Научная статья на тему 'Совершенствование информационной подготовки бакалавров в системе высшего аграрного образования'

Совершенствование информационной подготовки бакалавров в системе высшего аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационной подготовки бакалавров в системе высшего аграрного образования»

электронные библиотеки. Содержать такую библиотеку самостоятельно весьма сложно. Хотя в учебном процессе обычно используются методические разработки преподавателей вуза, и они обеспечат 90% потребностей читателей электронной библиотеки, возросшие требования делают необходимым наличие в библиотеке внешних ресурсов. Действующее законодательство о защите авторских прав не позволит вузовской электронной библиотеке выполнить это требование. На рынке существует несколько коммерческих электронных библиотек. Стоимость их услуг выросла после введения обязательных требований для вузов. Обеспеченность специализированной сельскохозяйственной литературой в этих библиотеках крайне скудная, поэтому использование таких библиотек приведет к большим финансовым затратам, не повысив качество обучения. Выходом из создавшегося положения может стать создание межвузовской аграрной электронной библиотеки на основе унифицированной информационной системы. Еще одна проблема - контроль качества знаний студентов. Существует несколько коммерческих структур, оказывающих услуги по тестированию студентов вузов через интернет. Но качество тестового материала зачастую низкое, задания не учитывают специфику аграрных вузов. Крайне мало имеется тестов по специальным сельскохозяйственным дисциплинам. В этом направлении совместная разработка контрольного материала в рамках унифицированной информационной системы и консолидированные предложения агарных вузов федеральным надзорным службам в области образования принесли бы большую пользу.

Таким образом, объединение усилий аграрных вузов и Министерства сельского хозяйства по развитию унифицированной информационной системы могло бы помочь вывести информационную инфраструктуру на новый уровень, с опережением высших учебных заведений других отраслей. Образовательная среда вполне подготовлена к внедрению таких систем.

Рассмотрев основные плюсы централизации, необходимо остановиться и на ряде подводных камней, с которыми предстоит столкнуться, и с которыми уже столкнулся ряд федеральных информационных ресурсов. Схема взаимодействия разработчиков системы, управляющих структур высшего звена - заказчиков, и пользователей на местах зачастую такова, что ответственность разработчиков за неизбежные ошибки и недоработки недостаточна. Судебная практика показывает, что обычно за промахи разработчиков расплачиваются пользователи на местах. В частности, такая ситуация наблюдается в информационных ресурсах системы государственных закупок. Поэтому представляется важным введение механизма, в соответствии с которым разработчики унифицированной информационной системы несли бы ответственность не только перед Министерством сельского хозяйства, но и перед сообществом агарных вузов.

В качестве вывода из настоящей работы, централизованная разработка унифицированной информационной системы для аграрного вуза является актуальной задачей, решение которой обеспечило бы выход аграрного образования на качественно новый уровень в области информатизации, повышение эффективности работы аграрного вуза при минимизации финансовых затрат.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Б. Заика, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского НИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве, В.И. Заика, доц. Приморской государственной

сельскохозяйственной академии

Информатизация - объективный процесс, обеспечивающий прогресс и устойчивые темпы развития мировой экономики, повышение качества жизни населения. Аналогичные процессы происходят и в России. Динамично развиваются информационная сфера и технологии. Так, в 2012 г. по данным социологов 58% россиян пользовались интернетом. Причем наиболее активные пользователи - молодежь и высокообразованные граждане [1]. Однако информатизация АПК находится в стадии становления, что объясняется воздействием множества объ-

ективных и субъективных факторов и предполагает повышение требований к образованию, информационной подготовке и притоку выпускников-бакалавров различных направлений в отечественное сельское хозяйство.

