 15

Новороссийская 6

Сочинская 4

Ростовская область Ростовская 12

Таганрогская 6

Миллеровская 5

Волгоградская область Волгоградская 9

Астраханская область Астраханская 8

Северо-Кавказское таможенное управление

Ставропольский край Ставропольская 2

Минераловодская 8

Республика Дагестан Дагестанская 5

Республика Северная Осетия — Алания Северо-Осетинская 5

Итак, анализ ВЭД республик Северного Кавказа, включая внешнюю торговлю и иностранные инвестиции, свидетельствует о ее незначительных текущих объемах, что повышает важность включения инструментов международного сотрудничества в программу перспективного развития экономики СКФО.

Реализуемые Правительством РФ меры по сокращению дотационности субъектов региона, созданию новых рабочих мест, привлечению иностранных инвесторов (Франция) к созданию туристического кластера на Кавказе должны быть дополнены инструментами развития международного сотрудничества на основе доказавших эффективность программных методов. На Юге России накоплен значительный опыт региональной поддержки экспорта, в Ростовской области с 2007 г. успешно выполняется областная целевая программа поддержки экспорта, в настоящее время реализуется уже третья программа с финансированием около 40 млн руб. из бюджета области. В Краснодарском крае аналогичная программа работает с 2010 г., бюджет программы — 40 млн руб.

Важным направлением реализации потенциала международного сотрудничества может стать и возобновление присутствия международных организаций на Северном Кавказе. Организации ЕС предоставили Северному Кавказу в 1999—2007 гг. на гуманитарные цели более 220 млн евро (см.

40 ,5

28 28,5

22,7 2 ь 26 ,3 2 6

17,5

2 1

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Финансовый вклад Европейской комиссии на гуманитарные цели на Северном Кавказе в 1999—2007 гг, млн евро в год [10]

рисунок). В условиях сохранения социально-экономических проблем, возникших в предыдущие годы, в 2005—2006 гг. международными организациями было принято решение об изменении первоначальной стратегии, сокращении гуманитарной помощи и переходе к предоставлению технической помощи1.

На рабочем совещании Представительства ООН «Разработка стратегического плана экономического восстановления республик Северного Кавказа» 29— 30 августа 2005 г. в Ростове-на-Дону [6] была представлена новая доктрина, которая давала правительствам республик реальный шанс использовать квалифицированную помощь международного сообщества для вывода экономик их регионов из кризиса.

Проведенное совещание с участием большинства международных доноров, работающих в северокавказском регионе, показало, что принципиальным вопросом сотрудничества остается использование эффективной стратегии реализации преимуществ получения помощи принимающих регионов и способность республиканских правительств управлять ситуацией в интересах населения, развития экономики, создания рабочих мест.

Международные доноры отметили, что пока целью административной активности во многом является «консервирование» сложившегося порядка, избегание решения проблем, а критерием эффективности деятельности руководителей регионов подчас становится мнение руководства государства о «неухудшении» ситуации, а не объективные социаль-

1 Техническая помощь — консультационные услуги компаний, предоставляемые по тендеру ЕС, для решения важнейших

согласованных целей социально-экономического развития. Программа технической помощи позволяет использовать часть средств бюджета проектов для технического (информационного) оснащения бенефициара.

но-экономические показатели регионов — темпы роста производства, объем инвестиций, снижение дотационности, уровень душевых доходов населения, сокращение теневого сектора, безопасность жизни людей.

Критерии оценки эффективности управления региональных администраций РФ, принятые в 2007 г., показывают, что для республик их следует модифицировать, упростить, а результаты сделать доступными для населения, ведь кулуарность принимаемых решений противоречит вековым традициям народов Северного Кавказа. Таким образом, международные связи, внешняя торговля, иностранное инвестирование, содействие международных организаций в форме технической помощи могут служить эффективными инструментами достижения политической стабильности, обеспечения бездотационности бюджетов субъектов РФ Северного Кавказа.

Северный Кавказ, его социально-экономическое развитие находится в фокусе внимания Правительства РФ. Позитивное влияние международного сотрудничества в регионе следует приоритезиро-вать, направив усилия на создание особых условий ведения ВЭД, включающих меры выверенного административного управления процессом расширения поля и возможностей включения субъектов предпринимательства в мировую торговлю.

Следует учитывать специфику экономики региона, стимулируя средний и малый бизнес к кооперационным формам сотрудничества во внешней торговле и инвестиционном взаимодействии. На первом этапе важно формирование новых предпринимателей в результате обучения основам теории и практики внешней торговли, которое следует проводить на специально организованных длительных курсах в действующих университетах, непременно с привлечением специалистов-практиков.

В стратегии товарного наполнения ВЭД следует использовать внешнеэкономический потенциал продуктов уникальных традиционных этнических народных промыслов, возможности экспорта продуктов питания, произведенных из экологически чистого местного сырья. Значительным резервом экспорта представляется и набор лекарственных трав, сырья для косметической промышленности.

Административно-управленческое стимулирование международного сотрудничества должно опираться на разработку специфических для каждой республики программ развития внешнеэкономической деятельности. Их целевыми группами должны

выступить субъекты предпринимательства, субъекты управления и население, каждая из которых имеет собственные интересы в интенсификации международной активности региона.

Опыт использования программного метода управления поддержкой экспорта и развитием ВЭД в территориально близких к Северному Кавказу регионах Юга России (Ростовская область и Краснодарский край), закрепление программно-целевого метода управления в качестве ключевого механизма государственного управления Правительства РФ с 2013 г. в бюджетном процессе при формировании системы бюджетирования, ориентированной на результат, создают необходимые предпосылки использования инструментов роста объемов международного сотрудничества в процессе изменения социально-экономической ситуации на Северном Кавказе. Необходимы практические шаги по разработке программ развития ВЭД, реализованные для начала в нескольких республиках Кавказа — пилотных регионах. Такими регионами, как представляется, в настоящее время могут выступить Северная Осетия — Алания, Дагестан и Карачаево-Черкесия.

Список литературы

1. Внешняя торговля Северо-Кавказского федерального округа в 2010 г. URL: http://sktu. customs. Ru / index. php? option= com.

2. Данные таможенной статистики об экспорте и импорте предприятий и организаций ЮФО (2000—2009 гг.) и СКФО (2010 г.), регистрируемые ЮФУ URL: www. yutu. customs. ru.

3. Рэнкинг субъектов ЮФО и Ставропольского края по показателям социально-экономического развития за 2010 г. ГАУ РО «Региональный информационно-аналитический центр». Ростов/н/Д., 2010.

4. Рейтинг крупнейших компаний СКФО по объему реализации продукции // Журнал «Эксперт Юг». 2011. № 41—43.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. М., 2010. C. 952—953.

6. Стратегическая программа поддержки переходного периода от гуманитарной помощи к экономическому развитию на Северном Кавказе, Российская Федерация // Докладная записка Представительства ООН. 07.07.2005.

7. Южное таможенное управление. 2010 г. С. 3—21.

8. 100 крупнейших экспортеров ЮФО // Журнал «Эксперт Юг». 2009. № 38—39.

9. 100 крупнейших агентов внешнеэкономической деятельности Юга России // Журнал «Эксперт Юг». 2010. № 41—42.

10. URL: http: //europa. eu. int/comm/echo/field/russia/ index en. htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.