Вместе с тем, сложившаяся в России система образования не отвечает современным требованиям, предъявляемым к молодым специалистам на рынке труда. По данным опроса менеджеров российских предприятий и организаций, проведенного 1-5 сентября 2011 г. исследовательским центром рекрутингового пор-

тала Superjob.ru, 57% работодателей не устраивает уровень подготовки обладателей дипломов о высшем образовании. Удовлетворены подготовкой выпускников были всего 22% респондентов, но многие из них - с рядом оговорок. При этом отмечается необходимость не только опыта, но и хорошего знания программ, которое, как правило, у выпускников и многих сотрудников отсутствует [3].

Причины этой проблемы многообразны. Прежде всего, большинство работодателей считают подготовку бакалавров незаконченным высшим образованием. При отсутствии или недостаточности трудового стажа работодатели вынуждены доучивать выпускников бакалавриата через систему повышения квалификации или корпоративное обучение.

Снизить остроту ситуации может целевая подготовка студентов с обязательным трудоустройством или возврат средств вузу, потраченных на их обучение в случае неприбытия к месту работы. При заинтересованности предприятия в сохранении бакалавров следует закреплять наставников за молодыми выпускниками из числа специалистов с высокой квалификацией и опытом работы. Причем наставничество должно стимулироваться повышенной оплатой труда этих работников.

В современных условиях необходимо дальнейшее развитие дополнительного после -вузовского образования. Прежде всего, это связано со значительным сокращением продолжительности преддипломной практики. Студентов не хотят брать на производственную практику, а если и берут, то загружают в большей мере технической работой по копированию, переписыванию информации, проведению простейших расчетов и подведению итогов, что не способствует закреплению и совершенствованию профессиональных навыков студентов.

Появление разнообразной организационной и вычислительной техники, глобальной сети Интернет привело к резкому сокращению желания, потребностей и навыков самостоятельной работы с литературой, чтения, письма, свободной и профессиональной речи. Эти тенденции подтверждают как собственные наблюдения авторов данной статьи1, так и ответы респондентов портала Superjob.ru, которые отмечают крайне низкий общеобразовательный уровень выпускников. Причем безграмотность

1 В.И. Заика имеет более чем сорокалетний опыт преподавания дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии» на кафедре статистики и информационных технологий ПГСХА.

и слабые знания русского языка усугубляются использованием компьютерной техники [3]. При этом опрос российских студентов и молодых специалистов, проведенный порталом Career.ru 13-20 сентября 2011 г. показал, что 52% студентов использовали Интернет для скачивания дипломных, курсовых или других учебных работ [2].

В этой связи более высокой оценки заслуживают такие качества обучающихся, как самостоятельность, компетентность, умение мыслить и продуцировать новые идеи и знания. Студенты, которые пользуются текстом, скачанным в Интернете без собственной интерпретации должны оцениваться значительно ниже. Причем преподавателям необходимо предусматривать периодическое уточнение перечня профессиональных компетенций и внесение изменений в рабочие программы по соответствующим дисциплинам.

Одним из подходов, способствующих решению указанных выше проблем, является тестирование студентов. В этой связи следует остановиться на отзывах студентов ПГСХА об использовании тестов для контроля полученных знаний. В этом году на кафедре статистики и информационных технологий впервые было проведено компьютерное тестирование студентов-бакалавров по дисциплине «Информатика» на основе программы SunRavTestOffice 6. Ранее для тестирования использовалась программа BestTesting. Кроме компьютерных тестов на кафедре применяются их аналоги на бумажных носителях. Тестирование проводится по всем формам обучения: очной, заочной и ускоренной. Большинство студентов (65-70%) считает, что тестирование с использованием современных информационных технологий (ИТ) позволяет избежать субъективизма преподавателей в оценке уровня знаний, при одновременном исключении устаревших методов контроля.

Вместе с тем подготовка к тестированию нередко превращается в «натаскивание», а не обучение студентов. В этой связи целесообразным представляется в процессе изучения той или иной дисциплины проведение тестирования по некоторым наиболее важным темам, а по завершении изучения дисциплины - итогового теста и экзамена.

ИТ применяются на кафедре также при написании дипломных работ и проведении учебной практики. В 2008-2009 гг. нами проводилась двухнедельная учебная практика (60 час.) по программе «1С-Бухгалтерия» для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а также одна неделя (30 час.) по программе «1 С-Торговля и склад»для специальности

«Экономика и управление в отраслях АПК». При этом использовались сквозные задачи с контрольными итогами, что при совпадении ответов дополнительно стимулировало обучение студентов. В процессе занятий студенты приобрели навыки работы с различными формами отчетности и налоговыми декларациями, повысился уровень их профессиональной компетентности, улучшилась практическая подготовка. В этой связи необходимым представляется восстановление в полном объеме лабораторных занятий и учебной практики по ИТ, значительно сокращенных в последнее время.

Руководство написанием дипломных работ студентами очного и заочного отделений позволило проанализировать использование информационных технологий на сорока предприятиях АПК. При этом выявлены следующие тенденции:

■ все предприятия обеспечены персональными компьютерами и необходимой оргтехникой;

■ установлено системное программное обеспечение (как правило -Windows). Используются прикладные программы общего назначения MS Word и MS Excel;

■ в качестве профессиональных прикладных программ применяются в основном «1С-Бухгалтерия», «1С-Торговля и склад», «1С-Зарплата и кадры», т.е. используется частичная автоматизация бухгалтерского учета. При выборочной обработке информации невозможно автоматически получить достоверный баланс, налоговые декларации и другие формы отчетности;

■ некоторые предприятия ввиду установки программы «1С-Предприятие 7.7» несвоевременно выполняют ее обновление и вынуждены обрабатывать некоторые участки бухгалтерского учета вручную;

■ до настоящего времени встречается самый неэффективный вариант использования информационных технологий: в программе «1 С-Бухгалтерия» вводятся бухгалтерские проводки, а формы бухгалтерской отчетности создают в программе MS Excel.

Вышесказанное свидетельствует о том, что ИТ на предприятиях и организациях АПК применяются в основном для повышения уровня автоматизации бухгалтерского учета и требуют совершенствования информационной подготовки выпускников аграрных вузов.

Улучшению подготовки и трудоустройства специалистов сельского хозяйства в аграрном секторе экономики будет способствовать

реализация следующих предложений и рекомендаций по повышению компетентности выпускаемых бакалавров:

— выделение в каждом вузе (институте) специальных аудиторий, оснащенных современными техническими средствами для самостоятельной работы студентов всех курсов, дипломников и преподавателей;

— обеспечение учебного процесса соответствующими методическими разработками по информатике и ИТ;

— постоянная поддержка и развитие учебно-производственных связей и сотрудничества на основе совместных договоров и соглашений между местными администрациями, работодателями, вузами и студентами;

— учет наряду с ФГОС ВПО международных требований к организации учебного процесса бакалавров;

— проведение ежегодных, системных исследований рынка труда для определения потребности в кадрах по специальностям, должностям, требуемым компетенциям;

— привлечение к чтению лекций для студентов бакалавриата опытных научно-педагогических работников ведущих российских вузов, зарубежных университетов и научно-исследовательских учреждений;

— проведение конкурсов на лучшие учебно-методические разработки преподавателей по дисциплинам «Информатика» и «ИТ» по таким их видам, как электронный учебник, электронное учебное пособие, мультимедийные технологии для чтения лекций.

Подводя итог проведенного исследования следует отметить, что решение указанных выше проблем будет способствовать повышению качества подготовки, закрепляемости и эффективности работы молодых специалистов, модернизации и конкурентоспособности аграрного сектора экономики в условиях вступления России в ВТО.

Источники

1. Доля российских пользователей Интернета продолжает расти. http://www.echo.msk.ru/news/ 879827-echo.html

2. Каждый второй российский студент скачивал из интернета готовые работы. http://news. rambler.ru/11216209/

3. Уровнем знаний выпускников вузов недовольны более половины отечественных работодателей. http://www. superi ob.ru/community/life/59162/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.